Аннотация 2
Введение 3
1 Теоретические аспекты исследования продовольственной безопасности
региона 8
1.1 Продовольственная безопасность: сущность, факторы и принципы
обеспечения в региональной экономике 8
1.2 Методология оценки продовольственной безопасности 21
1.3 Зарубежный опыт укрепления продовольственной безопасности 27
2 Оценка устойчивости экономики Томской области и вклад
агропродовольственного рынка в ее укрепление 36
2.1 Социально-экономическое положение региона в условиях
меняющейся внешней среды 36
2.2 Оценка современного состояния продовольственной безопасности
Томской области 46
2.3 Вклад агропромышленного комплекса региона в укрепление продовольственной безопасности и устойчивое развитие
Томской области 53
3 Система управления продовольственной безопасностью в регионе 63
3.1 Оценка эффективности организационных и управленческих
механизмов обеспечения продовольственной безопасности в Томской области 63
3.2 Совершенствование методов оценки продовольственной
безопасности региона 75
3.3 Развитие транспортно-логистической инфраструктуры для
сельхозтоваропроизводителей Томской области 86
3.4 Инструменты поддержки крестьянско-фермерских хозяйств
в регионе 89
Заключение 96
Список использованных источников и литературы 102
Приложение А Инвестиционные проекты в сфере АПК 117
Вопросы обеспечения продовольственной безопасности региона и наполнения регионального рынка качественными продуктами питания становятся все более актуальными в современных условиях.
В реализации государственными органами социальных обязательств в обеспечении населения региона продуктами питания продовольственная безопасность играет особую роль. Выстроенная в регионе система продовольственного обеспечения должна гарантировать населению физическую и экономическую доступность продуктов питания, которые, в свою очередь, будут иметь высокое качество и пищевую ценность. При этом система продовольственного обеспечения должна соответствовать показателям продовольственной независимости, т.е. в регионе должно быть налажено эффективное производство продуктов. Также система продовольственного обеспечения населения региона должна обладать экономической и физической доступностью продовольствия и соответствовать требованиям законодательства и запросам населения в отношении качества производимой и завозимой продукции.
Система продовольственного обеспечения населения объединяет в себе вопросы продовольственной безопасности, уровня развития
агропромышленного и производственных комплексов, а также качества жизни населения регионов. Поэтому на уровне государства и, в частности, на уровне регионов разрабатываются системы оценок и инструменты укрепления продовольственной безопасности. К ним относятся нормативы продовольственной независимости регионов, рекомендуемые значения фактической и экономической доступности продуктов питания, нормативы структуры питания населения и качества продовольственных товаров.
Перечисленные подходы к обеспечению продовольственной безопасности указывают на необходимость изучения проблемы, связанной с поиском новых и совершенствованием существующих механизмов управления продовольственной безопасностью в регионе, а также практическую значимость темы исследования.
Степень разработанности темы в научной литературе. Неоднозначность подходов к определению продовольственной безопасности, механизмов управления, критериев ее оценки и обоснования нормативов вызывают дискуссию в научных кругах.
Роль продовольственной безопасности в системе экономической безопасности страны, основы управления ею представлены в научных трудах Л.И. Абалкина, А.И. Алтухова, С.Ю. Глазьева, Н.Я. Коваленко и др.
Современные вопросы продовольственной безопасности
рассматриваются в значительной степени с позиции отдельно взятых регионов, т.к. в общей системе оценки не учитываются региональные особенности территорий страны. Исследования продовольственной безопасности регионов представлены в работах В.А. Дадалко, Е.А. Ерасовой, А.Б. Мельникова и других ученых.
Значительная часть научных исследований представлена вопросами изучения факторов, которые влияют на изменение уровня продовольственной безопасности. Также во многих работах предлагаются направления совершенствования механизмов обеспечения продовольственной безопасности и методов ее оценки.
