ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА, НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА, ЦЕННОСТЕЙ И СМЫСЛОВ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические аспекты формирования современного образовательного пространства, развивающего гражданско-патриотический потенциал, ценности и смыслы современной молодежи 14
1.1. Понятие патриотического воспитания, его смысловое значение, формы
реализации и степень актуальности для современного общества 14
1.2. Актуальное состояние системы патриотического и гражданского воспитания молодежи в образовательном процессе: организационные
аспекты 29
1.3. Технологии патриотического воспитания молодежи, используемые в
современной педагогической практике: преимущества и дефициты 45
Выводы по 1-й главе 60
Глава 2. Формирование гражданско-патриотического потенциала, ценностей и смыслов современной молодежи в рамках образовательного процесса в современном обществе 63
2.1. Особенности организации исследования по формированию гражданско-
патриотического потенциала, ценностей и смыслов у современной молодежи 63
2.2. Характеристика социологических и психологических методик,
используемых в настоящем исследовании 64
2.3. Педагогические технологии, реализованные на формирующем этапе
эмпирического исследования по развитию гражданско-патриотического потенциала, ценностей, смыслов школьников, использующее инновативные педагогические технологии и методы 73
2.4. Влияние воспитательных технологий на развитие гражданско- патриотических качеств современной молодежи: результаты эмпирического
исследования 88
Выводы по 2-й главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 105
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Отечество мое - Россия» (Д.В. Григорьев) .. 113 ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Ценностные ориентации подростков» (авторы В.Ф. Сопов Л.В. Карпушина) 118
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что современное общество сталкивается с рядом вызовов и проблем, одной из которых является отсутствие осознания подростками и молодыми людьми своей гражданской идентичности и принадлежности к российскому обществу и государству. Отсутствие ощущения этой принадлежности может деструктивно влиять на формирование личностных установок и ориентиров молодого гражданина РФ.
Во-вторых, в современных условиях борьбы за технологическое лидерство государство заинтересовано в молодых людях, которые готовы оставаться в стране и развивать ее науку и экономику, даже если в силу способностей и знаний молодой человек может выбрать зарубежный ВУЗ или корпорацию.
В-третьих, в условиях информационного противостояния и обилия фейков поступающих через различные средства массовой информации, важно, чтобы подросток и молодой человек знал настоящую историю своего государства, был знаком с его традициями и культурными особенностями, сохранял, развивал и передавал их последующим поколениям. Это необходимо для дальнейшего развития государства, сохранения опыта и достижений, накопленных предками, а также передачи и грамотного транслирования этого опыта представителям молодых поколений.
В-четвертых, следует отметить, что полноценная и системная работа по гражданскому и патриотическому воспитанию в современной российской школе началась выстраиваться только несколько лет назад, с учетом того, что до этого данному вопросу не уделялось достаточного внимания. Поэтому на сегодняшний день вопрос организации процесса патриотического воспитания грамотно и полноценно стоит достаточно остро.
Таким образом, данная работа позволит разработать эффективные подходы и технологии работы с молодежью, учитывающие изменения в обществе, потребности и ожидания подростков, и обеспечить успешное развитие и социализацию школьников, которые могут быть применимы в данный момент и иметь весомый социальный эффект, отвечая при этом запросам нашей целевой аудитории и вызовам времени.
Рассматривая степень изученности, стоит обратить внимание на ряд исследований, связанных с патриотическим воспитанием молодежи. В работах В. И. Колесова, автора ряда учебников и методических пособий по данной теме, раскрыты современные аспекты патриотического воспитания: авторский учебник «Патриотическое воспитание в третьем тысячелетии»
[34] ; работы в составе коллектива исследователей патриотического воспитания, в частности, учебник «Патриотическое воспитание в социуме»
[35]
Теоретические аспекты патриотического воспитания в России в своих трудах рассматривает М. П. Бузский, автор монографии «Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания» [21]. Вопросы истории формирования российского патриотизма и методологические основания для его развития в современных образовательных условиях рассматриваются в работе «Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях» [49], созданной коллективом авторов под общей редакцией А. К. Быкова и В. И. Лутовинова. Также к этой категории следует отнести и фундаментальные труды по патриотическому воспитанию, например, работы В. А. Сухоминского [53].
