Аннотация 2
Введение 4
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РАЗДЕЛ 11
Глава 1. Шрифтовые и художественные средства оформления печатной книги 12
1.1. Определение шрифта 12
1.2. Основные характеристики шрифта 13
1.3. История шрифта 14
1.4. Классификации шрифтов 24
1.5. Художественные особенности шрифта 26
1.6. Определение иллюстраций 28
1.7. История иллюстраций 28
1.8. Классификация иллюстраций 34
1.9. Функции иллюстраций 34
1.10. Эволюция шрифтов и иллюстраций в современных электронных изданиях ..35
Глава 2. Оформление электронной книги на примере CD-изданий 38
2.1. Описание CD-ROM-ов: основные понятия 38
2.2. Анализ энциклопедий на CD-ROM-ах 43
2.3. Анализ учебников на CD-ROM-ах 54
2.4. Выводы по CD-изданиям 61
Глава 3. Оформление электронной книги на примере pdf-, html-изданий 64
3.1. Понятие мультимедийности, интерактивности 64
3.2. Анализ электронных изданий (pdf-формат) 67
3.3. Анализ электронных изданий (html-формат) 78
3.4. Выводы по html-, pdf-изданиям 89
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 92
Заключение 101
Список используемой литературы 106
Приложение А 114
Приложение Б 118
Приложение В 133
Оформление электронных изданий — одно из наиболее актуальных направлений изучения художественного и шрифтового оформления в контексте современного книгоиздания. Во многом это объясняется тем, что интерес читателей к электронным изданиям с каждым годом все больше растет, как свидетельствуют исследования: «В последние годы всё большую долю в ассортименте и в продажах столичных издательств занимают электронные книги... В московских и петербургских издательствах, выпускающих электронные книги, их доля в ассортименте в 2016 г. составила 30%...», «потенциальная аудитория потребителей электронных книг в России существенно превышает возможности европейских стран. По данным ФОМ, доля активной аудитории - выходящих в Сеть хотя бы 1 раз в сутки — летом 2016 г. составила 66,0 млн россиян и, таким образом, только за последние два года выросла на 13,8%, или почти 8 млн пользователей в возрасте 18 лет и старше» . Поэтому важно при работе с электронными изданиями обращать внимание не только на техническую сторону вопроса, но и на визуальную, оформительскую составляющую, т. к. XXI в. во многом характеризуется клиповостью мышления, следовательно, оформление, подаваемое создателями электронных книг, должно заинтересовать потенциальных читателей. Ученые отмечают: «.визуальность — не просто научный, культурный тренд, визуальность — наша повседневность. индивид ежедневно воспроизводит разнообразный контент,
воспринимаемый им визуально из окружающего мира. визуальность становится существенным фактором конструирования социальных практик» .
Однако при рассмотрении оформления современных электронных книг авторы чаще всего опираются на работы известных иллюстраторов и искусствоведов XX в., таких как В. А. Фаворский, Ю. Я. Герчук, Л. М. Буткевич и другие. Например, Н. Дубина при описании современных шрифтов постоянно цитирует книгу Ю. Я. Герчука «Графическое оформление книги» 1946 г. Это несомненно помогает в восприятии внешнего вида изданий, но, к сожалению, такой подход не всегда позволяет точно оценить те или иные мультимедийные элементы оформления. Современные же книги и статьи по типографике не дают развернутые ответы на поставленные в работе вопросы об эволюции оформления, а скорее затрагивают области, касающиеся непосредственно верстки как процесса создания книги . В качестве примера можно привести работу Дж. Феличи «Типографика: шрифт, верстка, дизайн» 2014 г. — характерная черта которой практикоориентированность. Если же обратиться к оформлению CD-ROM, то любая литература по данной теме в принципе отсутствует — не было найдено ни одного источника, рассматривающего внутреннее оформление диска. По этой причине планомерный анализ и поэтапный разбор художественного и шрифтового оформления с начала XXI в. представляется наиболее полезным и продуктивным.
Кроме этого, актуальность нашего исследования заключается в том, что в большинстве современных электронных изданий не используются все возможности предоставляемые цифровой средой: гиперссылки, аудио-, видеодорожки. Для примера можно привести любую e-book, представленную в виде pdf-документа — являющуюся фактически копией печатного издания. Анализ художественного и шрифтового оформления в данном случае поможет понять, почему на российском книжном рынке сложилась подобная ситуация. Рассматриваться будет ряд факторов как внешних — инновации, политика в сфере книгоиздания, так и внутренних — концепция издания и т. п.
