Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профессионализация как приоритетное направление развития муниципальной службы

Работа №192858

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

Государственное и муниципальное управления

Объем работы145
Год сдачи2019
Стоимость5910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретико-методологические аспекты исследования 9
1.1 Анализ базовых понятий и методология исследования проблемы 9
1.2 Деятельностная природа профессионализации 25
1.3 Индивидуальная профессионализация 39
2. Муниципальная служба как профессиональная деятельность 50
2.1 Нормативно-правовая основа профессионализации муниципальной
службы 50
2.2 Система профессионализации персонала муниципальной службы в
муниципальном образовании «Город Томск» 74
2.3 Сравнительный анализ практики профессионализации персонала в
системе государственной гражданской и муниципальной службы 93
3. Технологизация кадровых процессов, как инструмент профессионализации
муниципальной службы 105
3.1 Технология формирования кадрового состава муниципальной службы. 105
3.2 Кадровый резерв как инструмент управления карьерой муниципальных
служащих 111
3.3 Совершенствование системы профессионального развития
муниципальных служащих 116
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 124
ПРИЛОЖЕНИЕ 139


В условиях дальнейшего развития местного самоуправления требуется значительное улучшение кадрового обеспечения муниципальной службы, современная практика функционирования которой свидетельствует о сложных процессах и тенденциях. Сложившиеся механизмы управления кадровыми процессами в муниципальной службе сдерживают решение задач социально - экономического развития местного сообщества.
Повышение эффективности муниципальной службы в ходе перераспределения властных полномочий связано с необходимостью совершенствования регулирующего воздействия на развитие кадровых процессов и отношений в органах муниципальной власти. В этой связи
возникает необходимость поиска путей формирования кадрового потенциала органов местного самоуправления, обоснования механизмов регулирования кадровых процессов, разработки организационно -нормативных моделей управления ими. В качестве таковых может рассматриваться первичная и вторичная профессионализация. Механизмом профессионализации выступают современные кадровые технологии, которые проходят апробацию в органах государственной власти.
В отношении муниципальной службы следует отметить, что нормативная база, регламентирующая ее прохождение и сложившаяся практика не предполагает использование широкого спектра современных кадровых технологий. Это находит отражение в научных исследованиях по проблемам муниципальной службы, в которых все более четко формируется идея их использования и профессионального управления кадровыми процессами. Так Захарова Е.А. отмечает, что широкий диапазон направлений деятельности муниципальных служащих по решению вопросов местного значения обусловливает необходимость непрерывного процесса их профессионализации, однако органы местного самоуправления недооценивают роль инновационных, кадровых технологий для развития профессиональных способностей муниципальных служащих [63].
Астахов Ю.В. также считает, что технологизация кадровой работы в современных условиях невозможна без технологизации системы знаний, обосновывающих рациональные способы использования кадровых технологий [27].
Проблема профессионализации занимает центральное место и в системе профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования муниципальных служащих. Она многопланова и решается с помощью современных кадровых технологий различными специалистами и должностными лицами - руководителями органов власти и управлений, профессорско-преподавательским составом, специалистами кадровых служб органов государственного и муниципального управления.
Переход к профессионализации кадров муниципальной службы, прежде всего, предполагает формирование такого специалиста, который способен эффективно, быстро и грамотно решать стоящие перед ним профессиональные и личностные задачи, а также уметь предвидеть результаты своей деятельности.
Отсюда следует, что развитие профессионального уровня муниципального служащего предполагает непрерывное обновление и реализацию комплекса профессиональных знаний и практического опыта эффективного управления муниципальным образованием для достижения целей местного самоуправления, а это, в первую очередь, удовлетворение потребностей жизнеобеспечения населения и развитие территории.
Таким образом, актуализация проблемы профессионализации кадров муниципальной службы в современных условиях вызвана необходимостью апробации и внедрения инновационных кадровых технологий, позволяющих сформировать новое поколение высоко грамотных, креативных специалистов и руководителей, обладающих современными знаниями и способных обеспечить эффективное муниципальное управление.
Анализ степени изученности показал тенденцию к возрастанию интереса к проблеме профессионализации кадров муниципальной службы. Данной проблематикой занимались как отечественные, так и зарубежные авторы. Среди них можно выделить А.А. Деркача, А.К. Маркову, А.И. Турчинова.
Вопросы реализации кадровой политики в органах муниципальной власти отражены в работах таких авторов как В.М. Анисимов, Ю.В. Астахов, В.П. Бабинцев, В.Н. Манько, В.И. Патрушев, Г.В. Атаманчук, И.В. Богатырева, И.А. Кокина.
