Введение 7
1. Система социальной защиты населения в Томской области 23
1.1. Структура органов социальной защиты населения Томской области 23
1.2. Законодательно-нормативная документация в области социального
обеспечения 29
2. Работа с документами в органах социальной защиты населения
Томской области 38
2.1 Документационное обеспечение деятельности Департамента социальной защиты населения Томской области 38
2.2. Пути совершенствования работы с документацией в Департаменте
социальной защиты населения Томской области 67
Заключение 75
Список использованных источников и литературы 80
Приложение А Интервью 98
Приложение Б Инструкция по делопроизводству ДСЗН ТО 100
Приложение В Акт передачи документа 122
Приложение Г Угловой бланк письма 123
Приложение Д Образец оформления протокола 124
Приложение Ж Форма номенклатуры дел 125
Приложение И Акт о выделении к уничтожению дел 126
Приложение К Форма акта о сдачи документа в архив 128
Приложение Л Перечь документов, подлежащих утверждению 129
Приложение М Перечень документов, на которых ставится печать 130
Приложение Н Бланк приказа 131
Приложение П Бланк распоряжения 132
Приложение Р Расположение реквизитов в угловом бланке
ГОСТа Р 6.30-2003 133
Приложение С Расположение реквизитов в продольном бланке
ГОСТа Р 6.30-2003 134
Приложение Т Расположение реквизитов продольного бланка
документа по ГОСТу Р 7.0.97-2016 135
Приложение У Расположение реквизитов углового бланка документа
по ГОСТу Р 7.0.97-2016 136
Приложение Ф Реквизиты по ГОСТу Р 7.0.97-2016 137
Приложение Х Реквизиты по ГОСТу Р 6.30 - 2003 138
Приложение Ц Пример продольного бланка по ГОСТу Р 6.30-2003 с реквизитами 139
Приложение Ш Пример продольного бланка по ГОСТу Р 7.0.97-2016 с реквизитами 140
Организация работы с документами в органах социальной защиты играет важную роль в деятельности этих учреждений. Социальному обеспечению и социальному обслуживанию необходимо уделять пристальное внимание, так как это очень важная деятельность, оказывающая существенное влияние на социальную сферу общества. Уровень социального обеспечения и социального обслуживания во многом зависит от качества нормативно-правовой базы (всё, что прописано в соответствующих актах, будет исполняться и соблюдаться гарантированно). Грамотное социальное законодательство и его применение на практике - залог успешных результатов решения социальных вопросов. Законодательная документация придаёт порядок и стабильность работе специалистов в социальной сфере. Работники социальной сферы и граждане изучают основную документацию, чтобы ориентироваться в поиске информации, знать правила и права людей на получение социальной защиты. Это свидетельствует о необходимости оптимального и эффективного документационного обеспечения социальной сферы.
Законы, правила, стандарты, методические рекомендации - это важные документы для любой профессиональной области, но деятельность специалистов социальной сферы включает в себя, в числе прочего, взаимодействие с клиентами по заполнению документации, возникающей в процессе их работы. Это означает, что у социальных работников должна быть профессиональная грамотность и в документационной сфере. От специалистов зависит ясность документации для обращающихся людей, правильность её заполнения и подкрепление необходимыми документами, соответствие с законодательством. Документационная деятельность работников социальной сферы связана со специфическими социальными вопросами и проблемами людей личного характера. Специалисты документируют конфиденциальные сведения, поэтому должны обеспечить их защиту и ограниченный доступ к ним, надлежащее текущее и последующее архивное хранение документов по всем правилам работы с такой информацией.
Среднегодовая численность работников организаций предоставления социальных услуг в Томской области за 2013 - 2015 годы изменилась незначительно: 2013г. - 34,9 тыс. человек, 2014г. - 34,7 тыс. человек, 2015г. - 34,3 тысяч человек (это 10,7% от общей численности всех работников различных сфер, третье место после сферы образования) . Занятость значительного числа кадров в этой сфере для Томской области означает, что Департамент социальной защиты населения Томской области контролирует документационную деятельность большой структуры социальной защиты в регионе. За 2013 - 2016 годы в документационном обеспечении управления Департамента было несколько важных изменений. С 2013г. сотрудникам установили программу «DIRECTUM», в эти годы началось усовершенствование программного обеспечения (в 2013г. разработана и утверждена «Единая система социальной защиты населения», а в 2014г. в эту программу переведены все меры социальной поддержки населения, в конце 2013г. закончился перевод в электронную форму предоставления 33 услуг в социальной защите), информационной безопасности, телефонной связи и доступа в интернет в структурных подразделениях Департамента. С 2015г. модернизировался сайт Департамента, перешли с socialwork.toms.gov.ruна dszn.tomsk.gov.ru(обращения граждан стали поступать через сайт), Департамент передал в юрисдикцию своих районных подразделений (например, индивидуальную реабилитационную программу инвалидов). В 2015 году сменился старший инспектор по контролю за исполнением поручений в Департаменте. Поэтому хронологическими рамками в исследовании являются 2013 - 2016 гг., так как в этот период произошло много преобразований в ДОУ Департамента, заслуживающих внимания.
Ошибки сотрудников социальных организаций в работе с документами негативно сказываются на своевременном предоставлении социальных услуг людям. Ведение документации регулирует процесс осуществления помощи. От того, насколько грамотно составлен и оформлен документ, зависит решение вопроса, а от быстроты получения и обработки информации - своевременность принятия решения. Правильная организация процесса осуществления помощи (документационная, психологическая и т.д.) влияет на удовлетворённость клиентов деятельностью социальных служб. Эффективная организация работы с документами в службах социальной сферы делает успешным предоставление социального обеспечения и обслуживания. Всё это свидетельствует об актуальности и значимости исследования темы документационного обеспечения управления в службах социальной сферы как на федеральном, так и на региональном уровнях.
К настоящему времени накоплен значительный объём литературы о социальной работе, социальной политике и социальном обеспечении (монографии, диссертации и авторефераты диссертаций, учебные пособия, научные статьи).
A. Н. Аверин рассматривает социальную политику государства, проводимую на федеральном уровне, систему органов социального обеспечения на всех уровнях, структуру социальных служб, считает социальное обеспечение основой социальной защиты.
