Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 25 испытуемых в возрасте от 23 до 32 лет.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей взаимосвязи эмоционального интеллекта и нравственного развития личности 6
1.1. Изучение эмоционального интеллекта в трудах отечественных и зарубежных психологов 6
1.2. Нравственное развитие личности как психолого-педагогическая проблема 12
1.3. Особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта и нравственного развития личности 18
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и нравственного развития личности 25
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования25
2.2. Методика исследования 26
2.3. Результаты исследования 28
2.4. Обсуждение результатов 35
Выводы по главе 2 36
Список литературы 38
Актуальность исследования заключается в том, что основы становления личности, ценностные ориентации и культура общения закладываются в процессе приобретения личного опыта, на основании эмоциональных переживаний. В настоящее время отмечается достаточный интерес к проблеме развития эмоционального интеллекта и его влияния на успешность жизнедеятельности индивида.
При этом, большинство исследований направлено на выявление влияния эмоционального интеллекта на успешность деятельности или социального взаимодействия. Одновременно с этим, наблюдается недостаточность разработанности взаимосвязи эмоционального интеллекта с личностными характеристиками. Хотя многие авторы обозначают наличие такой связи как необходимое условие для формирования и становления личности. В этом прослеживается существующее противоречие, которое отражается в значимости взаимовлияния эмоционального интеллекта и личностных характеристик, например, нравственности, и недостаточного количество практических исследований по данной теме.
Система нравственного развития, являясь важнейшим средством формирования духовно-практического отношения к действительности, рассмотрена в работах многих известных педагогов и психологов, таких как В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, Е.П Ильин, Б.Т. Лихачев, С.П. Ломов, Е.С. Лыкова, А.С. Макаренко, Л.Г. Медведев, Д.Б. Эльконин и др.
Исследование эмоционального интеллекта представлено в трудах зарубежных и отечественных психологов: Д. Гоулман, Дж. Майер, П. Сэловей, Ю.В. Давыдов, Г.Г. Гаркова, Е.П. Ильин, Д.В. Люсин, И.Н. Мещерякова, И.С. Степанов и др.
Проблема исследования определяется в отсутствии исследований, отражающих особенность взаимосвязи эмоционального интеллекта и нравственного развития личности.
Объект исследования – нравственное развитие личности.
Предмет исследования – особенности влияния эмоционального интеллекта на нравственное развитие личности.
Цель работы – изучить особенности влияния эмоционального интеллекта на нравственное развитие личности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что между уровнем развития эмоционального интеллекта и уровнем сформированности нравственного развития существует прямая взаимосвязь.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1. Изучить понимание термина «эмоциональный интеллект» в научной психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать нравственное воспитание, как психолого-педагогическую проблему.
3. Выявить особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта и нравственного развития личности, представленные в психологических исследованиях.
4. Провести эмпирическое изучение особенностей взаимосвязи эмоционального интеллекта и нравственного развития личности.
5. Структурировать и проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы.
6. Разработать практические рекомендации на основе полученных данных.
Методы исследования:
Теоретические методы: синтез и анализ психолого-педагогической литературы по исследованию эмоционального интеллекта, а также нравственного воспитания личности; классификация; обобщение материалов исследования.
Эмпирические методы исследования: тестирование, измерение, сравнение.
Статистические методы. Для нахождения взаимосвязи между уровнем развития эмоционального интеллекта и уровнем сформированности нравственного развития использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Методики исследования (методики тестирования):
1. Опросник эмоционального интеллекта (Д.В. Люсин);
2. Опросник ценностных ориентаций (М. Рокич, в адаптации Д.А. Леонтьева);
3. Методика «Нравственное самоопределение личности» (А.Б. Купрейченко).
Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов исследования для формирования нравственного развития личности путем воздействия на компоненты эмоционального интеллекта.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, содержит 5 рисунков и 5 таблиц.
1. У большинства испытуемых (40%) средний уровень эмоционального интеллекта, они в той или иной мере могут распознать эмоцию, способны контролировать интенсивность эмоций. 24% испытуемых имеют высокий уровень эмоционального интеллекта, но у 20% испытуемых очень низкий уровень эмоционального интеллекта.
2. В число важнейших терминальных ценностей испытуемых входят: здоровье, интересная работа, любовь, духовная и физическая близость с любимым человеком, свобода, независимость в суждениях и поступках, активная деятельная жизнь, и познание. В число важнейших ценностей - средств испытуемых входят: жизнерадостность, честность, искренность, образованность, широта знаний, независимость, ответственность, чувство долга и воспитанность, хорошие манеры.
