Abstract 3
ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1 Теоретико-методологическое основание исследования и анализ 12
1.1 Теоретические подходы к пониманию личностно-профессионального становления и его особенностей 12
1.2 Теоретические подходы к пониманию психологического благополучия личности в
контексте профессионального здоровья 17
1.2.1 Понятие профессионального здоровья 17
1.2.2 Феномен психологического благополучия 23
1.3 Раскрытие феномена самоактуализации в проявлении личностно-профессионального становления 25
1.4 Характеристики самоактуализирующейся личности, определяющие психологическое благополучие личности в концепциях отечественных и зарубежных авторов 30
1.5 Роль эмоционально-мотивационной сферы инженеров в самоактуализации
личности 32
1.6 Особенности адаптивных свойств личности 35
Выводы по первой главе 38
Глава 2 Эмпирическое исследование 39
2.1 Методологическое обоснование и описание программы эмпирического
исследования 39
2.2 Организация и этапы исследования 50
2.3 Результаты эмпирического исследования 51
Выводы по второй главе 58
Глава 3 Рекомендации для организации на основе научно-исследовательской работы.. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
Приложение А 73
Приложение Б
В настоящее время, когда возросло внимание к более продуктивному использованию трудовых ресурсов, к необходимости совершенствования системы управления трудовыми ресурсами, существенно повысилось значение показателей состояния здоровья инженеров, занятых в самых разных сферах производства. Категория «здоровье работника» рассматривается как экономическая ценность наряду с прибыльностью производства, а здоровье рассматривается как необходимое условие высокого трудового потенциала, показателя культуры предприятия и наиболее яркий показатель эффективной системы управления и её непрерывного развития. Для производства в целом особое значение имеет повышение уровня профессионального благополучия и здоровья, формирование факторов профессионального здоровья инженеров, а проблема его формирования, сохранения и укрепления профессионального здоровья является одной из приоритетных задач научно-производственного предприятия для поддержания эффективности управления и продуктивности в производственном цикле. Решение данной проблемы состоит в улучшении фактора психологического благополучия личности, которое во многом определяется успешностью профессиональной деятельности и качеством ее организации.
Современные научные исследования свидетельствуют о снижении показателей здоровья российской молодежи, в том числе молодых специалистов (Н. П. Любецкий, А. А. Князев, И. Б. Назарова, Я. П. Сандаков), а также о системном ухудшении как организации охраны здоровья, так и формирования профессионального здоровья (Г. Н. Шеметова, Е. В. Дудрова, С. И. Квашнина, С. Ф Ахпателова, И. А. Камаев). Тенденция ухудшения состояния здоровья молодежи и трудоспособного населения подтверждается официальной статистикой (Федеральная служба государственной статистики).
Изучение профессионального здоровья инженеров связано как с вопросами здоровья, повышения качества жизни и ее продолжительности, так и обращением к инженеру как сложной самоактуализирующейся системе, режимом существования которой является саморазвитие, обеспечивающее закономерное усложнение его системной организации.
Значимым ориентиром современного развития профессионала, с точки зрения многих исследователей (И.В. Вачков, А.А. Деркач, М.В. Ермолаева, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков и др.), является активное личностно-профессиональное развитие. Его проблемы активно разрабатываются в рамках акмеологии, науки о наивысших достижениях человека и цивилизации (К.А. Абульханова-Славская, А.И. Анцыферова, О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.С. Гусева, А.А. Реан и др.), качественно расширяющей поле исследований в области изучения закономерностей индивидных, личностных и профессиональных достижений у развивающейся самоактуализирующейся личности. В основе акмеологического подхода лежат идеи целостности и единства личностного и профессионального развития человека (А.А. Бодалев, 1998, 2001; А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, 1993; Н.В. Козлова, 2008 и др.). В разработке проблемы профессионального развития инженеров в условиях модернизации системы управления актуальным становится исследование особенностей личностно-профессионального становления, способствующих развитию в условиях нововведений.