Но стоит отметить, что научно-технический прогресс не стоит на месте и использование современных механизмов организационно-экономического управления продовольственной безопасностью остается малоизученным. Также основные представленные в научных исследованиях методики оценки продовольственной безопасности направлены на страну в целом и не учитывают территориальных особенностей регионов. Выявленные проблемные вопросы позволили сформулировать соответствующую гипотезу, цель, задачи, а также предмет и объект исследования.
Объект исследования - продовольственная безопасность Томской области.
Предмет исследования - организационные и управленческие механизмы обеспечения продовольственной безопасности Томской области.
Цель исследования заключается в комплексной оценке состояния и организационных механизмов управления продовольственной безопасностью региона, а также в разработке инструментов повышения эффективности системы управления продовольственной безопасностью в Томской области для поддержания устойчивости экономики региона.
В соответствие с целью определены следующие задачи исследования:
- провести анализ теоретических подходов к исследованию продовольственной безопасности региона;
- провести оценку устойчивости экономики Томской области и рассмотреть вклад агропродовольственного рынка в ее укрепление;
- предложить направления совершенствования методов оценки продовольственной безопасности региона;
- разработать проекты инструментов повышения эффективности системы управления продовольственной безопасностью в Томской области.
Гипотеза исследования: управление продовольственной безопасностью региона посредством функционирования эффективного организационно- экономического механизма и использования расширенных показателей для ее оценки позволит не только защитить региональный рынок производства продуктов питания, но и создать системную региональную политику по удовлетворению потребительского спроса на продовольствие и созданию его запасов.
Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в комплексном исследовании современных подходов к оценке и управлению продовольственной безопасности региона.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию методов оценки и инструментов по повышению эффективности системы управления продовольственной безопасностью в Томской области.
Информационная база исследования. В процессе выполнения работы были использованы статистические и иные практические материалы Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области, Департамента потребительского рынка Администрации Томской области, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области и др.
Диссертационное исследование основывается на общенаучной методологии. В процессе исследования при обработке эмпирического материала применялись графические способы отображения статистических данных, таблицы; приемы системного, структурного, сравнительного анализа; методы экономического анализа.
Положения, выносимые на защиту:
1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации включает методику оценки продовольственной безопасности страны. Это единственная методика, которая закреплена на законодательном уровне. Она включает четыре основных критерия и ориентирована, прежде всего, на оценку продовольственной безопасности на федеральном уровне. Система пороговых значений, которая в ней представлена не учитывает специфические особенности территорий. Поэтому применение указанной методики на региональном уровне является не совсем эффективным и корректным инструментом. Опираясь на результаты проведенного анализа, целесообразно включить в систему оценки продовольственной безопасности региона дополнительные критерии оценки.
2. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации предусматривает в сфере обращения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия создание сети оптово-распределительных центров для закупки продукции у сельскохозяйственных производителей.
В Перечень поручений Президента Российской Федерации включен пункт, в соответствии с которым необходимо подготовить предложения по развитию сети оптово-распределительных центров для сбыта
сельскохозяйственной продукции. По итогам выполнения данного
поручения предлагается проект строительства в городе Томске оптово-распределительного центра.
3. Анализ развития агропромышленного комплекса Томской области показал, что в структуре сельскохозяйственного производства в регионе крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ) занимают очень маленькую долю и их количество сокращается. Тогда, как в развитых странах они играют существенную роль в обеспечении продовольственной безопасности региона. Устойчивое развитие сельских территорий, повышение эффективности сельскохозяйственного производства за счет увеличения производительности труда и объем валового производства требуют наличия качественных трудовых ресурсов. Эффективным инструментом решения этой проблемы может стать модель подготовки кадров для КФХ. Создание информационной системы (базы данных) на основе цифровой платформы позволит повысить качество управления подготовкой специалистов для КФХ, обеспечит контроль за ним, повысит уровень и точную направленность целевой подготовки.
Структура исследования включает введение, три главы основной части, заключение и список использованных источников и литературы.