В связи с этим цель данной работы — проследить, как исторически изменялось художественное и шрифтовое оформление электронных изданий и выявить причины неполного использования возможностей электронной среды.
Объектом исследования являются художественные и шрифтовые средства оформления электронных изданий. К художественным средствам оформления мы отнесем все виды иллюстраций и рисованных книжных украшений (орнаменты, буквицы и пр.). В зависимости от назначения иллюстрации будут разделятся на три основные группы: научные, художественные и документальные. К декоративным элементам (украшениям) отнесем узоры, орнаменты, виньетки, эмблемы и тому подобное, которые служат средством деления текста на смысловые части. Под шрифтовыми или наборными средствами оформления будут подразумеваться шрифты, линейки, наборные орнаменты и украшения. Шрифты поделятся на два типа: наборные, употребляемые при наборе любого издания, и рисованные, специально для данного издания.
Предмет исследования: эволюция шрифтовых, художественных средств оформления начиная с печатной книги и заканчивая электронными изданиями.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть виды и свойства иллюстраций, шрифтов и орнамента и систематизировать полученную информацию.
2. На ее основе проанализировать оформление ряда изданий на CD-ROM и выделить характерные черты им присущие.
3. Проанализировать электронные издания в формате pdf и html в сравнении с печатной книгой и CD-ROM-ми.
В исследовании будут применены методы сравнительно-типологический, исторический, культурологический и системный. Сравнительно-типологический метод будет использован для исследования печатных и электронных изданий в сравнении друг с другом; определения общих констант для соотнесения (критерии функционал, иллюстрации, текст). Исторический — для выявления и обоснования причин появления разнообразных изменений и новшеств в художественном и шрифтовом оформлении от печатной книги к электронной. Культурологический — для рассмотрения всего вышеперечисленного в едином культурном, общественном контексте. Наконец, системный — для структурирования полученных данных об изменении художественных и шрифтовых средств оформления в электронной книге по сравнению с традиционной; создания общего представления об оформлении современной электронной книги (создание таблиц).
Источниками исследования являются:
1. CD-ROM (энциклопедии «Мир животных», «Ландшафтная архитектура», «Большая медицинская энциклопедия», «Мифы народов мира», «Путешественники и мореплаватели» и учебники «История России», «Дискретная математика», «Философия религии», «Безопасность жизнедеятельности», «Введение в общее землеведение»).
2. Электронные издания в свободном доступе (pdf — «Красная книга Ростовской области. Т. 1., Т. 2.», «Дельта Дона», «Encyclopedia of foods», «Encyclopedia Of Mathematics», «Encyclopedia of Society and Culture in the Ancient World», «Латинский язык», «Синтез и оптимизация цифровых схем», «Видеоигры: введение в исследование», «Anatomy and Physiology», «Introduction to Sociology», «Basic Physics of nuclear medicine», «Basic Physical Chemistry»; html — «Introduction to Programming in Java», «Algorithms», «European History», «Cell Biology», «Право социального обеспечения», «Управленческого учета на предприятиях», «Генетическая экспрессия и механизмы ее регуляции», «Википедия», «Красная книга Челябинской области», «Большая российская энциклопедия».
При изучении темы было рассмотрено несколько работ по художественному и шрифтовому оформлению печатных изданий «классиков» изобразительного искусства: Б. М. Кисина «Графическое оформление книги» , Я. Чихольда «Облик книги» , Герчука Ю. Я. «История графики и искусства книги» . Также были рассмотрены более новые статьи о внешнем оформлении печатных книг, например, статьи Н. Дубина «Внешнее оформление книги» , «Художественное конструирование печатных изданий» , Р. Ц. Барциц «Проектирование художественного образа в печатной графике как основа обучения иллюстрированию книги» и т. п.
Большая часть анализируемой литературы была связана с дизайном электронных изданий, в частности, статьи Б. С. Яковлева «Особенности дизайна электронных книг» , В. С. Митрофановой «Особенности восприятия текстовой информации на бумажных и электронных носителях» , О. Б. Орешиной «Основные алгоритмы движения в книге» , учебник В. А. Вуль «Электронное издание» .
Часть статей была посвящена технической стороне вопроса (верстке, технологиям создания электронных изданий): Л. Н. Солодовиченко «Методологические основы использования компьютерных технологий в дизайне книге» , магистерская диссертация Д. М. Петровой «Разработка технологии иллюстрирования литературного текста для электронных изданий» , вебинар Е. И. Козловой «Методика подготовки и оформление электронных изданий» , статья Е. И. Козловой «Качество учебного электронного издания и технология его оценки» и т. п.
