Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ О ЛИТЕРАТУРЕ: ДИСКУРСИВНЫЙ И ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ

Работа №192776

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы86
Год сдачи2025
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 3
Глава 1 Теоретические основания изучения новой коммуникативной площадки «Телеграм» в жанровом и лингвометодическом аспектах 6
1.1 Медиадискурс и интернет-дискурс: общая характеристика 6
1.2 Телеграм-дискурс в цифровой коммуникации 11
1.3 Виртуальное жанроведение: основные характеристики и классификации 16
1.4 Модели описания речевых жанров 23
1.5 Речевой жанр в методике преподавания РКИ 28
Об использовании генеративных технологий в главе 1 32
Выводы по первой главе: 33
Глава 2. Жанровые характеристики телеграм-канала и их лингвометодический потенциал при обучении русскому языку как иностранному 35
2. 1 Медийные параметры 35
2.2 Прагматические параметры 45
2.3 Лингвостилистические параметры 56
2.4 Методика работы с жанром «отзыв» на занятиях РКИ 61
Об использовании генеративных технологий в главе 2 69
Выводы по второй главе: 70
Заключение 72
Список литературы 74

Прогресс в области современных коммуникационных технологий определил формирование нового типа дискурса - интернет-дискурса. В связи с этим перед современными исследователями встала задача детального описания данного феномена. При анализе интернет-коммуникации необходимо учитывать не только языковые, но и дискурсивные характеристики, такие как жанровые особенности, участники коммуникации, интенции авторов и др.
В ответ на эту потребность в современном языкознании формируются новые направления, ориентированные на анализ специфики интернет-дискурса. Одним из таких направлений является виртуальное жанроведение, цель которого - описать жанры в рамках интернет-дискурса. Таким образом, уже сложившаяся теория речевых жанров (ср. работы Т.В. Шмелевой, К.Ф. Седова, В.В. Дементьева и др.) развивается и усложняется, так как в интернет-дискурсе зарождаются новые и трансформируются уже изученные жанры. Также важно отметить формирование иных параметров для анализа жанров.
Вместе с этим развивается лингвометодический подход к исследованию речевых жанров. Современная лингводидактика направлена на развитие дискурсивной компетенции, которая представляет собой умения создавать и интерпретировать иноязычные тексты с учетом знаний о стратегиях и тактиках речевого поведения.
В связи с этим особую важность приобретает научно-методическая работа, направленная на формирование жанрового мышления в процессе изучения иностранного языка.
Таким образом, актуальность работы обусловлена необходимостью детального изучения и описания феномена интернет-дискурса, в том числе его жанровых особенностей. С другой стороны, актуальность исследования заключается в использовании полученных результатов анализа в лингводидактических целях.
Актуальность обусловлена и материалом исследования. В наше время большую популярность в повседневной коммуникации приобретают мессенджеры. Так, по оценкам исследователей, «в WhatsApp каждый день заходит около 60% населения России в возрасте от 12 лет, а в Telegram — около 40%» [Загребельная, Смирнов 2024]. Однако по другому показателю, который является более объективным для оценки популярности мессенджера (время, проведенное в приложении), «Телеграм» превосходит WhatsApp: «пользователи проводят в нем в среднем 40 минут в день» [Загребельная, Смирнов 2024]. Главная особенность «Телеграма» заключается в том, что мессенджер используется не только для повседневного межличностного общения, но и как средство массовой коммуникации. В связи с популярностью мессенджера многие современные исследователи уделяют внимание в своих работах этому новому типу медиадискурса [Шуйская 2023, с. 45]. Исследователи изучают феномен в различных аспектах: роль телеграм-каналов в медиаполе [Дядченко, Холодилина 2022; Яшина 2021], потенциал телеграм-каналов как манипулятивного средства [Кушнерук 2022; Смирнов 2022], возможности использования телеграм-каналов как материала для занятий по РКИ [Косарева 2022].
Цель работы - выявить жанровую специфику публикаций в телеграм-каналах о литературе и рассмотреть лингвометодические возможности использования данных жанров в методике обучения РКИ.
Задачи для достижения поставленной цели:
• Провести аналитических обзор научной литературы, посвященной медиадискурсу и интернет-дискурсу, выявить их особенности;
• Описать специфику телеграм-дискурса;
