ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1 Современные представления о психофизиологических механизмах эмоций 8
1.1 Эмоции 8
1.2 Функции эмоций 9
1.3 Теории эмоций 11
1.4 Структуры мозга, связанные с эмоциями 13
1.5 Эмоции в образовательном процессе 14
Глава 2 ЭЭГ-корреляты эмоциональных процессов 19
2.1 Методы исследований эмоциональных процессов 19
2.2 Основные ритмы ЭЭГ 21
2.3 Спектральные особенности ЭЭГ при эмоциональных реакциях 24
Глава 3 Методы исследования 26
3.1 Объект исследования 26
3.2 Схема исследования 26
3.3 Предварительное психологическое тестирование для отбора эмоционально
значимых ситуаций 26
3.4 Выбор стимульного материала 28
3.5 Предъявляемые стимулы и задача 29
3.6 Регистрация и запись электрофизиологических показателей 30
3.7 Обработка ЭЭГ данных 30
3.8 Статистическая обработка 32
Глава 4 Результаты 33
4.1 Исследования различий в спектральных характеристиках ЭЭГ при обработке
эмоционально окрашенных ситуаций по сравнению с фоновыми значениями 33
4.1.1 Влияние эмоционально окрашенных ситуаций на мощность ЭЭГ в тета диапазоне
4.2.2 Влияние эмоционально окрашенных ситуаций на мощность ЭЭГ в альфа
диапазоне 38
4.2.3 Влияние эмоционально окрашенных ситуаций на мощность ЭЭГ в бета-1
диапазоне 40
4.2.4 Влияние эмоционально окрашенных ситуаций на мощность ЭЭГ в бета-2
диапазоне 43
4.2.5 Влияние эмоционально окрашенных ситуаций на мощность ЭЭГ в гамма
диапазоне 49
4.2 Влияние знака и типа эмоциональной ситуации на характеристики ЭЭГ 56
4.2.1 Влияние типа и знака, эмоционально окрашенных ситуаций на мощность ЭЭГ в тета диапазоне. 57
4.2.2 Влияние типа и знака эмоционально окрашенных ситуаций на мощность ЭЭГ в бета диапазоне. 58
4.2.3 Влияние типа и знака эмоционально окрашенных ситуаций на мощность ЭЭГ в гамма диапазоне. 59
Глава 5. Обсуждение результатов 61
5.1 Влияние эмоционально окрашенных ситуаций на мощность ритмов ЭЭГ относительно фоновых значений 615.1.1 Влияние эмоционально окрашенных ситуаций на мощность ЭЭГ в тета диапазоне
5.1.2 Влияние эмоционально окрашенных ситуаций на мощность ЭЭГ в альфа диапазоне
5.1.3 Влияние эмоционально окрашенных ситуаций на мощность ЭЭГ в бета диапазоне
5.1.4 Влияние эмоционально окрашенных ситуаций на мощность ЭЭГ в гамма
диапазоне 66
5.2 Влияние типа и знака эмоционально окрашенных ситуаций на мощность ЭЭГ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
ВЫВОДЫ 71
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 72
Известно, что эмоции могут оказывать влияние на качество и эффективность умственной работы, а также на объем запоминаемой информации, под влиянием эмоций искажается понимание оценки того, что является наиболее важным и решающим при рассмотрении вопроса относительно когнитивных процессов. Когнитивная деятельность может быть не только источником эмоций, но и в значительной степени сама зависит от эмоционального состояния субъекта. Эмоции влияют на избирательность нашего внимания к сенсорным сигналам, на эффективность и стратегию исполнительной деятельности. Тесные связи между аффективными и когнитивными процессами выражаются и в том, что чувственное переживание служит маркером для считывания информации о событиях из памяти, где она хранится вместе с эмоциональным переживанием, сопровождавшим данное событие в момент его возникновении [Данилова Н.Н., 2000].
