Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реформаторская деятельность Избранной Рады

Работа №192885

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

история

Объем работы56
Год сдачи2025
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИЗБРАННАЯ РАДА: СОСТАВ И ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ 16
1.1. Политическая обстановка в России в середине XVI века 16
1.2. Состав Избранной рады 20
ГЛАВА 2. РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ 24
2.1. Судебная реформа 24
2.2. Церковная реформа 27
2.3. Административная реформа 30
2.4. Военная реформа 35
ГЛАВА 3. РАСПАД ИЗБРАННОЙ РАДЫ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 49

Актуальность. Период реформ Избранной Рады (1549–1560) представляет собой один из ключевых этапов в истории Российского государства. Это время знаменуется масштабными преобразованиями в различных сферах: административной, военной, судебной и церковной. Важность изучения этой темы обусловлена несколькими факторами.
Во-первых, реформы Избранной Рады способствовали дальнейшей централизации государства, что стало основой для формирования абсолютистской модели правления в России. Они направлены на ликвидацию феодальной раздробленности, создание эффективного государственного аппарата и укрепление позиций самодержавной власти. Эти процессы оказали влияние на развитие российской государственности в долгосрочной перспективе.
Во-вторых, реформы середины XVI века были первым опытом проведения комплексных преобразований, направленных на модернизацию управления и социальной структуры страны. Они охватывали широкий круг вопросов: военное устройство (создание стрелецкого войска), судебное законодательство (принятие Судебника 1550 года), организацию местного самоуправления (земская реформа), реформирование церковной жизни (Стоглавый собор 1551 года) и другие важные аспекты.
В-третьих, деятельность Избранной Рады остаётся предметом дискуссий среди историков. Одни исследователи рассматривают её как прогрессивный этап в развитии России, заложивший основы будущих государственных институтов. Другие подчёркивают, что реформы носили компромиссный характер и не смогли предотвратить дальнейший переход к политике террора и опричнины.
Кроме того, изучение реформ Избранной Рады имеет важное значение и для понимания современных политических процессов. Многие аспекты государственного управления, заложенные в XVI веке, нашли своё отражение в дальнейшей истории России, а вопросы централизации, реформирования судебной системы, организации местного самоуправления остаются актуальными и сегодня.
Таким образом, исследование реформаторской деятельности Избранной Рады позволяет не только глубже понять особенности внутренней политики Ивана IV, но и выявить закономерности развития российской государственности, что делает эту тему значимой как с исторической, так и с политико-правовой точки зрения.
Цель работы – комплексный анализ реформаторской деятельности Избранной Рады и её влияния на развитие Российского государства.
Задачи:
– Охарактеризовать политическую ситуацию в России в середине XVI века, предшествовавшую реформам.
– Определить состав и функции Избранной Рады, её роль в процессе принятия решений.
– Проанализировать основные реформы, проведённые в 1550-е годы, выявить их цели и последствия.
– Рассмотреть влияние реформ Избранной Рады на дальнейшее развитие российской государственности.
– Оценить причины распада Избранной Рады и её место в политической истории России.
– Изучить различные точки зрения историков на деятельность Избранной Рады и дать собственную оценку её значимости.
Объектом исследования данной работы является процесс государственного реформирования в Московском государстве в середине XVI века.
Предметом исследования выступает реформаторская деятельность Избранной Рады как одного из ключевых механизмов формирования централизованной власти в этот период.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1547 по 1560 год – с момента венчания Ивана IV на царство и начала его самостоятельного правления до падения Избранной Рады и опалы её главных представителей. Именно в это время были реализованы основные государственные реформы, получившие отражение в административной, военной, церковной и судебной сферах. Завершением этого этапа реформаторской деятельности стало удаление от власти Сильвестра и Адашева, что ознаменовало конец коллективного управления и переход к новому этапу внутренней политики Ивана IV – опричнине.
