Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ТРАДИЦИОННОМ
РИТЕЙЛЕ 18
1.1 Базовая стратегическая игровая модель ценообразования 20
1.1.1 Общее описание базовой стратегической модели 20
1.1.2 Свойства базовой стратегической модели 23
1.1.3 Результаты компьютерного моделирования 30
1.1.4 Перспективные направления развития стратегической модели 38
1.2 Стратегическая модель смешанных поставок 40
1.3 Учет влияния субститутов 45
ГЛАВА 2 ДИНАМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В
ТРАДИЦИОННОМ РИТЕЙЛЕ 48
2.1 Общие принципы дифференциальных игр 54
2.2 Анализ создания стратегии ценообразования 62
2.3 Дифференцированное ценообразование 71
2.4 Основы процесса ценообразования в розничной сети 77
ГЛАВА 3 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ 80
3.1 Понятие и виды электронной торговли 80
3.2 Ценовые стратегии компаний в условиях электронной торговли 90
3.3 Теоретические модели ценообразования в условиях электронной торговли
103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121
ЛИТЕРАТУРА 126
Приложение A - Пример численного моделирования 136
Приложение Б - Результаты численного моделирования 139
ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных принципов успешного функционирования коммерческих организаций является проведение грамотной ценовой политики, основанной на понимании сущности и влияния рыночной цены на процессы, а также на закономерностях в ее поведении и изменениях. Одновременно компании, для принятия правильных решений относительно выбора стратегий ценообразования, необходимо иметь полную и достоверную информацию о рынке, существующих конкурентах и представленных продуктах.
Актуальность вопросов проведения грамотной политики ценообразования остается неизменной, однако, с развитием различных направлений исследований методы, используемые при анализе ценовых стратегий, модифицируются, приспособляясь к новым экономическим тенденциям и явлениям.
В качестве одной из главных и основных составляющих рынка - цена также находится под воздействием спроса и предложения, которые определяют моменты процесса производства, регулируют количество материальных запасов, оказывают влияние на состоятельность компаний.
Основное предназначение цен - это использование их как активные инструменты экономических отношений, которые демонстрируют процессы производства, распределения, потребления и пр.
Хотя большинство экономических школ имеют различающиеся мнения относительно стоимости, наиболее часто под ценой понимается денежной выражение стоимости товара, включая затраты на производство, поставку, налоги и прочее.
В связи с этим можно выделить три основных взгляда на определение стоимости:
1) По мнению представителей классической политической экономии (А. Смита, Д. Рикардо и других): стоимость зависит от рабочего времени, т.е. времени, которое затрачивается работником в процессе изготовления товара «при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда» [41]. Также в трудовой теории К. Марксом было введено понятие «общественно необходимые затраты труда». Под затратами понимались расходы на производство товаров (так называемой потребительской стоимости), которые обязательны при нормальных условиях производства и при средней производительности труда. Позднее данное утверждение получило уточнение, а именно то, что знание количества затрачиваемого времени и труда недостаточно для корректного определения стоимости товара, так как данные затраты не в полной мере определить результаты процесса.
Однако представителями данной теории не было предложено как такового измерителя труда, так как в процессе производства товаров необходимо было учитывать его различные виды.
2) Второе из основных определений стоимости дали представители маржиналистской школы (У. Джевонс, К. Менгер и другие). В своих работах маржиналисты в основном использовали математические методы, вводя предельные величины при анализе экономики и объясняя саму стоимость предельной полезностью для потребителя, являющейся субъективной оценкой и снижающейся при потреблении каждой дополнительной единицы товара. В отличие от теории классической политической экономии школа маржинализма не соотносила стоимость продукции с затратами труда, которые необходимы в процессе ее производства, так как подразумевается, что потребитель, совершая покупку, преследует удовлетворение собственных потребностей, таким образом происходит оценка полезности приобретаемого товара.
Однако и представители данного направления экономики не смогли найти способ для корректного измерения полезности приобретаемого товара/услуги для потребителя.
Подводя итог первым двум определениям стоимости, можно сделать вывод о лишь односторонней оценки природы цены, не до конца изучая качественные и количественные стороны.
3) Соединить определения стоимости двух школ удалось основоположнику неоклассического направления экономической науки А. Маршаллу. Ему удалось внести важные изменения в теорию определения стоимости и цены, объединяя идеи классической школы и маржинализма, и описывая формирование цены, как издержками, так и полезностью приобретаемого экономического блага. В процессе установки цены, по мнению А.Маршалла, принимает участие и производственный фактор, под которым подразумеваются издержки производства, и фактор полезности, который связан с предпочтениями потребителей. По мнению А.Маршалла оба фактора являются равносильно важными в процессе формирования цены. Согласно мнению теоретика, предельная полезность регулировалась спросом и являлась основой цены спроса, а издержки производства были связаны с предложением и являлись основой цены предложения. Поэтому А.Маршалл предложил начать изучать закономерности взаимодействия спроса и предложения и на основе этого развивать теорию цены. При этом цена должна была определяться взаимодействием спроса и предложения, которые, также, сами зависят от цен [42]. Таким образом, согласно мнению маржиналистов, также существует совершенная конкуренция, т.е. на нее не оказывают влияние ни государство, ни монополии. По этой причине предполагалась прямая зависимость между ценой и величиной предложения, и обратная между ценой и величиной спроса. Это предположение А.Маршалл графически проиллюстрировал, изобразив «маршаллианский» крест.
