Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Проблемы алкогольного рынка 8
1.1. Важность соблюдения баланса при реализации политики алкогольной безопасности 8
1.2 Снижение возраста потребителей, а также масштабы теневого сектора в
алкогольной отрасли 10
1.3. Последствия злоупотребления алкоголем 13
1.4. Теневой сектор в алкогольной отрасли 15
2. Государственные меры контроля производства и реализации алкогольной продукции
на территории Российской Федерации 18
2.1. История реализации алкогольной политики на Руси 18
2.2. Законодательные меры регулирования алкогольного рынка в РФ 20
2.3. Политика импортозамещения 48
3. Анализ основных показателей алкогольного рынка 51
3.1. МРЦ 52
3.2. Акцизы 54
3.3. Объем производства 56
3.4. Объем розничных продаж 60
3.5. Объем импорта 62
3.6. Географическая структура распределения производственных мощностей 67
3.7. Парадокс нечувствительности цен к величие транспортных издержек 74
3.8. О недостоверности статистических данных 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ А 95
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 96
ПРИЛОЖЕНИЕ В 97
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 98
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 107
Актуальность темы исследования. Рынок алкогольной продукции в России, подразумевающий совокупность реальных и потенциальных продавцов и покупателей, которые на основе взаимоприемлемых условий осуществляют процесс купли-продажи алкоголя, как один из основных сегментов экономики страны характеризуется значительными объемами производства и реализации, в связи с чем государством установлен непрерывный контроль. Основными же причинами повышенного уровня надзора являются: рост уровня потребления алкогольной продукции, и как следствие, нарастание социальной напряженности; увеличение доли контрафактной и фальсифицированной алкогольной продукции; возрастание масштабов заболеваемости населения по причинам, связанным с потреблением алкоголя ; повышение уровня смертности по причинам, вызванным потреблением алкоголя.
Таким образом, отношения, складывающиеся в сфере оборота алкогольной продукции, обладают особой значимостью, так как связаны со здоровьем населения России и влияют на эффективность экономического развития государства.
«Шоковые» политические и экономические реформы 90-х гг. прошлого века, отсутствие продуманной промышленной политики привели к деиндустриализации России и сильной зависимости отечественного внутреннего рынка от поставок импортной продукции [13].
Чрезвычайно высокая доля потребления импорта создает потенциальную угрозу как для технологической безопасности страны, так и для конкурентоспособности российской экономики в целом. Выход из сложившейся ситуации видится в достижении импортонезависимости (в том числе за счет импортозамещения) в стратегически важных отраслях, таких как алкогольная промышленность [8].
В современных условиях геополитической нестабильности, ослабления рубля на фоне снижения цен на нефть и диверсификации экономики по выходу ее на внешние рынки, импортозамещение становится не проблемой, а государственной всеохватывающей задачей. Наряду с обеспечением военной безопасности, обеспечение продовольственной безопасности на базе импортозамещения становится приоритетным направлением развития народного хозяйства.
Нормальное функционирование и развитие рынка алкогольной продукции требует от государства в лице уполномоченных органов выполнения задач по своевременной оценке и регулированию комплекса осуществляемых мер на основе достоверной статистической информации, а также выявления трендов и осуществления прогнозирования развития исследуемой отрасли для корректировки отдельных мер проводимой политики импортозамещения.
Сохраняющиеся внушительные объемы теневого оборота алкогольной продукции, ценовая недоступность для большинства населения легального алкоголя, массовые отравления от употребления алкогольных суррогатов, недополученные доходы бюджета от неуплаты акцизов обуславливает необходимость формирования качественно новой модели государственного регулирования алкогольного рынка. Выработка новых действенных форм и продукции возможна только на основе изучения генезиса исследуемого института, анализа причин неэффективности ранее применяемых мер.
Отмеченные проблемы свидетельствуют об актуальности темы исследования и необходимости выработки предложений научного и прикладного характера по повышению эффективности административно-правового регулирования оборота алкогольной продукции в рамках импортозамещения.
Степень разработанности темы исследования. В работах современных специалистов, исследующих и анализирующих взаимосвязи между процессами, происходящими в экономической и социальной сферах общества, значительный объем как теоретических, так и прикладных работ, посвящен описанию процессов, происходящих в сегменте продовольственного рынка, производящего этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию, а также разработке статистической методики проведения мониторинга социально - экономического развития государства.