Степень изученности проблемы. Дореволюционная историография.
К середине XIX века в российской историографии утвердился образ Ивана Грозного как жестокого и злобного тирана. Великий «дворянский» историк Н. М. Карамзин первым создал яркое и цельное описание эпохи правления Ивана IV. Он использовал концепцию «двух Иванов», изначально предложенную Андреем Курбским — бывшим соратником царя, ставшим его противников. Суть этой концепции заключается в следующем: в начале своего правления Иван IV был справедливым, благочестивым и славным государем, «прославленным от Бога», но впоследствии, «по грехам наших», он будто бы изменился, став деспотом .
Эта концепция получила официальное признание в XVII веке с воцарением Михаила Фёдоровича — первого царя из династии Романовых. Для легитимации своей власти новой династии нужно было, с одной стороны, дистанцироваться от жестокостей опричнины, а с другой — сохранить преемственность с прежней царской властью, которая позволяла утверждать права на престол.
Именно в этом контексте и сформировалась карамзинская трактовка: в первой половине царствования Иван IV представлен как добродетельный правитель и мудрый государственный деятель, а во второй — как жестокий тиран и деспот.
Оценивая деятельность Избранной Рады, Н. М. Карамзин указывает, что именно с этого периода начинается «эпоха славы Иоанна», которую он связывает с важными достижениями и высокими государственными устремлениями . Действительно, время сотрудничества царя с Избранной Радой считается наиболее успешным и созидательным этапом его правления. В этот период были инициированы масштабные реформы, направленные на перестройку системы государственного управления. Учреждались приказы — специализированные органы центральной власти, реформировалось местное управление: власть наместников была заменена выборными земскими структурами, а архаичная и тормозившая развитие система кормлений упразднялась. Значительные преобразования затронули и военную сферу, что положило начало формированию регулярного войска и способствовало военным успехам России в середине XVI века.
Однако в 1560 году Избранная Рада была отстранена от власти, а её участники оказались в опале. Как объясняет это Карамзин? Придерживаясь монархической концепции, он, как правило, склонен оправдывать действия государя, в отличие от его приближённых. Историк признаёт, что Сильвестр и другие члены Избранной Рады действовали «ко благу России», однако не исключает, что власть могла исказить их изначальные благие намерения, пробудив стремление к господству и желанию утвердить его навсегда.
Карамзин также отмечает, что к этому времени Иван IV повзрослел, стал более самолюбив и начал стремиться к самостоятельному принятию решений, всё меньше соглашаясь с влиянием окружающих. Однако этим психологическим изменениям историк не придаёт решающего значения. Одной из причин распада Избранной рады Каримзин считает смерть царицы Анастасии, которую историк называет концом «счастливых дней не только Иоанна, но и России». При этом он не обвиняет царя в последовавших за этим трагических событиях, а указывает на влияние бояр, якобы убеждавших царя, что Анастасию погубили Сильвестр и Адашев, являвшиеся, по их словам, сторонниками возможного претендента на трон — князя Владимира Старицкого.
Середина XIX в. - время рождения в России «буржуазной исторической науки». Историки «государственной школы», и прежде всего С. М. Соловьев, рассматривали историю как процесс постепенного вытеснения старых «родовых» начал «государственными». По мнению Соловьёва, в 1547 году, под влиянием междоусобиц среди бояр, когда государственные интересы приносились в жертву личным амбициям, и особенно после подстрекаемого боярами восстания «черни», в молодом царе Иване произошёл нравственный перелом. Он решил порвать с традиционной опорой на князей и бояр, предпочитая искать поддержку среди людей иного происхождения. Полный разрыв с прошлым произошёл в 1550 году, когда завершилось боярское правление.
С. Соловьёв, как и дворянские историки XVIII — первой половины XIX века, главным образом интересовался вопросами политической борьбы и внешней политики. Не случайно он отделил внутренние преобразования от общей истории Ивана IV, представив их отдельно от хронологического изложения событий XVI века.