На инженеров в условиях непрерывного развития системы управления производственного предприятия возлагается большая ответственность за стратегии поведения в профессиональном становлении. Под воздействием давления новых условий, инженер порой сбивается с пути рационального построения профессионального становления, тем самым провоцируя негативные последствия, как для себя, так и для окружающих его людей, что ведет к угрозе психологическому благополучию в трудовом коллективе. Именно поэтому очень важно идентифицировать особенности личностно-профессионального становления в ходе построения профессиональной коммуникации и развития в ходе модернизации системы управления. Безусловно, не существует универсального конструктивного алгоритма построения успешного становления карьеры, который будет применим для каждого инженера. Однако, вполне реально предупредить развитие нежелательных последствий для инженера в его профессиональной коммуникации, заключающиеся в снижении уровня его психологического благополучия, тем самым избегая пагубных способов коммуникативной активности и адаптации инженера к возникающей профессиональной ситуации.
Актуальными в психологии являются задачи выявления особенностей личностно-профессионального становления, способствующих развитию адаптации к новым условиям деятельности, что является одними из предупреждающих факторов сохранения и культивации психологического благополучия.
Проблемы адаптации широко изучены в гуманитарных направлениях, тогда как теоретически обоснованные аспекты исследования адаптации инженерного профиля остаются малоизученными. Вместе с тем актуальность изучения адаптации личности в профессиональной коммуникации подтверждается активной обсуждаемостью среди отечественных и зарубежных авторов, таких как: Г.А. Баллом, Ф.Б. Березеным, Г.Л. Коэном, Д.К. Шерманом и другими. Однако, недостаточно изученными остаются эмоционально-мотивационные особенности инженеров в адаптации к новым условиям профессиональной деятельности.
Профессионально значимые характеристики, которые способствуют повышению качества трудовой деятельности для инженерных должностей, главным образом осуществляется посредством соответствующей системы управления. Повышение квалификации инженерных кадров должно осуществляться с учетом тесной связи между эмоционально-мотивационными личностными особенностями инженера и профессиональной коммуникации в условиях модернизации системы управления инженерными данными и производством. Однако, такая система существенно повышает требования к самостоятельному непрерывному процессу обучения инженера. Считается, что ключевое предназначение подготовки трудящихся профессионалов, способных обеспечить наивысшую продуктивность производственного процесса в новых условиях инженерного становления заключается в освоении навыков способствующих наивысшей самоактуализации личности. Это процесс требует психологического благополучия личности инженера, вследствие успешной адаптации к изменяющимся условиям.
Таким образом, в условиях модернизации системы управления, функционирование должностей инженерных специальностей протекает в условиях непредсказуемости и неопределенности. Тем острее стоит вопрос о подготовке профессионала, готового к работе и коммуникации в новых ситуациях. Современное управление инженерными ресурсами в трудовом процессе не способно в полной мере решать данные задачи. Согласно вышеперечисленному, изучение особенностей личностно-профессионального становления инженеров в условиях модернизации системы управления инженерными данными и производством является востребованным и необходимым, заявленная тема исследования подтверждает свою актуальность.
Цель исследования: изучение особенностей личностно-профессионального становления инженеров в условиях модернизации системы управления инженерными данными и производством.
Объект исследования: личностно-профессиональное становление.
Предмет исследования: особенности личностно-профессионального становления инженеров в условиях модернизации системы управления инженерными данными и производством.
Гипотеза исследования состоит из следующих положений:
- личностно-профессиональное становление инженеров в условиях модернизации системы управления инженерными данными и производством характеризуется выраженными эмоционально-мотивационными показателями и индивидуальными характеристиками самоактуализации;
- самоактуализация, как процесс достижения наивысшего (акмеологического) уровня личностно-профессионального становления инженера, способствует повышению уровня психологического благополучия личности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические представления о личностно-профессиональном становлении в контексте акмеологического подхода;
2. Рассмотреть существующие подходы к сущности психологического благополучия личности инженера, определить обуславливающие его характеристики в профессиональной деятельности;
3. Изучить роль эмоционально-мотивационной сферы в профессиональной деятельности инженера;
4. Определить эмоционально-мотивационные особенности и показатели адаптивности к изменяющимся условиям у инженеров;
5. Определить связи между эмоционально-мотивационными особенностями и такими индивидуальными характеристиками самоактуализирующейся личности, такими как должностной статус и возраст инженеров;
6. Определить выраженность психологического благополучия у инженеров;
7. Разработать для руководства и отдела кадров предприятия АО «НПЦ «ПОЛЮС» рекомендации по активизации личностно-профессионального становления инженеров в условиях модернизации системы управления.
