Аннотация
Введение 6
1. Структура современной пенсионной системы 10
1.1 Современная пенсионная система: основные положения, нормативно-правовая
база 10
1.2. Проблемы развития пенсионной системы в современных социальноэкономических условиях 22
2. Негосударственные пенсионные фонды в пенсионной системе 30
2.1. Основные положения работы негосударственных пенсионных фондов на примере
НПФ «Газфонд пенсионные накопления» 30
2.2 Отношение населения к негосударственным пенсионным фондам 41
2.3. Негосударственное пенсионное обеспечение: сравнительный анализ пенсионной
системы Российской Федерации и развитых стран мира 53
3. Будущее пенсионной системы и роль в нем Негосударственных пенсионных фондов 59
Заключение 69
Список литературы 77
Приложение А 81
Приложение Б 83
Приложение В 87
Негосударственные пенсионные фонды, как часть пенсионной системы и обязательного пенсионного обеспечения, в России появились относительно недавно: в 2002 году. Именно в это время и стартовала государственная пенсионная реформа, которая не прекратила свое действие и на сегодняшний день. Следует отметить тот факт, что первые НПФы не были созданы в России. Действующую пенсионную систему мы позаимствовали, как и множество других социальных инноваций, в зарубежных странах. Первый НПФ появился в Швеции в 60е годы 20 века. Затем свое распространение получили и в США, где легко и надолго прижились.
Негосударственный пенсионный фонд - это организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
Иными словами Негосударственные пенсионные фонды осуществляют деятельность по формированию и управлению накопительной части пенсии граждан.
ВведениеНПФов в пенсионную систему Российской Федерации связано с тем, что распределительный механизм, позволяющий обеспечить пенсионеров достойной пенсией, успешно работавший до этого момента, перестал справляться с возложенными на него функциями. Суть распределительного механизма заключалась в том, что работающие граждане, за которых работодатели регулярно отчисляют определенный процент сверх заработка своих работников, содержали граждан пожилого и нетрудоспособного возраста. Таким образом, на одного пенсионера приходилось 4 официально работающих гражданина. К 2001 году эта пропорция претерпела серьезные изменения. Рост числа малодетных семей, смертность трудоспособного населения, снижение рождаемости и теневой экономический сектор привели к тому, что распределительная система стала непригодна для современной ситуации в стране, т.к. сейчас на одного пенсионера приходится 1,7 работающих человек.
Если рассматривать востребованность, заинтересованность и осведомленность граждан о деятельности негосударственных пенсионных фондов, то на сегодняшний день по всем этим параметрам рассматриваемая нами структура набирает популярность. Все больше общество узнает, знакомится с данной организацией и осознает, для чего были введены НПФы. Российские граждане только сейчас начинают адаптироваться и доверять негосударственным структурам. «Основной прирост пенсионных накоплений в НПФ был связан с поступлением в первом квартале из ПФР 234,4 миллиарда рублей по итогам переходной кампании 2016 года, в результате которой еще 4,6 миллиона граждан стали клиентами НПФ. Общее количество застрахованных лиц, формирующих пенсионные накопления в НПФ, увеличилось до 34,4 миллиона человек», — отмечается в сообщении Центрального Банка.
Именно по этим причинам:
- ухудшение демографической ситуации в стране;
- актуализация и востребованность услуг НПФов;
- повышение уровня финансовой грамотности населения
данная тема актуальна на сегодняшний день.
Объектом исследования является деятельность негосударственных пенсионных фондов.
Предмет исследования - роль негосударственный пенсионных фондов в пенсионной системе Российской Федерации.
Таким образом, можно обозначить проблему исследования: какова роль негосударственных пенсионных фондов в современной пенсионной системе?
Цель работы: определить роль негосударственных пенсионных фондов в современной российской пенсионной системе.
Для достижения цели выделим следующие задачи:
1. Определить основные положения и изучить нормативно-правовую базу современной российской пенсионной системы.
2. Выявить проблемы развития пенсионной системы в современных социально-экономических условиях.
3. Определить основные положения работы негосударственных пенсионных фондов на примере НПФ «Газфонд пенсионные накопления».
4. Изучить и проанализировать отношение населения к негосударственным пенсионным фондам.
5. Изучить экспертную оценку работы НПФов.
6. Проанализировать и спрогнозировать будущее пенсионной системы и роль в нем НПФов.
Методологическую основу данной работы составляют теоретические методы исследования, специальные методы исследования. К специальным методам относятся качественные и количественные методы сбора информации, а именно:
- анкетный опрос получателей услуг негосударственных пенсионных фондов;
- интервью с сотрудниками фондов.
