Аннотация 2
Введение 5
1 Теоретико-методологические основания изучения инженерного образования 9
1.1 Инновационный университет: мировая и отечественная практика 9
1.2 Состояние и проблемы подготовки инженерных кадров в современной России 17
2 Предпринимательские компетенции как фактор инновационного производства 28
2.1 Механизмы формирования предпринимательских навыков у студентов технических
специальностей 28
2.2 Мотивация студентов технических специальностей к предпринимательской
деятельности 37
3 Возможности реализации предпринимательских компетенций будущих инженеров 46
3.1 Формирование предпринимательских компетенций студентов инженерного вуза
(мнение студентов ТПУ) 46
3.2 Формирование предпринимательских компетенций студентов инженерного вуза
(мнение экспертов) 62
Заключение 68
Список литературы 72
Приложение А Программа исследования 78
Приложение Б Анкета 83
Приложение В Таблицы распределений 88
Приложение Г Комбинационные таблицы 94
Приложение Д Гайд экспертного интервью 99
Приложение Е Список экспертов 100
Приложение Ж Расшифровки экспертных интервью 101
За последние годы роль университетов РФ значительно трансформировалась. Они становятся не только центрами генерации новых знаний, но и ключевыми бизнес-игроками и генераторами рынка. В связи с этим в технических университетах происходит большая работа по интеграции в новую реальность и перестройке своих внутренних процессов. В миссию и стратегию университетов включается инновационное и предпринимательское развитие как в плане обучения студентов, так и в схему научных исследований. Перед техническими университетами поставлена цель и соответствующие задачи перехода к подготовке специалистов нового поколения, способных создавать, испытывать, предвидеть, внедрять технические системы как настоящего, так и будущего.
В соответствии с Национальной технологической инициативой и Стратегией научно-технологического развития РФ необходимо объединять усилия проектных, творческих команд и динамично развивающихся компаний, которые готовы впитывать передовые разработки, подключая ведущие университеты, исследовательские центры, Российскую академию наук и т.д. Согласно ФГОС ВО у выпускника инженерного вуза должны быть сформированы компетенции, среди которых технологическому предпринимательству на основе проектной и конструкторской деятельности отводится большая роль.
В РФ процесс обучения предпринимательству находится на стадии формирования. Однако в зарубежных университетах это неотъемлемая часть системы образования, т.к. предпринимательские умения и компетенции рассматриваются как ключевые для студентов вузов, независимо от того, какую специальность они получают в университете.
Здесь возникает противоречие: несмотря на несомненную важность развития предпринимательских компетенций, которые закреплены на уровне ФГОС ВО, данные опроса аналитического центра НАФИ на апрель 2019 года показывают, что только 29% участников опроса хотели бы открыть собственное дело, а анализ больших данных «СберДанные», основанный на отслеживании движения денежных средств по счету, демонстрирует процентное распределение предпринимателей как 3% от общей численности населения страны.
Сущность предпринимательства, определение его основных характеристик и способы осуществления предпринимательской деятельности представляют интерес как для отечественных, так и для зарубежных ученых. Однако вследствие значительного количества подходов к определению понятия «предпринимательство», которые оперируют различными категориями, общий концептуальный подход отсутствует. Одни исследователи (Б. Карлоф, Й. Шумпетер, П. Друкер) определяют предпринимательство как инновационную, новаторскую деятельность. Другая часть исследователей ставит знак равенства между предпринимателем и управленцем (Ф.Визер, В.И. Яроцкий, С. Брю, К. Макконел).
Разработкой проблемы формирования предпринимательского потенциала индивидов а также воздействию на этот процесс ценностных и мотивационных факторов занимались Э.Д. Конрад, Э. Робертс, Д. Стори, Й. Шумпетер, Х.Г. Гемюнденад, Д. Маклелланд, Дж. Стьювилл и др.)
Развитие предпринимательского потенциала, зависимость предпринимательского поведения от внешних и внутренних факторов чаще всего встречаются в трудах зарубежных исследователей: Х.Г. Гемюндена, Дж. Ковина. Г. Одиорне, М. Фрезе, М. Вебера, Д. Гилфорда, Э.Д. Конрада, Д. Слевина. Не обходило стороной данную проблематику и отечественные исследователи: В.И. Верховин, С.Б. Логинов, М.А. Блауг, И.Е. Задорожнюк.
Социально-экономическая сторона предпринимательства, ценообразование, менеджмент, маркетинг, экономический анализ являются основой работ таких авторов, как А.В. Бусыгин, А.А. Дынкин, А.С. Пелих, Т.С. Рябинский, А.И. Агеев, В.Я. Гарфинкель, А.О. Блинов и другие.