8. Разработать для психологической практико-ориентированной подготовки кадров в АО «НПЦ «ПОЛЮС» программу курса, способствующего повышению уровня личностно-профессионального становления инженеров посредством формирования продуктивной профессиональной коммуникации.
Теоретико-методологическое основание исследования составили: основные принципы отечественной и зарубежной психологии: принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, акмеологический подход, предполагающий анализ проблем профессионального становления с позиции идеи единства личностного и профессионального становления человека, выявление особенностей мотивации на наивысшие достижения, на более полную самореализацию, самоактуализацию личности (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, Н.В. Козлова, О.Ю. Литвинова и др.); научные труды по рассмотрению акмеофакторов (Л.М. Митина, А.К. Маркова, Е.И. Рогов, О.С. Анисимов, В.Н. Петрова и др.), по рассмотрению профессионального здоровья (Г.С. Никифоров, В.Г. Вербинина, Р.А. Березовская и др.); понимание психологического благополучия (Н.Н. Лепешинский); по рассмотрению профессионального здоровья (Г.С. Никифоров, В.Г. Вербинина, Р.А. Березовская и др.); позитивистский подход в представлении о структуре психологического благополучия (К. Рифф, А.В. Воронина, Н.Н. Лепешинский, О.С. Ширяева); концепции психологического благополучия N. Bradbum, теории самодетерминации R. Ryan и B.Deci, понимание осмысленности жизни, предложенным Д.А. Леонтьевым; гуманистический подход в рассмотрении феномена самоактуализации личности (А. Маслоу), положения психологической теории социализации личности в процессе её адаптации, системная концепция психической адаптации (Г.А. Балл, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, Ф.Б. Березин, А. Н. Алехин и др.); специфика личностного развития и его особенностей (А.А. Реан, Б.Г. Ананьев, Е.В. Гуткевич, Н.Ц. Бадмаева, Н.В. Козлова, В. А. Якунин, С.А. Богомаз и др.).
Методы исследования:
В исследовании применялись методы теоретического анализа литературных источников и количественные методы исследования. Достоверность результатов опирается на основные методологические принципы психологического исследования с использованием методов статистической обработки данных с применением универсального профессионального пакета SPSS Statistics. В качестве методик исследования использованы: самооценочный тест «Характеристики эмоциональности» (Е.П. Ильин), методика для диагностики мотивации (А.А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой), 16-факторный личностный опросник (Р. Кеттелла), «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф, в адаптации Н.Н. Лепешинского).
Теоретическая значимость исследования:
Изучены особенности личностно-профессионального становления инженеров в условиях модернизации системы управления инженерными данными и производством. Рассмотрено понятие профессионального здоровья и феномен психологического благополучия в контексте профессиональной деятельности в условиях нововведений. Определены личностные характеристики инженеров, способствующие самоактуализации в личностно¬профессиональном становлении. Выделены особенности достижения успешной профессиональной деятельности, заключающиеся в позитивном влиянии личностных характеристик необходимых для самоактуализации инженера на его психологическое благополучие. Определение эмоционально-мотивационных показателей инженеров позволило выявить специфику развитых адаптационных способностей, при которых стоит уделять особое внимание развитию таких личностных качеств инженеров, как лидерские качества и коммуникативные навыки, необходимых для самоактуализации в условиях модернизации системы управления инженерными данными и производством.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что личностно-профессиональное становление инженеров в условиях модернизации системы управления инженерными данными и производством характеризуется выраженными эмоционально-мотивационными показателями и индивидуальными характеристиками самоактуализации, которые мы рассматриваем как особенности, что дополняет существующие положения в изучении личностно-профессионального становления и психологического благополучия личности в контексте профессиональных достижений.
