Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика развития лексического компонента устной иноязычной речи студентов в интерактивной образовательной среде

Работа №193135

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы146
Год сдачи2025
Стоимость5930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретико-методические основы использования обучения студентов
иноязычной речи согласно новым требованиям 9
1.1 Современные требования образовательных стандартов к
иноязычной подготовке студентов 9
1.2 Устная коммуникация как ведущий способ развития лексического
компонента устной иноязычной речи 13
1.3 Информационно-коммуникационные технологии и их роль в
создании интерактивных образовательных сред 29
Выводы по первой главе 40
2. Методологические основы обучения студентов устной иноязычной речи на
основе развития лексического компонента с применением чат-ботов 42
2.1 Дидактический потенциал чат-бота в развитии устной речи
студентов 42
2.2 Методика развития лексической компетенции устной иноязычной
речи студентов на основе чат-бота 55
2.3 Экспериментальная апробация разработанной методики и анализ
полученных результатов 68
Выводы по второй главе 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 99
ПРИЛОЖЕНИЯ 110


Актуальность: Современное образование предъявляет высокие требования к обучению иностранным языкам, особенно в условиях глобализации и цифровизации. Цифровизация образования в России, обусловленная рядом указов, в том числе указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [83, С. 4], требует внесения корректировок в существующие программы обучения, а также разработки новых способов обучения на том основании, что традиционные методы обучения перестали соответствовать современным потребностям как студентов, так преподавателей. Как отмечают Н. Р. Круглова и И. В. Сартаков [46, С. 3504], цифровизация образования «это не панацея решения всех накопившихся проблем, а лишь средство в виде гибкой и динамичной развивающейся информационно-коммуникативной системы». Такое направление развития образования охватывает все его уровни.
В этом контексте одним из ключевых аспектов иноязычной подготовки является развитие устной иноязычной речи средствами цифровых технологий, что значительно повышает успешность обучения межкультурному общению и способствует социальной интеграции. Важность эффективного овладения устной иноязычной речью особенно очевидна в профессиональной сфере, где владение иностранными языками по-прежнему необходимо для успешной карьеры.
В последнее время эффективное развитие лексического компонента устной иноязычной речи требует все большего применения инновационных технологий, которые стимулируют активное и самостоятельное обучение студентов. Одним из таких инструментов являются интерактивные образовательные среды. Благодаря своей гибкости и возможности адаптировать образовательный процесс под индивидуальные потребности учащихся, образовательные среды обеспечивают активное вовлечение студентов в процесс общения на иностранном языке. Интерактивные технологии, включая онлайн-платформы, мобильные приложения и чат-боты, способны создать условия для моделирования реальных коммуникативных ситуаций, что является важным фактором для эффективного овладения языковыми навыками.
В этой связи исследование методики развития лексического компонента устной иноязычной речи студентов в интерактивных образовательных средах приобретает особую актуальность, так как оно направлено на создание более эффективных и адаптивных методов преподавания, способствующих повышению уровня овладения иностранным языком. Это может быть необходимым в том числе с точки зрения изменения мышления нового поколения. Как отмечают Л. Г. Медведева и Е. Ю. Надеждина, студенты привыкли «работать с информацией линейно, искать ее только в Интернете, имеют краткосрочную память и не развивают критическое мышление» [52, С. 152].
Одним из наиболее перспективных направлений использования информационных технологий является интеграция чат-ботов в образовательный процесс. Чат-боты представляют собой интерактивные системы, которые способны моделировать диалоговые ситуации, корректировать ошибки и предоставлять обратную связь в реальном времени, что делает их эффективным инструментом для развития лексической компетенции (А.Н. Шамов, О.Г. Стародубцева, А.С. Куча).
