АННОТАЦИЯ 3
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ТЕРМИНОВ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1 Анализ современных энергетических рынков 9
1.1 Современный мировой энергетический рынок. Российский энергетический рынок 9
1.2 Мировой рынок ядерной энергии 15
1.3 Российский рынок ядерной энергии 18
1.4 Факторы, влияющие на развитие ядерного энергетического рынка 21
1.5 Современные тренды и вызовы развитию ядерного сектора РФ 32
Глава 2 Характеристика российского экспорта ядерных технологий 35
2.1 Рынки присутствия ГК «Росатом» и структура российского экспорта ядерно-
энергетических технологий 35
2.2 Анализ конкурентов России на мировом рынке ядерно-энергетических технологий 44
Глава 3 Кейсы по сотрудничеству России с другими странами 57
3.1 Россия - страны Ближнего зарубежья 57
3.2 Россия - страны Восточной и Южной Азии 61
3.3 Россия - страны Юго-Восточной Азии 67
3.4 Россия - страны Ближнего Востока и Северной Африки 70
3.5 Россия - страны Центральной и Южной Африки 75
3.6 Россия - страны Латинской Америки 79
3.7 Россия - страны Европейского региона 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Развитие внешнеэкономических связей, а также развитие взаимовыгодного сотрудничества России с другими странами являются одними из наиболее важных направлений стратегии развития страны. Важность внешнеторговых отношений для экономики государства невозможно переоценить. Являясь поставщиком товаров и услуг на международный рынок, страна стимулирует внутреннее производство товаров и услуг, ускоряет темпы развития экономики и рост ВВП, обеспечивает приток иностранного капитала в страну, укрепляет позиции национальной валюты . Денежные поступления от внешней торговли позволяют развивать и модернизировать промышленные предприятия внутри страны при отсутствии внешних инвестиционных средств.
Россия является крупнейшим экспортером сырьевой и несырьевой энергетической продукции, и крупную часть экспорта страны составляют газ, нефть и уголь. Такая зависимость от экспорта углеводородов опасна с точки зрения развития национальной экономики, так как снижение цен на мировом рынке энергоносителей или сокращение поставок в связи с санкционной политикой стран-импортеров может значительно сократить доходную часть национального бюджета, что также отразится на внутренней социально-экономической ситуации.
Растущие экологические требования также ставят под угрозу или как минимум создают препятствия для использования, а, следовательно, и для экспорта-импорта традиционных углеводородных источников энергии, что приводит к увеличению интереса к альтернативным (возобновляемым) источникам энергии. Если рассматривать возобновляемые источники энергии, то можно увидеть, что помимо очевидных преимуществ: возобновляемость и экологичность генерации энергии - у них имеются определенные недостатки, такие как: потребность в дорогой инфраструктуре, непостоянство выработки энергии, потребность в больших площадях для установки панелей и ветряных турбин, низкий коэффициент полезного действия солнечных панелей, неэкологичное изготовление солнечных панелей и ветряных турбин и нерешенные проблемы с их утилизацией, а также относительно высокая стоимость получаемой электроэнергии. И именно поэтому отрасль атомной энергетики кажется наиболее выигрышным направлением развития.
Российский рынок ядерной энергии является одним из крупнейших и старейших в мире. Россия имеет богатый опыт в проектировании, строительстве и эксплуатации ядерных электростанций, а также производстве и переработке ядерного топлива. В настоящее время Россия занимает лидирующие позиции на мировом рынке ядерных технологий и является одним из основных экспортеров ядерного оборудования и услуг.
Перечисленные проблемы топливно-энергетического комплекса РФ, влияние геополитической ситуации на национальную экономику России, а также большое преимущество России в атомной энергетике обуславливают актуальность данной работы.
Целью данной работы является определение влияния конфронтации России со странами Запада на российский экспорт ядерных технологий, материалов и услуг, а также оценка перспектив по развитию ядерного экспорта России.
Согласно цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1) Провести исследование современного мирового энергетического рынка. Определить место ядерной энергетики в мировой энергетике.
2) Рассмотреть российский рынок ядерной энергии, а также определить современные тренды и вызовы развитию ядерного сектора РФ.
3) Провести анализ основных характеристик российского экспорта ядерно- энергетических технологий, а также проанализировать конкурентов России на мировом рынке ядерной энергетики.
4) Изучить кейсы по сотрудничеству России с другими странами в сфере ядерной энергетики и оценить перспективы по развитию ядерного экспорта России.
Объектом данного исследования является экспорт российских товаров и услуг на мировой рынок, предметом исследования - российский экспорт ядерных технологий, материалов и услуг, строительство АЭС Россией за рубежом.
