АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Стратегиальный подход и проблемы чтения современных российских школьников 13
1.1 Международные программы исследования качества чтения PISA и PIRLS.
Сопоставительный анализ 13
1.2 Трансформация учебного текста 19
1.3 Понятие стратегиального подхода в чтении 27
1.4 Сущность и особенности стратегиального подхода к обучению чтению 36
1.5 Особенности применения современных стратегий чтения на уроках обучающихся
среднего школьного возраста 50
2 Особенности проектирования образовательного медиаконтента по современным
стратегиям обучения чтению 54
2.1 Онлайн-образование в контексте образовательной траектории РФ 54
2.2 Образовательный медиаконтент 63
2.3 Принципы цифровой дидактики и их применение в обучении школьников
современным стратегиям чтения 66
2.4 Исследование готовности педагогического состава к внедрению медиаконтента для обучения школьников, в том числе стратегиям чтения 72
3 Проект создания образовательного медиаконтента для обучения школьников среднего школьного звена современным стратегиям чтения 78
3.1 Медиаконтент образовательного онлайн-ресурса 78
3.2 Поисково-аналитический этап проектной деятельности 79
3.3 Онлайн-ресурс как продукт. Разработка концепции продукта 87
3.4 Разработка образа будущего онлайн-ресурса по обучению школьников среднего
школьного звена современным стратегиям чтения и демоверсии продукта 92
3.5 Разработка контент-стратегии по продвижению онлайн-ресурса по современным
стратегиям чтения 98
3.6 Анализ проектной деятельности 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 108
ПРИЛОЖЕНИЕ А 120
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 132
ПРИЛОЖЕНИЕ В 140
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 149
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 152
Процесс цифровизации, активно ускоряющий темп жизни в XXI веке, влияет не только на общественный уклад, но и на когнитивные особенности человека. Основными источниками информации на протяжении столетий являлись люди и книги, а получение информации сдерживалось многочисленными факторами, такими как цензура, социальное неравенство и, как следствие, отсутствие доступа к источникам информации или низкая грамотность. Сегодня «информационные волны» в цифровом пространстве стали распространяться со «скоростью клика мышки», а личность, по мнению современных ученых, «постоянно находится под давлением потоков информации, которыми полно медиапространство» .
Дети поколения Z, обучающиеся в школах, взрослели под влиянием непрерывно трансформирующейся медиакультуры. Обилие визуальных образов, простота подачи информации, сокращение текстов и круглосуточное пребывание в инфополе стали причинами когнитивных изменений в восприятии окружающего мира. Исследователи отмечают преобладание у школьников клипового мышления и использование ими преимущественно визуального канала восприятия (изображения, видеоконтент). Клиповое мышление выражается во фрагментарном, выбранном из контекста восприятии информации и образов. Для данного типа мышления характерно «усиленное развитие навыка быстрого переключения за счет длительного сосредоточения». Высокая скорость обработки информации и возможность быстро переключаться между каналами её передачи сопровождается такими негативными эффектами, как неумение извлечь смысл информации вне контекста и отсутствие системного мышления.
Вместе с этим процесс цифровизации привёл к трансформации самого текста. В цифровом пространстве доминирует визуальное сопровождение, привлекающее и удерживающее внимание, но не всегда отражающее смысловые составляющие информации, характерными чертами становятся поликодовость текстов (сочетание разных семиотических кодов, таких как пиктограммы и рисунки) и гипертекстуальность, определяемая как «потенциальная и реализованная возможность нелинейного прочтения текста, а также текстового единства, состоящего из двух или более текстов» .
Таким образом, проблема исследования определяется противоречием между психологическими особенностями восприятия и чтения современных школьников, представителей «цифрового поколения», тенденцией диджитализации образования и отсутствием необходимого медиаконтента, цифровых инструментов для обучения учащихся новым стратегиям чтения в целях формирования у них метапредметных, универсальных компетенций.