Согласно экономической теории равновесная рыночная цена устанавливается в точке, где достигается равенство спроса и предложения, колебания цены обусловлены изменением величин, а эластичность спроса и предложения отражает степень зависимости объема потребления/ производства и цены.
В дальнейшем теория, предложенная А.Маршаллом, была продолжена. Двойственность природы цены доказана экономическими законами, которые лежат в основе процесса производства любого товара, а именно законами стоимости и потребительной стоимости. Суть первого закона, закона стоимости, состоит в экономии трудового времени, сокращении издержек, а сущность второго закона заключена в совершенствовании производственных мощностей, которые приводят к увеличению производительности труда, а, следовательно, способствует росту потребительной стоимости на каждую единицу затрат рабочего времени.
В современности экономисты определяют цену несколько иначе, например, Ф.Котлер принимает за цену обменное отношение, т.е. сумму денег, за которую покупается товар в процессе сделки [80]. Российский экономист В.С. Войтинский считает, что важным аспектом цены является мотивация, лежащая в основе полезности приобретаемого блага [20]. Американский экономист П. Самуэльсон и многие его последователи считают, что цена устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения, но в тоже время цена подвержена влиянию издержек производства.
В настоящий момент ценовая политика компаний тесно связана с маркетинговой деятельностью, по этой причине сейчас вопросы установления цены и ценообразования изучаются не только экономистами- теоретиками...
В заключение дадим общую характеристику результатов диссертации, учитывая, что подробные выводы разнесены по главам.
В соответствии с намеченными направлениями работы рассмотрены вопросы построения и исследование стратегических игровых моделей ценообразования на товары в ритейле в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
Приведем краткое изложение результатов работы по главам.
В первой главе рассмотрена сетевая схема работы ритейлеров. В качестве игроков рассматриваются посредники между производителями товаров и покупателями, рассредоточенными в различных пространственно разнесенных пунктах. Согласно этой схеме сконструирована базовая стратегическая игровая модель формирования продажной цены в пунктах реализации товаров. Данная модель в своей основе имеет классическую модель Курно для объемов поставок товаров в пункты их реализации. При этом предполагается, что транспортные издержки имеют определяющее влияние на формирование окончательной цены ввиду больших расстояний между пунктами производства и пунктами реализации товаров. Рассмотрено две модификации представленной модели.
Первая из них предназначена для описания процесса ценообразования в условиях совершенной конкуренции. Для модели ценообразования в условиях совершенной конкуренции доказано существование равновесия Нэша. Получены равновесные по Нэшу стратегии игроков при выборе оптимальных объемов поставок товаров на продажу. Результаты представлены в теореме 1.1. При этом количество производителей товаров, количество пунктов продажи и количество игроков-посредников могут принимать произвольные значения. Проведено численное моделирование полученных результатов и их анализ для примера формирования цен на дизельное топливо и фрукты и овощи, показавшее хорошее соответствие теоретических результатов с реальными данными. В качестве территории ценообразования при этом рассматривалась территория Южной Сибири и Якутии.
Вторая модификация базовой стратегической модели предназначена для описания процесса ценообразования в условиях олигополии, когда на общем поле действуют одновременно несколько лидеров и последователей. Такая ситуация более соответствует реальности. Действительно, в качестве игроков часто выступают аффилированные с производителями товаров компании, которые имеют явные или неявные преференции перед другими участниками рынка. В предложенной модели количество игроков-лидеров и последователей могут принимать произвольные значения. Для модели ценообразования в условиях олигополии доказано существование равновесия Штакельберга. Получены равновесные по Штакельбергу стратегии игроков при выборе оптимальных объемов поставок товаров на продажу. Результаты представлены в теореме 1.2. Проведено численное моделирование полученных результатов и их анализ для примера формирования цен на дизельное топливо и фрукты и овощи, показавшее хорошее соответствие теоретических результатов с реальными данными. В качестве территории ценообразования при этом рассматривалась территория Южной Сибири и Якутии.
Во второй главе рассмотрена возможность описания процесса ценообразования динамическими играми. Предполагается, что процесс ценообразования можно представить в виде сложной двухуровневой игры, на первом уровне которой реализуется одна из стратегических базовых моделей, рассмотренных в главе 1, а на втором уровне - динамическая многошаговая игра многих лиц на основе классической модели Бертрана с назначением цен на продаваемые товары. На практике, как правило, игроки имеют различную информацию о рынке, объемах продаж друг друга и т.д., поэтому представляется естественным рассмотрение игровых моделей с несовершенной информацией. В предельном варианте, при допущении бесконечного числа действий игроков на любом временном интервале, в качестве моделей ценообразования могут быть рассмотрены дифференциальные игры, наиболее общие свойства которых рассмотрены в разделе 2.1.