Помимо этого, во время исследования мы опирались на ГОСТы, такие как ГОСТ 7.60¬2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения» , ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения» .
Отдельно стоит отметить несколько книг, которые служат основой теоретической части исследования. К ним стоит отнести «Об искусстве, о книге, о гравюре» В. А. Фаворского, работа которого важна для нас в первую очередь тем, что ее автор — один из ведущих практикующих художников книги XX в., поэтому она позволяет оценить творческий процесс создания книги изнутри, во всем богатстве взаимодействующих элементов. К сожалению, сборник включает статьи общего характера, поэтому техническим аспектам в нем не уделено большого внимания. Еще одной значимой для исследования книгой, написанной в конце 1940-х гг., является «Графическое оформление книги» Б. М. Кисина. Многие современные работы, как уже говорилось ранее, основываются именно на ней. Структура книги включает в себя исторический очерк, композицию, цвет, шрифт, иллюстрационный материал, перспективу, черчение, т. е. охватывает все сферы традиционных средств оформления издания и позволяет наиболее полно отразить развитие как зарубежного, так и русского книжного оформления. Данная книга позволяет наглядно проследить подробную эволюцию дизайна книги. Также нельзя не сказать о книге С. Ф. Добкина «Оформление книги. Редактору и автору», которая по своему содержанию схожа с работой Б. М. Кисина. В ней информация дается «дозировано», если Кисин, например, расписывает историю шрифта во всех подробностях, то Добкин дает краткую выжимку по эпохе, пропуская незначительные детали (с отсылкой на советские ГОСТы). Но несомненным плюсом такого подхода является качество подаваемой информации и выводы о значимости того или иного средства оформления, к которым приходит автор (своеобразные инструкции для читателей).
Говоря об электронном книгоиздании, стоит упомянуть в первую очередь. В. А. Вуль «Электронное издание» — несмотря на то, что книга была написана в начале 2000-х гг., она является одним из основополагающих трудов в данной сфере. В этой книге довольно четко прописано зарождение и первые предпосылки появления современных электронных книг, также в ней довольно кратко описываются характеристики визуального, текстового материала в e-book. В целом работа В. А. Вуль позволяет собрать общую картину происходящих на рубеже веков событий в книгоиздательской области, однако оформлению электронных изданий в ней уделено очень мало внимания.
Также важное место в исследовании электронных изданий занимает курс лекций «Основы разработки электронных образовательных ресурсов». В нем затрагиваются такие аспекты электронного книгоиздания, как принципы создания ЭОР, их стандартизация, характеристики, методическое обеспечение и т. п. С одной стороны, может показаться, что к e-book курс имеет только косвенное отношение, но, с другой стороны, темы, классификации и определения, затрагиваемые в нем вполне применимы и для CD-ROM-ов и для электронных книг. Например, классификация по степени мультимедийности была взята из 2 лекции.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что литература по художественному и шрифтовому оформлению преимущественно представлена работами «классиков» XX вв. Современные наработки по электронному книгоизданию имеют «промежуточный» характер, представлены в большинстве своем статьями (этому еще способствует быстрота изменений в электронной среде — то, что было актуально сегодня через год может стать устаревшим). Кроме этого, стоит отметить, что в представленных работах по современному издательскому делу чаще всего анализируется техническая сторона вопроса: возможные форматы иллюстраций / графиков, процессы верстки, html- разметка и т. п., и методологическая с точки зрения преподавания, т. е. как внедрить тот или иной курс в учебный процесс, как сделать это наиболее эффективно и т. п. Оформление как таковое затрагивается в них лишь косвенно, в отдельных разделах. Поэтому область изучения в нашем случае широка и открыта для любых действий и преобразований.
Магистерская диссертация состоит из введения; исследовательского раздела: трех глав, заключения; практического раздела; списка использованной литературы и приложения. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, ее новизна, обозначаются предмет и объект исследования, цель работы, методы, задачи, которые необходимо решить
В первой главе «Шрифтовые и художественные средства оформления печатной книги» дается большой пласт теоретической информации, касающийся различных средств оформления печатных изданий (шрифтов, иллюстраций).
Во второй главе «Оформление электронной книги на примере CD-изданий» анализируются 10 дисков (5 учебников, 5 энциклопедий) центральных и региональных издательств по трем критериям «Функционал», «Иллюстрации», «Текст». Полученные результаты частично фиксируются в табличном виде, частично сравниваются между собой и с теоретической базой, представленной в первой главе.
