Аннотация 2
Введение 5
1 Теоретико-методологические основания исследования перфекционизма как
фактора эмоционального выгорания у участников образовательного процесса в условиях смешанного обучения 11
1.1 Проблема эмоционального выгорания в образовательной деятельности 11
1.2 Факторы эмоционального выгорания участников образовательного
процесса в условиях смешанного обучения 17
1.3 Анализ исследований перфекционизма как личностной характеристики
участников образовательного процесса 23
1.4Анализ исследований перфекционизма в контексте эмоционального выгорания 30
2 Эмпирическое исследование перфекционизма как фактора эмоционального
выгорания у участников образовательного процесса в условиях смешанного
обучения 35
2.1 Дизайн эмпирического исследования 35
2.2 Описательные статистики 40
2.3 Результаты корреляционного анализа 56
3 Профилактика эмоционального выгорания у участников образовательного процесса в условиях смешанного обучения 78
3.1 Способы профилактики эмоционального выгорания у участников
образовательного процесса 78
3.2 Анализ результатов эмпирического исследования с точки зрения
«психологических мишеней», на которые можно воздействовать профилактически 82
3.3 Программа профилактики эмоционального выгорания у участников
образовательного процесса в условиях смешанного обучения 87
Заключение 93
Список используемой литературы 98
Приложение А 104
Актуальность исследования. Эмоциональное выгорание является актуальной темой в образовательном процессе. Исследования показывают, что выраженность эмоционального выгорания учителей влияет на состояние психологической безопасности образовательной среды (А. С. Мельничук и др.). Кроме того, анализ психологических характеристик школьной образовательной среды учителей средних классов показал, что учителя, испытывающие эмоциональное выгорание, менее удовлетворены образовательной средой, в которой они взаимодействуют.
В современных условиях реализации образовательного процесса часто источником эмоционального выгорания становится применение смешанной формы обучения (Т. Р. Шаповалова, Г. Г. Медведева и др.). Одним из потенциальных источников выгорания в среде смешанного обучения является необходимость управлять несколькими формами обучения. Преподаватели должны не только готовить и проводить очные уроки, но и разрабатывать онлайн-ресурсы и мероприятия. Студенты, тем временем, должны распределять свое время между очными занятиями и работой в Интернете. Это может оказаться непосильной задачей, особенно если нагрузка не будет тщательно контролироваться. Еще одним потенциальным источником выгорания является необходимость постоянно адаптироваться к новым технологиям и стратегиям преподавания. Смешанное обучение - это динамичный подход, требующий постоянных экспериментов и инноваций. Преподаватели должны быть готовы пробовать новые инструменты и методы, а студенты должны быть готовы адаптироваться к новым формам обучения. Это может быть интересно и увлекательно, но также может стать причиной стресса, если отсутствует поддержка или обучение.
Работы таких исследователей, как И. А. Астафьева, А. С. Мельничук, Л. Н. Молчанова и др. связывают развитие эмоционального выгорания участников образовательного процесса с перфекционизмом. Перфекционизм может играть важную роль как в профессиональной, так и в образовательной деятельности. Однако его влияние может быть как положительным, так и отрицательным, в зависимости от типа перфекционизма и контекста, в котором он рассматривается. Перфекционизм может быть связан с академическим выгоранием из-за повторяющегося негативного мышления. Дезадаптивный перфекционизм может заставить студентов ставить перед собой нереальные цели и заставлять себя работать в условиях жесткой конкуренции, что приводит к академическому выгоранию. С другой стороны, адаптивный перфекционизм может способствовать мотивации и повышению уровня успеваемости. Поэтому важно понимать тип перфекционизма и его влияние на учебную деятельность, чтобы предотвратить академическое выгорание.
Стоит отметить, что выгорание - это сложная проблема, которая может быть вызвана различными факторами, включая рабочую нагрузку, стресс и отсутствие поддержки. Хотя смешанное обучение в некоторых случаях может способствовать выгоранию, оно не обязательно является его причиной. Важно решать проблему выгорания комплексно, выявляя основные причины и разрабатывая стратегии для их устранения.
