Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ НОВОГО ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Работа №192867

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

Государственное и муниципальное управления

Объем работы146
Год сдачи2018
Стоимость5940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Теоретические аспекты государственной молодежной политики в новом публичном управлении 9
1.1 Сущность и понятие нового публичного управления -
1.2 Основы государственной молодежной политики 19
1.3 Механизмы и технологии реализации государственной молодежной
политики 33
2 Анализ социальных проектов и механизмов их реализации в России и
зарубежом 46
2.1 Социальное проектирование: этапы, подходы, методы -
2.2 Анализ опыта реализации социальных проектов за рубежом 62
2.3 Анализ опыта реализации социальных проектов в субъектах РФ 72
3 Разработка технологии социального проектирования для реализации
государственной молодежной политики в контексте нового публичного управления 82
3.1 Методика эмпирического исследования -
3.2 Анализ опыта Департамента по молодежной политике, физической
культуре и спорту Томской области по реализации социальных проектов 87
3.3 Этапы социального проектирования для реализации молодежной политики в Томской области 104
Заключение 119
Список использованной литературы 123
Приложение А 137

Актуальность изучаемой темы обусловлена тем, что молодежь является основным стратегическим ресурсом развития государства, главным носителем будущего, основным источником инноваций и важнейшим фактором перемен. В век информатизации, молодежь становится активным пользователем современных технологий, которые позволяют более, чем прежде влиять на деятельность органов власти. Несоответствия систем государственного управления возникающим запросам молодых граждан, а также вызовам и угрозам функционирования систем публичного управления в целом приводит к тому, что государственным структурам необходимо производить качественные изменения в способах и методах государственного управления. Движущими силами таких изменений является переход на практики нового публичного управления, в первую очередь направленных на создание информационного общества, экономики знаний и инноваций.
По данным Федерального агентства по делам молодежи на 2016 г. молодежь в РФ составляет значимую часть населения - 21,5%. В этой связи на всех уровнях власти уделяется особое внимание проведению мероприятий, направленных на активизацию инновационной активности молодежи, ее вовлечению в общественно-политическую сферу жизни общества. Таким образом, молодежная политика становится приоритетным направлением реализации социально-экономической политики государства, которое нацелено на создание благоприятных социальных, экономических, правовых и организационных условий развития молодого поколения в интересах общества.
Важность трансформации государственной молодежной политики также подтверждается недавно принятым рядом нормативных документов, нацеленных на определение основных направлений развития и поддержки молодежной среды Российской Федерации. Например, в 2018 году был опубликован Указ Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», который 3
отмечает необходимость обеспечения «воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» и устанавливает в качестве основных задач «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи», а также «создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества» [8]. В рамках осуществления молодежной политики в РФ: подписан Указ «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтёра)» [9]; добавлено новое направление в Фонд президентских грантов, посвященное выявлению и поддержке молодых талантов в области культуры и искусства; с 2018 года возобновлен всероссийский конкурс на лучшего работника в сфере государственной молодёжной политики; увеличено финансирование деятельности Федерального агентства по делам молодежи. Более того, согласно новой структуре органов исполнительной власти в РФ, Федеральное агентство по делам молодежи с 2018 года становится напрямую подчинено Правительству, что ещё в большей мере подчеркивает важность направления, которым занимается ведомство.
Несмотря на значительные и продолжающиеся изменения, становление и развитие молодежи в современной России происходит в сложный исторический период реформирования фундаментальных основ жизни общества. Структурные и функциональные преобразования общественно-политической системы, постоянно обновляющиеся социально-экономические реалии и духовно-нравственный кризис в обществе вызывают глубокие изменения в молодежной среде.
Проблема вовлечения молодежного сообщества в социокультурную деятельность на фоне ассиметричного социально-экономического развития государства и его регионов, проявляющегося в демографической ситуации, снижений психического и физического иммунитета молодежи, неспособности к самостоятельной самореализации, низких стартовых возможностях приводят к
4
многочисленным внутренним и внешним социальным столкновениям. Таким образом, многоаспектный комплекс проблем не может быть разрешен без проведения сильной государственной политики, основанной на изучении современных потребностей молодежи и способах плодотворного взаимодействия с ней.
