Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Практики управления командами внутри онлайн-организаций на примере digital-агентств

Работа №193128

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы189
Год сдачи2023
Стоимость5980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 6
1 Специфика практики управления онлайн-командами, на примере digital-агентств 11
1.1 Интерпретация понятия «практика управления онлайн-командой» 11
1.2 Управление командами внутри онлайн-организаций в контексте теории практик 22
2 Практики управления онлайн командами внутри digital-агентств 29
2.1 Методы сбора информации и источники данных 29
2.2 Структура практик управления командами внутри digital-агентств 29
2.2.1 Представления об управлении командами и командообразовании
в digital-агентстве 29
2.2.2 Действия, которые необходимо совершать при управлении командами в онлайн-
организации 37
2.2.3 Цель создания команд в digital-агентстве 43
2.2.4 Роли и позиции, необходимые для функционирования команды
в digital-агентстве 51
2.2.5 Нормы определяющие управление командами и командное взаимодействие внутри
digital-агентства 57
Заключение 61
Список источников 65
Приложение А программа исследования 71
Приложение Б гайд интервью 74
Приложение В список информантов 76
Приложение Г расшифровки интервью 77


Актуальность работы. Команды и процесс управления ими играют важную роль в функционировании организаций. Современный мир постоянно развивается изменяется, формирует все больше новых запросов и задач, с которыми сталкиваются руководители в процессе управления организацией. Из-за специфики современного общества на первый план выходит такое качество руководителя, как гибкость, становится необходимо быстро и четко реагировать на вызовы, которые преподносит текущая социальная реальность. Также важно отметить, что в таких условиях невозможно создать такую структуру, которая бы выполняла в полном объеме абсолютно все задачи, возникающие в процессе деятельности организации. Важно формировать команды таким образом, чтобы они отвечали на все вызовы, поступающие от внешней среды, необходимы быстрые изменения. Однако, быстро и безболезненно внести изменения организационную структуру организации невозможно, поэтому необходимо создавать команды, которые способны решать определенный перечень задач под конкретные проекты. По такому алгоритму действуют современные онлайн- организации (в том числе digital-агентства).
Также стоит отметить, что современные российские компании зачастую не осознают значимость команд. Это связано с тем, что, во-первых, командная форма организации труда в России начала применяться относительно недавно, а во-вторых, существует недостаток теоретических материалов по командообразованию в России. Тематика управления командами внутри онлайн-организаций наиболее широко изучена в зарубежных научных источниках, однако, российские компании имеют свою специфику и поэтому важно изучать данную тематику.
В современном мире все большее и большее распространяется практика привлечения digital-специалистов для решения различного перечня задач внутри организаций и включению таких специалистов в процесс формирования команд под конкретные задачи. Кроме того, большое значение в этом процессе приобретают информационные технологии, которые пронизывают жизнь современного общества. Все больше и больше бизнесов уходит в онлайн или начинает продвигать свои продукты, товары и услуги при помощи digital-средств. Причем, важно отметить, что чаще всего перечень задач, которые стоят перед онлайн-организацией весьма специфичны и затрагивают множество аспектов деятельности, что влечет за собой необходимость комплексного подхода к реализации проектов и образовании команд внутри digital-агентств.
Так, по данным Ruward, на Российском рынке на 2018 год функционировало около 10.000 digital-агентств, при этом, количество агентств, которые выходили на рынок в период с 2016 по 2018 год снизилось под влиянием нескольких факторов, связанных как с техническим аспектом деятельности агентств, так и с уменьшением популярности открытия digital-агентств среди молодых специалистов, как первого собственного бизнеса [23]. При этом важно отметить, что digital-агентства, которые функционировали в России в тот период в основном были созданы в период с 2008 по 2015 год. Наибольшие темпы развития digital-сферы в России приходится на 2014-2015 года (после окончания глобального кризиса 2008-2013 года), а затем начинается спад активности в создании агентств.
Однако, стоит заметить, что в период пандемии COVD-19 ситуация изменилась. Еще до начала этого периода начался тренд на перенос в онлайн-пространство взаимодействия различных аспектов работы, а пандемия значительно ускорила этот процесс. Введение режима строгой самоизоляции в зараженных регионах стало причиной кардинальной смены образа жизни многих россиян (в том числе и работников digital-сферы, руководителей и управленцев) - нововведения коснулись различных аспектов жизни современного общества и способствовали переносу части рабочих отношений в онлайн-пространство. Так, по данным портала Работа.ру дол россиян, которые работали в компаниях и полностью перешли на удаленный режим работы во время пандемии выросло в в 5 раз (с 3% до 14%) [2]. Для них работа в командах онлайн стала испытанием, что значительно сказалось на эффективности работы как отдельных сотрудников, так и организаций в целом.