Практическая значимость исследования:
Результаты исследования могут использоваться для акмеологического сопровождения личностно-профессионального становления инженеров в условиях модернизации системы управления предприятием, в том числе в системе повышения квалификации, а также для развития продуктивной коммуникации коллектива производственного учреждения.
Разработаны рекомендации по активизации личностно-профессионального становления инженеров в условиях модернизации системы управления инженерными данными и производством с учетом выявленных особенностей.
Разработана программа курса для психологической практико-ориентированной подготовки кадров в АО «НПЦ «ПОЛЮС», способствующего повышению уровня личностно - профессионального становления инженеров посредством формирования продуктивной профессиональной коммуникации.
Структура и объем магистерской диссертации:
Работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, изложенных на 72 страницах, списка литературы, состоящего из 84 наименования, в том числе 11 иностранных источников, 2 приложений. Объем магистерской диссертации содержит 103 страницы, на которых расположено 5 таблиц и 4 рисунка.
На основании анализа зарубежных и отечественных источников литературы определено понимание личностно-профессионального становления, его проблемы и особенности. В контексте личностно-профессионального становления рассмотрены такие понятия и феномены, как самоактуализация, эмоционально-мотивационная сфера, адаптивность к изменяющимся условиям, профессиональное здоровье и психологическое благополучие.
Личностно-профессиональное становление рассматривалось нами в контексте акмеологического подхода, в основе которого лежат идеи целостности, единства личностного и профессионального развития человека, а его суть заключается в выявлении условий мобилизации у человека установки на свои наивысшие достижения, на наиболее полную самореализацию личности. В результате теоретического анализа личностно-профессиональное становление было рассмотрено как изменение психологических характеристик личности, связанных с выполнением ею различных действий в процессе профессиональной деятельности, и выражено уровнем эмоционально-мотивационных показателей и индивидуальных характеристик самоактуализации.
Также в результате теоретического анализа психологическое благополучие определено как показатель степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования: личностного роста, управления средой деятельности, целей в жизни, позитивных отношений в коммуникации с окружающими, а также степени реализованности этой направленности, что созвучно с акмеологическим подходом в стремлении человека к наивысшим достижениям, достичь высшей степени раскрытия потенциала личности - самоактуализации. Самоактуализация личности выражается в высокой активности субъекта, представляет собой единство профессионального и личностного развития, что способствует не только повышению профессиональной эффективности, но и повышению психологического благополучия личности. Самоактуализирующаяся личность определена, как непрерывно развивающаяся во время профессионального и личностного становления.
Выявлено, что основополагающую роль на всех этапах деятельности занимает её эмоционально-мотивационная сфера, а также адаптивность в изменяющихся условиях, таких как модернизация системы управления инженерными данными и производством.
Таким образом, изучение эмоционально-мотивационных особенностей в изменяющихся условиях профессиональной деятельности, их выявление, развитие и коррекция становится необходимым и важным аспектом на пути успешного личностно-профессионального становления инженера.
В результате исследования анализ средних значений показателей шкал позволил определить показатели эмоционально-мотивационных особенностей инженеров.
Эмоциональный компонент раскрывается через эмоциональную устойчивость и способствует продуктивной деятельности и адаптивности личности к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, а также характеризует меру способности выдерживать стрессовую ситуацию, не снижая при этом успешность своей деятельности. Здесь наиболее значимыми является наличие таких составляющих как лидерские качества и умение работать в группе. Мотивационный компонент личности раскрывается через отношение к выбранной профессии, потребности успешно решать поставленные задачи, интерес к решению и общее стремление личности добиваться успеха. Личность инженера имеет выраженную профессиональную и коммуникативную мотивацию. Это указывает на наличие потребности инженера в коммуникативных контактах и профессиональной реализации, то есть направленности личности на высокий уровень личностно-профессионального становления в процессе самоактуализации, а также свидетельствует о недостаточности эффективных механизмов коммуникации в профессиональном пространстве.
Исследуя психологическое благополучие инженеров, можно отметить, что оно имеет достаточно высокий уровень в пределах средних показателей. Ярко выраженные показатели личностного роста и целей в жизни говорят об инженерах, как воспринимающих себя самоактуализирующимися личностями, реализующими свой потенциал в профессиональной деятельности. Таким образом, психологическое благополучие инженеров тесно связано с показателями личностного роста и целей в жизни. Соответственно, в контексте личностно-профессионального становления личностный рост и наличие целей в жизни являются ключевыми характеристиками самоактуализирующейся личности.