В вопросе о падении Адашева и Сильвестра С. Соловьёв расходился с Карамзиным: он считал, что главной причиной была не смерть жены царя Анастасии в 1560 году, а боярский мятеж 1553 года. Во время болезни Ивана, по мнению Соловьёва, стало ясно, что Адашев и Сильвестр не оправдали возложенных на них надежд, что и предопределило их дальнейшее отстранение от власти.
Общая схема истории XVI в., данная Соловьевым, представляла собою значительный шаг вперед по сравнению с дворянской исторической мыслью, но она все же оказалась недостаточно связанной с конкретным изложением событий.
Своеобразными были взгляды на русский исторический процесс Н. И. Костомарова, во многом близкого к славянофильскому направлению в историографии, которое объясняло историческую судьбу народа его духовными свойствами. За яркими характеристиками отдельных исторических деятелей, за художественным воспроизведением эпохи у Костомарова не чувствуется стремления изложить закономерный ход исторических событий. Так, в борьбе Ивана IV с боярством, в событиях середины XVI в. он усматривал в первую очередь столкновение отдельных исторических личностей. Тирании Ивана IV он противопоставлял деятельность Адашева и Сильвестра, с которыми он связывает преобразования, проведенные Избранной радой. Реформы середины XVI в., по его мнению, отличаются «духом общинности, намерением утвердить широкую общительность и самодеятельность русского народа». В частности, в Судебнике 1550 г., где «являются две отличные, хотя взаимно действующие стихии— государство и земщина», проявилось стремление Избранной рады обеспечить народ от произвола. Падение Рады Костомаров объяснял деятельностью ее врагов, главным образом Романовых.
В 70–80-х годах XIX в. сложилась концепция одного из крупнейших буржуазных историков – В. О. Ключевского. Пытаясь дополнить соловьевскую схему истории России XVI в. указанием на роль экономического фактора, Ключевский оставил в центре внимания все же проблему развития великокняжеской, а позднее царской власти. Создание национального великорусского государства представлялось В. Ключевскому, как и С. Соловьеву, по существу процессом превращения «вотчины» в «государство». Русское государство в XVI в. было, по мнению Ключевского, абсолютной монархией, но с аристократическим управлением. В середине XVI в. по указанию «умных руководителей царя» — Макария и Сильвестра из среды боярства была создана Избранная рада, которая провела ряд важных государственных мероприятий.
Оценка В. О. Ключевского личности Ивана IV и его политики отличается сложностью и неоднозначностью. Историк указывает, что в основе конфликта, развернувшегося при Иване, лежало глубокое противоречие между фактическим положением боярства в государственной системе и стремлением царя к неограниченному самодержавию. Это несоответствие между реальным распределением власти и представлениями государя о её сущности не могло быть разрешено в условиях XVI века. Поэтому, как отмечает Ключевский, следовало бы, используя взвешенную политику, временно сглаживать это противоречие. Однако Иван IV, напротив, предпочёл обострить ситуацию, стремясь к радикальному решению проблемы. Он выступил с односторонней политической позицией, трактуя вопрос принципиально и догматически, что сделало его подход оторванным от реальной практики управления.
Приняв абстрактную, нетерпимую и исключительную концепцию верховной власти, Иван пришёл к выводу, что не может управлять страной так, как это делали его предшественники — с опорой на боярский совет. Однако чёткого понимания того, каким должно быть новое управление, у него самого не было. Вместо конструктивного политического диалога и системных преобразований царь превратил конфликт в личную расправу, сопровождавшуюся массовыми репрессиями и насилием. Его политика опричнины внесла хаос в общество, разрушила устойчивость государства, а убийство собственного сына стало трагическим символом внутреннего распада и подготовило крах династии. Как подчёркивает Ключевский, ранее успешно начатые реформы и внешнеполитические инициативы были в результате приостановлены или вовсе сведены на нет из-за усугублённого внутреннего противостояния.