B. Ш. Шайхатдинов исследует законодательные акты в сфере социального обеспечения.
Теоретические основы социального обеспечения освещаются в работе Д.А. Никонова и А.В. Стремоухова, которые занимаются правом социального обеспечения, Е.Ю. Николаевой, систематизировавшей источники, нормы права социального обеспечения, Е.Е. Мачульской, рассмотревшей понятие, историю социального обеспечения, правоприменительную практику в сфере социального обеспечения, в том числе и в зарубежных странах.
М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова определили проблемы системы социального обеспечения, затронули вопрос о социальном обслуживании, которое входит в систему социального обеспечения, у Г.Д. Долженковой хорошая теоретическая разработка социального обеспечения (виды, принципы, источники), К.Н. Гусов работает с законодательством социального обеспечения, с историей его развития, А.В. Горшков характеризует социальное обеспечение одним из способов предоставления социальной защиты.
М.Н. Гуслова сформулировала специфику деятельности социальных служб.
Е.И. Холостова перечислила основной перечень международных документов в области социальной работы.
А.Л. Благодир даёт оценку состояния системы социального обслуживания, определяет его эффективность.
С.В. Якимчук в своей работе рассматривает механизм доведения социальной защиты до граждан на федеральном, региональном, местном уровне. Д.И. Рогачёв уделяет внимание локальному, муниципальному и региональному правовому регулированию социального обеспечения .
Система социальной защиты - комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих социальную защиту и поддержку населения, и все компоненты и уровни этой системы должны быть учтены.
В России издаётся ряд научно-практических периодических изданий, посвящённых социальной сфере: «Социальная работа» (научно-популярный профессиональный журнал), «Работник социальной службы» (профессиональный, научно-практический и методический журнал), «Социальная защита» (просветительский журнал по социальным вопросам), «Социальное обслуживание» (профессиональный, научно-практический и методический журнал), «Профессиональная библиотека работника социальной службы», «Отечественный журнал социальной работы» (научно-теоретический и научно-методический журнал, посвящённый научным исследованиям в сфере социальной работы и социального обслуживания). Есть так же электронный журнал СОННЭТ (Социальное обслуживание населения: новации, эксперименты, творчество): информационно-образовательный электронный журнал для работников социальных служб:http://son-net.info/zhurnal-sonnet.
Из числа перечисленных можно выделить два журнала: «Социальная работа» и «Работник социальной службы». Первый из них предназначен для профессиональной помощи тем, кто работает с людьми (практических социальных работников, работников органов социальной защиты), для распространения опыта социальной работы в России и за рубежом, информирования читателей о деятельности ССОПиР и Международной Федерации социальных работников (МФСР), содействия совершенствованию социальной работы и развитие ее как профессии, распространения лучшего российского и международного опыта в решении задач по социальной защите населения и оказания социальной помощи различным категориям населения. Научно-популярный профессиональный журнал, издаётся с осени 2001 года, с периодичностью 6 раз в год. Второй журнал раскрывает суть деятельности людей, работающих в этой профессии (периодичность выхода - 6 раз в полугодие, издаётся с 1997 года).
Следует подробнее остановиться на содержании научных статей, посвящённых социальной сфере.
С.Л. Панов рассматривает принципы деятельности социальных служб Российской Федерации .
Л.Е. Шевнина в своей статье делает вывод о том, что социальная сфера оказалась в кризисе и корректировать управление этой сферой нужно и на федеральном и на региональном уровне .
Е.П. Забелина подчёркивает важность органов местного самоуправления в социальной сфере, государство наделило их большой ответственностью за социальную работу на местах, именно этот уровень выполняет требования законодательства на практике.
Ряд авторов посвящают статьи законодательству в социальной сфере: А.В. Александрова сравнивает социальное законодательство России и зарубежных стран, С.М. Зубарев, Т.А. Анбрехт и Ю.С. Пяткова формулируют пути совершенствования законодательства в сфере социального обслуживания. В статьях обсуждаются новые законы, например Федеральный Закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», его рассматривают Л.М. Низова и К.И. Кудрявцева. А. А. Кирилловых проводит анализ действующей нормативной базы, касающейся вопросов социальной защиты граждан, Д. В. Лифинцев, А. Б. Серых и А. Н. Анцута в своей статье упоминают о политико-правовом подходе социальной поддержки, который выражается в существующем законодательстве.
А.Ю. Зеленина исследует правовое регулирование социального обеспечения, процедуры в праве социального обеспечения (обращение граждан за социальным обеспечением, процедура его назначения и предоставления).
Л.В. Каткова и Л.С. Приказнова в статье рассуждают о системе социального обслуживания населения в РФ.
Статья И.А. Трифоновой, возглавлявшей Департамент социальной защиты населения Томской области, о социальной защите населения в Томской области, о действующих в ней службах, служит примером того, что работ, посвящённых социальным службам Томской области, считанные единицы, а о ДОУ - и вовсе нет.
Статьи О.А. Баландиной, Т.В. Королевской, Н.В. Бутаевой и Ю.В. Трегубовой посвящены новым информационным технологиям (способам и методам поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления и распространения информации) в осуществлении социальной работы, программам, которые разработаны для работников социальных служб.
Статья Фредерика Реамера «Clinical Social Work in a Digital Environment: Ethical and Risk-Management Challenges» о зарубежной практике социальной работы в США с использованием цифровой среды, которая включает в себя все информационные технологии и киберпространство.
Как видно, содержание статей ориентировано либо на правовые аспекты предоставления социальных услуг, либо на совершенствование системы социального обслуживания или на законодательство в этой сфере. В литературе, в основном, уделяется внимание понятию социального обеспечения, социальной защиты, социальному обслуживанию (их виды, принципы, источники, и т.д.), законодательству в сфере социальной политики, формой которой является социальное обеспечение. Вопрос о работе служб социальной сферы с документацией в литературе освещается крайне недостаточно. Аспект работы с документами упоминается в рамках различных информационных технологий. Документация социальных служб раскрыта в нормативно-методических актах, но не отражает делопроизводства этих служб в реальности, для этого нужно проводить исследование ДОУ.
Цель работы - исследовать организацию работы с документами в Департаменте социальной защиты населения Томской области для понимания её специфики на региональном уровне и разработки рекомендаций для дальнейшего совершенствования.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать структуру органов социальной защиты населения Томской области.
2. Проанализировать законодательно-нормативную документацию в области социального обеспечения.
