ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ-КИТАИСТОВ С ПОМОЩЬЮ ПОДКАСТОВ 11
1.1 Особенности иноязычной подготовки студентов-китаистов в свете
современных требований образовательной среды 11
1.2 Развитие аудитивной компетенции китайского языка как одного из
видов иноязычной коммуникации 20
1.3 Подкастинг как средство развития аудитивной компетенции в
современной цифровой среде 27
Выводы по главе 1 35
Глава 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ АУДИТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-КИТАИСТОВ НА ОСНОВЕ ПОДКАСТИНГА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ 37
2.1 Дидактический потенциал подкастинга в развитии аудитивной
компетенции китайского языка 37
2.2 Методика использования подкастов для развития аудитивной
компетенции студентов-китаистов 49
2.3 Апробация технологии работы с подкастом для развития аудитивной компетенции студентов-китаистов и анализ полученных результатов 60
Выводы по главе 2 68
Заключение 70
Список использованных источников и литературы
Актуальность исследования. В последние годы интерес к китайскому языку в России значительно вырос. По данным комитета Совфеда, в России изучают китайский язык в 368 учебных заведениях разных уровней — от начальных школ до вузов. Согласно данным информационного агентства «Коммерсантъ» [7], в 2019 г. китайский язык был добавлен в единый государственный экзамен (ЕГЭ), на тот момент его изучали порядка 17 тыс. учащихся в старших классах. В 2021 г. количество изучающих китайский язык увеличилось до 91 тыс. человек. В 2019 году китайский язык был включен в перечень ЕГЭ, что также свидетельствует о его растущей значимости. Количество сдающих ЕГЭ по китайскому языку также неуклонно растет, хоть и отстает от «традиционных» иностранных языков.
В связи с развитием российско-китайского сотрудничества увеличивается количество учебных заведений, осуществляющих преподавания китайскому языку, и данная тенденция способствует активному развитию методик преподавания китайского языка.
Важно отметить, что информационно-коммуникационные технологии играют все более важную роль в образовательном процессе. Вопрос применения цифровых технологий за последние несколько лет был широко освещен в научных статьях и исследованиях. Проблему использования цифровых технологий в образовании изучали такие исследователи и педагоги, как Л.В. Шмелькова [68], Е.Л. Вартанова [6], А. Марей [31], Л.В. Орлова [33], А.Ю. Уваров [62] и другие. Традиционные методы изучения китайского языка уже не соответствуют требованиям современного образования, требующего активного вовлечения студентов и формирования коммуникативных навыков. В связи с этим актуальным является одно из перспективных направлений - использование технологии подкастинга для развития навыков аудирования у студентов, изучающих китайский язык. Необходимо оценить эффективность такого подхода, выявить его преимущества и недостатки, а также возможные проблемы, с которыми может столкнуться преподаватель при его использовании.
Кроме того, в современных условиях владение иностранным языком, в частности китайским, предполагает не только знание грамматики и лексики, но и, прежде всего, сформированность коммуникативной компетенции. Одним из ключевых компонентов последней являются навыки аудирования - способность воспринимать и понимать иноязычную речь на слух.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 "Лингвистика" (уровень бакалавриата), а также Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.02 "Лингвистика" (уровень магистратуры) выдвигают высокие требования к уровню развития аудитивных навыков у выпускников -лингвистов. Однако, несмотря на обозначенные требования, на практике наблюдается ряд проблем, свидетельствующих о недостаточной сформированности аудитивных навыков у студентов-китаистов.
В этой связи возникают противоречия на:
1. Социальном уровне: между возрастающими требованиями работодателей к уровню владения китайским языком у выпускников в условиях активного российско-китайского сотрудничества, предполагающими высокую степень сформированности аудитивных навыков для успешной профессиональной коммуникации, и существующим уровнем подготовки студентов-китаистов, который в ряде случаев не обеспечивает необходимой аудитивной компетенции, затрудняя их интеграцию в профессиональную среду.
2. Теоретическом уровне: между необходимостью интеграции инновационных технологий в процесс обучения иностранным языкам и недостаточной теоретической разработанностью методики применения подкастинга в обучении китайскому языку.
