Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И АДАПТАЦИИ МООК-КУРСОВ ПОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ «ЦИФРОВЫХ КОЧЕВНИКОВ»

Работа №193180

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

реклама & PR

Объем работы100
Год сдачи2017
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Исследовательский этап. Цифровые кочевники как специфическая целевая аудитория МООК-курсов 10
1.1 Профиль целевой аудитории. Образовательные траектории цифровых кочевников / образовательные запросы и интересы цифровых кочевников 10
1.2 Классификация и описание разнообразия русскоязычных и зарубежных МООК-платформ как площадок для получения образования. МООК, которые направлены на обучение цифровых кочевников 20
2. Стратегический этап 28
2.1 Концепция проекта 28
2.2 Механизм реализации проекта 31
2.2.1 Этапы и содержание работ по проекту создания методики адаптации и
использования массовых открытых онлайн курсов под образовательные запросы цифровых кочевников 31
2.2.2 План реализации проекта 34
2.2.3 Показатели эффективности реализации проекта 36
3. Презентационный этап 37
3.1 Отчет о реализации проекта 37
Список используемой литературы 74
Приложения 79

В условиях современного мира все более набирает популярность тренд получения высшего образования не классическим путем, т.е. посещением привычных лекций и семинаров в университетах, а дистанционно - с помощью различных онлайн-курсов на базе все тех же высших учебных заведений или же совершенно новых платформ, так называемых МООК-платформ. Особенно большой интерес такая форма обучения может вызывать у людей, которые привыкли не сидеть на одном месте, а путешествовать и параллельно всесторонне развиваться. Примером таких людей могут являться так называемые цифровые кочевники.
Сегодня многие ученые говорят о том, что мир стоит на пороге новой волны инноваций, которая, возможно, серьезно изменит сложившийся «образовательный ландшафт» во всем мире. Причиной этого большинство экспертов, таких как Николас Карр, В.Э. Багдасарян, О.В. Вербина и др., считают «кризис традиционного образования». «Образование теряет привычные модели трансляции знаний и образцов и вынуждено искать новые», отмечает Е.В. Бодрова, профессор Московского гуманитарного университета.
Распространение образовательных проектов на базе Массовых Открытых Онлайн- Курсов эксперты начали называть «лавиной инноваций», что подразумевает, что такие проекты способны более эффективно выполнять функции традиционных школ и университетов.
Такое внимание МООК-платформам уделяется из-за доступности данного вида образования: каждый желающий может повышать уровень своей образованности в абсолютно любом месте, в любое время с любого устройства, имеющего возможность выхода в Интернет.
Можно предположить, что за счет развития технологических инноваций в мире может полностью сформироваться абсолютно новое пространство образовательных инициатив / проектов / стартапов, которые создаются с нуля (так называемый «greenfield» - чистое поле) и существуют параллельно с институтами формального образования. Традиционные же образовательные учреждения (школы, высшие, средне-специальные и средне-профессиональные учебные заведения) будут оставаться исторически сложившейся «зоной образовательной практики» (так называемый «brownfield» - возделанное поле), а может быть, что весьма вероятно, даже исчезнут вовсе.
Актуальность данной магистерской диссертационной работы заключается в том, что на настоящий момент происходит «кризис традиционного образования»: меняется формат обучения, все больше людей предпочитают дистанционную форму получения знания классической. Помимо этого, в современных условиях возникает новый тип людей, чей образ жизни отличается от устоявшегося в нашем обществе типа, - это так называемые цифровые кочевники, которые осуществляют все те же виды деятельности, что и привычные нам «оседлые» граждане, но по-своему, имея «дом в своем кармане». Важной задачей для авторов МООК является привлечение этой группы людей к формату онлайн-образования. Отсюда вытекает проблема исследования, которая заключается в установлении возможностей адаптации МООК под профиль целевой аудитории и в том, как сделать необходимые курсы интересными, удобными и популярными для этой группы людей.
Объектом исследования являются массовые открытые онлайн курсы как форма представления образовательных услуг цифровым кочевникам.