Социальным и экономическим проблемам, связанным с функционированием рынка алкогольной продукции, посвящены труды Глушко Т.Ю., Говорина Н.В., Гусева А.А., Денисовой И.В., Жолобовой Г.А., Жук А.А., Изергиной Е.В., Кизиловой Е.А., Карцевой М.А., Кауфмана М.А., Лозовской С.А., Мартыненко П.А., Метелева С.Е., Павличенко Н.В., Пономаревой М.С., Разводовского М.Г., Рощиной Я.М., Рыбаковского Л.Л., Сахарова А.В., Селиверстова В.Е., Скачковой А.П., Талан М.В., Тимошина А.Н., Харченко В.И., Шайдуллиной
Э.Д. и других авторов.
Проблема административно-правового регулирования производства и оборота алкогольной продукции всегда являлась актуальной и изучаемой юридической наукой ввиду особого отношения российского общества и государства к этой стороне жизнедеятельности.
Известные дореволюционные ученые (в частности, В.В. Дерюжинский, И.Т. Тарасов, А.И. Елистратов) большое внимание уделяли изучению проблем государственного управления алкогольным рынком с позиций борьбы с пьянством.
Несколько позже проблемы правового регулирования исследовались С.С.Алексеевым, A.M. Витченко, В.Д. Сорокиным, Л.О. Явичем и некоторыми другими учеными.
В современной юридической литературе проблемы производства и оборота алкогольной продукции рассматриваются, прежде всего, с позиций организационно-управленческой модели 3
функционирования алкогольного рынка, обеспечивающей поэтапное развитие экономики.
Интересными представляются работы С.Х. Алдатова, А.П. Алегина, А.П. Алехина, Д.Н. Бахраха, К.С. Вельского, A.B. Демидова, С.Н. Каверинской, Ю.М. Козлова, А.П. Коренева, Г.А. Кузьмичевой, В.В. Лазарева, А.Б. Лунева, Л.Л. Попова, В.А. Рябкова, В.Ю. Сальникова, В.К. Старостенко, С.С. Студеникина, Ю.А. Тихомирова, Э.Р. Ханухова, Г.Г. Ячменева и других ученых.
Внедрение импортозамещения во все сферы экономической деятельности страны в последние годы стали объектом исследования представителей российской научной школы. Среди российских исследователей данной проблематики хотелось бы выделить таких экономистов и других специалистов, как В.М. Манохина, Г.В. Матвиенко, А.А. Рождествина, Н.Б. Слюсарь, И.В. Орлова, И.В. Тимошенко и других.
Несмотря на большое количество научных работ, многие из них освещают лишь общие вопросы административно-правового регулирования общественных отношений, безотносительно к особенностям функционирования алкогольного рынка, особенно в рамках импортозамещения.
В качестве объекта исследования выступают водочный сегмент отечественного алкогольного рынка и социально-экономические последствия его развития, вызванные проведением политики импортозамещения.
Предметом исследования являются основные показатели алкогольного рынка, такие как: количественные характеристики процессов производства и сбыта водочной продукции в России, ставка акциза за 1 литр алкоголя с объемной долей содержания этилового спирта свыше 9%, минимальная розничная цена (далее по тексту - МРЦ) на водку, объем импорта в натуральном и стоимостном выражении, количественные показатели уровня правонарушений в сфере производства и оборота алкогольной продукции, количество смертей и отравлений, вызванных потреблением алкоголя и т.д.
Цель диссертационного исследования - проведение анализа состояния алкогольного рынка на примере водочного сегмента для выявления влияния политики импортозамещения на основные показатели рынка.
Задачи диссертационного исследования отражают структуру и логическую
последовательность диссертационного исследования и служат достижению поставленной цели:
- собрать базу статистических данных рынка алкогольной продукции;
- провести анализ информационной базы и базы статистических данных рынка алкогольной продукции;
- структурировать основные этапы проведения государственной политики, направленной на установление контроля над сферой производства и сбыта алкогольной продукции ;
- провести анализ динамики и текущего состояния алкогольного рынка в разрезе водочного сегмента;
- исследовать сложившуюся на рынке ситуацию как результат мер по внедрению политики импортозамещения;
- выделить основные проблемы, свойственные алкогольному рынку на современном этапе его развития;
- сформулировать рекомендации, направленные на решение выявленных проблем алкогольного рынка.
Теоретико-методологическая основа исследования. Основой для проведения исследования выступают труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики, статистики, математического моделирования и прогнозирования. В рамках выработки предложений по совершенствованию мер, направленных на регулирование деятел ьности рынка алкогольной продукции и сфер, подверженных влиянию процессов, происходящих в рамках функционирования алкогольного рынка, использован опыт зарубежных стран по проведению антиалкогольной политики и политики импортозамещения. В процессе исследования изучалась фундаментальная отечественная и зарубежная литература, рассмотрены нормативно-правовые акты, регламентирующие исследуемую область знаний.