Существенный вклад в становление теории профессионализации внёс философ Ю.П. Поваренков, который посредством филосовско-методического анализа выявил достоинства и недостатки профессионализации [97].
Вопросам профессионализма и профессионализации кадров муниципальной службы посвящены публикации Ю.В. Астахова, И.И. Бажина, П.А. Бакланова, Н.Ю. Белоусовой, В.В. Лукьяновой, Э.И. Забневой, В.М. Захарова, Е.А. Захаровой, Н.А. Левченко, Л.Д. Паруниной, А.В. Понеделкова, К.О. Магомедова, Л.Г. Смышляевой, А.В. Шуляевой.
Исследованию сущности профессионального развития кадров муниципальной службы посвящены публикации таких авторов как Л.С.Пастухова, В.А. Крючков, М.В. Сейтмухаметова, Н.Г. Хайруллина, О.В. Устинова, К. Харченко, С. Боженов, М.Р. Шабанова.
Отдельные аспекты развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих рассматриваются в работах А. Биджиева, А.С. Горшкова, В.В. Яновского, М.А. Маленькой, Е.Е. Пугиной, А.И. Турчинова и других.
Анализ степени изученности проблемы показывает, что, несмотря на большое количество публикаций, остаются аспекты, которые освещены недостаточно подробно. К их числу следует отнести и вопросы разработки направлений профессионализации кадров в системе муниципальной службы.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью повышения профессионализации кадров муниципальной службы и недостаточной разработанностью технологий управления профессиональным развитием муниципальных служащих.
Новизна исследования заключается в том, что в нем на основе анализа лучших кадровых практик в системе государственного и муниципального управления разработаны рекомендации по совершенствованию системы профессионализации муниципальной службы.
Объектом исследования является система профессионализации муниципальной службы.
В качестве предмета исследования выступают технологии, способствующие совершенствованию системы профессионализации муниципальной службы.
Целью исследования является определение направлений
совершенствования системы профессионализации муниципальной службы.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
1. Ознакомиться с базовыми понятиями профессионализации, охарактеризовать ее деятельностную природу;
2. Показать специфику муниципальной службы как
профессиональной деятельности;
3. Изучить лучшие практики, обеспечивающие развитие кадрового потенциала государственной гражданской и муниципальной службы
4. Провести анализ сложившейся системы профессионализации
муниципальной службы в муниципальном образовании «Город Томск»,
5. Разработать предложения по совершенствованию системы
профессионализации муниципальной службы.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают структурно-функциональный и системный подходы.
Структурно-функциональный подход в областях научного знания связан с работами Р.Мертона, Т. Парсонса, П.А. Сорокина, которые раскрывают совокупность устойчивых связей между элементами системы, имеющих определённую пространственную, временную и целевую организацию.
Применение системного подхода изложено в трудах В.М. Анисимова, Ю.В. Астахова, Г.В. Атаманчука, В.М. Захарова, которые позволяют рассмотреть процесс профессионализации кадров как некую целостность взаимосвязанных элементов и отношений, систему специальных знаний, умений, навыков, получаемых человеком через образование и профессиональную деятельность.
Исследование также опирается на теорию рациональной бюрократии М. Вебера [42]. На основе такого подхода кадровые технологии, применяемые в системе муниципальной службы, рассматриваются как рационально организованная деятельность, осуществляемая профессионально
подготовленными специалистами.
При написании работы были использованы следующие методы: анализ нормативно-правовых актов и научной литературы, сравнительный, структурно-функциональный и системный анализ и глубинное интервью.
Эмпирическую базу исследования составили федеральные, региональные и местные нормативные акты, регламентирующие муниципальную службу, аналитические материалы органов государственной власти и местного самоуправления и Интернет-источники.
В качестве гипотезы выдвинуто следующее утверждение: внедрение современных кадровых технологий способствует созданию системы профессионализации муниципальной службы, что обеспечивает ее развитие как профессиональной деятельности.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Содержание механизма профессионализации как процесса должны составлять последовательное применение инновационных кадровых технологий в системе органов местного самоуправления.
2. В системе дополнительного образования муниципальных служащих доминирующей тенденцией профессионализации становится их профессионально-личностный рост, обеспечивающий продуктивное выполнение функциональных обязанностей.
3. Внедрение современных кадровых технологий возможно лишь при условии наличия соответствующей нормативной базы и кадровых служб, способных управлять процессом профессионализации муниципальных служащих.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что в нем сформулированы практические рекомендации по совершенствованию системы профессионализации муниципальной службы, что обеспечит ее развитие как профессиональной деятельности.
