АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования и продвижения нового бизнеса 7
1.1 Стратегии продвижения: понятие, сущность и классификация 7
1.2 Окружающая среда бизнеса и влияние на выбор стратегии
продвижения 21
1.3 Процесс разработки стратегии продвижения: методы и этапы 34
2 Бизнес план как ключевой элемент стратегического плана нового бизнеса
2.1 Организационный план проекта 51
2.2 Анализ факторов окружающей среды 56
2.3 Обоснование рентабельности и инвестиционной привлекательности нового бизнеса 65
2.4 План маркетинга 70
3 Разработка стратегии и тактики продвижения нового бизнеса 79
3.1 Выбор стратегии продвижения с учетом перспективных конкурентных преимуществ 79
3.2 Формирование комплексной программы продвижения нового
бизнеса 86
Заключение 101
Литература 104
Приложение А Календарный план мероприятий 112
Приложение Б Анкета маркетингового исследования 115
В настоящее время одна из наиболее пострадавших в условиях пандемии отрасль сфера образовательных услуг. Однако, сфера образовательных услуг несет в себе огромный потенциал развития для российского рынка в целом и, в частности, для отдельных районов Российской Федерации.
Сегодня, в связи со снижением доходов граждан, спрос на платные образовательные услуги в мире и России снижается и, сейчас, существенно уступает предложениям по количественным и качественным показателям зарубежных и отечественных отелей. Мало создать хороший товар, услугу отвечающий всем требованиям целевого потребителя, установить на него приемлемую цену, обеспечить доступность услуги для всех целевых потребителей. Для успешной деятельности на рынке необходим еще один важный элемент - налаживание регулярных эффективных коммуникаций со своими постоянными и потенциальными потребителями. Новые условия ведения бизнеса требуют внедрения принципиально новых способов разработки и оценки программ продвижения и коммуникативной политики.
Для предприятий, работающих в сфере образовательных услуг, характерна высокая степень конкуренции, зависимость от сезонности, общеполитических и прочих внешних факторов. Вместе с тем, предприятия, работающие в этой сфере, имеют, как показывают исследования, значительные резервы для повышения эффективности хозяйственной деятельности, оптимизации издержек и повышению рентабельности. Исследований, посвященных оценке эффективности комплекса маркетинговых программ не так много. Следует отметить, что и западные и отечественные специалисты считают главным требованием к кампании по продвижению - профессионализм и эффективность, а этого достичь невозможно без системного подхода к решению данной задачи.
Поэтому в современных условиях очевидна актуальность научных исследований, методологических разработок, направленных на грамотный подбор элементов, в нашем случае - инструментов продвижения. Для этого необходимо учитывать множество факторов, из которых наиболее значимые, это четкое знание и понимание специфики услуги, рынка и непременно целевого потребителя. Общеизвестно, что для оценки программ продвижения необходима обратная связь - реакция потребителей на осуществляемые коммуникации. Но в том, что это серьёзный пробел, убеждает нынешнее состояние рынка рекламных услуг. Не вызывает сомнения, что использование достоверной и актуальной информации - необходимое условие ведения успешной хозяйственной деятельности, без этого невозможно принятие ни одного управленческого решения.
Построение эффективного комплекса мероприятий по продвижению. невозможно и без изменения на уровне каждого предприятия отношения к функции маркетинга, увеличения финансовых и организационных затрат на анализ рынка, внедрению элементов стратегического планирования и управления.
Предприятие, работающее в сфере образовательных услуг, должно предвидеть развитие ситуации на целевом, рынке с тем, чтобы окупить свои инвестиции, повысить в дальнейшем эффективность своего бизнеса. Для успешного функционирования в сфере образовательных услуг необходимо эффективно разрабатывать и реализовывать стратегии деятельности предприятия, рассчитанные на среднесрочную и долгосрочную перспективы.
Актуальность темы магистерской диссертации состоит в том, что в условиях жесткой конкуренции грамотно построенный комплекс маркетинговых коммуникаций зачастую играет решающую роль. В результате поверхностного подхода к разработке программы продвижения принятые решения зачастую бывают либо сомнительными, либо ошибочными, что в конечном итоге может привести к неоправданным затратам, и как следствие, снижение конкурентоспособности компании.
Изложенные выше соображения позволяют сформулировать цель исследования, определить предмет, объект и задачи исследования.
Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование методических рекомендаций и предложений по практическому осуществлению разработки стратегии и программы продвижения нового бизнеса в условиях высококонкурентной среды.
Объект исследования: Стратегический и практический инструментарий
продвижения нового бизнеса.
Предмет исследования: Система организационно-управленческих отношений, возникающих в процессе продвижения нового бизнеса.
Степень разработанности проблемы. Изучение экономической литературы в области современного стратегического менеджмента показало необходимость углубленного изучения закономерностей формирования и механизмов использования современных методик продвижения.