3. Исследовать документационное обеспечение деятельности Департамента социальной защиты населения Томской области как главного органа, осуществляющего социальную защиту в регионе.
4. Сформулировать рекомендации для совершенствования работы с документацией в Департаменте социальной защиты населения Томской области.
Объектом исследования выступает - управление документацией в службах социальной защиты населения Российской Федерации.
Предметом исследования является организация работы с документами в Департаменте социальной защиты населения Томской области.
Методология научно-исследовательской работы:
В работе применяются общенаучные методы и специальные научные методы.
Общенаучные методы: описание, сравнение, методы классификации, синтеза, анализа, обобщения, измерения, моделирования, системного анализа, дедукции, аналогии.
Описание и анализ осуществляется на протяжении всей работы.
С помощью метода описания раскрывается теоретическая часть (структура органов социальной защиты в Томской области, нормативно-законодательные документы в области социального обеспечения и т.д.) и практическая часть (представляются результаты исследования документационного обеспечения деятельности Департамента социальной защиты населения Томской области).
Сравнение применяется в рассмотрении документов Департамента социальной защиты населения Томской области на предмет соответствия их законодательно-нормативной документации в сфере ДОУ. В работе сравнивается ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (который вступит в силу с 1 июля 2017г.) и действующий ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов".
Посредством классификации выделяются уровни законодательно-нормативной документации социального обеспечения (уровень РФ, субъектов РФ, локальный), виды документов в канцелярии Департамента социальной защиты населения Томской области.
Синтез - входящие и исходящие документы образуют единую систему документооборота в канцелярии Департамента социальной защиты населения Томской области.
Анализ осуществляется на всех этапах написания работы: теоретического материала (работа с нормативно-правовыми актами и государственными стандартами в социальной сфере), результатов исследования (обработка исследования в Департаменте социальной защиты населения Томской области после проведения интервью со специалистами).
С помощью обобщения формулируются выводы по всей работе.
Измерение - объём документооборота в Департаменте социальной защиты населения Томской области (входящих и исходящих документов).
Моделирование - построение модели работы с входящими и исходящими документами в Департаменте социальной защиты населения Томской области с помощью нотации BPMN.
Системный анализ применяется к документационному обеспечению управления, которое рассматривается как единая система с подсистемами, являющаяся в тоже время частью более общей системы управления. Департамент социальной защиты населения Томской области является системой, где есть организационная структура (у Департамента она линейно¬функциональная), цели, задачи, функции и виды деятельности.
Дедукция - общие законы делопроизводства изучаются в частной ситуации их применения в Департаменте социальной защиты населения Томской области.
Метод аналогии применяется при сопоставлении общепринятой документации в делопроизводстве РФ с документацией, которая существует в Департаменте социальной защиты населения.
Специальные научные методы: социологические - метод опроса (интервьюирование) и наблюдение, документоведческие методы - составление оперограммы, маршрутирование, метод формулярного анализа.
Интервьюирование: исследование базируется в том числе и на результатах интервью работников канцелярии в Департаменте социальной защиты населения Томской области. Составленные вопросы интервью прилагаются в работе.
Наблюдение - часть исследовательской работы при сборе материала для диссертации (наблюдение за работой канцелярии Департамента).
Оперограмма (процедуры работы с документом и исполнители этих операций).
Маршрутирование показывает через какие инстанции документ проходит в Департаменте социальной защиты населения Томской области (траектория движения, прежде чем документ будет исполнен).
Метод формулярного анализа существующих форм документов (бланков) в Департаменте социальной защиты населения Томской области.
Научная новизна.
Тема документационного обеспечения в социальной сфере в литературе разработана недостаточно, несмотря на то, что существует хорошая проработанность её законодательной и нормативно-правовой базы. В литературе не уделяется достаточного внимания организации работы с документами в службах социального обеспечения. Не хватает исследований в этой области, касающихся практики осуществления ДОУ в социальных службах (эффективность организации ДОУ, какие документы участвуют в документообороте и т.д.).
Научная новизна работы состоит в анализе работы с документами в социальной сфере на региональном уровне. Департамент социальной защиты населения (ДСЗН) Томской области входит в систему исполнительных органов государственной власти области. Подведомственные ему учреждения социального обслуживания населения образуют единую систему социальной защиты населения, осуществляя государственную социальную политику в Томской области.
В работе даны рекомендации по разработке новых бланков для Департамента социальной защиты населения Томской области, в связи с тем, что теперь управленческие документы будут оформляться по новому ГОСТу Р 7.0.97-2016.
Научный результат работы: Установлено, что организация документационного обеспечения управления (составление, оформление, обработка, хранение документов) в Департаменте социальной защиты населения Томской области соответствует принятым эталонам нормативно- законодательной документации в этой сфере. Исследование показало смешанный тип работы с документами. В Департаменте существует вся необходимая документация, предусмотренная государственным стандартом документации учреждений социального обслуживания. Делопроизводство строится на общепринятых правилах в сфере ДОУ (согласно Правилам делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, ГСДОУ, Унифицированной системе организационно-распорядительной документации и требованиям к оформлению документов и т.д.).
Изучено федеральное, региональное и локальное законодательство в социальной сфере. Законодательные акты Томской области на уровне субъектов РФ учитывают специфику области, дополняя законы федерального уровня. Закон о социальном обслуживании населения Томской области учитывает деятельность Законодательной думы Томской области, Администрации Томской области, опираясь на ФЗ об основах социального обслуживания граждан в РФ. Приказы Департамента социальной защиты ещё более детализируют социальные услуги, предоставляемые в Томской области.
Исследовано программное обеспечение, новые информационно-телекоммуникационные технологии Департамента социальной защиты населения Томской области (рекомендовано частичное усовершенствование устройства программ Департамента, «Единая система социальной защиты населения» многие моменты рекомендованных нововведений содержит).
Для документооборота Департамента характерно, что больше документации поступает извне, чем возникает внутри, внутренних документов создаётся меньше. Документационное взаимодействие с подчинёнными организациями преобладает, что объясняется спецификой деятельности Департамента, который координирует деятельность этих организаций.
Составлена схема работы с документацией в Департаменте социальной защиты населения Томской области.
В работе рассмотрены основные компоненты ДОУ Департамента социальной защиты населения Томской области, обозначены основные изменения для разработки новых бланков документов для Департамента по ГОСТу Р 7.0.97-2016 «Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», который вступит в силу с 1 июля 2017г.
