Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы структурного анализа онлайн-образования 6
1.1 Понятие и виды онлайн-образования 6
1.2 Мировой рынок онлайн-образования 11
2 Структура онлайн-образования в Российской Федерации 15
2.1. Отдельные сегменты российского рынка онлайн-образования 23
2.2 Внедрение новых возможностей в онлайн-образование 31
2.3 Социальный портрет студентов-сторонников онлайн-обучения 38
3 Практическое исследование структуры онлайн-образования в Российской Федерации ..42
3.1 Моделирование рынка услуг онлайн-образования в условиях цифровизации 51
3.2 Экономическая эффективность онлайн-образования в РФ 56
3.3 Построение модели для онлайн-образования с помощью метода Монте-Карло ...62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
Приложение А 79
В последние годы система онлайн-образования в Российской Федерации претерпевает значительные изменения, обусловленные развитием информационных технологий, ростом потребности в доступных и гибких образовательных ресурсах, а также вызовами, связанными с глобальными социально-экономическими трансформациями. Пандемия COVID-19 стала мощным стимулом для активизации внедрения цифровых образовательных платформ и методов обучения, что привело к необходимости системного анализа их структуры, эффективности и перспектив развития.
Индустрия онлайн-образования активно развивается в силу своего удобства. Такой формат обучения позволяет преодолеть проблему невозможности посещения очных занятий по различным причинам. Он особенно подходит для жителей удалённых регионов, студентов, обучающихся на дому, а также в условиях карантинных ограничений и в ряде других ситуаций.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью глубокого понимания особенностей организации онлайн-образовательных процессов в Российской Федерации, выявления ключевых компонентов и взаимосвязей внутри системы, а также определения факторов, влияющих на её устойчивость и качество. Структурный анализ позволяет не только выявить текущие тенденции и проблемные зоны, но и сформировать рекомендации по оптимизации образовательных платформ и стратегий их развития.
Правительственные инициативы, связанные с цифровизацией экономики, поднимают актуальность данной тематики. Например, в программе развития образования указано, что количество студентов, завершивших обучение на онлайн-курсах, к 2025 году должно составлять 11 млн. человек. [49]
Целью данной работы является проведение комплексного структурного анализа системы онлайн-образования в Российской Федерации с целью выявления её ключевых элементов, взаимосвязей и факторов, определяющих эффективность функционирования. В рамках исследования предполагается рассмотреть основные типы образовательных платформ, модели взаимодействия участников образовательного процесса, а также проанализировать внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие данной сферы.
Для достижения цели можно поставить следующие задачи:
1. Оценить влияние нормативно правовой базы, регулирующей сферу онлайн- образования в Российской Федерации на развитие данной отрасли.
2. Сравнить российские и зарубежные платформы онлайн-образование, выявив их сильные и слабые стороны.
3. Оценить текущее состояние онлайн-образования в стране, выявить ключевые тренды и перспективы его дальнейшего развития.
4. Исследовать инфраструктуру онлайн-образования в Российской Федерации, доступность и качество используемых технологий и платформ.
5. Составить анализ потребностей и предпочтений пользователей онлайн- курсов.
6. Выявить существующие проблемы и барьеры в процессе обучения.
7. Составить модель и дать рекомендации по оптимизации структуры онлайн- образования в Российской Федерации.
Объектом исследования выступает система онлайн-образования в Российской Федерации, предметом — её структура и внутренние механизмы функционирования.
Гипотеза исследования заключается в том, что структурные особенности российского онлайн-образования, такие как уровень технологической инфраструктуры, степень цифровой зрелости образовательных учреждений и нормативно-правовая база, существенно влияют на его развитие и эффективность. В частности, предполагается, что более развитая инфраструктура и благоприятная нормативно-правовая среда способствуют повышению качества и доступности онлайн-образовательных услуг в Российской Федерации.
Теоретическая значимость полученных результатов заключается в обобщении существующих научных концепций и представлений российских исследователей о функционировании рынка услуг онлайн-образования. В рамках исследования также обоснованы ключевые факторы, определяющие процессы цифровой трансформации рынка. Кроме того, сформулированы системные принципы организации предоставления образовательных услуг в условиях цифровизации, а также разработан подход к сценарному прогнозированию развития рынка высшего образования в условиях цифровых трансформаций.