По результатам теоретического исследования сделаны следующие выводы:
— все определения продовольственной безопасности сводятся к двум категориям социально-экономической, которая определяет доступность для населения продуктов питания, необходимых для рационального питания и политико-экономической, которая определяет способность государства гарантировать удовлетворение потребности населения страны в продуктах питания на уровне, обеспечивающем его нормальную жизнедеятельность. Продовольственная безопасность регионов во многом зависит от успехов развития агропромышленного комплекса. На основании подходов, предложенных к классификации факторов, влияющих на продовольственную безопасность регионов, выделены негативные тенденции, к которым относятся: зависимость российской пищевой промышленности от импортных продуктов; появление на продовольственном рынке контрафактных продуктов питания; неблагополучная обстановка по опасным болезням животных; низкие темпы технологической модернизации сельского хозяйства; недостаток квалифицированного персонала. К числу благоприятных факторов продовольственного обеспечения относятся: обширность земель, пригодных для растениеводства и животноводства; благоприятность природно-климатических условий в определенных регионах; информационная и маркетинговая поддержка государства в продвижении отечественной продукции; развитие здоровой конкуренции для фермерских хозяйств; действенность программ импортозамещения; финансовая государственная поддержка развития сельского хозяйства; развитие науки и техники. В Российской Федерации сложилась целая система нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы обеспечения продовольственной безопасности, однако среди основных недостатков можно выделить отсутствие специального Федерального Закона «О продовольственной безопасности в Российской Федерации»;
— рассмотренные методики оценки продовольственной безопасности, представленные в работах российских и зарубежных авторов, содержат такие критерии, как продовольственная независимость, физическая и экономическая доступность. Данные критерии у разных авторов представлены отличными наборами показателей для оценки параметров продовольственной безопасности. Некоторые авторы включили в систему оценок показатели пищевой ценности и безопасности продовольствия. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации не учитывает территориальные особенности страны, что не позволяет осуществлять корректную оценку продовольственной безопасности на региональном уровне;
— рассмотренные подходы к управлению продовольственной безопасностью в зарубежных странах свидетельствуют о том, что системы обеспечения продовольственной безопасности государств разрабатываются с учетом географических, экономических, климатических, социокультурных и иных особенностей, что обуславливает их разнообразие и уникальность. Протекционистский подход используют страны, имеющие ограниченные сельскохозяйственные ресурсы, например, Япония. При данном подходе используется ряд механизмов, направленных на защиту внутреннего производства. Подход, ориентированный на экспорт продовольствия, характерен для стран с высоким аграрным и экономическим потенциалом. К ним относятся США, Канада, Аргентина, Бразилия, Австрия, Новая Зеландия. Смешанный подход, основанный на принципах протекционистской политики и ориентации на экспорт продовольствия, используют страны Европейского союза и Китай. Изучение опыта обеспечения продовольственной безопасности зарубежных государств является источником информации для внедрения потенциально эффективных новых инструментов управления и контроля сельскохозяйственной отрасли, совершенствования нормативно-правового обеспечения национальной и продовольственной безопасности страны.