Теоретическая и практическая значимость.
Теоретическая значимость работы состоит во вкладе в теоретическую разработку темы документационного обеспечения управления социальных служб. Правила делопроизводства едины для всех, в социальной сфере в том числе. Теоретический анализ устройства ДОУ помогает облегчить ведение делопроизводства, решить проблемы организации работы с документами, если они есть. Для социальной сферы это повлечёт за собой улучшение работы специалистов по социальной работе, так как их работа тесно связана с различной документацией, в которой они должны разбираться и ориентироваться.
Исследование сосредоточено на документационной деятельности в сфере социальной защиты Томской области. В работе делается акцент на том, как осуществляется работа с документацией в учреждениях социальной защиты Томской области, учитывая то, как принято с ней работать (на основе законов, рекомендаций, правил и т.д.). Практическая значимость исследования состоит в составлении рекомендаций по усовершенствованию организации работы с документами для Департамента социальной защиты населения Томской области.
Источники, на которых базируется работа.
Работа базируется на следующей законодательно-нормативной документации: -Международные акты (Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Декларация социального прогресса и развития от 11.12.1969, Конвенция Международной Организации Труда о минимальных нормах социального обеспечения от 28.06.1952г., Хартия социального обеспечения от 15.02.1952г. и др.).
-Конституция Российской Федерации.
-Кодексы: Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ.
-Законодательные акты РФ и субъектов РФ: Федеральный закон об основах социального обслуживания граждан в РФ от 28.12.2013г. № 442-ФЗ, о занятости населения в РФ от 19.04.1991 № 1032-1, об основах охраны здоровья граждан в РФ от 21.11.2011 N 323-ФЗ, о страховых пенсиях от 28.12.2013 N 400-ФЗ, о государственном пенсионном обеспечении в РФ от 15.12.2001 № 166-ФЗ, об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 29.12.2006 № 255- ФЗ, об обязательном медицинском страховании в РФ от 29.11.2010 № 326- ФЗ, Устав (Основной Закон) Томской области от 26.07.1995 N 136, Закон Томской области об организации социального обслуживания граждан в Томской области от 08.10.2014 N 127-ОЗ и т.д.
-Подзаконные акты: Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации" от 19.06.2012 N 610, Постановление Губернатора Томской области "Об утверждении Положения о Департаменте социальной защиты населения Томской области от 30 июня 2007 г. N 88 и т.д.
-Государственные стандарты в области социального обслуживания населения: документация учреждений социального обслуживания, специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания, классификация учреждений социального обслуживания" и т.д.
-Локальные акты Департамента социальной защиты населения Томской области: Распоряжение Департамента социальной защиты населения Томской области от 30.12.2014 № 552 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству Департамента социальной защиты населения Томской области», Номенклатура дел Департамента социальной защиты населения Томской области № 01-10 на 2016 год.
Для исследования ДОУ в Департаменте социальной защиты населения Томской области составлены вопросы интервью с целью сбора информации.
Апробация работы: Участие в XII международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные вопросы истории, международных отношений и документоведения» (14-16 апреля 2016) с докладом «О стандартах работы с документацией в сфере социального обслуживания населения в Российской Федерации». Участие в XIII Всероссийской научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных «Вопросы истории, археологии, политических наук и регионоведения» (24-26 апреля 2017) с докладом «Работа с документами в Департаменте социальной защиты населения Томской области».
Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит по два параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
Исследование документационного обеспечения управления в органах социальной защиты - новое и почти неразработанное направление в документоведении. Документация служб социального обеспечения начинается с нормативно-законодательных документов, которые регламентируют данную сферу и деятельность её работников на федеральном, региональном и местном уровнях. Состав и содержание этой документации подвержены непрерывным изменениям, что требует от сотрудников социальной сферы внимательного их отслеживания и своевременного учёта в своей деятельности.
В работе с документами нужно понимать систему, в которую они включены, чтобы документация опиралась на правила, нормы и законы этой системы, отражала деятельность организации и была соответствующим образом оформлена. Законодательство в сфере социального обеспечения регулирует содержание документов (о чём, для чего, на кого рассчитаны и кому предназначены), а ДОУ ответственно за то, чтобы эта информация была зафиксирована правильно и не потерялась среди других документов (вид документа, его оформление, использование в процессе работы, место хранения и т.д.).
Документационное обеспечение управления в социальной сфере также опирается на нормативные документы в делопроизводстве как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ (ГСДОУ , ГОСТ Р 6.30-2003, ГОСТ Р 53060-2008, Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, и др.). Составление, оформление, обработка, хранение документов в органах социальной защиты соответствует принятым эталонам. Важными документами для этих учреждений становится переписка с вышестоящими организациями и организациями, которые они курируют.
Работа с документами в службах социальной защиты организована по заявительному принципу (сбор документов и подача заявления от гражданина, подтверждение, проверка его документов и оказание социальной помощи). Департамент социальной защиты населения Томской области осуществляет социальное обслуживание и поддержку по этому принципу. Положение о Департаменте, после сравнения его основных пунктов в государственном стандарте о необходимой документации служб социального обслуживания, показалось очень ёмким и кратким, расписаны в основном функции и задачи. Упущены детали, которые можно было указать в Положении, если исходить из того, что предлагает стандарт.
В Департаменте социальной защиты населения Томской области соблюдается порядок обработки поступающих документов, передачи документов внутри организации, формирования, сроки исполнения, контроля, хранения, экспертизы ценности документов, присутствуют все необходимые технические средства для изготовления и копирования документов (компьютеры, принтеры, ксероксы), средства хранения документов (шкафы, стеллажи, картотеки и т.д.). По составу документации присутствуют все рекомендуемые документы из ГОСТа Р 53060-2008 (устав организации, положение, инструкции и т.д.).