Практическим результатом данного исследования является модель, позволяющая выявить ключевые факторы онлайн-образования в Российской Федерации, а также даны рекомендации по совершенствованию существующих платформ и стратегий развития онлайн-образования в Российской Федерации, а также для повышения их эффективности и доступности.
Методологической основой работы являются методы структурного анализа, контент-анализа, классификации, сравнительного анализа и кейс-метод.
Структура работы. Магистерская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1 посвящена теоретическому анализу структуры онлайн-образованию.
Глава 2 содержит оценку текущего состояние онлайн-образования в России.
Глава 3 фокусируется на разработке рекомендаций для развития и повышения доступности онлайн-образования. Проведенное исследование позволит не только углубить понимание необходимости онлайн-образования, но и предложить меры, способные трансформировать его в условиях новой реальности.
Исследования российского рынка онлайн-образования в 2023 году показали, что общемировые тенденции развития EdTech в полной мере присутствуют в нашей стране и проявляются в устойчивом росте и постоянном совершенствовании образовательных программ и ресурсов.
Несмотря на некоторый спад, тенденция роста во всех сегментах рынка сохраняется. Особенно это касается детского и дополнительного профессионального образования.
Появились государственные программы поддержки образовательных проектов, что свидетельствует о повышение роли онлайн-отрасли в системе российского образования в целом.
ЦА онлайн-школ и курсов существенно пополнилась представителями старшего поколения. Причем заинтересованы в обучении этих граждан не только государство (в связи с повышением пенсионного возраста), но и сами работодатели.
В настоящее время в России действуют государственные программы, которые помогут развитию в области онлайн-образования. Такие как:
Государственная программа «Развитие образования»
Основные направления программы:
• Развитие среднего профессионального и дополнительного
профессионального образования (Федеральный проект «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)»)
• Развитие дошкольного и общего образования (Федеральный проект «Современная школа», Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», Федеральный проект «Цифровая образовательная среда».
• Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики.
Эта программа предполагает, что комплекс мер улучшит доступность образования, повысит его качество, внедрятся новые технологии в процесс обучения, а также поддержит педагогов в улучшении условий труда, внедрения системы мотивации, вдобавок поднимется уровень квалификации учителей.
Государственная программа «Цифровая экономика»
5 июля 2017 года госпрограмма «Цифровая экономика» была одобрена Советом по стратегическому развитию и приоритетным проектам при президенте России. Ежегодно она предполагает подготовку около 1 млн человек, а на её обеспечение будет тратиться 5 млрд руб. ежегодно (около $83 млн по курсу ЦБ РФ на 7 июля 2017 года). Эти средства получат люди, обладающие квалификацией для переподготовки специалистов, которые смогут работать в новых условиях.
Проект кадрового обеспечения госпрограммы «Цифровая экономика» предусматривает доступ более 1 млн россиян ежегодно к онлайн-программам второго высшего образования. Для этого будут выпущены специальные электронные ваучеры, которые получат желающие повысить квалификацию или получить новые компетенции в области цифровой экономики. Однако ваучеры будут предлагать специалистам, которые лишились работы из-за автоматизации труда.
Интеграция проектов по развитию образования и цифровой экономики в онлайн- образование создает более адаптивную, доступную и эффективную образовательную систему, готовую к вызовам современного мира и требованиям рынка труда.
В ходе проведенного исследования были рассмотрены теоретические и практические аспекты структурного анализа онлайн-образования, как на мировом уровне, так и в рамках Российской Федерации.
В первой главе работы раскрыты основные понятия и виды онлайн-образования, а также проанализирован мировой рынок данной сферы. Было установлено, что онлайн- обучение представляет собой динамично развивающийся сегмент образовательной системы, который активно трансформируется под влиянием цифровых технологий и глобализации.