По результатам аналитического исследования сделаны следующие выводы:
— геополитический кризис и санкции недружественных стран, сопряженные с колебанием курса валют, ростом инфляции, ограничением экспорта и сокращением импорта стали ключевыми факторами, определившими динамику основных макроэкономических показателей Томской области за последние периоды. За счет накопленного потенциала и принятых антикризисных Томской области удалось минимизировать темпы снижения производств. Наблюдается незначительное снижение внутреннего регионального продукта, однако объем отгруженных товаров собственного производства растет. Реальные доходы жителей региона растут ниже темпов инфляции, но уровень безработицы в регионе низкий. Усугубляет социально¬экономическое положение региона высокая степень износа основных фондов действующих предприятий;
— в Томской области обеспечения продовольственной безопасности не сформирована полная продовольственная независимость области по основным продуктам (по молоку и молокопродуктам, картофелю не достигнуты пороговые значения), в то же время как физическая доступность реализована в полной мере, экономическая доступность является ограниченной для категорий граждан с низкими доходами. Фактическое потребление в регионе превышает рациональные нормы только по мясу и сахару, в то время как по овощам, яйцам, молоку и молокопродуктам, картофелю и хлебобулочным изделиям рациональные нормы выше сложившегося их потребления;
— агропромышленный комплекс Томской области вносит существенный вклад в укрепление продовольственной безопасности и устойчивое развитие Томской области. За отчетный период наблюдается рост всех показателей производства продукции животноводства и растениеводства в Томской области. Сельскохозяйственные предприятия Томской области за 2022 г. нарастили производство молока, мяса скота и птицы, яиц. Мясом Томская область обеспечивает себя более, чем на10%. Валовый сбор зерновых и зернобобовых культур, картофеля и овощей также увеличился. Зерно, производимое в Томской области, на 80% фуражное - на корм скоту, т.е. кормами регион обеспечивает себя полностью. В регионе осуществляется мощная поддержка аграрного сектора. Это и грантовая поддержка, поддержка маточного товарного поголовья КРС специализированных мясных пород, техническая и технологическая модернизация хозяйств и пр. Но стоит отметить, что крестьянско- фермерским хозяйствам оказывается недостаточная поддержка, их количество неуклонно сокращается.
Практическое исследование позволило сделать следующие выводы:
— исследуя нормативно-правовые акты, принятые для управления продовольственной безопасностью региона, можно прийти к выводу, что в первую очередь ставится цель обеспечить жизненно важные интересы не только региона в целом, но и каждого гражданина в отдельности. Первоочередными интересами являются наличие достаточного объема продовольственных ресурсов; экономическая и физическая доступность продовольствия; качество и безопасность поставляемого на рынок продовольствия; поддержка сельхозтоваропроизводителей; обеспечение активного образа жизни населения через поддержание прожиточного минимума и установление потребительской корзины. В обеспечении безопасности продовольствия администрацией Томской области определяющая роль отведена прослеживаемости и цифровизации с помощью IT-технологий. В целях стимулирования конкуренции, обеспечения запроса населения на товары локальных товаропроизводителей и поддержки местных сельхозпроизводителей проводятся ярмарки сельхозтоваропроизводителей. Стратегической целью обеспечения продовольственной безопасности региона является повышение доступности населения к качественному и недорогому продовольствию. Достижение этой цели требует развития транспортно-сбытовой инфраструктуры, которая на современном этапе слабо развита;
— представленная методика оценки продовольственной безопасности региона позволяет осуществить комплексный анализ с учетом специфических особенностей территорий. Выводы, которые будут получены в результате проведения оценки критериев и показателей, позволят определить узкие места в системе обеспечения продовольственной безопасности региона и, как результат, определить основные векторы для разработки корректировочных мероприятий по совершенствованию ее инструментов. Предложенный подход позволит расширить перечень частных показателей оценки, включив необходимые критерии, значимые для оценки продовольственной безопасности, такие как транспортная доступность, безопасность продовольствия, устойчивость продовольственной системы;
— предлагается проект строительства в городе Томске оптово-распределительного центра. инвестиции в инфраструктуру логистики и оптового рынка для роста смежных отраслей Томской области приведут к позитивным изменения в экономике региона. Помимо повышения качества и безопасности продукции в регионе, участники рынка, в том числе представители малого бизнеса, получат возможность работать на прозрачном оптовом рынке, снижать издержки и потери при хранении, минимизировать закупочные цены, а также реализуют возможность инвестировать и заниматься сбытом продукции;
— анализ развития агропромышленного комплекса Томской области показал, что в структуре сельскохозяйственного производства в регионе крестьянско-фермерские хозяйства занимают очень маленькую долю, при этом происходит последовательное сокращение их численности. Существует необходимость не просто увеличивать количество КФХ и индивидуальных предпринимателей в сельском хозяйстве, а качественно улучшать кадровое обеспечение фермерства. Государственная поддержка формирования и развития кадров для КФХ Томской области должна основываться на принципах системности, комплексности, информационного обеспечения принятия решений через финансирование создания и функционирования информационной, консультативной и образовательной сред для КФХ, субсидирование затрат КФХ на обучение, привлечение, закрепление и повышение квалификации работников. Продовольственная безопасность регионов тесно связана с успешным развитием агропромышленного комплекса. При анализе факторов, влияющих на продовольственную безопасность, выявлены негативные тенденции, такие как: зависимость от импортных продуктов в российской пищевой промышленности; распространение контрафактных продуктов питания на рынке; риск опасных заболеваний животных; недостаточное развитие технологической базы сельского хозяйства; нехватка квалифицированного персонала.