Идейный тупик, в который зашла буржуазная историография в конце XIX - начале XX в., сказался в трудах С. Ф. Платонова. Выступая с попыткой обосновать на историческом материале незыблемость самодержавия, испытывая страх перед нараставшим революционным движением, реакционная дворянская и либерально-буржуазная историография все чаще обращала свое внимание ко времени укрепления централизованного государства.
Создавая свою апологию опричнине и деятельности Ивана Грозного, который якобы отстаивал «принцип единовластия, как основание государственной силы и порядка», Платонов описывает боярское правление и деятельность Избранной рады. При этом он исходит из той характеристики, которая была дана правлению Адашева и Сильвестра самим Иваном IV. Платонов не видит никаких закономерных предпосылок для тех боярских усобиц, которыми заполнены 30–40-е годы XVI в. Столкновение бояр «представляются результатом личной или семейной вражды, а не борьбы партий или политических организованных кружков». Избранная рада, по Платонову, – «боярский кружок, захвативший в руки всю власть» . Адашев и Сильвестр видели «наиболее пригодную для государственного управления среду… в потомстве удельных князей». Опека тяготила царя, и после расхождений с Радой по внешнеполитическим вопросам он к 1557 г. освободился от ее влияния.
Представления С. Ф. Платонова о событиях середины XVI в. повторяют наиболее идеалистические представления дворянско-буржуазных апологетов самодержавия.
Советская историография.
Советские ученые в основу изучения истории Русского централизованного государства положили важнейшие марксистско-ленинские положения о классовой природе и социально-экономических корнях феодального государства, являвшегося орудием угнетения помещиками-крепостниками крестьянства. Это коренное отличие от всей предшествующей буржуазно-дворянской историографии, которая, сосредоточивая свое внимание на надстроечных явлениях, рассматривала государство как некий надклассовый орган.
Классики марксизма-ленинизма подчеркивали, что в период разложения феодализма создание централизованных монархий по сравнению с феодальной раздробленностью было прогрессивным явлением в жизни стран Восточной и Западной Европы. В том, чтобы «централизовать», сломать многочисленные феодальные перегородки, мешавшие экономическому и политическому развитию страны, и состояла, по словам Маркса, «цивилизаторская деятельность» абсолютной монархии.
Р. Ю. Виппер анализировал события российской истории XVI века в контексте общемирового исторического процесса. Его работа, посвящённая личности Ивана Грозного, отличается сдержанным объёмом, однако содержит яркие и содержательные фрагменты, особенно в частях, посвящённых внешнеполитическим отношениям Русского государства . Важной особенностью труда является стремление автора к сопоставлению отдельных элементов российского исторического развития с аналогичными явлениями, происходившими в странах Западной Европы.
Тем не менее, наряду с достоинствами, труд Виппера имеет и существенные недостатки. В первую очередь это касается отсутствия классового подхода в интерпретации внутренней политики царского режима XVI века, а также идеализации образа Ивана IV, что снижает критическую глубину анализа.
Особую критику вызывает трактовка Виппером политических процессов 1530–1550-х годов. Он утверждает, что в период несовершеннолетия Ивана IV происходило соперничество между представителями знати, такими как Шуйские, и церковной иерархией. Победу в этом противостоянии, по его мнению, одержала церковь, что выразилось в назначении в 1542 году на митрополичий престол Макария, которого автор причисляет к так называемой «школе Ивана III». Однако данная интерпретация содержит ряд исторических неточностей. В действительности Макарий был поставлен на митрополичий престол при поддержке Шуйских и не мог быть выходцем из «школы Ивана III», поскольку начал свою деятельность уже после его смерти.
