ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ПО
ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ГАЗОВОГО И ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РЫНКОВ 13
1.1. Создание энергетического законодательства ЕС 13
1.2. Третий энергетический пакет и его критика 18
1.3. Эффективное разделение собственности 33
ГЛАВА 2. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ 36
2.1. Регулирование энергетики во Франции 36
2.2. Имплементация и реализация Третьего энергетического пакета во Франции 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
Третий энергетический пакет реформ в области газа и электроэнергии, утвержденный в Европейском союзе в 2009 году, особенно актуален для энергетической политики России. Пакет предусматривает ограничения для вертикально интегрированных предприятий на право владения и управления энерготранспортными сетями со стороны. Таким образом Европейская комиссия пытается разделить бизнес по продаже и транспортировке газа. По мнению Комиссии, это повысит конкуренцию, позволит выйти на рынок новым игрокам и снизит цены на энергию. Россия выступает против этих новаций, полагая, что Еврокомиссия пытается контролировать рынок и заставить российское ОАО «Газпром» перейти от контрактной схемы поставок газа на спотовую. «Газпром» также считает, что эти нововведения направлены против него как главного поставщика трубопроводного газа в Европу. Требования, изложенные в Третьем энергопакете, обязывают «Газпром» обеспечить доступ к своим газопроводам третьим лицам. Если таковых нет, часть газотранспортных мощностей все равно должна оставаться в резерве. Российскую Федерацию подобное предложение не устраивает, поскольку и в том, и в другом случае рентабельность проектов снижается. Именно поэтому Россия пытается добиться для них исключений из третьего энергопакета .
В августе 2018 года третейская группа по спору России против ЕС в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) поддержала три из шести жалоб РФ на нормы Третьего энергопакета. Из общего количества заявленных РФ требований третейской группой признаны не соответствующими нормам ВТО следующие: применение особого режима в рамках европейского регулирования в отношении газопровода OPAL, требование третьей газовой директивы ЕС об особом порядке сертификации газотранспортных операторов, контролируемых иностранными лицами, и положения регламента ЕС о трансъевропейских сетях, которые создают преимущества для развития проектов, направленных на диверсификацию источников поставок газа в ЕС из стран иных, чем Россия. Однако России не удалось оспорить главный принцип Третьего энергопакета — требование разделения добычи и транспортировки газа, которое являлось принципиальным для «Газпрома» .
В этом свете интересно рассмотрение ситуации с внедрением норм Третьего энергетического пакета в законодательство Франции, поскольку Россия занимает второе место по объему поставок газа в эту страну , а также входит в пятерку основных поставщиков природного урана для французской ядерной энергетики .
Выявленные в результате исследования проблемы имплементации и реализации Третьего энергетического пакета, а также их решения, если они были найдены, могут использоваться в качестве основы для выработки практических рекомендаций тем странам, которые испытывают схожие проблемы или могут с ними столкнуться в будущем.
Объектом магистерской диссертации является Франция.
Предметом магистерской диссертации является ее политика в области энергетики.
Целью магистерской диссертации является определение степени эффективности разделения вертикально интегрированных предприятий, проведенного во Франции в рамках имплементации директив Третьего энергетического пакета.
В связи с целью исследования мною предполагается решить следующие задачи:
1) рассмотрение эволюции энергетической политики Европейского союза с 1988 по 2009 год;
2) рассмотрение основных положений Третьего энергетического пакета;
3) изучение энергетического регулирования во Франции с 1946 года по настоящее время;
4) изучение процессов имплементации и реализации Третьего энергетического пакета во Франции с 2010 года по настоящее время.
Применительно к энергетической политике ЕС исследуется период начиная с выпуска Комиссией Европейских сообществ рабочего документа COM (88) 238 final по внутреннему энергетическому рынку, в котором Комиссия впервые применила правила свободного передвижения товаров к энергетическому сектору, и заканчивая годом вступления в силу изучаемого Третьего энергетического пакета. Энергетическое регулирование во Франции рассматривается начиная с Закона № 46-628 от 8 апреля 1946 года, заложившего основы государственного монополизма во французском энергетическом секторе, по настоящее время. Применение Третьего энергетического пакета во Франции исследуется с начала имплементации директив Пакета Законом NOME от 7 декабря 2010 года также по настоящее время.