3. Испытуемые осознают свою ответственность за собственный нравственный облик и этичность поведения, считают, что нравственные нормы формируются специально и что они относительны. Считают, что в целом нравственные нормы соблюдать необходимо всем, но они пассивны в соблюдении нравственных норм и считают, что взаимность в этическом поведении необязательна. Испытуемые руководствуются в основном общечеловеческими ценностями и признают ответственность за будущее планеты, ее населения, за нравственное здоровье человечества.
4. Результаты корреляционного анализа показали, что, чем выше уровень эмоционального интеллекта испытуемых, тем больше они уверены в том, что необходимо обязательное соблюдение нравственных норм и что воздаяние носит характер прямого соответствия, то есть по своей модальности оно будет таким же, каким был поступок. Чем выше уровень эмоционального интеллекта испытуемых, тем больше для них значимо счастье, совершенствование других людей, воспитанность, хорошие манеры, твердая воля, терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать и тем меньше для них значимы развлечения и аккуратность.
5. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: между уровнем развития эмоционального интеллекта и уровнем сформированности нравственного развития существует прямая взаимосвязь.
1. Аболин, Л. М. Деятельность как основа единства интеллектуального и эмоционального в духовно-нравственном развитии личности. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-kak-osnova-edinstva-intellektualnogo-i-emotsionalnogo-v-duhovno-nravstvennom-razvitii-lichnosti (дата обращения: 10.12.2022). – Режим доступа : Научная электронная библиотека Cyberleninka. – Текст : электронный.
2. Адушкина, А. К. Развитие эмоционального интеллекта подростков в условиях учреждения дополнительного образования средствами музыкальной терапии / А. К. Адушкина. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 9. –С. 47-51.
3. Александрова, Н. П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» / Н. П. Александрова. – Текст : непосредственный // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2009. – № 1. – С. 71-75.
4. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: монография / И. Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 388 с. – Текст : непосредственный.
5. Белоусова, Т. Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации / Т. Л. Белоусова. – Москва, 2018. – С. 15-19. – Текст : непосредственный.
6. Берулава, Г. А. Психологические основы развития личности / Г. А. Берулава. – Москва : Изд-во Ун-та Российской акад. образования, 2009. – 175 с. – Текст : непосредственный.
7. Божович, Л. И. Нравственное формирование личности школьника в коллективе / Л. И. Божович, Т. Е. Конникова. – Москва: Просвещение, 2019. – 464с. – Текст : непосредственный.
8. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений. – Москва, 2001. – 243 с. – Текст : непосредственный.
9. Витрук, Е. Е. Психолого-педагогические основания нравственного развития личности. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osnovaniya-nravstvennogo-razvitiya-lichnosti (дата обращения: 10.12.2022). – Режим доступа : Научная электронная библиотека Cyberleninka. – Текст : электронный.
10. Воробьева, А. Е. Нравственное самоопределение личности: концептуальные основы и эмпирические типы / А. Е. Воробьева, А. Б. Купрейченко. – Текст : непосредственный. // Вестник «Государственный университет управления». – 2010. – № 32. – С. 60-63.
11. Выготский, Л. С. Проблема эмоций / Л. С. Выготский. – Москва, 2007. – 345 с. – Текст : непосредственный.
12. Гарскова, Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г.Г. Гарскова. – Текст : непосредственный. // Ананьевские чтения: тез. науч.- практ. конф.; редкол.: А.А. Крылов. – Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. – С. 25-26.
13. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман; пер. с анг. А. П. Исаевой. – Москва : АСТ МОСКВА; Владимир : ВКТ, 2009. – 478 с. – Текст : непосредственный.
14. Давыдова, Ю. В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореферат дисс. ... канд. психол. наук / Ю. В. Давыдова. – Москва, 2016. – 22 с. – Текст : непосредственный.
15. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков. В. А. Тишков. Рос. акад. образования. – Москва: Просвещение, 2019. – 24 с. – Текст : непосредственный.
16. Дегтярев, А. В. Конструирование тренинговых программ по развитию эмоционального интеллекта у подростков с отклоняющимся поведением / А. В. Дегтярев. – Текст : непосредственный // Психологическая наука и образование. – 2017. – № 3. – С. 244-253.
