Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ...9
1.1 Физико-географическая характеристика Алтайского края 9
1.1.1 Климатическая характеристика Алтайского края 10
1.1.2 Гидрогеологическая характеристика Алтайского края 11
1.1.3 Характеристика растительного и животного мира Алтайского края 12
1.1.4 Социально-экономическая характеристика Алтайского края 14
1.1.5 Население и демографическая ситуация Алтайского края 16
1.1.6 Транспортная доступность Алтайского края 16
1.2 Физико-географическая характеристика Томской области 17
1.2.1 Климатическая характеристика Томской области 18
1.2.2 Гидрогеологическая характеристика Томской области 19
1.2.3 Характеристика растительного и животного мира Томской области 20
1.2.4 Социально-экономическая характеристика Томской области 22
1.2.5 Население и демографическая ситуация Томской области 24
1.2.6 Транспортная доступность Томской области 25
2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ
КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ 26
2.1 Полномочия органов власти в области обращения с отходами 30
2.2 Материалы и методы разработки территориальной схемы обращения с ТКО 32
2.3 Нормативно-правовые акты Алтайского края и Томской области, регламентирующие
деятельность в сфере системы управления твердых коммунальных отходов 33
3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ
НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ 40
3.1 Оценка ситуации в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами на
территории Алтайского края 40
3.1.1 Территориальная схема обращения с отходами в том числе с твердыми
коммунальными отходами Алтайского края 41
3.1.2 Зоны действия региональных операторов 43
3.2 Объемы образования и места размещения ТКО на территории Алтайского края 45
3.2.1 Норматив накопления твердых коммунальных отходов 48
3.2.2 Требования площадок накопления ТКО и их современное состояние на примере г.
Барнаул 51
3.3 Анализ морфологического состава ТКО на территории Алтайского края 54
3.4 Основные проблемы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на
территории Алтайского края 56
4 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ
НА ТЕРРИТОРИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ 60
3.1 Оценка ситуации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на
территории Томской области 60
4.1.1 Территориальная схема обращения с отходами в том числе с твердыми
коммунальными отходами Томской области 61
4.1.2 Зоны действия региональных операторов 64
4.2 Объемы образования и места размещения ТКО на территории Томской области 66
4.2.1 Норматив накопления твердых коммунальных отходов 69
4.2.2 Требования площадок накопления ТКО и их современное состояние на примере г.
Томск 70
4.3 Анализ морфологического состава ТКО на территории Томской области 74
4.4 Основные проблемы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на
территории Томской области 76
4.5 Система индикаторов для оценки эффективности сферы обращения с ТКО 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ А Пункты приема отходов на переработку от greenpeace (интерактивная карта) г. Барнаул, Алтайский край 90
ПРИЛОЖЕНИЯ Б Региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Алтайского края 91
ПРИЛОЖЕНИЯ В Региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Томской области 93
ПРИЛОЖЕНИЯ Г Объемы и масса образования ТКО от населения на территории Алтайского края по зонам деятельности регионального оператора 95
ПРИЛОЖЕНИЯ Д Объемы и масса образования ТКО от населения на территории Томской области по источникам образования твердых коммунальных отходов 97
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Алтайского края дифференцированные по категориям объектов, на которых образуются отходы 98
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Нормативы накопления твердых коммунальных отходов от физических лиц на территории Томской области 100
ПРИЛОЖЕНИЕ З Нормативы накопления твердых коммунальных отходов от юридических
лиц на территории Томской области 101
ПРИЛОЖЕНИЕ И Полигоны твердых коммунальных отходов, внесенные в государственный реестр объектов размещения отходов на территории Алтайского края 104
ПРИЛОЖЕНИЕ К Полигоны твердых коммунальных отходов, внесенные в государственный реестр объектов размещения отходов на территории Томской области 106
Проблема отходов в настоящее время одна из главных проблем современности. Возникшее осознание кризисной ситуации с отходами, с которой столкнулось наше общество, привело к тому, что управление отходами, из второстепенной проблемы превратилось в природоохранный вопрос, для решения которой с каждым годом вовлекается всё больше и больше специалистов [75].
В современном мире на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является рационального обращения с отходами. Бесконтрольное обращение с отходами приводит к серьезным экологическим, последствиям, в связи с чем, во всех странах принимаются специальные законодательные акты, регулирующие комплексное управление отходами (сбор, транспортировка, сортировка, обезвреживание, переработка, утилизация, ликвидация, захоронение, требования к местам складирования, правила маркировки и хранения), представляющими опасность для здоровья человека и окружающей среды, от которой зависит жизнь на Земле [79].
Особое место в составе отходов занимают твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами [49].
