Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОТИВ СНА В ТВОРЧЕСТВЕ И. В. ГОГОЛЯ

Работа №193044

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы124
Год сдачи2025
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1. «РЕДКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОБХОДИТСЯ БЕЗ СНА»:
К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ СНА КАК МОТИВА 9
2. «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ»: СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ МОТИВА
СНА В ПОВЕСТЯХ «ПЕРВОЙ ФАЗЫ» Н. В. ГОГОЛЯ 14
2.1. «Вечера на хуторе близ Диканьки» как целостное сновидение
автора-повествователя 14
2.1.1. Греза и кошмар: вариации Н. В. Гоголя на тему сна в первой части цикла
«Вечера на хуторе близ Диканьки» 14
2.1.2. Вторая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки» как распад «сновидения о
прошедшем» 26
2.2. «Миргород»: бытописание сновидений 35
2.2.1. Раскол сновидения Демиурга (на материале повестей «Старосветские
помещики» и «Тарас Бульба») 35
2.2.2. «Скучно на этом свете господа!»: отказ от миражного сновидения во второй
части цикла «Миргород» 46
3. СНЫ, СНОВИДЦЫ И ИХ ВАРИАЦИИ В ПОВЕСТЯХ ТРЕТЬЕГО ТОМА
СОБРАНИЯ СОЧИНЕНИЙ Н. В. ГОГОЛЯ 52
3.1. «Невский проспект»: греза как иллюзия 53
3.2. «Нос»: нарушенное пробуждение 55
3.3. «Портрет»: путь к Истине 58
3.4. «Коляска»: застывший сон 61
3.5. «Шинель» как смерть соглядатая сна 63
3.6. ...и становление сновидца в «Записках сумасшедшего» 65
3.7. «Рим»: мираж снаружи и Истина внутри 67
4. ОНИРИЗМ НЕОБЫЧАЙНОГО СВОЙСТВА: ТРАНСФОРМАЦИИ МОТИВА СНА
В ТЕКСТЕ И МЕТАТЕКСТЕ «РЕВИЗОРА» Н. В. ГОГОЛЯ 71
4.1. «Предуведомление» к анализу комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» и ее
метатекстуальной системе 71
4.2. Обертоны сна: феноменология грезы и природа кошмара гоголевского «Ревизора» 79
4.3. «Народ спящих лиц», или антропология «Ревизора» Н. В. Гоголя 90
5. МОТИВ СНА В «МЕРТВЫХ ДУШАХ» Н. В. ГОГОЛЯ: ТЕКСТ И КОНТЕКСТ 100
5.1. Движение ониризма «Мертвых душ» к пробуждению 100
5.2. «Наступил ему тот роковой возраст жизни <.> когда нужно его будить, будить, чтоб не заснул навеки»: несколько слов о Чичикове в контексте ониризма
«Мертвых душ» 108
5.2.1. Вне тела 108
5.2.2. Вне пространства 111
5.2.3. Овнешненность 116
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 122
I. Произведения Н. В. Гоголя 122
II. Работы по теории и истории литературы 122
III. Исследования сновидения в литературе и культуре 123
IV. Работы, посвященные творчеству Н. В. Гоголя 124
V. Труды по философии 128
VI. Электронные издания и ресурсы 128


Значимое влияние феномена сна на мировоззрение и мифопоэтику Н. В. Гоголя наблюдается уже в биографии писателя: «Пристальное внимание к теме снов в творчестве писателя обусловлено и характером литературной эпохи, и особенностями его мировоззрения. По утверждениям библиографов Н. В. Гоголя: “писатель на протяжении всей жизни помнил о семейном предании - сне отца, в котором явилась ему в храме Богородица и указала на будущую невесту. По воспоминаниям матери Н. В. Гоголя, отец писателя увидел этот сон второй раз через тринадцать лет, и он определил его дальнейшую судьбу. Сон оказался вещим”» . Это исследовательское замечание дает право говорить о сне с позиции не просто его присутствия в универсуме Гоголя в качестве культурно-бытового факта, но и в том роде, что он для писателя становится частью авторской мифологии.
В диссертации Д. А. Нечаенко «Художественная природа литературных сновидений», посвященной систематизации трансформационных процессов мотива сна в русской прозе XIX века, в контексте настоящей работы принципиально значима формулировка исследователя относительно специфики сна в гоголевском тексте: «В системе поэтики Гоголя <.. .> [сны. - С. АД искусно вплетены в художественную ткань произведения, образуя с ней единую, нераздельную целостность. Гоголевская фантастика, гоголевская “механика” вымысла <...> испытывает на прочность саму жесткую конструкцию моделируемой действительности. В этом перевернутом с ног на голову мире даже вымысел выглядит “действительнее самой действительности”, а сны - не менее живы, осязаемы и достоверны, чем явь, парализованная беспробудной спячкой» . В связи с этим справедливо говорить о константности мотива сна в творчестве Н. В. Гоголя и продуктивности его изучения как части единой целостной художественной системы .