В второй главе проведен подробный анализ создания стратегий ценообразования на основе различных подходов, рекомендуемых практиками. Здесь нужно отметить необходимость использования последних достижений Big Data, сетей интернет и других областей цифровой экономики. Показана необходимость использования наработок поведенческой экономики для правильного формирования настроений покупателей путем предоставления индивидуальных предложений, проведения различных акций и т.д. Показано, что внедрение
дифференцированного ценообразования предоставляет возможность,
опираясь на маржинальность в конкурентном окружении, увеличивать валовую прибыль.
Во третьей главе рассмотрены особенности ценообразования в электронной торговле. Раскрыты основные понятия и термины электронной торговли. Приведена классификация по целевой группе потребителей:
B2B = Business-to-Business ("компания-компания");
B2C = Business-to-Consumer ("компания-потребитель");
C2C = Consumer-to-Consumer ("потребитель-потребитель");
C2B = Consumer-to-Business ("потребитель-компания");
B2G = Business-to-Government ("компания-государство").
Рассмотрены различные ценовые стратегии в условиях электронной торговли. Показано, что в зависимости от разнообразия покупателей, конкурентоспособности фирмы или продуктового набора, выделяют несколько основных групп ценовых стратегий компаний:
1. Дифференцированного ценообразования;
2. Конкурентного ценообразования;
3. Ассортиментного ценообразования.
Далее можно перечислить какие-нибудь стратегии, привести их характеристики и т.д.
Основные результаты работы состоят в следующем:
• исследована сущность фундаментальной экономической категории - цены и ее влияние на состояние и развитие экономики;
• построена базовая стратегическая игровая модель ценообразования в ритейле;
• показано, что построенная модель всегда имеет равновесия Нэша и Штакельберга в случаях совершенной конкуренции и олигополии;
• получены формулы для определения равновесных цен и объемов продаж. Проведены численные эксперименты, подтверждающие полученные теоретические результаты.
• рассмотрены возможности применения в ценообразовании динамических игр с несовершенной информацией.
• рассмотрены возможности применения игровых моделей в электронной торговле
Подводя итог, подчеркнем, что предлагаемая двухуровневая игровая модель может использоваться для моделирования ценообразования для любого региона с большим территориальным разбросом населенных пунктов и плохой транспортной инфраструктурой (Сибирь, Якутия, Дальний Восток, Казахстан и т.д.). Результаты работы могут быть использованы как непосредственными участниками процесса ценообразования, так и правительственными органами для создания ценовых зон для некоторых общественно значимых категорий товаров (топливо, товары первой необходимости, медикаменты, и т.д.), а также ФАС для контроля уровня цен в отдаленных регионах страны.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. 1), ст. 3301.
2. Директива Европейского парламента и Совета от 20 июля 1998 г. № 98/48/EC
3. Конституция Российской Федерации.
4. Перечень терминов, краткое описание процедур и
договоренностей, принятых в рамках ВТО [Электронный ресурс] // Всемирная торговая организация: документы и комментарии. Под ред. С.А. Смирнова. М.: Гарант-Сервис, 2001, URL: (05.05.2013).
5. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле и
Руководство по принятию [Электронный ресурс] // URL: <
http://www.ifap.ru/pr/2007/070428aa.pdf > (05.04.2014)
6. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 № 149-ФЗ, ст. 3448.
7. Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи" от 10.01.2002 № 1-ФЗ, ст. 127.
8. DIRECTIVE 98/48/EC OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 20 July 1998 amending Directive 98/34/EC laying down a procedure for the provision of information in the field of technical standards and regulations // Official Journal of the European Communities
9. Айвазян С. А. Эконометрика-2: продвинутый курс с
приложениями в финансах: учебник: [для студентов и аспирантов экономической и математической специализации] / С. А. Айвазян, Д. Фантаццини; Моск. шк. экономики, МГУ им. М. В. Ломоносова. - Москва: Магистр [и др.], 2015. - 942 с.
10. Акерлоф Дж. А., Шиллер Р.Дж. Spiritus Animalis, или Как человеческая психология управляет экономикой и почему это важно для глобального капитализма / пер. с англ.
11. Алексеев И.Ю. Электронная торговля: правовые проблемы: предпринимательской деятельности в Интернете//Юрист, 2000, № 3, с. 43.
12. Андреева А.Ю. Электронная торговля: Проблемы и перспективы // Спецвыпуск T-comm, 2009, № 9, с.57-59.
13. Антипина О.Н. Информационная экономика: современные
технологии и ценообразование. - М.: ТЕИС, 2009. С. 284.
14. Афанасьев В.Н., Юзбашев М.М. Анализ временных рядов и прогнозирование, Москва: Финансы и статистика, 2012, 317 с.
15. Балдин К.В. Уткин В.Б. Информационные системы в экономике : Учебник для вузов. - М. : Дашков и К, 2013. - 393 с...106