Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы и понятия мотивации 6
1.1 Понятие и сущность мотивации 6
1.2 Поколение Z: характеристика и мотивационные особенности 13
1.3 Методы построения мотивационных профилей сотрудников 21
1.4 Роль студенческих объединений в формировании мотивационного профиля
современной молодежи 28
2 Анализ мотивационного профиля активной молодежи на примере студентов Томского государственного университета и корпоративного молодежного сообщества 32
2.1 Характеристика объекта исследования 32
2.2 Описание и анализ компании Томскнефтехим 34
2.2.1 Характеристика системы УЧР 41
2.3 Политика предприятия в области привлечения и удержания талантливой молодежи. 49
2.4 Мотивационный портрет молодого сотрудника компании Томскнфетехим 51
3 Исследование мотивационного профиля активной молодежи 57
3.1 Методика исследования мотивационного профиля активной молодежи 57
3.2 Проведение тестирования и обработка результата 60
3.3 Рекомендации по работе с активной молодежью для работодателей 66
3.4 Основные итоги и выводы 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
Современное общество переживает значительные трансформации в экономической, социальной, демографической и трудовой сферах, что оказывает существенное влияние на практики управления человеческими ресурсами (УЧР). В условиях глобализации, цифровизации экономики и демографических изменений российский рынок труда сталкивается с проблемой кадрового дефицита [1]. Эти вызовы требуют от работодателей пересмотра традиционных подходов к найму и управлению персоналом, что способствует формированию новых трендов и переосмыслению систем УЧР.
К числу ключевых тенденций современного рынка труда относятся аутсорсинг и аутстаффинг персонала, формирование двойных карьерных траекторий, внедрение гибких форм занятости и графиков работы, а также использование мгновенных систем вознаграждения [2]. Также, по данным портала Работа.ру, 74% работодателей проявляют повышенный интерес к найму молодых специалистов, в частности студентов [3].
Молодежь сегодня выступает драйвером экономического развития, обладая инновационным мышлением, высокой адаптивностью и свежими идеями. Их активное участие способствует не только росту производительности, но и внедрению современных технологий и инновационных подходов в различных отраслях. В условиях динамичных изменений именно молодое поколение способно инициировать преобразования, обеспечивающие устойчивое развитие и повышение конкурентоспособности страны. Но несмотря на положительные аспекты, молодые люди имеют ряд особенностей, к которым работодатели не успели привыкнуть. Например, частая смена места работы, что связано с стремлением найти наиболее комфортные условия и интересную работу. При отсутствии удовлетворения потребностей молодые люди могут быстро увольняться, иногда даже без предупреждения. Это явление получило свое название - гостинг [4].
Для успешной интеграции молодежи в профессиональную среду необходимо учитывать их поколенческие особенности. Перед работодателями возникает задача разработки новых подходов к взаимодействию с молодыми сотрудниками, учитывающих их уникальные мотивационные потребности. В рамках данного исследования под молодежью понимаются лица в возрасте от 14 до 35 лет, с акцентом на поколение Z (зуммеры), родившихся в период с 2000 по 2011 год согласно теории поколений [5].
Представители этого поколения выросли в эпоху цифровизации и интернета, что формирует их высокую компетентность в использовании современных технологий как в профессиональной, так и в повседневной жизни. Зуммеры характеризуются детоцентричным воспитанием [6], что формирует у них выраженное чувство собственной значимости и уникальности. Для них важно ощущать свою востребованность в рабочем коллективе, что делает изучение их мотивационных аспектов особенно актуальным для работодателей.
В настоящее время именно представители поколения Z составляют основную часть студентов высших учебных заведений. Университеты, осознавая важность формирования профессиональной и социальной идентичности студентов, активно развивают научную, учебную и социальную инфраструктуру, способствующую поиску личностных ориентиров и профессионального самоопределения. Одним из эффективных механизмов поддержки является организация студенческих объединений — научных обществ, профсоюзных организаций, студенческих отрядов, которые способствуют развитию надпрофессиональных компетенций. Такие сообщества формируют ценностные ориентиры и мотивационные установки. Это играет роль в формировании у студентов навыков критического мышления, самостоятельного принятия решений, лидерства и проектной деятельности. Что в свою очередь приводит к высокой трудовой дисциплине и преданности организациям, способным понимать и поддерживать их мотивацию.