Нужно отметить, что в «Инструкции по делопроизводству Департамента социальной защиты населения Томской области» с изменениями и дополнениями к ней, принятыми распоряжением Департамента социальной защиты населения Томской области от 04.08. 2015 № 556 «О внесении изменений в распоряжение от 30.12.2014 № 552», прописаны очень хорошо виды документов: служебная, докладная и объяснительная записки, резолюция, договор, соглашение, протокол, распоряжение, служебные письма (охарактеризован каждый вид документа). Составление документации не будет вызывать трудностей, так как в Инструкции учтена не только цель создания документа, его чёткий состав реквизитов, но и примерный текст. В качестве программного обеспечения для создания документов Департамент использует разнообразные системы: «DIRECTUM» и «Документооборот», программное обеспечение по выплате денежных компенсаций, субсидий, пособий, ежемесячных выплат, предоставления материальной помощи, формированию документов, формированию файлов - ответов в Отделение ПФ РФ по Томской области, формированию регистров получателей социальных услуг, автоматизированную систему «Единая система социальной защиты населения».
Вместе с тем имеются отдельные моменты в делопроизводстве, которые можно было бы оптимизировать:
- Две автоматизированные программы для работы с электронными документами «Документооборот» и «DIRECTUM» затрудняют информационно-справочную работу для делопроизводителей (приходится заходить сначала в одну программу, затем в другую, чтобы найти информацию, необходимо собрать информацию в каждой программе, чтобы соединить данные). В программе «DIRECTUM», к тому же, функция получения цифр объёма документооборота для отчёта рассчитана лишь на небольшие временные отрезки (квартал). Для получения информации за более продолжительные периоды приходится тратить дополнительное время.
-В программе «DIRECTUM» при подсчёте входящей и исходящей документации за конкретный год делопроизводителю требуется делать много настроек при запросе в специальном окне, так как вся корреспонденция за 4 года находится в одном списке. Целесообразнее было бы разделить по годам, чтобы каждый год был в своей вкладке. Программисты могли бы это исправить.
-Нагрузки по ведению документации у делопроизводителей распределены так, что делопроизводитель по работе с обращениями граждан частично помогает ведению документации делопроизводителю, отвечающему за переписку с Администрацией Томской области. Может быть, есть смысл делопроизводителям документопоток делить между собой не только по адресатам, тем более, что в программе все письма приходят одним списком. Делопроизводители сами понимают, кто будет заниматься обработкой входящего письма, в программе не предполагается, что письма для делопроизводителей будут делиться и каждому будет приходить поток входящих писем, за которые они отвечают.
- Входящая документация приходит одним списком, и делопроизводителям нужно отбирать при получении писем свои письма самостоятельно. Программа не ранжирует, не разделяет письма по профилю трёх делопроизводителей. Получение и обработка входящей документации затрудняются единым документопотоком входящих писем, каждому делопроизводителю нужно просмотреть все входящие письма и отобрать нужное, даже если адресаты легко просматривать, на это требуется время. Если бы в программе можно было разделить директории писем для делопроизводителей, и к каждому автоматически попадала его корреспонденция, процесс приёма писем упростился бы.
-Процесс отбора документации, которая попадёт на рассмотрение к руководителю, остался всё же не вполне ясным. Руководитель не получает для прочтения всю корреспонденцию, только необходимую для рассмотрения. Естественно, что ошибочную, явно ненужную и малоинформативную корреспонденцию не будут передавать руководителю или его заместителям, но как происходит этот отбор? Спонтанно одним делопроизводителем, который первый зашёл в программу и увидел входящие письма, или нет? В таком случае делопроизводителям нужно договариваться между собой, чтобы не было так, что три специалиста будут производить одну и ту же процедуру. Сортировку входящей корреспонденции можно обговорить более чётко.
Документооборот Департамента социальной защиты населения Томской области связан с документооборотом Администрации Томской области, и для него характерно, что больше документации поступает извне, чем возникает внутри (от вышестоящих организаций и подведомственных), внутренних документов создаётся меньше.
Исследование выявило смешанный тип работы с документами в Департаменте социальной защиты населения Томской области и позволило предложить способы повышения его эффективности. Вместе с тем в работе обозначены основные изменения, которые необходимо принять во внимание при разработке новых бланков документов в Департаменте социальной защиты населения Томской области в соответствие с ГОСТом Р 7.0.97-2016 «Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», который вступает в силу с 1 июля 2017г.
1. Всеобщая декларация прав человека ООН от 10 декабря 1948 г.//
Консультант Плюс: сайт. М., 1992-2016. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805(дата обращения: 10.10.2016) .
2. Международный пакт от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и
культурных правах"// Консультант Плюс: сайт. М., 1992-2016. URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=5429&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.034803745169010414#0 (дата обращения:
29.10.2016) .
3. Декларация социального прогресса и развития (Принята 11.12.1969
Резолюцией 2542 (XXIV) на 1829-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)// Консультант Плюс: сайт. М., 1992-2016. URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=15980#0 (дата
обращения: 29.10.2016).
4. Венская декларация и программа действий (Принята в г. Вене 25.06.1993 на
2-ой Всемирной конференции по правам человека)// Консультант Плюс: сайт. М., 1992-2016. URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=15149#0(дата обращения: 29.10.2016).
5. Конвенция Международной Организации Труда N 102 о минимальных нормах социального обеспечения (Женева, 28 июня 1952 г.)// ООО "НИН "ГАРАНТ-СЕРВИС". - М., 1990 - 2016. URL:http://base.garant.ru/2541190/(дата обращения: 29.10.2016).
6. Конвенция N 128 Международной организации труда "О пособиях по
инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца" (Вместе с "Международной стандартной промышленной классификацией всех отраслей хозяйственной деятельности")(Заключена в г. Женеве 29.06.1967) )// Консультант Плюс: сайт. М., 1992 - 2016. URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT ;n=16215#0 (дата
обращения: 01.11.2016).
7. Конвенция Международной Организации Труда N 157 об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения
(Женева, 21 июня 1982 г.)// ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". - М., 1990 -
2016. URL:http://base.garant.ru/2561525/(дата обращения: 01.11.2016).
8. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге
03.05.1996)// Консультант Плюс: сайт. М., 1992 - 2016. URL:
http: //www. consuttant.ru/document/cons doc LAW 120807/(дата обращения: 01.11.2016).
9. Хартия социального обеспечения (Принята в г. Гаване 15.02.1982)//
Консультант Плюс: сайт. М., 1992 - 2016. URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=15185#0 (дата
обращения: 02.11.2016).
10. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
(16.12.1966 г.)// Консультант Плюс: сайт. М., 1992 - 2016. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5429(дата обращения:
16.10.2016) .
11. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Консультант Плюс: сайт. М., 1992 - 2016. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399(дата обращения:
10.10.2016) .
12. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N
51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016)//Консультант Плюс: сайт. М., 1992 - 2016. URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=200566&fld= 134&dst=100016,0&rnd=0.9292040772806964#0 (дата обращения: 08.10.2016).
13. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ//
ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". М.199, 0 - 2016. URL:
http://base.garant.ru/12125268/(дата обращения: 17.10.2016).
14. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от
30.12.2015) // Консультант Плюс: сайт. М., 1992 - 2016. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/(дата обращения:
17.10.2016) .
15. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от
06.07.2016)// Консультант Плюс: сайт. М., 1992 - 2017. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/(дата обращения:
17.10.2016) .
16. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах
социального обслуживания граждан в Российской Федерации"// Консультант Плюс: сайт. М., 1992 - 2016. URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=166044&rnd =228224.1560726148&from=156558-0#0 (дата обращения: 16.10.2016).
17. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (действующая редакция, 2016)// Консультант Плюс: сайт. М., 1992 - 2016. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559(дата обращения:
10.10.2016) .
18. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 01.05.2017) "О занятости населения в Российской Федерации"// Консультант Плюс: сайт. М., 1992 - 2017. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/(дата обращения: 29.05.2017).
19. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция)// Консультант Плюс: сайт. М., 1997 - 2016. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения:
23.10.2016) .
20. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О
страховых пенсиях"// Консультант Плюс: сайт. М., 1992 - 2016. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/(дата обращения:
23.10.2016) .
21. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ (действующая редакция, 2016)// Консультант Плюс: сайт. М., 1992 - 2016. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058(дата обращения:
16.10.2016) .
22. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о
защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя редакция)// Консультант Плюс: сайт. М., 1992 - 2016. URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=200126&fld=
134&dst= 1000000001,0&rnd=0.47191214453360697#0 (дата обращения: 18.02.2017).
23. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "Об
электронной подписи"// Консультант Плюс: сайт. М., 1992 - 2016. URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=200106&dst=0&rnd=0.5119899216263586(дата обращения: 18.02.2017).
24. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "О порядке
рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"// Консультант Плюс: сайт. М., 1992 - 2016. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 59999/(дата обращения: 18.02.2017).
25. Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008 N 48-ФЗ
(действующая редакция, 2016)// Консультант Плюс: сайт. М., 1992 - 2016. URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459 (дата обращения:
10.10.2016) .
26. Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и
муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ (действующая редакция, 2016)//Консультант Плюс: сайт. М., 1992 - 2016. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023 (дата обращения:
10.10.2016) .
27. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации")// Консультант Плюс: сайт. М., 1992 - 2016. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34419/(дата обращения: 01.11.2016).
28. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О
страховых пенсиях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)// Консультант Плюс: сайт. М., 1992 - 2016 URL:
http: //www. consultant.ru/document/cons doc LAW 156525/(дата обращения: 29.05.2017).
29. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "Об
обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"//Консультант Плюс: сайт. М., 1992 - 2017. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64871/
(дата обращения: 29.05.2017).
30. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об
обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"// Консультан Плюс: сайт. М., 1992 - 2016. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/(дата обращения: 03.11.2016).
31. Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на
обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"//
Консультант Плюс: сайт. М., 1992 - 2017. URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=209110&rnd =263249.213034419&dst=100894&fld=134#0 (дата обращения: 08.06.2017).
32. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 (ред. от 07.07.2016) "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации"// Консультант Плюс: сайт. М., 1992 - 2016. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=201607&rnd=228224.3164322167&dst= 100011 &fld= 134#0 (дата обращения: 16.10.2016).
33. Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 N 477 (ред. от 26.04.2016)
"Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти"// Консультант Плюс, 1992 - 2017 . URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_88695/(дата обращения: 01.03.2017).
34. Постановление Правительства РФ от 06.09.2012 N 890 (ред. от
21.07.2014)"О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти"// Консультант Плюс. М., 1992 - 2017. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=166316&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.025337399552525453#0 (дата обращения:
08.05.2017).
35. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020
года")// Консультант Плюс: сайт. М., 1992 - 2016. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134 (дата обращения:
10.10.2016) .
36. Распоряжение Правительства РФ от 25.04.2011 N 729-р (ред. от 23.06.2014)
<Об утверждении перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме>// Консультант Плюс: сайт. М., 1992 - 2016. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113446 (дата обращения:
16.10.2016) .
37. Постановление Минтруда РФ от 26 марта 2002 г. N 23 "Об утверждении
Норм времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур федеральных органов исполнительной власти"// Консультант Плюс: сайт. М., 1992 - 2017. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_91156/(дата обращения: 01.03.2017).
38. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 мая 2015 г. N
276н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией"// ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". М., 1990 - 2016. URL:
http://base.garant.ru/71064518/#ixzz4gpCDjPCX(дата обращения: 12.05.2017).
39. Приказ Минкультуры России от 31.03.2015 N 526 "Об утверждении правил
организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.09.2015 N 38830)// Консультант Плюс: сайт. М., 1992 - 2017. URL:
http: //www.consultant .ru/do cument/cons doc LAW 185738/(дата обращения: 08.01.2017).
40. Приказ Минкультуры РФ от 18.01.2007 N 19 (ред. от 16.02.2009) "Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук" (Зарегистрировано в
Минюсте РФ 06.03.2007 N 9059)// Консультант Плюс: сайт. М., 1992 - 2016. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 66972/ (дата обращения: 08.01.2017).
41. Приказ Минкомсвязи РФ от 02.09.2011 N 221 "Об утверждении Требований
к информационным системам электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, учитывающих в том числе необходимость обработки посредством данных систем служебной информации ограниченного распространения" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.11.2011 N 22304)// Консультант Плюс: сайт. М., 1992 - 2017. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 121840/(дата обращения: 08.05.2017).
42. Устав (Основной Закон) Томской области (принят решением Томской
областной Думы от 26.07.1995 N 136) (ред. от 15.05.2015)//Консультант Плюс: сайт. М., 1992 - 2016. URL:
http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW091&n=8900 4&rnd=228224.101786484&dst=100957&fld=134#0 (дата обращения: 03.11.2016).