Гипотеза исследования предполагает, что в процессе внедрения норм Третьего энергопакета в свое законодательство и/или последующей реализации этих норм Франция могла столкнуться с теми или иными проблемами.
В магистерской диссертации используются как общенаучные методы исследования:
• анализ источников и литературы по теме магистерской диссертации (в частности, действующих законодательных актов Евросоюза и Франции, рабочих документов Еврокомиссии и др.),
• индукция и дедукция (для рассмотрения современной ситуации в Евросоюзе и Франции в энергетическом аспекте),
• теоретические анализ и синтез (для выявления проблем Франции в энергетическом секторе),
так и конкретно-научные методы международно-политических
исследований:
• политико-описательный (для описания современной политики Европейского союза и Франции в рассматриваемой сфере),
• нормативно-гипотезотворческий (для проверки гипотезы
исследования).
Научная новизна магистерской диссертации заключается во всеобъемлющем выявлении конкретных проблем, которые неизбежно должны были возникнуть при имплементации и реализации новых законодательных норм по либерализации энергетического рынка во Франции, которая исторически является страной с государственной монополией в энергетической отрасли. Попытки проанализировать текущую ситуацию с энергетикой во Франции и сделать на основе проведенного исследования выводы о ее состоянии предпринимались различными учеными.
Так, Фабрис Фаж из Парижского университета и Мирия Сааринен из Latham & Watkins обозревают регулирование энергетики и энергетический рынок Франции в целом. Также ежегодно они дают обзор событий, который произошли в энергетическом секторе за прошедший год, в частности конференций, общественных дебатов, принятых законов, поправок и т. п. В своем последнем обзоре они приходят к выводу, что, несмотря на исторически твердую приверженность Франции государственному регулированию 6
энергетики, за последние несколько лет был достигнут огромный прогресс в либерализации и преобразованиях в сфере энергетики, особенно в том, что касается отмены регулируемых тарифов и принятия Закона об энергетическом переходе, который направлен на развитие роли возобновляемых источников энергии. Также на французское регулирование энергетического рынка может оказать влияние пакет Еврокомиссии «Чистая энергия для всех европейцев» (также иногда называемый «Четвертым энергетическим пакетом») .
Мишель Генер, Пьер-Адриен Лиенхардт, Бенджамин Жоти, Аурелия Рэмбо и Тимоти Дюфур из международной юридической фирмы Gyde сосредотачиваются конкретно на французском электроэнергетическом регулировании, в основном в законодательном аспекте. Они дают общий обзор внутреннего рынка электроэнергии, в том числе национальных компаний, занимающихся электроэнергией, производства электроэнергии и возобновляемых источников энергии, передачи, распределения, поставок и вопросов налогообложения. Обзор также охватывает нормативную структуру, иностранную собственность, импорт электроэнергии, авторизацию и эксплуатационные требования, торговлю между производителями и поставщиками, цены и условия продажи. Их исследование в том числе затрагивает имплементацию положений Директивы об электроэнергии в Энергетический кодекс Франции. Обзор заканчивается предложениями по реформированию регулирования электроэнергетики и также отмечает важность Зимнего пакета (еще одно название для пакета «Чистая энергия») .
Криси Митка из Гентского университета дает краткую оценку эффективности разделения собственности во Франции в рамках своего более широкого исследования по имплементации Третьего энергетического пакета ЕС в Ирландии и Греции. В частности, он рассматривает причины государственной монополии в энергетическом секторе, проблему высокой рыночной концентрации после внедрения новых законодательных норм и приходит к выводу о противоречивости результатов имплементации модели независимого оператора системы передачи в стране .
Ромен Цисслер, научный сотрудник японского Института возобновляемой энергии, отмечает, что последние изменения в энергетическом законодательстве Франции нацелены в первую очередь на амбициозное сокращение доли ядерной энергии в производстве электричества. Данное решение об уменьшении зависимости от ядерной энергии было принято по ряду причин, среди которых выделяются диверсификация источников энергии, снижение стоимости электроэнергии и безопасность. Цисслер делает вывод о том, что даже во Франции, которая никогда не преодолевала свою зависимость от ядерной энергии и где политический консенсус существовал десятилетиями, а крупномасштабная социальная оппозиция так и не сформировалась, роль ядерной энергетики, скорее всего, по ряду веских причин будет значительно менее значимой в среднесрочной перспективе в пользу энергоэффективности и возобновляемых источников энергии .