Актуальность исследования обуславливается несколькими факторами. В качестве первостепенного следует назвать трансформацию коммуникативной, в том числе и образовательной, среды в сторону визуализации. Доминирование визуальной культуры диктует новые требования к формам организации материала для молодого поколения. Необходимость использования медиаконтента как средства обучения с внедрением цифровых инструментов и принципиально новых подходов в образовании обуславливается преобладанием визуального и аудиовизуального восприятия у учащихся, снижением мотивации к чтению вследствие непрерывности потоков простой и доступной информации, когнитивными изменениями школьников. Существует потребность в формировании положительной мотивации к чтению у молодежи посредством современных образовательных медиатехнологий.
Следующим фактором, определившим актуальность данного исследования, являются процессы, затронувшие систему образования в период пандемии COVID-2019, ускорившие развитие и внедрение технологий дистанционного обучения и повысившие спрос на коммерческие и некоммерческие отечественные онлайн-ресурсы. Стремительное развитие технологий дистанционного обучения и доступность инструментов для проектирования образовательного медиаконтента при его востребованности открывает новые возможности для обучения школьников важным метапредметным навыкам, которые сложно отрабатывать в ходе уроков (занятость педагогов, необходимость повышения квалификации, перенасыщенность школьной программы и др.)
Наконец, последний фактор заключается в изменении самих текстов: их одновременным упрощении, проявляющемся в сокращении и использовании более простых языковых средств, и усложнении, которое выражается в поликодовости, нелинейности и гипертекстуальности. Таким образом, формирование читательских компетенций школьников должно учитывать трансформацию текстов, то есть использовать такие образовательные подходы и инструменты, которые способны помочь обучающимся сориентироваться во всём многообразии текстового учебного контента. Таковым является выбранный за основу для создания медиаконтента по чтению стратегиальный подход.
Таким образом, гипотеза исследования основывается на предположении о том, что использование медиаконтента в обучении школьников современным стратегиям чтения, наряду со стратегиальным подходом , может стать потенциально эффективным способом повышения качества восприятия текстов разного назначения. Онлайн-ресурс, в свою очередь, является потенциально востребованным, эффективным и актуальным форматом организации обучения и распространения образовательного медиаконтента.
Теоретическую и методологическую базу исследования, составили источники по разным аспектам работы, которые были систематизированы по проблемно-тематическому принципу.
Первую группу источников составляют научные труды, публикации и исследования, посвящённые медиа в целом, медиаконтенту и применению его в образовании современных школьников.
Важным для понимания истоков и особенностей современных медиакоммуникаций, в том числе их влияния на человека, источником служит учебник по истории и теории медиа авторов И.В. Кирия и А.А. Новиковой. Авторы выделяют роль информации в когнитивных процессах человека и раскрывают понятие медиа как «опосредованной коммуникации», а также отмечают двойственную природу медиа, утверждая, что «большинство медиа не имеют «чистой» формы, то есть распространяют одновременно и контент, нацеленный на передачу информации или новостей, и контент игрового и развлекательного характера» . В контексте диссертационного исследования это положение подтверждает предположение о двойной роли медиаконтента в образовании - как средства обучения и средства повышения мотивации к нему.
В учебнике И.В. Кирия и А.А. Новиковой также затрагивается важность компетентности автора в создании медиаконтента, эта тема находит продолжение в научной статье Е.А. Афанасьевой «Роль автора в создании медиаконтента: трансформация профессиональных практик». Исследователь выделяет противоречия современного медиаконтента, утверждая, что авторы сегодня всё чаще «пакуют» контент или занимаются обработкой материалов из других источников» , что также требует определённых навыков отбора и адаптации информации под потребности целевой аудитории.
Фундаментальным теоретическим исследованием, охватывающим некоторые средства современной коммуникации с точки зрения влияния их на культуру, является эссе М. Маклюэна «Понимание медиа: внешние расширения человека». Несмотря на то, что работа была опубликована в 1964 году, автор поднимает остающийся актуальным и сегодня вопрос влияния технологий, цифровизации и их порождения, медиа, на восприятие мира человеком и общество в целом, а также говорит о трансформации образования, заявляя, что случайные вспомогательные средства трансформировали «процесс обучения молодёжи, причём, независимо от того, где оно протекает, дома или в школе» .