Познавательные процессы, разворачивающиеся в ходе учебной деятельности, почти всегда сопровождаются каким-либо эмоциональным эффектом. В настоящее время неуклонно растет интерес к изучению эмоций [Лапшина Т.Н., 2007, Тумялис А.В., 2010, Крутенкова Е.П.,2013]и их влияние на учебный процесс [Pekrun R., 2002; Абросимов А.А., 2013; Богданова Е.Л., 2014 и др]. Эмоции являются одним из главных компонентов академической деятельности студентов. Они влияют на все аспекты учебного процесса и эффективность учебно-познавательной деятельности учащихся [Мацумото Д., 2001]. Считается, что положительные эмоции заставляют человека двигаться вперед, когда отрицательные вынуждают отстраниться [ЛюХуэйин, 2007].С позиции ЛюХуэйина, эмоциональная компонента учащихся имеет большее значение, чем интеллектуальная. Но в действительности эмоции студентов редко учитываются [ЛюХуэйин, 2007]. По мнению PekrunR. (2002) можно сказать о том, что студенты испытывают богатое разнообразие эмоций в академической среде. Кроме того, судя по влиянию эмоций на человеческий организм, можно предположить, что эмоции влияют, на когнитивные процессы и производительность студентов, а также на их психическое и физическое здоровье. По мнению Поспеловой Т.Б. студенты, не оканчивающие начатое ими образование, испытывают трудности в обучении, переживая отрицательные эмоции во время процесса обучения. Этому может способствовать также напряженные отношения с преподавателями и со сверстниками, сложности адаптации в новых условиях [Поспелова Т.Б., 2011]. Установлено, что специфика адаптации к обучению в университете определяется личностными особенностями студентов-первокурсников, в частности, уровнем тревожности, эмоциональной устойчивости, выраженностью экстраверсии- интроверсии студентов и др. [Акимова С.В., Кожевникова О.В., 2015]. Для более эффективного обучения студентам необходимо обладать приемами регулирования стресса, а также понимать самого себя для того, что бы уметь принимать правильные решения, немаловажно иметь и самообладание. Эмоциональные аспекты жизни студентов (и общества в целом) тесно связаны с социальным развитием. Студентам, которые способны в той или иной мере управлять эмоциями, понимать их сущность, легче учатся и эффективно выстраивают межличностные отношения, быстрее решают проблемы, возникающие в процессе социального взаимодействия. Они могут анализировать чувства других людей, способных сопереживать и оказывать поддержку [Крылов А. А.,2001].
Для изучения взаимодействия эмоциональных и когнитивных процессов, высокую ценность представляют работы, совмещающие в себе психологический подход с нейробиологическим [НовиковаС.И.,2015]. Нейробиологические открытия используются в самых разных областях практической деятельности, и не в последнюю очередь в образовании.
Одним из наиболее часто используемых методов в электрофизиологии является метод регистрации и исследования электрической активности головного мозга - электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Сегодня ЭЭГ является наиболее перспективным, но пока еще наименее расшифрованным источником данных для психофизиолога [Бугаев Л.А.,2012]. На сегодняшний день накоплено большое количество информации, относительно изменений ЭЭГ человека при возникновении эмоциональной реакции, и эти данные часто трудно интерпретировать, из-за необходимости отличать эти изменения от сходных, возникающих при неэмоциональных нагрузках [Лапшина Т.Н.,2007]. Особенно если предъявляются сложные эмоционально окрашенные стимулы, которые включают когнитивные компоненты, играющие уже наиболее существенную роль. На сегодняшний день нет единого мнения о роли эмоций в эффективности протекания когнитивных процессов: известно лишь влияние эмоционального фактора, однако на вопрос о том, как это влияние сказывается на когнитивных процессах у человека, и каковы механизмы этого влияния, мнения исследователей не однозначны [Рейковский Я.,1979]. С точки зрения электрофизиологии тоже нет однозначно ответа о взаимодействии эмоций и когниций [Крутенкова Е.П., 2013]. В исследованиях, с применением спектрального анализа ЭЭГ до сих пор не получены однозначные данные, о коррелятах каких-либо психологических функций, в том числе, специфических для эмоций. Исследователи считают, что наиболее вероятно проявление эмоциональных реакций в альфа-, бета- и тета-диапазоне ЭЭГ [Лапшина Т.Н.,2007].
Таким образом, с целью исследовать ЭЭГ корреляты эмоций в учебном процессе, был реализован эксперимент, включающий изучение спектральных характеристик эмоциональных стимулов - различных ситуаций, связанных с учебой и не связанных с ней.
Цель: исследовать спектральные особенности ЭЭГ студентов при воздействии эмоционально окрашенных ситуаций, связанных и не связанных с образовательным процессом.