Постановка проблемы исследования. Анализируя теоретическую часть поставки проблемы, стоит заметить, что интерес к данному психологическому феномену чрезвычайно высок. С начала 50-х годов ХХ века и до сегодняшнего дня, появляются достаточное количество работ, начало которых лежит в рамках анализа и изучения понятия эмоционального выгорания.
В первую очередь, мы будем рассматривать эмоциональное выгорание с точки зрения понятия перфекционизма и условий смешанного обучения. Перфекционизм может привести к эмоциональному выгоранию в профессиональной деятельности. Перфекционизм может вызвать эмоциональное истощение, деперсонализацию и снижение личных достижений, что является тремя компонентами эмоционального выгорания. Перфекционисты склонны устанавливать для себя высокие стандарты и стремиться к совершенству, что может быть эмоционально истощающим и привести к выгоранию. Поэтому важно понимать влияние перфекционизма на эмоциональное благополучие в профессиональной деятельности. Проблема исследования обусловлена также тем, что практически нет исследований или очень мало, где бы роль перфекционизма в контексте эмоционального выгорания изучалась в условиях смешанного обучения.
Цель исследования - выявление взаимосвязи перфекционизма как характеристики личности с эмоциональным выгоранием участников образовательного процесса в условиях смешанного обучения.
Объект исследования - эмоциональное выгорание участников образовательного процесса.
Предмет исследования - перфекционизм как фактор эмоционального выгорания участников образовательного процесса в условиях смешанного обучения.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа выявить факторы, влияющие на эмоциональное выгорание участников образовательного процесса в условиях смешанного обучения.
2. Провести анализ современных исследований перфекционизма и эмоционального выгорания в условиях вузовского обучения.
3. Оценить степень выраженности эмоционального выгорания у участников образовательного процесса в условиях смешанного обучения.
4. Определить характер взаимосвязи перфекционизма и эмоционального выгорания участников образовательного процесса в условиях смешанного обучения.
5. Разработать программу профилактики эмоционального выгорания у студентов и педагогов в условиях смешанного обучения.
Гипотеза исследования:
- предположительно, патологический перфекционизм, как характеристики личности, будет способствовать эмоциональному выгоранию участников образовательного процесса;
- отрицательное отношение к смешанному формату обучения будет способствовать большей степени эмоционального выгорания участников образовательного процесса.
Теоретико-методологические основания исследования являлись работы по эмоциональному выгоранию таких авторов, как Ю. К. Бакшаева, В. В. Бойко, Е. Ю. Веревкина, Д. А. Кизогян, Д. А. Фалалеева, М. П. Щербатых, В. В. Яценко; исследование перфекционизма как личностной характеристики в работах таких авторов, как А. А. Дехтяренко, Е. А. Домырева, М. В. Ларских, С. В. Ларских, О. Б. Михайлова, Н. Л. Савченко, Е. С. Фаренникова, Е. И. Шлягина и др.; исследование влияние перфекционизма на развитие эмоционального выгорания в образовательной сфере в работах таких авторов, как Л. Н. Молчанова, Е. А. Паневина, Н. Г. Лебедева, С. Б. Перевозкин, Ю. М. Перевозкина, Е. С. Синельникова и др.; характеристика смешанного обучения в работах В. С. Сурниной, Т. Р. Шаповаловой, Г. Г. Медведевой и др.; зарубежные исследователи перфекционизма как фактора эмоционального выгорания в образовательной сфере (A. P. Hill, H. J. Freudenberger, G. L. Еаухдпе, E. Maher,C. Maslach, S. E. Jachson, Sh. Tokern др.).
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы по проблеме, обобщение, сравнение, конкретизация.
2. Эмпирические: Дифференциальный тест перфекционизма А. А. Золотаревой, Опросник копинг-стратегий Ч. Карвера и М. Шейера (в адаптации Т. О. Гордеевой, В. Ю. Шевяховой), Опросник «Профессиональное выгорание» К. Маслач, С. Джексон (в адаптации Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченкова), авторская анкета.
Математико-статистические: описательные статистики, частотный анализ, корреляционный анализ, регрессионный анализ.
Выборку исследования составили 151 чел (121 студент в возрасте от 18 до 33 лет обоих полов, 30 преподавателей в возрасте от 25 до 74 лет обоих полов).
