Аннотация 1
Введение 2
1 Трансформация финансовых рынков и финансовых систем в условиях цифровой
экономики 6
1.1 Теоретические аспекты финансового рынка и его характеристики 6
1.2 Трансформация финансового рынка в условиях цифровой экономики 35
1.3 Цифровая теневая деятельность на финансовом рынке 55
2 Методические основы оценки теневой деятельности на финансовом рынке в условиях
цифровизации 75
2.1 Сравнительная характеристика существующих подходов и методов к оценке теневой
деятельности 75
2.2 Существующие методы и подходы к оценке уровня теневой деятельности в условиях
цифровизации 96
2.3 Разработка системы показателей для анализа уровня цифровой теневой деятельности
на финансовом рынке 107
3 Апробация усовершенствованной системы показателей оценки теневой деятельности на
финансовом рынке Российской Федерации в условиях цифровизации 117
3.1 Анализ состояния и масштабов теневого деятельности в экономике и на финансовом
рынке Российской федерации условиях цифровизации 117
3.2 Практические рекомендации по применению усовершенствованной системы
показателей для Центрального Банка РФ 139
Заключение 142
Список использованных источников и литературы
Активная цифровизация жизни современного общества привела к колоссальным изменениям в экономике. Инновационные технологии дали новый виток в развитии финансовых систем, что привело к появлению «цифровой экономки», которая вывела уровень обслуживания и качество предоставляемых финансовых услуг на принципиально новый уровень.
Финансовый рынок в текущих тенденциях находится в эпицентре цифровой трансформации за счет преобразования традиционных отношений при помощи финансовых технологий и инструментов. Наряду с видимыми преимущества от внедрения финансовых технологий для всех субъектов финансового рынка, стали появляться негативные явления. Цифровой финансовый рынок стал подвергаться деструктивным манипуляциям, противодействие которым становиться сложным, а в некоторых случаях даже невозможном. Как следствие, это привело к образованию цифровой теневой деятельности.
Актуальность исследования обусловлена тем, что явление цифровой теневой деятельности на финансовом рынке до сих пор не было обнародовано, его не подвергают оценке, не разрабатывают методологий для обнаружения или вычисления объемов, мало рассматривают его рисковую составляющую.
Выдвигаемое предположение о необходимости изучения явления цифровой теневой деятельности на финансовом рынке основывается на том, что его необходимо изучать как отдельную единицу для устранения проблем в плане статистических и количественных сборов данных, а в дальнейшем для оценки масштабов и разработки мер для противодействия ему.
Исходя из описания проблемы, гипотеза и ее решение реализуется на возможности и необходимости дополнения имеющихся систем показателей различных служб, занимающихся исследованием теневой деятельности, а также системы показателей, которую применяет Центральный Банк в отношении финансового рынка. Кроме того, дополнение системы будет реализовываться за счет изучения теоретических подходов к исследованию проблемы и мошеннических схем на цифровом финансовом рынке.
Несовершенство процесса анализа цифровой теневой деятельности на финансовом рынке обусловлено следующими признаками: характерные особенности теневых отношений; отсутствие единого подхода к выявлению и измерению масштабов классической теневой деятельности; малая заинтересованность к изучению новых направлений проявления теневизации.
Таким образом, приводимые доводы свидетельствуют об актуальности исследовательской темы и подтверждают необходимость развития теоретической, методической, а также практической основы для изучения цифровой теневой деятельности на финансовом рынке.
Основополагающая цель диссертационного исследования заключается в дополнении теории о цифровой теневой деятельности и разработке методических аспектов, которые будут включать в себя показатели, систематизирующие и позволяющие проанализировать цифровую теневую деятельность на финансовом рынке Российской Федерации.
Достижение поставленной цели будет возможным при реализации следующих задач, которые требуют решения:
1. Провести анализ теоретических аспектов финансового рынка и направлений его трансформации в условиях цифровизации.
2. Выявить негативные последствия цифровой трансформации на финансовом рынке в части образования цифровой теневой деятельности.