Предметом исследования являются способы адаптации и таргетинга МООК под рекламный профиль и образовательные траектории «цифровых кочевников».
Гипотезой исследования является предположение, что цифровые кочевники активно используют МООК-платформы и часто проходят онлайн-курсы, формируя свои образовательные траектории согласно особенностям образа жизни и общения цифровых номадов.
Целью данной работы является разработка методики адаптации и таргетинга МООК под образовательные запросы цифровых кочевников как специфического сегмента целевой аудитории.
Задачи:
1. Проанализировать особенности образа жизни, работы и отдыха цифровых кочевников;
2. Выявить образовательные запросы и интересы цифровых кочевников;
3. Очертить профиль аудитории «цифровых кочевников» для МООК- платформ;
4. Дать классификацию и описание разнообразия русскоязычных и зарубежных МООК-платформ как площадок для получения образования;
5. Выявить и описать опыт использования МООК-платформ цифровыми кочевниками (типы и тематику курсов, отличительные черты (время, тип, усвоение информации и пр.);
6. Предложить методику по адаптации и таргетированию МООК-платформ и МООК-курсов для специфической образовательной аудитории - цифровых кочевников.
7. Сформировать полученный в результате работы пакет методических материалов для преподавателей и образовательных менеджеров по разработке и запуску курсов для цифровых кочевников как специфической аудитории.
Методология исследования.
Теоретической базой исследования является книга Николаса Карра «Пустышка. Что Интернет делает с нашими мозгами» и его концепция культурного и интеллектуального влияния Интернета на человека. Хоть автор и говорит о вероятной рассеяности и невозможности концентрироваться в полной мере, созерцать и рефлексировать, к данному исследованию больше подходит его мысль об «инструментах ума», коим в последнее время является Интернет и его возможности. Изменение мозга под влиянием опыта, а также изменение маршрутов и технологий для поиска, обмена и хранения информации. Понятие Массовых Открытых Онлайн Курсов подходит под определение технологии «инструмента ума», поэтому в данном случае работа Николаса Карра «Пустышка. Что Интернет делает с нашими мозгами» как нельзя подходит под фундамент исследования.
Также, к методологии исследования нужно отнести теорию поколений Нейла Хоува и Вильяма Штрауса, основой которой являются ценности, события, особенности воспитания, которые формируют эти самые поколения. Об этом также говорил Марк Пренски в своей статье «Цифровое поколение, цифровые иммигранты». Именно такие поколенческие особенности формируют явление цифровых кочевников, их образ жизни, особенности образования.
В рамках исследования, «Электронно-цифровое общество» Дона Тапскотта также занимает особое место, так как данная работа включает в себя экономические аспекты, государственное управление, социальную сферу и наиболее интересные для исследования вопросы образования и эволюции общества. Автор выделяет признаки нового общества, где главенствующие места занимают ориентация на знания, цифровая форма представления объектов, динамизм, глобализация и др. Образование Д.Тапскотт считает сферой, которой необходима очень серьезная перестройка: традиционная система образования по его мнению не способна обеспечить выпускникам высших школ гарантию долговременной трудовой занятости, поскольку темпы обновления знаний требуют постоянной переподготовки. В электронном обществе представление об обучении, ее связях с работой и повседневностью пересматриваются: из-за основы информационного общества на умственном труде, процесс обучения перетекает в процесс, длинною в жизнь, т.н. «long-life education». Процесс же обучения не основывается на традиционных школах и университетах, так как на это поприще вступает Интернет с его дистанционным обучением, который позволяет сокращать временные и материальные затраты на образование, увеличивая объемы знаний. Поэтому в ближайшем будущем автор видит образовательную систему, интегрированную в информационную магистраль.