По теме исследования опубликована статья: Копанева Н.А., Минева Т.М. Внедрение современных кадровых технологий как механизм профессионализации муниципальной службы // Наука среди нас. - 2019. - № 27. - С. 1-8.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, тремя разделами, заключением и списком источников литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам проведенного исследования в рамках изучения профессионализации как приоритетного направления развития муниципальной службы можно сделать следующие выводы.
Эффективность деятельности органов местного самоуправления во многом определяется качеством их кадрового состава, способностью и готовностью муниципальных служащих к решению задач муниципального управления в динамично развивающихся и усложняющихся условиях реформирования системы местной власти как самостоятельного уровня управления. Особенность муниципальных служащих заключается не только в их правовом статусе, но и в тех требованиях, которые предъявляются к ним для эффективного исполнения функциональных обязанностей.
Поэтому формирование высокопрофессионального и компетентного кадрового корпуса муниципальной службы, оптимизация управления его развитием представляется принципиально важным для успешного развития местного самоуправления и решения вопросов местного значения.
Однако проведенный анализ кадровой ситуации и изучение практики управления развитием муниципальных служащих свидетельствуют о недостаточном уровне их профессионализма и неготовности значительной части муниципальных служащих к работе в новых условиях, решению современных задач по реализации вопросов местного значения. Это, в первую очередь, актуализирует проблему поиска новых методов и технологий управления развитием муниципальных кадров с целью повышения эффективности их профессиональной деятельности.
На первый план выходит необходимость технологизации процесса профессионализации при прохождении муниципальной службы, которая основывалась бы на комплексном подходе и использовании современных кадровых технологий, способствующих достижению максимальной отдачи и получению оптимальных результатов от выполнения должностных
обязанностей каждым муниципальным служащим, заинтересованным в своем профессионально-должностном развитии, творческом отношении к труду, формировании собственного положительного имиджа во внутренней и внешней среде, а также имиджа органа местного самоуправления.
Обеспечение профессионализации муниципальных служащих необходимо рассматривать как целенаправленную деятельность по непрерывному развитию кадров. Понимание, что профессиональное развитие - это целостный процесс формирования и изменения показателей кадрового состава, профессиональных компетентности и квалификации муниципальных служащих, и только комплексный подход к планированию и организации этого процесса может обеспечить качество и результативность деятельности муниципальной службы в целом.
Проведенное исследование позволяет сделать ряд предложений по совершенствованию системы профессионализации муниципальной службы:
1. Использование прелиминаринга, как технологии первичной профессионализации, которая позволяет сформировать актуальный резерв на основе объективной оценки профессиональных компетенций стажеров. Такой резерв актуален для муниципальной службы, так как законодательно конкурс не носит обязательный характер.
2. Размещение в открытом доступе вакансий государственной гражданской, муниципальной службы и подведомственных учреждений и предоставление возможности соискателям заявить о себе, откликнувшись на понравившуюся вакансию или направив резюме (анкету).
3. Разработка и реализация индивидуальных (групповых) образовательных траекторий муниципальных служащих, в соответствии с карьерной стратегией. При этом важное значение имеет адаптация компетентностного похода в работу с персоналом к системе муниципальной службы с учетом многозадачности выполняемых функций каждым специалистом.
4. Внедрение единой системы кадрового резерва, которая будет способствовать сокращению сроков подбора кадров в органах местного самоуправления, автоматизации поиска кандидатов из числа лиц, зачисленных в резерв, из базы данных.
5. Разработка в рамках единой информационной системы сервисов, обеспечивающих доступ муниципальных служащих к единому специализированному информационному ресурсу, предназначенному для профессионального развития, в том числе в целях самостоятельного изучения муниципальными служащими обучающих, методических, аналитических и иных материалов образовательного характера.
Практическая реализация названных выше предложений будет способствовать созданию системы профессионализации муниципальной службы, что обеспечит ее развитие как профессиональной деятельности.
Внедрение современных кадровых технологий возможно лишь при условии наличия соответствующей нормативной базы и кадровых служб, способных управлять процессом профессионализации муниципальных служащих. Это в значительной мере зависит от государственной поддержки со стороны субъектов Российской Федерации.
В настоящее время уделяется значительное внимание проблеме профессиональной подготовки муниципальных служащих, что находит отражение в федеральных, региональных и местных нормативных актах.
Таким образом, реализация намеченных мероприятий позволит сформировать целостную и эффективную систему обеспечения кадрами муниципальной службы в соответствии с приоритетами социально - экономического развития муниципалитета, обеспечить формирование профессионального самосознания служащих, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства с учетом специфики деятельности по выполнению служебных функций.