Задачи:
1. Выявить изменения спектральных характеристик ЭЭГ при предъявлении эмоционально значимых ситуаций.
2. Исследовать влияние знака эмоционально значимых ситуаций на спектральные характеристики ЭЭГ
3. Исследовать влияние типа эмоционально значимой ситуации (связанной и не связанной с образовательным процессом) на спектральные характеристики ЭЭГ
Эмоции присутствуют в нашей жизни повсеместно, нет ни одной сферы деятельности человека, в которой не проявились бы эмоции в том или ином виде. Большое значение эмоции оказывают на когнитивную сферу, это доказано рядом ученых. Образовательная среда - это, в первую очередь, когнитивная деятельность. Для учащихся эмоции в образовательном процессе играют большую роль, начиная от познавательной деятельности и успеваемости до взаимоотношений с одногруппниками и преподавателями.
Согласно нашим данным, можно сказать о том, что ситуации, связанные с учебным процессом и не связанные с ним отличаются между собой, что нашло отражение в различиях спектральных характеристик ЭЭГ. При этом наблюдались различия в пространственной обработке эмоционально окрашенных стимулов. Так, были выявлены различия в обработке эмоциональной информации для тета, бета и гамма диапазонов. Отрицательно окрашенные ситуации вызывают снижение мощности тета- ритма в теменно-затылочных зонах в правого полушария, положительно окрашенные ситуации - увеличение мощности тета-ритма ЭЭГ в аналогичной зоне левого полушария. Для высокочастотных диапазонов происходит увеличение мощности бета и гамма ритма во фронтальных и теменно-затылочных зонах обоих полушарий. Таким образом, в нашем исследовании предъявление эмоционально окрашенных стимулов существенно влияло на обработку информации. Знак и тип предъявляемой ситуации также повлиял на мощность ЭЭГ в тета, бета-2 и гамма диапазонах. Бытовые ситуации вызывают увеличение мощности ЭЭГ в тета диапазоне, вызывая более выраженную эмоциональную реакцию, причем это влияние более выражено для отрицательно окрашенных ситуаций. Ситуации, связанные с образовательной сферой, вызывают более выраженные изменения в высокочастотных бета-2 и гамма диапазонах, вызывая реакцию активации и усиление когнитивных процессов, причем это влияние более выражено для положительно окрашенных ситуаций. Эти изменения в спектре ЭЭГ необходимо учитывать при организации образовательного процесса.
1. Абросимов, А. А. Деятельность и эмоции человека / А. А. Абросимов // Вестник Самарского государственного технического университета. - 2013.-№ 2. - С. 5-9.
2. Акимова С. В. Факторы успешности академической адаптации на начальном этапе обучения в университете / С. В. Акимова, О. В. Кожевникова // Психология и образование : электрон.научи. жури. - 2015. № 8.
URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2516(Дата обращения 18.03.2016)
3. Александров Ю. И. Психофизиология: Учебник для вузов. / Под ред. Ю. И. Александрова. - 3-е изд., - СПб, 2007. - 464 с.
4. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин М.: Медицина, 1968. - 543 с.
5. Афтанас Л. И. Влияние личностной тревожности на особенности региональной активности коры и функциональной полушарной асимметрии при восприятии эмоциогенной информации: ЭЭГ-анализ вызванной тета-синхронизации / Л. И. Афтанас, С. В. Павлов // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии: 2-я всероссийская научная конференция. - М. : НИИ мозга РАМН, 2003. - С. 17-25
6. Афтанас Л. И. Индивидуальная частота альфа осцилляций ЭЭГ как
нейрофизиологический эндофенотип эмоциональных предиспозиций/ Л. И. Афтанас, А. В. Тумялис // Вестник РАМН. - 2013. - № 12. - С. 69-79.
7. Блум Ф. Мозг, разум и поведение / Ф. Блум, - М. : Мир, 1988
8. Богданова Е. Л. Репрезентация эмоционального опыта студентов: имплицитные теории и психофизиологические корреляты / Е. Л. Богданова, Е. А. Есипенко, О. Е. Богданова, М. К. Дыскалеску, Е. А. Пчелинцев, С. Б. Лещинская, Е. И. Гынку // Europeansocialsciencejoumal (Европейский журнал социальных наук) - 2014. - № 12. - С. 385-391.