Ежегодно в Российской Федерации практически весь объем образуемых ТКО - 96 % размещается на полигонах и нелегальных свалках, которые в совокупности с компонентами прилегающей геологической средой рассматриваются как сложные природно-техногенные системы (ПТС) [66]. Постоянная тенденция нарастания ТКО, требует от государства разработки и внедрения эффективных методов регулирования обращения с отходами производства и потребления.
Существующая система по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Алтайского края и Томской области не в полной мере обеспечивает санитарно - гигиеническое благополучие территории, связано это с отсутствием комплексного подхода к обращению с ТКО.
Объект исследования - государственная система управления отходами производства и потребления.
Предмет исследования - система управления твердыми коммунальными отходами в Томской области и Алтайском крае.
Цель работы: сравнительная оценка системы управления твердыми коммунальными отходами на территории Алтайского края и Томской области.
Для достижения цели в диссертации решались следующие задачи:
1. Проанализировать действующую нормативную документацию в области управления твердыми коммунальными отходами регионов.
2. Оценить эффективность существующей системы обращения с ТКО на территории Алтайского края и Томской области.
3. Провести анализ требований площадок накопления ТКО и их современное состояние на примере г. Барнаул и г. Томска.
4. Предложить рекомендации и методы по улучшению эффективности действующей системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Алтайского края и Томской области.
На защиту выносятся следующие защищаемые положения:
1. В населенных пунктах Томской области и Алтайского края централизованно вывозится менее половины от общего количества твердых коммунальных отходов. Вывоз ТКО из микрорайонов индивидуальной застройки осуществляется преимущественно домохозяйствами самостоятельно, что зачастую способствует захламлению, как жилых территорий, так и прилегающих природных объектов.
2. Слабое развитие индустрии вторичной переработки приводит к тому, что захоронение отходов является основным видом деятельности по обращению с ТКО на территории исследуемых регионов.
Исходные материалы и методы исследования. Материалы для магистерской работы были собраны в процессе производственной практики в г. Барнаул, Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, в г. Томске, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области; данные научных изданий и статей ведущих журналов Российской Федерации, иностранных литературных источников; интернет - источники; нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления.
Научно-практическая значимость работы:
Результаты работы дают возможность увидеть эффективность реализации комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами в Алтайском крае и Томской области, и могут быть использованы в работе Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края и Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области.
Кроме этого, результаты работы могут быть использованы региональными операторами и юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющие детальность в области сбора, обработки, утилизации твердых коммунальных отходов, для планирования условий сортировки отходов с последующей передачей для вторичного использования.
Апробация результатов исследования: результаты исследования были
представлены на VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Экология и управление природопользованием» в 2022 году. По результатам работы конференции будет опубликована статья «Актуальные проблемы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Алтайского края».
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка сокращений, списка использованных источников литературы, списка иллюстраций и таблиц, 10 приложений. Общий объем работы составляет 110 страниц, включая 21 рисунка и 14 таблиц. Список использованных источников литературы содержит 79 наименований.
Во введении обоснована актуальность работы, поставлена цель, определены задачи исследования, научная новизна и практическая значимость полученных результатов. В первой главе дана физико-географическая характеристика территории исследования Алтайского края и Томской области. Во второй главе изложена нормативно-правовая база в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Третья глава посвящена анализу системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Алтайского края.. В четвертой главе обосновано анализу системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Томской области. В заключении подведены итоги выполненной научной работы и предложены рекомендации мероприятий по повышению эффективности действующей системы обращения с твердыми коммунальными отходами.
Благодарности. Выражаю искреннюю благодарность своему научному руководителю Яблочкиной Наталье Леонидовне; профессору Адаму Александру Мартыновичу; начальнику отдела экспертизы и нормирования Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Лукьянову Александру Александровичу за оказанную помощь, ценные советы и поддержку в процессе написания магистерской работы; заместителю председателя комитета государственного экологического надзора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области Мочаловой Татьяне Николаевне, за профессиональные консультации.
Проблема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами является одной из наиболее острых проблем во множестве регионов России, особенно в крупных городах. Это связано с увеличением уровня потребления товаров и услуг, ростом числа образуемых отходов, наличием накопленного вреда окружающей среде, обусловленным размещением на полигонах и местах несанкционированного размещения. Поэтому развитие сортировки, раздельного сбора и накопления отходов является одной из наиболее приоритетных задач, как населения, так и органов государственной власти.
В результате проведённых исследований были сформулированы следующие выводы:
1. В последние годы законодательство в области обращения с отходами претерпело значительные изменения и приоритетным направлением в данной области является сокращение объемов захоронения отходов. Однако анализ системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Алтайского края и Томской области показал, что обработка твердых коммунальных отходов практически не осуществляется.