3. Изучить и обобщить теоретические и методические подходы к сущности оценке теневой деятельности, выявить возможности для анализа цифровой теневой деятельности
4. Синтезировать показатели, которые могут позволить оценить цифровую теневую деятельность на финансовом рынке с учетом цифровой трансформации.
5. Усовершенствовать комплексную систему показателей для анализа цифровой теневой деятельности на финансовом рынке на основе выявленных и уже изучаемых показателей данного явления.
6. Апробировать разработанную систему показателей для анализа уровня цифровой теневой деятельности на финансовом рынке.
7. Разработать рекомендации по использованию усовершенствованной системы показателей для анализа цифровой теневой деятельности на финансовом рынке в условиях цифровой трансформации.
Объектом исследования является цифровая теневая деятельность на финансовом рынке.
Предметом работы выступает совокупность экономических отношений, возникших в период цифровой трансформации финансового рынка и образующих цифровую теневую деятельность.
В работе применялись общенаучные методы исследования: наблюдение и описание, анализ и синтез, методы сравнения, обобщения и аналогии, а также методы классификации и системного анализа. Методический аппарат исследования основывался на специальном методе - методе группировки данных.
Информационная база исследования была сформирована за счет материалов Центрального Банка РФ, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, Федеральной службы статистики и Международного валютного фонда, кроме того, применялись Федеральные законы в части регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков, отчеты консалтинговых компаний, учебные материалы и иные источники глобальной сети Интернет.
Научная новизна исследования магистра заключается в приращении знания в теории и методическом аспекте в области изучения цифровой теневой деятельности на финансовом рынке, которое поспособствует разработке методического инструментария и практических рекомендаций, направленных на решение существующих проблем, связанных с рассматриваемым явлением, в частности это:
- развитие понятийного аппарата, введение понятий «цифровая теневая
деятельности» и «цифровая теневая деятельность на финансовом рынке»;
- разработка комплексной системы показателей для оценки цифровой теневой деятельности на финансовом рынке;
- проведение апробации предложенной системы показателей и разработка рекомендаций по ее применению в Российской Федерации.
Теоретическая значимость - дополнена теория о теневой деятельности в части нового направления развития, связанного не только со всеобщей цифровой трансформацией общества, но и финансовых рынков.
Методический аспект - дополнена методика, включающая в себя показатели, направленные на анализ цифровой теневой деятельности на финансовом рынке, которая в следствии поспособствует более точным сборам статистических данных в отношении теневой деятельности в целом и разработке эффективных мер противодействия ей.
Разработанные в ходе диссертационного исследования теоретические определения и система показателей могут быть приняты ко вниманию, что определяет практическую значимость исследования.
В ходе проводимого магистерского исследования была поднята важная проблема такого экономического явления как образование теневой деятельности, которая представляет огромную угрозу для экономики и для безопасности мирового сообщества, не зависимо от того, на какой стадии развития оно находится. Однако, автор углубился в проблему образования теневой деятельности в условиях тотальной цифровизации, которая коснулась в первую очередь финансового рынка.
При изучении классического финансового рынка был сделан вывод о том, что он является акцептором цифровой трансформации и процесса цифровизации. Этот процесс сопровождается активным внедрение финансовых технологий в деятельность финансовых рынков, ломая традиционные взаимоотношения. Результатом внедрения технологий является появление усовершенствованных видов финансовых рынков, новых инструментов и участников.
Под влиянием трансформации, цифровизации экономических процессов и интеграции финансовых технологий возник цифровой финансовый рынок, оказывающий существенное влияние на традиционные инструменты. Его представители стали обслуживать сделки с цифровыми активами, осуществлять контроль и расчеты по сделкам, учет и переход прав на активы, применяющие цифровые платформы сбора, хранения и обработки информации, применять технологические решения для ускорения, упрощения и повышения транзакций.