Кроме того, период 1542–1553 годов Виппер характеризует как «эпоху клерикальной политики». Однако данное определение представляется ошибочным, так как реформаторская деятельность середины XVI века, напротив, была направлена на ограничение влияния церковной корпорации, особенно представителей осифлянского направления. Таким образом, предложенная Виппером схема политической истории периода страдает упрощённостью и фактологическими искажениями, что ограничивает её применимость в современных научных исследованиях.
В своей популярной работе «Иван Грозный» С. В. Бахрушин достаточно точно раскрыл общее направление политических процессов середины XVI века. Он обоснованно отметил, что в период «несовершеннолетия» Ивана IV действия боярской группировки, возглавляемой Шуйскими и склонной к реакционным методам, встречали противодействие со стороны князя И.Ф. Бельского и его окружения, ориентированных на преемственность курса, начатого при Василии III. В числе деятелей, связанных с боярской партией, митрополит Макарий, по наблюдению Бахрушина, не отличался политической решительностью, однако при этом являлся убеждённым сторонником укрепления самодержавной власти.
После событий московского восстания 1547 года формируется новое правительство, вошедшее в историю как Избранная Рада, в которую вошли такие видные фигуры, как Адашев и Сильвестр. Бахрушин подчёркивал, что состав Рады был разнохарактерным: он включал как выразителей интересов служилого дворянства, так и умеренных представителей боярства. Компромиссный характер деятельности Рады, по мнению исследователя, обусловил её неспособность до конца реализовать реформаторскую программу, направленную на упрочение позиций дворянства. Именно в этом, как полагал Бахрушин, заключалась главная причина краха реформаторской линии Избранной Рады. Вывод о компромиссной природе её политики стал одним из ключевых результатов исследования Бахрушина и получил широкое признание в последующей историографии.
Избранная рада была, по мнению А. А. Зимина, «правительством, отражавшим интересы широких кругов феодалов», «правительством компромисса». Историк отождествляет Избранную раду с Ближней думой — официальным органом власти при царе, в состав которого входили наиболее преданные престолу «представители феодальной знати».
По мнению Зимина, Избранная рада проводила политику компромисса между дворянством и «дальновидной частью боярства»; преобразования тех лет способствовали укреплению правительственного аппарата.
Падение Избранной рады историк объясняет тем, что «правительство компромисса» в обстановке «народных движений» стремилось консолидировать силы феодалов и поэтому не могло пойти на «решительную борьбу с удельной децентрализацией».
Согласно мнению Р. Г. Скрынникова, Избранная рада (или Ближняя дума) представляла собой новое правительство, сформировавшееся в конце 1540-х годов и выдвинувшее широкую программу преобразований. При этом исследователь подчеркивает, что это было правительство компромиссного характера — пусть и с существенными оговорками. Скрынников отмечает, что, помимо самой Избранной рады, существовали неформальные группировки, также вовлеченные в государственную деятельность: так называемые «кружок Адашева» и «кружок Сильвестра». Последний, по мнению историка, играл ведущую роль.
По мнению Скрынникова преобразования Избранной рады отвечали интересам дворянства и потребностям развития государства. Они способствовали централизации системы управления и привели ее в соответствие с новыми историческими условиями, сложившимися после ликвидации раздробленности. В то же время реформы на всех этапах несли на себе печать половинчатости и компромисса.
Советская историческая наука достигла значительных успехов в изучении истории России середины XVI в. В дореволюционной историографии время правления Избранной рады рассматривалось лишь как прелюдия к опричнине и поэтому оно не было предметом специального исследования. Советские историки показали, что в 50-е годы XVI в. происходили события, сыгравшие большую роль в дальнейших исторических судьбах России.
Таким образом, историографическая база исследования охватывает как труды классиков отечественной исторической науки, так и современные исследования. Среди авторов дореволюционного и советского периода следует отметить С. М. Соловьёва, В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова, Р. Ю. Виппера, С. В. Бахрушина, чьи труды заложили основу для изучения реформ XVI века и содержат обобщённый взгляд на деятельность Избранной Рады как этап централизации государственной власти.