На основе проанализированного теоретического материала удалось выделить противоречия между:
- высокой значимостью устной иноязычной речи в профессиональной сфере и недостаточной эффективностью традиционных методов ее формирования;
- широкими возможностями цифровых технологий (в частности, чат- ботов) и недостаточной разработанностью методик их интеграции в образовательный процесс.
Проблема: Каковы теоретические и технологические аспекты разработки методического обеспечения процесса развития у студентов лексического компонента устной иноязычной речи в современной цифровой образовательной среде?
Цель работы заключается в разработке и научном обосновании методики развития лексического компонента устной иноязычной речи студентов в интерактивно-образовательной цифровой среде.
Объект исследования - процесс развития лексической компетенции устной речи при изучении английского языка в вузе в условиях цифровизации образовательной среды.
Предмет исследования - методика развития лексического компонента устной иноязычной речи студентов в интерактивной образовательной среде.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие лексического компонента устной иноязычной речи у студентов высшей школы будет более успешным, если:
- обучение организовано в смешанном формате, сочетающем традиционные и цифровые методы преподавания, а именно с внедрением чат- бота Telegram, обеспечивающем регулярное взаимодействие студентов с языковым материалом в учебной и внеучебной деятельности;
- разработана методика, способствующая развитию лексической компетенции, включающая в себя систему упражнений, адаптированных под цифровую образовательную среду, обеспечивающих поэтапное овладение лексикой и ее использование в устной речи;
- одним из дидактических средств обучения в такой методике будет чат- бот, который обеспечивает персонализацию обучения, интерактивности работы со словарным запасом, контроль динамики усвоения лексики и возможности адаптивного повторения.
Задачи:
1. Выявить современные требования образовательных стандартов к иноязычной подготовке студентов и владению ИЯ в профессионально- 5
ориентированной сфере коммуникации с учетом особенностей современной образовательной среды.
2. Описать устную коммуникацию как ведущий способ развития лексического компонента устной иноязычной речи студентов.
3. Рассмотреть информационно-коммуникационные технологии и определить их роль в создании интерактивных образовательных сред в обучении студентов иностранному языку.
4. Описать дидактический потенциал чат-бота в развитии устной речи студентов.
5. Разработать методику развития лексического компонента устной речи студентов на основе чат-бота.
6. Провести экспериментальную апробацию разработанной методики и анализ полученных результатов.
Теоретико-методологические основы
Методологическая основа исследования включает комплекс научных подходов, принципов и теорий, обеспечивающих системное изучение проблемы развития лексического компонента устной иноязычной речи студентов с применением ИКТ средств.
Методологическая основа:
- Коммуникативный подход (А.А. Вербицкий, С.В. Боголепова, Л. Н. Голуб);
- Лексический подход (М. Льюис (Michael Lewis), Е.М. Шульгина);
- Деятельностный подход (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, К.А. Абульханова).
Теоретическую основу составили работы отечественных и зарубежных ученых по:
- основам теории речевой деятельности (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, В.Г. Костомаров, Ф.Ш. Алимова, А. Е. Оксенчук);
- формированию иноязычной компетенции с применением образовательной среды (Е.Ю. Надеждина, Л.Г. Медведева, Н.А. Кочкина, Т.Е. Вавилова, М.С. Помелова, И.К, Сироткина и другие);
- применению информационных коммуникационных технологий при изучении иностранного языка (Е.М. Шульгина, Л.С. Нигай, А.С. Куча, Н.В. Князева-Лязгина)
Методы исследования
В работе применяются следующие методы:
- Теоретические: анализ научных источников по методике преподавания иностранных языков, цифровым технологиям и педагогике; сравнительный анализ данных, представленных в научных публикациях по рассматриваемой проблеме; сопоставление, систематизация и обобщение современных методик организации процесса развития лексической компетенции обучающихся и применения чат-бота в процессе развития лексического компонента иноязычной речи студентов; изучение и обобщение педагогического опыта;
- Эмпирические: педагогический эксперимент; анкетирование и тестирование студентов; обработка результатов тестирования; количественно¬качественный анализ результатов экспериментального обучения.