В третьей главе «Оформление электронной книги на примере pdf-, html-изданий» анализируются 7 учебников и 3 энциклопедии в html-формате, 6 энциклопедий и 7 учебников в pdf-формате. Полученные результаты сравниваются как с CD-ROM-ми, так и современными электронными изданиями. Прослеживается циклическая тенденция.
В заключении подводятся итоги всего исследования и указываются изменения, которые произошли в оформление CD-, html-, pdf-изданий по сравнению с печатными книгами. В приложении представлены все иллюстрации, анализируемые в предыдущих трех главах и таблицы.
Целью нашей магистерской диссертации было проследить, как исторически изменялось художественное и шрифтовое оформление электронных изданий и выявить причины неполного использования возможностей электронной среды. Были выявлены важные тенденции в оформлении ЭИ, и это стало возможным благодаря последовательному рассмотрению исторических этапов развития книжного оформления. Однако нельзя быть полностью уверенным в том, что мы выявили все причины отсутствия ряда мультимедийных элементов и интерактивности. В этом плане исследование требует дальнейших изысканий.
Во время работы были рассмотрены виды и свойства иллюстраций, шрифтов и орнамента, затем полученная информация была систематизирована и на ее основе был проведен анализ CD-ROM и изданий в формате pdf и html.
Всего было проанализировано 10 CD-изданий, 7 учебников и 3 энциклопедии в html- формате, 6 энциклопедий и 7 учебников в pdf-формате. Анализ проводился по трем критериям «Функционал» (интерактивность, мультимедиа-элементы), «Иллюстрации», «Текст» (все шрифтовые выделения, частично затрагивается РИП).
Говоря о художественном и шрифтовом оформлении CD-изданий стоит сказать, что оно претерпело серьезные изменения с наступлением цифровой эпохи. Использование иллюстраций, шрифтов приобрело вариативный характер. Однако разнообразные возможности, предоставляемые мультимедийной средой, не всегда находили удачное воплощение в CD-изданиях. И на это есть две причины: первая связана с тем, что 2000-е были лишь началом появления CD-ROM-ов и механизм создания учебников, энциклопедий на дисках еще не был до конца отработан, разработчики лишь осваивали новый инструментарий. А вторая напрямую связана с человеческим фактором и как следствие выбором концепции издания.
В свою очередь, оформление современных ЭИ, с одной стороны, продолжает традицию оформления CD-изданий (html), а с другой, печатных книг (преимущественно pdf). Схематично данная картина представлена ниже.
Таким образом, можно отметить циклическую тенденцию в развитии художественного и шрифтового оформления изданий, когда отдельные форматы современных ЭИ представляют собой воплощение идей предыдущих «поколений». Здесь вполне будет уместно высказывание Жака Пеше: «Все новое — это хорошо забытое старое».
Отдельного упоминания заслуживает формат современных ЭИ, который очень сильно влияет на внешний вид книги. Как уже говорилось ранее, CD-издания в своем воплощение выглядели более цельно, чем pdf и html. Причина крылась именно в формате, который дает конкретные возможности создателям продукта. В частности, pdf позволяет сделать полную копию печатной книги, а html — вставить мультимедиа-элементы. Хотя во многих практических рекомендациях, говорится, что pdf-формат поддерживает мультимедиа, но ни в одном анализируемом учебнике, энциклопедии этого замечено не было.
Важной тенденцией, выявленной в шрифтовом оформлении, является его преемственность от печатной книги к CD-изданиям и html-, pdf-изданиям. Начинается она с CD-изданий, в которых впервые появилось разделение на гротески в оформлении энциклопедий и шрифты с засечками в оформлении учебников (у последних также возможно сочетание шрифты с засечками — основной текст, гротески — заголовки). Наше предположение о том, что использование гротесков в энциклопедии связано с упрощением 102
восприятия информации вполне оправдано. Схожая ситуация может встречаться и в печатных книгах. Использование шрифта с засечками в учебниках — дань традиции или концепция создателей (наше предположение). В свою очередь, при переходе к современным ЭИ мы видим в чем-то схожу ситуацию, почти все pdf-издания используют в своем оформлении шрифты с засечками, даже энциклопедии. Это, скорее всего, происходит из-за тесной взаимосвязи pdf и печатной книги (например, многие энциклопедии — копии печатных книг, сканы). Html-издания, напротив, придерживаются гротеска, в частности зарубежные ЭИ. Также было замечено, что издание, опирающееся на печатный аналог, в большинстве случаев будет использоваться шрифт с засечками (актуально данное высказывание только для русскоязычного контента, «Википедию» все-таки лучше воспринимать как иностранный продукт). Описанная тенденция сходится с представленной выше схемой, однако, конечно, требует более глубокого анализа.