Кроме того, исследование опирается наобщенаучные принципы объективности, обобщения, анализа и системного подхода
Кроме того для составления инструментария исследования и теоретической проработки темы был проведен анализ отечественной литературы, публикаций в периодических изданиях, нормативные документы, статистические материалы, источники сети Интернет.
Степень разработанности проблемы.
Общим вопросам современной пенсионной системы посвящена работаОрловой И. Ю. «К вопросу об увеличении пенсионного возраста в России», в которой автор раскрывает причины, которые побуждают правительство регулярно поднимать данный вопрос, сравнивает положение зарубежных стран в данной области.
Болотская Д.В. в своем труде раскрывает формирование пенсионной системы в ведущих странах мира и в развивающихся странах мира. Рассматриваются опыт формирования систем пенсионного обеспечения в развивающихся странах мира и анализ возможности его применения для реформирования системы обязательного пенсионного обеспечения в сложившейся демографической ситуации страны.
Андросова Л.Д. в своей работе «Негосударственные пенсионные фонды в современной финансовой системе России» анализирует современное состояние НПФ в РФ, исследует основные направления и проблемы их функционирования, подводит итоги их функционирования и предлагает направления дальнейшего развития пенсионной системы.
Более узким аспектам функционирования современной пенсионной системы посвящены работы Борисенко И.В. «Направления совершенствования деятельности НПФ», Пудовкин А. В. «Анализ перспективы развития рынка НПФ в России», Седова М.Л. «Совершенствование управления негосударственными пенсионными фондами в условиях акционирования». В своей работе БолдыревБ. М. «Особенности пенсионного страхования в РФ, мораторий на взносы накопительной части пенсии», проводит сравнение между Пенсионным фондом РФ и Негосударственными пенсионными фондами, анализирует структуру активов российских и зарубежных негосударственных пенсионных фондов, рассматривает мораторий на НЧП, его положительные и отрицательные стороны и влияние на экономику России.
Ногин Ю. Б. рассматривает экономическую деятельность НПФов в работе: «Распределение средств Негосударственных пенсионных фондов среди управляющих компаний».
Чистова Е. В. В работе «Прогноз влияния повышения пенсионного возраста на демографическую структуру России» исследует процессы старения и механизмы повышения пенсионного возраста.
Работа состоит из введения, трех глав, 6 параграфов и заключения.
Основными участниками пенсионных отношений на сегодняшний день являются:
- Правительство РФ
- Министерство финансов и социальной защиты РФ
- Центральный банк РФ
- Пенсионный фонд России
- Ряд управляющий компаний, включая Внешэкономбанк
- Негосударственные пенсионные фонды
Пенсия граждан Российской федерации состоит из трех частей: базовой, страховой
и накопительной. Базовой и страховой частью занимается только Пенсионный фонд
России. Накопительной частью пенсии граждане имеют возможность самостоятельно
распоряжаться и определять, какой институт будет ее управлять. Переводить свою НЧП
человек может каждый год, подавая заявление и заключая договор ОПС.
Необходимо учитывать, что в 2015 году был введен закон, согласно которому, для
того, чтобы не потерять инвестиционный доход, который начислил предыдущий
страховщик, человек должен быть клиентом Фонда/УК не менее 5 лет.
При начислении пенсии, учитываются такие показатели, как трудовой стаж
человека, заработная плата, индивидуальный пенсионный коэффициент. Не все
перечисленные характеристики зависят от людей. Например, стоимость ИПК
определяется Правительством и ежегодно изменяется. В дальнейшем планируется
увеличение трудового стажа и размера индивидуального пенсионного коэффициента для
назначения страховой пенсии по старости.
На сегодняшний день деятельность по управлению пенсионными активами
осуществляют только аккредитованные Негосударственные пенсионные фонды,
прошедшие процедуры регистрации и страхования. Таких фондов в России 38.
За работой УК и НПФ следит Министерство труда и соц.защиты совместно с
Центробанком. В указанных выше организациях проводятся регулярные проверки и
мониторинги их детальности.
Отличия НПФов от УК заключается в следующем: НПФ не имеет право по закону
начислять отрицательную доходность по итогу года. Управляющие компании такое право
имеют. В частности, ВЭБ, осуществляющий управление пенсионными активами граждан
70
молчунов, в 2008 году начислил отрицательную доходность в размере -0, 46 % и списал
данные суммы со счетов клиентов.
Все коммерческие организации обязаны представлять ежегодные отчеты о своей
деятельности и выставлять их в свободный доступ.
Заморозка накопительной части пенсии была продлена до 2020года.
Государство в 2015 году предоставило возможность выбора пенсионной стратегии
для граждан.