Научная новизна нашего исследования заключается в том, что получены новые данные о роли перфекционизма как фактора эмоционального выгорания у участников образовательного процесса в условиях смешанного обучения.
Теоретическая значимость представленной работы определяется тем, что выявлены взаимосвязи нормального и патологического перфекционизма с параметрами эмоционального выгорания и копинг-стратегиями участников образовательного процесса. Показано, что отрицательное отношение к смешанному формату обучения способствует большей степени эмоционального выгорания участников образовательного процесса.
Практическая значимость: полученные в результате исследования материалы и выводы могут быть использованы для составления методических рекомендаций и разработке программ профилактики эмоционального выгорания (сниженности эффективности работы, поведенческий изменений, психосамотических симптомов и др.).
Положения, выносимые на защиту:
1. Патологический и нормальный перфекционизм по-разному проявляет себя во взаимосвязях с параметрами эмоционального выгорания и копинг-стратегиями у преподавателей и студентов.
2. Отрицательное отношение к смешанному формату обучения способствует большей степени эмоционального выгорания участников образовательного процесса.
Апробация и практическое внедрение результатов исследования Основные результаты проведенного исследования были представлены на научно-практических конференциях и отражены в следующих публикациях:
1. Давыденко А. А. Перфекционизм как фактор эмоционального выгорания в условиях смешанного обучения: постановка проблемы / А. А.
Давыденко, И. В. Атаманова // Социокультурные проблемы современного человека : материалы VIII Международной научно -практической конференции, Новосибирск, 20-22 апреля 2022 г. / Под ред. Н. Я. Большуновой, Т. В. Белашиной, А. А. Александровой. - Новосибирск : Новосибирский государственный педагогический университет, 2022. - С. 53-56.
2. Давыденко А. А. К вопросу об эмоциональном выгорании участников образовательного процесса в период пандемии COVID-19 // Трансдисциплинарные измерения в современной науке и образовании : материалы V Молодежного Сибирского Психологического форума, Томск, 23 ноября 2022 г. - Томск : Томский государственный университет, 2022. - С. 28-30.
Структура работы включает введение, три главы из 11 параграфов, заключение, список используемой литературы, приложения.
Под «эмоциональным выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения. Данный синдром включает в себя: эмоциональную истощённость, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Научный и практический интерес синдрома выгорания обусловливается тем, что СЭВявляется непосредственным проявлениемразличных проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью и производительностью их труда, а также стабильностью организации. Синдром выгорания представляет собой комплекс негативных психических переживаний, «истощение» от продолжительного влияния напряжения в профессиях, которые связаны с межличностными взаимодействиями большой интенсивности, а также сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью.
Влияние смешанного обучения на эмоциональное выгорание является сложным и зависит от различных факторов, таких как конкретная реализация смешанного обучения, нагрузка на учителей и учеников, а также уровень индивидуализации. Для предотвращения и преодоления эмоционального выгорания в контексте смешанного обучения важно уделять приоритетное внимание уходу за собой, например, правильному питанию, физическим упражнениям и сну, а также эффективно управлять рабочей нагрузкой и уровнем стресса.
Анализ литературных источников по проблеме свидетельствует, что перфекционизм справедливо рассматривается как один из ресурсов предсказания субъективного благополучия личности, подчеркивается, что приверженность к перфекционизму оказывает существенное влияние на уровень удовлетворенности жизнью, либо благоприятствуя его повышению, либо напротив, содействуя снижению его уровня.Такой личностный конструкт, как перфекционизм, в той или иной мере присущий почти каждому человеку, представляет собой психологический ресурс, стимулирующий личность к развитию и самосовершенствованию, позволяющий адекватно оценивать свои возможности.Перфекционизм как личностная характеристика педагога и учащегося является важным аспектом в образовательном процессе.