Исследование Сколково «Эпока Гринфилда в образовании» также можно рассматривать как базу исследования. Специалисты Московской школы управления Сколково считают, что мир в настоящее время стоит на пороге новой волны инноваций, которая изменит сложившийся «образовательный ландшафт». «Браунфилдом» - исторически сложившейся «зоной образовательной практики» авторы называют традиционные образовательные учреждения, «гринфилдом» - новые образовательные проекты или стартапы, созданные с нуля. Специалисты Сколково выделили четыре тренда, которые задают параметры образования будущего: массовизация или доступность образования, интернационализация образования (умы из заграницы), финансирование образования (государственное финансирование образования снижается) и цифровая революция (развитие мобильной связи, Интернет, смартфонов и других переносных девайсов). Все это требует по мнению авторов срочной трансформации образовательных учреждений и наиболее подходящим вариантом они видят т.н. EdTech - образовательные проекты, основанные на современных ИКТ-технологиях.
Перечисленные выше источники раскрывают подходы к развитию социальных коллабораций, цифровому кочевничеству и цифровой революции в образовании и составляют методологическую основу исследования.
Методы исследования:
1. Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение;
2. Количественные методы: анкетирование цифровых кочевников об использовании МООК-платформ в их образовательном процессе;
3. Метод системного анализа позволит изучить МООК как целостную систему и определить особенности цифрового кочевничества;
4. Описательный метод - для решения задачи выявления особенностей использования МООК-платформ цифровыми кочевниками.
Анализ источниковой базы.
Для обоснования научности данной работы, при написании используются научные и ненаучные источники литературы. В этот список входят выжимки из фундаментальных работ таких авторов, как Ж. Аттали «На пороге нового тысячелетия», У. Митчелл «Я++: человек, город, сети» и т.д. Также, в список источников вошли работа И.П. Кужелевой-Саган «Бизнес-коммуникации в условиях цифрового кочевничества». Помимо этого, использовались электронные источники Новосибирского Национального Исследовательского Государственного Университета «Что такое МООК», преподавателя Саратовского Национального Исследовательского Государственного Университета имени Н.Г. Чернышевского, Е.Г. Вьюшкиной «МООК: теория, история, перспективы использования», блоги цифрового кочевника N.Sisson «The suitcase Enterpreneur», блог омского исследователя С.Л. Тимкина, а также распространенные информационные ресурсы, такие как: studopedia.ru, mirovoystudent.ru, cyberleninka.ruи другие. Были рассмотрены работы участников Факультета Психологии Национального Исследовательского Томского Государственного Университета с конференций «Connect Universum» и «Connect Universum Junior»: П. Смирновой, С. Сариковой, А. Плоховой, Е. Киреевой и других. Под изучение попали и самые популярные МООК-платформы Coursera, EdX, Udacity, KhanAcademy, Национальная Платформа Открытого Образования, Универсариум, Лекториум.
Ресурсы проекта.
На подготовку, реализацию и рефлексию проекта потрачены лишь временные ресурсы.
Перечень этапов с их кратким содержанием и указанием времени, необходимого на их реализацию.
1) Планирование, создание общей программы исследования (до 5 марта 2017)
2) Внедрение/реализация/сбор данных (5-24 марта 2017)
3) Заключение/получение результата (25-31 марта)
4) Рефлексия (апрель-май 2017)
Поэтапный план реализации проекта.
1. Разработка программы исследования;
2. Составление вопросов анкеты;
3. Редакция вопросов анкеты;
4. Составление анкеты;
5. Пробный опрос;
6. Обработка информации;
7. Доработка анкеты;
8. Опрос респондентов;
9. Анализ полученных данных;
10. Составление методического пособия;
11. Рефлексия.
Результат проекта.
Результатом проекта являются методические рекомендации для авторов и создателей массовых открытых онлайн-курсов по адаптации курса под интересы и возможности цифровых кочевников.
Критерием эффективности является обратная связь целевой аудитории и количество принявших участие в опросе русскоязычных цифровых номадов (основываясь на том, что данная категория лиц весьма малочисленна).
Полученный в результате работы методический материал будет полезен Институту Дистанционного Образования Томского Государственного Университета, по результатам которого будет вынесено мнение о релевантности полученной информации.
