Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТАКОГНИТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ И КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ

Работа №192888

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы135
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретический анализ метакогнитивных процессов и копинг-стратегий,
связанных с жизнедеятельностью человека 12
1.1 Теоретические аспекты метакогнитивной регуляции поведения
человека 12
1.1.1 Становление метакогнитивного подхода в психологии 12
1.1.2 Влияние метакогнитивных процессов на поведение и деятельность
человека 16
1.2 Копинг-стратегии, как базовая характеристика преодолевающего
поведения 19
1.2.1 Феномен преодолевающего поведения в психологической науке 19
1.2.2 Исследование копинг-стратегий в трудах отечественных и
зарубежных исследователей 22
1.2.3 Взаимосвязь когнитивных и метакогнитивных процессов с копинг-
стратегиями 25
Выводы по 1-й главе 30
2. Теоретический анализ гендерной идентичности и ее связи с
метакогнитивными процессами и копинг-стратегиями личности 32
2.1 Г ендерная идентичность как аспект личности 32
2.1.1 Понятие пола и гендера в психологии 32
2.1.2 Понятие гендерной идентичности 35
2.2 Взаимовлияние метакогнитивных особенностей, гендерной
идентичности и копинг-поведения 39
2.2.1 Взаимосвязь гендерной идентичности с когнитивными и
метакогнитивными процессами 39
2.2.2 Взаимосвязь гендерной идентичности с копинг-поведением 52
2.2.3 Взаимосвязь гендерной идентичности, метакогнитивных процессов и
копинг-поведения 55
Выводы по 2-й главе 60
3. Исследование гендерных особенностей метакогнитивной регуляции и
копинг-поведения во взрослом возрасте 63
3.1 Описание программы эмпирического исследования 63
3.1.1 Объект, предмет, цель и задачи эмпирического исследования 63
3.1.2 Гипотезы исследования и их обоснование 64
3.1.3 Методы и методики исследования, характеристика выборки и
описание хода исследования 65
3.2 Обсуждение результатов исследования 68
3.2.1 Результаты эмпирического исследования 68
3.2.2 Интерпретация результатов исследования 87
3.2.3 Область применения полученных результатов 96
Выводы по 3-й главе 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 104
ПРИЛОЖЕНИЕ А_Таблица А.1 - Обзор того, как метапознание рассматривалось в каждой из субдисциплин психологии 113
ПРИЛОЖЕНИЕ Б_Таблица Б.1 - Описательные статистики для данных, полученных в ходе исследования по группе 98 человек 120
ПРИЛОЖЕНИЕ В_Бланк сокращенной версии опросника проактивного копинга 121
ПРИЛОЖЕНИЕ Г_Бланк ревалидизированного опросника «маскулинность, фемининность и гендерный тип личности» 123
ПРИЛОЖЕНИЕ Д_Бланк опросника метакогнитивных свойств личности Д.
Эверсона 125
ПРИЛОЖЕНИЕ Е_Бланк краткой версии теста жизнестойкости С. Мадди . 127
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж_Бланк краткой версии опросника метакогнитивных убеждений 129

На сегодняшний день существует множество различий между людьми в преодолении стрессовых ситуаций, совладания с ними. Различия в поведении людей заключаются не только в выборе этого поведения, но и в мыслительных процессах каждой личности, оценке ситуации, своих ощущений и другое. Когнитивная оценка предваряет способ совладания, используемый личностью, которая представляет собой использование умственных способностей. Например, осмысливание проблемы, ее анализ, обдумывание способов решения проблемы, поиск новой информации и т. д. Когнитивная оценка упрощает повседневную жизнедеятельность человека, позволяя предугадывать возможные трудности, использовать собственные ресурсы благоразумно и увеличить вероятность успешного преодоления и исхода ситуации. Для когнитивного оценивания важны такие факторы, как наличие ресурсов у личности для преодоления трудной ситуации, субъективность картины ситуации, смысловая важность самой ситуации для личности.