Отличительной особенностью цифровизации является то, что деятельность стала осуществляться в электронном пространстве с использование цифровых данных в сети Интернет. Данная особенность коснулась и теневой деятельности.
При исследовании цифровой теневой деятельности на финансовом рынке автор столкнулся с основной проблемой - отсутствие теоретического аппарата, обосновывающее данное явление.
Как результат, автором вводятся новые термины и классификации, которые поспособствуют дальнейшему исследованию. В частности, цифровая теневая деятельность - деятельность в электронном пространстве, осуществляемая при помощи финансовых технологий и создающая цифровые данные, с целью получения экономических выгод. Может проявляться в виде незаконных взаимоотношений или деятельности, связанной с производством, распространением и использованием запрещенных продуктов и услуг.
Исследование проблемы подтвердило тот факт, что явление цифровой теневой деятельности необходимо изучать обособленно, так как новый вид теневых отношений теперь основывается на следующих факторах: анонимность; удаленность за счет использования Интернета; трудноопределимое географическое положение; отсутствие регламентированной деятельности и мер контроля.
Автор разработал классификацию цифровой теневой деятельности и определил их как: фиктивная цифровая деятельность; неформальная цифровая деятельность;
криминальная цифровая деятельность. Основой для обособления послужили формы обычной теневой деятельности.
Анализ источников позволил выявить случаи возникновения цифровой теневой деятельности. Большая часть из них осуществлялась при помощи финансовых технологий или ИКТ и затрагивали финансовые услуги. Это помогло определить автору объект исследования. Цифровая теневая деятельность на финансовом рынке - деятельность в электронном пространстве, осуществляемая при помощи финансовых технологий и ИКТ, с целью получения экономических выгод от нанесения убытков организациям и участникам финансового рынка.
Кроме того, выявленные случае позволили выделить основные виды цифровой теневой деятельности: кража, мошенничество, кибератака, утечки, диверсия.
В результате изучения данных видов и литературы, автор обобщил существующие риски применения финансовых технологий на финансовом рынке и представил их как единую классификацию.
В рамках изучения данной темы было рассмотрено много методических подходов, позволяющих оценить теневую деятельность. Первая группа подходов по оценке уровня теневой деятельности применяется на практике несколькими специализированными институтами и службами, которые формируют собственные методологические подходы с учетом специфики их деятельности. Был проведен сравнительный анализ подходов об оценке уровня теневой деятельности, основанных на методологии Росстата, методологии Росфинмониторинга, методологии АССА, методологии Международного валютного фонда (МВФ). Били выявлены серьезные различия в подходах, что приводит к публикации разных результатов, к искажению реальной действительности, введению в заблуждение пользователей.
Ввиду того что проблема цифровой теневой деятельности находиться на стадии раннего изучения, было обнаружено два авторских подхода к ее оценке. Однако, ЦБ РФ в настоящий момент активно развивает подход «Информационная безопасность», в рамках которого изучается процесс цифровой теневизации финансового рынка. НО, ни в одном из изучаемых документов не было отмечено, что данные исследования направлены на обнаружение и оценку масштабов цифровой теневой деятельности, это означает, что Банк Росси пока не подошел к вопросам комплексного изучения проблемы.
На основе проведенного сравнительного анализа и обобщения имеющихся подходов и соответствующих им показателей к оценке теневой деятельности, в том числе цифровой теневой деятельности на финансовом рынке в работе была разработана комплексная система показателей, которая систематизирует их по следующим направлениям:
1) Показатели, характеризующие проявление цифровой теневой деятельности на финансовом рынке.
2) Индикаторы, характеризующие цифровую трансформацию в целом и их влияние на образование теневой деятельности.
3) Показатели, характеризующие процессы цифровизации на финансовом рынке.
Это позволило выявить пробелы в общей системе показателей и дополнить имеющиеся подходы новыми и не рассматриваемыми ранее показателями, которые характеризуют цифровую трансформацию финансового рынка.
Рассмотренные показатели можно объединить в единый комплекс для отражения более полного состояния цифровой теневой деятельности в разрезе цифрового финансового рынка.