Тема ядерного энергетического экспорта России поднималась в диссертационной работе на соискание ученой степени кандидата экономических наук Дипломатической академии МИД России Екатерины Владимировны Елисеевой - «Мировой рынок ядерной энергетики: изменение конкурентной среды и особенности экспорта ядерно- энергетической отрасли России в современных условиях мировой экономики» (2003 г.). В данной работе автор рассматривает конкурентные возможности России на мировом рынке ядерной энергетики, возможность доли ее присутствия на данном рынке и роль экспорта ядерной отрасли России в национальной экономике страны. В статьях «Экономические аспекты некоторых перспективных ядерных технологий за рубежом и в России» (2015 г.) и «Геополитические и экономические аспекты развития ядерной энергетики» (2015 г.) С.З. Жизнин и В.М. Тимохов рассматривают новые технологии в ядерной отрасли, их преимущества и перспективы использования, делают вывод о необходимости развития международного сотрудничества в ядерной энергетике, а также рассматривают геополитические и экономические проблемы дальнейшего развития атомной энергетики. В статье «Анализ становления, текущее состояние и перспективы развития основных участников мирового инновационного атомного рынка» (2012 г.) Н.А. Ильина и А.В. Путилов анализируют основных игроков на мировом атомном рынке, их современное состояние и экономические перспективы инновационного развития. В работе «Российский экспорт атомной энергии: состояние, перспективы и последствия» (2019 г.) Невин Шеперс анализирует возросшую роль России на рынке ядерного экспорта и возможное негативное влияние на глобальные нормы управления ядерной деятельностью, а также делает вывод о том, можно ли считать проекты российских атомных электростанций за рубежом эффективными инструментами внешней политики Российской Федерации.
Источники, использованные при написании работы, можно выделить в несколько групп:
1) официальные документы Российской Федерации в области энергетики, атомной промышленности и экспорта, такие как: Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 гг., Государственная Программа Российской Федерации «Развитие атомного энергопромышленного комплекса» и другие, - в данных документах отражается финансово-экономическая политика правительства в отношении развития атомной энергетики и развития экспорта ядерно-энергетических технологий;
2) международные двусторонние соглашения, такие как: межправительственные соглашения (МПС) о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях, МПС о сотрудничестве в научных исследованиях и разработках в ядерно- энергетической сфере, МПС о строительстве АЭС и другие, - данные соглашения позволяют оценить принципиальные вопросы сотрудничества России с другими странами в сфере мирного использования атомной энергии;
3) статистические данные: официальные данные Федеральной таможенной службы
России, Федеральной службы государственной статистики, данные некоммерческого электронного проекта Our world in data (публикует в открытом доступе систематизированные данные мировой статистики) и другие, - позволяют
получить данные о реальном состоянии рынка, о его структуре и о векторах его развития;
4) аналитические материалы российских и зарубежных отраслевых организаций: отчеты Государственной корпорации «Росатом», Министерства энергетики РФ, доклады международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ) и другие, - предоставляют авторитетный анализ и данные, а также политические рекомендации и реальные решения в сфере атомной энергетики;
5) информация из открытых источников и новостных лент: газеты «Коммерсантъ» и «Ведомости», информационные агентства «ТАСС» и «РИА Новости», научно-деловой портал «Атомная энергия 2.0», электронное периодическое издание «AtomInfo.ru» и другие, - для поиска и анализа релевантных тематике работы актуальных данных.
Методологическую базу диссертационного исследования образуют методы анализа и синтеза, метод сравнения, метод анализа статистики, метод анализа документов, а также специальные методы: метод анализа конкурентов.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В первой главе проведено исследование современного мирового энергетического рынка и определено место ядерной энергетики в нём; изучен российский рынок ядерной энергии, а также определены современные тренды и вызовы развитию ядерного сектора РФ. Во второй главе исследована структура российского экспорта ядерно-энергетических технологий, проведен анализ конкурентов России на мировом рынке ядерной энергетики. В третьей главе рассмотрены кейсы по ядерному сотрудничеству России с другими странами (с Китаем, Индией, Турцией, Вьетнамом, Узбекистаном и др.).
Развитие атомной энергетики и увеличение экспорта ядерно-энергетических технологий, материалов и услуг в среднесрочной перспективе может стать одним из ведущих драйверов экономического роста страны, за счет выполнения ключевых задач по энергетической безопасности, импортозамещению и росту несырьевого экспорта.