Доминик Бюро из Политехнической школы, Лионель Фонтанье из Парижского университета и Филипп Мартин из Института политических исследований проводят оригинальное эконометрическое исследование, нацеленное на изложение условий компромисса, с которым Франция должна столкнуться, выбирая между сохранением значительной части своей краткосрочной конкурентоспособности (относительно низкой стоимости электроэнергии) и необходимой трансформацией ее сравнительных преимуществ в среднесрочной и долгосрочной перспективах как результата реалистичного образования цен на энергию. Ученые приходят к выводу, что в случае большего роста цен на энергоносители во Франции, чем в конкурирующих странах, краткосрочная ценовая конкурентоспособность французской промышленности окажется в невыгодном положении, что приведет к снижению как экспортной активности, так и занятости. Однако в то время, когда ожидается, что цены на энергоносители вырастут на 50% в течение следующих двадцати лет, промышленные инновации и производство товаров и услуг, направленные на энергосберегающие инициативы, абсолютно необходимы с точки зрения динамики конкурентного преимущества. В связи с этим исследователи оставляют ряд практических рекомендаций .
Эксперты международной сети профессиональных услуг Deloitte рассматривают влияние реформы европейского энергетического рынка на Францию. Их вывод: сейчас Франция находится на распутье. После того как в течение нескольких десятилетий страна полагалась на структуру производства электроэнергии, в которой преобладают ядерная энергия и, в меньшей степени, гидроэнергетика, теперь необходимо найти новые способы достижения амбициозных целей в области энергоэффективности и сокращения выбросов парниковых газов, когда ядерные и гидроэнергетические мощности либо ограничены, либо находятся в упадке. Закон об энергетическом переходе устанавливает путь к сокращению использования атомной энергии и увеличению количества возобновляемых источников энергии в будущей структуре электроэнергии. Если Франция пойдет по данному пути, это существенно изменит энергетический ландшафт страны и поставит вопрос о том, как с минимальными затратами перейти от централизованной к децентрализованной системе .
Максим Рейно, Бруно Дюплесси и Джером Адно из Горной школы Парижа, Бернар Бурж из Горной школы Нанта и Доминик Оссо из EDF R&D проводят статистический анализ потребления энергии во Франции. Тезисом их исследования является то, что реализация эффективной энергетической политики в жилом секторе требует лучшего понимания источников распределения энергопотребления среди домашних хозяйств. В связи с этим они приводят подробный обзор, объединяющий данные счетов за энергию с техническими, географическими, социально-экономическими и поведенческими переменными, а также применяют статистическую модель, связывающую потребление энергии с другими переменными, которая позволяет одновременно использовать количественные и качественные объяснительные факторы .
Ученые из Института энергетики и развития изучают баланс между спросом и предложением в электроэнергетических системах Франции. Они не только отмечают риски ухудшения безопасности поставок, но и сосредотачивают внимание на анализе причин и, в частности, влиянии либерализации рынка, неустойчивой политики развития возобновляемых источников энергии и управления предприятием EDF-SA французским государством. Их вывод заключается в том, что цена на электроэнергию для потребителей возросла в основном из-за финансирования развития ветровой и солнечной энергетики, однако снижение цен на оптовом рынке не предоставляет непостоянным производителям достаточно средств для обеспечения надлежащего обслуживания и обновления производственного парка. Кроме того, политика сменяющих друг друга правительств в отношении EDF поставила компанию в очень сложное финансовое положение .
Таким образом, несмотря на множество представленных исследований, методологически определение эффективности имплементации Третьего энергетического пакета во Франции проведено не было.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи, гипотезу и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматривается история энергетической политики Европейского союза, включая основные положения Первого и Второго энергетического пакетов, более подробно изучаются нормы Третьего энергетического пакета в отношении правил разделения собственности вертикально интегрированных предприятий, избирается метод определения эффективности разделения собственности, который будет использоваться в дальнейшей работе.
Во второй главе рассматривается текущее состояние энергетического регулирования во Франции, а также исторические корни нынешней структуры энергетики и сложившейся системы ее регулирования, обозреваются законодательные акты, имплементирующие нормы Третьего энергопакета в национальное законодательство, изучаются документы Европейской комиссии и французского национального контролирующего органа на предмет выявления особенностей реализации этих норм во Франции.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Научно-исследовательская работа была частично апробирована мной в аналитической работе, посвященной политике Франции в отношении сланцевого газа, в рамках курса «Политика ЕС в области энергетики и окружающей среды» Свободного университета Брюсселя.