В учебном пособии «Медиаобразование: история и теория» А.В. Федоров концентрируется на актуальных вопросах медиаобразования современных школьников, подчёркивая, что использование медиаконтента «актуально и своевременно, оно воплощает выражение «здесь и теперь» в широком идеологическом и историческом контексте» . Автор также классифицирует и описывает современные образовательные модели, построенные на применении медиаконтента, выделяя особую роль онлайн-ресурсов.
О необходимости введения компонентов наглядности (визуального медиаконтента) в обучении пишут педагоги В.С. Барташ, и Т.Г. Галактионова , тогда как негативные аспекты доминирования визуального компонента в обучении выделяют А.П. Усольцев и Т.М. Шамало, утверждая, что зачастую «иллюстрация, которая должна работать на усвоение изучаемого материала, становится сравнимой с картинами художников- абстракционистов» .
Подробную классификацию онлайн-курсов по критериям принципа построения, массовости, формы доступа, продолжительности и цели приводит Н.В. Гречушкина . О целесообразности внедрения медиаконтента в обучение школьников говорят А. Генри и М. Ламб , выделяя в качестве ключевых положительных моментов данного процесса мотивацию, соответствие требованиям эпохи, формирование культуры медиаконтента. Положительный опыт интеграции онлайн-курса в обучение школьников описывается в научной работе педагогов Н.Ю. Куликовой, Т.В. Шемеловой, Г.В. Цымбалюк .
Вторую группу теоретических источников представляют научные работы и публикации, посвященные стратегиальному подходу, выбранному нами в качестве инструмента обучения школьников работе с разными видами текстов. Изучить применение стратегий чтения в историческом контексте позволили исследования зарубежных авторов Дж. Брофи и Т. Гуда , Б. Розейнштайна и Р Стивенсона , Дж. Доула и Дж. Нокса . В источниках обосновывается эффективность применения подхода в образовательной среде и приводятся результаты качественных и количественных исследований по влиянию применяемых стратегий на сам процесс чтения.
Методологическую базу для исследования современных стратегий чтения составили научные работы, посвященные цифровому тексту и принципам работы с ним М.Ю. Лебедева , О.Ф. Купрещенко , Л. М. Сингер, П. А. Александер ). М.Ю. Лебедева утверждает, что «целенаправленное применение стратегий свидетельствует о сформированной технике просмотрового чтения, характерной для репертуара техник компетентного читателя» . Более подробно стратегиальный подход описывается и обосновывается в ряде исследований президента Российской Ассоциации Чтения Н.Н. Сметанниковой , которая отмечает, что обучение с помощью стратегиального подхода позволяет приблизить его результаты к практической деятельности.
В рамках исследования стратегиального подхода были также проанализированы научные работы педагогов, изучающих стратегиальный подход и современные стратегии чтения (Н.Н. Сметанникова, Е.С. Романичева и Г.В. Пранцова , Е.А. Сыса , Э.С. Мигель , К. Гизерская , О.В. Ляхова ); публикации, освещающие принципы современной цифровой дидактики и педагогического проектирования (В. И. Блинов, Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И.С. Сергеев ).
Проведенный анализ критической литературы показал хорошую степень изученности аспектов использования современных средств и инструментов обучения - медиаконтента и онлайн-ресурсов во всём их многообразии, а также стратегий чтения в обучении школьников, в том числе подростков. в наши дни. Однако, в рассмотренной нами научной парадигме на данный момент нет работ, исследующих применение медиаконтента как средства обучения школьников стратегиям чтения.
Проведенный анализ литературы показал, что стратегиальный подход ранее не рассматривался в научной среде как методика, обучение которой можно осуществлять с помощью образовательного медиаконтента или в контексте онлайн-ресурса. Кроме того, не применялся комплексный подход в использовании медиаконтента как инструмента повышения мотивации к чтению и как средства обучения стратегиям чтения.
Поставленная проблема затрагивает следующие аспекты теоретического и практического уровней:
1. Результаты анализа научных работ позволяют сделать вывод о том, что на данный момент отсутствуют какие-либо работы, обобщающие опыт внедрения стратегиального подхода с использованием современных образовательных инструментов, таких как медиаконтент.