Выявлены достоверные взаимосвязи между мотивационными и эмоциональными особенностями инженеров. В результате сравнительного анализа эмоционально-мотивационных особенностей инженеров с применением критерия Манна-Уитни было выявлено, что молодые инженеры нуждаются в совместной работе, в поддержке других при принятии решений, для них характерна низкая адаптивная способность и неуверенность в себе, тогда как для устоявшихся инженеров характерна высокая адаптивность, склонность к организаторской деятельности, умение контролировать свой эмоциональный фон, они более независимые личности, склонные принимать самостоятельные решения.
На основании выявленных значимых корреляционных связей и средних значений показателей шкал можно предположить, что адаптационными ресурсами личностно - профессионального становления инженеров является развитие лидерских качеств и коммуникативных навыков.
Таким образом, на основании заключения по теоретическому и практическому анализу положения гипотезы подтверждаются, цель и поставленные в начале исследования задачи, полностью достигнуты.
1. Акмеология: Учебник. 2-е изд., перераб. / Под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС. - 2006. - 424 с.
2. Авакова Е.В. Самореализация личности как предмет познания в психологии и акмеологии // Акмеология. - 2016. - №57. - С. 40.
3. Алдошина Ю.К. Психологическое благополучие как фактор личностной зрелости / Развитие профессионализма. - 2017. - №1(3). - С.29-31.
4. Алексеева А. Д. Современные технологии предвидения профессионального будущего человека // Педагогическое образование в России. 2016. № 8. С. 63-71.
5. Анцыферова Л.И. Психология профессионализма. - М.: Знание. - 1996. - С. 63-64.
6. Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. Предаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопросы психологии. - 2017. - № 4. С. 3-26.
7. Асмолов А.Г. Психология в век психологии // Вопросы психологии. - 1999. - № 1. - С. 3-12 с.
8. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности [Электронный ресурс] / Г. А. Балл // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. - С. 92-100. - URL: http://www.voppsy.ru/issues/1989/891/891092.htm (дата обращения: 10.09.20).
9. Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография [Электронный ресурс] / Н. Ц. Бадмаева. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004. - 280 с. - Электрон. версия печат. публ. - URL: http://window.edu.ru/resource/940/18940(дата обращения: 06.09.2020).
10. Батурин Н.А., Мельникова Н.Н. Технология разработки тестов: Часть 1 // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2009. - №30. - С. 4¬14.
11. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Берёзин. - М.: Наука. - 1988. - 267 с.
12. Богдан Е.С. Психологический аспект планирования и управления индивидуальной карьерой студентами и выпускниками вуза / Е. С. Богдан, М. Э. Гузич // Педагогическое образование в России. - 2016. - №6. - С. 178-183.
13. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КГПУ им. К.Э. Циолковского. - 2001. - 145 с.
14. Богомаз С.А. Личностные особенности студентов-психологов, склонных к манипулированию другими / С.А. Богомаз, О.В. Макаренко // Вестник Томского государственного университета. - 2005. - №286. - С. 105- 109.
15. Вербинина В.Г. Психолого-акмеологическая концепция развития
профессионального здоровья специалиста: дис. на соискание ученой степени д-ра психол. наук / В.Г. Вербинина. - Тамбов. - 2011. - 689 с.
16. Воронина А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04 / А.В. Воронина - Томск. - 2002. - 24 с.
17. Воюшина Е.А. О соотнесении понятий «самореализация», «самоактуализация» и «акме» [Электронный ресурс] // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. №10. - С.62-65. Электрон.версия печат. публ. - Доступ из науч. электрон.б-ки «eLIBRARY.RU».
18. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионализма. М.: Изд-во РАГС. - 2000. - 125 с.
19. Деткина А.Ю. Психологическое благополучие и выбор стратегии поведенияпри построении профессиональной карьеры // Современные проблемы клинической психологии и психологии личности: Материалы всероссийской научно-практической конференции / Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск: ИПЦ НГУ. - 2018. - 136 с.
20. Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском менталитете. / И.А. Джидарьян. - СПб: Алетейя. - 2001. - 242 с.
21. Дружилов С.А. Психология профессионализма. Инженерно-психологический подход: монография. - Харьков: Гуманитарный Центр. - 2017. - 360 с.
22. Душков Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности / Б.А. Душков, А.В. Королёв, Б.А. Смирнов; под ред. Б. А. Душкова. - 3-е изд. - М.: Академический проект, 2005. - 848 с.
23. Егоренко Т. А. Подходы к проблеме становления профессиональной идентичности// В сб.: Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. СПб: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2017. С. 189-193.
24. Жужжалов В. Е. Современные требования к подготовке
инженерных кадров [Электронный ресурс] / В. Е. Жужжалов, О. А. Баранова // Молодой учёный. - 2016. - №2 (61). - С. 757-759. - URL: https://moluch.ru/archive/61/9238/(дата обращения: 25.06.2020).
25. Изард К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард; перев. с англ. - СПб.: Питер. - 1999. -
464 с.
26. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2006. - 508 с.
27. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания: деятельность и состояние / Е. П. Ильин. - М.: Просвещение. - 1980. - 199 с.
28. Ильин Е. П. Эмоции и чувства [Электронный ресурс] / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер.
- 2001. - Электрон. версия печат. публ. - URL:
http://www.psychologos.ru/images/VpMUHgCnBE_1383052761.pdf (дата обращения:
22.10.2020).
29. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэттеллла / А. Н. Капустина - СПб.: Речь. - 2001. - 112 с.
30. Козлова Н.В. Личностно-профессиональное становление в условиях вузовского образования: акмеориентированный подход: Дис. на соискание ученой степени д-ра психол. наук. Томск, 2008.
31. Козлова Н. В. Личностно-профессиональное становление студентов как форма проявления самоорганизации человека // Психология обучения. 2009. № 4. С. 28-40.
32. Концепция модернизации российского образования на период до 2010. - М.:
АПКиПРО. - 2002. - 24 с.
33. Кошельская Т.В. Содержание понятия «Временная перспектива личности» // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2016. - №1. - С. 256-257. 35
34. Краткий обзор изучений о темпераменте [Электронный ресурс] // Веб-гид по психологии. - электрон. дан. - [Б. м.], 2017. - URL: http://www.webpsyholog.ru/webins-762-3.html(дата обращения: 17.09.2020).
35. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: преобразующее лидерство // И.Д. Ладанов. - М.: УЦ Перспектива. - 1997. - 288с.
36. Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего /Д.А. Леонтьев, Е.В.Шелобанова// Вопросы психологии. - 2001. -№1. - С. 57-66.
37. Леонтьев Д.А., Лебедева А.А., Костенко В.Ю. Траектории личностного развития: реконструкция взглядов Л.С. Выготского // Вопросы образования. - 2017. - № 2. - С. 98-112.
38. Лепешинский Н.Н. Проблема взаимосвязи психологического благополучия иуспешности деятельности офицера-спасателя при ликвидации чрезвычайной ситуации: дис. на соискание канд. психол. наук. - М., 2011. - 206 с.
39. Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии. - Психол. журн., т.2. - №5. - 1981. - с.3-22.
40. Литвинова О.Ю. Психологическая готовность специалиста как одна из характеристик его личной безопасности в экстремальных условиях деятельности: Сборник материалов VII Всероссийского научного семинара, г. Сочи, 9-10 сентября 2016 г. / Министерство образования РФ; Соч. гос. ун-т; Соц.-пед. ф-т СГУ; Под ред. И.Б. Шуванова,
B. В. Знакова, З.И. Рябикиной, Г.Ю. Фоменко, В.Ф. Енгалычева, Ю.Э. Макаревской. - Сочи: СГУ. - 2016. - 61 с.
41. Личность в парадигмах и метафорах: ментальность - коммуникация - толерантность / Под.ред. В.И. Кабрина. - Томск: Изд-во Том.ун-та. - 2002. - 262 с.