В условиях смешанного обучения значительно вырастает нагрузка на всех участников образовательного процесса. Учащиеся могут столкнуться с эмоциональным выгоранием из-за большой нагрузки в учебной деятельности, которая отнимает много физических и психических ресурсов. Учащиеся могут испытывать различные состояния, такие как страх, тревога, депрессия, и усталость, что может привести к эмоциональному выгоранию. С другой стороны, педагоги могут столкнуться с эмоциональным выгоранием в условиях смешанного обучения из -за постоянного эмоционального контакта с учениками.
Если перфекционизм действительно влияет на эмоциональное выгорание у участников образовательного процесса, то необходимо разработать стратегии, которые помогут управлять этим фактором. Например, можно поощрять участников образовательного процесса устанавливать реалистичные цели, которые они могут достичь, а также помогать им развивать стратегии, которые помогут им справляться со стрессом и тревогой.Также важно помнить, что перфекционизм может иметь разные формы и проявляться по-разному у разных людей. Выделяются различные типы перфекционизма, такие как самокритичный перфекционизм, перфекционизм, основанный на ожиданиях окружающих, и перфекционизм, основанный на страхе неудачи. Каждый из этих типов может иметь свои уникальные причины и последствия, поэтому важно принимать во внимание индивидуальные различия при разработке стратегий управления перфекционизмом.
На основании результатов эмпирического исследования были получены следующие выводы:
Среди опрошенных преподавателей преобладали женщины - 70%. Основные возрастные группы среди опрошенных преподавателей - 30-35 лет (26%) и свыше 50 лет (26%).Большинство опрошенных преподавателей проработали в образовании свыше 15 лет - 44%.
Среди опрошенных студентов преобладали также женщины - 54%.Большинство опрошенных студентов (73%) находились в возрасте до 20 лет. Большинство опрошенных студентов, а именно 88%, учились в бакалавриате.51% опрошенных студентов находились на втором курсе обучения и 36% - на первом курсе.
Результаты исследования по преподавателям по методике «Дифференциальный тест перфекционизма А. А. Золотаревой» показали, что преподаватели характеризуются преобладанием среднего уровня паталогического перфекционизма (81%) и низкого уровня нормального перфекционизма (59%), что в целом является негативной тенденцией.
Результаты исследования по студентам по методике «Дифференциальный тест перфекционизма А. А. Золотаревой» показали, что в исследуемой группе отмечены средние показатели нормального перфекционизма и в основном низкие показатели паталогического перфекционизма, но высокие значения по данному показателю отмечены у 41% студентов.
Исследование по авторской анкете позволило сделать выводы, что если преподаватели в целом положительно оценивают смешанную систему обучения, признают ее эффективность, в качестве препятствий ее развития полагают медленный интернет и в целом ратуют на живое общение, то студенты также положительно относятся к смешанному обучению, но по потребности в живом общении разделились на две примерно равные группы с поддержкой и отрицанием такой потребности.
Результаты корреляционного анализа показали, что у преподавателей существует статистически значимая взаимосвязь показателя «Нормальный перфекционизм» и показателей «Активное совладание», « Планирование», а также показателя «Патологический перфекционизм» и показателей «Эмоциональное истощение», «Сдерживание». В группе студентов статистически значимых взаимосвязей показателя «Нормальный перфекционизм» и показателей эмоционального выгорания не было выявлено. Также в группе студентов обнаружены статистически значимые связи показателя «Патологический перфекционизм» и показателя «Отрицание», «Обращение к религии».
Оценка взаимосвязи уровней перфекционизма и уровней эмоционального выгорания позволило сделать выводы о наличии статистически значимой связи у преподавателей показателя «Редукция личностных достижений» в зависимости от показателя «Нормальный перфекционизм», показателя «Эмоциональное истощение» в зависимости от показателя «Патологический перфекционизм», показателя
«Деперсонализация» в зависимости от показателя «Патологический перфекционизм», а у студентов - показателя «Эмоциональное истощение» в зависимости от показателя «Патологический перфекционизм»показателя «Деперсонализация» в зависимости от показателя «Патологический перфекционизм».
