ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы прогнозирования налоговых доходов в федеральный бюджет 7
1.1 Организационные аспекты и методический инструментарий налогового
прогнозирования 7
1.2 Роль и проблемы налогового прогнозирования в формировании доходов бюджета .21
1.3 Особенности налогового прогнозирования доходов по налогу на добычу полезных
ископаемых 27
2 Практические аспекты прогнозирования налоговых поступлений в федеральный
бюджет 37
2.1 Оценка налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации от
добычи минерального сырья 37
2.2 Прогноз поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых на основе
макроэкономических показателей 47
2.3 Сравнительный анализ зарубежного и российского опыта прогнозирования
налоговых поступлений от добычи нефти 57
3 Совершенствование системы формирования бюджетных доходов от добычи
минерального сырья 72
3.1 Тенденции развития налогового прогнозирования на федеральном уровне 72
3.2 Оптимизация налоговых доходов от добычи минерального сырья с учетом снижения цен 78
3.3 Разработка организационно-экономической модели прогнозирования налоговых доходов от добычи минерального сырья 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
В настоящее время для налоговых органов является актуальным вопрос эффективного проведения планирования и прогнозирования для наиболее достоверного составления прогноза налоговых поступлений в бюджетную систему страны, поскольку с помощью прогноза достаточно точно определяется размер поступлений налогов в соответствующий или консолидированный бюджет.
Точность налоговых прогнозов влияет на финансирование целевых программ социально-экономического развития и приоритетных государственных проектов, а также планирование налоговых доходов, обеспечивающее реализацию принципа стабильности налоговой системы, координацию экономических процессов в соответствии с целевыми установками производственного развития, а также воздействие на государственное регулирование экономики.
В современных условиях реализация налогового прогнозирования сталкивается с рядом трудностей, основными из которых являются разрозненность методов и способов планирования, то есть отсутствие единой методики прогнозирования. Государство, совершенствуя налоговую политику, разрабатывает единую концепцию налогового планирования и прогнозирования, однако, на сегодняшний день, присутствуют пробелы и неточности в законодательстве.
Проблема налогового прогнозирования является наиболее актуальной для нефтедобывающих компаний. Нестабильность на рынках энергоносителей и снижение спроса на нефть может привести к сокращению налоговых поступлений в государственный бюджет.
По данным Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» прогноз по нефтегазовым доходам составил 7 523,8 млрд. руб., фактическое поступление составило 5 235,2 млрд. руб. что на 30,4% меньше прогнозных значений. Как показывают данные, прогнозные значения по поступлению нефтегазовых доходов существенно отличаются от фактических значений, что говорит о низкой эффективности налогового прогноза, так как в РФ модель налогового прогнозирования является несовершенной, поскольку строится без учета снижения цен на нефть.
Из-за резкого колебания в ценах на нефть невозможно качественное составление налогового прогноза.
В связи с этим составление достоверного прогноза налоговых поступлений нефтедобывающих компаний является весьма востребованной задачей, поэтому ощущается необходимость в дальнейшей теоретико-методической проработке проблем планирования и прогнозирования налоговых доходов на федеральном уровне, что и определило актуальность и своевременность диссертационного исследования.
Тенденции развития системы планирования и прогнозирования налоговых доходов на государственном уровне обсуждаются на различных научных конференциях, однако они нуждаются в постоянной корректировке и уточнении в процессе динамического развития экономических отношений.
Концептуальные основы теории налогового планирования и прогнозирования на государственном уровне получили распространение в работах российских экономистов С.А. Баканова, М.В. Васильевой, Н.Г. Варакса, А.Н. Горбунова, С.А. Гуськова, И.А. Коростелкиной, Т.А. Козенковой, А.Н. Медведева, О.И. Немкиной, П.Р. Пайковича, Л.В. Поповой, Б.А. Рогозина, Д.Н. Тихонова и др.
Проблемы современного налогообложения, формирования налоговых доходов государства рассмотрены в работах Бобоева М.Р., Герасименко Н.В., Горшкова Д.А., Дуканич ЛЪ., Давыдовой Л.В., Игнатовой Т.В., Масловой И.А., Маслова Б.Г., Мишина В.И., Паскачева А.Б., Пепеляева С.Г., Пономарева А.И., Починка А.П., Сердюкова А.Э., Ткачевой Т.Ю., Шеховцова К.Г., Шаблина Е.М., Яндиева М.И. и др.
Приведенные в литературе факты о налоговом прогнозировании говорят о том, что данный процесс применяется пока что только как механизм снижения налогового бремени, и не носит системный характер, что само по себе сужает его сущность. Это подтверждает недостаточную степень разработанности проблемы.