В ходе исследования применялись методы системного, логического, исторического и статистического анализа. Системный метод позволяет рассмотреть юридическое содержание административно-правового регулирования, сущность и цели государственной политики импортозамещения в алкогольной отрасли, проблемы оптимизации способов организации и совершенствования алкогольного рынка. Использование методов логического, исторического и статистического анализа позволило исследовать вопросы влияния политики импортозамещения на основные показатели алкогольного рынка как комплексную правовую проблему, затрагивающую социальные, экономические, культурные и управленческие аспекты жизнедеятельности.
Информационная и эмпирическая база исследования. При проведении исследования использовались данные, размещенные на официальных сайтах Министерства здравоохранения РФ, Федеральной службы государственной статистики, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, Федеральной службы государственной статистики, Всемирной организации здравоохранения, публикации в специализированных научных изданиях, материалы периодической печати, ресурсы сети Интернет, монографические исследования отечественных специалистов в изучаемой области, знания и экспертные оценки зарубежных и отечественных ученых-экономистов, материалы международных конференций. Кроме того, автором использовались собственные эмпирические данные, полученные в 5
результате проведения исследования.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном анализе состояния алкогольного рынка на примере водочного сегмента в рамках импортозамещения и выявлении положительных и отрицательных последствий, вызванных осуществлением данной политики, а также формировании рекомендаций на базе проведенного анализа для осуществления в дальнейшем эффективного контроля над состоянием и динамикой взаиморазвития политико-экономической сферы государства и алкогольного рынка.
В ходе работы впервые:
1. Проведен анализ совокупности статистических показателей рынка водки, составляющих основу для наблюдения за последствиями, вызванными государственными мерами осуществления политики импортозамещения .
2. Структурированы основные этапы проведения государственной политики, направленной на установление контроля над сферой производства и сбыта алкогольной продукции в РФ.
3. Проведен корреляционный анализ основных показателей состояния алкогольного рынка в рамках импортозамещения.
4. Проанализирована географическая структура распределения производственных мощностей на территории Российской Федерации.
5. Составлен рейтинг объемов производства водки, позволивший оценить долю участия на водочном рынке каждого федерального округа в общем объеме.
6. Проведено эмпирическое исследование влияния величины транспортного плеча на конечную розничную цену водки.
На защиту выносятся следующие положения, обладающие элементами научной новизны:
1. Политика импортозамещения подменилась реакцией рынка на нестабильность внешнеэкономической ситуации, а именно введение санкций и экономический кризис
2. Показана низкая эффективность государственных мер контроля и управления
алкогольной отраслью, принимаемых в рамках политики импортозамещения.
3. Продемонстрировано отсутствие в политике импортозамещения акцентов на
возрождение высокоэффективного внутреннего производства алкогольных товаров
4. Выявлен парадокс нечувствительности объемов производства водки к объемам производства сырья, а именно этилового ректификованного спирта.
5. Определена экономическая необоснованность с точки зрения традиционно выделяемых в практике сырьевого и потребительского факторов размещения производства резкого последовательного сокращения числа заводов-производителей спирта с практически
полным переносом производства из Сибири и Дальнего Востока за Уральский хребет.
6. Выявлен современный парадокс нечувствительности цены бутылки водки к величине транспортных расходов на ее доставку внутри РФ.
7. Установлена проблема множественных ошибок в статистических данных официальных государственных источников.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.
Проведенное исследование, с одной стороны, представляет собой интеграцию имеющихся знаний и статистических данных, определенное подведение итогов проведения импортозамещения в ключе современных теоретических представлений о сущности административно-правового регулирования производства и оборота алкогольной продукции в рамках данной государственной политики. С другой стороны, исследование служит восполнению пробелов в административно-правовой науке, касающихся малоизученности аспектов государственных мер регулирования алкогольного рынка в рамках импортозамешения.
Практическая значимость проведенного исследования выражается в том, что теоретические предложения и выводы, сформулированные в диссертации, могут быть использованы в правоприменительной деятельности органов государственной власти и в научно-исследовательских работах по дальнейшему углубленному изучению актуальных проблем в области алкогольной промышленности в целом, и рынка водки в частности.