Для понимания вопросов патриотизма и отношения человека к Родине, как к месту своего рождения и становления, определения понятий «отечество», «патриотизм», «Родина», можно обратиться к работе В. В. Макарова «Отечество и патриотизм: логико-методологический анализ» [39] в которой подробно рассмотрены данные вопросы.
Говоря о вопросах гражданственности и гражданской идентичности важно рассмотреть вопрос формирования и проявления национальной идентичности в гражданах государства. К числу научных работ, позволяющих это сделать мы может отнести труд Ю. В. Хабермаса «В поисках национальной идентичности» [57]. Другим примером в данном вопросе может являться работа «Формирование национальной идентичности и воспитание гражданственности в системе образования» [60] автора М. А. Юрченко. Дополнительные смыслы и направления данного блока раскрывает научный труд Н. А. Иванищевой «Гражданская идентичность в поликультурном образовательном пространстве в контексте идей В. А. Сухомлинского» [54]. Информативным источником в вопросе работы с формированием гражданской идентичности можно назвать труд С. Г. Чухина «Сущность, структура и критерии сформированности гражданской идентичности» [58].
Учитывая специфику исследования, его ориентированность на обучающихся, важно рассмотреть научные труды относительно организации воспитательной деятельности по формированию патриотических качеств и гражданско-патриотического потенциала непосредственно в образовательной организации. К числу работ, позволяющих это сделать стоит отнести труд С. В. Абрамовой «Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права» [18].
К этому же блоку исследований можно отнести работы других ученых, которые также дополнили теоретическое представление о процессе формирования патриотического воспитания в образовательной организации. К таким исследователям мы можем отнести работу В. А. Кондауровой «Технологии организации воспитательной работы в образовательной организации» [36]. Практический опыт применения существующих технологий в образовательной среде описал М. Е. Гурьев в работе «Система патриотического воспитания обучающихся в образовательных организациях Российской Федерации» [26]. Дополнительно к числу работ по данной теме мы можем отнести труд Т. С. Буторниой и Н. П. Овчинниковой «Воспитание средствами образования» [22].
Проблема исследования: Необходимость научного обоснования и разработки эффективной системы педагогических и организационных технологий, способствующих формированию гражданско-патриотического потенциала, ценностей и смыслов у современной молодежи в условиях трансформации образовательного пространства и информационных влияний на ценностные ориентации молодого поколения.
Объектом исследования является процесс патриотического воспитания в образовательных организациях Российской Федерации.
Предметом исследования выступает методический комплекс технологий и средств, используемых для организации процесса по формированию гражданско-патриотического потенциала, ценностей и смыслов современной молодежи.
Цель исследования, проводимого нами, заключается в формировании и апробации методического комплекса современных технологий по работе с молодежью, направленных на формирование гражданско-патриотического потенциала, ценностей и смыслов современной молодежи.
Задачи исследования:
— Рассмотреть теоретические аспекты гражданско-патриотического воспитания подростков и актуальность данной проблемы в современных условиях;
— Проанализировать современную систему воспитательной работы по гражданско-патриотическому направлению;
— Оценить существующие технологии работы в области гражданско- патриотического воспитания молодежи;
— Разработать методический комплекс средств и технологий работы со школьниками в соответствии с современными трендами и запросами общества и апробировать его на практике в процессе исследования по формированию гражданско-патриотического потенциала молодежи;
— Оценить динамику сформированности гражданско-патриотического потенциала, ценностей и смыслов у представителей целевой аудитории школьников в ходе эмпирического исследования;
— Разработать методические рекомендации по совершенствованию педагогических технологий, направленных на формирование гражданско- патриотического потенциала, ценностей и смыслов современных школьников.
Гипотеза исследования: Создание эффективных технологий работы с молодежью направленных на формирование гражданско-патриотического потенциала, ценностей и смыслов, возможно на основании: оценок доминирующих социально-экономических трендов развития, современных потребностей общества, а также запросов региональных общностей; изучения современного опыта работы в данном направлении; учета личностных факторов молодежи (направленностей, убеждений, ценностей, установок, мотивов), практической апробации технологий работы с представителями целевой аудитории.