В ходе исследования было выявлено, что современный энергетический рынок на данном этапе характеризуется:
- ростом потребности в стабильной и доступной первичной энергии;
- растущими глобальными экологическими требованиями;
- как следствие, повышением конкуренции между углеродными и безуглеродными первичными источниками энергии.
Проведенное исследование мирового рынка атомной энергии показало, что на данном этапе он демонстрирует стабильную динамику развития. Например, выход новых игроков на рынок атомной энергетики (Бангладеш, Беларусь, Бразилия, Египет, Иран, Турция, ОАЭ, ЮАР и других стран), заинтересованных в перспективных разработках в области ядерных технологий, также усиливает конкуренцию между ведущими игроками в развитии этих перспективных ядерно-энергетических технологий. Были выявлены основные участники мирового рынка ядерной энергии, ими являются такие страны, как: Канада, Китай, Франция, Республика Корея, Россия, США и Япония. Эти страны имеют развитые ядерные отрасли и являются лидерами в проектировании, строительстве и эксплуатации ядерных электростанций.
В результате анализа современного состояния ядерно-энергетического сектора России, а также рассмотрения основных факторов, влияющих на развитие ядерной энергетики, были выделены основные тренды, которые наблюдаются в мирном ядерном секторе России:
1) Развитие новых технологий и реакторов, таких как быстрые нейтронные реакторы, малые модульные реакторы, повышение эффективности и безопасности действующих реакторов. Создание условий для укрепления безопасности и защиты ядерных объектов, в том числе с использованием современных цифровых технологий и оборудования.
2) Развитие международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии, включая совместные проекты с «незападными» странами. Активное участие российских компаний в реализации проектов строительства новых АЭС за рубежом.
3) Увеличение объемов производства ядерного топлива для реакторов, разработка новых видов топлива, а также развитие неэнергетического применения ядерных технологий.
Были сформулированы существующие угрозы развитию ядерно-энергетического сектора России:
1) Ошибка человеческого фактора.
2) Рост угрозы терроризма.
3) Вопрос хранения и утилизации ОЯТ и РАО.
4) Неисполнение международных обязательств в области нераспространения.
5) Недостаточное финансирование ядерно-энергетического сектора и сокращение инвестиций.
6) Усиление глобальной военно-политической напряженности и как следствие повышение рисков функционирования энергетической и транспортной инфраструктур.
7) Сохранение односторонних экономических ограничений со стороны западных стран в отношении российских поставщиков товаров и услуг.
В результате проведенного анализа основных характеристик российского экспорта ядерно-энергетических технологий, а также анализа конкурентов России на мировом рынке ядерной энергетики, было выделено, что конкуренция на мировом рынке ядерно- энергетических технологий на данном этапе существует и является довольно интенсивной. Страны-конкуренты создают международные альянсы для поддержания своей конкурентоспособности и для совместного развития новых технологий, а также активно конкурируют во всех секторах ядерно-энергетического рынка.
В результате анализа современного состояния отношений России с зарубежными странами в сфере мирного использования атомной энергии, можно сделать вывод, что конфронтация со странами Запада, как и ожидалось, оказывает негативное влияние на сотрудничество в европейском регионе. В тоже время, нет очевидных доказательств негативного воздействия на отношения с «незападными» странами, более того, в некоторых регионах активизируется сотрудничество стран с Россией. Но так как потенциальные партнеры России действительно рискуют попасть под санкционный удар со стороны стран Запада, поэтому стоит ожидать, что будущие партнеры России будут более скрупулезно изучать условия для переговоров и тщательнее просчитывать сопутствующие риски. Также стоит ожидать, что после ужесточения режима санкций и частичной изоляции России выбор зарубежных партнеров будет все больше определяться именно политическими факторами.
В заключении необходимо отметить, что экспорт ядерных технологий, материалов и услуг играет важную роль, как для экономики России, так и для экономик стран, импортирующих российские ядерные товары и услуги. Россия в ядерно-энергетической отрасли является одним из самых крупных и опытных игроков, а также является крупнейшим экспортером. В последнее время российский ядерно-энергетический комплекс находится в фокусе внимания международного сообщества. Влияют на отрасль и последствия энергетического кризиса 2021-2022 гг., и усилившийся украинский кризис. В связи с этим российские компании, входящие в контур госкорпорации «Росатом» и занимающиеся экспортом ядерно-энергетических технологий, материалов и услуг, постоянно сталкиваются с новыми вызовами и неопределенностями. Несмотря на создавшиеся вызовы развитию, российский ядерно-энергетический комплекс продолжает развиваться и расширять географию своих экспортных поставок. Российские компании продолжают активно работать на мировых рынках, осваивая новые технологии, предлагая свои услуги и продукцию, а также выполняя свои обязательства по имеющимся контрактам, а экспорт ядерной энергии способствует развитию экономических связей и укреплению дружеских отношений со странами-партнерами.
1. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.1995 N 170-
ФЗ (последняя редакция) / [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023. — URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8450/ (дата обращения: 8.06.2023).
2. Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии
«Росатом» от 01.12.2007 N 317-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023. — URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72969/?ysclid=lj1gax7y5q684038866 (дата обращения: 8.06.2023).
3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 декабря 1994 г. N 1395 г. Москва «О подписании
Протокола к Соглашению между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Индией о сотрудничестве в сооружении в Индии атомной электростанции от 20 ноября 1988 года» / [Электронный ресурс] // Законодательство России : [сайт]. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=2&nd=102033532 (дата обращения:
8.06.2023).
4. Постановление Правительства РФ от 02.06.2014 N 506-12 (ред. от 28.09.2022)
«Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие атомного энергопромышленного комплекса» // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023. — URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164143/ (дата обращения: 8.06.2023).
5. Протокол к Соглашению от 5 декабря 2008 г. между Правительством Российской
Федерации и Правительством Республики Индии о сотрудничестве в сооружении дополнительных энергоблоков атомной электростанции на площадке «Куданкулам», а также в сооружении атомных электростанций по российским проектам на новых площадках в Республике Индии. / [Электронный ресурс] // Официальный сайт МИД России. Перечень двусторонних международных договоров Российской Федерации : [сайт]. — URL:
https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/2_contract/ 44579/ (дата обращения: 8.06.2023).
6. Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сооружении на территории Китайской Народной Республики энергоблоков № 7 и 8 Тяньваньской атомной электростанции / [Электронный ресурс] // Официальный сайт МИД России. Перечень двусторонних международных договоров Российской Федерации : [сайт]. — URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/2_contract/ 53244/ (дата обращения: 1.06.2023).
7. Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в серийном сооружении на территории Китайской Народной Республики энергоблоков атомной электростанции «Сюйдапу» / [Электронный ресурс] // Официальный сайт МИД России. Перечень двусторонних международных договоров Российской Федерации : [сайт]. — URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/2_contract/ 53243/ (дата обращения: 1.06.2023).
8. Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сооружении на территории Китайской Народной Республики энергоблоков № 3 и № 4 Тяньваньской атомной электростанции / [Электронный ресурс] // Официальный сайт МИД России. Перечень двусторонних международных договоров Российской Федерации : [сайт]. — URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/2_contract/ 44503/ (дата обращения: 1.06.2023).
9. Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством
Российской Федерации и Правительством Венгрии о предоставлении Правительству Венгрии государственного кредита для финансирования строительства атомной электростанции на территории Венгрии от 28 марта 2014 года / [Электронный ресурс] // Официальный сайт МИД России. Перечень двусторонних международных договоров Российской Федерации : [сайт]. — URL:
https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/2_contract/ 60135/ (дата обращения: 8.06.2023).
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.10.2022 № 2970-р "О
подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Марокко о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях" / [Электронный ресурс] // Официальное опубликование правовых актов : [сайт]. — URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012022101200137indexM (дата обращения: 18.06.2023).
11. Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2020 N 1523-р "Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года" //
КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023. — URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_354840/ (дата обращения: 8.06.2023).
12. Распоряжение Правительства РФ от 1 июля 2011 г. N 1136-р "О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Кувейт о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях" / [Электронный ресурс] // Законодательство России : [сайт]. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=9&nd=102148862&bpa=cd00000&bpas=cd0 0000&intelsearch=%EA%EE%ED%E2%E5%ED%F6%E8%FF++&ysclid=lioh7acqb89126570 16 (дата обращения: 18.06.2023).
13. Распоряжение Правительства РФ от 14.08.2019 N 1797-р (ред. от 14.03.2023)
"Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года" (вместе с "Планом мероприятий по реализации Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года") / [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_331686/ (дата обращения:
1.06.2023).
14. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством
Республики Сербии о сотрудничестве в сооружении Центра ядерной науки, технологий и инноваций на территории Республики Сербии / [Электронный ресурс] // Официальный сайт МИД России. Перечень двусторонних международных договоров Российской Федерации : [сайт]. — URL:
https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/2_contract/ 59189/ (дата обращения: 8.06.2023).
15. СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ МЕКСИКАНСКИХ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ МИРНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ / [Электронный ресурс] // Официальный сайт МИД России. Перечень двусторонних международных договоров Российской Федерации : [сайт]. — URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/2_contract/ 44264/ (дата обращения: 8.06.2023).
..307