Основными рисками при реализации проекта являются:
1) Неприятие методического материала;
2) Непопадание в целевую аудиторию;
3) Слабый дизайн методического материала;
4) Нерелевантность информации;
5) Слабая информированность цифровых кочевников о таком формате обучения, как МООК.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, списка литературы и приложений.
Первая глава включает в себя два параграфа: в первом параграфе рассматривается такое явление, как цифровое кочевничество, профиль целевой аудитории, а также выявляются образовательные запросы цифровых кочевников. Во втором параграфе приводится классификация и описание разнообразия русскоязычных и зарубежных МООК-платформ как площадок для получения образования, а также выявляется перечень МООК-платформ, типы и тематика курсов, отличительные черты (время, тип, усвоение информации и пр.) использования МООК-платформ цифровыми кочевниками.
Вторая глава состоит из трех параграфов, которые включают в себя описание механизма реализации проекта: этапы, содержание, план реализации и показатели эффективности проекта
Третья глава - это отчет о проведенном исследовании, включающий в себя анализ полученных данных.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Digital Nomadism as a Global and Siberian Trend // Connect-Universum. URL: http://ru.uarctic.org/media/1524595/infletter2eu2016rus.pdf(дата обращения 8.09.2016)
2. Digital Nomads Hub // Facebook.com. URL: https://www.facebook.com/groups/756306204446638/?fref=ts(дата обращения: 4.10.2016)
3. khanacademy.org// Академия Хана. URL:https://www.khanacademy.org/about(дата обращения: 25.09.2016)
4. Nomad List // Nomadforum. URL:https://nomadforum.io/(дата обращения: 4.10.2016)
5. npoed.ru// Национальная Платформа Открытого Образования. URL: http://npoed.ru/about(дата обращения: 25.09.2016)
6. Sisson N. The Suitcase Entrepreneur // Entrepreneurs Blog. URL: http://suitcaseentrepreneur.com/entrepreneurs-blog(дата обращения: 9.09.2016)
7. Акимова Р.С. Мировоззренческая сущность кризиса современного образования // Современные наукоемкие технологии. 2008. №5. С. 12-13
8. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия // Объединение сторонников концепции общественной безопасности. URL:http://kob. su/content/na-poroghie-novogho-tysiachielietiia-zhak-attali/(дата обращения: 8.09.2016)
9. Багдасарян В. Мировой кризис образования: необходимость возвращения к истокам // Блог Багдасаряна Варана Эрнестовича. URL:http://vbagdasaryan.ru/mirovoy-krizis-obrazovaniya-neobhodimost-vozvrashheniya-k-istokam/(дата обращения: 14.09.2016)
10. Блог о саморазвитии. Преимущества и недостатки МООК // 4brain. URL: https://4brain.ru/blog/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B8%D0%BC%D1%83%D1%89%D0%B5%D 1%81 %D 1 %82%D0%B2%D0%B0-%D0%B8-%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%B8-%D0%BC%D0%BE%D0%BE%D0%BA/(дата обращения: 20.09.2016)
11. Блог о саморазвитии. Список популярных МООК-платформ // 4brain. URL: https://4brain.ru/blog/%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA-%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D 1%83%D0%BB%D 1%8F%D 1%80%D0%BD%D 1%8B%D 1%85-%D0%BC%D0%BE%D0%BE%D0%BA-
%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D 1%82%D 1 %84%D0%BE%D 1%80%D0%BC/(дата обращения: 20.09.2016)
12. Бодрова Е.В., Никитина С.Б. Кризис системы образования. Поиск новой парадигмы образования на рубеже XX-XXI веков // Московский Гуманитарный
Университет. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2009/professor.ru/Bodrova&Nikitina.pdf(дата обращения: 17.02.2017)
13. Булатецкий Ю.Э. О кризисе в образовании // Высшее образование для XXI века: V международная научная конференция. Москва, 13-15 ноября 2008 г. Ответы на вопросы, заданные Оргкомитетом конференции по проблемам высшего образования. Международный опрос, 2008 год. Ч. 1 / Сост. Вал.А. Луков, Н.В.Захаров, М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2008. 13.