Теоретико-методологические основания исследования составляют:
Фундаментальные исследования о патриотизме и его формировании в молодежной среде, представленные в работах отечественных исследователей (В. И. Лутовинова, А. К. Быкова [49]; А. В. Абрамова, С. П. Полякова, Н. Н. Дубиной [47]; М. П. Бузского [21]; М. Х. Джукаева [28]; С. М. Ёлкина, А. А. Косовой [29]; В. И. Колесова [34]; Ю. М. Макарова, О. А. Сабодаш [35] и др.);
Научные труды по организации патриотического образования в образовательных организациях (В.А. Кондауровой [36]; М.Е. Гурьева [26]; Т. С. Буториной [22]; С .В.Абрамовой [18]; М. А. Юрченко [60], Л. Ф. Спирина [51] и др.);
Методические пособия по организации работы по патриотическому воспитанию (О. М. Ондар, С. В. Кочеткова, Н. Мазыкина, А. Монахов, Л.Б. Дерягина);
Научные работы по общей методологии организации педагогического процесса (П. В. Степанова [52]; А. Ю. Маленова [41]; А. К. Болотова [19]; О. А. Жукова [31]; Л. А. Петровская [20] и др.).
Методы исследования:
теоретические - метод теоретического анализа, позволяющий выделить и рассмотреть отдельные стороны, признаки, особенности, свойства педагогических явлений; метод синтеза, позволяющий объединить в одно целое части, свойства, особенности, выделенные посредством теоретического анализа;
эмпирические: социологические методы, включающие метод анкетирования с использованием анкеты «Отечество моё - Россия», автор Д. В. Григорьев; психолого-педагогические методы, включающие формирующий эксперимент и использование психологического теста в процессе его реализации (опросник «Ценностные ориентации подростков», авторы В. Ф. Сопов Л. В. Карпушина);
методы статистического анализа данных (анализ первичных статистик, использование непараметрических критериев различия - U-критерия Манна- Уитни, многофункционального критерия ф* - Фишер), реализованные на базе статистического пакета программ JASP 0.19.03.
Выборка исследования включала учащихся 6-9 классов (возраст 12-16 лет) обучающиеся в МАОУ гимназии № 55 им. Е. Г. Вёрсткиной г. Томска. Для участия в исследовании в качестве представителей экспериментальной и контрольной групп были выбраны обучающиеся 6-9 классов, различного уровня вовлеченности в социальные и общественные проекты и программы. Так участие в программе принимали как активисты первичного отделения Движения Первых гимназии, участники гимназического самоуправления, так и обучающиеся не проявляющие активной жизненной позиции в гимназии. Данный подход при формировании состава контрольной группы позволил нам рассмотреть данный вопрос с различных сторон, включая аспекты мотивации обучающихся, восприятия воспитательных событий, отношения к процессам формирования гражданско-патриотического потенциала, ценностей и смыслов.
Исследование проводилось с 01.10.2024 г. по 30.05.2025 г. и включало 3 этапа:
1 этап, подготовительный (01.10.2024 г. - 10.03.2025 г.) - разработка концепции реализации воспитательных технологий, направленных на развитие гражданско-патриотического потенциала, ценностей, смыслов современной молодежи; подготовка методологической и методической частей программы эмпирического исследования; подбор и обоснование эмпирических методик исследования; формирование выборки исследования; подготовка необходимой документации, связанной с сопровождением исследования.
2 этап, основной (01.10.2024 г. - 10.05.2025 г.) - проведение формирующего психолого-педагогического эксперимента на базе МАОУ гимназии № 55 им. Е. Г. Вёрсткиной г. Томска.
3 этап, завершающий (11.05.2024 г. - 02.05.2025 г.) - обработка результатов исследования, их интерпретация, написание главы магистерской диссертации по результатам эмпирического исследования, завершение оформления магистерской диссертации.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Выявлены сильные и слабые стороны функционирования современной системы гражданско-патриотического воспитания молодежи. Это позволяет более точно понять, какие аспекты работы с молодежью эффективны, а какие требуют улучшения.
Проведена оценка существующих технологий работы по формированию гражданско-патриотического потенциала, ценностей и смыслов. Исследование позволяет выявить, какие технологии уже используются и какие из них являются наиболее эффективными.