42. Майерс Д. Психология / Д. Майерс; пер. с англ. И. А. Каприков, В. А. Старовойтова.
- 3-е изд. - Минск: Попурри. - 2008. - 848 с.
43. Макаров Ю. В. Тренинговые технологии: структурная композиция // Казанская наука. - 2015. - № 1. - С. 202-207.
44. Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования. Книга для педагога. СПб.
- 2002.
45. Маслоу А. Самоактуализация.// Психология личности. Тексты. - М., 1982.
46. Митина Л.М. Психология профессионального развития. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт. - 1998. - 200 с.
47. Митина Л.М. Психология развития и здоровья педагога: проблемы и пути решения // Вестник образования России. - 2005. - № 7. - С. 35-58.
48. Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие детей, молодежи, взрослых: проблемы и решения. М.: Издательство «Перо». - 2017. - 308 с.
49. Никифоров Г.С. Понятие профессионального здоровья // Сборник статей по материалам факультета психологии СПбГУ 2005 года. - СПб. - 2006. - 638 с.
50. Никифоров Г.С. Психология профессионального здоровья как актуальное научное направление /Г.С. Никифоров, С.М. Шингаев - Психологический журнал, том 36. - № 2 - с. 43¬54.
51. Никоненко Н. В. Взаимосвязь Эго-состояния личности и мотивации успеха // Мир педагогики и психологии. - 2018. - № 1 (18). - С. 107-112.
52. Общая психология: в 3 т. / отв. ред. В. В. Петухов; сост. и общ. ред. Ю. Б. Дормашев,
C. А. Капустин. - М.: Тексты, 2004. - Т. 2: Психология. - 607 с.
53. Панферова О.В. Психологическая безопасность в системе профессионализма / О. В. Панферова // Безопасность и развитие личности в образовании: материалы II-й Всероссийской студенческой конференции (19-21 мая 2016 г., Россия, г. Таганрог). Таганрог. - 2016. - С. 136¬138.
54. Петрова В.Н. Организация трудовой деятельности: учебное пособие / Петрова В.Н.; Том. гос. ун-т. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2014.
55. Пиаже Ж. Психология интеллекта [Ж. Пиаже; пер. с англ. А. М. Пятигорский. -
СПб.: Питер, 2003. - 192 с. - Электрон. версия печат. публ. - URL:
http://transyoga.ru/assets/files/books/sposobnosti/piaje_psih_intelekta.pdf(дата обращения: 12.09.20).
56. Поломошнов Л. А. Коммуникация и манипуляция в общении / Л. А. Поломошнов // Вестник Донского государственного аграрного университета. - 2015. - №3-3(17). - С. 79-84.
57. Профессиональное выгорание молодых специалистов коммуникативной сферы [Электронный ресурс]; Опубликовано: 6.08.2016 - URL: https://www.b17.ru/article/55946(дата обращения: 26.08.2020)
58. Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование) / Л. А. Головей, М. В. Данилова, Л. В. Рыкман, М. Д. Петраш, В. Р. Манукян, М. Ю. Леонтьева, Н. А. Александрова. СПб.: Нестор - История. - 2015. - 336 с.
59. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш.уч.заведений. - М.: Академия. - 2008. - 320 с.
60. Психология профессионального здоровья и профилактика психосоматических
заболеваний. [Электронный ресурс]; Опубликовано: 23.10.2018 - URL:
https://www.b17.ru/article/121216 (дата обращения: 26.08.2020)
61. Рикель А. М., Туниянц А. А., Батырова Н. Понятие субъективного благополучия в гедонистическом и эвдемонистическом подходах // Вестник московского университета. Серия 14: Психология. - 2017. - №2. - С. 91-96.
62. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер. - 2015. - 718 с.
63. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека: мотивационно¬
эмоциональные аспекты / П.В. Симонов. - М.: Наука. - 1975. - 174 с.
64. Сунцова Я. С. Диагностика профессионального становления личности / Я. С. Сунцова, О. В. Кожевникова. - Ижевск: Издательство «Удмуртский университет». - 2012. - 144 с.
65. Федорова Е. П. Жизненные цели как показатели процесса жизненного осуществления на этапе профессионального становления // Вестник Московского института государственного управления и права. - 2017. - № 1 (17). - С. 154-157.
66. Фесенко П.П. Что такое психологическое благополучие?: краткий обзор основных концепций [Текст] / П. П. Фесенко // Семейная психология и семейная терапия. -2005. - №2. -
С. 116-131.
67. Флоренский П. А. Время и пространство // Социологические исследования. - 1988. - № 1 (23) - С.101-114.
68. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение / Лари А. Хьелл, Дэниел Дж. Зиглер; Пер. с англ. С. Меленевской, Д.Викторовой, 3-е изд. - СПб.и др.: Питер. - 2013. - 608 с.
69. Хомская Е. Д. Нейропсихология [Электронный ресурс] / Е. Д. Хомская. - СПб:
Питер. - 2005. - 496 с. URL:
http://library.zsmu.edu.ua/cgi/irbis64r_14/fulltext/Nevrologija%20i%20nejrohirurgija/HomskajaED 05_Nejrop.pdf (дата обращения: 09.09.2020).
70. Шамионов, Р.М. Самосознание и субъективное благополучие личности // Современные проблемы общей и социальной психологии. Сборник научных статей. - 2009. - С. 41.
71. Щеглова Э.А., Деткина А.Ю. Особенности построения профессиональной карьерыв контексте исследования психологического благополучия современной молодежи //Психологическое благополучие современного человека: материалы Международной заочнойнаучно-практической конференции (20 марта 2019 г.) / Урал.гос. пед. ун-т. - 2019. - C. 369-375.
72. Энциклопедия практической психологии «Психологос» [Электронный ресурс] / Дистанция у Н. И. Козлова - Электрон. дан. - М.: Университет практической психологии, 2017.
- URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/emocionalnaya_stabilnost (дата обращения: 25.09.20).
73.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Прогресс. - 2011. - 342.
74. Юнг К. Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: её теория и практика / К. Г. Юнг. - Киев. : СИНТО. - 1995. - 228 с.
75. Arnold K.A., Turner N., Barling J., Kelloway E.K., McKee M.C. Transformational leadership andpsychological well-being: The mediating role of meaningful work. Journal of Occupational Health Psychology. - 2007. - 12(3). - 193-203. doi:10.1037/1076-8998.12.3.193
76. Bradbum N. The Structure of Psychological Well-Being. Chicago: Aldine Pub. Co., 1969.
- 320 p.
77. Deci E. L., Ryan R. M. The general causality orientations scale: Selfdetermination in personality. // Journal of Research in Personality, - 1985. -Vol. 19. P. 109-134.
78. Deiner E., Suh E., Lucas R. E., Smith H. Subjective well-being: three decades of progress // Psychological Bulletin. - 1999. - Vol. 125. - P. 276-302.
79. Floresco S. B. The Nucleus Accumbens : An interface between cognition, emotion, and action / S. B. Floresco // The Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. - 2015. - Vol. 66. - P. 2552.
80. Harolds, J.A. Quality and safety in health care, Part XLIX: Mentoring, coaching, and burnout //Clinical Nuclear Medicine, 2019. № 7. с. 566-567.
81. Jaimie AronaKrems, Douglas T. Kenrick, Rebecca Neel Individual Perceptions of Self¬
Actualization: What Functional Motives Are Linked to Fulfilling One’s Full Potential? [Electronic References] / Jaimie AronaKrems, Douglas T. Kenrick, Rebecca Neel // Personality and Social Psychology Bulletin. - 2017. - URL:
http://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/0146167217713191 (дата обращения: 2.08.20).
82. Malan M. M. Necessity for ethics in social engineering research / M. M. Malan, K. K. Kimppa, H. S. Venter // Computers & Security. - 2015. - Vol. 55. - P. 114-127. - DOI: 10.1016/j.cose.2015.09.001.
83. Ryff C.D. Psychological Well-Being/ Encyclopedia of Gerontology. - 1996. Vol. 2. - P. 365-369.
84. Smith N. Psychology, extreme environments, and counter-terrorism operations // Behavioral Sciences of Terrorism and Political Aggression, 2019. № 11. с. 48-72.