Современные состояние развития предпринимательства в России описано в работах С.Ю. Барсуковой, В.С. Маслова, Ю.А. Попова, С.М. Синельникова, Ф.И. Шахматова, Т. В. Бабаевой, А.Л. Журавлевой. Анализ мотивации к предпринимательской деятельности изучали такие исследователи, как В. Врум, С. Адамс, Е.Ф. Ерженина, Н.Ю. Круглова.
На основе проанализированной литературы предпринимательские компетенции можно определить, как модель поведения, помогающая эффективно решать поставленные бизнес-задачи, успешно коммерцианолизировать проекты. При этом модель базируется на совокупности личностных качеств и профессиональных знаний и умений, позволяющих успешно вести предпринимательскую деятельность.
В тот же момент отечественные исследователи не до конца сформировали системный подход к вопросу становления предпринимательского потенциала граждан, а также описания его в современной рыночной ситуации. Помимо этого, дополнительного изучения требуют способы развития предпринимательских компетенций, необходимо дополнительно рассмотреть возможности оценки предпринимательского потенциала, а также выявить факторы и механизмы повышения мотивации к предпринимательской деятельности и увеличению ее эффективности.
Отсюда возникают основные проблемы: Каковы возможности и необходимость развития предпринимательских компетенций в системе подготовки будущих инженеров? Какие сложности возникают в процессе формирования предпринимательских компетенций у студентов технических вузов? Какие барьеры к предпринимательской деятельности существуют для студентов технических вузов?
Объект исследования: студенты ТПУ инженерных специальностей.
Предмет исследования: предпринимательские компетенции студентов ТПУ при обучении инженерным специальностям.
Цель: определение механизмов формирования предпринимательских компетенций и мотивации студентов технического вуза к занятию предпринимательской деятельностью.
Задачи:
1. Проанализировать современное состояние инженерного образования в России и за рубежом;
2. Обосновать необходимость формирования предпринимательских компетенций у студентов технических специальностей;
3. Описать предпринимательские компетенции как фактор инновационного производства;
4. Выявить факторы, влияющие на отношение студента к предпринимательству;
5. Определить индикаторы формирования предпринимательских компетенций и мотивации студентов ТПУ к занятию предпринимательской деятельностью.
Научная новизна исследования: в ходе исследования создана модель «Индикаторы формирования предпринимательских компетенций и мотивации студентов к занятию предпринимательской деятельностью» для студентов технических специальностей, а также сформирована общая типология мотивов к занятию предпринимательской деятельностью для студентов технических направлений.
Методологическая и теоретическая основа исследования: в теоретической части работы применяются концепции предпринимательства Й. Шумпетера, Фон Хайека, Д. Макклелланда, П. Друкера. Практическая часть работы построена на методах онлайн-опроса и экспертного интервью.
Методы: в теоретической части применялся документальный метод, в практической части - онлайн опрос, экспертное интервью.
Практическая значимость работы: Результаты исследования могут быть использованы в ходе разработки образовательных программ, направленных на развитие soft skills и предпринимательских компетенций студентов технических специальностей.
Положения, выносимые на защиту:
1. Современное инженерное образование существует в тесной связи с научными организациями и бизнесом, поэтому требует учитывать особенности инновационного производства и, следовательно, включения в учебные планы курсов, способствующих развитию предпринимательских навыков.
2. Высшая школа в качестве стратегической цели, учитывая изменения в профессиональной деятельности современного инженера, создает условия для овладения, наряду с профессиональными навыками, предпринимательскими компетенциями. Предпринимательская подготовка является базисом формирования бизнес активности и готовности будущих инженеров к решению и профессиональных задач.
3. Предпринимательские компетенции, базирующиеся на soft skills, являются надстройкой над базовыми знаниями учебных дисциплин (hard skills), однако именно они содержательно наполняют и конкретизируют профессиональные знания, в результате чего инженерное предпринимательство становится главным проводником трансфера технологий из сферы науки в производство и сферу потребления.
4. Совокупность факторов, влияющих на отношение студентов инженерного вуза к предпринимательству, включает в себя ассоциативные триггеры, причины, побуждающие к занятию предпринимательством, и внутренние мотивы, такие как нежелание на кого-то работать, наличие уникальной идеи и наличие капитала на открытие бизнеса.
5. Представлена модель «Индикаторы формирования предпринимательских компетенций и мотивации студентов к занятию предпринимательской деятельностью», включающая универсальность, личностные качества и готовность к риску, которая позволит расставить приоритетные цели в организации процесса обучения инженеров, учитывая современные требования производства, а также при разработке образовательных программ находить релевантные методы и методики развития предпринимательских компетенций.
Структура работы:
Диссертационное исследование включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы (65 источников), 14 таблиц, 11 рисунков, 7 приложений.