Одни авторы объясняют мобилизацию ресурсов, как механизм когнитивного оценивая. Другие авторы (С. Фолкман, Л. А. Виноградова, М. А. Холодная) считают, что мобилизация ресурсов зависит от интеллектуального контроля (произвольного и непроизвольного), который непосредственно связан с метакогнитивными структурами. Именно эти структуры обеспечивают регуляцию интеллектуальной активности. Современные исследования показывают, что данный вид контроля влияет на самоконтроль личности как к объекту контроля, самовосприятию и копинг- поведением в стрессовых ситуациях [50]. Л. А. Виноградова указывает, что «роль интеллектуального контроля в преодолении трудных жизненных ситуаций определяется различными способами понимания ситуации, соотнесенностью различных форм опыта (прошлого, актуального и рефлексивного опыта), субъективным чувством уверенности в контролируемости ситуации и уверенности в ее преодолении» [10]. Поэтому когнитивный контроль можно отнести к компонентам метакогнитивного опыта, которые обеспечивают оценку ситуации, а также ресурсов личности для ее преодоления. Также расширение метакогнитивного опыта позволяет личности расширять вариативность используемых способов совладания в кризисных ситуациях, о чем писала М. А. Холодная [51].
Описывая метакогнитивные процессы, стоит выделить их характерное отличие от привычных нам когнитивных процессов: метакогнитивные процессы направлены не на объективную, а на субъективную реальность; ориентированность этих процессов не внешняя, а внутренняя информация, а также процессы ее преобразования. На данный момент эта область когнитивной психологии приобретает больший интерес со стороны исследователей [21].
Важную роль в функционировании когнитивной сферы играют метакогнитивные стратегии, обеспечивающие планирование и контроль внимания, памяти, мышления. Метакогнитивные стратегии представляют собой специфическую последовательность действий, направленных на планирование и контроль когнитивных процессов, соотнесение результатов с целями деятельности. С помощью когнитивных стратегий осуществляется познавательный процесс, а с помощью метакогнитивных стратегий - контроль познавательного процесса.
Одним из важных конструктов метапознания является метакогнитивная включенность, которая осуществляет функции,
обеспечивающие успешное обучение, в том числе регуляцию учебной деятельности, контроль над мыслительными операциями, обращение к собственному опыту, использование рефлексии и приобретенной информации.
Также актуальным является вопрос о различиях, как в преодолении трудных жизненных ситуациях, так и в метакогнитивных стратегиях, между мужчинами и женщинами. В зависимости от ситуации и задаваемого вопроса
используются разные термины и понятия. В частности, для различения людей только по половому признаку, «данному природой», используют термин «пол». Когда же пытаются разделить людей по психосоциальным роям, то используют термин «гендер». Людей разделяют на группы с типами гендерной идентичности «фемининность», «маскулинность»,
«андрогинность». Гендерная идентичность сейчас приобретает понятие процесса осознания и принятия определенных черт, относящихся к мужественности и женственности, социальным нормам, а также соответствию гендерным ролям, принятым в обществе. Расширение диапазона необходимых для усвоения норм и правил, отличающихся гибкостью и вариативностью личностных проявлений, вне зависимости от их принадлежности к исконно мужским или женским, является важным подспорьем в изучении вопроса гендерной идентичности. Этим вопросом занимались С. Бэм, Д. Гилмор, Д. Спенс, И. Кон, Р. Сарсембаева, С. Ушакин и многие другие ученые [13].
По полученным результатам, указанным Е. П. Ильиным, можно говорить о наличии различий в когнитивной сфере у мужчин и женщин. К ним можно отнести: превосходство женщин в быстроте восприятия, в счете и беглости речи; мужчины имеют некоторое преимущество в пространственной и временной ориентации, в понимании механических отношений и в математических рассуждениях [4]. Поэтому следует с большим вниманием подходить к оценке способностей, с учетом половых и гендерных различий.
Проблемная ситуация, связанная с исследованием, заключается в том, что на настоящее время существует небольшая база исследований, связанная с одновременным изучением метакогнитивной регуляции и копинг- стратегий, также пока не изучен вопрос специфики проявлений метакогнитивной регуляции и копинг-стратегий в связи с гендерной идентичностью личности. В связи с чем настоящее исследование направлено на изучение гендерных особенностей метакогнитивной регуляции и копинг- поведения во взрослом возрасте.
Объект исследования: процессы метакогнитивной регуляции и копинг-поведения личности.
Предмет исследования: гендерные различия, связанные с
метакогнитивной регуляцией и копинг-поведением человека в период взрослости.
Цель исследования: выявить специфику взаимосвязей
метакогнитивной регуляции и копинг-поведения с гендерными характеристиками личности в группе людей периода взрослости.
Для достижения цели данного исследования поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы исследования, предполагающий изучение копинг-стратегий, метакогнитивных структур, а также гендерных характеристик личности.
2. Разработать программу исследования, направленную на выявление взаимосвязей гендерных характеристик личности с процессами метакогнитивной регуляции и копинг-стратегиями.
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение метакогнитивных процессов и копинг-поведения у взрослых людей в связи с их гендерной идентичностью.