Для передачи специфических англоязычных понятий применялась терминология, которая использовалась в переводах директив 2009/72/ЕС и 2009/73/ЕС на русский язык, содержащихся в справочно-правовой системе «Гарант». Всё форматирование шрифта авторское.
Энергетические пакеты Европейского союза явились закономерным результатом политики, направленной на изменение монополистического характера энергетического сектора государств — членов ЕС, которую Еврокомиссия проводила с 1988 года с целью эффективной либерализации внутреннего рынка Европы. Важную роль в энергетических пакетах играет так называемое разделение вертикально интегрированных предприятий, направленное на отделение естественно-монопольного вида деятельности (передача энергии) от конкурентных (производство, продажа). Первый энергетический пакет вводил разделение управления и банковских счетов таких предприятий, Второй энергетический пакет добавлял к ним правовое разделение — создание отдельного юридического лица. Однако Еврокомиссия сочла эти меры недостаточными для содействия успешному функционированию внутреннего рынка энергии и в Третьем энергетическом пакете, принятом в 2009 году, ввела разделение собственности, которое запрещает предприятиям по производству и/или поставкам электроэнергии и газа контролировать операторов системы передачи. Тем не менее новый энергопакет предложил альтернативные варианты разделения для стран, где к 2009 году система передачи уже принадлежала вертикально интегрированному предприятию. Такими вариантами стали назначение независимого системного оператора, который должен управлять системой передачи, остающейся в собственности интегрированной компании, а также создание независимого оператора системы передачи, который бы являлся частью интегрированного предприятия при автономном управлении и строгом надзоре со стороны национального контролирующего органа. Последняя модель явилась своеобразным компромиссом, предложенным рядом стран, включая Францию.
Директивы 72/2009/EC об общих правилах внутреннего рынка электрической энергии и Директива 73/2009/EC относительно общих правил внутреннего рынка для природного газа, входящие в состав Третьего энергопакета, перечисляют признаки эффективного разделения (так называемый контрольный список эффективного разделения), включающие в себя отсутствие дискриминации конкурентов в области производства или поставок со стороны сетевого оператора в отношении доступа третьих лиц, прозрачный доступ всех участников рынка к необходимой информации, содействие оператора сетевым инвестициям, а также эффективный и прозрачный режим регулирования.
Имплементация положений Третьего энергетического пакета в национальное законодательство Франции завершилась 9 мая 2011 года созданием Энергетического кодекса. Франция не поддержала режим полного разделения собственности ввиду того, что широкое государственное участие в энергетических сетях является неотъемлемой чертой французского энергетического сектора с 1946 года. В 2012 году предприятия Reseau de transport d'electricite (RTE), GRTgaz и Transport et Infrastructures Gaz France были сертифицированы Комиссией по регулированию энергетики (CRE) — французским контролирующим органом — в качестве независимых операторов системы передачи (НОСП).
Тем не менее отчеты Еврокомиссии и CRE указывают на то, что во Франции до сих пор наблюдается высокая рыночная концентрация как в производстве, так и в поставках электроэнергии для всех потребителей. Это неудивительно, поскольку Electricite de France по сей день пользуется привилегированным положением на рынке электроэнергии, владея всеми французскими ядерными реакторами, которые обеспечивают 72% энергопроизводства страны.
Однако, хотя высокая рыночная концентрация указывалась в качестве одной из главных причин разработки Европейской комиссией каждого из трех энергетических пакетов, ни Еврокомиссия, ни Комиссия по регулированию энергетики не связали концентрацию французского рынка с эффективностью модели НОСП.
Таким образом, трудно оценить, был ли соблюден «контрольный список эффективности» во Франции. С одной стороны, следует уделить должное внимание тому факту, что во французском энергетическом секторе в течение долгого времени доминировала успешная монополия, и поэтому переход к высоколиквидному и конкурентному рынку не мог не оказаться сложным. С другой стороны, реализация модели НОСП, похоже, не внесла существенного вклада в развитие французского рынка.