2. Система обращения с ТКО на территории Алтайского края и Томской области не имеет комплексного подхода. Основные проблемы - отсутствие логистически связанной системы сбора и обработки ТКО, отсутствие площадок накопления ТКО в сельских поселениях, нарушение технологии захоронения отходов.
3. При анализе состояния площадок накопления ТКО в двух регионах, были выявлены следующие основные проблемы:
- не соблюдаются требования СанПиН 2.1.3684-21 по количеству устанавливаемых контейнеров на площадках для крупногабаритных отходов и ТКО;
- не соблюдается определенное расстояние от контейнерной площадки до
близлежащих домов, детских игровых и спортивных площадок;
- нет специального твердого (асфальтного, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод;
- нет ограждений с трех сторон высотой не менее метра, которое будет препятствовать распространению отходов за её пределы.
В Алтайском крае существует система сбора раздельного накоплениях ТКО с использованием контейнеров для раздельного сбора, в Томской области такой системы нет.
4. Проблема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (ТКО), является одной из важнейших задач государственного управления в целях обеспечения национального и регионального устойчивого развития. Несмотря на реформу, в Алтайском крае и Томской области, как и во всех субъектах Российской Федерации, полигоны и большая часть свалок остаются на месте, а количество отходов на них продолжает расти. Изучая причины сложившейся ситуации, мы сделали вывод о том, что регионы в разработке территориальных схем не учитывают высшие приоритеты государственной политики в области обращения с отходами, делая ставку на захоронение.
По результатам работы были разработаны следующие рекомендации:
1. Разработать и внедрить индикаторы в систему управления твердыми коммунальными отходами. Предложенные индикаторы войдут в основу разработки интегрального показателя для оценки эффективности управления всей сферы в целом на уровне региона и возможности проведения межрегионального сравнения на основе этого показателя. Накопление и сопоставление полученной информации приведет к созданию единой базы данных.
2. Усилить контроль обустройства и надлежащего содержания площадок для накопления ТКО, организовать в сельской местности площадки накопления ТКО, а также обеспечить сортировку твердых коммунальных отходов на этапе их образования и сбора от населения, что позволит сократить объемы размещаемых отходов.
1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. 26.03.2022) // СПС Консультант Плюс.
2. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об отходах производства и потребления // СПС Консультант Плюс.
3. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» // СПС Консультант Плюс.
4. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об охране атмосферного воздуха» // СПС Консультант Плюс.
5. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 01.09.2022 // СПС Консультант Плюс.
6. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/2b65a e24cc8141d4720fb749fb0c5583f8395048/ (дата обращения 02.04.2023).
7. Закон Алтайского края от 06.07.2018 №47-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об охране окружающей среды в Алтайском крае» и Закон Алтайского края «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае» 13.07.2018
8. Закон Алтайского края от 11.02.2008 № 11 -ЗС (ред. от 06.07.2016) «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае» (принят Постановлением АКСНД от 05.02.2008 № 26)
9. Постановление Алтайского края от 03.07.2020 г. № 287 «Об утверждении
государственной программы Алтайского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края» (с изменениями на 30 января 2023 года). [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/570840205/titles/2RJ69M5 (дата обращения: 24.02.2023).
10. Постановление Алтайского края от 22.12.2012 № 577 «Об утверждении
долгосрочной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Алтайского края в 2013 - 2020 годах» [Электронный ресурс]. URL:
https://www.altairegion22.ru/upload/iblock/741/postanovlenie_577.PDF (дата обращения: 24.02.2023).
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиях к составу и содержанию таких схем» [Электронный ресурс]: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201809 250026 (дата обращения 02.04.2023).
12. Постановление Правительства РФ № 505 «Об утверждении Правил
коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (с изменениями на 15.09. 2018 г.)» [Электронный ресурс]: URL: https://docs.cntd.ru/document/420358237?sectio n=status (дата обращения 02.04.2023).
13. Постановление Правительства Алтайского края от 24.07.2017 № 272 «Об
утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Алтайского края (с изменениями на 1 ноября 2021 года)» [Электронный ресурс]: URL: https://docs.cntd.ru/document/450280879?section=status
(дата обращения 08.04.2023).
14. Постановление Правительства РФ от 22.10.2018 № 1130 «О разработке,
общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем» [Электронный ресурс]: URL: https://docs.cntd.ru/document/551187872?section=text (дата
обращения 09.04.2023).
15. Постановление Правительства РФ от 22.10.2018 № 1130 «О разработке,
общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем» [Электронный ресурс]: URL: https://docs.cntd.ru/document/551187872?section=text (дата
обращения 09.04.2023)....79