Сформирован методический комплекс приемов и технологий работы с целевой аудиторией в соответствии с современными трендами и потребностями общества, а также в связи с задачами настоящего исследования. Предложены и практически апробированы инновационные подходы к работе с молодежью, направленные на формирование гражданско- патриотического потенциала, ценностей, смыслов, которые могут в дальнейшем адаптироваться к изменяющимся условиям и к жизненным потребностям молодых людей.
Проведена оценка эффективности применения разработанных педагогических технологий в рамках взаимодействия с конкретной целевой аудиторией - учащимися средних и старших классов общеобразовательной школы.
Таким образом, научная новизна данного исследования заключается в разработке и апробации новых технологий работы с молодежью, которые будут способствовать формированию гражданско-патриотического потенциала, ценностей и смыслов, учитывая современные тренды и потребности общества.
Теоретическая значимость работы выражена в формировании обобщенных выводов о уровне сформированности патриотических качеств у современных подростков, описании эффективности существующих методов работы в сфере патриотического воспитания и формирования гражданско- патриотических ценностей и смыслов в современной молодежной среде. Описание результатов дает нам представление о приоритетных формах работы по патриотическому воспитанию и степени воздействия этих форм на ценностные установки и ориентиры современной молодежи.
Данное исследование имеет высокую практическую значимость, так как представляет современные методы и подходы к работе с молодежью, которые могут быть использованы в образовательных организациях и помогают решить одну из наиболее актуальных задач современного образовательного пространства, связанную с формированием гражданско- патриотического потенциала, ценностей и смыслов современной молодежи.
Результаты данного исследования могут быть полезны для работников образовательных организаций, которые разрабатывают инновационные и эффективные программы и мероприятия, соответствующие потребностям и интересам молодых людей, ориентированные на решение задач гражданско- патриотического воспитания. Также они важны для школьников, принимающих участие в подобных проектах, поскольку современные и интересные методы общения и взаимодействия с молодежью могут привлечь их внимание и заинтересовать их участием в общественной жизни, развить у них интерес к культуре и истории своей страны, замотивировать их к участию в патриотических мероприятиях.
Вопросы патриотического воспитания на сегодняшний день актуальны в современной образовательной организации, что подтверждают результаты современных исследований. При этом теоретически вопрос патриотического воспитания проработан на уровне различных концепций, которые на сегодня далеко не все применяются в процессе воспитательной деятельности. Однако проблема реализации этих концепций на уровне комплексных программ развития патриотических качеств молодежи с использованием эффективных педагогических технологий остается крайне актуальной.
Апробируемая в ходе эмпирического исследовании развивающая программа основана на вариативности форматов взаимодействий с молодежью и использовании современных подходов, ее реализация оказывает позитивное влияние на формирование гражданско- патриотического потенциала, ценностей и смыслов школьников, что подтверждают результаты проведенного исследования.
Возможно достижение положительной динамики в развитии патриотических потенциалов современной молодежи путем системной и регулярной педагогической деятельности, вызывающей интерес у обучающихся.
Объем и структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделена на три параграфа, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и литературы (60 источников) и приложений. Общий объем работы, включая приложения и список использованных источников и литературы составляет 120 страниц.
Изучив вопрос формирования современного образовательного пространства, направленного на формирование гражданско-патриотического потенциала ценностей и смыслов в современной мы пришли к ряду выводов. На основе которых мы можем в целом говорить о том, как возможно организовать данное пространство, при этом подтверждая данные предложения как теоретическими основаниями, так и эмпирически подтвержденными результатами исследования.
Первое, что стоит отметить, это то, что на сегодняшний день в нашей стране сформированы и продолжают формироваться условия для патриотического воспитания, в которые включены различные составляющие, включая: теоретические основания, ресурсную и нормативно-правовую базу, работу по формированию кадров. Происходит это в первую очередь из-за того, что государство и общество выражают интерес к вопросам формирования гражданско-патриотических потенциалов, ценностей и смыслов в современной молодежной среде, при этом оказывая широкую разностороннюю поддержку в этом вопросе для всех агентов воспитания. При этом ключевым агентом воспитания относительно подростков и молодежи становится система образования. Планы воспитательной работы, предлагаемые образовательным организациям на всех уровнях, показывают высокий уровень заинтересованности государства именно в патриотическом воспитании.
При этом система патриотического воспитания граждан на сегодняшний день находится в стадии формирования, развития и утверждения наиболее эффективных форм своего функционирования. Роль образовательного учреждения становится ключевой.