Целью диссертационного исследования является разработка теоретико-методических положений и практических рекомендаций по формированию и развитию системы планирования и прогнозирования налоговых доходов на федеральном уровне.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить концепцию современной системы налогового прогнозирования, выделить основные методы и этапы налогового прогнозирования в РФ, оценить роль налогового прогнозирования на макроуровне;
2. Провести оценку доходов федерального бюджета РФ от добычи минерального сырья на основе статистических данных;
3. Оценить прогнозные значения от доходов по налогу на добычу полезных ископаемых в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе;
4. Выявить проблемы организации налогового прогнозирования в РФ путем проведения сравнительного анализа с использованием зарубежного опыта прогнозирования налоговых поступлений от добычи нефти;
6. Предложить практические рекомендации по оптимизации налоговых поступлений от добычи минерального сырья с учетом снижения цен;
7. Разработать модель эффективной системы планирования и прогнозирования налоговых доходов федерального бюджета от добычи минерального сырья.
Объект исследования - это процесс оптимизации налогового прогнозирования, направленный на повышение доходов от добычи минерального сырья в бюджеты РФ.
Предмет исследования - это развитие методического инструментария налогового прогнозирования доходов от добычи минерального сырья.
В теоретической части применялись следующие методы исследования: метод анализа и синтеза, наблюдение, метод сравнения, метод дедукции и индукции, аналогия и обобщение, метод классификации, системный подход.
В практической части применялись следующие методы исследования: метод прогнозирования, метод сравнения, метод измерения, метод наблюдения, метод моделирования.
Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили постулаты, концепции, принципы и закономерности налогового анализа, теоретико-методические и организационные положения по налоговому планированию, прогнозированию, оптимизации, законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, касающиеся налогообложения и корпоративной налоговой политики.
Информационную базу диссертационного исследования составили опубликованные официальные данные Министерства финансов РФ, разъяснения Федеральной налоговой службы РФ, нормативно-правовые акты различных уровней управления, данные научно-периодических изданий, семинаров и научных конференций.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке методического инструментария и практических рекомендаций, позволяющих увеличить объем налоговых поступлений от добычи минерального сырья в условиях низких цен на нефть.
Основные пункты новизны диссертации:
- предложен системный подход к определению налогового прогнозирования и планирования, определены функции и этапы налогового планирования и прогнозирования;
- на основе ранее встречаемых в научной литературе алгоритмов автором в качестве модели для расчета прогнозируемой к уплате суммы налоговых поступлений по НДПИ в виде нефти предлагается внести в формулу коэффициент, учитывающий ожидаемое изменение динамики мировых цен на нефть.
- разработана бальная система оценки качества налогового прогнозирования от добычи минерального сырья.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении теоретических и методических положений налогового прогнозирования. Полученные в диссертации научные результаты могут послужить основой для дальнейших исследований в данной области. Достоверность полученных в ходе исследования выводов и результатов подтверждается применением современных научных методов, обоснованной постановкой задач, практическим подтверждением необходимости их решения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения и практические рекомендации, представленные в работе, могут быть внедрены в работу финансовых и налоговых органов в качестве методической базы для разработки системы налогового планирования и прогнозирования налоговых доходов на федеральном уровне.
В представленной магистерской диссертации исследован процесс налогового прогнозирования, направленный на повышение доходов от добычи минерального сырья в бюджеты РФ.
В первой главе магистерской диссертации были изучены организационные аспекты налогового прогнозирования в РФ, выявлены основные проблемы налогового прогнозирования в части формирования доходов бюджета, а также выявлены ключевые особенности налогового прогнозирования доходов по налогу на добычу полезных ископаемых.
На основании изложенного материала, сделан вывод, что, механизм планирования и прогнозирования объемов налоговых платежей и сборов можно определить, как комплекс мер, методов и процедур планирования, прогнозирования и управленческих воздействий, направленных на реализацию главной цели - расчета размера поступлений в бюджет налогов, сборов на соответствующей территории и на законодательно утвержденный период времени.
Автором выделены основные проблемы налогового планирования и прогнозирования: отсутствие Федерального закона о налоговом прогнозировании, отсутствие четкого регулирования государственного бюджета Российской Федерации в части налоговых доходов, их планирования и прогнозирования, отсутствие единства понятия процесса налогового планирования и прогнозирования, неэффективное составление налоговых прогнозов и т.д.