Также важно отметить, что в целом для онлайн-организаций (в том числе digital- агентств) наиболее характерна проектная работа, так как они привлекают заявки на проекты лиды), которые предполагают создание конкретного проекта, например, создание сайта, web- аналитика, комплексный маркетинг, SEO-продвижение и так далее. Благодаря тому, что команда внутри онлайн-организации создается под конкретный проект - она становится более гибкой и готова отвечать на различные вызовы, которые поступают от внешней среды.
Таким образом, изучение управления командами внутри онлайн-организаций (в том числе внутри digital-агентств) важно и актуально. От командообразования и грамотного управления командами зависит как эффективность отдельно взятых сотрудников организации, так и организации в целом. Так как быстро и безболезненно внести изменения в организационную структуру онлайн-организации невозможно - необходимо создавать команды, которые способны решать определенный перечень задач под конкретные проекты и будут готовы отвечать на вызовы внешней среды. Отсутствие управления командами приводит к тому, что digital-агентство перестает быть конкурентоспособно, так как оно не может закрывать комплексные задачи, которые встают перед ним.
Проблемная ситуация. С каждым годом появляется все больше организаций, которые работают удаленно. Так, за последние 3 года число онлайн-организаций в России увеличилось в 6,5 раз (по данным сайта vc.ru) [24]. Кроме этого, также увеличивается спрос и на digital- специалистов. Зачастую возникает проблема, связанная с привлечением этих специалистов для решения конкретных задач под конкретные проекты и внедрением в уже существующую команду таких специалистов. За последние несколько лет количество вакансий для специалистов из этой сферы увеличилось в 4-5 раз (по данным крупнейшей биржи фриланса в России UpWork) [2].
С одной стороны, тематики командообразования и управления командами в социологии изучается длительное время и в данном направлении написано множество трудов различных авторов (например, М. Беблин [12], А. М. Карякин [26], Д. Смитт [58] и т.д.). В digital-агентствах применяются такие же принципы командообразования, как и в офлайн- организациях: формирование и постановка целей, коллективное выполнение задач, ответственность перед командой, стимулирование, креативность и т.д. В целом, можно говорить о том, что методы, применяемые при управлении командами в офлайн-организациях также применимы к процессу образования и формирования команд внутри онлайн- организаций (в частности внутри digital-агентств).
Но, с другой стороны, существующие труды в социологии управления и других дисциплинах затрагивают управление командами и командообразование в оффлайн организациях в режиме face to face (лицом к лицу с непосредственным контактом между участниками), в то время как современное общество постоянно меняется и все больше и больше людей переходят работать в онлайн. Так, с 2015 года до 2023 года количество сотрудников, работающих в организациях по всему миру, увеличилась на 159% (по данным исследования, проведенного сайтом инклиент.ш) [2]. Это привело к возникновению новых типов организаций, например, digital-агентств (работа которых полностью строится в онлайн- пространстве). Чаще всего Digital-агентства используют удаленный формат работы (несмотря на то, что у большинства из них есть офис, который находится в Москве или Санкт- Петербурге), большая часть сотрудников работают онлайн и для связи используют электронные формы коммуникации (Zoom, Discord, telegram и т.д.), что также накладывает отпечаток на формат взаимодействия участников команды и на степень их сплоченности. В результате возникновения нового типа организаций: digital-агентств - появляются новые практики управления, которые используются для управления онлайн-командами внутри digital-агентств.
Проблема: Какие практики управления онлайн-командами используются digital- агентствами?
Объект исследования: digital-агентства, осуществляющие свою работу в России
Предмет исследования: практики управления онлайн-командами, которые используют digital-агентства
Цель исследования: Выявить какие практики управления онлайн-командами используются digital-агентствами?