Современное инженерное образование существует в тесной связи с научными организациями и бизнесом. Университет сегодня теряет функцию ретрансляции знаний и становится инкубатором новых технологий и инноваций, является флагманом развития и модернизации. Однако образование в России по большей части базируется на ценностно-идейных и методологических наработках ушедшей советской эпохи. Такой подход снижает позиции российского высшего образования в конкурентной борьбе на мировом рынке образовательных услуг. Инновационный университет, как новая образовательная единица, должен обращать внимание не на квалификационные требования, а на профессиональные компетенции. Инновационное производство как основанное на новых знаниях и технология, требует и новых компетенций, в частности предпринимательских.
В ходе теоретического анализа инженерного образования в России были выделены следующие основные проблемы:
-недостаток понимания компетенций и навыков, получаемых на образовательных уровнях бакалавриата и магистратуры как среди работодателей, так и общества в целом, невостребованность бакалавров на рынке труда ввиду сложившегося мнения о недостаточной квалификации выпускников данной образовательной ступени;
-общее отставание российского технического образования от западного, что подтверждается мировыми рейтингами университетов;
-низкий престиж профессии инженера, что напрямую связано с неконкурентоспособностью российских производств на мировом рынке;
-оторванность образования от экономической сферы, несогласованность требований рынка труда получаемым выпускниками знаниям и навыкам;
-большая аудиторная нагрузка на профессорско-преподавательский состав, что мешает вести активную научную деятельность в университете;
-утечка наиболее талантливых и перспективных студентов и научных сотрудников за границу или переход специалистов с инженерным образованием в иные сферы с более высоким доходом;
-недостаточная мотивация к научно-техническому творчеству внутри образовательного учреждения как среди студентов, так и среди преподавателей: отсутствие венчурных фондов для грантовой поддержки перспективных разработок, а также отсутствие нематериальных стимулов в идее широкого тиражирования изобретений, созданных внутри университета.
Помимо этого, были сделаны выводы относительно мотивации студентов инженерных специальностей к предпринимательской деятельности и развитии предпринимательских компетенций.
Помимо материальной мотивации, мотивации достижения успеха, стремления к самовыражению, стремления к творческой самореализации и преобразующей деятельности, мотивацией для студентов технических специальностей к предпринимательской деятельности становятся и способности к пониманию инновационных процессов и возможностей их коммерциализации.
Чтобы достичь высокой эффективности предпринимательского образования, необходимо сделать наибольший акцент на инновационных методиках преподавания. Во- первых, необходимо сделать большой акцент на практическое образование. Помимо этого, предпринимательский университет должен быть нацелен на развитие soft skills, а не только hard skills как знание учебных дисциплин, а также предоставлять студентам возможность выбора индивидуальной образовательной траектории. Преподаватель становится не ретранслятором знаний, но наставником, имеющим практический опыт и высокие компетенции в заданной сфере, он также должен прививать студентам положительное отношение к предпринимательству.
В конечном счете можно сказать, что предпринимательские компетенции в большинстве своем базируются на soft skills. Тем не менее, они являются надстройкой над базовыми знаниями учебных дисциплин (hard skills), однако именно они содержательно наполняют и конкретизируют профессиональные знания.
Практическая часть работы позволила сделать следующие выводы:
В большинстве своем 55% опрошенных студентов понимают, что в настоящее время обществу нужны инженеры-универсалы и не стоит ограничиваться рамками одной специальности. Основными целями деятельности современного инженера студенты считают создание новых технологий и умение решать проблемы предприятия.
Относительно необходимости и важности предпринимательских компетенций в деятельности инженера оценки респондентов противоречивы. С одной стороны, большинство (78%) опрошенных полагают, что в профессиональной деятельности инженера нужны предпринимательские компетенции. Но, с другой, - в иерархии важности восьми компетенций - предпринимательские навыки занимают одно из последних мест (29% респондентов - оценили их как важные).
В процессе исследования удалось выявить группу студентов, которые планируют работать по инженерной специальности и считают, что инженеру нужны предпринимательские компетенции.
По оценкам студентов мероприятия в вузе, связанные с предпринимательством, положительно влияют не только на учебный процесс, но и на дальнейшую вовлеченность в современную ситуацию как социальную, так и экономическую. Мы видим, что интерес к предпринимательству у студентов присутствует и есть смысл уделять внимание в образовательном процессе формированию предпринимательских компетенций.
Установлено еще одно противоречие: дисциплины по предпринимательству в вузе востребованы не только по оценкам тех студентов, которые считают, что предпринимательские компетенции нужны инженеру, но и той группы респондентов, которые не согласны с необходимостью знаний в области предпринимательства будущему инженеру. Данное противоречие может объясняться тем, что эти студенты не осознают, какие компетенции им будут необходимы в будущей профессиональной деятельности.
Участники опроса, в первую очередь, ассоциируют предпринимательство с высокими рисками и конкуренцией, с самостоятельностью в принятии решений и финансовой независимостью. А основными мотивами, побуждающими к занятию предпринимательством, студенты выделили - нежелание на кого-то работать и наличие уникальной идеи.