Проанализировав основные проблемы в области налогового планирования и прогнозирования, сделаны выводы, что налоговое прогнозирование создает ряд возможностей:
1. определяет источники формирования доходов бюджета по доходным и расходным частям;
2. помогает запланировать расходы государства на будущие периоды и обеспечивает финансовыми средствами запланированные социально-общественные мероприятия;
3. прозрачность и объективность прогнозирования налоговых поступлений в бюджет способствует правильному планированию доходной части бюджета, указав реальную материальную основу их исполнения;
4. определяет и обосновывает направления расходования бюджета.
Проанализирована методика прогнозирования поступлений налога на добычу нефти в федеральный бюджет РФ.
В прогнозе поступлений налога на добычу нефти учитываются:
- показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
- динамика налоговой базы по налогу согласно данным отчета по форме № 5- НДПИ «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на добычу полезных ископаемых», сложившаяся за предыдущие периоды;
- динамика фактических поступлений по налогу согласно данным отчета по форме № 1-НМ «Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации»;
- динамика фактических объемных показателей добычи нефти согласно данным Росстата;
- налоговые ставки, льготы и преференции, предусмотренные главой 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых» и др. источники.
Сформулированы ключевые особенности налогового прогнозирования доходов по налогу на добычу полезных ископаемых:
1. В связи с колебанием цен и нестабильностью на рынке энергоносителей, прогнозные значения могут существенно отличаться от фактических, что делает налоговое прогнозирование низкоэффективным;
2. Доля нефтегазовых доходов в доходах федерального, хотя в некоторой степени наблюдается ее снижение, продолжает оставаться на высоком уровне. Так, если нефтегазовые доходы в 2006 г. занимали 46,9 % доходов бюджета или 10,9 % ВВП, то в 2019 г. - соответственно 39,3 % и 7,2 %. Эти показатели подтверждают необходимость составления качественного и приближенного к реальным данным прогноза.
3. В последнее время наблюдается непрекращающаяся тенденция снижения цен на нефтяное сырье, что, помимо прочего, негативно влияет на состояние международной торговли России, отрицательно сказывается на курсе национальной валюты и доходной части бюджета, что, в итоге приводит к снижению уровня экономики (ВВП) и уровня жизни населения. На снижение спроса на нефть, что непременно ведет к снижению цены на нефть, повлияло также распространение коронавируса, который охватил экономику стран всего мира.
Во второй главе магистерской диссертации проведена оценка налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации от добычи минерального сырья, а также проведен анализ прогноза поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективе. Проанализирован зарубежный опыт в области прогнозирования налоговых поступлений от добычи нефти.
Проанализировав налоговые доходы федерального бюджета Российской Федерации от добычи минерального сырья, сделаны следующие выводы:
- По итогам 2020 года по сравнению с 2019 годом снижение доходов федерального бюджета составило 0,9 процентного пункта к ВВП, что связано с уменьшением поступлений нефтегазовых доходов на 2,3 процентного пункта к ВВП, обусловленным снижением средней цены на нефть с 63,2 доллара США за баррель в декабре 2018 года - ноябре 2019 года до 42,8 доллара США за баррель в декабре 2019 года - ноябре 2020 года. При этом поступление ненефтегазовых доходов увеличилось на 1,4 процентного пункта к ВВП.
- Доля нефтегазовых доходов в общей сумме доходов федерального бюджета в рассматриваемом периоде сократилась с 36,0% в 2016 году до 28,0% в 2020 году.
- Нефтегазовые доходы за 2020 год составили 5,235 трлн. рублей (на 33,9% ниже предыдущего года), ненефтегазовые - 13,487 трлн. рублей (на 10% выше предыдущего года).
В плановом периоде 2021 и 2022 гг. ожидается постепенное снижение доходов федерального бюджета по отношению к ВВП на фоне сокращения доли нефтегазовых доходов, что обусловлено следующими факторами:
- Во-первых, ожидается, что в отсутствие серьезных шоков в глобальной экономике цены на энергоносители на мировом рынке будут постепенно снижаться (нефть марки Юралс - 55 $/барр. к 2022 году), в то время как курс рубля будет оставаться относительно стабильным в реальном выражении;
- Во-вторых, в течение прогнозного периода доля самого нефтегазового сектора в структуре ВВП продолжит снижаться на фоне отстающих темпов роста (снижения по отдельным позициям) физических объемов добычи и экспорта нефти;
- В-третьих, по мере роста истощенности разрабатываемых запасов, а также переноса инвестиций на льготные месторождения продолжит расти размер соответствующих налоговых расходов - в том числе в связи с введением налогового режима НДД.