14. Вакаев В.А. Феномен отчуждения в системе высшего образования // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2013. - №4(31). - С.121-123
15. Вербина О.В. Кризис современного образования и российский постиндустриализм // Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского. URL: http://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/15/verbina.pdf(дата обращения: 3.09.2016)
16. Вьюшкина Е.Г. Массовые открытые онлайн-курсы: теория, история, перспективы использования. Известия Саратовского Университета. Новая Серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т.15. Вып.2. с.78-83
17. Гаязов А.С. Индивидуальные траектории образования личности // Российская академия образования. URL: http://www.raop.ru/content/Otdelenie psihologii i fiziologii.2010.10.26.Spravka.pdf(дата обращения: 29.09.2016)
18. Голунов Н.Н. Мировые тренды в образовании. Стратегия развития «Гринфилд» и «Браунфилд» // НИ Российский Государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина. 2014. URL: http://www.gubkin.ru/departaments/educational activities/advanced training/retaining effective
teachers/Develop/Greenfield&B anfi eld.pdf(дата обращения: 13.03.2016)
19. Гужеля Д. Универсариум - мы учим учиться // Российский союз промышленников и предпринимателей. URL: http://media.rspp.ru/document/1/a/4/a4ef20fbc81e03ad310d8c43f7f93516.pdf(дата обращения: 26.01.2017)
20. Еврезов Д.В., Майер Б.О. Образование 2020 - вызов системе образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. №2(18). 2014. С.118-132
21. Зеленина Т.Ю. Кризис системы образования в современном обществе // Научный форум. URL:https://nauchforum.ru/node/5244(дата обращения: 31.08.2016)
22. Индивидуальная образовательная траектория // Студопедия. URL: http://studopedya.ru/7-124026.html(дата обращения: 13.09.2016)
23. Киреева Е.А. Специфика досуга цифрового кочевника // Connect-Universum- Junior. URL:http://connect-universum.tsu.ru/blog/cuj2015/1043.html(дата обращения 22.09.2016)
24. Княгинин В.Н. Реформа профессионального образования в современной России // Некоммерческий институт развития. 2008. URL: http://www.fondgp.ru/lib/chteniya/xiv/mat/17(дата обращения: 15.03.2016)
25. Краткая история цифрового кочевничества // Цифровой странник. URL: https://rudigitalnomad.wordpress.com/2015/08/08/%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%B0%D 1 %8F-%D0%B 8%D 1 %81%D 1%82%D0%BE%D 1 %80%D0%B8%D 1%8F-%D 1%86%D0%B 8%D 1 %84%D 1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5/(дата обращения: 8.09.2016)
26. Краткое описание системы виртуальный университет // Передовые технологии в образовании. URL: http://www.informab.com/docs/info/VirtualUniversity main.pdf(дата обращения: 27.01.2017)
27. Копытова Н.Е. Массовые открытые онлайн-курсы повышения квалификации педагогов // Научная электронная библиотека «Киберленинка». URL: http://cyberleninka.ru/article/n/massovye-otkrytye-onlayn-kursy-povysheniya-kvalifikatsii-pedagogov (дата обращения: 21.02.2017)
28. Куаскуарелли Н. Как кризис создает возможности для высшего образования // Проблемы управления в социальных системах. Научно-практический журнал. 2014. Т.7. Вып.11. С.114
29. Кужелева-Саган И.П. Бизнес-коммуникации в условиях цифрового кочевничества - М.: Сборник «Коммуникация как наука и область знания в современном мире: «Диалог подходов», 2015. - с.177
30. Лебедева М.Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция образования // Человек и образование. №1.2015. С.105-108
31. Лукша П. Переосмысляя цель образовательных систем: от социальных машин к средствам реализациисамости. - URL:https://www.slideshare.net/PavelLuksha/ss-31452255(дата обращения: 13.09.2017)
32. Митчелл У. Я++: человек, город, сети // Bookmate Reader. URL: https://bookmate.com/reader/AcZAMhmO(дата обращения: 9.09.2016)
33. Можаева Г.В. МООК-новые возможности для развития дополнительного профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. №1. 2015. С. 5-9
34. Наливайко Н.В. Проблемы ценностей в современной теории образования // Философия образования. - 2008. - №1. - С.112-119
35. Пасечникова Т.В. Основные требования к оформлению методической продукции: Методические рекомендации - Самара: ЦПО, 2013. - 25 с.
36. Платформа для Learning Management System // Рекуклет. URL: http://rekuklet.ru/blog/information systems/1012.html(дата обращения: 13.03.2016)
37. Плохова А.В. Цифровое кочевничество, как транскультурный феномен: картина мира, ценности, стиль жизни // Connect-Universum-Junior. URL:http://connect-universum.tsu.ru/blog/cuj2015/1051.html(дата обращения: 25.09.2016)
38. Подборка отечественных ресурсов // timkin.blog. URL:http://timkin- blog.blogspot.ru/2016/01/blog-post 14.html(дата обращения: 20.09.2016)
39. Предпосылки для смены образовательного «ландшафта» // Эпоха «гринфилда» в образовании. Сколково. Московская школа управления. 2013. С. 3-9
40. Пропп. О.В. Реформа высшей школы в России: исторический опыт и современные проблемы // Известия Уральского государственного университета. 2008. №56. С.218
41. Роман-Погоржельская И. Будущее за симбиозом онлайн- и офлайн- образования // Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО. URL: http://business.mgimo.ru/archive/iroman-pogorzhelskaja-buduschee-za-simbiozom-onlajn-i-oflajn-obrazovanija(дата обращения: 26.01.2017)
42. Роман-Погоржельская И. Массовые открытые онлайн - курсы: педагогические практики // Образовательный портал НИЯУ МИФИ. URL: http://online.mephi.ru/data/docs/prof/Best%20Practices%20for%20Course%20Creation%20Inessa.pdf(дата обращения: 27.01.2017)
43. Рощин С.Ю. Новые образовательные стандарты, технологии и методики преподавания. Как работать с LMS. Демонстрация важностей новой системы // Справочник учебного процесс НИИ ВШУ. Система управления учебным процессом. URL: https://www.hse.ru/studyspravka/lms(дата обращения: 13.03.2016)
44. Русские МООК. Попытка получить количественные показатели // timkin.blog. URL:http://timkin-blog.blogspot.ru/2015/01/blog-post.html(дата обращения: 20.09.2016)
45. Сарикова С.С. Поколение цифровых кочевников - профессионалы в режиме онлайн // Connect-Universum-Junior. URL:http://connect-universum.tsu.ru/blog/cuj2015/1058.html(дата обращения: 12.09.2016)
46. Смирнова П. Риски цифровых кочевников // Connect-Universum-Junior. URL: http://connect-universum.tsu.ru/blog/newmedia ru/917.html(дата обращения: 9.09.2016)
47. Сысойкина М. Как измерить эффективность социальной платформы? // Блог 24. Говоримо работе, делимся советами. Разбираем ошибки. 2013. URL: https://blog.bitrix24.ru/how-to-measure-the-effectiveness-of-the-social-platform/(дата обращения 14.03.2016)
48. Тапскотт, Дон. Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта. // Киев. - INT Пресс; Москва. - Релф бук. - 1999. - 432с.
49. Чеботарева М.С. Россия на мировом рынке образовательных услуг // Молодой ученый. - 2012. - №5. - С.249
50. Что такое МООК? // Новосибирский Государственный Университет. URL: http://www.nsu.ru/2d868196abde02c0b216295410532973(дата обращения: 20.09.2016)
51. Что такое МООК? // Мировой студент. URL: http://www.mirovoystudent.ru/what-is-mooc.html(дата обращения: 20.09.2016)
52. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы // Социальное служение РПЦ. URL:http://www.social-
orthodox.info/materials/5 3 Jadov v a sociologicheskoe issledovanie metodologija programma metody.pdf(дата обращения: 2.02.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