Была выявлена потребность в обучении предпринимательству студентов инженерного вуза со стороны студентов, государства и частично со стороны работодателей. Экспертами были выделены основные предпринимательские компетенции, такие как оценка рынков и рисков, анализ потребителей, системность, гибкость, коммуникабельность и основные формы эффективного обучения предпринимательству - наставничество реальных предпринимателей, решение практических кейсов и создание предпринимательской экосистемы в вузе, что соответствует проведенному теоретическому анализу.
Основными проблемами в процессе обучения предпринимательству эксперты назвали негативное отношение к предпринимательству, низкий уровень мотивации студентов, разочарование, административные барьеры, подача неактуальных знаний.
Проведя обобщающий анализ между онлайн опросом и экспертным интервью выделены основные индикаторы формирования предпринимательских компетенций и мотивации студентов к занятию предпринимательской деятельностью. Большинство опрошенных студентов основным ассоциативным триггером с предпринимательством назвали высокие риски. В свою очередь эксперты одной из ключевых предпринимательских компетенций назвали готовность к риску. Из онлайн опроса видно, что студенты выделяют личные качества как императив для занятия предпринимательством. Эксперты считают, что системность, гибкость и коммуникабельность - личные качества, составляющие предпринимательских компетенций. Следующая выявленная корреляция - это универсальность инженерной деятельности. Большинство студентов выделили, что в современном обществе необходим инженер-универсал, то есть специалист, обладающий знаниями и умениями в различных областях. Эксперты выделили соответствующую потребность. Также все полученные эмпирические результаты соответствуют положениям теоретических работ, изученных в ходе реализации исследования.
В целом, можно сказать, что мотивация к предпринимательству у современных студентов инженерного профиля складывается в основном из внутренних мотивов: нежелание на кого-то работать, наличие уникальной идеи, наличие капитала на открытие бизнеса. При этом недостаток необходимых знаний часто (53% случаев) становится барьером для создания собственного дела, что еще раз подчеркивает необходимость реализации образовательных программ по развитию предпринимательских компетенций.
1. 11 гибких навыков, которые нужны для работы в стартапе [Электронный ресурс] / / URL: https://rb.ru/story/11-soft-skills/ (дата обращения 19.04.2020).
2. Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории (Очерк истории западной экономической мысли). М.: Наука, 1993. - 176 с.
3. Акатьев В.А., Акатьев В.А., Волкова Л.В. Инженерное образование в постиндустриальной России // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5 [Электронный ресурс] // URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14671 (дата обращения: 15.09.2019).
4. Арефьев А. Л., Арефьев М. А. Инженерно-техническое образование в России в цифрах // Высшее образование в России. 2012. №3 С. 122-131
5. Багдасарьян Н.Г. Инженерное образование: между миссией и стандартом / Багдасарьян Н.Г. // Высшее образование в России. - 2015. - №4. - С. 34-43
6. Боровков А.И., Бурдаков С.Ф., Клявин О.И., Мельникова М.П., Пальмов В.А., Силина Е.Н. Современное инженерное образование : учеб. пособие / А. И. Боровков [и др.]. — СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2012. — 80 с.
7. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология: Курс лекций для технических вузов. Екатеринбург: 2007. 279 с.
8. Власов П.К. Психология замысла организации. Харьков, Гуманитарный центр. 2003. 284 с.
9. Гарафутдинова Г.Р. Критерии оценки эффективности инновационно-образовательной деятельности вуза при подготовке студентов по направлению «эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2 [Электронный ресурс] // URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12642 (дата обращения: 15.04.2020).
10. Гнилитская Е.В. Чего изволите... предприниматель и новые технологии: мотивация разработки и применения. Российское предпринимательство, 2008, № 3, С. 48-51.
11. Данилов А.Н. Система подготовки инженерных кадров в современной России: образовательные траектории и контроль качества / А.Н. Данилов, М. Б. Гитман, В. Ю. Столбов, Е. К. Гитман // Высшее образование в России. - 2018. - №3. - С. 5-13.
12. Дейнека О.С. Психологический портрет молодого российского предпринимателя. Актуальные проблемы психологической теории и практики. Под ред. А.А. Крылова. Санкт-Петербург, 1995, с. 124-130.
13. Делор, Ж. Образование : Сокрытое сокровище [Электронный ресурс] // Ж. Делор. — UNESCO, 1996. — URL: http://www.ifap.ru/library/book201.pdf. (дата обращения 18.03.2020).
14. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: интеллект и личностные черты российских предпринимателей. Москва, 2001. - 224 c.
15. Душацкий Л.Е. Ценностно-мотивационные доминанты российских предпринимателей // Социологические исследования. 1999. №7. С. 91-94... 65