Задачи исследования:
1) Выявить представления об управлении командами и командообразовании у представителей digital-агентств;
2) Определить действия, которые необходимо совершать при управлении командами в онлайн-организациях внутри digital-агентств;
3) Выявить для каких целей создаются команды внутри онлайн-организаций;
4) Определить командные роли, которые способствуют реализации деятельности команд в digital-агентствах
5) Выявить нормы, которым подчиняется управление командами внутри digital- агентств;
Г ипотеза-основание:
1) Для того, чтобы онлайн-команда выполняла поставленные цели - в digital- агентствах используются практики соучастия в управлении (партисипативное управление), а также создаются условия для возникновения синергии внутри команды, а также изменить функции участников команды так, чтобы подобрать наиболее соответствующие им роли и соблюсти баланс между этими ролями и интересами;
Гипотезы-следствия:
1) Представители digital-агентств рассматривают управление командами и командообразование как инструмент для реализации конкретных проектов;
2) При управлнии командами в онлайн-организациях необходимо: распределять роли и задачи в соответствии с личностными характеристиками сотрудников, а также создавать условия как для команднойб так и для индивидуальной работы;
3) Команды в digital-агентствах создаются под конкретные проекты и разрушаются после завершения проектной деятельности;
4) Наиболее значимыми ролями для реализации деятельности digital-агентств являются реализатор, снабженец, мотиватор, генератор идей и координатор;
5) В онлайн-командах внутри digital-агентств отсутствует четко нормативное регламентирование деятельности команды и ее членов.
Теоретико-методологические основания написания работы. Данная работа основана на работах таких авторов как М. Беблин [12], А. М. Карякин [26], Д. Смитт [58], и Т.
Парсонс [38, 39]. Для сбора эмпирических данных использовалось полуструктурированное интервью. Тип выборки - не случайна, целенаправленная, а в качествеспособа отбора информантов использовался снежный ком.
Новизна. В ходе данной работы получена новая информация об управлении командами внутри онлайн-организаций, а также получены новые эмпирические данные о специфики управления командами и процессом их построения в digital-агентствах. В процессе управления командами в digital-агентстве используется особый алгоритм формирования команды, который в сочетании с правилами и механизмами управления командой способствует эффективному функционированию как отдельных сотрудников, так и команды в целом. Специфичный алгоритм организации взаимодействия в онлайн-пространстве накладывает отпечаток на практики управления, используемые для управления командами в digital- агентствах.
Практическая значимость. Результаты, полученные входе данной работы могут быть использованы руководителями digital-агентств в России при создании команд для решения проектных задач или при создании самого агентства (как онлайн-организации), а также данная работа может быть использована для формирования теоретической и практической базы для создания треннингов или обучений в области командообразования в организации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, управление командами внутри онлайн-организации включает в себя приемы и техники, а также деятельность по их применению, позволяющие достичь упорядоченных и согласованных действий элементов системы, выстроить эффективную и структурированную стратегию деятельности для достижения максимального результата, а также для изменения состояния системы в целом или приданию ей новых свойств. Оно включает в себя не только знания методов и принципов управления, деятельность человека, но и личностные, профессиональные характеристики участников процесса управления. Управление командами онлайн предполагает осуществление нескольких последовательных этапов: прогнозирование, планирование, организация, мотивация, координация и контроль. процесс управления командой в условиях взаимодействия командой онлайн внутри digital- агентства требует от команды быть гибкой и постоянно адаптироваться к изменениям условий ее деятельности, которые происходят постоянно. Именно это и обуславливает необходимость использования инструментов, о которых говорилось ранее, важно учитывать их удобство, эффективность и универсальность в решении задач6 которые стоят перед командой при реализации проекта. В настоящее время существует большое разнообразие средств для эффективной командной работы, таких как: Trello, Notion, Google workspace и т.д. Руководитель команды или менеджер должен выбирать инструмент, основываясь на целях и задачах команды, чтобы инструмент как можно лучше подходил команде и был удобен для ее сотрудников.
Изучение закономерностей управления онлайн-командами внутри digital-агентств позволяет адаптировать их для управленческой практики и использовать при решении конкретных задач, которые. Встают перед менеджером в процессе управления. Именно приспособление этих систем к жизнедеятельности как отдельно взятых людей, так и к работе команды в целом является одной из целей социологии управления. Саму практику управления командами можно разделить на несколько ключевых последовательных и взаимосвязанных этапов: целеполагание, распределение ответственности, создание рабочей среды, аналитика, контроль и рефлексия. Каждый из этих этапов важен и необходим для достижения конечной цели командной деятельности, а также для поддержания эффективности процесса управления в целом. Внутри онлайн-организаций основной моделью является демократическое управление, которое апеллирует к потребностям более высокого порядка (например, причастности к команде, потребности в признании и т.д.). Из-за специфики онлайн- взаимодействия, о которой говорилось ранее, использование данного типа управления имеет ряд сложностей при реализации онлайн. Поэтому менеджеру необходимо прикладывать больше усилий для достижения целей, чем если бы команда работала офлайн в офисе.