1. Конституция Российской Федерации : принята всенар.
голосованием 12 дек. 1993 г. : (с изм. от 1 июля 2020 г.) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023. - URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=152828683108034371964790532&cacheid=918F B292311CDA6FADEE7E1B468D739B&mode=splus&base=LAW&n=2875&dst =100067&rnd=0.4508234398233#2ash5rv9gva (дата обращения: 08.08.2023).
2. О прожиточном минимуме в Российской Федерации : федер. закон от 24 окт. 1997 г. №134-ФЗ : (ред. от 29 дек. 2020 г., с изм. от 5 дек. 2022 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2023. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. О развитии сельского хозяйства : федер. закон от 29 дек. 2006 г. №264-ФЗ : (ред. от 4 авг. 2023 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2023. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента Рос. Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2023. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации : указ Президента Рос. Федерации от 21 янв. 2020 г. № 20 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2023. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. О внесении изменений в приложения № 6 и 12 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации : постановление Правительства Рос Федерации от 9 февр. 2023 г. № 186 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2023. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун¬та.
7. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия : постановление Правительства Рос. Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 : (ред. от 13 июня 2023 г. : с изм. и доп. от 4 июля 2023 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2023. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
8. Об утверждении Концепции развития внутренней
продовольственной помощи в Российской Федерации : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 3 июля 2014 г. № 1215-р //
КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2023. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
9. Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания : приказ Минздрава России от 19 авг. 2016 г. № 614 : (ред. от 30 дек. 2022 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2023. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун¬та.
10. Об утверждении Методики расчета показателей (индикаторов) государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года и федеральных проектов, входящих в его состав : приказ Минтранса России от 30 апр. 2019 г. №129 : (ред. от 9 авг. 2021 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2023. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
11. О государственной поддержке сельскохозяйственного
производства в Томской области : закон Томской области от 13 апр. 2006 г. № 75-ОЗ : (с изм. от 28 дек. 2022 г.) // Гарант : информ.-правовое обеспечение. - М., 2023. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
12. О прожиточном минимуме в Томской области : закон Томской области от 14 апр. 2011 г. № 55-ОЗ : (с изм. от 29 апр. 2021 г) // Гарант : информ.-правовое обеспечение. - М., 2023. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
13. Об отдельных мерах по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов в Томской области : закон Томской области от 5 июня 2008 г. № 104-ОЗ : (с изм. на 28 дек. 2022 г.) // Гарант : информ.-правовое обеспечение. - М., 2023. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
14. О Порядке предоставления грантов «Агростартап» на реализацию проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств : постановление Администрации Томской области от 13 мая 2019 г. № 179а : (с изм. на 6 февр. 2023 г.) // Гарант : информ.-правовое обеспечение. - М., 2023. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
15. Об утверждении государственной программы «Развитие сельского хозяйства, рынков сырья и продовольствия в Томской области : постановление Администрации Томской области от 26 сен. 2019 г. № 338а : (с изм. на 31 марта 2023 г.) // Электронный фонд правовых и нормативно - технических документов. - М., 2023. - URL: https://docs.cntd.ru/document/ 467956280 (дата обращения: 05.09.2023)... 106