Была разработана Программа профилактики эмоционального выгорания у участников образовательного процесса в условиях смешанного обучения. Цель программы - предотвратить эмоциональное выгорание у участников образовательного процесса (учителей, преподавателей, студентов и учащихся) в условиях смешанного обучения. Занятия проходят в тренинговой форме. Весь цикл занятий разделен на 3 блока. Установочный блок включает в себя 1 занятие, направленное на знакомство педагогов с ведущим и с предлагаемой темой, установку доброжелательного контакта, личное и групповое целеполагание. Основной блок состоит из 3-х занятий, ориентирован на изменение эмоциональных реакций педагогов. Заключительный блок предполагает закрепление полученного опыта через продуктивную совместную деятельность. Дополнительно в индивидуальном
порядке участники образовательного процесса могут использовать такие методики как музыкальная терапия, ароматерапия и пр.
Реализация данной программы позволит обеспечить благоприятную образовательную среду для всех участников образовательного процесса и снизить риск возникновения эмоционального выгорания. Ключевым моментом является интеграция программы в общую систему смешанного обучения и обеспечение доступности предложенных мер.
1. Агафонова С. В. Внутренние факторы развития синдрома психического выгорания / С. В. Агафонова, Н. Г. Брюхова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2021. - Т. 9. - № 6. - С. 17.
2. Астафьева И. А. Аспекты взаимосвязи эмоционального интеллекта и профессионального выгорания в педагогической деятельности / И. А. Астафьева, И. П. Бойчук // Теория права и межгосударственных отношений. - 2022. - Т. 1. - № 4 (24). - С. 157-164.
3. Бакшаева Ю. К. Причины и профилактика эмоционального выгорания педагогов в процессе профессиональной деятельности / Ю. К. Бакшаева,
А. В. Зарубина // Преемственная система инклюзивного образования: теория и эффективные практики. Материалы XI Международной научно-практической конференции. - Казань, 2022. С. 25-29.
4. Бекшаев И. А. Профессиональное выгорание педагога / И. А. Бекшаев, Т.В. Дьячкова // Современные здоровьесберегающие технологии. - 2018. - № 4. - С. 36-46.
5. Березовский А. В. Перфекционизм у лиц молодого возраста / А. В. Березовский, И. М. Улюкин, Е. С. Орлова // Вестник Российской Военно-медицинской академии. - 2020. - № 2 (70). - С. 195-198.
6. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб. : Сударыня, 1999. - 28 с.
7. Веревкина Е. Ю. Новые зарубежные технологии в обучении: смешанное обучение / Е. Ю. Веревкина, Д. А. Кизогян, Д. А. Фалалеева, М. П. Щербатых, В. В. Яценко // Современные научные исследования и разработки. - 2017. - № 9 (17). - С. 90-94.
8. Водопьянова H. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / H. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова[и др.]. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 336 с.
9. Головачева В. Н. Смешанное обучение в индивидуализации обучения студентов / В. Н. Головачева, Ю. К. Шакирова, Н. К. Савченко, Г. Б. Абилдаева, Е. Г. Клюева // Труды университета. - 2019. - № 2 (75). - С. 5-9.
10. Демина Л. Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности: Учебное пособие / Л. Д. Демина, И. А. Ральникова. - Барнаул. : Изд-во АлтГУ, 2005. - 132 с.
11. Дехтяренко А. А. Перфекционизм и копинг-стратегии как предикторы субъективного благополучия / А. А. Дехтяренко, Н. Л. Савченко, Е. И. Шлягина // Психология стресса и совладающего поведения: устойчивость и изменчивость отношений, личности, группы в эпоху неопределенности. материалы VI Международной научной конференции. - Кострома, 2022. - С. 266-270.
12. Домырева Е. А. Проблема перфекционизма в развитии личности студентов // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты. II Международная научно -практическая конференция. - Ереван, 2020. - С. 228-233.
13. Каяшева О. И. Перфекционизм как фактор развития синдрома
эмоционального выгорания преподавателей высшей школы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика,
психология. - 2018. - № 4 (35). - С. 64-70.
14. Кондаков И. М. Психологический словарь / И. М. Кондаков. - М.: Рос. акад. образования, 1999. - 656 с.
15. Ларских М. В. Зависимость синдрома эмоционального выгорания работников народного образования от выраженности перфекционизма личности / М. В. Ларских, С. В. Ларских // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. - 2009. - Т. 8. - № 2. - С. 503-507... 50