По мнению ряда экспертов, в ближайшее время резких изменений не будет. По- прежнему ожидается восстановление приемлемых цен на нефть к концу 2021 года на отметках выше 55 долл. за баррель. При этом базовый курс рубля на конец 2021 г. в данной связи составит 65-70 руб. за доллар.
В целях определения направлений государственной налоговой политики был проведен сравнительный анализ особенностей налогообложения предприятий по добыче нефти и газа в разных странах, а также изучены способы и методы налогового прогнозирования в разных странах.
Анализ опыта зарубежных стран показал, что в современных условиях процесс прогнозирования и планирования налоговых поступлений не сводится лишь к механическому определению размера предстоящего поступления налоговых доходов в бюджеты различных уровней, а имеет более глубокий смысл.
Опыт зарубежных стран показал, что система налогового прогнозирования в РФ недостаточно эффективна и нуждается в доработке.
В третьей главе магистерской диссертации были намечены основные тенденции, намечающиеся в области налогового прогнозирования:
- Использование цифровых технологий при налоговом прогнозировании в нефтедобывающей отрасли, построение моделей различных производственных процессов;
- Эволюция режима налогообложения нефти, завершение налогового маневра к 2024 году;
- Стабилизация цен на нефть, что повлечет за собой составление более точного налогового прогноза;
- Становление термина «государственное регулирование поступлений налоговых доходов»;
- Развитие системы государственного налогового контроля в области налогового прогнозирования.
- Совершенствование системы налогового администрирования.
Разработаны практические рекомендации по оптимизации налоговых доходов от добычи минерального сырья с учетом снижения цен.
Существует два способа оптимизировать налоговые доходы:
- увеличение объемов добычи;
- управление затратами.
Таким образом, проанализировав особенности налогового прогнозирования доходов от добычи минерального сырья в условиях низких цен на нефть и сформулировав основные проблемы в исследуемой области, автором было предложено следующее:
- Системное взаимодействие налогового прогнозирования и планирования;
- Совершенствование формулы для расчета прогнозируемой к уплате суммы налоговых поступлений по НДПИ в виде нефти;
- Разработка показателей и критериев оценки прогноза налоговых поступлений с фактическими значениями с помощью бальной системы.
Как показала практика, бюджет ни на федеральном, ни на территориальных уровне не выполняется (по данным Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» прогноз по нефтегазовым доходам составил 7 523,8 млрд. руб., фактическое поступление составило 5 235,2 млрд. руб. что на 30,4% меньше прогнозных значений).
Предложенный алгоритм расчета прогнозных значений позволяет производить расчет прогнозных значений с несущественными погрешностями (не более 15%).
Применение предложенной формулы расчета прогнозных налоговых поступлений по НДПИ:
1. упрощает алгоритм расчета;
2. позволяет осуществлять более точные расчеты;
3. применение коэффициента, учитывающего ожидаемое изменение динамики мировых цен на нефть, позволяет более точно прогнозировать налоговые поступления в условиях резких колебаний в ценах на нефть.
Предложенная система моделей может быть использована для прогнозирования доходной части федерального бюджета Российской Федерации, имеющих в качестве основных доходных источников налоговые доходы.
1 Актуальная бюджетная статистика в цифрах на 01.01.2019 [Электронный ресурс] // Единый портал бюджетной системы Российской Федерации - URL: http://budget.gov.ru(дата обращения: 18.03.2021)
2 Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер.
закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ : (ред. от 22.04.2020 г.) // КонсультантПлюс :
справ.правовая система. - Версия Проф. - Электрон.дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том.гос. ун-та
3 Бюджетный прогноз Российской Федерации на период до 2036 года
[Электронный ресурс] /Официальный сайт Министерства финансов РФ-
URL:https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/04/main/Budzhetnyy_prognoz_2036.pdf/(дата обращения: 15.03.2021).
4 Динамика цен на нефть марки Brent [Электронный ресурс] / URL:
https://www.banki.ru/quotes/brent/(дата обращения: 10.02.2021).
5 Динамика цен на нефть марки Urals [Электронный ресурс] / URL:
https://www.profinance.ru/chart/urals/(дата обращения: 10.02.2021 г.).
6 Краткая информация об исполнении федерального бюджета [Электронный ресурс] // Минфин России : официальный сайт. - Электрон. дан. - М., 2020. - URL: https://www.minfin.ru/ru/statistics/fedbud/execute/(дата обращения: 15.05.2021).