Кроме всего вышеперечисленного во время исследования было выявлено, что на внешнее и внутреннее оформления современных ЭИ влияют несколько факторов:
• финансовые возможности издательства,
• концепция оформления, которой придерживается издательство,
• вид издания,
• цели, что преследует издательство.
На основе проведенного анализа были сформулированы следующие выводы о CD- ROM-ах, которые отражают общие закономерности, связанные с изменением художественного и шрифтового оформления:
1. Существует два типа оформления, условно назовем их «первый» и «второй» различия в них связаны с наличием или отсутствием мультимедийных элементов соответственно. Стоит отметить, что по введенной ранее классификации, связанной с мультимедийностью, к «первому» относятся 3 и 4 (третий тип, мультимедийные) пункты, а ко «второму» 1 и 2 (простые, гипертекстовые).
2. Шрифтовые средства оформления становятся «контролируемой» величиной — читатель может самостоятельно изменять кегль, шрифт, интерлиньяж.
3. Иллюстрационный материал представлен главным образом фотографиями и оригинальными рисунками плохого качества (ссылки на первоначальный источник часто отсутствуют).
4. Отсюда вытекает проблема, касающаяся авторского права («воровством» в художественном и шрифтовом оформлении, сложностью нахождения первоначальных источников, как следствие использованием не подходящих по задумке, читательскому адресу иллюстраций ввиду доступности последних).
5. Отсутствие различных декоративных, орнаментальных элементов, которые частично в CD-изданиях заменяются на объекты мультимедиа (видео, аудиодорожки и т. п.). Последнее может быть связано со спецификой восприятия современного читателя, который нацелен на быстрое «поглощение» информации и не готов тратить свое время на длительный просмотр одного кадра (наше предположение).
6. Нивелирование роли дизайнера в оформление CD-ROM-а: создается общая концепция книги, но художник уже не играет такой значимой роли как при создании печатной книги. Сейчас каждый пользователь / читатель сам подстраивает под себя издание — меняет шрифт, цвет фона, формат экрана и т. п. Дизайнеры оформляют единичные объекты. Они как бы задают некие рамки, внутри которых благодаря различным средствам читатель может самостоятельно «творить».
Выводы по схожим критериям были сделаны и для pdf-, html-изданий (сравнительный срез):
1. Выделенные два типа оформления, которые условно разделены на «первый» и «второй» по наличию отсутствию мультимедийных элементов, применимы к pdf-, html- изданиям.
2. Шрифтовые средства оформления не являются контролируемой величиной как в энциклопедиях, так и в учебниках (нельзя увеличить интерлиньяж, поменять шрифт, кегль, изменить цвет фона; увеличить размер страницы возможно только благодаря гаджету и то в случае с pdf результат не будет удовлетворительным).
3. Красочные иллюстрации самых разных видов (оригинальные рисунки, фотографии и т. п.) чаще встречаются в html-изданиях (особенно энциклопедиях), чем в pdf. Для последних характерны изображения среднего качества, за исключением ряда ЭИ, являющихся полными копиями печатных книг.
4. Проблема авторского права решена почти во всех pdf-книгах, но не во всех html- изданиях (например «Википедия»). Объяснений этому может быть несколько: во-первых, добросовестность / недобросовестность коллектива создателей ЭИ; во-вторых, ужесточение законов об авторском праве (появление различных систем проверок Антиплагиат и т. п.); м в-третьих, наличие свободного интернет-пространства, в котором «круговорот вещей в природе» не прекращается ни на минуту, в связи с чем бывает сложно как уследить за собственным трудом, так и найти откуда был взят тот или иной документ / иллюстрация.
5. Отсутствие декоративных, орнаментальных элементов, которые частично в современных ЭИ, как и в CD-изданиях, заменяются на объекты мультимедиа (видео, аудиодорожки и т. п.). Исключение могут составить некоторые pdf-книги, которые являются полными копиями печатных книг (например, «Encyclopedia of foods»).
6. Возникает спорный вопрос относительно нивелирования роли дизайнера в оформлении: с одной стороны, при анализе pdf-, html-изданий только у нескольких изданий было качественное оформление (учебник «Algorithms», «Большая российская энциклопедия»), в остальных случаях были заметны существенные недостатки, но с другой стороны, видятся перспективы, однако связаны они пока больше с периодикой.
Полученная при анализе современных ЭИ информация будет служить хорошим подспорьем в дальнейшей работе, связанной с изучением шрифтового и художественного оформления как pdf-, html-изданий, так и других форматов ЭИ, количество которых с каждым годом только растет.