В зарубежной и отечественной литературе в предыдущие годы был решен ряд теоретических и практических проблем, касающихся вопросов оценки эффективности стратегий продвижения разработанных на предприятии.
Теоретической и методологической основой диссертационной работы стали общие методы научного познания - методы единства анализа и синтеза, единства исторического и логического, взаимосвязи теоретических и практических аспектов исследования.
Содержательную характеристику экономического аспекта инструментов управления предприятием автор дает, опираясь на понимание предмета современной экономики, монографии и научные статьи отечественных и зарубежных ученых, материалы научных конференций и семинаров, законодательные и нормативные акты Российской Федерации и зарубежных стран.
Элементы научного вклада автора представлены следующими положениями:
1. На основе анализа подходов к стратегическому управлению маркетинговой деятельностью предприятия уточнены сущность, виды маркетинговых коммуникаций, механизмов и инструментов комплекса продвижения, которые могут быть применены при разработке стратегии и комплексной программы продвижения нового бизнеса.
2. На основе анализа конкурентной среды выделены лучшие практики организации детских центров развития, что позволило выявить конкурентные преимущества Центра «РАЗВИВАЙ», а также подходы и механизмы конкурентов, которые целесообразно учитывать при разработке бизнес-плана и мероприятий по продвижению нового бизнеса.
3. Разработаны методические рекомендации, направленные на разработку стратегии и комплексной программы продвижения нового бизнеса.
Практическая значимость исследования заключается в разработке стратегии и тактики, применяемых в деятельности конкурентного предприятия по созданию и развитию стратегии продвижения.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты продвижения на высоконкурентный
рынок: стратегии продвижения, их сущность и роль, факторы внешней среды,
воздействующие на эффективность продвижения, а также современные подходы к продвижению на национальный рынок.
2. Разработать организационный план проекта: провести анализ факторов внутренней и внешней среды, обосновать рентабельность и инвестиционной привлекательность нового бизнеса, разработать план маркетинга.
3. Разработать стратегию и тактику продвижения: выбрать концепцию стратегии продвижения с учетом перспективных конкурентных преимуществ, сформировать комплексную программу продвижения нового бизнеса
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения, списка использованных источников.
В первом разделе были исследованы и рассмотрены основные подходы к понимаю стратегии продвижения, специфики, сущности, раскрыты факторы выбора и этапы 5
разработки стратегии продвижения, рассмотрены организационно-управленческие возможности бизнес-планирования деятельности предприятия.
Вторая глава посвящена разработке организационного плана проекта; плана маркетинга; анализа факторов внутренней и внешней среды предприятия; обоснования рентабельности ведения нового бизнеса.
Третья глава посвящена анализу внутренних и внешних факторов маркетинговой среды, влияющих на разработку стратегии и тактики нового бизнеса. Формирование инструментов, применяемых в условиях высококонкурентной среды по реализации комплексной программы продвижения нового бизнеса с учетом специфики окружающей среды.
В заключении приводятся выводы о достижении поставленных цели и задач выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), подтверждение актуальности и востребованности темы исследования.
Подводя итоги проданной работы, резюмируя все вышесказанное, важно отметить, что в процессе исследования были решены обозначенные задачи.
В ходе написания данной магистерской диссертации были сделаны следующие основные выводы. В условиях острой конкуренции на рынке в период финансового кризиса любому предприятию необходимо использовать активное продвижение своих услуг. Продвижение подразумевает комплекс мероприятий стимулирующих продажи услуг. Это позволяет увеличивать объем реализации и, соответственно, получать больше прибыли.
В результате предприятие получает не только финансовую выгоду, но и увеличивает свою долю на рынке и повышает узнаваемость торговой марки.
Для того чтобы осуществить эффективное продвижение предприятию необходимо выработать определенную стратегию. Выбор стратегии обуславливается стадией развития компании, занимаемой долей рынка, видом товара и рынка реализации, конкурентоспособностью фирмы.
Максимально эффективное продвижение осуществляется через комплекс интегрированных маркетинговых коммуникаций: рекламу, стимулирование сбыта, пропаганду и личную продажу.
Особенностями продвижения на рынке образовательных и развивающих услуг является то, что такие средства как реклама и стимулирование продаж очень эффективны.
Ввиду высокого спроса на подобные услуги, они считаются отличным направлением для развития бизнеса. К тому же, ведение подобной деятельности требует сравнительно небольших вложений.
Целью магистерской диссертации было - разработка бизнес-проекта, детского центра развития, а так же дальнейшее его продвижение с учетом потребностей и предпочтений потребителей.
В процессе исследования мы сформулировали определение стратегии продвижения и бизнес-планирования, опираясь на мнения различных авторов, ознакомились с состоянием и перспективами развития, ознакомились с рынком образовательных услуг и изучили основные направления продвижения в сфере образовательных услуг.
Бизнес-направление сфер образования и развития сейчас активно развивается, поскольку данная услуга пользуется популярностью у потребителей, которым уже успели приесться традиционные виды обучения и развлечений.