Можно выделить два основных блока проблем современной пенсионной системы
Российской Федерации:
Старение населения (социальный фактор)
Финансирование пенсионной сферы (экономический фактор)
Старение населения не является явлением характерным только для Российской
Федерации. Демографическая ситуация во всех странах мира привела к увеличению
процента пенсионеров по отношению трудоспособному населению. Что касается России,
то демографические прогнозы говорят о следующем:
- к 2050 году потребность в двух и более детях уйдет, и основной моделью
семейного поведения будет выступать однодетная семья77
. Исходя из этого, становится
понятно, что обеспечивать пенсионеров будет попросту некому.
- Средняя продолжительность жизни, благодаря совершенствованию и развитию
медицины (мужчины – 73,8 лет, женщины – 83, 9 лет)
78
, будет постепенно увеличиваться,
тем самым наполняя рынок пожилыми людьми;
- Исходя из предыдущего прогноза, очевидно, что неизбежно повышение
пенсионного возраста
Второй проблемой является экономическая несостоятельность пенсионной
системы России. Несмотря на налоговую нагрузку, которая ложится на работодателя,
размер пенсии остается недостаточным для поддержания привычного качества жизни для
граждан.
Кроме того, на официальном сайте Правительства Российской Федерации
опубликованы размеры бюджета Пенсионного фонда на 2018, 2019 и 2020 г, в которых
отражен наглядно дефицит бюджета. На официальном сайте представлена статья, в
которой Глава пенсионного фонда России оповещает граждан о том, что дефицит
бюджета ПФР – это миф79
. В статье говорится о том, что выплаты пенсий и льгот будут
осуществляться без задержек и в полном объеме.
Можно выделить третью проблему в пенсионной системе – это неготовность
населения к принятию и изменения образа жизни, адаптированному под сложившиеся
условия.
Что касается НПФов, то деятельность Негосударственных Пенсионных фондов
берет начало в 90е года 20 века. Изначально эти финансовые структуры создавались для
осуществления деятельности по Негосударственному пенсионному страхованию. Около 4
лет не было нормативно-правовых актов, которые контролировали бы НПФы,
соответственно, принцип прозрачности не соблюдался. Это привело к падению доверия к
указанным структурам у населения.
В 2001 году НПФы были привлечены к деятельности по обязательному
пенсионному обеспечению. Созданы различные нормативные акты, которые регулируют
работу Негосударственных пенсионных фондов. Кроме того, сформировано Агентство по
страхованию вкладов, которое было привлечено к пенсионной системе. Без прохождения
аккредитации данной структуры, НПФы не имеют право осуществлять свою деятельность.
Количество действующих пенсионных фондов по сравнению со стартом гос. Реформы
сократилось практически в 6 раз. На сегодняшний день работают только 38 фондов,
имеющих аккредитацию АСВ.
Кроме того, существуют различные рейтинговые агентства, которые анализируют
функционирование НПФ. Наличие рейтинга такой организации – это обязательное
требование государства. Чем выше рейтинг, тем надежнее и стабильнее фонд,
соответственно, ниже риски.
Кроме того, у каждого фонда должна быть лицензия Центрального банка России,
Устав фонда, Пенсионные правила и другие документы, регламентирующие деятельность
фондов.
Для того, чтобы выяснить отношение населения к Негосударственным пенсионным
фондам, с 12.2017 г. по 03.2018 г. автором данной работы проведено исследование на
тему: «Отношение население к негосударственным пенсионным фондам». Методом
анкетного опроса было исследовано 130 человек. Респондентами являются как
действующие клиенты Негосударственных пенсионных фондов, так и те граждане,
которые не заключали договор ОПС. Опрашиваемым была предложена анкета с
вариантами ответа на 21 вопрос. Цель исследования – узнать и проанализировать
отношение граждан к деятельности НПФ, их осведомленность о возможностях
пенсионной системы. ....
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 - ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 30.06.2003).
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014)
4. Федеральный закон "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" от 30.04.2008 N 56-ФЗ (ред. от 12.03.2014)
5. Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 12.03.2014)
6. Федеральный Закон от 02.02.2006 г. №111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"
7. Федеральный закон от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"
8. Федеральный закон РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
9. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
10. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии"
11. Постановление Правительства РФ от 02.12.2003 г. № 730 " О дополнительных мерах организации управления средствами пенсионных накоплений".
12. Барабанов В.Н. Пенсионная реформа: вариант 2015 [Электронный ресурс].- Режим доступа http://www.solidarnost.org/articles/articles_2902 (Дата обращения: 27.06.2017).
13. Бережной М.П. Проблемы деятельности НПФ // Опыт моделирования пенсионных систем. 2005. №2. С. 221-224.
14. Борисенко Н.Ю. Пенсионное обеспечение: Учебник.// Дашков и К, 2009. 315
с.
15. Бочкарев Д.В. Мировой опыт развития и функционирования негосударственных пенсионных фондов и генезис негосударственных пенсионных фондов в современной российской федерации. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1998. 217 с....43