3. Методическом уровне: между потребностью в эффективных методах развития аудитивных навыков у студентов -китаистов и отсутствием достаточной методической базы по использованию подкастинга в обучении.
Научная проблема: какова методика развития аудитивной компетенции у студентов-китаистов с помощью подкастов?
Степень научной разработанности темы. Вопросам обучения китайскому языку посвящены работы К.В. Волкова [8], Т.Л. Гурулевой [12], Н.А. Деминой [15], И.В. Кочергина [22] и др.
Подкастам в обучению иностранному языку также занимался ряд ученых. Например, Е. Ю. Малушко определяет подкаст как «звуковой или видеофайл, который распространяется бесплатно через Интернет для массового прослушивания или просмотра» [30]. П.В. Сысоев акцентирует внимание на возможности применения подкаста в обучении иностранному языку и трактует его как «аудио- или видеозапись, сделанную любым человеком и доступную для прослушивания или просмотра во всемирной сети» [57].
Н. В. Осипова в своей статье «Возможности применения подкастов для развития навыков аудирования и говорения при обучении китайскому языку» [40] пришла к выводу, что подкасты обладают потенциальными возможностями для развития устных видов речевой деятельности при обучении иностранному языку. Использование подкастов на китайском языке способствует комплексному развитию аудитивных навыков, в том числе: улучшению восприятия быстрой разговорной речи; расширению словарного запаса за счет усвоения актуальных лексических единиц и фраз в контексте; закреплению грамматических конструкций; развитию навыков коммуникации в процессе обсуждения материалов подкаста с другими участниками, что служит симуляцией реального диалога.
Ранее Аникина Ж. С. [1] изучала технологии развития умений учебной автономии у студентов вуза при обучении иностранному языку с использованием подкастов. Соломатина А. Г. разработала научно - обоснованную и экспериментально-проверенную методику развития умений говорения и аудирования учащихся посредством учебных подкастов [46].
Степень изученности темы «Обучение китайскому языку с использованием подкастов» свидетельствует о том, что ранее не проводились исследования по проверке эффективности упражнений для русскоязычных студентов-китаистов по использованию подкастов.
Объект исследования — процесс развития аудитивной компетенции студентов-китаистов в современной цифровой среде.
Предмет исследования — методика развития аудитивной компетенции студентов-китаистов на основе использования подкастов.
Цель исследования заключается в разработке теоретически обоснованной и эффективной методики развития аудитивной компетенции студентов-китаистов с помощью инструментов цифровой среды.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс обучения аудированию студентов-китаистов будет наиболее эффективным, если:
• аудирование будет рассматриваться не просто как восприятие устной речи, а как комплексный когнитивный процесс, включающий активное прогнозирование, идентификацию ключевых смысловых блоков и использование контекстуальных опор;
• разработанная методика будет направлена на поэтапное
формирование всех составляющих аудитивной компетенции;.
• методика будет разработана с учетом специфики китайского языка и основываться на применении аутентичного подкаста, включать комплекс упражнений для развития различных аспектов аудирования (фонетического, лексико-грамматического, смыслового).
Поставленная цель исследования требует решения следующих задач:
1. Установить особенности иноязычной подготовки студентов - китаистов в свете современных требований образовательной среды.
2. Раскрыть специфику обучения аудитивной компетенции китайского языка как одного из видов иноязычной коммуникации.
3. Описать подкастинг как средство развития аудитивных навыков в обучении аудированию в современной цифровой среде.
4. Выявить дидактический потенциал подкастинга в развитии аудитивных умений студентов-китаистов и определить возможные методические подходы к его интеграции в образовательный процесс.
5. Определить этапы работы с подкастами на занятиях по китайскому языку. Разработать методику для развития аудитивной компетенции с использованием подкастов
6. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики развития аудитивной компетенции студентов-китаистов на основе подкастинга и провести анализ полученных результатов.
Методологическая основа исследования: компетентностный (В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова); деятельностный (Л.С. Выготский); коммуникативный (Н.Д. Гальскова, И.Л. Бим, Т.Г. Чарчоглян); когнитивный (В. З. Демьянков, Е. С. Кубрякова, Ю. А. Ситнов); личностно-ориентированный (Б.Г. Ананьев, Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.) подходы.