Так, наиболее распространенным и эффективным механизмом осуществления молодежной политики в РФ являются социальные проекты, инициированные различными структурами власти или имеющие финансовую и иную поддержку со стороны государства. Стоит отметить, что актуальность управления социальным проектированием в молодежной политике возросла в связи с изменением общественного развития страны, отношения к молодежи, к ее проблемам, к процессам трудоемкой проектно-конструкторской разработки молодежных инициатив. В целом социальное проектирование применяется для целей повышения социальной активности молодежи и её вовлечения в проектную деятельность. Тем не менее низкая динамика вовлечения молодых людей в социальное проектирование и опосредованное участие молодежи при разработке и реализации социальных проектов, осуществляемых органами власти, указывает на то, что действующие механизмы в данной сфере недостаточно эффективны. Таким образом, для реализации молодежной политики в современных условиях, необходим поиск новых живых форм работы, опирающихся на общественную инициативу, на деятельность разнообразных молодежных организаций, т.е. на технологии, развивающие общественно-государственное партнерство, в соответствии с новой формой государственного управления, а для успешной разработки и реализации социальных проектов с участием молодежи необходимо изучение и совершенствование технологии социального проектирования в соответствии с современными тенденциями.
При изучении управления социальным проектированием в молодежной политике в контексте нового публичного управления исследовалась российская и зарубежная социологическая литература следующего характера: о новом 5
публичном управлении, о молодежи в целом, о государственной молодежной политике, о региональной молодежной политике, о социальном проектировании, о молодежных социальных проектах, об управлении проектами.
Многие разнообразные аспекты социального проектирования в различных областях и сферах человеческой деятельности освещены в большом количестве научно-практических и учебных работ отечественных и зарубежных авторов.
Так, исходные принципы социального проектирования разрабатывались Я. Дитрихом, Т. Тиори, Д. Фраем, П. Хиллош, Ф. Ханикой и другими зарубежными исследователями. Рассмотрению основ, существующих технологий и особенностей планирования и осуществления социальных проектов в контексте реализации молодежной политики посвящены работы таких российских ученых как: Г.А. Гриценко, В.А. Луков, Г.А. Лукс, Т.Л. Стенина, Н.С. Рашковецкая, И.М. Ильинский и др.
Несмотря на разнообразие исследований, посвященных молодежной политике и технологиям социального управления, вносимые временем коррективы требуют постоянного изучения проблемы эффективного управления ресурсами реализации региональной государственно-молодежной политики, её условий и технологий.
Таким образом, объектом исследования является государственная молодёжная политика в контексте нового публичного управления.
Предметом исследования является социальное проектирование как механизм реализации государственной молодежной политики.
Целью исследования является разработка технологии социального проектирования для реализации государственной молодежной политики в контексте нового публичного управления на примере Томской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия «новое публичное управление».
6
2. Изучить теоретическую базу государственной молодёжной политики в контексте нового публичного управления.
3. Определить механизмы и виды технологий, используемые при реализации молодежной политики.
4. Изучить нормативно-правовое обеспечение в области государственной молодежной политики.
5. Рассмотреть подходы и методы в области социального проектирования.
6. Исследовать алгоритмы разработки социальных проектов.
7. Проанализировать социальные проекты, реализуемые в сфере молодежной политики зарубежом и в субъектах РФ.
8. Определить методы эмпирического исследования.
9. Проанализировать опыт реализации социальных проектов Департамента
по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области.
10. Разработать технологию социального проектирования для реализации государственной молодежной политики в контексте нового публичного управления на примере Томской области.
11. Разработать рекомендации по применению технологии социального проектирования в контексте нового публичного управления для Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области.
Методы исследования: индукция, дедукция, описание, обобщение, сравнительный анализ, теоретический анализ, анализ нормативно-правовой документации, анализ открытых источников информации в сети интернет, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, глубинное интервью.
Новизна исследования определяется тем, что социальное проектирование было рассмотрено в рамках реализации государственной молодежной политики с точки зрения нового публичного управления, тем самым технология социального проектирования была изучена и уточнена в обозначенном контексте.
Практическая значимость разработанной технологии социального проектирования в контексте нового публичного управления и рекомендаций по её применению заключается в возможности применения данных разработок органами власти и общественными объединениями, связанными с молодежью, в целях организации и реализации молодежных социальных проектов с учетом современных подходов к развитию молодежного участия.