Особое внимание мы уделили исследованиям А. А. Зимина, который акцентировал внимание на социальной опоре реформ, роли служилого дворянства и формировании сословно-представительной монархии. Существенный вклад в изучение эпохи внес Р. Г. Скрынников, рассматривавший реформаторскую деятельность в контексте усиления самодержавной власти и как прелюдию к опричнине. Исследования А. Б. Кобрина позволили уточнить представления о структуре и функциях государственного аппарата в период правления Избранной Рады.
Источниковая база. Источниковая база настоящего исследования включает как документы, созданные в XVI веке, так и широкий круг историографических трудов, отражающих различные подходы к анализу реформ Избранной Рады.
К числу важнейших письменных источников эпохи Избранной Рады относятся официальные законодательные и церковные документы. Прежде всего, это Судебник 1550 года, зафиксировавший изменения в системе правосудия и внутреннего управления, а также ставший результатом работы комиссии, в которую входили члены Избранной Рады. Значительное место в источниковой базе занимает Стоглавый собор 1551 года, представляющий собой сборник решений собора и свидетельствующий о проведении масштабной церковной реформы, направленной на упорядочение духовной жизни и усиление контроля со стороны центра.
Также в работе использована переписка царя Ивана IV с князем А. М. Курбским, в которой отражены идеологические разногласия, внутренние противоречия и оценка реформ как самим царём, так и его оппонентами.
Научная новизна исследования заключается в комплексном рассмотрении политических предпосылок появления Избранной Рады и её деятельности в контексте общего кризиса управления 1530-1540-х годов, а также в попытке уточнения состава Рады с учётом современных историко-биографических реконструкций.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных выводов при подготовке школьных и вузовских образовательных программ, написании научно-популярных и учебных материалов по истории России XVI века.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Реформаторская деятельность Избранной Рады, развернувшаяся в 1550-е годы, ознаменовала собой важнейший этап в процессе централизации Русского государства и укрепления самодержавной власти. Судебная, церковная и административная реформы, ставшие результатом активной работы этого органа, носили системный и целенаправленный характер. В целом они отражали стремление московского правительства к усилению контроля над регионами, упорядочению социально-политических отношений и модернизации ключевых сфер государственной жизни.
Судебная реформа была одной из первых и наиболее последовательных инициатив Избранной Рады. Она началась с февральского совещания 1549 года, известного как «Собор примирения», где царь Иван IV публично обвинил бояр в произволе и злоупотреблениях. Это собрание положило начало сословно-представительному управлению — Земским соборам, которые в дальнейшем стали важным элементом политической системы. Сам факт созыва такого широкого совета с участием различных слоев служилого населения указывает на намерение власти заручиться поддержкой не только боярства, но и дворянства, а также горожан и других слоев, ранее отстранённых от принятия решений.
Принятие нового «Судебника» стало важным шагом к созданию более справедливой и структурированной судебной системы. Документ был направлен на ограничение произвола местной администрации — прежде всего кормленщиков, традиционно наделённых судебными и финансовыми функциями. Теперь в судопроизводстве должны были участвовать представители местного населения, велось обязательное письменное делопроизводство, а судьи стали подотчётны центру. Таким образом, реформа закладывала основы под формирование централизованной бюрократической системы.
Создание Челобитной стало важным дополнением к судебной реформе: она превратилась в высший апелляционный орган, контролировавший деятельность других управленцев. Челобитная изба не только рассматривала жалобы, но и исполняла функцию народного контроля за властями. Этот орган стал своеобразным механизмом связи между государем и народом, подчёркивая идею о царе как защитнике справедливости и порядке.