Также важно отметить, что команда в digital-агентстве рассматривается с 2х сторон: команда - семья и команда - механизм. Причем, ее так воспринимают и владельцы digital- агентств, и сотрудники, которые либо работают в штате агентства сейчас, либо когда-то имели опыт работы в digital-агентстве. Метафора «команда - механизм» предполагает использование команды, как средства производства и получения материальных благ. В процессе управления в таком случае в большей степени используют формальные связи и целеполагание, как правило, каждый член команды понимает куда движется команда, какие у кого роли и функции. Члены команды - сильные специалисты, в которых команда ценит в первую очередь их профессиональные качества и навыки. В то время как в метафоре «команда - семья» на первый план выходят неформальные связи. Эта команда основана в большей степени на межличностных взаимоотношениях между участниками, на доверии и взаимопонимании. Большое внимание в процессе становления такой команды уделяется психологическому климату и атмосфере в коллективе. Члены команды также понимают какие цели стоят перед командой в целом, но при их выполнении и реализации в большей степени обращают внимание на то, как эти цели и задачи соотносятся с их собственными установками и нормами, сложившимися в коллективе.
В ходе исследования также был выявлен алгоритм формирования команды в digital- агентствах и организации эффективного взаимодействия. Он состоит из нескольких ключевых этапов:
• Определение цели и задачи командной деятельности;
• Поиск недостающих специалистов / распределение задач по сотрудникам агентства в соответствии их с их сильными сторонами;
• Формирование комфортной среды для коммуникации: создание чатов в telegram, формирование графика созвонов и т.д.;
• Распределение задач и заполнение дашбордов и тасков: в trello / битрикс 24 / Notion и т.д.;
• Сбор информации от членов команды о специфике и удобстве взаимодействия внутри команды;
• Рефлексия и изменение различных аспектов командной деятельности при необходимости.
Важно заметить, что каждый из этапов алгоритма определение цели и задачи командной деятельности необходимо проводить последовательно (после реализации предыдущего этапа), в противном случае может быть нарушена работа как какой-то отдельной части команды digital-агентства (каких-то определенных сотрудников), так и всей команды в целом.
Кроме того, в рамках исследования нами были выявлены такие интеллектуальные роли как: генератор идей (придумывает новое, вносит свежий взгляд в проект, решает сложны задачи, генерирует оригинальные идеи по их решению); аналитик-стратег (рассматривает различные варианты решения одной задачи, выносит взвешенные решения, выбирает лучшую альтернативу, ставит цели команде и прописывает долгосрочные и краткосрочные планы); специалист (делится необходимыми знаниями с командой, профессионал в своей нише, привносит новые знания и опыт в проект, выступает в роли эксперта). Если же рассматривать роли-действия, были выявлены такие роли как: мотиватор (мотивирует команду на работу, готов вести коллектив за собой, помогает преодолевать различные трудности); реализатор (реализует, воплощает идеи, замыслы и решения в жизнь, осуществляет практические действия для достижения цели); контролер (проверяет проект, доводит его до финального завершения, выявляет и исправляет ошибки и недоработки, вносит правки и отправляет работу на переделку в случае необходимости).
В процессе командной деятельности владельцы digital-агентств, их сотрудники, а также фрилансеры, которые ранее работали в онлайн командах в составе digital-агентств выделяют такие трудности в командной деятельности онлайн, как: ненормированный рабочи1 график, неумение взаимодействовать и общаться онлайн (коммуникативные трудности, несоответствие результата командной деятельности (итога реализации проекта) и тех ожиданий, которые были как у менеджера, так и у клиента и тотальный контроль и трекинг деятельности сотрудников агентства. При этом все эти трудности в digital-агентстве можно преодолеть при помощи объединения усилий, как менеджера и команды, так и всей коанды агентства в целом.