9. Богомаз С. А. Проведение ЭЭГ экспериментов в условиях решения нейролингвистических задач и обработка полученных данных / С. А. Богомаз,А. Н. Савостьянов, А. В. Будакова. - Методическое пособие. - Томск. - 2013. - 20 с.
10. Бугаева А. Л. Содержание системы повышения квалификации учителей школ коренных малочисленных народов Севера в условиях модернизации образования //Бугаева А. Л. / Вестник СамГУ.- 2012. -№ 5.- С.5-8.
11. Буданцев Д. В. Индивидуальные особенности показателей ЭЭГ у мужчин и женщин при восприятии сложных текстов:автореф. дис. канд. биол. наук. / Д. В. Буданцев. - Самара, 2004. - 163 с.
12. Бушов Ю. В. О функциональном значении высокочастотной электрической активности мозга в процессах восприятия времени // Ю. В.Бушов, М. В. Светлик, М. Ю. Ходанович / Вестник ТГУ. Биология. - 2007. - № 1. - С. 87-95.
13. Вартанян И. А. Физиология сенсорных систем / И.А.Вартанян - СПб. - 1999. - С. 182¬211.
14. Вилюнас В. К. Психология эмоций. Тексты. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 288 с.
15. Голубева Э. А. Общая и дифференциальная психофизиология: взаимовлияние научных школ // Б.М. Теплова и Е.Н. Соколова / Вести. Моск. Универе. - 2010. - № 4. - С. 32-56
16. Данилова Н. Н. Гамма-ритм электрической активности мозга человека в сенсорном кодировании /Н.Н. Данилова Н. Б. Быкова Н. В. Анисимов, Ю. А. Пирогов Е. Н. / Биомедицинская радиоэлектроника. - 2002. - №3. - С. 34-42.
17. Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов / Н. Н. Данилова. -М. : Аспект Пресс. - 2000. - 370 с.
18. Данилова Н.Н. Внимание человека как специфическая связь ритмов ЭЭГ с волновыми модуляторами сердечного ритма. / Н.Н.Данилова, С.В. Астафьев // Журн. высш. нервн. деят., Т. 50, Вып. 5. - 2000. С. 791-804.
19. Данько С.Г. Электроэнцефалографические корреляты состояний мозга при
вербальном обучении // Физиология человека. - 2005. - Т. 31. - № 5.- С. 15-20.
20. Дикая Л.А. Психологические и нейрофизиологические механизмы взаимосвязи внимания с творческим процессом //Дикая Л.А. - Изв. высш. учеб.заведений. Общественные науки. - Ростов-н/Д. - 2009. - №2. -С. 108-112.
21. Дорджиева Д. Б. Биоэлектрическая активность головного мозга индивидов с различным уровнем качества мыслительной деятельности / Д. Б.Дорджиева, Е. Е. Пантина Естественные и математические науки в современном мире: сб. ст. по матер. XXIX междунар. науч. практ. конф. № 4 (28). - Новосибирск: СибАК. - 2015.
22. Елохова Ю. А. Особенности биоэлектрической активности и гемодинамики головного мозга у детей, занимающихся дайвингом: дис. канд. биол. наук. / Ю. А. Елохова, - Омск, 2014. - 178 с
23. ЗенковЛ.Р. Клиническая электроэнцефалография с элементамиэпилептологии / Л. Р. Зенков. - Таганрог: ТРТУ.- 1996. - 358 с.
24. Изард И. Когнитивные теории эмоций и личности [Электронный ресурс] // Библиотека Фиделя Кастро. Электрон.дан. - М., 1980. С. 42-45.
URL: http://www.fidel-kastro.ru/psihology/library/izard1.html(дата обращения 15.03.2015)
25. Ильюченок И. Р. Динамика спектральных характеристик тета- и альфа-диапазонов ЭЭГ при негативной эмоциональной реакции / И. Р. Ильюченок, А.Н. Савостьянов // Журнал высшей нервной деятельности. - 2001. - №5. - С. 563-571.
26. Кайгородова О. А Электроэцефалографическое исследование коры мозга человека при разных условиях протекания деятельности /О. А. Кайгородова; А. Н.Поклюхина // Вестник. ЛГУ. Биология. Л. - 1983. С.- 21-34.
