Аннотация 2
Введение 3
Глава 1. Практика создания литературных путеводителей как новая тенденция
в издательской индустрии 7
1.1 Печатные и цифровые путеводители по художественным произведениям 7
1.2 Сайты-путеводители по художественным произведениям: опыт
практического исследования и систематизации 15
Глава 2. Разработка и реализация сайта-путеводителя по дилогии
М. Харрисон «Хранители мира» 28
2.1 Принципы формирования контента и дизайна сайта 28
2.2 Продвижение и аналитика 45
Заключение 51
Список литературы 53
Приложение A. Оформление сайта 58
Приложение Б. Оформление сообщества ВКонтакте 67
Приложение В. Тексты, схемы и таблицы 76
Настоящий культурно-просветительский проект посвящён опыту разработки литературного сайта-путеводителя по книжной вселенной дилогии современной британской писательницы Мелиссы Харрисон «Хранители мира» и «Хранители мира. Дорога домой».
Актуальность предпринятой проектной деятельности обусловлена современными тенденциями в издательской практике, в которой литературные книги-путеводители и сайты-путеводители стали неотъемлемой частью многих художественных произведений («Гарри Поттер» , «Коты-Воители» , «Муми-тролль» , вселенная Д.Р. Толкина ), позволяющим читателям погрузиться в исследование любимой вселенной, продлить удовольствие от чтения или найти ответы на возникшие вопросы. В связи с этим особый практический интерес представляет моделирование и запуск оригинального путеводителя по детской художественной книге, функционирующего как веб¬сайт и акцентирующего просветительскую миссию.
Новизна работы заключается в выборе материала для книжного сайта- путеводителя, так как по детской дилогии М. Харрисон «Хранители Мира» ранее не создавалось подобного контента. Помимо этого, на сайте использованы уникальные для подобных ресурсов познавательные и обучающие элементы: энциклопедические справки по флоре и фауне (идентичные для реального мира), игровой контент для реализации памятки по защите окружающего мира, календаря природы и развлекательного личностного теста.
Объект - трансформация печатных книжных изданий в мультимедийный формат.
Предмет - разработка технологических нововведений для печатной детской книги.
Целью работы является создание литературного сайта-путеводителя по современной детской дилогии М. Харрисон «Хранители мира».
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить структуру электронных литературных путеводителей по вселенным книг и освоить конструктор создания сайтов;
2) проанализировать содержание дилогии М. Харрисон «Хранители мира», отметить и вынести важные составляющие элементы, которые можно использовать для наполнения сайта;
3) создать прототип сайта;
4) разработать оригинальный контент для сайта: иллюстрации (фан- арты) и текстовые блоки, основанные на творческой переработке материалов книги и дополненные справочными ресурсами (энциклопедии по растениям и животным, поваренные книги), и наполнить ими сайт.
5) спроектировать дополнительные интерактивные элементы: календарь природы, памятка по защите окружающего мира и личностный тест;
6) представить проект в медиапространстве путём создания собственного онлайн-сообщества.
Теоретической базой ВКР стали исследования, посвященные проблемам современных тенденций продвижения художественной литературы (А.Н. Лаврова, М.С. Маслова, К.Г. Киреева, М.А. Купчинская, С.А. Петрова, Е.А. Чертыковцева, О.Ю. Шум, Е.В. Уварова и др.).
Практической базой для создания проекта послужили дилогия М. Харрисон «Хранители мира» и «Хранители мира. Дорога домой» , энциклопедии (В.И. Попов «Лекарственные растения» , Ю.Н. Нуралиев «Лекарственные растения» , Ю. Школьник «Растения. Полная энциклопедия» , «Животные» в пер. с исп. И.А. Паршина , Д. Фарндон и Й. Кирквуд «Всё о животных. От А до Я» ), кулинарные книги («1000 лучших рецептов русской кухни» и «Я люблю готовить. Кулинарные рецепты для мальчиков и девочек» М. Трухиной).
Методы: типологический, аналитический, проектный, метод моделирования.
Целевой аудиторией проекта, в связи с направленностью выбранных нами книг, являются дети от 6 до 12 лет (важно отметить, что некоторые детские книги часто интересны и более взрослой аудитории). Однако с учётом специфики такого электронного формата как сайт, аудитория включает в себя более широкие возрастные категории. Общей чертой для основной аудитории, на которую направлен проект, является желание познать природу (окружающий нас мир) и защитить её.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и трёх приложений.
Во введении обозначены актуальность, новизна и целевая аудитория проекта, сформулированы цель работы, ее задачи и материал.
Первая глава посвящена изучению современной практики издания специализированных печатных и электронных справочников по художественным вселенным, занимающихся толкованием конкретных литературных произведений, и выявлению их структурных особенностей. Во второй главе приводится поэтапное описание разработки литературного сайта- путеводителя по дилогии М. Харрисон «Хранители мира», аналитика показателей площадки и его апробация материалов.
В заключении подводятся итоги работы и отмечаются ключевые преимущества проекта.
Список использованной литературы включает 44 источника. В приложениях даны иллюстративные материалы дизайна сайта и сообщества ВКонтакте, а также примеры их текстовой составляющей.
Таким образом, культурно-просветительский проект, сфокусированный на опыте разработке литературного сайта-путеводителя по дилогии М. Харрисон «Хранители мира», представляет собой комплексный просветительский продукт, ориентированный на повышение интереса к чтению, популяризацию творчества М. Харрисон и акцентирование внимания на проблемах защиты окружающей среды.
В рамках реализации проекта был проведен анализ теоретических основ и существующих аналогов путеводителей по вымышленным мирам, с целью формирования представления о типах и структурных особенностях подобных справочных онлайн-ресурсов. На основе полученных данных разрабатывался прототип сайта, включающий основные и факультативные разделы. Для определения контента разделов был проведен углубленный анализ дилогии с извлечением необходимой информации. При разработке визуального оформления сайта были изучены референсы официальных и неофициальных веб-ресурсов, посвященных книгам, а также учтены специфика произведения, направленного на детскую аудиторию, и его сюжетная линия, раскрывающая вопросы взаимодействия человека и природы.
Для популяризации проекта было сформировано сообщество ВКонтакте «"Хранители мира": путеводитель по дилогии», функционирующее как дополнительная просветительская платформа (с уникальными публикациями и материалами из сайта-путеводителя), которое, аналогично онлайн-ресурсу, освещает темы природы и экологии.
К ключевым преимуществам проекта можно отнести его соответствие современной тенденции цифровизации литературных путеводителей, просветительскую направленность на решение двух актуальных проблем современности - экологии и популяризации чтения художественной литературы, а также полностью оригинальную реализацию, включающую уникальные иллюстрации, текстовое содержание и интеграцию дополнительных интерактивных элементов (календарь экологических дат, памятка по защите природы и личностный тест).
На сегодняшний день статистические данные посещений сайта со дня начала его функционирования (01.06.2024) и по настоящее время составили 805 сессий.