2. Практический уровень разработки проблемы связан с тем, что на образовательном рынке не представлены онлайн-ресурсы с медиаконтентом, посвящённым современным стратегиям чтения, который мог бы свободно использоваться для проведения внеурочных занятий у школьников среднего звена.
Объектом исследования, таким образом, является медиаконтент образовательных онлайн-ресурсов, а предметом - принципы его создания с целью обучения школьников современным стратегиям чтения.
Цель - выявить принципы создания медиаконтента для онлайн-ресурса по обучению учащихся современным стратегиям чтения.
Поставленная цель определила следующие задачи:
1) выявить проблемные аспекты в обучении школьников чтению на примере учебных текстов;
2) раскрыть сущность стратегиального подхода в чтении и особенности его применения в обучении стратегиям чтения школьников среднего звена на основе медиаконтента;
3) охарактеризовать особенности медиаконтента образовательного онлайн- ресурса;
4) проанализировать состояние современного рынка онлайн-образовательных
услуг;
5) описать принципы цифровой дидактики в обучении стратегиям чтения;
6) провести социологическое исследование (анкетирование) с целью выявления отношения школьников и педагогов к возможностям использования медиаконтента для обучения стратегиям чтения;
7) выделить принципы создания медиаконтента онлайн-ресурса по обучению учащихся среднего школьного звена стратегиям чтения;
8) разработать проект демоверсии материалов медиаконтента образовательного онлайн-ресурса и стратегию его продвижения.
Научная новизна исследования обусловлена выделением принципов создания медиаконтента онлайн-ресурса по обучению школьников современным стратегиям чтения, а также научным обоснованием возможности применения стратегиального похода к чтению в медиаобразовании школьников.
Теоретическая значимость определяется углублением научных знаний, связанных с раскрытием специфики применения медиаконтента онлайн-ресурса в практике обучения школьников стратегиям чтения. Полученные результаты представляют собой комплексную информацию, которая обобщает опыт как проектирования образовательных онлайн- ресурсов, так и медиаконтента, а также проецирует их на процесс обучения современным стратегиям чтения. Эти научные знания могут быть востребованы не только учителями- словесниками, но в силу своего междисциплинарного характера - другими педагогами- предметниками.
Практическая значимость связана с разрабатываемым продуктом, а именно медиаконтентом для онлайн-ресурса по современным стратегиям чтения. Разработка может применяться педагогами в обучении подростков и в проектировании собственного медиаконтента.
Основными методами, которые использовались в ходе работы над магистерской диссертацией, являются:
• общенаучные - анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, исторический, дедукция
• специальные - социологический опрос, SWOT-анализ; анализ сегмента современного рынка онлайн-обучения, проектный метод.
Материалами научного исследования послужила аналитика дистанционного обучения в пост-пандемическое время, выполненная А.А. Абрамовским и Л.Б.
Ребышевой , отмечающая шестикратный рост интереса к технологиям дистанционного образования после 2020-го года. Численные показатели роста рынка образовательных онлайн-услуг приводит М. Арановская . Для изучения сегмента рынка онлайн-образования были проанализированы исследования, проведённые крупнейшими поставщиками онлайн- курсов (Нетология) совместно с ВУЗами НИУ ВШЭ и НИ ТГУ
Материал для анализа читательских компетенций школьников составили результаты международного исследования PIRLS, интерпретируемые и описываемые М.И. Кузнецовой . Также был использован глубокий анализ исследования качества чтения, проведённого в рамках PISA-2018 среди подростков, представленный ФИОКО (Федеральный институт оценки качества образования).
В исследования также были проанализированы дидактические материалы: учебники по физике автора А.В. Пёрышкина, применяющиеся в общеобразовательных школах, в контексте их трансформации за последние десять лет. Кроме того, был изучен медиаконтент современных образовательных онлайн-ресурсов: Учи.ру, Образавр и др.
Структура диссертации включает введение, три главы - две теоретические и одна проектная, заключение, список использованной литературы, приложения. Логика содержания магистерской диссертации обусловлена необходимостью сначала обосновать проблемную ситуацию снижения качества чтения у подростков и определить методику для её решения, а далее представить наиболее эффективный, соответствующий современным образовательным потребностям школьников формат - медиаконтент для онлайн-ресурса.