Апробация результатов диссертационного исследования. Промежуточные результаты исследования опубликованы в журнале «Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2018. №44» в статье «Логистика вместо размещения
производственных сил на национальном рынке алкогольной продукции?» и представлены на международной научно-практической конференции «Current Issues in Modern Economics and Management: A Fresh Look and New Solutions» (г. Томск, Томский Государственный Университет, 2018)
Объем и структура диссертационного исследования. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 103 наименования, и пяти приложений. Общий объем работы составляет 109 страниц машинописного текста. Основные положения и результаты диссертационного исследования изложены на 76 страницах. В работе содержится 23 рисунка и 19 таблиц.
Алкогольная отрасль - самый остросоциальный сегмент потребительского рынка, проблемы которого, (в первую очередь, высокая доля нелегальной, контрафактной и фальсифицированной алкогольной продукции) наносят не только серьезный экономический ущерб государству, но, главное, ставят под угрозу здоровье, безопасность и перспективы физического и нравственного существования нации.
Алкогольная ситуация в России остается напряженной на протяжении нескольких последних десятилетий. Ситуация усугубляется спецификой структуры и форм потребления, населением алкоголя: используются преимущественно крепкие спиртные напитки.
В ходе диссертационной работы был проведен анализ совокупности статистических показателей рынка водки, составляющих основу для наблюдения за последствиями, вызванными государственными мерами осуществления политики импортозамещения.
Изучая вопросы развития и управления рынком алкогольной продукции в рамках импортозамещения, проанализирована современная система организации государственного управления алкогольной отраслью.
В ходе работы осуществлен обзор показателей производства и реализации водочного сегмента, проанализирован институт лицензирования деятельности по производству, поставке, хранению этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, что позволило оценить степень контроля государства над объектом исследования.
Выявлено ключевое влияние на розничные продажи алкогольной продукции изменения ставок акцизов и государственного регулирования в отношении минимальных цен на категории товаров данного сегмента рынка. В результате роста акцизов и производственных издержек, производители вынуждены увеличивать цены на продукцию и, в результате, терять потребителей, доходы которых значительно сократились в период экономического спада.
В ходе работы проанализированы масштабы и динамика объемов импорта алкогольных товаров и их внутреннее производство за период с 2010 по 2018 г. Выявлена причинно - следственная связь в падении объемов импорта с нестабильной экономической ситуацией и девальвацией рубля. В свою очередь из-за роста стоимости зарубежной продукции покупатели переориентировались на продукцию отечественных производителей, что на тот момент явилось ключевым конкурентным преимуществом российских предприятий, при условии низкого качества продукции по сравнению с зарубежными товарами. Драйвером возобновившегося спустя год объема импорта послужило увеличение темпов прироста реальных доходов населения, вызванного стабилизацией внутриэкономической ситуации в стране.
При проведении корреляционного анализа был обнаружен парадокс нечувствительности объемов производства водки к объемам производства сырья, а именно этилового ректификованного спирта. В процессе более глубокого изучения данного факта было выявлено экономически необоснованное с точки зрения традиционно выделяемых в практике сырьевого и потребительного факторов размещения производства резкое последовательное сокращение числа заводов-производителей спирта с практически полным переносом производства из Сибири и Дальнего Востока за Уральский хребет, что в корне противоречит самой концепции реализации политики импортозамещения.
С точки зрения прогрессивных дореволюционных и современных международных подходов к регулированию алкогольного рынка отсутствие в России государственных субсидий для малых и средних сельскохозпроизводителей и спиртовых заводов, а также льгот по акцизам компенсируется значительными масштабами нелегального сектора производства спирта и водки, в том числе бурно развивающихся в последние годы секторов самогоноварения и производства самогонных аппаратов. Вывод автора вполне согласуется с выводом М.Б. Латынцевой о том, что «...проблема фальсификата была создана на рынка алкогольной продукции искусственно, в результате непродуманной политики, нацеленной только на увеличение поступлений в бюджет без учета социально-экономических последствий» [90].
В связи со всем вышеизложенным, сделан вывод о крайне малой эффективности проведения политики импортозамещения за 2014 - 2018 гг.
К сожалению, даже спустя 5 лет после внедрения политики импортозамещения, акценты государства так и не сместились с вытеснения иностранных производителей с российского продовольственного рынка в плоскость возрождения высокоэффективного внутреннего производства алкогольных товаров, способного удовлетворить в полном объеме потребности населения страны в качественном и безопасном продовольствии.
Понятно, что такой трудоемкий и сложный процесс, как импортозамещение, не может проходить совсем без сложностей. Сам по себе он носит характер слома прежних производственных связей, выстроить заново которые в одночасье не всегда реально. Более того, свое влияние на его эффективность оказывают, помимо шоковых внешних условий, структурные проблемы российской экономики, значительное снижение покупательской способности россиян и следующее за ним снижение спроса на продукты, а также нестабильность финансового сектора, влияющая на активность отечественных предпринимателей.