По теме диссертации подготовлена статья: Саваленко Е.С. Гранты как инструмент вовлечения молодежи в социальное проектирование в рамках реализации государственной молодежной политики // Перспективы развития фундаментальных наук: Материалы XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск, 2018.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На настоящий момент в Российской Федерации происходит трансформация системы государственного управления, которая обусловлена влиянием процессов глобализации и информатизации, усложнением систем управления, изменением ожиданий граждан и ростом их требований к качеству и количеству публичных услуг. Формирование системы публичного управления на всех уровнях осуществляется на основе концепции устойчивого развития социально-экономической системы, концепции заинтересованных сторон и изменения роли населения в процессах государственного управления. С каждым годом возрастает интерес к разработке проблем участия молодежи в трансформационных преобразованиях российского общества. Так, человеческий капитал в лице молодежи становится главным стратегическим ресурсом, позволяющим преодолеть трудности переходного периода и добиться высоких результатов развития государства.
Молодежная политика становится постоянно изменяющейся системой государственных приоритетов и мер, объективно направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации, и эффективной самореализации молодежи, саморазвития её потенциала в интересах РФ. Социальное проектирование при данных обстоятельствах выступает одним из ключевых факторов развития молодежной среды, способствует становлению личности, обретению ею определенных видов свобод и полноценного участия в жизни гражданского общества. В процессе изменений появляются новые подходы к пониманию сущности, содержания, особенностей, направлений, технологий и других важных аспектов социализации молодежи.
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
Молодежная политика представляет собой систему мер направленных на решение проблем молодежи во всех сферах её деятельности, формирование и развитие общественных отношений в целях устойчивого развития государства, 119
ориентированного на обеспечение прав и свобод граждан, удовлетворение их потребностей. Данная политика проводится на всех уровнях власти и является частью социально-экономической политики государства. Главной опорой молодежной политики является система ценностей и взглядов, а также правовых документов, выражающих четкую позицию касательно существующих проблем и противоречий в молодежной среде. Благодаря государственной трансформации, молодежь получает возможность быть не только объектом, но и активным субъектом, участником формирования молодежной политики, её реализации, в т.ч. в решении собственных проблем. В рамках нового публичного управления становится возможным вовлечение в молодежную политику многочисленных субъектов, представителей гражданского общества, бизнес-структур, которые имеют возможность и интерес быть участниками публичной сферы.
При реализации молодежной политики используются разного рода механизмы и технологий. Например, программный, информационный, организационный, политический, экономический и научный механизм. Посредством данных механизмов органам государственной власти удается выстроить стройную систему разработки, финансирования, координации и поддержки молодежной политики на всей территории РФ. К наиболее популярным технологиям, используемым при разработке и реализации молодежной политики относятся: форсайт, краудсорсинг, социальное
проектирование. Данные технологии являются наиболее востребованными в органах власти и общественных организациях, так как в значительной степени помогают оптимизировать деятельность и способствуют саморазвитию её участников.
На всех уровнях власти реализуется правовое регулирование молодежной политики (международные документы, законодательство субъектов федерации и т.д.), но вместе с тем, соответствующего федерального закона не существует, что подрывает фундамент данного направления и не позволяет качественно
регламентировать и развивать нормативно-правовую базу в сфере молодежной политики.
Для более глубокого понимания технологии социального проектирования в рамках исследования были рассмотрены походы к социальному проектированию (объектно-ориентированный, проблемно-ориентированный, субъектно-ориентированный), методы социального проектировании (мозговой штурм, деловая игра, создание сценариев и др.) и вариации этапов социального проектирования, предложенные В.А.Луковым, В.И. Курбатовым и О.В. Курбатовой, Ж.Т. Тощенко.
Анализ опыта реализации социальных проектов зарубежом и в субъектах РФ показал, что европейские государства в значительной степени развивают систему совместного участия, ориентируются на сотрудничество и финансовую поддержку частного сектора и общественных организаций. Субъекты РФ находятся на стадии становления значимого участия молодежи в социальнопроектной деятельности, поэтому роль общественного сектора на данный момент достаточна низка, а инфраструктурные задачи требуют своего решения.
По итогам анализа деятельности Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области было выявлено, что молодежная политика в Томской области строится на основе федеральных и региональных стратегических документов. Социальное проектирование осуществляется по различным направлениям деятельности (волонтерство, ЗОЖ, патриотическое воспитание и т.д.). Существуют проекты, направленные как на обучение технологии социального проектирования, так и на непосредственное участие молодежи в жизни общества. Тем не менее, при социально-проектной деятельности Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области сталкивается с рядом проблем, среди которых: отсутствие качественной технологии вовлечения молодежи в проектирование, отсутствие развитой молодежной инфраструктуры, низкое кадровое обеспечение, отсутствие информационной системы сбора и распространения информации и т.д. Данный массив проблем приводят к тому, 121
что степень просвещенности молодых людей о социальном проектировании в регионе находится на достаточно низком уровне, что подтверждается проведенным качественным социологическим исследованием. Молодежь сталкивается с рядом трудностей при попытках осуществления социально-проектной деятельности: недостаток опыта, отсутствие поддержки, недостаток финансирования, слабая информированность. Следует полагать, что данные трудности в значительной степени влияют на вовлеченность молодых людей в качественное проектирование социальной действительности.