4. Выполнить анализ, обобщение и интерпретацию полученных эмпирическим путем результатов исследования.
В качестве гипотезы данного исследования выступает предположение о существовании связи между гендерной идентичностью, выбираемыми копинг-стратегиями и уровнями метакогнитивной регуляции жизнедеятельности во взрослом возрасте.
Данное исследование основывается на анализе теоретического материала и представленных другими авторами работах и теориях. Так, Дж. Лукас [72] разработал модель стресса и удовлетворения от принятия
решений, которая связана с уровнем стресса, а также метакогнитивными структурами. Теория, предложенная автором, подразумевает
непосредственное участие метакогнитивных структур в принятии решений, а также влиянии стресса на метакогнитивные процессы личности. Большую часть исследований о взаимосвязи метакогнитивных структур, гендерных особенностей и копинг поведения включают в себя исследования на людях с психологическими или невротическими заболеваниями [78, 65, 60, 58], что дает повод поставить вопрос о том - распространяются ли данные результаты на здоровую выборку.
Теоретической основой данного исследования являются:
• теории и положения, относящиеся к теоретическому и эмпирическому изучению вопросов о гендерных особенностях личности, метакогнитивных конструктах и копинг-поведении и их взаимосвязи;
• принципы и подходы современной психологии, такие как принцип детерминизма, принцип развития, принцип системного подхода, а также положения социально-когнитивного подхода к анализу поведения человека;
• работы исследователей в области психологии, посвященные изучению характеристик личности, как самостоятельного феномена, так и их взаимосвязей, в частности - гендерной идентичности, метакогнитивной регуляции, копинг-поведения;
Для проведения исследования были выбраны следующие методы.
Теоретические методы исследования: анализ, синтез, обобщение информации, связанной с тематикой исследования и приведенной в современных научных публикациях.
Для проведения эмпирического исследования использовались методики:
• опросник проактивного копинга (ОПК) (Е.П. Белинская, А.В. Вечерин, Е.Р. Агадуллина, 2018) [3];
• опросник «Маскулинность, фемининность и гендерный тип личности» (российский аналог BSRI (ревалидизация 2010-2012 гг.) О.Г. Лопухова, 2013) [27];
• краткая версия теста жизнестойкости (Е. Н. Осин, Е. И. Рассказова, 2013) [28];
• опросник Д. Эверсона (адаптация А. В. Карпова);
• опросник метакогнитивных убеждений (А. Уэллса и С. Картрайт- Хаттон - адаптирован Н. А. Сиротой, Д. В. Московченко, В. М. Ялтонским, А. В. Ялтонской) [46].
Статистические методы исследования включали: анализ первичных статистик, применение критериев различия (t-критерий Стьюдента, критерий Крускала-Уоллиса), корреляционный анализ (по Пирсону), дисперсионный анализ (ANOVA). Статистическая обработка проводилась с помощью пакетов программ STATISTICA 13.3 и Microsoft Excel 2016.
Выборку исследования составили мужчины (27 человек) и женщины (71 человек) в возрасте от 21 до 50 лет, различных профессий и социального статуса (всего 98 человек). Данное исследование проводилось с помощью Google-форм, что может увеличить количество респондентов, но также увеличивает влияние окружающей среды на испытуемого, что может повлиять на результаты исследования.
Апробация результатов исследования:
Результаты исследования представлены на конференцию - XIV Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Социальное благополучие человека в условиях новой общественной реальности», прошедшую в городе Пермь 26 мая 2022 года.
Достоверность результатов исследования обеспечивается: многоплановым теоретическим анализом феноменов гендерной идентичности, копинг-поведения и метакогнитивных процессов; соответствием методик исследования его целям и задачам; репрезентативностью исследуемой выборки; адекватностью статистических методов, используемых для выявления определенных закономерностей.
Научная новизна и теоретическая значимость:
• расширены представления о метакогнитивной регуляции личности в сложных жизненных ситуациях;
• выявлены особенности связей копинг-поведения и метакогнитивной регуляции личности с учетом характеристик ее гендерной идентичности;
• показано, что уровни жизнестойкости человека опосредованы личностными характеристиками, к которым относятся : выраженность определенных копинг-стратегий, метакогнитивных процессов, а также гендерные особенности субъекта.