В первой главе проанализирована проблема чтения современных школьников- подростков, исследован с исторической точки зрения стратегиальный подход, представлены и классифицированы, исходя из разных подходов, современные стратегии чтения. Кроме того, в рамках первой главы также обобщены особенности использования стратегиального подхода в образовательном процессе подростков (учеников среднего школьного звена).
Вторая глава исследования содержит исследование рынка образовательных онлайн- услуг и образовательного медиаконтента. В ней классифицированы и описаны форматы современных образовательных онлайн-ресурсов, представлены модели и инструменты обучения школьников, исследована роль медиаконтента в обучении и принципы цифровой дидактики, необходимые для создания медиаконтента по современным стратегиям чтения.
Третья глава посвящена проектной части исследования, в ней детально изложены концепция проекта и этапы его реализации. Кроме того, описан процесс разработки контент-стратегии продвижения медиаконтента для онлайн-ресурса по современным стратегиям чтения и демоверсия материалов, подведены итоги апробации, а также представлен анализ проектной деятельности и ее результатов.
Развитие онлайн-образования, появление новых инструментов и форматов для организации обучения, многообразие образовательного медиаконтента создают контраст между обучением классическим, традиционным, осуществляемым в школах, и обучением инновационным, транслируемым крупными онлайн-ресурсами. Современный учащийся среднего школьного звена существует в медиаполе, а основном языком коммуникации для него является медиаконтент в разных его проявлениях - от картинок до видеороликов. Письменная, текстовая коммуникация между школьниками утрачивается под действием трансформационных процессов в сети Интернет. Школьники, с одной стороны, пребывают в новой культурной среде, перенасыщенной разными видами «быстрого» и простого контента. С другой стороны, повышается социальное давление на поколение Z, заключающееся в необходимости получать большое количество как традиционных, так и современных знаний, умений и навыков.
Многообразие учебных предметов, высокая нагрузка в совокупности с клиповым мышлением и зависимостью от медиаконтента вызывают самое большое противоречие в жизни современного подростка. Снижается мотивация к обучению и чтению и отсутствует удовлетворение от традиционного чтения. Как следствие, утрачиваются навыки вдумчивого, внимательного чтения, критического анализа текстов, что подтверждается данными международных, российских исследований и опытом педагогов. Традиционные инструменты обучения школьников остаются актуальными, но не удовлетворяют всех образовательных потребностей подростков, принадлежащих к поколению Z. Несмотря на их универсальность, они создают дополнительную учебную нагрузку для педагогов, которым нужно адаптировать методики под конкретный урок.
В рамках первой главы магистерской диссертации был проанализирован в диахроническом и синхронических аспектах стратегиальный подход с целью убедиться в эффективности его применения для обучения современных школьников-подростков. Данные, полученные из научных публикаций отечественных ученых и западных коллег, указывают на успешный опыт применения стратегий чтения у читателей разных возрастных групп. Стратегии чтения позволяют формировать навыки осознанного чтения, стимулировать развитие критического мышления и повышать эффективность понимания прочитанного.
Предположение, что современные методики обучения чтению, такие как стратегии чтения, могут стать потенциально эффективным инструментом трансформации мышления школьников, верно лишь частично. Ведь современная методика, являющаяся также универсальной и зарекомендовавшей себя в западных и восточных образовательных 104
практиках, сама по себе требует и подготовки педагогических кадров, и проектирования образовательных курсов, и адаптации материалов. Это трудоёмкий, сложный процесс, практически неосуществимый в рамках интенсивного образовательного процесса.
Анализ образовательного рынка, проведённый во второй главе исследования, показал, что медиаконтент становится востребованным инструментом обучения, образовательные онлайн-ресурсы, исходя из результатов аналитики рынка, приобретают большое количество аудитории, потому что применяют принципы цифровой дидактики, используют контент-маркетинг и доносят информацию лаконично и красочно. Аудитория частных образовательных школ и количество потребителей дополнительных образовательных услуг возрастают, что указывает на стремление современных школьников учиться, но иными методами. Таким образом, перед нами стояла задача - обобщить опыт внедрения и стратегиального подхода, и образовательного медиаконтента, который мог бы распространяться с помощью специализированного онлайн-ресурса.