Теоретической основой исследования стали следующие научные труды рассматривающие:
- аудирование как сложный когнитивный процесс (А. А. Леонтьев, В.А. Цыбанева);
- психолингвистические аспекты восприятия иностранной речи (И.А. Зимняя, Г.В. Рогова, Н. И. Жинкин);
- особенности восприятия китайской речи русскоязычными студентами (Т.Л. Гурулева, И.В. Кочергин, Чжэн Бэйбэй);
- мотивационные и когнитивные аспекты восприятия речи (Х. Хекхаузен, Е.И. Рогов);
- развитие аудитивной компетенции в условиях мультимодального и когнитивного подхода (Sukjairungwattana P., Wong Y.K.).
- применение ИКТ в лингводидактике (А.А. Андреев, М.Н. Естигнеев, О.В. Зайцева, О.А. Обдалова, П.В. Сысоев, С.В. Титова, D. Gonzalez, P. Anderson);
- цифровая среда как фактор повышения мотивации студентов и эффективности обучения (А.Ю. Уваров, О.А. Обдалова, Л.В. Орлова, Е.В. Тихонова);
- влияние мультимедийных форматов на восприятие и усвоение иностранной речи (С.С. Смирнов, Е.Л. Вартанова);
- влияние образовательной среды вуза на личностное развитие студента (В.Л. Кургузов, Е.Б. Лактионова, Т.Н. Гущина);
- подкасты как средство развития аудитивных навыков (Ж.С. Аникина, Е.Ю. Малушко, О.А. Обдалова, А.Г. Соломатина, G. Salmon, G. Stanley, К.А. Клочко, Л.И. Агафонова, Rosell-Aguilar F., Hammersley B., Gardner H., Е.А. Барашкина, А.В. Филатова, С.Д. Дзекиш, О.С. Горицкая, А.П. Пузанов);
- методы активного и задачно-ориентированного обучения (Han Z., Evans C., Сюй Сяо И.);
- цифровую лингвообразовательную среду и её компоненты (О.А. Обдалова, Д.Е. Онорин, Л.В. Сухова, К.Э. Безукладников).
Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы, сравнительный и системный анализ методик развития аудитивной компетенции); эмпирические (наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов); статистические (обработка экспериментальных данных, анализ динамики развития аудитивной компетенции у студентов).
Научная новизна данного исследования заключается в том, что:
- разработан комплексный подход к формированию аудитивной компетенции студентов-китаистов на основе использования подкастов;
- предложена многоуровневая, когнитивно обоснованная методика работы с аутентичным аудиоконтентом, учитывающая индивидуальные особенности обучающихся, специфику китайского языка, а также интеграцию учебного и реального контекста;
- впервые проведён всесторонний анализ влияния различных форматов и уровней сложности подкастов на восприятие китайской речи русскоязычными студентами;
- разработаны критерии отбора подкастов для обучения китайскому языку как иностранному и принципы их интеграции в учебный процесс;
- уточнено понятие аудитивной компетенции применительно к китайскому языку как иероглифическому и тональному языку, с выявлением универсальных и специфических компонентов;
- рассмотрена аудитивная компетенция как сложное, многоуровневое образование, интегрирующее когнитивные, лингводидактические и цифровые подходы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- уточнены теоретико-методические основы использования подкастов в процессе обучения китайскому языку;
- расширены научные представления о структуре и содержании аудитивной компетенции при восприятии китайской речи;
- обоснована роль когнитивных и мотивационных факторов в развитии навыков аудирования на китайском языке;
- сформулированы методические принципы построения системы упражнений, направленных на развитие фонетического, лексико-грамматического и смыслового аспектов аудирования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- разработаны дидактические материалы и методика работы с ними с использованием китайского подкаста, направленная на развитие аудитивных умений студентов;
- предложены методические рекомендации для преподавателей китайского языка по применению подкастов в учебном процессе;
- созданы условия для повышения эффективности преподавания китайского языка, развития мотивации, самостоятельности и продуктивной речевой деятельности студентов;
- обоснована возможность использования результатов исследования в образовательной практике, при составлении учебно-методических пособий и цифровых обучающих материалов.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав и выводов к ним, заключения, списка использованных источников и литературы.