Практическая значимость исследования: Полученные результаты являются основой для дальнейшего исследования взаимосвязи гендерных особенностей метакогнитивной регуляции и копинг-поведения во взрослом возрасте, путем расширения выборки исследования, ее дальнейшей дифференциации и использования многомерных статистических методов анализа данных. Результаты исследования могут быть использованы в решении прикладных задач в области организационной психологии - в связи с задачами подбора персонала и формирования качеств готовности к профессиональной деятельности, семейного консультирования - при профилактике конфликтных ситуаций, клинической психологии - в связи с задачами повышения ресурсов жизнестойкости лиц с различными функциональными расстройствами.
Положения, выносимые на защиту:
1. Теоретический анализ проблемы исследования показал, что системный подход создает предпосылки для выявления взаимосвязей таких феноменов, как гендерная идентичность, метакогнитивная регуляция и копинг-поведение личности.
2. Разработана, обоснована и апробирована программа эмпирического исследования, позволяющая изучать специфику метакогнитивной регуляции и копинг-стратегий в связи с гендерной идентичностью у людей взрослого возраста.
3. В ходе эмпирического исследования выявлены статистически значимые связи между характеристиками метакогнитивной регуляции, процессами копинг-поведения и гендерной идентичности у здоровых людей во взрослом возрасте.
4. На основании проведенного исследования показано, что различным уровням гендерной организации личности - маскулинности, андрогинности, феминности - соответствуют различные механизмы метакогнитиной регуляции и совладающего поведения, которые являются основой формирования различных уровней жизнестойкости у представителей определенных типов гендерной идентичности.
Структура диссертации: работа состоит из 130 страниц,
включающих: введение, три главы, заключение, список литературы с 78 источниками. В работу включены 10 таблиц, 3 рисунка, и 7 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Разделение людей на мужчин и женщин является одним из основных факторов, влияющим на восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека.
Решая первую задачу данного исследования, проведен теоретический анализ, который показал, что нет четкого ответа вопрос о том, существует ли явная взаимосвязь между гендерными особенностями личности или полом и такими показателями, как копинг-поведение и метакогнитивные процессы.
Множество факторов играют роль для успешного преодоления трудных жизненных ситуаций, в которые включены особенности метакогнитивной регуляции личности и гендер. Личность каждый день сталкивается со стрессовыми ситуациями, которые могут иметь как скоротечный характер и требуют незамедлительного принятия решения, так и наоборот. На принятие решения в данных ситуациях влияет не только память и когнитивные способности, а также нейропластичность, но и метапознание: метакогнитивные знания, опыт, цели и стратегии. Само отношение личности к собственному когнитивному опыту может серьезно повлиять на принимаемое решение, а также на стратегии копинг-поведения в повседневной жизни. Таким же образом на результат копинг-поведения и дальнейший субъективный опыт личности могут повлиять сформировавшиеся гендерные стереотипы, устоявшиеся в обществе, и оказывающие давление на человека, как и само представление человека о себе и его гендерная идентичность.
В процессе решения второй задачи данного исследования, была разработана и обоснована программа эмпирического исследования, которая основывалась на результатах исследований других авторов о возможной взаимосвязи метакогнитивных особенностей личности с копинг-поведением, а также представленными данными о существовании или отсутствии различий в данных сферах в зависимости от гендерной и половой принадлежности. В связи с этим было выдвинуто следующее предположение: у здоровых людей во взрослом возрасте в зависимости от гендерных особенностей будут различаться метакогнитивная регуляция и копинг-поведение. Проверка состоятельности данного предположения и возможное наличие/отсутствие различий в связи с гендерным аспектом позволяет расширить представления о метакогнитивной регуляции и копинг- поведении личности, а также определить - насколько адекватным и эвристичным является понятие «гендер» в современной психологической науке.
В ходе решения третей задачи данного исследования, было проведено эмпирическое изучение метакогнитивных процессов и копинг-поведения у взрослых людей в связи с их гендерной идентичностью. Полученные на этом этапе результаты наглядно продемонстрировали наличие различий в изучаемых психологических характеристиках для представителей различных гендерных типов - маскулинного, андрогинного и феминного.