Ключевым итогом судебной реформы стала отмена кормлений в 1555 году — мера, которая не только устранила важный источник злоупотреблений, но и позволила перераспределить судебные функции в пользу местных выборных органов. Вместе с этим налоги стали поступать не в карманы кормленщиков, а непосредственно в казну, что усилило экономическую и административную централизацию страны.
Церковная реформа также стала предметом масштабного пересмотра. Её задачей было укрепление единства Русской церкви, устранение обрядовых различий и повышение нравственного уровня духовенства. Созванный в 1551 году Стоглавый собор сыграл в этом процессе ключевую роль. Он унифицировал обряды, систематизировал церковные правила и подтвердил приверженность православной церкви общественно-нравственным ценностям.
Однако, несмотря на внешнюю успешность, реформа выявила и острые противоречия между различными церковными и политическими силами. Митрополит Макарий и большинство соборян представляли направление иосифлян, отстаивавших богатство и судебную автономию церкви. В противовес им выступала светская власть во главе с царём и Избранной Радой, поддерживавшими взгляды нестяжателей, выступавших за скромность церкви, отказ от землевладения и подчинение государству.
Царь Иван IV, в своих выступлениях на соборе, предлагал ограничить имущественные права церкви и сократить её самостоятельность, что вызвало бурную реакцию духовенства и сопротивление со стороны иосифлян. Несмотря на начальный настрой на реформы, правительство оказалось вынуждено отступить от жёстких решений: радикальные меры были заменены символическими ограничениями. Однако собор всё же утвердил ряд положений, направленных на моральное очищение духовенства, что имело важное значение в условиях роста влияния Реформации в Европе и возможной угрозы для авторитета церкви внутри страны.
Таким образом, церковная реформа завершилась компромиссом. С одной стороны, были достигнуты определённые цели в сфере централизации и дисциплины, с другой — не удалось существенно ограничить церковную автономию и материальную независимость. Это лишний раз подчеркивало, что власть сталкивалась с серьёзным сопротивлением даже в условиях начального этапа централизации.
Административная реформа в её конечной форме выразилась в замене традиционного института кормлений системой земского самоуправления. Это было не просто устранение пережитка прошлого, но и важный шаг в сторону рационализации государственного управления. Система кормлений не соответствовала ни требованиям обороны, ни нуждам местного населения. Управляющие не только злоупотребляли властью, но и часто не справлялись со своими обязанностями ввиду разрыва между административной и военной функциями.
Сложившаяся ситуация требовала комплексной реформы, и правительство выбрало поэтапный путь. Сначала — путём заключения мирового соглашения между кормленщиками и населением (указ 1550 года), затем — через проведение пилотных проектов, как, например, в Плёсской волости в 1551 году и в Важском уезде в 1552 году. Эти опыты показывали высокую эффективность выборного самоуправления: налоговые поступления сохранялись, судебная деятельность продолжалась, но при этом народное недовольство резко снижалось. Отмена кормлений как итог реформы в 1555 году стала венцом административной перестройки.
Следует отметить, что административная реформа существенно изменила соотношение между центром и местом. В то время как в прошлом местная власть часто оказывалась полунезависимой и замкнутой на себя, теперь она становилась частью общегосударственной вертикали управления, основанной на единых принципах подотчётности, законности и избираемости.
Реформы, проведённые Избранной Радой, продемонстрировали высокую степень политической зрелости её участников и стратегическое видение будущего. Судебная, церковная и административная реформы образовали единый комплекс, направленный на модернизацию государства, укрепление позиций самодержавия и преодоление феодальных пережитков. Хотя не все меры удалось реализовать в полном объёме, а некоторые инициативы были сведены к символическим шагам, общий вектор был очевиден: усиление царской власти, уменьшение влияния аристократии и церкви, рост роли служилого дворянства и укрепление аппарата управления.