Проведённое исследование было направлено на решение актуальной педагогической задачи — развитие аудитивной компетенции студентов- китаистов с использованием подкастов как современного цифрового инструмента. На теоретическом уровне был проанализирован дидактический потенциал подкастинга, рассмотрены особенности аудитивной компетенции и аудирования на китайском языке, а также изучены научные подходы к обучению иноязычному восприятию речи на слух.
В ходе практической части была разработана и апробирована методика развития аудитивной компетенции с использованием подкастов, включающая поэтапную работу с аутентичными аудиоматериалами. Основное внимание уделялось развитию фонетических, лексико - грамматических и семантических аспектов аудитивной деятельности и выделенных нами компонентов аудитивной компетенции. Для оценки эффективности методики был проведён педагогический эксперимент, в котором приняли участие студенты-китаисты. Разработка и применение критериев с чёткими дескрипторами позволили обеспечить объективную диагностику результатов.
Результаты исследования показали, что систематическое использование подкастов в учебном процессе способствует формированию устойчивых аудитивных умений, повышает уровень мотивации студентов, улучшает понимание иноязычной речи и стимулирует развитие общей коммуникативной компетенции. Таким образом, подкастинг может рассматриваться как эффективное средство модернизации методики преподавания китайского языка в вузах.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения разработанной методики в образовательных учреждениях, реализующих программы подготовки востоковедов, лингвистов и преподавателей китайского языка. Представленные материалы могут быть использованы при составлении учебных курсов, разработке заданий для аудиторной и внеаудиторной работы, а также в повышении квалификации преподавателей.
Перспективы дальнейших исследований видятся в углублённом изучении влияния подкастов различных жанров и форматов на формирование отдельных компонентов иноязычной компетенции, а также в расширении экспериментальной базы с участием студентов разных уровней языковой подготовки.
1. Аникина Ж. С. Технология развития умений учебной автономии у студентов неязыковых специальностей при обучении иностранному языку с использованием подкастов / Ж. С. Аникина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 6 (24), ч. II. - С. 31-34. - Режим доступа: http://www.gramota.net/materials/2/2013/6-2/6.html, свободный. - Дата обращения: 17.06.2025.
2. Агафонова Л.И. Дидактико-методические особенности использования подкастов при обучении иностраннму языку в вузе / Л.И. Агафонова, Ж.С. Аникина // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.OfflineLetters): электронный научный журнал. Декабрь 2011, ART 1703. СПб., 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2011/1703.htm.
3. Барашкина Е. А., Горшкова Л. А., Лабутина В. В. Коммуникативные стратегии подкастинга / Е. А. Барашкина, Л. А. Горшкова, В. В. Лабутина // Знак : проблемное поле медиаобразования. - 2021. - №4 (42). - С. 113-121. (дата обращения: 14.03.2024).
4. Безукладников К. Э. Электронное обучение как способ оптимизации образовательного процесса по иностранному языку в военном вузе в контексте цифровой трансформации образования // Язык и культура. - 2022. - №58. - С. 128-149.
5. Бим И. Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. - М. : Просвещение, 1988.
6. Вартанова Е.Л. Индустрия российских медиа: цифровое будущее: академическая монография / Е.Л. Вартанова, А.В. Вырковский, М.И. Максеенко, С.С. Смирнов. М.: МедиаМир, 2017. 160 с.
7. Васильева Д., ГиршийА., Комаров А. Великая китайская грамота /
«Коммерсантъ». — 11.06.2023. — URL:
https://www.kommersant.ru/doc/6030215(дата обращения: 17.06.2025).
8. Волков К.В. Современные методики обучения китайскому языку: анализ практического опыта // Международный журнал экспериментального образования. 2017. N° 4-2. С. 96-99. URL: https://expeducation. ru/ru/article/view?id=11445 (дата обращения: 14.05.2025).