7 Методика прогнозирования поступлений доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации на текущий год, очередной финансовый год и плановый период [Электронный ресурс] / Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. - URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/docs/9663893/(дата обращения: 20.03.2021).
8 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая [Электронный ресурс] :федер. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ : (ред. от 01.05.2019 г.) // КонсультантПлюс : справ.правовая система. - Версия Проф. - Электрон.дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том.гос. ун-та
9 Налоговая аналитика [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2020. - URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru- RU.htm(дата обращения: 04.02.2021).
10 Отчеты о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей [Электронный ресурс] / Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ- URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/(дата обращения: 15.04.2021).
11 Официальная статистика [Электронный ресурс] / Федеральная служба
государственной статистики. - Электрон. дан. - М, 2020. - URL:
https://rosstat.gov.ru/folder/10705(дата обращения: 10.03.2021).
12 Официальная статистика [Электронный ресурс] / Минфин России. - Электрон. дан. - М, 2020. - https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/(дата обращения: 09.01.2021).
13 Основные направления бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. - URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2019/10/main/ONBNiTTP_2020-2022.pdf/(дата обращения: 22.03.2021).
14 Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на добычу полезных ископаемых за 2016-2020 годы [Электронный ресурс] / Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. - URL: https://www.nalog.ru(дата обращения: 20.04.2021).
15 Отчет Министерства энергетики Российской Федерации: Итоги работы
Минэнерго России и основные результаты функционирования ТЭК в 2019 году. [Электронный ресурс]. - Режим доступа свободный. - URL:
https://minenergo.gov.ru/press/doklady(дата обращения: 07.04.2021).
16 Официальный сайт Министерства энергетики РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа свободный. - URL: https://minenergo.gov.ru(дата обращения: 21.12.2021)
17 Официальные курсы иностранных валют [Электронный ресурс] / URL:
http://all-currency.ru/valute_pages_d.php?vcode=R01235&val=USD (дата обращения:
10.01.2021).
18 Приказ Минприроды России от 01.11.2013 № 477-р «Об утверждении
Классификации запасов и ресурсов нефти и горючих газов». [Электронный ресурс]. - Режим доступа свободный. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157626/(дата обращения: 15.04.2021).
19 Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет Российской Федерации по состоянию на 1 января 2020 года [Электронный ресурс] / Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. - URL: https://www.nalog.ru(дата обращения: 20.04.2021).
20 Развитие цифровой экономики в России : программа до 2035 года
[Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2017. - 40 с. - URL:
http://spkurdyumov.ru/uploads/2017/05/strategy.pdf(дата обращения: 22.12.2020).
21 Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2030 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа свободный. - URL: http://www.rosnedra.gov.ru/article/8743.html(дата обращения: 15.03.2021).
22 Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа свободный. - URL: http://www.energystrategy.ru/(дата обращения: 18.02.2021).
23 Ануфриева Е. М. Актуальные проблемы налогообложения в России / Е.М. Ануфриева, Н.Г. Авдонина, Л.Д. Иванова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2018. - №1. - С. 38
24 Аулова С. В. Пути совершенствования налогового администрирования в 2018- 2019 годы в Российской Федерации / Инновационные процессы в национальной экономике и социально-гуманитарной сфере. - 2018. - №1. - С. 49-52.
25 Абдулкадыров А.С. Перспективы развития налогового маневра в нефтегазовой отрасли / А.С. Абдулкадыров, Н.Э. Проскурова, Е.П. Жигулина, А.Р. Кодырова // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 3 (92). - С. 1091-1096
26 Баландина А. С. Дифференциация налогообложения нефтегазовых ресурсов как инструмент эффективности налогообложения в период экономического кризиса / А. С. Баландина // Проблемы учета и финансов. 2015. № 2. С. 35-38.
27 Богачева О.В. Создание в России системы учета налоговых расходов при бюджетном планировании и оценке эффективности бюджетных расходов / О.В. Богачева // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2014.- № 44 (230). - С. 26-34.
28 Бондаренко Д.С. Проблемы долгосрочного бюджетного планирования в условиях неопределенности / Д.С. Бондаренко // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 2. - С. 87.
29 Блэкман С.Н., Курский А.Н., Освоение ресурсов нефти и газа в федеративных государствах (опыт Канады и России). - М.: ВНИИОЭНГ, 2017. - 142 с.
30 Бычкова М. С. Особенности прогнозирования и планирования доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на основе региональной управляющей модели // М. С. Бычкова, Т. В. Сорокина / Научный журнал Байкальского государственного университета. - 2017. - №1. - С. 77 -88.