Таким образом, в рамках исследования была разработана технология социального проектирования на основании модели предложенной Советом Европы и Европейской комиссией. Разработанная технология состоит из 12 этапов проектной деятельности, которую можно разделить на четыре фазы: концептуальная фаза, разработка социального проекта, реализация проекта, подведение итогов. Данная технология учитывает значимую роль молодежи в современном мире, а также ориентируется на участие молодых людей в рамках каждого этапа социально-проектной деятельности. Также были составлены рекомендации по применению данной технологии в рамках деятельности Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области. Среди основных предложений можно выделить следующие: необходимо обеспечить информационно-аналитическое обеспечение молодежной деятельности, так как в эпоху информатизации современные технологии выступают в качестве ключевого элемента как для принятия управленческих решений, так и для осуществления обратной связи с молодежью; необходимо проводить обучение специалистов в соответствии с современными тенденциями проектной деятельности; следует в большей степени вовлекать бизнес-структуры и НКО к оказанию услуг в молодежной среде и т.д.
В целом предложенная технология социального проектирования и рекомендации по её применению в молодежной среде позволят в значительной мере повысить эффективность деятельности Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области.



1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенар. голосованием от 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ; от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ; от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ; от 21 июл. 2014 г. № 11-ФКЗ) // Консультант Плюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2014. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Об общественных объединениях [Электронный ресурс]: федер. закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (в ред. от 20 дек. 2017 г. № 404-ФЗ) // Консультант Плюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2017. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений [Электронный ресурс]: федер. закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ (в ред. от 28 дек. 2016 г. № 478-ФЗ ) // Консультант Плюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2017. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс]: федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (в ред. от 7 июн. 2017 г. № 109-ФЗ) // Консультант Плюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2017. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5. О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики несовершеннолетних [Электронный ресурс]: указ Президента Рос. Федерации от 16 сен. 1992 г. № 1075 (с изм. и доп. от 12 апр. 1999 г. № 456) // Гарант: информ.- правовое обеспечение. - Электрон. дан. - М., 2017. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. О мерах государственной поддержки талантливой молодежи [Электронный ресурс]: указ Президента Рос. Федерации от 6 апр. 2006 г. № 325 (с изм. и доп. от 25 июл. 2014 г. № 530) // Гарант: информ.- правовое обеспечение. - Электрон. дан. - М., 2017. - Доступ из локальной сети Науч. б- ки Том. гос. ун-та.
7. О Стратегии государственной национальной политики Российской
Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: указ Президента Рос. Федерации от 19 дек. 2012 г. № 1666 // Гарант : информ.- правовое
обеспечение. - Электрон. дан. - М., 2017. - Доступ из локальной сети Науч. б- ки Том. гос. ун-та.
8. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс] : указ Президента Рос. Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 // Гарант: информ.- правовое
обеспечение. - Электрон. дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч. б- ки Том. гос. ун-та.
9. О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера) [Электронный ресурс]: указ Президента Рос. Федерации от 6 дек. 2017 г. № 583 // Гарант: информ.- правовое обеспечение. - Электрон. дан. - М., 2017. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
10. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов [Электронный ресурс]: утв. Президентом Рос. Федерации от 3 апр. 2012 г. № Пр- 827 // Гарант : информ.- правовое обеспечение. - Электрон. дан. - М., 2017. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
11. О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 30 дек. 2015 г. № 1493 // Гарант: информ.-правовое обеспечение. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
12. О Федеральном агентстве по делам молодежи [Электронный ресурс] :
постановление Правительства Рос. Федерации от 29 мая 2008 г. № 409 (с изм. и доп. от 1 июл. 2016 г. №616 ) // Гарант : информ.- правовое обеспечение. -
Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. унта.
13. Об основных направлениях государственной молодёжной политики в Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Верховного совета Рос. Федерации от 3 июн. 1993 г. № 5090-1 // Гарант : информ.-правовое обеспечение. - Электрон. дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч. б- ки Том. гос. ун-та.
14. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Рос. Федерации законодательства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р //Собрание законодательства РФ.-2008, 24 нояб. // Консультант Плюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
15. Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 30 янв. 2014 г. № 93-р // Консультант Плюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
..101


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