9. Выготский Л. С. Разум в обществе: развитие высших психологических процессов. - Лондон: Изд-во Гарвардского университета, 1978.
10. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : АРКТИ, 2003. - 192 с.
11. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. - М. : Академия, 2009.
12. Горицкая О. С. Новые образовательные технологии: подкасты [Электронный ресурс] / И. Г. Вольвачева, О. С. Горицкая. - Режим доступа: http://www.world.russianforall.ru/upload/iblock/3eb/volvachovagoritskaya.doc(дата обращения: 14.04.2025).
13. Гурулева Т. Л. Подходы к обучению китайскому языку в аспекте формирования межкультурной образовательной парадигмы // Язык и культура. - 2021. - №54. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7podhody-k- obucheniyu-kitayskomu-yazyku-v-aspekte-formirovaniya-mezhkulturnoy- obrazovatelnoy-paradigmy(дата обращения: 14.04.2025).
14. Гущина Т. Н. Педагогическая сущность феномена «образовательная среда»: по материалам исследования // Общество. Среда. Развитие. - 2011. - №4. - С. 187-190.
15. Демина Н.А. Методика преподавания практического китайского языка. 2-е изд., испр. и доп. М.: Вост. лит. 2006. 88 с.
16. Демьянков В. З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода / В. З. Демьянков // Вопросы языкознания. - 1994. -№ 4. - С. 17-33.
17. Дзекиш С. Дидактический потенциал технологии подкастов при обучении иностранному языку в вузе // The Use of Modern Educational and Informational Technologies for the Training of Professional Competences of the Students in Higher Education Institutions: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Profadapt_FCP), 6-7 декабря 2019 г., Государственный университет «Алеку Руссо», г. Бэлць, Республика Молдова. Бэлць: Alecu Russo Balti State University, 2019. C.294-297
18. Звегинцев В. А. Л. В. Щерба и В. Гумбольдт // Теория языка, методы его исследования и преподавания. - Л.: Наука, 1981. - С. 97-102.
19. Капранчикова К.В. Дидактические свойства и методические функции мобильных технологий в обучении иностранному языку // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - № 1(129). - С. 49-56. - EDN THLISV.
20. Каптурова Е. С. Педагогические условия формирования иноязычной аудитивной компетенции будущих лингвистов в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - Орел, 2013. - 23 с.
21. Клочко К. А., Гиниятуллина А. А. Использование подкастов в обучении аудированию на иностранном языке // Проблемы романо- германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. - 2023. - № 19. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7ispolzovanie- podkastov-v-obuchenii-audirovaniyu-na-inostrannom-yazyke(дата обращения: 14.04.2025).
22. Кочергин И. В. Очерки методики обучения китайскому языку: научное издание. - М. : Муравей, 2000. - 160 с.
23. Кочкина З. А. Аудирование: что это такое? / З. А. Кочкина // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 8. - С. 12a-18a. - EDN JXTMWT.
24. Кубрякова О когнитивной лингвистике и семантике термина «Когнитивный» // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2001. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-kognitivnoy- lingvistike-i-semantike-termina-kognitivnyy(дата обращения: 14.05.2025).
25. Кудинова О.А., Кудинова В.И. Преподавание иностранного языка с использованием цифровых средств телеколлаборации // Russian Journal of Education and Psychology. Том 13, № 6 (2022). С. 93-105. DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-6-93-105
26. Кургузов В. Л. Гуманитарная культура в системе высшего технического образования : автореф. дис. ... докт. культурол. наук. - Москва, 2015. - 54 с.
27. Лактионова Е. Б. Образовательная среда как условие развития личности ее субъектов // Известия Российского государственного педагогического ун-та им. А. И. Герцена. - 2010. - № 128. - С. 40-54.
28. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения : в 2 т. Т. 2. — М. : Педагогика, 1983. — С. 94-231.
29. Малушко Е. Ю. Критерии отбора подкастов для формирования иноязычной аудитивной компетенции у студентов вузов // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. - № 6. - С. 146-152.
30. Малушко Е. Ю. Подкасты: преимущества и сложности применения в обучении иностранному языку. - М. : 2011. - С. 347-349.