При решении четвертой задачи данного исследования, был проведен анализ полученных в эмпирическом исследовании результатов, которые показали, что основная гипотеза исследования подтверждена лишь частично: использование определенных стратегий, а также приверженность некоторым типам метакогнитивной регуляции жизнедеятельности имеет взаимосвязь с гендерной идентичностью. Например, для маскулинной гендерной идентичности (и для мужчин, и для женщин) характерны более высокие показатели по критерию жизнестойкости в отличие от андрогинного и фемининного типов. Причем повышенная жизнестойкость для указанной гендерной группы связана с преимущественным развитием некоторых когнитивных процессов, связанных с планированием, рефлексией, антиципацией своего поведения. У представителей андрогинной гендерной идентичности, которым присущи средние показатели жизнестойкости, регуляция жизнедеятельности в большей степени обеспечивается метакогнитивными процессами, которые у них более ярко выражены, чем у представителей других гендерных типов. Данные процессы обеспечивают гибкость и повышенную адаптивность личности к жизненным ситуациям, возможность использования более широкого репертуара копинг-стратегий, причем базовые из них - это стратегии, направленные на активное взаимодействие с различными аспектами социального мира. Представители феминного типа характеризуются как пониженными уровнями жизнестойкости, так и слабой выраженностью конструктивных копинг- стратегий, а также показателей метакогнитивной регуляции.
Полученные в исследование результаты подтверждают правомерность использования понятия гендер для описания определенных психологических особенностей мужчин и женщин, а также выделения групп гендера: маскулинные, фемининные, андрогинные.
Перспективы дальнейших исследований в обозначенном проблемном поле связаны прежде всего с тем, что полученные нами результаты не отражает ситуацию для всей популяции, так как количество респондентов оказалось недостаточным для изучения некоторых явлений (например, отсутствие в итоговой выборке мужчин с фемининной гендерной идентичностью, а также определенное количество в нашей выборке респондентов с недифференцированной гендерной идентичностью, результаты которых не анализировались в этой работе). Данное исследование необходимо провести на большей выборке, разделив ее на разные возрастные группы. Также необходимо подобрать выборку с приблизительно одинаковым процентным соотношением респондентов с разной гендерной идентичностью.


1. Баканова А. А. Экзистенциальный аспект преодоления кризисных ситуаций в юношеском возрасте//Безопасность жизнедеятельности - профессия XXI века: проблемы становления и перспективы развития: Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. - СПб., 2002. - С. 82-84.
2. Бартош О. П. Возрастные и гендерные особенности копинг-поведения
подростков//Вестник ЮУрГУ, Серия «Психология», выпуск 16. - 2012. -
№6.- С. 42-46.
3. Белинская Е. П., Вечерин А. В., Агадуллина Е. Р. Опросник
проактивного копинга: адаптация на неклинической выборке и
прогностические возможности. - Клиническая и специальная психология. - 2018. - Том 7. №3. - C. 192-211.
4. Берн Ш. Гендерная психология/Ш. Берн - М.: Прайм-Еврознак, 2004. - 320 с.
5. Биктина Н. Н. Особенности проявления эмоционального выгорания у персонала отделения паллиативной медицинской помощи //Социальнопсихологические и психофизиологические особенности адаптации личности к изменяющимся факторам окружающей среды. - 2017. - С. 26-31.
6. Брайт Д. Преодоление стресса / Д. Брайт, Ф. Джонс // Стресс. Теории, исследования, мифы. - СПб.; Прайм Еврознак, 2003. - С. 179-209.
7. Бутаева М. А. Функционирование гендерных стереотипов // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - № 4. - С. 248-252.
8. Бызова В. М., Перикова Е. И. Взаимосвязь стилей психосоматического поведения студентов с их метакогнитивными свойствами и саморегуляцией // Человек и современный мир: Междунар. науч.-исслед. журн. — Владивосток, 2018. — №11/24. — С. 23-33.
9. Бызова В. М., Перикова Е. И. Психологическое благополучие и метапознание молодежи разных уровней обучения // Герценовские чтения: психол. исслед. в образовании: матер. II Междунар. науч.-практ. конф. 10—11 октября 2019 г. — СПб.:Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 2019. — С. 122129.
10. Виноградова Л. А. Интеллектуальный контроль как фактор преодоления эмоционально-трудной ситуации / Л. А. Виноградова // Психологический журнал. - Москва, 2004. -Т. 12. -№5. - С. 21-28.
11. Воронцов Д. В. Гендерная психология общения / Д. В. Воронцов. - Ростов н/Д: ЮФу, 2008. - 208 с.
12. Воронцов Д. В. Гендерные исследования в социальной психологии: границы поля//Российский психологический журнал. - 2009 - № 2. - С. 8-18.
13. Гремитских А. С. Исследование гендерных различий в способах преодоления стресса у военнослужащих: магистерская диссертация / А. С. Гремитских — Екатеринбург, 2015. — 85 с.
14. Демина Л. Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности/ Л. Д. Демина, И. А. Ральникова. - Барнаул: Изд-во Алтайского госуниверстита, 2009. - 81 с.
15. Ильин Е. П. Пол и гендер. - СПб. : Питер, 2010. - 688 с...78


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