Так, совершенно очевидным представляется факт влияния феномена сна на художественную действительность в произведениях Гоголя. Однако существующие исследования этой темы затрагивают лишь отдельные произведения писателя, и комплексного анализа, последовательно изучающего мотив сна во всем его творчестве, пока не представлено. Следует отметить, что вектор для такового анализа был задан в магистерской диссертации В. И. Степовой «Концепт сна в творчестве Н. В. Гоголя», в которой были определены возможные гностические источники, повлиявшие на формирование авторского концепта сна, и предпосылки экзистенциального мироощущения, нашедшие в нем отражение; но и в этом случае исследование ограничивается повестными циклами. Поэтому актуальность данной работы заключается в необходимости изучения реализации мотива сна не на примере отдельных текстов, а на фоне общей мифопоэтики Гоголя.
Новизна исследования заключается в том, что впервые проводится комплексный анализ мотива сна как сквозного, структурообразующего элемента корпуса художественных произведений Н. В. Гоголя. В отличие от существующих работ, затрагивающих лишь отдельные произведения, данное исследование предлагает целостное рассмотрение эволюции и функционирования мотива сна на протяжении всего творческого пути писателя.
Объектом исследования является творчество Н. В. Гоголя. Настоящее исследование направлено на последовательное рассмотрение всех ключевых книг, репрезентирующих эволюцию авторской мысли, однако, в свете того, что циклы повестей уже так или иначе изучались подробно в избранном аспекте, хотя и в ином ракурсе, то данная работа более нацелена на две «вершины» гоголевского творчества - высокую комедию «Ревизор» и поэму «Мертвые души», - повести же определяются как произведения, предваряющие их эстетико-поэтическую специфику.
Предметом изучения является мотив сна в творчестве Н. В. Гоголя как одна из гипотетических основ целостности художественного универсума автора.
Цель работы можно сформулировать следующим образом: исследование реализации мотива сна и его функционирования в творчестве Н. В. Гоголя.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) изучить и обобщить теоретический материал, посвященный мотиву сна в литературоведении;
2) сформулировать определение мотива сна, применимое к исследуемому материалу в настоящей работе;
3) комплексно проанализировать гоголевскую творческую систему - повести «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Миргорода» и третьего тома Собрания сочинений 1842 г., высокую комедию «Ревизор» и поэму «Мертвые души» - с точки зрения реализации в ней мотива сна;
4) осмыслить результаты проделанной работы и предоставить обобщенные выводы о функционировании мотива сна в творчестве Н. В. Гоголя.
В основу методологии настоящей работы легли мифопоэтический, структурно-семиотический и феноменологический методы исследования художественного текста. Ее теоретической базой послужили труды исследователей, внесших значительный вклад в изучение творчества Гоголя (М. Вайскопф, Г. А. Гуковский, О. Г. Дилакторская, В. Ш. Кривонос, Ю. В. Манн,
А.С. Янушкевич и др.), в т. ч. комментарий к Т. 1, 4, 7(1) и 7(2) Полного собрания сочинений и писем Н. В. Гоголя в 23 т. и Т. 2 и 3 Полного собрания сочинений Н. В. Гоголя в 14 т., а также труды, посвященные мифопоэтике литературного сна (М. М. Бахтин, Г. Башляр, Д. А. Нечаенко, О. В. Федунина и др.) и мотивному анализу (И. В. Силантьев).
Практическая и теоретическая значимость работы заключается в возможности формирования более полного представления о творчестве Н. В. Гоголя. Содержание диссертации, ее основные выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего изучения русской классической литературы первой трети Х1Х в. с точки зрения реализации в ней мотива сна. Материалы исследования могут послужить основой лекционных курсов, спецкурсов и семинаров по русской классической литературе XIX в. в высшей школе.
Промежуточные итоги исследования были представлены:
1) в рамках работы семинара на кафедре русской и зарубежной литературы 20232025 гг. (руководитель - Е. О. Третьяков);
2) в докладах на следующих конференциях: 1. XI (XXV) Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» 18-20 апреля 2024 г., Томск, НИ ТГУ. 2. XII (XXVI) Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» 17-19 апреля 2025 г., Томск, НИ ТГУ;
3) в следующих публикациях: Котельникова С. С. От художника к человеку: типология сновидцев в «петербургских повестях» Н.В. Гоголя / С. С. Котельникова // Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения : сб. материалов XI (XXV) Международной научно-практической конференции молодых ученых, Томск, 18-20 апреля 2024 года. - Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2024. - С. 329-332; Котельникова С. С. Диалог со зрителем как минус-прием высокой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» / С. С. Котельникова // Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения : сб. материалов XII (XXVI) Международной конференции молодых ученых, г. Томск, 17-19 апреля 2025 года. - в печати.