31. Марей А. Цифровизация как изменение парадигмы // Boston
Consulting Group. URL: https://www.bcg.com/ru-ru/about/bcg-
review/digitalization (дата обращения: 14.05.2025).
32. Ма Жунюй Особенности формирования межкультурной
коммуникативной компетенции при обучении китайскому языку: автореферат дис. канд. наук : 13.00.02 / Жунюй Ма ; науч. рук. Л. И.
Корнеева Урал. фед. ун-т. им. первого Президента России Б. Н. Ельцина - Екатеринбург, 2016 - С. 5.
33. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды / И. В. Авадаева, С. К. Анисимова-Ткалич, Е. В. Везетиу [и др.]. — Нижний Новгород : НОО "Профессиональная наука", 2018. — 174 с. — ISBN 978-5-907072-17-6. — EDN XUCTWP.
34. Мильруд Р. П. Компетентность в изучении языка / Р. П. Мильруд // Иностранный язык в школе. — 2004. — № 7. — С. 20-26.
35. Обдалова О. А. Аудирование как средство обучения иноязычному общению студентов естественнонаучных факультетов на начальном этапе : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Обдалова Ольга Андреевна. - Томск : [б. и.], 2001. URL: http://vital.lib.tsu.rU/vital/access/manager/Repository/vtls:000515708
36. Обдалова О. А. Информационно-образовательная среда как средство и условие обучения иностранному языку в современных условиях // Язык и культура. - 2009. - № 1 (5). - С. 93-101.
37. Обдалова О. А. Обучение аудированию как средство развития
коммуникативного потенциала обучаемых // Вестн. Том. гос. ун-та. 2003. №277. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-audirovaniyu-kak-
sredstvo-razvitiya-kommunikativnogo-potentsiala-obuchaemyh (дата обращения: 14.05.2025).
38. Онорин Д. Е. Лингвообразовательная среда как обязательное условие эффективного формирования самостоятельности взрослых в иноязычном обучении [Электронный ресурс] // Мир науки. - 2017. - Т. 5, № 3.
- URL: http://mir-nauki.com/PDF/58PDMN317.pdf(дата обращения:
14.04.2025).
39. Опарина, Е. А. Методика обучения иностранным языкам в схемах и таблицах: Конспекты лекций / Е.Н. Опарина; Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2005. - 40 с.
40. Осипова, Н. В. Возможности применения подкастов для развития навыков аудирования и говорения при обучении китайскому языку / Н. В. Осипова, Л. А. Осипов // Russian Journal of Education and Psychology. - 2023.
- № 2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-
primeneniya-podkastov-dlya-razvitiya-navykov-audirovaniya-i-govoreniya-pri- obuchenii-kitayskomu-yazyku, свободный. - Дата обращения: 14.05.2025.
41. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению : Пособие для учителей иностр. яз. / Е. И. Пассов. - М. : Просвещение, 1985. - С. 208.
42. Петрова Е. Ю. Использование подкастов в образовательном процессе // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. - 2013. - № 2 (12). - С. 96-101.
43. Прокопьева С. И. Иноязычная аудитивная компетенция как
дидактическая категория обучения иностранному языку // Образовательный вестник «Сознание». 2017. №11. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/inoyazychnaya-auditivnaya-kompetentsiya-kak- didakticheskaya-kategoriya-obucheniya-inostrannomu-yazyku(дата обращения: 17.06.2025)
44. Пузанов А. П. Китайский язык в современном мире // Филология, лингвистика и лингводидактика: вопросы теории и практики : сборник по материалам всероссийской конференции. - Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2020. - С. 90-93.
45. Рахимова Р.Э. Подкаст средство интерактивной коммуникации в обучении иностранному языку // ORIENSS. 2022. № Special Issue 20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podkast-sredstvo-interaktivnoy-kommunikatsii-v- obuchenii-inostrannomu-yazyku(дата обращения: 14.05.2025).
46. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. - М. : Просвещение, 1988.
47. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии / С.Л. Рубинштейн. - Москва: Издательство Академии наук СССР, 1959. - 351 с.