Чтобы синтезировать инновационные подходы к обучению чтению и цифровые инструменты обучения, нами был разработан мастер-класс по современным стратегиям чтения, сконцентрированный вокруг работы с научно-популярной междисциплинарной статьей.
В рамках подготовки демоверсии для проведения мастер-класса по современным стратегиям чтения для школьников среднего звена были подготовлены:
• рабочий лист с заданиями, QR-кодами и алгоритмами по использованию стратегий чтения;
• презентация, сопровождающая работу с рабочим листом, дополненная примерами использования стратегий и заданий на логику;
• обложка демоверсии для размещения её на образовательных ресурсах;
• интерактивное задание (тест);
• методическая справка для педагога, включающая пошаговый план урока.
Кроме того, были подобраны медиаматериалы, сопровождающие занятия. Например, образовательный ролик, доступ к которому осуществляется по QR-коду.
Результат проведения занятий с использованием комплекта образовательных материалов, в том числе медиаконтента, был продуктивным. Задействование разных форм (индивидуальная, парная, групповая) и приёмов обучения (схема, опрос, задания на логику и др.), сопровождаемых красочными материалами, интерактивами и графическим контентом повысило мотивацию обучающихся, обеспечив полное включение учащихся в процесс обучения.
Наличие в комплекте материалов не только рабочего листа и презентации для ведения занятия, но и методической справки с планом занятия, подробными описаниями стратегий чтения, их назначения, цели и задач, а также пошагового плана проведения урока свело к минимуму подготовку учителя к проведению урока по современным стратегиям чтения. Высокое качество материалов и медиаконтента, а также возможность использовать чёрно-белую версию рабочего листа, чтобы избежать потери контрастности при печати на разных принтерах позволяют избежать технических проблем при подготовке урока.
Материалы были размещены в открытом доступе, а дальнейшая судьба проекта зависит от их востребованности. Несмотря на высокую степень неопределённости, связанную с достаточно низкой популярностью стратегиального подхода (по данным Яндекс.Вордстат), были также проработаны концепт будущего онлайн-ресурса и контент- стратегия. Они создавались с учётом нативного продвижения стратегий чтения: таким образом, мы предлагаем не просто научиться применять стратегии чтения, а повысить с их помощью успеваемость, продуктивность и эффективность выполнения заданий.
Таким образом, на основе обобщения опыта исследовательской и практической работы были также сформулированы следующие принципы создания медиаконтента для онлайн-ресурса по современным стратегиям чтения:
1) разработка начинается с исследования целевой аудитории;
2) в подборе образовательных методик необходимо опираться на современные методы, решающие поставленные образовательные задачи и интегрирующие традиционные приемы обучения с инновациями;
3) для планирования и контроля выполнения задач требуется проработка концепции продукта и мониторинг деятельности по реализации проекта;
4) для того, чтобы оценить применимость на практике и востребованность разрабатываемого продукта, целесообразно создать и протестировать демоверсию продукта;
5) при создании демоверсии достаточно использовать бесплатные сервисы и инструменты;
6) подтверждать актуальность и эффективность продукта с помощью данных качественных и количественных исследований.
Обобщённый и систематизированный опыт применения стратегий чтения и образовательного медиаконтента несёт как теоретическую, так и практическую ценность. Разработанные медиаматериалы могут свободно использоваться педагогами, а образ онлайн-ресурса и контент-стратегия, в случае достаточно высокой востребованности бесплатной демоверсии, могут быть реализованы в рамках полноценного коммерческого проекта.
Перспективами в разработке темы могут стать:
• в теоретическом аспекте - изучение стратегиального подхода в рамках обучения старшеклассников, в том числе при подготовке к государственным экзаменам по русскому языку и литературе;
• в практическом аспекте - создание образовательного онлайн-ресурса на основе применения стратегиального подхода для развития читательских компетенций студентов.