При осуществлении анализа учитываются как качественные, так и количественные показатели, а результаты полученных данных можно применять при сравнении цифровых финансовых рынков различных стран. Предполагается, что при изучении совокупного уровня теневой деятельности в стране, данная система позволит отразить наиболее реальную картину.
Применение разработанной комплексной системы показателей для анализа уровня цифровой теневой деятельности на финансовом рынке позволит оказать положительное влияние на результат исследования совокупного объема теневизации по следующим причинам:
- во-первых, система позволяет учесть процесс цифровой трансформации экономики и общества, что указывает на появление еще одной причинно-следственной связи ухода в тень, а именно: анонимность, быстрота операций, сложность в определении местонахождения;
- во-вторых, в разрезе межстранового сравнения теневой деятельности, система позволит оценивать цифровые финансовые рынки, находить уязвимые места и разрабатывать более эффективные методы предотвращения распространения теневых очагов;
- в-третьих, статистические публикации данного показателя позволят придать уверенности и повысить доверие пользователей и организаций финансового рынка, что обеспечит стабильность финансовой системы.
В третьей главе магистерского исследования была апробирована авторская разработка. В ходе исследования анализировались различные статистические показатели: Росстата, Центрального Банка РФ, Росфинмониторинга, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Высшей Школы Экономики и др.
Формируя массив данных согласно разработанной системы показателей, автор столкнулся с проблемами: недостаточности информационной базы показателей, а также несопоставимости найденных показателей по времени и методике расчета.
В результате возникновения вышеупомянутых недостатков, оказалось невозможным дать полную комплексную количественную характеристику уровню цифровой теневой деятельности на финансовом рынке Российской Федерации. В связи с этим, для достижения комплексного результата в рамках работы были разработаны практические рекомендации по применению разработанной системы показателей.
В результате проделанной работы было определено, что разработанная система показателей позволит измерить цифровую теневую деятельность на финансовом рынке, а также позволит скорректировать существующие подходы измерения теневой деятельности благодаря включению нового причинно-следственного фактора - «цифровизация».
Таким образом, в ходе магистерского исследования была достигнута цель и поставленные перед началом задачи.
1. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : (с изм. от 1 июля 2020 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ : (ред. от 30 апр. 2021 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ : (ред. от 09 марта 2021 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2020. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) : федер. закон от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ : (ред. от 09 марта 2021 г.) // КонсультантПлюс : справ. Правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5. О банках и банковской деятельности : федер. закон от 2 дек. 1990 г. № 395-I : (ред. от 30 дек. 2020 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. О валютном регулировании и валютном контроле : федер. закон от 10 дек. 2003 г. № 173-ФЗ : (ред. от 24 фев. 2021 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система.
- Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
7. О взаимном страховании : федер. закон от 29 нояб. 2007 г. № 286-ФЗ : (ред. от 29 июля 2021 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей Центральному банку РФ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков : федер. закон от 23 июля 2013 № 251-ФЗ : (ред. от 29 июля 2017 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
9. О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» : федер. закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ : (ред. от 29 июля 2017 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система.
- Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
10. О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в ст.76.1 Федерального закона «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации : федер. закон от 13 июля 2015 г. № 222-ФЗ : (ред. от 01 апр. 2020 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
11. О жилищных накопительных кооперативах : федер. закон от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ : (ред. от 27 июня 2019 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
12. О защите конкуренции : федер. закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ : (ред. от 17 фев. 2021 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
13. О защите прав и законных инвесторов на рынке ценных бумаг : федер. закон от 05 марта 1999 г. № 46-ФЗ : (ред. от 01 апр. 2020 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
14. О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях : федер. закон от 3 июля 2016 г. № 230-ФЗ : (ред. от 08 дек. 2020 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
15. О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте : федер. закон от 7 фев. 2011 г. № 7-ФЗ : (ред. от 31 июля 2020 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 01 янв. 2021 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та... 118