17. Деревянко, С. П. Развитие эмоционального интеллекта в тренинговых группах / С. П. Деревянко. – Текст : непосредственный // Психологический журнал. – 2012. – № 2. – С. 79-84.
18. Емельянова, И. Н. Теории воспитания : учебное пособие. / И. Н. Емельянова. – Тюмень, 2016. – 310 с. – Текст : непосредственный.
19. Журавлев, А. Л. Экономическое самоопределение: теория и эмпирические исследования / А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. – Москва, 2015. – 355 с. – Текст : непосредственный.
20. Иванова, И. В. Воспитание и социализация детей и молодежи в системе дополнительного образования / И. В. Иванова, В. А. Макарова. – Текст : непосредственный. // Вестник ТГПУ, 2016. – С. 16-18.
21. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства: учеб. пособие для студ. вузов / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 752 с. – Текст : непосредственный.
22. Карпов, А. В. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика: монография / А. В. Карпов, А. С. Петровская. – Ярославль : ЯрГУ, 2014. – 344 с. – Текст : непосредственный.
23. Киселева, Т. С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых: автореферат дисс. ... канд. психол. наук / Т. С. Киселева. – Москва, 2015. – 26 с. – Текст : непосредственный.
24. Кузнецова, К. Р. К вопросу о формировании эмоционального интеллекта. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-emotsionalnogo-intellekta (дата обращения: 10.12.2022). – Режим доступа : Научная электронная библиотека Cyberleninka. – Текст : электронный.
25. Куракина, А. О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников / А. О. Куракина. – Текст : непосредственный // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 11 (3). – С. 546-550.
26. Ларина, А. Т. Эмоциональный интеллект. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt (дата обращения 08.12.2022). – Режим доступа : Научная электронная библиотека Cyberleninka. – Текст : электронный.
27. Лисовская, Е. Б. Самоактуализирующаяся личность / Е. Б. Лисовская. – Текст : непосредственный // Научно-техническая революция и социальная психология. – Москва, 2011. – С. 76-84.
28. Макаренко, А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. – Москва: Политиздат, 2013. – 415 с. – Текст : непосредственный.
29. Маслоу, А. Мотивация и личность. – 3-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 352 с. – Текст : непосредственный.
30. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – Москва : ТЦ Сфера, 2009. – 145 с. – Текст : непосредственный.
31. Мещерякова, И. Н. Развитие эмоционального интеллекта у студентов-психологов в процессе обучения в вузе: автореферат дисс. ... канд. психол. наук / И. Н. Мещерякова. – Курск, 2011. – 27 с. – Текст : непосредственный.
32. Позднякова, О. К. Теоретические основы формирования нравственного сознания будущего учителя / О. К. Позднякова. – Москва : Политиздат, 2006. – 246 с. – Текст : непосредственный.
33. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург, 2007. – 451 с. – Текст : непосредственный.
34. Сафронова, Ж. С. Факторы, определяющие формирование нравственной основы личности. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-opredelyayuschie-formirovanie-nravstvennoy-osnovy-lichnosti (дата обращения: 09.12.2022). – Режим доступа : Научная электронная библиотека Cyberleninka. – Текст : электронный.
35. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – Москва : Ин-т психологии РАН, 2004. – 176 с. – Текст : непосредственный.
36. Толковый словарь С. И. Ожегова. – URL: https://gufo.me/dict/ozhegov (дата обращения: 11.12.2022). – Текст : электронный.
37. Шнайдер, М. И. Основные направления исследований эмоционального интеллекта / М. И. Шнайдер. – Текст : непосредственный // Гуманизация образования. – 2016. – № 4. – С. 58-64.
38. Щуркова, Н. Е. Нравственное воспитание школьников / Н. Е. Щуркова. – Текст : непосредственный // Воспитание школьников. 2018. – № 1. – С.13-16.
39. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учебное пособие для студентов вузов / Д. Б. Эльконин. – Москва: Академия, 2018. – 383 с. – Текст : непосредственный.
40. Ciarrochi, J. V. Emotional intelligence moderates there lationship between stress and mental health / J. V. Ciarrochi, F. P. Dean, S. Anderson // Personality and Individual Differences. – 2012. – V. 32. – P. 197-209. – Текст : непосредственный.
41. Salovey, P. Emotional intelligence / P. Salovey and J. D. Mayer // Imagination, Cognition and Personality, vol. 9. – P. 185-211. – Текст : непосредственный.