27. Коваленко А.А. Анализ вызванных ЭЭГ-потенциалов при отрицательной эмоциональной активации у человека: временные и топографические характеристики. //А.А.Коваленко, С.
B. Черный, В. А Корякин, В. Б. Павленко / Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского, Серия «Биология, химия». Т. 22 (61). -2009. - № 1.-
C. 31-37.
28. Костандов Э.А. Функциональная асимметрия мозга и неосознаваемое восприятие /Э.А.Костандов. -М.: Наука. - 1983. - 171 с.
29. Крутенкова Е. П. Влияние эмоциональных изображений на решение когнитивных задач / Е. П. Крутенкова, Е. А. Есипенко, М. К. Рязанова, М. Ю. Ходанович // Вестник Томского государственного университета. - 2013.- № 1 (21). - С. 129-145
30. Крылова А. А. Психология: учебник /Под ред. А. А. Крылова. - М.: Проспект.- 2001.¬584с.
31. Лапшина Т. Н. Психофизологическая диагностика эмоций человека по показателям ЭЭГ: автореф. дис. канд. психол. наук. / Т. Н. Лапшина. - Москва. 2007. - 26 с.
32. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971. — 40 с.
33. Леутин В. П. функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность / В. П.Леутин. - СПб. : Речь, 2005. - 368 с.
34. ЛюХуэйин Сравнительный анализ эмоциональных состояний учащихся средней школы Китая и России :автореф. дис. канд. психол. Наук / ЛюХуэйин. - Москва. - 136 с.
35. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2008. - 583 с.
36. Марютина Т. М. Введение в психофизиологию /Т. М.Марютина, О. Ю. Ермолаев- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта.- 2001. - 400 с.
37. Мацумото Д. Культура и эмоции / Д. Мацумото. - Психология и культура. - СПб.: Питер, 2003
38. Мельникова Т. С. Дневная динамика межполушарной асимметрии
электроэнцефалограммы при эндогенных депрессиях / Т. С. Мельникова, В. Н. Краснов, С. И. Андрушкявичус. - Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика, 2011. - № 3. - С. 34-38.
39. Немов Р. С.Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. С.Немов. - 4-е изд. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2003. - 688 с.
40. Новикова Л. А. Возрастные особенности электрической активности мозга детей и подростков //Л. А. Новикова. -Журнал высшей нервной деятельности. - 1961. - Т.11. - С. 60-70.
41. Новикова С.И. Международный симпозиум по функциональномунейроимиджингу: фундаментальные исследования и клиническая практика [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. - 2012. -№ 2.
URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2012/n2/52648.shtml(дата обращения: 11.12.2015).
42. Павлова Л. П. Системный подход к психологическому исследованию мозга человека / Л. П. Павлова, А. Ф. Романенко. -М.: Наука.- 1988. - 214 с.
43. Полеткина И. И. Психофизиология эмоций: учебное пособие / И.И. Полеткина.-
Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК».- 2012. - 91 с.
44. Поликанова И. С. Влияние длительной когнитивной нагрузки на параметры ЭЭГ / И. С. Поликанова, А. В. Сергеев // Национальный психологический журнал. - 2014. - №1. - С. 86-94.
45. Поспелова Т. Б. Эмоциональные компетенции и их влияние на академическое развитие студентов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011.- № 10. - С. 224-228.
46. Пырьев Е. А. Диагностика эмоций и мотивации /Пырьев Е. А. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. -Т. 17. - 2015. - №1(3)
47. Разумникова О.М. Особенности активации коры у лиц с высокой и низкой вербальной креативностью: анализ альфа 1,2-ритмов /Разумникова О.М., Тарасова И.В., Вольф Н.В. // Жури. высш. нерв.деят. - 2009. - Т.59. - №5. - С. 581-586.
48. Ребрейкина А. Б. Особенности потенциалов, связанных с событиями, на зрительную вербальную информацию в ситуации экзаменационного стресса // Журнал высшей нервной деятельности. - 2011. - Т. 61. - № 4. - С. 435-443.
49. Рейковский Я. Эмоции и познавательные процессы - избирательное влияние эмоций // Экспериментальная психология эмоций. - M., 1979. - С. 179-212.