1. Конституция Российской Федерации: принята 12 дек. 1993 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.11.2019).
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ [Электронный ресурс]: федеральный закон Рос. Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: http://www. garant.ru (дата обращения: 02.11.2019).
3. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон Рос. Федерации от 27.07.2004 № 79 - ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М, 2019. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.11.2019).
4. О муниципальной службе в Российской Федерации [Электронный
ресурс]: федеральный закон Рос. Федерации от 02.03.2007 № 25-ФЗ //
КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.11.2019).
5. О системе государственной службы Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон Рос. Федерации от 27.05.2003 № 58- ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.11.2019).
6. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: Указ Президента РФ от 14.10.2012 № 1384. // СПС Консультант плюс.
7. О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)": Указ Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261. // СПС Консультант плюс.
8. Об основных направлениях развития государственной гражданской
службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы: Указ Президента
Российской Федерации от 11 августа 2016 года № 403. // СПС Консультант плюс.
9. Об основных направлениях развития государственной гражданской
службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы: Указ Президента
Российской Федерации от 24 июня 2019 года №288. // СПС Консультант плюс.
10. О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 21.02.2019 № 68. // СПС Консультант плюс.
11. Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 -21 годы: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 июля 2019г. № 1646-р. // СПС Консультант плюс.
12. О прекращении реализации Федеральной целевой программы государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г.№ 345. // СПС Консультант плюс.
13. О муниципальной службе в Томской области: закон Томской области от 11 сентября 2007 г. № 198-ОЗ. // СПС Консультант плюс.
14. Об утверждении ведомственных целевых программ Томской области [Электронный ресурс]: постановление Администрации Томской области от 21 февраля 2019 г. № 75а (в ред. от 23 июля 2019 г.) // Официальный портал Администрации Томской области. - Томск, 2019. - Режим доступа: https://tomsk.gov.ru (дата обращения: 15.11.2019).
15. Об утверждении ведомственной целевой программы "Государственная поддержка развития местного самоуправления в Томской области" [Электронный ресурс]: распоряжение Администрации Томской области от 21 февраля 2019 г. № 76-а // Администрация Томской области: офиц.сайт. - Электрон. дан. - Томск, 2019. - URL: http://www.tomsk.gov.ru (дата обращения: 19.11.2019)...134



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