31 Бюджетная система Российской Федерации : учебник и практикум для вузов / Н. Г. Иванова [и др.] - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2020. - 381 с.
32 Васильева М.В., Надточий Е.В. Зарубежный опыт организации сотрудничества налогоплательщиков и налоговых органов в сфере налогового контроля [Текст] / М.В. Васильева / Е.В. Надточий // Финансы и кредит. - 2010. - № 4(388). - С. 31- 36.
33 Васильева, М.В. Методы налогового прогнозирования на макроуровне / М.В. Васильева // Управленческий учет. - 2011. - №6 - С.63-73
34 Васильева, М.В. Методология налогового прогнозирования в рыночной экономике на макроуровне / М.В. Васильева // Экономические и гуманитарные науки. - 2010. - №9(224) - С.135-142.
35 Волконский В.А., Кузовкин А.И. О регулировании цен на энергоресурсы // Проблемы прогнозирования. 2014. № 2 (143). С. 18-32.
36 Геологоразведка и геологоразведочное оборудование // Проницаемость горных пород пласта. [Электронный ресурс]. - Режим доступа свободный. - URL: http://neftegaz.ru/tech_library/view/4601(дата обращения: 30.04.2021).
37 Голубцова Е.В. Налоговый маневр и цены на энергоносители / Е.В. Голубцова, Д.А. Максимов, Р.М. Шафиев // Независимая газета. - 2019. - № 29 (7504). - С. 13-14.
38 Горбунова Е.Н. Налоговая политика в нефтяной отрасли России: от налоговых маневров к реформе налогообложения отрасли / Е.Н. Горбунова // Предложения. Концепции. Перспективы. - 2016. - № 1 (29). - С. 36-42.
39 Гринкевич Л.С. Налоговый маневр в нефтегазовом секторе: как система налогообложения добычи полезных ископаемых нужна России? / Л.С. Гринкевич // Сибирская финансовая школа. - 2017. - № 4 (123). - С. 60-66.
40 Данилина М.В., Шершкина В.Н. Основные проблемы и перспективы
топливно-энергетического комплекса России // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 11. [Электронный ресурс]. - Режим доступа свободный. - URL:
http://human.snauka.ru/2014/11/8191(дата обращения: 30.04.2021).
41 Дерен Д. В. Система доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации / Д. В. Дерен, О.Ю. Пшенко // Вестник международного института управления. - 2015. - №3-4 (133-134). - С. 76-79
42 Закиров С.Н. Трудноизвлекаемые запасы нефти и критерий рациональности // Научно-технический журнал «Георесурсы». - 2017. - № 4. - С. 16-17.
43 Золотарева И.К. Налог на добычу полезных ископаемых // Налоговый вестник. [Электронный ресурс]. - Режим доступа свободный. - URL: http://www.nalvest.com/nv-articles/detail.php?ID=33229(дата обращения: 30.03.2021).
44 Зорин И.С. Итоги большого налогового маневра в нефтегазовом секторе экономики России / И.С. Зорин, Л.В. Каницкая // Фундаментальные исследования. - 2018. - № 8. - С. 58-65.
45 Ивасенко К.В. Проблемы учета и калькулирования себестоимости продукции в подразделениях нефтегазового комплекса (вопросы теории и практики). - Тюмень.: Издательство ТГУ, 2016. - 240 с.
46 Инструкция по применению классификации запасов и ресурсов нефти и
горючих газов // Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых. [Электронный ресурс]. - Режим доступа свободный. - URL:
http://www.gkzrf.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=189:2014-04-30-12-17 36&catid=53:docsuvs&Itemid=70 (дата обращения: 28.02.2021).
47 Каукин А. Налоговый маневр в нефтяной отрасли: благоприятный момент для завершения / А. Каукин, Е. Миллер // Экономическое развитие России. - 2018. - № 7 (25). - С. 50-54.
48 Клубков С. Стимулирование разработки ТРИЗ поможет поддержать уровень добычи нефти в России // Oil &Gas Journal Russia. - 2015. - С. 6.
49 Крюков В.А., Севастьянова А.Е., Токарев А.Н., ШматВ.В. Эволюционный подход к формированию системы государственного регулирования нефтегазового сектора экономики. - Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2015. - 168 с.
50 Котельникова М. В.Современные научные подходы по обоснованию методологических основ планирования налоговых доходов бюджетов / М.В. Котельникова // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Новое слово в науке: перспективы развития». - 2014. - С. 288-293.
51 Колпаков А.Ю. Возможные траектории динамики мировой цены на нефть // Проблемы прогнозирования. 2019. № 4. С. 27-39.