Структура и содержание работы. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Во введении указываются объект и предмет исследования, обосновывается его актуальность, определяются цель, задачи и теоретические основы исследования.
Первая глава посвящена определению значения мотива сна в литературоведческом дискурсе, его художественным функциям, а также установлению методологических подходов к его исследованию.
В первом параграфе второй главы выявляется специфика реализации мотива сна в повестях цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»: определяется два варианта реализации сновидения в произведениях - фабульный / онтологический сон; второй параграф посвящен анализу цикла «Миргород», в котором мотив сна отображает динамику мировоззренческой позиции автора, переход от идиллического изображения мира к реалистическому.
В главе третьей мотив сна в повестях третьего тома Собрания сочинений Гоголя 1842 г. рассматривается как способ реализации авторской установки на реорганизацию действительности, реконструирование распавшегося Универсума и попытку «возвращения» к гармоничному Всемиру.
Четвертая глава исследует мотив сна в высокой комедии «Ревизор». Доминантой ониризма комедии выступает сон-кошмар, который влияет на топографику текста, а также раскрывает общую концептуально-эстетическую направленность преодоления эсхатологического абсурдного пространства кошмара и выхода к грезовидческой модели мира.
В пятой главе анализируется поэма «Мертвые души», в которой мотив сна представлен дуальным комплексом художественных элементов «сон» и «пробуждение». Этот комплекс отражает динамику духовного состояния главного героя, маркируя процессы его внутреннего опустошения и потенциального возрождения. При этом внешний аспект мотива сна постепенно расширяется, приобретая универсальный онтологический масштаб.
В заключении подводятся итоги исследования: изложены выводы о функциях, которые выполняет мотив сна в произведениях Н. В. Гоголя, определяется его роль в общей мифопоэтике произведений автора, обозначаются перспективы исследования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Мотив сна является существенным структурообразующим фактором в творчестве Н. В. Гоголя, во многом определяющим архитектонику произведений и отражающим эволюцию авторского мировосприятия.
2. В раннем творчестве Гоголя (цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки») мотив сна как грезы выполняет функцию идеализации и гармонизации реальности, однако уже на этом этапе гоголевского творчества проявляется предчувствие грядущих трагических перемен в образах кошмарных сновидений.
3. В цикле «Миргород» происходит дезинтеграция гармоничного мироустройства, отраженная в специфике реализации мотива сна, который становится средством воссоздания картины разложения мира и, в то же время, выражает надежду на его эстетическое обновление.
4. В повестях третьего тома Собрания сочинений 1842 г. происходит переосмысление роли искусства и Творчества как грезовидческого акта, способного преодолевать кошмар действительности и даровать гармонию и надежду на духовное возрождение.
5. В «Ревизоре» мотив сна, принимающий форму кошмарного видения, становится доминантным структурообразующим элементом, определяющим топографию повествования и выражающим авторское катарсическое преодоление абсурда через смех и гротеск.
6. В поэме «Мертвые души» мотив сна достигает своего концептуального предела, воплощаясь в дуальном комплексе сон / пробуждение, отражающем динамику духовного состояния персонажей, их деградацию и потенциальную возможность возрождения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Мотив сна в творчестве Н. В. Гоголя выступает в качестве существенного структурообразующего фактора, фундирующего архитектонику произведений на различных этапах творческой траектории писателя, выражает в себе эволюционирующую картину авторского мировосприятия.
В цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» мотив сна, конкретнее, его вариант - греза, выполняет, прежде всего, функцию идеализации и гармонизации окружающей реальности, эксплицируя авторскую интенцию к созданию идиллического художественного пространства, огражденного от вторжения бытийного инфернального хаоса. Однако уже на данном этапе проявляются подсознательные предчувствия надвигающихся перемен, нашедшие выражение в создании образов кошмарных онирических видений, предвосхищающих грядущий трагизм.
Процесс дезинтеграции гармоничного мироустройства и нарастающее разочарованиее в устойчивых идеалах прошлого отразились в цикле «Миргород», в частности, это влияет на специфику реализации мотива сна в нем. Первая часть цикла формирует образ гармоничного сновидения о прошедшем, однако и здесь прослеживается нарушение общего баланса Вселенной, процесс деления целого. Во второй части, изображающей мир в современном автору состоянии, мотив сна становится одним из средств создания картины его разложения, этим демонстрируя внутреннее разочарование в идее «вечной грезы», однако все же выражая надежду на эстетическое обновление мира.