Можно сказать, что деятельность Избранной Рады стала фундаментом для будущей политики Ивана Грозного, включая и такой противоречивый этап, как опричнина. Хотя по духу и методам опричнина кардинально отличалась от умеренной политики Рады, именно реформы 1550-х годов создали институциональную базу, позволившую в дальнейшем Ивану IV сконцентрировать власть в своих руках. Они также стали моделью для будущих реформаторов — от Алексея Михайловича до Петра Великого.
Таким образом, значение реформ Избранной Рады выходит далеко за пределы их времени. Они стали важной вехой на пути становления централизованного самодержавного государства, заложив основы модернизации России в позднем Средневековье и предопределив её политическое развитие на столетия вперёд.



1. Курбский А. М. История о великом князе Московском [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL http://lib.pushkinskijdom.ru/default.aspx?tabid=9862 (дата обращения 05.05.2025).
2. Переписка Ивана Грозного и Андреем Курбским [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/biblioteka-literatury-drevnej-rusi-tom-11/1 (06.05.2025).
3. Судебник 1550 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL https://nnov.hse.ru/ba/law/igpr/sudebnik1550 (дата обращения 06.05.2025).
4. Стоглав. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL https://azbyka.ru/otechnik/pravila/stoglav/ (дата обращения 06.05.2025).
5. Ченслер Р. Книга о великом и могущественном царе России и князе Московском // https://ivan-grozny.rhga. Режим доступа: URI: https://ivan-grozny.rhga.ru/upload/iblock/1ca/Книга (Дата обращения: 10.04.2025).


II. Литература
6. Бахрушин С. В. Иван Грозный. М: Госполитиздат, 1945. – 100 с.
7. Виппер Р. Ю. Иван Грозный. М-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1944. 160 с.
8. Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. М.: Мысль, 1964. – 537 с.
9. Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времён Ивана Грозного. М.: Издательство «Наука», 1982. 195 с.
10. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 8. М.: Рипол-Классик, 2021. 230 с.
11. Кобрин В. Б. Иван Грозный. М.: Изд. «Московский рабочий», 1989. 136 с.
12. Кобрин В.Б. Иван Грозный. М.: Московский рабочий, 1989. 118 с.
13. Скрынников Р. Г. Царство террора. СПБ.: Наука, 1992. 576 с.
14. Соловьев С.М. История государства Российского. Кн. 3. Т. 6. М.: АСТ, 2001. 992 с.
15. Татищев В.Н. История Российская. Собрание сочинений. V-VI тома. М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1996. 768 с.
16. Фроянов И. Грозная опричнина. М.: ЭКСМО, 2009. 562 с.
17. Цветков С. Иван Грозный. М.: Директ-Медиа, 2020. 751 с.
18. Шапошник В.В. Иван Грозный. Первый русский царь. М.: Вита нова, 2006. 546 с.


III. Электронные ресурсы
19. Платонов С. Ф. Иван Грозный (1530–1584) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL https://royallib.com/read/platonov_sergey/ivan_grozniy.html#0 (дата обращения 04.05.2025).
20. Скрынников Р. Г. Иван Грозный [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL https://avidreaders.ru/read-book/ivan-groznyy.html?p=17 (дата обращения 05.05.2025).
21. Соловьев С. М. История с древнейших времен [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL http://militera.lib.ru/common/solovyev1/index.html (дата обращения 05.05.2025).
22. Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного. (Очерки социально-экономической и политической истории России XVI в.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL https://royallib.com/read/zimin_aleksandr/reformi_ivana_groznogo_ocherki_sotsialno_ekonomicheskoy_i_politicheskoy_istorii_rossii_XVI_v.html#0 (дата обращения 12.05.2025).
23. Гумелёв В.Ю., Юдин Т.М., Потапов И.И. Краткий обзор источников эпохи Ивана Грозного // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/11/8351 (дата обращения: 19.05.2025).
24. Богданова О. В. Карамзин об Иване Грозном // Инновационная наука. 2017. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/karamzin-ob-ivane-groznom (дата обращения: 19.05.2025).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