Таким образом, целью данного исследования является формирование мотивационного профиля активной молодежи — студентов, ведущих социально активную жизнь, для предоставления работодателям инструментов эффективного взаимодействия с данной категорией сотрудников. Объектом исследования выступают студенты, активно участвующие в социальной жизни университета, а предметом — мотивационные аспекты их деятельности. В рамках исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы мотивации, проанализировать существующие теории и их применение к молодежной аудитории, определить ключевые факторы, влияющие на мотивацию студентов к социальной активности.
2. Определить влияние социальной активности на личностное развитие и формирование профессиональных компетенций, таких как лидерство, командная работа и коммуникативные навыки.
3. Разработать методологию исследования, включающую методы сбора данных (опросы, интервью, фокус-группы) и составить анкету для оценки мотивационного профиля студентов.
4. Провести эмпирическое исследование среди студентов, ведущих активную социальную жизнь, обеспечив репрезентативность выборки и соблюдение этических норм.
5. Произвести статистический анализ полученных данных (описательная статистика, корреляционный анализ), выявить основные мотивы и тенденции в моти вационном профиле молодежи.
6. Разработать практические рекомендации для работодателей и образовательных учреждений.
Актуальность темы обусловлена тем, что в условиях глобализации и технологического прогресса понимание мотивационных факторов молодежи становится ключевым аспектом успешного развития бизнеса и общества. Молодые специалисты обладают уникальными ценностями и ожиданиями, требующими внимательного изучения и адаптации подходов к их привлечению и удержанию [7]. Анализ мотивационных особенностей молодежи позволяет разрабатывать эффективные стратегии управления человеческими ресурсами, что способствует повышению конкурентоспособности организаций и устойчивому развитию экономики. Изучение мотивации молодежи представляет интерес не только для российской научной среды, но и для международного сообщества. Крупные международные аудиторские и консалтинговые компании регулярно проводят исследования состояния рынка труда и мотивационных аспектов работников. Так, согласно исследованию Deloitte, для 70% молодых специалистов важнейшим мотивационным фактором является возможность самореализации и карьерного роста. Молодые работники стремятся к постоянному обучению, повышению квалификации и четкому карьерному развитию [8].
Таким образом, понимание мотивационных процессов молодежи, их ценностей и ожиданий является необходимым условием для формирования эффективных систем управления персоналом и адаптации образовательных программ к современным требованиям рынка труда.
В ходе данной работы были рассмотрены основные теории мотивации и их применение в контексте поколения Z. Определены методики исследования мотивационного профиля целевой аудитории, ими стали тест Герчиковаи методика Ш.Ричи и П.Мартина. Эти метожики позволили комплексно оценить мотивационный профиль активной молодежи, а именно студентов, состоящих в студенческих объединениях Томского государственного университета. Респондентами стали 72 человека, состоящие в активах таких организаций как Первичная профсоюзная организация студентов ТГУ, а также Управление социальной и молодежной политики ТГУ. Исходя из чего удалось задействовать студентов всех учебных подразделений: факультетов, институтов и школ.
Результаты исследования показали, что среди активных студентов ТГУ наиболее распространены такие мотивационные профили как Профессиональный, который характеризуется высокой мотивацией, связанную с возможностью профессионального роста, самореализации и решения сложных задач, где важным аспектом является признание их квалификации и возможность постоянного совершенствования. И патриотический тип, который имеет ориентир на коллективные ценности, социальное признание и вклад в общее дело.
Также, были определены ключевые факторы мотивации благодаря методике Ш.Ричи и П.Мартина, ими стали: потребность в общественно-полезной и осмысленной работе, признание и значимость, достижение сложных целей, самосовершенствование и развитие, разнообразие и перемены. Эти мотиваторы отражаются в деятельности студентов, ведущих активную социальную жизнь в университете, а также являются особенными характеристиками, присущими поколению Z.