Тем не менее Франция не вполне соблюдает требование к отсутствию дискриминации в отношении доступа третьих лиц к сети передачи электроэнергии, поскольку французское законодательство запрещает другим предприятиям, кроме действующего национального оператора системы передачи RTE, строить и эксплуатировать соединительные линии с другими государствами — членами ЕС, что является прямым нарушением Директивы 72/2009/EC. Недавний прецедент Германии показывает, что подобная практика в ближайшем будущем может привести к направлению Франции Европейской комиссией в Суд Европейского союза, поскольку французское законодательство за более чем двухлетний срок, прошедший с вынесения Еврокомиссией обоснованного мнения, так и не было приведено в соответствие с нормами ЕС.
Исходя из этого, можно заключить, что разделение вертикально интегрированных предприятий, проведенное Францией путем сертификации независимых операторов систем передачи в рамках имплементации Третьего энергетического пакета, нельзя считать полностью эффективным.
1. Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2009/72/ЕС от 13 июля 2009 г. об общих правилах внутреннего рынка электрической энергии и об отмене Директивы 2003/54/ЕС [Электронный ресурс] // Гарант : информ.-правовое обеспечение. - Электрон. дан. - М., 2009.
2. Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2009/73/ЕС от 13 июля 2009 г. относительно общих правил внутреннего рынка для природного газа и об отмене Директивы 2003/55/ЕС [Электронный ресурс] // Гарант : информ.-правовое обеспечение. - Электрон. дан. - М., 2009.
3. Activity Report 2014 / Commission de regulation de l'energie. - Paris : IDE EDITION, 2014. - 101 p.
4. Activity Report 2017 / Commission de regulation de l'energie. - Paris : L’encrier, 2018. - 80 p.
5. An Energy Policy for Europe. COM (2007) 1 final. - Brussels : Commission of the European Communities, 2007. - 27 p.
6. April 2016: Internal energy market: Commission urges Germany to fully comply with the Third Energy Package [Electronic resource] // European Commission: Press releases database. - Electronic data. - Brussels, 2016. - URL: https://ec.europa.eu/energy/en/april-2016-internal-energy-market-commission-urges- germany-fully-comply-third-energy-package (access date: 12.12.2018).
7. Article L321-6. Code de l'energie [Ressource electronique] : version a venir au 1 janvier 2019 // Legifrance. - Donnees electroniques. - Paris, 2018. - URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do;jsessionid=3E8756423A34CC508DC4 48F31FA01BC8.tplgfr41s_2?idSectionTA=LEGISCTA000023986454&cidTexte=L EGITEXT000023983208&dateTexte=20190101 (date d'acces: 12.12.2018).
8. Code de l'energie. - Paris : Institut F rangais d'Information Juridique, 2018.
- 1101 p.
9. Consolidated version of the Treaty on the Functioning of the European Union // Official Journal of the European Union. - 2012. - Vol. 55, C 326. - P. 47¬390.
10. Council Regulation (EC) No 139/2004 of 20 January 2004 on the control of concentrations between undertakings (the EC Merger Regulation) // Official Journal of the European Union. - 2004. - Vol. 47, L 24. - P. 1-22.
11. Country Factsheet France (Commission Staff Working Document) accompanying the document Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee, the Committee of the Regions and the European Investment Bank "State of the Energy Union". SWD (2015) 224 final. - Brussels : European Commission, 2015. - 11 p.
12. Country Reports (Commission Staff Working Document) accompanying the document Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee, the Committee of the Regions "Progress towards completing the Internal Energy Market". SWD (2014) 311 final. - Commission de regulation de l'energie - 239 p.
13. Decret n° 2016-687 du 27 mai 2016 relatif a l'autorisation d'exploiter les installations de production d'electricite // Journal officiel de la Republique frangaise. -
2016. - № 124. - P. 11-13.
14. Directive 2003/54/EC of the European Parliament and of the Council of 26 June 2003 concerning common rules for the internal market in electricity and repealing Directive 96/92/EC // Official Journal of the European Union. - 2003. - Vol. 46, L 176. - P. 37-56.
15. Directive 2003/55/EC of the European Parliament and of the Council of 26 June 2003 concerning common rules for the internal market in natural gas and repealing Directive 98/30/EC // Official Journal of the European Union. - 2003. - Vol. 46, L 176. - P. 57-78... 77