Во второй главе исследована структура онлайн-образования в России, включая ключевые сегменты рынка, тенденции внедрения инновационных решений и социальные характеристики аудитории, предпочитающей дистанционные форматы обучения. Выявлено, что российский рынок обладает значительным потенциалом роста, однако его развитие сдерживается рядом факторов, таких как нормативно-правовые ограничения, недостаточная цифровая инфраструктура в регионах и консервативность образовательных традиций.
Третья глава посвящена практическому анализу структуры онлайн-образования в РФ. С помощью моделирования рынка в условиях цифровизации, оценки экономической эффективности и применения метода Монте-Карло были получены данные, подтверждающие перспективность дальнейшего развития данного направления. Результаты исследования показали, что внедрение адаптивных образовательных платформ, персонализация обучения и использование big data способны значительно повысить конкурентоспособность российского онлайн-образования.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что онлайн-образование в России находится на этапе активного становления и требует комплексного подхода к его развитию, включая совершенствование законодательной базы, инвестиции в цифровые технологии и учет потребностей различных групп обучающихся. Дальнейшие исследования в этой области могут быть направлены на углубленный анализ влияния искусственного интеллекта и виртуальной реальности на образовательные процессы, а также на разработку стратегий интеграции онлайн-форматов в традиционную систему образования.
1. Алексеева И.С. Онлайн-курс как форма онлайн-обучения в вузе // Общество:
социология, психология, педагогика. 2022. № 12. С. 244-247.
https://doi.org/10.24158/spp.2022.12.37.
2. Ананьин В.И. Статистическая устойчивость цифровой организации / В.И. Ананьин, К.В, Зимин, М.И Лугачев, Р.Д. Гимранов // Бизнес-информатика. - 2021. - Т. 15. - № 1. - С. 47-58.
3. Батенина И.К., Орехова Ю.М. Иноязычное онлайн-обучение: вызовы и пути решения // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2023. Т. 20. № 3. С. 133-148.
4. Белецкая И. Ю. Методика сценарного прогнозирования при принятии решений о стратегии развития региона // Экономика. Информатика. 2010. №19-1 (90).
5. Броган К.А. Агенты влияния в интернете. Как использовать социальные медиа для продвижения бизнеса / К.А. Броган, Д.М. Смит. - СПб: Питер, 2021. - С. 30
6. Бубнов Г. Г., Плужник Е. В., Солдаткин В. И. Критерии оценки качества в системе электронного обучения. Cloud of Science. 2020. T. 2. № 4. С.530-543.
7. Валянский, С.И. Теория информации и образование / С.И. Валянский. - М.: Аиро ХХ, Крафт+, 2017. - 140 с. 4. Егоршин, А.П. Управление российским образованием / А.П. Егоршин. - М.: Нижполиграф, 2018. - 378 с.
8. Вертоградов В.А. Рыночные стратегии альфы, беты и гаммы в контексте теории экономического доминирования // Экономические стратегии. - 2020. - 22(2). - С. 50-53.
9. Герасимова Ю.О. Вовлеченность в онлайн-обучение через призму образовательного опыта взрослых / Ю.О. Герасимова, П.Р. Уртенова, А.В. Кулиева // Вопросы образования / Educational Studies Moscow, - 2023. - № 4. - С. 85-111.
10. Говорова А.В. АНАЛИЗ РЫНКА ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ДОМИНИРОВАНИЯ / А.В. Говорова, И.П. Суслова, С.В. Щелокова // Мир новой экономики. - 2021. - №3. - С. 77-84.
11. Дождиков А.В. Онлайн-обучение как e-learning: качество и результаты (критический анализ) // Высшее образование в России. - 2020. - Т. 29. - № 12. - С. 21-32.
12. Ермакова Ю.Д., Капустина Л.В., Ермаков Е.К. Дистанционное обучение как неотъемлемый компонент высшего образования во время пандемии // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2022. - № 19 (2). - C. 35-44.
13. Зиннатова М. В. Виртуальные мастерские: иммерсивная технология профессионального образования будущего // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 2. С. 89-99.
14. Ильин В. В. Теория познания. Критика инструментального разума. Speciosa Miracula: тотальный мировейник. М.: Проспект, 2020.
15. Ильин В. В. Философия кризиса: стратегия социальной динамики трансковидной реальности // Российский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. №6. С. 395-399...82