52 Коссов В.В. Цена спроса на нефть - среднесрочный прогноз // Проблемы прогнозирования. 2016. № 6 (159). С. 65-75.
53 Кузовкин А.И. Мировые цены на нефть и развитие экономики. М. : Институт микроэкономики, 2017. 182 с.
54 Крушельницкий Н.В. Большой налоговый маневр и его влияние на нефтяную отрасль России / Н.В. Крушельницкий, Т.И. Лейман // Знание. - 2016. - № 5-2 (34). - С. 46-50.
55 Лукаш Ю. А. Оптимизация налогов. Методы и схемы / Ю. А. Лукаш. -СПб.: ГроссМедиа, 2016. - 432 с.
56 Лысенко М. В. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: учеб. для бакалавриата / М. В. Лысенко.М. : КноРус, 2016. -736 с.
57 Мазурина Е.В. Добыча углеводородов как источник доходов государства и
недропользователей // Нефтегазовая геология. Теория и практика. - 2016. - № 3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа свободный. - URL:
http://www.ngtp.ru/rub/3/33_2016.pdf(дата обращения: 03.05.2021).
58 Макурова Т. М. Цифровизация налогового администрирования: Россия в
авангарде [Электронный ресурс] // Метод. - 2018. - № 2. - URL:
http://gosmetod.ru/article/356082/(дата обращения: 07.02.2021).
59 Мацко Н.А., Харитонова М.Ю. Тенденции нефтяного рынка // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2020. № 7. С. 61-70.
60 Монина А.В. Анализ налога на добычу полезных ископаемых / А.В. Монина // Инновационная экономика. - 2016.
61 Мурзаева О. В. Совершенствование процесса формирования и исполнения налоговых доходов бюджета на региональном уровне / Научно-исследовательские публикации. Экономика и бизнес. - 2015. - № 10. - С.47-56.
62 Налоговый вестник - Консультации. Разъяснения. Мнения: ежемесячный журнал / М-во РФ по налогам и сборам - Москва : Налоговый вестник, 2018.
63 Нефтегазовый комплекс России: итоги 2020 г. // Национальное рейтинговое
агентство - 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа свободный. - URL:
http://www.ranational.ru/sites/default/files/analitic_article/Neftegaz%2020.pdf (дата
обращения: 08.05.2021).
64 Нефтяные доходы России: анализ и перспективы //Информационно-аналитическое агентство «Деловые новости». - 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа свободный - URL: http://delonovosti.ru/business/3828-neftyanye-dohody-rossii.html(дата обращения: 08.04.2020).
65 Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / А. С. Нешитой. - М.: Дашков и К, 2018. - 312 с.
66 Новиков Ю.Н. Направления развития классификаций запасов нефти и газа // Нефтегазовая геология. Теория и практика. - 2016. - №1. - С. 14-15.
67 Орлова В. А. Сущность налогового прогнозирования и планирования как важного элемента налогового менеджмента / В. А. Орлова, О. В. Мелентьева // Налоги и финансы. - 2016. -№1 - С. 22-29.
68 Остроухова Н.Г. Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в топливно-энергетическом комплексе России // Вестник Пермского университета. - 2016. - №2-19. - С. 109.
69 Панчева В.С., Язев В.А. Анализ мировой практики налогообложения добычи газа//Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. - 2017, №1.
70 Палт М. В. Проблемы стабилизации поступлений от экспорта нефти в доходы федерального бюджета / М. В. Палт // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2020. № 50. С. 5-14.[Электронный ресурс]. - Режим доступа свободный. - URL: http://vital.lib.tsu.rU/vital/access/manager/Repository/vtls:000722593 (дата обращения 13.05.2021).
71 Петухова Р.А., Сладкова Е.В. Совершенствование налогового
администрирования с учетом мировой практики применения современных информационных технологий // Инновационное развитие экономики: научно¬
практический и теоретический журнал. 2017, март-апрель. № 2(38). С. 191-197.
72 Писарева А. С. Налоговое планирование и прогнозирование: сущность и формы // Экономические и гуманитарные науки. - Орел, 2015. - № 10. - С. 129-133.
73 Пименов Н. А. Налоговое планирование: учебник и практикум для вузов / Н. А. Пименов, С. С. Демин. - М.: Юрайт, 2020. - 136 с.