Определенные в исследовании типы мотивационных профилей наиболее подходят компаниям, которые заинтересованы в развитии своих сотрудников и демонстрируют гибкий подход в ведении бизнеса. Например, исходя из анализа миссии, ценностей и кадровой политики компании СИБУР было определено, что наиболее востребованным типом мотивационного профиля будет именно Профессиональный и Патриотический. Основываясь на подтверждении гипотезы поставленной в главе 3, были составлены рекомендации для работодателей, которые помогут в привлечении и удержании молодых сотрудников.
1. Субботина Т. Н. Дефицит кадров в российской экономике: состояние, проблемы, пути решения / Т.Н. Субботина, А.Н. Пузанова // Economy and Business: Theory and Practice. - 2024. - vol. 6-2. - Р. 115-119.
2. Долотова Д. В. СООТНОШЕНИЕ ЗАЕМНОГО ТРУДА, АУТСОРСИНГА И АУТСТАФФИНГА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ / Д.В. ДолотоваЮ А. В. Печенин // Аграрное и земельное право. - 2023. - №2 (218). - С. 59-61.
3. Работа.ру : «Почти все нашли работу»: эксперт рассказал о том, что ждет рынок труда в 2024 году. - 2023. - URL: https://press.rabota.ru/chto-zhdet-rynok-truda-v-2024-godu (дата обращения 05.02.2025)
4. На рынке труда новое явление: сотрудники уходят на обед и не возвращаются // Российская газета : сайт. - URL: https://rg.ru/2024/04/04/poshli-v-gosting.html (дата обращения: 18.04.2025)
5. Сотников Г. Теория поколений: чем отличаются зумеры, бумеры, миллениалы, поколения X и альфа / Г. Сотников [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2024/03/01/teoriia-pokolenij-chem-otlichaiutsia-zumery-bumery- millenialypokoleniia-x-i-alfa.html (дата обращения: 02.09.2024).
6. Грязнов С.А. Специфика зумеров на рынке труда / Право, экономика и управление: состояние, проблемы и перспективы. - 2024. - С. 15-18.
7. Калашникова И.В. Ценности и предпочтения молодежи на российском Рынке труда / И.В. Субботина, Г. Г. Медведева, М. А. Сигитова, К. В. Филиппова // Вестник ТОГУ. Экономика и управление народным хозяйством. - 2022. - №1. - C. 145-154.
8. Global Millennial Survey 2023: Career aspirations and motivations // Deloitte : сайт. - URL: https://www2.deloitte.com/global/en/pages/about-deloitte/articles/millennial-survey.html (дата обращения: 18.06.2025)
9. Брага И. В. Мотивация персонала: методы повышения вовлеченности сотрудников / И.В. Брага, Е. С Шолотонова // Друкеровский вестник. - 2021. - № 1. - С. 165-172.
10. Корзенко, Н. И. Мотивация - основа эффективности управления персоналом / Н. И. Корзенко, О. Г. Яковлева // Вестник факультета управления Челябинского государственного университета. - 2016. - № 1. - С. 64-67.
11. Якунина, А. А. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ТЕОРИЙ МОТИВАЦИИ / А. А. Якунина, Е. А. Шумаева // управление персоналом: реалии настоящего и возможности будущего. Материалы I Международной научно-практической конференции. - Донецк : Донецкий национальный технический университет. - 2022. - С. 583-588.
12. Пирамида Маслоу // Знание.Вики : сайт. - URL:
https://znanierussia.ru/articles/nupaMuga_Macnoy (дата обращения: 10.04.2025)
13. Пирамида потребностей Маслоу: большой рассказ о самой известной теории мотивации // Skillbox Media : сайт. - URL: https://skillbox.ru/media/marketing/piramida- potrebnostey-maslou-bolshoy-rasskaz-o-samoy-izvestnoy-teorii-motivatsii/ (дата обращения: 09.04.2025)
14. Лобанова Т. Н. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник / Т. Н. Лобанова. - М.: Издательство Юрайт. - 2022. - 482 с.
15. Бияк Л.Л. О современности классических теорий мотивации для анализа практик мотивационного менеджмента [Электронный ресурс] // Московский экономический журнал. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sovremennosti-klassicheskih-teoriy- motivatsii dlya-analiza-praktik-motivatsionnogo-menedzhmenta...84