Новизна исследования - впервые исследуется процесс развития лексической компетенции в обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей на уровне высшего образования с использованием информационно-коммуникационных технологий, а именно чат-бота в Telegram, а также выявляются особенности влияния данных технологий на усвоение лексических единиц студентами.
Теоретическая значимость исследования: проанализирована взаимосвязь между теоретической основой и практическим применение чат- бота Telegram для развития лексического компонента устной иноязычной речи, и выявлено, что такой метод обеспечивает более успешное развитие компетенции в сравнении с традиционными методами.
Практическая значимость: разработана эффективная методика обучения английскому языку с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для студентов неязыковых специальностей в высших учебных заведениях.
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе была поставлена цель — разработка и научное обоснование методики развития лексического компонента устной иноязычной речи студентов в интерактивной образовательной среде, а также определены задачи, выполнение которых позволило достичь указанной цели.
Результаты теоретического анализа и педагогического эксперимента позволили подтвердить выдвинутую гипотезу исследования. Было доказано, что развитие лексического компонента устной иноязычной речи студентов становится более успешным при условии организации обучения в смешанном формате с использованием чат-бота Telegram. Разработанная методика, включающая систему упражнений, адаптированных под цифровую образовательную среду, а также функциональные возможности чат-бота — персонализация обучения, интерактивность, регулярность и контроль динамики усвоения — обеспечила положительную динамику результатов, рост показателей лексической компетенции и улучшение качества устной речи у студентов экспериментальной группы.
Были изучены современные требования образовательных стандартов (ФГОС) к иноязычной подготовке студентов, что позволило установить акцент на формировании практических навыков устного общения как ключевой цели преподавания иностранного языка. Анализ показал, что владение иностранным языком рассматривается как важнейшая составляющая профессиональной компетентности. Особое внимание уделяется формированию речевой компетенции в условиях реального общения, что требует от студентов умения использовать лексику в спонтанной устной речи. Обучение должно быть направлено на развитие всех видов речевой деятельности, при этом акцент делается на говорении как наиболее сложном и значимом навыке.
Рассмотрена устная коммуникация как основной способ развития лексического компонента иноязычной речи, что позволило выделить ее ключевую роль в процессе формирования активного словаря студентов. Устная речь обеспечивает контекстное, ситуативное и функциональное использование лексических единиц, способствует запоминанию, активизации и гибкому применению лексики. Она позволяет учащимся приобретать практический опыт коммуникации и реализовать речевую деятельность в условиях, близких к реальным.
Были проанализированы возможности информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку, что позволило доказать их значимость в построении интерактивной образовательной среды. Доказано, что эти технологии создают условия для индивидуализации и дифференциации обучения, расширяют пространство речевого взаимодействия и способствуют регулярной практике устной речи. Особую роль играют такие формы, как онлайн-платформы, мобильные приложения и особенно чат-боты, позволяющие моделировать коммуникативные ситуации и контролировать усвоение лексики.
Изучен дидактический потенциал чат-ботов в Telegram, и установлено, что Telegram-боты благодаря доступности, мобильности и интерактивности представляют собой эффективное средство для формирования лексических навыков. Они позволяют организовать регулярную языковую практику, адаптированную под индивидуальные потребности обучающихся, обеспечивают оперативную обратную связь и создают условия для автономного обучения.
Разработана и описана методика развития лексического компонента устной иноязычной речи с применением чат-бота Telegram, основанная на системном введении и закреплении лексики, выполнении заданий в цифровой среде и контроле усвоения через обратную связь. Методика предполагает внедрение чат-бота как основного инструмента, обеспечивающего персонализированное взаимодействие с языковым материалом, поддержку спонтанной речи и возможность повторения в различных контекстах.