50. Риццолатти Д. Зеркала в мозге / Д.Риццолатти, К.Синигалья.- Изд-во ЯСК. - 2012. - 205 c.
51. Рудас M. C. Позитронно-эмиссионная томография в клинической практике / M. С.Рудас, И. Ю.Насникова, Г. Г. Матякин. -Учебно-методическое пособие. М.. - 2007.- 46 с.
52. Русалова М. Н. Частотно-амплитудные характеристики левого и правого полушарий при мысленном воспроизведении эмоционально окрашенных образов / М. Н.Русалова, М. Б. Костюнина. - Физиология человека, 1999. - С. 50-56.
53. Серова Е. Н. Кожно-гальваническая реакция: теория и новые методические подходы / Е. Н. Серова, Ю. П. Иванов. - Медицинские науки / Клиническая лабораторная диагностика. - №5. - 2007. - С. 52-56
54. Сидорова О. А. Математическое моделирование зависимости между основными компонентами отрицательных эмоциональных состояний // О. А. Сидорова, М. А. Куликов, Г. Б. Милованова, Фролов М. В. -Биомедицинская радиоэлектроника. - 2008. - № 12.- С. 57-62
55. Симонов П. В. Мотивированный мозг. - М. : Наука. - 1987. - 237 с.
56. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. - М. : Наука. - 1981. - 197 с.
57. Смирнов В. М. Физиология центральной нервной системы : учеб. Пособие для студ. высш. учебных заведений / В. М. Смирнов, Д. С. Свешников, В. Н. Яковлев. - 4-е изд. испр. - М. : Издательский центр «Академия». - 2006. - 368 С.
58. Спиридонова М. Д. Особенности спектров мощности ЭЭГ при переживании чувства страха // М. Д. Спиридонова. - Молодой ученый. - 2013. - №8. - С. 130-132.
59. Строганова Т. А. Ритмы ЭЭГ и развитие процессов контроля внимания у младенцев :дис. ... канд. психол. наук / Т. А. Строганова. - М. - 2001. - 323 с.
60. Тумялис А. В. Индивидуальная частота альфа-активности и переживание положительных и отрицательных эмоций / А. В. Тумялис, В. В. Коренек, И. В. Брак, В. П. Махнев, Н. В. Рева, Л. И. Афтанас // Бюллетень СО РАМН. - Т. 30. - 2010. - № 4
61. Умрюхин Е. А. Электроэнцефалографические корреляты индивидуальных различий эффективности целенаправленной деятельности студентов в экзаменационной ситуации // Умрюхин Е. А., Джебраилова Т. Д., Коробейникова И. И., Иванова Л. В. // Журнал высшей нервной деятельности.- Т. 55. - 2005. - № 2. - 189-196 с.
62. Хомская Е. Д. Системные изменения биоэлектрической активности мозга как
нейрофизиологическая основа психических процессов [Электронный ресурс]
/ Естественнонаучные основы психологии / Под.ред. А. А. Смирнова, А. Р. Лурия, В. Д. Небылицына. - М.: Педагогика. - 1978. С. 234-253.
URL: http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychophysiology/ch2_3.html(дата обращения 26.02.2016)
63. Черный С. В. Отражение внутренних переживаний в характеристиках текущей ЭЭГ / С. В. Черный, А. А. Коваленко и др. // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. - Серия «Биология, химия» Т. 18 (57). - 2005. - № 3. - С. 191-197.
64. Babiloni C. Sources of Cortical Rhythms in Adults During Physiological Aging: A Multicentric EEG Study. - Human Brain Mapping. - 2006. -P. 162-172
65. Basar E. Gamma, alpha, delta, and theta oscillations govern cognitive processes / Basar E., CananBasar-Eroglu, S. Karakas, M. Schurmann. -International Journal of Psychophysiology. - №39. - 2001. - P. 241-248
66. Cacioppo J. The Affect System Has Parallel and Integrative Processing Components Form Follows Function / Journal of Personality and Social Psychology. - 1999 Vol. 76, No. 5, P. 839-855
67. Davidson R.J. Individual differences in prefrontal activation asymmetry predict natural killer cell activity at rest and in response to challenge// R. J. Davidson, C.C. Coe, I. Dolski, B. / DonzellaBrainBehavImmun. - 1999. - V. 13. - P. 93-108.