Также в ходе исследования было выявлено, что чтобы деятельность команды была эффективной, по мнению информантов, каждый член и участник команды должен выполнять следующие действия:
• Хорошо и качественно выполнять свою работу;
• Не пропускать дедлайны;
• Не поддаваться эмоциям;
• Не возлагать на себя слишком много;
• Соблюдать личные границы;
• Не пропускать планерки;
• Не заставлять других ждать;
• Уметь расставлять приоритеты.
При этом важно отметить, что на выполнение вышеперечисленных действий влияет каждый член команды, которая работает онлайн, в отдельности, потому что каждый из них вносит вклад в итоговый результат, реализуемого проекта. Кроме того, от того на сколько сильно каждый член команды включен в деятельность команды зависит итоговый результат командой деятельности.
Таким образом, в целом в ходе исследования были выявлены практики управления командами внутри онлайн-организаций на примере digital-агентств. Все поставленные задачи были выполнены, а гипотезы подтверждены. Также важно отметить, что в ходе исследования была подтверждена гипотеза-основание, было выявлено, что для того, чтобы онлайн-команда выполняла поставленные цели - в digital-агентствах используются практики соучастия в управлении (партисипативное управление), а также создаются условия для возникновения синергии внутри команды, меняются функции участников команды таким образом, чтобы подобрать наиболее соответствующие им роли и соблюсти баланс между этими ролями и интересами.


1. 10 востребованных онлайн-профессий [Электронный ресурс] // Русская школа управления. - Электрон. дан. - URL: https://uprav.ru/blog/10-vostrebovannykh-onlayn-professiy/ (дата обращения: 23.09.2023).
2. 5 секретов управления удаленной командой [Электронный ресурс] // vc.ru. - 2021. - Электрон. дан. - URL: https://vc.ru/hr/201333-5-sekretov-upravleniya-udalennoy- komandoy (дата обращения: 24.09.2023).
3. Агафонова М. С. Управленческая деятельность : её особенности, структура и характерные черты / М. С. Агафонова, К. А. Берегович // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 2. - С. 438-441.
4. Агафонова М. С. Совершенствование мотивации к труду как условие эффективной деятельности предприятия / М. С. Агафонова, Ю. А. Бочарникова // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 2. С. 416-420.
5. Агафонова М. С. Управление трудовым поведением как фактор усиления трудовой мотивации / М. С. Агафонова, А. А. Беломытцева // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 10-1. С. 132-133.
6. Агафонова М. С. Мотивация деятельности в менеджменте / М. С. Агафонова, И. Н. Свирдова // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 7-2. С. 135.
7. Алексеевский В. И. История теории ме- неджмента (социокультурная концепция) / В. И. Алексеевский // Калуга: КФ МГЭИ. - 2005., с 306.
8. Афанасьев В. Г. Научное управление обществом // В. Г. Афанасьев - USRR. М., 1973 - 391 с.
9. Беблин Р. М. Типы ролей в командах менеджеров // Р. М. Беблин - Гиппо, 2003. Иваново, 2003. - 232 с.
10. Бегин А. Статистика удаленной работы в мире в 2023 [Электронный ресурс] / А. Бегин // инклиент - М., 2023.- URL: https://inclient.ru/remote-work-stats/ (дата обращения: 30.04.2023).
11. Безыменская В. Тест для цивилизации. Как пандемия повлияла на жизнь общества. / В. Безыменская [Электронный ресурс] // Радио свобода. - М., 2021.- URL: https://www.svoboda.org/a/31228217.html (дата обращения: 30.04.2021).
12. Белбин Р.М. Команды менеджеров. Секреты успеха и неудач. / Р. М. Беблин // М.: HIPPO, - 2003. 187 с.
13. Бурдье П. Структуры, habitus, практики [Электронный ресурс] / Журнал социологии и социальной антропологии. - Электрон. журн. - 1998. - Т. 1. - Вып. 2. - URL: http://www.old.jourssa.rU/1998/2/4bourd.html (дата обращения: 18.10.2020)
14. Василенко Д. В. Сложности формирования и функционирования команд в современных организациях [Электронный ресурс] / Д. В. Василенко, В. Н Муха // Международный научно-исследовательский журнал. - 2018. - №8. - С. 103-105 - Электрон. версия печат. публ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-praktiki-interpretatsiya- ponyatiya/viewer (дата обращения: 25.09.2023).
15. Вебер, М. Основные социологические понятия / пер. с нем. М. И. Левиной // Вебер М. Избр. произведения. М.: Прогресс, 1990. - С. 602-643... 60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