48. Сапух Т. В. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции бакалавров посредством подкастов / Т. В. Сапух // Азимут научных исследований: педагогика и психология - 2016 - №3 - С. 150-153.
49. Ситнов, Ю. А. Коммуникативно-когнитивный подход к развитию грамматической компетенции студентов-лингвистов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Ю. А. Ситнов ; ПГЛУ. - Пятигорск, 2005. - 36 с.
50. Соболева Ж. С. Возможности цифровой языковой образовательной среды при обучении китайскому языку / Ж. С. Соболева // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. - 2023.
- Т. 17, № 2. - С. 183-188. - Библиогр.: с. 187 (10 назв.).
51. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 238 с.
52. Соломатина А.Г. Методика развития умений говорения и аудирования учащихся посредством учебных подкастов (английский язык, базовый уровень): Авторфе. дис. ... канд. пед. наук. М. : МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011.
53. Соломатина А. Г. Учебные подкасты как средство развития умений говорения и аудирования учащихся. - М. : 2011. - С. 102-104.
54. Сухова Л. В. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку и языковая парасреда как его системно-образующий фактор // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 5. - С. 15-18.
55. Сысоев П. В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. - 2012. - № 4 (20). - С. 115-127.
56. Сысоев П. В. Направления и перспективы информатизации языкового образования // Высшее образование в России. - 2013. - №10. - С. 90-97.
57. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий : учебно-методич. пособие для учителей, аспирантов и студентов. - Ростов н/Д. : Феникс ; М. : Глосса-Пресс, 2010. - 182 с.
58. Сысоев П. В. Подкасты в обучении иностранному языку. - М. : 2014.
- С. 189-201.
59. Сюй Сяо И. Проблемы преподавания фонетики китайского языка русским студентам / Сяо И Сюй. — Текст: непосредственный // Молодой
ученый. — 2011. — № 12 (35). — С. Т.2. 141-144. — URL:
https://moluch.ru/archive/35/4062/(дата обращения: 14.04.2025).
60. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практики. - М.: МГУ, 2009.
61. Тихонова Е. В., Гао Ц., Акулина К. В. Применение цифровых образовательных платформ в процессе подготовки студентов-переводчиков: обзор цифровых решений Китая // Язык и культура. - 2022. - № 59. - С. 286¬297.
62. Уваров А. Ю. На пути к цифровой трансформации школы. — М.: Образование и Информатика, 2018. — 120 с.
63. Филатова А. В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий : для студентов языковых специальностей вузов. - М., 2009. - 197 с.
64. Цыбанева В. А. Модульное обучение иноязычной аудитивной компетенции студентов-лингвистов : дис. ... канд. пед. наук. - Пятигорск, 2009. - 185 с.
65. Чарчоглян Т. Г., Ли Ч., Садиева А. Н. Трудности аудирования при
обучении русскоговорящих учащихся китайскому языку // Образовательные ресурсы и технологии. - 2020. - №2 (31). - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/trudnosti-audirovaniya-pri-obuchenii- russkogovoryaschih-uchaschihsya-kitayskomu-yazyku (дата обращения:
14.04.2025).
66. Черник Н. Н. Проблема интерференции при овладении фонетикой
китайского языка носителями белорусского и русского языков / Н. Н. Черник // Иностранные языки: инновации, перспективы исследования и
преподавания [Электронный ресурс]: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 21-22 марта 2019 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: Е. А. Пригодич (отв. ред.) [и др.]. - Минск : БГУ, 2019. - С. 124-133.
67. Чжэн Бэйбэй, Корнеева Л. И. Обучение навыкам аудирования в процессе изучения китайского языка как иностранного русскими студентами - лингвистами // Современные направления профессиональной языковой подготовки лингвистов-переводчиков и преподавателей иностранного языка в вузе : сборник материалов междунар. науч.-практ. конференции, посвященной 25-летию образования кафедры иностранных языков и перевода УрФУ (Екатеринбург, 24-25 ноября 2022 г.). - Екатеринбург : Изд-во «Ажур», 2023. - С. 126-131.