Проведенный ретроспективный и современный анализ свидетельствует, что в целом возможности и ресурсы, а также сложившиеся тенденции развития импортозамещающего алкогольного производства за счет дальнейшего ограничения продовольственного импорта 84
невелики, а сами меры импортозамещения, да еще и ускоренными темпами, не смогут способствовать ее рационализации и повышению конкурентоспособности импортозамещаемой алкогольной продукции в краткосрочном периоде.
Целью курса на импортозамещение может быть повышение конкурентоспособности всех сегментов отечественной алкогольной промышленности и перенос производимой продукции на внутренний рынок в максимальном объеме импортозамещаемых товаров по мировым стандартам, способствующих удовлетворению потребностей страны в алкогольной продукции высокого качества, в широком ассортименте и по социально приемлемым, доступным для большинства населения ценам.
Для достижения данной цели необходимы соответствующие экономические условия для развития отечественного производства алкоголя как минимум не ниже аналогичного импортному, сравнимого по уровню количества, качества и затратам на основные виды импортируемых продовольственных ресурсов с учетом наличия развитой логистики и рыночной инфраструктуры.
Для повышения результативности импортозамещения необходимо системное решение сопровождающих его проблем, разработка эффективного механизма его реализации, а также ресурсного и финансового обеспечения на основе принятия долгосрочной Стратегии импортозамещения в РФ, в том числе в сфере производства алкогольной продукции. Необходимо установление налоговых, кредитных и организационно -экономических, связанных с товаропродвижением, преференций отечественным производителям алкогольной продукции и спирта.
В рамках государственных программ по импортозамещению алкогольной продукции следует выделить следующие приоритеты: обеспечение сбалансированного валютного курса рубля; налоговые послабления для производителей; прозрачное госрегулирование; изменение и повышение эффективности системы контроля качества и безопасности алкогольной продукции; переход к практике сырьевого и потребительского факторов размещения производства.
В последствии решение этих задач по импортозамещению позволит конкурентной алкогольной отрасли выйти за пределы внутреннего рынка, на развитие экспортных позиций различных сегментов данного рынка. На наш взгляд, именно таким образом, импортозамещение алкогольного рынка покажет вектор правильного развития в тактическом и стратегическом плане.
1. Высочайшее утвержденное Положение о питейном сборе: Именной указ, данный Сенату 4 июля 1861 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе (ПСЗ - II). Т. XXXVI. № 37197 - 392 с.
2. Высочайше утвержденные Правила о раздробительной продаже напитков. Мнение Государственного Совета, Высочайше утвержденное 14 мая 1885 года // Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье (ПСЗ - II). Т. V. № 2946 - 423 с.
3. Усова К.О. Основные направления совершенствования промышленной и торговой политики государства в области алкогольного рынка // Наука и экономика. - 2010. - №3(3) - С.26-27.
4. Соловьев A.M. Некоторые социально-экономические аспекты российского рынка алкогольной продукции. // «Научные труды ИНП РАН», Москва, 2009 г, С 322-337.
5. «Таможенный кодекс Российской Федерации» от 28.05.2003 № 61-ФЗ;
6. Миронова О.А. Импортозамещение: зарубежный опыт и уроки для России [Текст] // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. №7.3 (38).
7. Новая экономическая энциклопедия [Текст]: Энциклопедия / Румянцева Е.Г.- М.: Инфра-М, 2015. - С.124.
8. Бодрунов С.Д. Теория и практика импортозамещения: уроки и проблемы. - СПб: ИНИР им. С.Ю. Витте. 2015 - С.388.
9. Обеспечение импортозамещения после вступления России в ВТО [Текст]: Монография / Пичугин И.И. - Екатеринбург, 2014. - С.33
10. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред.2015 г.) // СПС Консультант.
11. Внешнеэкономическая деятельность [Текст]: Учебник / Смитиенко Б.М. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство «Академия», 2016. - С.104
12. Внешнеэкономическая деятельность [Текст]: Учебник / Прокушев Е.Ф. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2016. - С.448.
13. Импортозамещение как экономический процесс [Текст]: Учебник / Стародубцева Е.Б. - М.: Инфра-М, 2016. - С.223.
14. Импортозамещающий и экспортоориентированый экономический рост [Текст]: Учебник / Лозовский Л.Ш. - М.: Инфра-М, 2014. - С.122.
15. Импортозамещающий и экспортоориентированный экономический рост [Текст]: Учебное пособие / Итуэлл Дж. - М.: Инфра-М, 2014. - С.122..103