74 Полякова Н. И. Стимулирование разработки трудноизвлекаемых запасов нефти / Н. И. Полякова, Д. А. Волженина ; науч. рук. И. В. Шарф // Проблемы геологии и освоения недр : труды XXIII Международного симпозиума имени академика М. А. Усова студентов и молодых ученых, посвященного 120-летию со дня рождения академика К. И. Сатпаева, 120-летию со дня рождения профессора К. В. Радугина, Томск, 8-12 апреля 2019 г. : в 2 т. - Томск : Изд-во ТПУ, 2019. - Т. 2. - [С. 654-656].
75 Поляк Г. Б. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для бакалавров / Г. Б. Поляк. - М.: Проспект, 2015. - 440 с.
76 Попова Л.В., Расулинежад Э. Влияние резких колебаний цен на нефть на экономику стран-экспортеров нефти // Экономика и предпринимательство. 2020. № 4-2 (57-2). С. 162-166
77 Рогинский С.В. Государство и нефтегазовый комплекс. Опыт Норвегии и России. - М., 2017. - 245 с.
78 Савкина Е. С. Основные виды налогового планирования и прогнозирования на государственном уровне и методы их осуществления // Экономические и гуманитарные науки. - Орел, 2010. - № 10. - С. 99-106.
Сайфиева С. Н. О налоговом маневрировании в российской экономике //
Евразийский Союз Ученых. - 2015. - № 6-1 (15). - С. 149-153.
80 Сидорова Е. Ю. Налоговое планирование. Курс лекций / Е.Ю. Сидорова. - М.: Экзамен, 2015. - 224 c
81 Скрябина А. А. Современные направления налоговой политики в Российской Федерации / Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления. - 2018. - №1. - С. 116.
82 Смагина Н. М. Проблемы и перспективы совершенствования системы межбюджетных отношений в Российской Федерации / М. Н. Смагина, Г. Т. Мукенге // Социально-экономические явления и процессы. - 2017. - №2. - С. 115-123
83 Тетерина Н. А. Актуальные вопросы налогового планирования и прогнозирования / Н. А. Тетерина, А. Н. Белогорская // Вестник Российского университета кооперации. - №3. - 2016 г. - С. 76-79.
84 Техническая библиотека. Геологоразведка и геологоразведочное оборудование // Проницаемость горных пород пласта. [Электронный ресурс]. - Режим доступа свободный. - URL: http://neftegaz.ru/tech_library/view/4601(дата обращения: 12.02.2021).
85 Чечнева Ю. В. Планирование и прогнозирование налоговых поступлений: типология и основные принципы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М, 2012. - № 12. - С. 240-243.
86 Чечнева Ю. В. Возможности и ограничения методов налогового планирования и прогнозирования / Ю.В. Чечнева, К.Н. Паслен // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - М, 2012. - № 8. - С. 40-47.
87 Шадский С.Н. Роль налога на добычу полезных ископаемых в части углеводородного сырья в формировании бюджета Российской Федерации / С.Н. Шадский // Проблемы геологии и освоения недр. - 2017.
88 Шарф И.В., Борзенкова Д.Н. Трудноизвлекаемые запасы нефти: понятие,
классификационные подходы и стимулирование разработки // Фундаментальные исследования. - 2015. - №2-16. [Электронный ресурс]. - Режим доступа свободный. - URL: https://www.fundamentalresearch.ru/ru/article/view?id=37827(дата обращения: 10.05.2021).
89 Эдер Л.В., Филимонова И.В., Проворная И.В., Мамахатов Т.М. Особенности
развития нефтяной промышленности России на современном этапе // Бурение и нефть. - 2016. - № 12. [Электронный ресурс]. - Режим доступа свободный. - URL:
http://burneft.rU/archive/issues/2016-12/3(дата обращения: 18.04.2021).
90 Яртиев А. Ф. Налогообложение нефтедобывающей промышленности: история, перспективы, эффективность для недропользователя // Нефтегазовая геология. Теория и практика. - 2015. - № 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа свободный. - URL: http://ngtp.ru/rub/3/14_2015.pdf(дата обращения: 21.04.2021).
91 Amaglobeli D. Tax Policy Measures in Advanced and Emerging Economies: A Novel Database / Amaglobeli D., Crispolti V., DablaNorris E., Karnan P., Misch F. // IMF Working paper. - 2018. - Vol. 110, No 18. - P. 1-60.
92 Bashayreh A. Tax capacity and Effort and Economic Implications: Evidence from Jordan // Jordan Journal of Economic Sciences - 2016. - № 2 - С. 179-191.
93 Cloyne J. Discretionary Tax Changes and the Macroeconomy: New Narrative Evidence from the United Kingdom // American Economic Review. - 2013. - Vol. 103, iss. 4. - P. 1507-1528.