Методологический аппарат, используемый для патриотического воспитания в современном образовательном процессе сформирован и применяется многими образовательными организациями. Однако при этом вопрос эффективности ряда используемых методов остается открытым, что дает нам почву для проведения исследований по поиску наиболее оптимальных решений организации воспитательной работы патриотической направленности.
Соответственно в рамках данной работы перед нами возникала задача разработать и реализовать технологию которая будет соответствовать запросам целевой аудитории, а также будет оказывать положительное влияние на формирование патриотических и социальных ценностей. Для реализации данной задачи нами была создана и апробирована программа, сочетающая в себе несколько подходов к воспитательной работы с включением в нее инновационных компонентов.
Изучив уровень сформированности патриотических качеств современной молодежи в начале проведения формирующего эксперимента и после его завершения, мы можем прийти к выводу о том, что программа, представленная нами как инновативная технология по развитию патриотических качеств молодых людей может считаться успешным инструментом для специалистов по работе с молодежью. Результаты, показанные представителями контрольной группы на основе социологических исследований, подтверждают, что в результате воздействия на качества школьников активными и разнонаправленными методами происходит развитие данных качеств.
Таким образом, мы можем говорить о том, что нами была разработана эффективная технология формирования гражданско-патриотического потенциала, ценностей и смыслов в молодежной и подростковой среде. Эффективность технологии является эмпирически доказанной и подтвержденной результатами социологических исследований, с которыми можно ознакомиться в тексте настоящей работы, что ещё раз доказывает потенциал и возможную применимость предлагаемых нами методов работы с целевой аудиторией в рамках предмета исследования.
1. Закон РФ "Об увековечении памяти погибших при защите
Отечества" от 14.01.1993 N 4292-1 // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 1993. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 15556/ (дата обращения 30.03.2025)
2. Конституция Российской Федерации : принята всенар.
голосованием 12 дек. 1993г. (с изм. от 1 июля 2020 г.) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 30.03.2025)
3. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 551 "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях" (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. - М.: 2000. - URL: https://rg.ru/documents/2020/07/22/ukaz-dok.html (дата обращения: 02.04.2025)
4. Стратегия реализации молодежной политики в Российской
Федерации на период до 2030 года // Электронный фонд правовых и нормативно технических документов. - М., 2024. - URL:
http://static.government.ru/media/files/jBrmuJi7WMLGBOFtXWhrMIzKFCgIgqO 7.pdf (дата обращения 30.03.2025)
5. Указ о национальных целях развития России до 2030 года // Президент России URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/63728 (дата обращения: 02.04.2025).
6. Указ президента № 536 от 29.10.2015 // Сайт президента
Российской Федерации. - М., 2015. - URL:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/40137 (дата обращения 25.03.2025)
7. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" // Система правовых документов «Гарант». - М.: 2020. - URL: https://base.garant.ru/182358/7ysclidHv0kgwya2g824983974 (дата обращения: 02.04.2025)
8. Указ президента РФ № 809 // Сайт президента Российской Федерации. - М., 2015. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения 25.03.2025)
9. ФГОС ООО : Электронный ресурс: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 19.05.2025) ГОСТ Р 7.0.100-2018. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления : нац. стандарт Рос. Федерации : дата введения 2019-07-01. - М. : Стандартинформ, 2018. - 70 с.
10. Федеральный закон "О днях воинской славы и памятных датах
России" от 13.03.1995 N 32-ФЗ .) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 1995. - URL:
https: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5978/ (дата обращения 01.04.2025)
11. Федеральный закон "Об общественных объединениях" № 82-ФЗ от 19.05.1995 // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 1995. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/ (дата обращения 10.04.2025)
12. Федеральный закон "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" от 19.05.1995 N 80-ФЗ // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 1995 . - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 6643/ (дата обращения 05.04.2025)
13. Федеральный закон от 14.07.2022 N 261-ФЗ "О российском
движении детей и молодежи"// КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 1995. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421798/ (дата обращения 05.04.2025)
14. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании» // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения 05.04.2025)
15. Федеральный закон № 489-ФЗ «О молодежной политике в
Российской Федерации» // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2020. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 372649/ (дата обращения 05.04.2025)...60