Проведена экспериментальная проверка эффективности предложенной методики, включающая анкетирование, тестирование и задания на устную речь. В ходе педагогического эксперимента, несмотря на его частичную реализацию, наблюдалось улучшение показателей в экспериментальной группе: прирост количества правильно выполненных заданий и рост уверенности студентов при выполнении устных упражнений. Особое значение имело то, что студенты экспериментальной группы чаще демонстрировали активное использование изученной лексики в устной речи, что говорит о продуктивности методики. Из полученных следует, что наша гипотеза верна и делаем вывод об эффективности разработанной методики.
Таким образом, проведённое исследование подтвердило эффективность разработанной методики и позволило прийти к следующему общему выводу: использование чат-бота Telegram в рамках интерактивной образовательной среды является перспективным направлением в обучении иностранному языку, особенно в части развития лексического компонента устной речи студентов. Интеграция современных технологий в методику преподавания способствует повышению мотивации, обеспечивает возможность регулярного взаимодействия с лексическим материалом, формирует условия для ситуативного и функционального использования лексики и, как следствие, приводит к улучшению качества подготовки студентов к реальной иноязычной коммуникации.



1. 4study [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://4study.pro/blog/telegram-dlya-obucheniye-i- prepodov/?ysclid=m1oha1al3v418711429 (Дата обращения: 1.03.25)
2. Абдуллова А. Ф., Нестеров В. А., Махмутова А. Н. Телеграм-бот как легкодоступная мультилингвальная образовательная среда //Иностранные языки в современном мире. - 2022. - С. 90-98.
3. Абрамова А. И. Использование Telegram-бота в образовательном процессе вуза //Вестник науки. - 2022. - Т. 3. - №. 1 (46). - С. 150-153.
4. Абульханова К. А. Ретроспектива и перспектива принципа субъекта в исследованиях мышления школой СЛ Рубинштейна //Вопросы философии. - 2021. - №. 9. - С. 75-81.
5. Авдулов А. Н., Кулькин А. М. Классификация информационных технологий //Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. - 2004. - №. 1. - С. 36-45.
6. Алимов Ф. Ш., Фахрутдинова Р. А. Содержательный компонент формирования письменной речи студентов нефилологических факультетов в процессе обучения иностранному языку //СОВРЕМЕННАЯ ЛИНГВИСТИКА: КЛЮЧ К ДИАЛОГУ. - 2024. - С. 7.
7. Байдикова Н. Л. ФГОС ВО: новые характеристики профессионально ориентированного обучения студентов неязыкового вуза иностранному языку //Научный диалог. - 2017. - №. 7. - С. 197-206.
8. Банарцева А. В. Коммуникативный подход в обучении иностранному языку //Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2017. - №. 1 (33). - С. 22-29.
9. Биккулова О. С., Ивкина М. И. Чат-бот в методике преподавания РКИ //Мир русского слова. - 2021. - №. 1. - С. 91-96.
10. Бим И. Л. Теория и практика обучения иностранным языкам //М.: Просвещение. - 2001.
11. Богданова А. Н., Федорова Г. А. Чат-боты как компонент содержания обучения основам искусственного интеллекта в школе //Информатика в школе. - 2022. - №. 2. - С. 39-45.
12. Боголепова С. В. Современные подходы к обучению иностранному языку: общее и частное //Лингвистика и методика преподавания иностранных языков. - 2020. - №. 2. - С. 168-189.
13. Будникова А. С., Бабенкова О. С. Использование чат-ботов при изучении иностранного языка //Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2020. - №. 3 (55). - С. 146¬150.
14. Буримская Д. В. Педагогические подходы к обучению профессионально-ориентированному иностранному языку на базе ИКТ //Вестник Томского государственного университета. - 2020. - №. 459. - С. 205¬212.
15. Вавилова Т. Е., Еремина Е. И. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции средствами иностранного языка в нелингвистической образовательной организации //Проблемы современного образования. - 2020. - №. 5. - С. 240-249... 107


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