В ходе исследования, мы рассмотрели услуги детского образования, как форму продвижения услуг с учетом потребностей и предпочтений потребителей, провели анализ 101
основ бизнес-планирования в данной сфере, выявили особенности и проблемы, с которыми можно столкнуться при организации проекта, а так же пути их решения.
В ходе разработки бизнес-плана услуг детского образования мы пришли к выводу, что этот бизнес: станет лидером на рынке дополнительного образования города Кемерово, обеспечит себе бесперебойную работу и высокий уровень доходности, следуя всем рекомендациям.
Так же мы выяснили, что от продвижения во многом зависит эффективность бизнес-проекта. При правильной организации продвижение очень эффективно, и способствует быстрой бесперебойной реализации продукции и услуг на рынок.
Продвижение услуги или товара является действенным средством наращивания объемов реализации услуг предприятия. На основании объективного анализа различных факторов, в исследовательской работе мы отразили те способы продвижения, которые, с учетом специфики г. Кемерово, существенно помогают в реализации бизнес-идеи предоставления услуг проката оборудования виртуальной реальности.
Ими стали:
1. Создание сайта;
2. Создание группы в социальной сети Вконтакте;
3. Использование таргетинговой рекламы в социальных сетях;
4. Размещение рекламы о детском центре на сайтах объявлений, журналах, лифтов домов, врачебных кабинетах и детских садов;
5. Проведение акций и предоставление системы скидок в процессе предоставления услуги детского образовании;
6. Проведение промоуторских компании.
Продвижение - неотъемлемый процесс в любой сфере бизнеса, а интернет- продвижение, несмотря на свою молодость, активно стремится стать главным инструментом связей с общественностью. Именно Интернет является настоящей панацеей для небольших современных компаний. Даже подача объявлений на сторонние рекламные площадки, а также сообщения в соцсетях способны существенно увеличить число потенциальных клиентов, не говоря о собственном сайте. Ведь такой портал сможет на первое время заменить даже магазин, если грамотно его оформить.
Таким образом, грамотное продвижение товаров - эффективное средство наращивания объемов реализации услуг предприятия.
Исследование различных средств продвижения включает выбор и предварительные испытания, а также изучение эффективности их воздействия после применения. В рамках данной магистерской диссертации нами были разработаны методы бюджетирования 102
мероприятий комплексного продвижения, создана общая креативная стратегия и креативные концепции для отдельных носителей с привязкой к движущим мотивам аудитории и инсайту.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. - Дата обращения: 25.05.2020. - Режим доступа:
www/consultant/ru;
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (в редакции от 28.03.2017 № 39-ФЗ) [Электронный ресурс]. - Дата обращения: 25.05.2020. - Режим доступа: www/consultant/ru;
3. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (редакции от 28.03.2017) «О рекламе»
[Электронный ресурс]. - Дата обращения: 25.05.2020. - Режим доступа:
www/consultant/ru;
4. Азоев Г.Л. Реклама промышленной продукции: Учеб.пособие. - М.: ГАУ, 2013. - 154 с.
5. Акулич, М.В. Интернет-маркетинг: Учебник для бакалавров / М.В. Акулич. - М.: ИТК Дашков и К, 2016. - 352 с.
6. Акулова К.И., Сторожева Е.В. Таргетинг в рекламе / Аллея науки. -2017. - № 15. - С. 254-259.
7. Алексеев A.A. Маркетинговые исследования рынка услуг: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 401 с.
8. Антонец В.А., Нечаева Н.В., Хомкин К.А., Шведова В.В.. Инновационный бизнес. Формирование моделей коммерциализации перспективных разработок. - М.: Дело, Академия народного хозяйства, 2010. - 320 с.
9. Аристархова Д.С. Разработка средств оптимизации размещения рекламы в интернете с учетом таргетинга / Научная сессия НИЯУ МИФИ -2014. - С. 104-108.
10. Андрейчиков, А.В. Системный анализ и синтез стратегических решений в
инноватике: Основы стратегического инновационного менеджмента и маркетинга:
Учебное пособие / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М.: КД Либроком, 2013. - 248 c.
11. Бабичева Д. А. Поведенческий таргетинг как основной инструмент интернет - маркетинга / От синергии знаний к синергии бизнеса . - 2016. - С. 571-574.
12. Бабкина А. В. Формирование цифровой экономики и промышленности: новые вызовы / под ред. д-ра экон. наук, проф.- СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2018. - 660 с.
13. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / И.Т.
Балабанов- СПб: Питер, 2011. - 198 с.
14. Барская И.И. Бизнес-мероприятие как средство продвижения компании на рынке b-2-b: без нервов, стресса и проблем / Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2017. - № 5. - С. 428-436.
15. Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента в 2 томах. - М.: Эльга, Ника-Центр, 2014. - 397 с.
..113