43. Закон Томской области от 08.10.2014 N 127-ОЗ (ред. от 18.09.2015) "Об организации социального обслуживания граждан в Томской области" (принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 25.09.2014 N 2240) (вместе с "Перечнем социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг")// Консультант Плюс: сайт. М., 1992 - 2016. URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW091&n=9216 6&rnd=228224.3032413855&from=82731-0#0 (дата обращения: 03.11.2016).
44. Постановление Губернатора Томской области от 30.06.2007 N 88 (ред. от
06.06.2016) "Об утверждении Положения о Департаменте социальной защиты населения Томской области"// Консультант Плюс: сайт. М., 1992 - 2016.
URL:http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW091&n =99831&rnd=228224.1844528131&from=27505-0#0 (дата обращения: 03.11.2016).
45. Распоряжение Губернатора Томской области от 07.04.2009 № 100 -р «Об утверждении Стандарта делопроизводства в Администрации Томской области»/ НПА Администрации Томской области. Правовая документация// Официальный сайт Департамента социальной защиты населения Томской области. URL: http://centersocial.ru/pravo.html(дата обращения: 29.05.2017).
46. Распоряжение Губернатора Томской области от 28.07.2015 № 238-р «О внесении изменений в распоряжение Губернатора Томской области от 07.04.2009 № 100-р»/Нормативно-правовые акты Администрации Томской
области// Официальный интернет-портал Администрации Томской области. - URL: http://tomsk.gov.ru/documents/front/view/id/12950(дата обращения:
29.052017).
47. Распоряжение Администрации Города Томска от 10.06.2014 N р535 "Об утверждении Стандарта делопроизводства в Администрации Города Томска"// СПС Право. ru: справочно-правовая система. URL:
http://docs.pravo.ru/document/view/56956682/?not paid redirect=1 (дата обращения: 29.05.2017).
48. Распоряжение Администрации города Томска от 15 марта 2017 г. N р 225 "О внесении изменения в распоряжение Администрации Города Томска от 10.06.2014 N р 535 "Об утверждении Стандарта делопроизводства в Администрации Города Томска" //ООО "НИЛ "ГАРАНТ-СЕРВИС". М., 1990 - 2017. URL:http://base.garant.ru/47063336/#ixzz4gpZNNVRF(дата обращения: 23.05.2017).
49. Распоряжение Департамента социальной защиты населения Томской
области от 30.12.2014 № 552 «Об утверждении Инструкции по
делопроизводству Департамента социальной защиты населения Томской области»/ Приказы (распоряжения) Департамента. Правовая документация// Сайт Департамента социальной защиты населения Томской области. URL: http://centersocial.ru/pravo.html(дата обращения: 29.05.2017).
50. Распоряжение Департамента социальной защиты населения Томской
области от 04.08. 2015 № 556 «О внесении изменений в распоряжение от 30.12.2014 № 552»/Приказы распоряжения Департамента. Правовая
документация// Официальный сайт Департамента социальной защиты населения Томской области. URL: http://centersocial.ru/pravo.html(дата обращения: 29.05.2017).
51. Распоряжение Департамента социальной защиты населения Томской области от 01.12.2015 № 905 «Устав ОГКУ «Информационно-технический центр Томской области» (новая редакция, 2015г.)// Сайт Информационно¬технического центра Томской области [электронный ресурс]. URL: http://tric.ru/index.php/organizaciya/ustav(дата обращения: 04.06.2017).
52. Номенклатура дел Департамента социальной защиты населения Томской области № 01 - 10 на 2016 год// Канцелярия Департамента социальной защиты населения Томской области.
Г осударственные стандарты
53. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное
обслуживание населения. Термины и определения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. N 532-ст) (с изменениями и дополнениями)// ООО "ННН "ГАРАНТ-СЕРВИС". М., 1990 - 2016. URL:
http://ivo.garant.ru/#/document/12153427/paragraph/1:11 (дата обращения: 18.03.2016).
54. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53060-2008 "Социальное обслуживание населения. Документация учреждений социального обслуживания" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2008 г. N 437-ст)// ООО "НПП "ГАРАНТ - СЕРВИС". М., 1990 - 2016. URL:
http://ivo.garant.rU/#/document/195600/paragraph/1:9 (дата обращения:
18.03.2016).
55. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52496-2005 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. N 533-ст) // ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". М., 1990 - 2016. URL:
http://ivo.garant.rU/#/document/12153428:0(дата обращения: 19.03.2016).
56. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52497-2005 "Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. N 534-ст)// ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". М., 1990 - 2016. URL:
http://ivo.garant.rU/#/document/12153425:0(дата обращения: 20.03.2016).
57. ГОСТ Р 52884-2007. Национальный стандарт Российской Федерации.
Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам"(утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 562-ст) "//
Консультант Плюс: сайт. М., 1992 - 2016. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=OTN&n=8854#0(дата обращения: 03.11.2016).
58. Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение
учреждений социального обслуживания. ГОСТ Р 52882-2007" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 560-ст) "// Консультант Плюс: сайт. М., 1992-2016. URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=422391#0(дата обращения: 03.11.2016).
59. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52880-2007 "Социальное обслуживание
населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 558-ст)// ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". М., 1990 - 2016. URL:
http://base.garant.rU/195920/#ixzz4QYlDNDcm(дата обращения: 03.11.2016).
60. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52498-2005 "Социальное обслуживание
населения. Классификация учреждений социального обслуживания" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. N 535-ст) // ООО "НИИ "ГАРАНТ-СЕРВИС". М., 1990 - 2016. URL: http://base.garant.rU/12153426/#ixzz4QYmozL00(дата
обращения: 03.11.2016).
61. Государственная система документационного обеспечения управления.
Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения" (одобрена коллегией Главархива СССР 27.04.1988, Приказ Главархива СССР от 25.05.1988 N 33) (вместе с "Правилами заполнения основных реквизитов регистрационно-контрольных форм (РКФ)", "Примерным положением о службе документационного обеспечения управления")// Консультант Плюс: сайт. М., 1992 - 2017. URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=94185&fld=1 34&dst=1000000001,0&rnd=0.5467330699647432#0 (дата обращения: 18.02.2017).
62. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные
системы документации. Унифицированная система организационно - распорядительной документации. Требования к оформлению документов" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 3 марта 2003 г. N 65-ст)// ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". М., 1990 - 2017. URL:
http://base.garant.ru/185891/#ixzz4bVZC2mUS(дата обращения: 01.03.2017).
63. ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской Федерации.
Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов (утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2004-ст)// Консультант Плюс: сайт. М., 199 - 2017. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216461/ (дата обращения: 13.05.2017).
Монографии, учебная литература
64. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: учебное пособие. - М.: РАГС, 2010. - 124 с.
65. Аверин А.Н. Социальная политика. Теория и методология: учебное пособие /А. Н. Аверин. Российская акад. гос. службы при Президенте РФ. - М.: Изд-во РАГС, 2009. - 175 с.
66. Аверин А.Н. Социальная политика федеральных органов государственной власти: учебное пособие /А. Н. Аверин. Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - М.: РАГС, 2010. - 127 с.
67. Васильчиков В.М. Правовое обеспечение социальной работы: [учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Социальная работа"] /В. М. Васильчиков. - М.: Академия, 2009. - 336 с.
68. Горшков А.В. Право социального обеспечения. - М.: Изда-во Омега-Л, 2011. - 160 с.
69. Гусов К.Н. Право социального обеспечения России. М.: Изд-во Проспект,
2012. - 640 с.
70. Гуслов М.Н. Организация социальной работы в Российской Федерации: [учебник для студентов средних учебных заведений, обучающихся по профессии "Социальный работник"] /М. Н. Гуслова. - М.: Академия, 2014. - 191 с.
71. Долженкова Г. Д. Право социального обеспечения: краткий курс лекций/ Г. Д. Долженкова. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2011. - 149 с.
72. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения в России. М., 2012. - 560 с.
73. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения : учебник для СПО / Е. Е. Мачульская. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Изд-во Юрайт, 2016. — 441 с. — Серия : Профессиональное образование.
74. Николаева Е.Ю. Право социального обеспечения. - М.: Изд-во РИОР, Инфра-М, 2012. - 64 с.
75. Никонов Д.А. Право социального обеспечения/ Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов. Под ред. А.В. Стремоухова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 223 с.
76. Рогачев Д. И. Метод права социального обеспечения: монография/Д.И. Рогачев. - М., 2002. - 197 с.
77. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа/Е.И. Холостова. Дашков и К°. - М., 2013. - 188 с.
78. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения: учебник/ под ред В.Ш. Шайхатдинова. - М.: Юстиция, 2016. - 551 с.
79. Якимчук С.В. Социальная защита населения и ее совершенствование в современных условиях: Монография/С.В. Якимчук. - Белгород: Изд-во ИП Остащенко А.А. 2008. - 208 с.
80. Томская область 2016: Краткий статистический сборник/ Томскстат - Томск, 2016. - 56 с.
Статьи
81. Анбрехт Т. А., Пяткова Ю. С. К вопросу о реформировании законодательства о социальном обслуживании: предпосылки, реалии и перспективы [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 112-114.
82. Александрова А. В. Социальное законодательство России и зарубежных стран в условиях глобализации: сравнительно-правовое исследование// Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: государство и право. Реферативный журнал - 2011 - № 2. - С. 113 - 115./ Научная библиотека КиберЛенинка [электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/2011-02-034-aleksandrova-a-v-sotsialnoe- zakonodatelstvo-rossii-i-zarubezhnyh-stran-v-usloviyah-globalizatsii-sravnitelno- pravovoe#ixzz4brenjGNa (дата обращения: 18.02.2017).
83. Баландина О.А. Рабочая книга специалиста как средство повышения оперативности и эффективности его труда// Работник социальной службы. - 2016. - № 10 (128). - С. 29 - 33.
84. Бутаева Н.В. Разработка и внедрение информационных технологий в социальной сфере// Социальная работа - 2016. - № 11. С. 11-16.
85. Забелина Е.П. Социальные полномочия муниципальной власти в Российской Федерации// Конституционное и муниципальное право. - 2012. - № 6. - С. 43-45.
86. Зубарев С.М. К вопросу о совершенствовании правовой основы государственного управления в социальной сфере: обсуждаем проект Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"// Государственная власть и местное самоуправление. М.: Юрист, 2013. - № 6. - С. 31-34.
87. Зеленина А. Ю. Правовое регулирование процедур в праве социального
обеспечения/ А. Ю. Зеленина// Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357. - С. 126-129. URL:
http: //vital .lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repo sitory/vtls: 000429241 (дата
обращения: 17.10.2016).
88. Каткова Л.В., Приказнова Л.С. Административно-правовая защита социальных интересов населения в России// Административное право и процесс. - 2010. - № 6. - С.32.
89. Кирилловых А.А. Систематизация норм о социальной защите граждан: проблемы и перспективы развития законодательства // Законодательство и экономика. - 2010. - № 7. - С. 54.
90. Королевская Т.В. Рабочий инструмент - планшетный компьютер//Социальная работа. - 2016. - № 12. - С. 24-26.
91. Лифинцев Д.В., Серых А.Б., Анцута А.Н. Социальная поддержка: сопоставительный анализ политико-правового и социально-психологического подходов// Вестник ПСТГУ. - Серия IV: Педагогика. Психология. - 2016. - Вып. 2 (41). - С. 7-14.
92. Низова Л.М., Кудрявцева К.И. Правовое обеспечение социальной работы на региональном уровне// Социальная работа. - 2015 - № 10. - С. 14-17.
93. Панов С.Л. Принципы социального обслуживания// Социальное и пенсионное право. - 2010. - № 3. - С. 23.
94. Трифонова И.А. Социальная защита населения Томской области// Социальная работа в России: образование и практика - сборник научных трудов.Томский ун-т систем управл. и радиэлектр./под ред. Н.А. Грика. Томск: [ТУСУР], 2010. - С. 69-77.
95. Трегубова Ю. В. Сайт учреждения социального обслуживания: не дань моде, а требование времени / Ю. В. Трегубова // Работник социальной службы. - 2015. - № 9. - С. 33-49.
96. Шевнина Л.Е. Организационно-правовые потребности населения в социальном обеспечении// Социальное и пенсионное право - 2013г. - № 1. С. 5-11.
97. Frederic G. Reamer. Clinical Social Work in a Digital Environment: Ethical and
Risk-Management Challenges// Clinical Social Work journal//Springer Science+Business Media New York. Mar. 24, 2015. - Volume 43, Issue 2, pp 120-132. URL:
http: //www. researchgate. net/publication/271921890 Clinical Social Work in a Digital Environment Ethical and Risk-Management Challenges(дата обращения: