Сравнительный анализ ментального здоровья студентов технических групп классического и технического вузов: выявление причин возникновения депрессивных состояний
Аннотация 2
Введение 4
1. Характеристики ментального здоровья 12
1.1 Генезис и содержание понятия ментального (умственного) здоровья
в социальной работе 12
1.2 Ментальное здоровье субъектов в системе высшего образования 17
1.3 Депрессия как фактор нарушения ментальной стабильности: причины
и возможности преодоления 24
2. Сравнительный анализ ментальной стабильности студентов
технического и классического вузов 29
2.1 Социологические инструменты в изучении ментального здоровья
молодежи 29
2.2 Психологические методики выявления депрессивных состояний
студентов 42
3. Профилактика ментального здоровья и работа по преодолению
депрессивных состояний в вузовской среде 54
Заключение 62
Список литературы 66
Приложения 72
ПРИЛОЖЕНИЕ А (Справочное).«Опросник депрессивных состояний» И.
Г. Беспалько 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (Справочное).Семантический дифференциал Ч. Осгуда 75
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Интервью 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Рекомендации для студентов с депрессивными состояниями 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Анкета «Удовлетворенность обучением в ВУЗе» 84
Тема ментального здоровья становится актуальной, так как изучение его характеристик позволяет выявить личностные резервы, ресурсы и навыки, а также выявить отклонения, влияющие на психосоциальное состояние индивида, функционирование человека в обществе, его взаимоотношения в микросоциальной среде.
Ментальное здоровье существует неотъемлемо от оптимальных условий существования человека и его способности мыслить, творить и взаимодействовать с остальными членами социума.
Всемирная организация здравоохранения выделяет критерии,
определяющие ментальное здоровье человека, такие как: чувство
постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях; способность самоуправления поведением в соответствии с социальными правилами и нормами; способность планировать свою жизнедеятельность и реализовывать свои планы; способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
В основе концепции «ментального здоровья» лежит дуальный процесс разума и тела. В пределах нормы человеческого опыта, мы знаем: хорошо или плохо мы себя чувствуем, когда разум или тело временно «беспорядочны» или не исполняют своих функций в полном объеме, что определяются и переживаются разумом - чувством собственного «Я» .
В контексте социальной работы ментальное здоровье рассматривается как оптимальное взаимодействие с человека с обществом, его способность вносить пользу в это общество, а также психосоциальное состояние человека, его ресурсы и навыки.
Отклонения от ментального здоровья, причиной которых являются депрессивные состояния, занимают особое место.В большинстве случаев депрессия является одной из причин возникновения суицидов, особенно среди людей юношеского возраста. Депрессия неразрывна с понятием стресса. Депрессия - распространенное психическое расстройство, для которого характерны уныние, потеря интереса или радости, чувство вины и низкая самооценка, нарушения сна или аппетита, вялость и плохая 3 концентрация внимания.
Депрессия является существенным участником глобального бремени болезней и воздействует на людей во всех уголках планеты. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), на сегодняшний день в среднем депрессии подвержено около 350 миллионов человек. Кроме того, исследование ВОЗ, проведенное в семнадцати странах, отразило, что в среднем 1 человек из 20 имел депрессивный эпизод в прошлом году, а к 2020 г. депрессия выйдет на первое место среди заболеваемости.
Молодежь является той категорией, которая находится в зоне наивысшего риска нарушения ментального здоровья, а также приобретения депрессивного состояния вследствие стрессовых ситуаций на учебе и во взаимоотношениях с окружающими их людьми. Существует тенденция к выявлению депрессивных состояний, которые возникают при переходе из одной системы отношений в другую (переход от школьной системы к системе вуза). В связи с этим, анализ состояний студентов - первокурсников приобретает особое значение.
Актуальность исследований на выявление депрессивных состояний, а также реализации направлений деятельностипо сохранению ментальной стабильности студентов определяется наличием стрессогенных факторов в студенческой среде, таких как: ситуация экзаменов, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде и др. Большинство студентов в результате стресса во время экзаменационных сессий, общего психоэмоционального напряжения, возникновения сложностей в изучении определенных дисциплин, а также подругим причинам подвержены депрессии, которая не может быть обнаружена без обращения к специальным психологическим тестам. Существует гипотеза, что студенты, которые выбрали для себя вуз технического профиля, подвержены депрессивным состояниям в большей степени, чем студенты классического вуза.Студенты технической группы, обучающиеся в классическом вузе, приобретают больше знаний из гуманитарных дисциплин, которые они изучают в комплексе на первом курсе. Гуманитарные дисциплины, социальные науки позволяют лучше понимать человеческую природу, что может быть одной из посылок к более устойчивой ментальной стабильности у студентов классического вуза. В классическом вузепредоставляется изучение фундаментальных наук наряду с прикладными, что позволяет распределять учебную нагрузку (сочетание дисциплин, требующих творческого мышления, с точными науками).В технических вузах превалирует количество предметов прикладного характера.
Лица мужского пола также находятся в более высокой зоне риска в сравнении с девушками.В качестве гипотетического объяснения можно обратиться к концепции Н. Чодороу, анализирующей фундаментальные различия мужской и женской соиализации.Доэдипальные отношения к матери и вступление в эдипальную ситуацию противоположны у мальчика и девочки. У мальчика фаза доэдипальной привязанности к матери короче, чем у девочки, мальчик раньше переходит к эдипальной привязанности. Девочка, оставаясь долгое время с матерью, все еще находится в доэдипальной привязанности, сохраняет свой эмоциональный фон. Девушки, по природе своего характера, легче переживают стрессы и психологически трудные ситуации в жизни, так как имеют способность высказать о проблеме, обсудить ее с близким окружением.
Несмотря на существование психологических учреждений в структуре вузов, не каждый студент может признать, что он находится в депрессии, и самостоятельно обратиться за помощью к психологу. Высокие образовательные требования, а также отношение к ним со стороны студента может нарушить ментальную устойчивость человека. Студенты первого курса подвергаются данной проблеме больше всего, ввиду затруднений в социализации в новом окружении, а также неуспешностью в адаптации к новой системе обучения, качественно отличающейся от школьной. Необходимо провести анализ ментального здоровья студентовтехнического и классического вуза с целью выявления особенностейи факторов их общего психоэмоционального состояния для дальнейшей разработки плана интервенции в соответствии с образовательным профилем студента.
Многие отечественные и зарубежные авторы обращают на проблему ментального здоровья, и, в частности, упоминают о проблеме ментальной стабильности молодежи.
Статьи А.Б Холмогоровой «Психологические факторы
эмоциональной дезадаптации у студентов» и С.П. Елшанского «Приоритетные направления деятельности службы психологической помощи технического вуза» отражают результаты ряда исследований, в рамках которых были выявлены основные психологические факторы эмоциональной дезадаптации студентов-первокурсников, а также выявлена психологическая и поведенческая специфика студентов. В статье А.Б. Холмогоровой приводятся данные комплексного исследования психологических факторов эмоциональной дезадаптации у студентов- первокурсников (всего 145 человек), проведенного на основе оригинальной многофакторной психосоциальной модели эмоциональных расстройств, которая включает макросоциальный, семейный, личностный и интерперсональный уровни. Показано, что 25% студентов- первокурсников находятся в состоянии эмоциональной дезадаптации и испытывают высокий уровень стресса. Результаты исследования доказывают тесную связь дезадаптивных личностных черт перфекционизма и враждебности, а также низкого уровня социальной поддержки и выраженности семейных дисфункций (избыточной родительской критики, индуцирования тревоги и недоверия к людям, элиминирования эмоций и т.д.) с симптомами депрессии, тревоги, суицидальной направленностью и высоким уровнем повседневного стресса у студентов.
Г.Х. Бакирова в своей работе выделяет различные классификации депрессий и излагает описание основных подходов к пониманию причин возникновения депрессивных состояний. Приводятся точки зрения на проблему депрессии различными психологами, философами и социологами. Классификация и виды депрессии также приводятся в работах И.Л. Гуманского , Г.С. Никифорова , Эндрю Бакли и Притчард Колина .
В книге под редакцией Г.С. Никифорова «Психология здоровья» излагаются проблемы, которые находятся в центре исследовательских интересов психологии здоровья. Это различные аспекты психического здоровья личности, социально-психологические факторы здоровья, психологический стресс в профессиональной деятельности, психологические факторы долголетия. Анализируются современные исследования по данной теме, выполненные за рубежом.Приводится один из важных факторов психического здоровья студентов - удовлетворенность результатами своей деятельности. Чувство успешности ассоциируется с переживанием высокого субъективного значения личностных стремлений, а также с высокой вероятностью достижения поставленных целей. Сознательный выбор целей и положительная оценка возможностей их достижения имеют решающее значение в процессах саморегуляции. Вопросы саморегуляции студентов затрагивают также такие авторы, какСтоляренко Л.Д. , Черкашина О.А. и Астраханкина К.В.
В публикации О.В. Хухлаевой изложены теоретические и методические основы психологической поддержки людей разный возрастов, в том числе молодежи. Подробно рассмотрены содержание, функции, структура психологического здоровья как цели психологической поддержки.
Вработе Эндрюи Кэрол Бакли даются общие определения и характеристики ментального здоровья, приводятся различия между депрессивным настроением и различными типами клинической
депрессии, а также методы коучинга для работы с людьми с ментальными отклонениями.В работе представляются различные исследования кейсов. Акцент делается на том, как тренер коучинга выявляет и решает проблемы, связанные с ментальным здоровьем.
Кроме того, также был использован анализ западной литературы автора М.Яходы, которая в своей работе выделила основные принципы позитивного ментального здоровья. М.Яходавыделила три основных принципа ментального здоровья - это отсутствие психических расстройств (автор рассматривает психическое расстройство через призму девиантного поведения), «нормальное состояние» и благополучие. Кроме того, автором выделяются 6 групп критериев позитивного ментального здоровья, среди которых одной из приоритетных групп является «отношение к себе», которая включает в себя такие критерии, как осознанность, точность в самопонимании, чувства о себе, чувство идентичности с группой.
Целью данной работы являетсявыявление основных причин возникновения депрессивных состояний среди студентов технических групп классического и технического вузов, анализ профилактики ментального здоровья в образовательных учреждениях.
Задачи:
1. изучение феномена ментального здоровья в системе высшего образования;
2. проведение психологического и социологического исследования студентов вуза на выявление депрессивного состояния;
3. выявление студентов с депрессивным состоянием, анализ причин появления анализ и исследование проблемы ментальной стабильности студентов ТГУ и ТУСУРА;
4. изучение методовпо преодолению депрессивных состояний в вузовской среде с точки зрения их эффективности.
Объект исследования- ментальное здоровье студентов.
Предмет - особенности ментального состояния студентов технического профиля различных вузов (ТУСУР и ТГУ).
В ходе исследования были применены следующие методы:
1. опросник психологической диагностики И.Г. Беспалько , который позволяет на широком фоне оценить степень депрессивности человека;
2. методика «семантического дифференциала» Ч. Осгуда для анализа корреляции между факторами семантического дифференциала (особенно, между фактором «оценка») и коэффициентом депрессивного состояния;
3. опрос студентов, позволяющий выявить степень
удовлетворенности обучением студентами в вузах;
4. глубинное интервью.
Рассмотрение проблем ментального здоровья в образовательной среде является одной из приоритетных составляющих здорового и полноценного развития человека. Депрессия, как болезнь нового века, набирает свое распространение не только среди подростков, но и среди студентов первых курсов обучения. Она является одним из распространенных ментальных отклонений, которой могут не придавать особого значения. Между тем, необходимо проводить мониторинг и профилактику депрессивных состояний среди обучающихся. При обнаружении депрессий на раннем этапе сокращается риск возникновения психических заболеваний и суицидальных действий.
Понимание депрессивных состояний в медико-социальном смысле носит актуальный характер в любом социальном институте, а исследование факторов депрессивных состояний является необходимым для выявления отклоняющегося эмоционального состояния уже на раннем этапе.
После проведения исследования было выявлено, что самым распространенным видом депрессии среди студентов двух образовательных учреждений является циркулярная депрессия (сезонные колебания настроения) и психогенная (обнаруживается в результате стрессовых ситуаций), но проявляется эта депрессия не в полной степени, выделяются только легкие депрессивные состояния. Переживания на учебе, сложности в отношениях с родителями и близкими людьми, проблемы в адаптации провоцируют возникновение стресса, что является первым фактором возникновения депрессии.
Однако риск возникновения депрессивных состояний среди студентов возникает вследствие и других факторов. В первую очередь, депрессия имеет гендерный характер. Мужчины больше склонны к депрессиям, чем женщины. Кроме того, по количеству студентов с депрессивными состояниями больше среди студентов технического вуза. При этом в техническом вузе более высокий процент депрессий у девушек, в то время как у классического вуза более высокий процент депрессии у молодых людей. Наличие депрессий в учебных группах объясняется сложностью социализации в новом коллективе, взаимоотношениями с одногруппниками. Перед многими студентами встает вопрос карьеры после выпуска из вуза, некоторые задумываются о работе в студенчестве, что уже приводит к стрессу совмещения трудовой и образовательной деятельности.
По факторам «Оценка», «Сила» и «Активность» большинство студентов в обеих выборках имеют в процентном соотношении больше средних показателей, что является свидетельством того, что данные факторы не играют приоритетной роли в определении ментальной стабильности человека. Однако данные показатели показывают общую ситуацию по учебной группе, что является полезным в планировании групповых форм работы с общей учебной группой, где обучаются студенты с депрессивным состоянием.
На ментальное здоровье студентов вузов влияет также психологическая атмосфера в образовательном учреждении, взаимоотношения между субъектами образовательного учреждения. Таким образом, по всем параметрам взаимоотношений выигрывает классический университет. Такое положение дел может объясняться тонким пониманием психологии человека, в силу изучения подобных дисциплин в образовательном процессе студентами классических вузов. Социально-бытовая инфраструктура также влияет на ментальную стабильность студентов. Например, при оценке столовых и буфетов в образовательном учреждении студенты ТУСУРа отдали своим столовым больший балл, чем студенты ТГУ. Студентов волнует качество предоставляемой еды в столовых и соотношение «цена-качество». Между тем, здоровое питание является одним из пунктов поддержаниякак и физического, так и умственного здоровья молодежи. Удобство перемещения по корпусам, наличие мест для отдыха, выполнения заданий, занятия спортом - все это так или иначе оказывает влияние на здоровье студентов.
На основании исследования было выявлено, что у студентов технического вуза склонность к депрессиям выше. Это обусловлено увеличением количества дисциплин физико-математического уклона, неуспешной адаптацией в новой ситуации самостоятельности, уклоном университета на прикладную составляющую. На первых курсах в техническом университете отводится очень мало времени на изучение дисциплин, направленных на психологию и человеческое познание. Кроме того, у студентов мало возможности заниматься художественным творчеством в рамках вуза, так как основной концепцией технических вузов являются инновации, направленные на технический прогресс.
Главными причинами в студенческой среде являются психологическая обстановка в университете и условия вуза, которые располагают к успешной социальной адаптации студента в ситуации самостоятельности. Причины, приведённые в данном исследовании, с одной стороны, вторичные, но, с другой стороны, ими можно до определённой степени управлять.
Работа со студентами, подверженным депрессивным состояниям, должна строиться исходя направления обучения и основного профиля его вуза (технического или классического). Студенты технического профиля нуждаются в групповых формах работы, требующих развития творческого потенциала и креативных навыков. Вузы классического типа так или иначе комбинируют мероприятия разных форм, однако студентам технического вуза сложнее проявить свои творческие навыки, если она не связана с их учебной деятельностью. Учреждения, которые существуют для поддержания ментальной стабильности студентов в вузах, зачастую выполняют эту функцию, иприменяют разные методы работы с такими студентами.
Мониторинг и оценка социально-бытовой инфраструктуры университета позволяет улучшить по всем критериям места, где особенно часто бывают студенты. Общее психологическое просвещение как студентов, так и преподавателей позволяет повысить общий психологический фон в стенах вуза и сделать взаимодействие между субъектами образовательной среды более легким и доступным.
Ментальное здоровье неотъемлемо от физического здоровья человека, его положения и роли в социуме. Необходимо брать во внимание все факторы, которые могут тем или иным образом нарушить ментальную стабильность. Поддержание психического здоровья молодежи в образовательной среде исключает риски ментальных заболеваний в трудовой деятельности и жизни человека.
1. Астраханкина К.В. Психолого - педагогическая адаптация студентов высших учебных заведений // Социальные технологии, исследования. - 2012. - № 1. - С. 64 - 73.
2. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Личностный дифференциал. Методические рекомендации. - Л., 1982.
3. Бакирова Г. Х. Виды депрессии и причины, ее вызывающие // Ученые записки Санкт - Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2010. - № 2. - С. 47-51.
4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: “Медиум”, 1995. — 323 с.
5. Беспалько И. Г. Шкала для экспресс-психологической диагностики слабоструктурированных депрессивных расстройств// Пособие для психологов и врачей. - СПб.:НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2004. - 26 с.
6. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур
(Penguin). Том 2 (П-Я): Пер. с англ. - М.: Вече, АСТ, 2000. - 560 с.
7. Гаранян Н.Г. Предэкзаменационный стресс и эмоциональная
дезадаптация у студентов младших курсов // Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, Я.Г. Евдокимова, М.В. Москова, В.Ф. Войцех, Г.И. Семикин. - Социальная и клиническая психиатрия, журнал - Москва,2007 - Том 17, выпуск 2. - с.38 - 43
8. Голдберг Л.Р., Шмелев А.Г. Межкультурное исследование лексики личностных черт: «большая пятерка» факторов в английском и русском языках // Психол. журн. 1993. - №4. - С. 32-39.
9. Гуманский И. Л. Дух, душа, психиатрия // Человек. - 2003. - №4 - С. 136 - 148.
10. Депрессия // Словарь психолога-практика / сост. С.Ю. Головин - 2-е изд., перераб. И доп. - Мн. :Харвест, 2003. - С.161.
11. Депрессия // Аутоагрессия: современные проблемы и тенденции: уч. пособие / Б.П. Яковлев, О.Г. Литовченко. - Ростов н/Д. : Феникс, 2006. - Гл. 7. - С. 147-175.
12. Дмитриева Т. Б. Психическое здоровье россиян / Т. Б. Дмитриева, Б. С. Положий // Человек. - 2002.- №6 - С. 21-31.
13. Елшанский С. П. Приоритетные направления деятельности службы психологической помощи технического вуза / С.П. Елшанский, И. В. Федоров, В. М. Абдулаева // Вопросы психологии. - 2009. - №3. - С. 27 - 36.
14. Иванова А. Д. Социально-психологическая адаптация
первокурсников в вузе // Социальная политика и социология. - 2010. -№8. - С.474 - 479.
15. Изучение адаптации к стрессу // А. А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб. :Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - С.45-46... 57