68. Шмелькова Л.В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. — 2016. — № 8.
69. Щерба Л. В. Преподавание языков в школе. Общие вопросы методики: учебное пособие для студентов филологических факультетов. - 3¬е изд., испр. и доп. - М.: МГУ, 2002.
70. Budiasningrum R. S., Rosita R. Using Podcasts to Improve Listening and Speaking Skills: Literature Review // JOLADU: Journal of Language Education. - 2022. - 1(1). - С. 13-20.
71. Evans C. The effectiveness of m-learning in the form of podcast revision lectures in higher education // Computers & Education. - 2008. - Т. 50. - С. 491¬498.
72. Gardner H. Estructuras de la mente: la teoria de las inteligencias multiples [Structures of the Mind: The Theory of Multiple Intelligences]. - Santafe de Bogota : Fondo de Cultura Economica, 1994.
73. Gong Y., Lyu B., Gao X. Research on teaching Chinese as a second or
foreign language in and outside mainland China: A bibliometric analysis // The Asia-Pacific Education Researcher. - 2018. - 27(4). - С. 277-289.
https ://doi.org/10.1007/s40299-018-0385-2
74. Hammersley В. Audible revolution [Электронный ресурс] // The
Guardian : [сайт]. - URL:
https://www.theguardian.com/media/2004/feb/12/broadcasting.digitalmedia (дата обращения: 14.04.2025).
75. Han Z. Task-Based Learning in Task-Based Teaching: Training Teachers of Chinese as a Foreign Language // Annual Review of Applied Linguistics. - 2018. - Т. 38. - С. 162-186. doi:10.1017/S026719051800003X
76. Hasan M., Hoon T. B. Podcast applications in language learning: A review of recent studies // English Language Teaching. - 2013. - 6(2). - С. 128¬135.
77. Phillips B. Student-produced podcasts in language learning: exploring student perceptions of podcast activities // IAFOR Journal of Education. - 2017. - Vol. 5, № 3. - С. 157-169.
78. Ralph J., Olsen S. Podcasting as an educational building block in academic libraries // Australian Academic & Research Libraries. - 2013. - 38(4). - С. 270-279. https://doi.org/10.1080/00048623.2007.10721309
79. Ramirez M. The Use of Podcasts for Language Learning: A Systematic Review of Literature // International Journal of English Language Studies. - 2024. - 6(1). - С. 47-53. https://doi.org/10.32996/ijels.2024.6.1.4
80. Rosell-Aguilar F. Top of the Pods — In Search of a Podcasting “Podagogy” for Language Learning // Computer Assisted Language Learning. - 2007. - 20(5). - С. 471-492.
81. Sukjairungwattana P. Improving Chinese listening ability through
workload-based learning with multimedia in Thai universities // Journal of Language Teaching and Research. - 2023. - Vol. 15, № 1. - DOI:
https://doi.org/10.17507/jltr.1501.36.
82. The MaoMi Chinese Podcast. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://maomichinese.com/podcast
83. Yu Z., Xu W. A meta-analysis and systematic review of the effect of
virtual reality technology on users’ learning outcomes // Computer Applications in Engineering Education. - 2022. - 30(5). - С. 1470-1484.
https://doi.org/10.1002/cae.22532
84. Wong Y. K. Developmental relations between listening and reading comprehension in young Chinese language learners: a longitudinal study // Journal
of Psycholinguistic Research. - 2021. - 50(2). - С. 261-273.
https://doi.org/10.1007/s10936-018-9619-y
85. Zhong W., Muyunda G., Cheng J. Epistemological beliefs and conceptions about language teaching and learning: a study of secondary school non-native learners and teachers of Mandarin Chinese in Zambia // Asian-Pacific Journal of Second and Foreign Language Education. - 2021. - 6(1). - С. 1-17. https://doi.org/10.1186/s40862-021-00117-2
86. Zou D., Luo S., Xie H., Hwang G. J. A systematic review of research on flipped language classrooms: theoretical foundations, learning activities, tools, research topics and findings // Computer Assisted Language Learning. - 2020. - 35. - С. 1-27. doi:10.1080/09588221.2020.1839502