Повести третьего тома Собрания сочинений Гоголя 1842 г. являют собой яркое отражение авторской рефлексии, запечатлевшей глубокий кризис творческого сознания писателя. В этот период происходит переосмысление роли искусства и Творчества как грезовидческого акта, способа преодоления кошмара действительности: искусство, выступающее в роли вечной и универсальной категории, способно трансцендировать ограниченность человеческого существования, преодолевать абсурдность внешнего мира: именно в Творчестве автор видит возможность преодоления кошмара действительности и обретения гармонии и надежды на духовное возрождение.
В тексте высокой комедии «Ревизор» мотив сна, принимающий форму кошмарного видения, становится элементом, определяющим топографию повествования и эксплицирующим концептуальную направленность произведения, заключающуюся в катарсическом преодолении эсхатологического абсурда посредством смеха и гротескной гиперболизации. Высокая комедия «Ревизор» трансформируется в грезоморфную мысль о нарушении универсального порядка и попытке его восстановления. Мнимая реальность комедии сопоставима с кошмарным сном, что проявляется в страхе персонажей перед непознаваемым.
В поэме «Мертвые души» мотив сна достигает своего концептуального предела, воплощаясь в дуальном комплексе сон / пробуждение, отражающем динамику духовного состояний персонажей, внутреннюю деградацию и потенциальную возможность возрождения. В рамках символической системы поэмы сон и пробуждение образуют диалектическую пару, взаимодополняющую и взаимоотрицающую друг друга. Сон может быть как формой эскапизма, так и грезовидческим источником вдохновения и прозрения онтологической действительности, а пробуждение - как освобождением от иллюзий, так и трагическим возвращением в эсхатологическое пространство бытийного кошмара.
Заявленная тема представляется перспективной для анализа всего корпуса прозаических текстов Гоголя, в том числе незавершенных произведений, его драматургии, лирических опытов, а также эпистолярных и публицистических текстов. Специфика реализации мотива сна может также лечь в основу компаративных исследований творчества автора в сопоставлении его произведений как с произведениями русскоязычных, так и иноязычных авторов.


I. Произведения Н. В. Гоголя
1. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений и писем : В 23 т. / Н. В. Гоголь.
- М. : Наука, 2003. - Т. 1, 4, 7(1), 7(2).
2. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений : В 14 т. / Н. В. Гоголь. - М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1937-1952. - Т. 2, 3, 8, 11.
II. Работы по теории и истории литературы
3. Аверинцев С. С. Аналитическая психология К.-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии / С. С. Аверинцев // О современной буржуазной эстетике : сб. ст.
- М., 1972. - Вып. 3. - С. 113-143.
4. Аскольдов С. А. Концепт и слово / С. А. Аскольдов // Русская словесность : От теории словесности к структуре текста : антология. - М., 1997. - С. 267-279.
5. Афанасьев А. Н. Древо жизни : избр. ст. / А. Н. Афанасьев. - М. : Современник, 1982. - С. 237-240.
6. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин // Собр. соч. : В 7 т. - М. : Русские словари : Языки славянской культуры, 2002. - Т. 6. - С. 7-300.
7. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. - М. : Художественная литература, 1990. - 537 с.
8. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений / В. Г. Белинский. - М. : Изд-во АН СССР., 1953. - Т. 2. - 929 с.
9. Вяземский П. А. Фон-Визин / П. А. Вяземский. - СПб., 1848. - 495 с.
10. Дубовицкая М. А. Триада «концепт - образ - мотив» в арабо-американской литературе / М. А. Дубовицкая // Филологические науки в МГИМО. - 2021. - 7(3). - С. 5465 с.
11. Корман Б. О. О целостности литературного произведения / Б. О. Корман // Избранные труды по теории и истории литературы. - Ижевск, 1992. - 235 с.
12. Лебедева О. Б. Поэтика русской высокой комедии XVIII - первой трети XIX веков / О. Б. Лебедева. - М. : Языки славянской культуры, 2014. - 472 с.
13. Лотман Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. - М. : Издательская группа «Прогресс», 1992. - 272 с.
14. Полтавец Е. Ю. Литературный мотив колесницы и его мифо-ритуальные основы (на примере произведений Л. Толстого) / Е. Ю. Полтавец // Русистика и компаративистика : сборник научных статей / гл. ред. М. Б. Лоскутникова. - М. : ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. - С. 141-155.
15. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки / В. Я. Пропп.
- М. : Лабиринт, 2001. - 192 с.
..103


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