68. Frijda N. H. The American Psychological Association. - Vol. 43. - № 5. -P. 349-358
69. Gemignani A. Changes in autonomic and EEG patterns induced by hypnotic imagination of aversive stimuli in man. // A.Gemignani, E.Santarcangelo, L. Sebastiani, C.Marchese, R.Mammoliti, A/Simoni. -Brain Research Bulletin. - 2000. - Vol. 53. - №1. - P. 105-111.
70. Herrmann C. S. Adaptive frequency decomposition of EEG with subsequent expert system analysis C. S. Herrmann, T. Arnold, A. Visbeck, H.-P. Hundemer, H. C. Hopf. - Computers in Biology and Medicine: №31. - 2001. -P. 407-427.
71. Jensen O. On the human sensorimotor-cortex beta rhythm: Sources and modeling / O. Jensen, P. Goel, N. Kopell, M. Pohja, R. Hari, B. Ermentroutf // NeuroImage. - 2005. - T. 26. - P. 347 - 355.
72. Kaiser J., Lutzenberger W. Human gamma-band activity: a window to cognitive processing // Kaiser J., Lutzenberger W / Neuroreport. 2005. - 16 (3). - P. 207-11.
73. Klimesch, W. Alpha oscillations and early stages of visual encoding / W. Klimesch, , R. Fellinger, R. Freunberger, // [Published online] Front Psychol.. - 2011. - 2:118.
URL: http//journal.frontiersin.org/article/10.3389/fpsyg.2011.00118/full (Дата обращения 15.01.2016)
74. Kolev V.Age effects on visual EEG responses reveal distinct frontal alpha networks // V.Kolev, J. Yordanova, C. Basar-Eroglu, E. Basar. - Clinical Neurophysiology. - 2002. Vol.113. - №6. - P. 901-910.
75. Landau A. N. Distributed attention is implemented through theta-rhythmic gamma modulation / Helene Marianne Schreyer, Stan van Pelt, Pascal Fries. ErnstStrungmannInstitute (ESI), CurrentBiology. - Vol.25. - № 17. -2015. - P. 2332-2337.
76. Makeig S. Independent Component Analysis of Electroencephalographic Advances in Neural Information Processing Systems (Terrence J. Sejnowski D. Touretzky,) M. Mozer and M. Hasselmo (Eds.). - MIT Press. - Cambridge MA. -1996. - P. 145-151.
77. Ortony A. The cognitive structure of emotions // A. Ortony, G. Clore, A. Collins. - Cambridge University Press, Cambridge. - 1988. - 207 p.
78. Pekrun R. Academic emotions in students' self-regulated learning and achievement: A program of quantitative and qualitative research / R. Pekrun, T. Goetz, W. Titz, R. P. Perry. - Educational Psychologist. - 2002. - № 37. - P. 91-106.
79. Pineda J.A. The functional significance of mu rhythms: Translating ‘‘seeing’’ and ‘‘hearing’’ into ‘‘doing’’ // Brain Research Reviews. - 2005. - Vol.50. - №1. -p.:57-68.
80. Simoni R. A. Changes in autonomic and EEG patterns induced by hypnotic imagination of aversive stimuli in man. // Brain Research Bulletin. - 2000. - Vol. 53. - №1. - P. 105-111.
81. Tomarken A.J. Frontal brain asymmetry and depression: A self-regulatory perspective // A .J. Tomarken,A.D. Keene. - Cognition and Emotion. - 1998.- V.12.- P. 387 - 420.
82. Vinogradova O.S. Pacemaker neurons of the forebrain medical septal area and theta rhythm of the hippocampus // O.S.Vinogradova, V.F.Kitchigina., C.IZenchenko. -Membr. Cell. Biol., 1998.- Vol.11. -№ 6. - 715-725 p.
83. Schachter S. The interaction of cognitive and physiological determinants of emotion & al state//Adv. Exp. Soc. Psychol. 1964. Vol. 1. P. 49-80.
84. Weisz N. Alpha rhythms in audition: cognitive and clinical perspectives // N.Weisz, T.Hartmann, N.Muller, I.Lorenz, J. Obleser. -Frontiers in psychology. - 2011. -Vol.2. - 73. - 15 p.