• Изучить модели описания речевых жанров и определить релевантную для анализа жанровых особенностей телеграм-канала;
• Осуществить аналитический обзор работ, посвященных изучению жанровоориентированного подхода к обучению, и выявить специфику подхода в современной лингводидактике;
• Провести анализ жанровых особенностей телеграм-каналов о литературе по медийным, прагматическим и лингвостилистическим параметрам;
• Разработать планы занятий с применением жанрово-ориентированного подхода на основе проанализированных жанровых особенностей публикаций в телеграм- каналах, описать методические рекомендации к урокам.
Объект исследования - телеграм-дискурс о литературе.
Предмет исследования - жанрово-стилистические особенности телеграм-каналов о литературе и их лингвометодический потенциал в обучении РКИ.
Материал: телеграм-каналы «Книжный лис» и «Книжный бункер», каждый из которых насчитывает более 15 тысяч подписчиков. В ходе исследования было проанализировано более 200 публикаций, размещенных в каналах с сентября 2023 г. по май 2025 г.
Методы и приемы исследования: метод научного лингвистического описания, метод сплошной выборки для отбора материала; для выделения и описания жанровых характеристик был использован метод дискурсивного анализа, приёмы обобщения и систематизации материала.
Научная новизна исследования заключается в следующем: впервые проведено комплексное исследование жанровой специфики публикаций в телеграм-каналах о литературе, результаты исследования стали основой методических разработок с использованием жанрово-ориентированного подхода.
Теоретическая значимость исследования заключается в развитии теории речевых жанров, в том числе виртуального жанроведения. Проведенный анализ уточняет и дополняет существующие классификации новыми данными о жанровых особенностях телеграм-каналов, что позволяет лучше понять эволюцию речевых жанров в цифровой среде.
Практическая значимость. На основании выявленных в ходе анализа жанровых характеристик публикаций были разработаны планы уроков, которые могут быть использованы в преподавании русского языка как иностранного в рамках курсов «Современный русский язык (практический курс)», «Русский язык в текстах средств массовой информации», спецкурсах по активным процессам в современном русском языке.
Структура исследования включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования были проанализированы жанровые характеристики телеграм- каналов о литературе и их лингвометодический потенциал.
Были рассмотрены основные параметры, определяющие жанровые особенности телеграм-каналов: медийные, прагматические и лингвостилистические.
Среди медийных параметров были выделены интерфейс, мультимедийность, гипертекстуальность, интерактивность, тип коммуникации и количество участников. Прагматические параметры включали коммуникативную цель, авторские интенции, диктумное содержание, также был проведен анализ образов коммуникантов. Лингвостилистические параметры охватывали фонетико-графические, лексические, морфологические, синтаксические и стилистические особенности текстов. Данные, полученные в ходе анализа, были использованы при создании цикла уроков с применением жанрово-ориентированного подхода к обучению.
В ходе работы возникали трудности с разделением понятий жанр / дискурс / формат. Исследование показало, что жанровая система в современной коммуникации активно трансформируется, жанры становятся менее устойчивыми структурами. Это связано с возникновением новых форматов коммуникации (мессенджер, социальная сеть), помещаясь в которые, традиционные жанры приобретают новые жанрообразующие признаки. В связи с этим актуальной задачей для виртуального жанроведения становится описание и анализ жанровых трансформаций в новых форматах коммуникации.
Перспективы дальнейших исследований могут включать:
• выделение жанров различных дискурсов, функционирующих в телеграм- каналах, и детальное описание их специфики и трансформаций;
• определение новых жанровообразующих признаков, которые могут стать основой для классификации жанров в интернет-дискурсе;
• использование экспериментальных методов для выявления наиболее значимых жанровых параметров.
Вместе с этим возможно развитие лингвометодического аспекта работы. В дальнейших исследованиях может быть изучен потенциал использования телеграм-каналов различной тематики в качестве материала для занятий по РКИ с применением жанровоориентированного подхода. Внедрение подобных методических разработок расширит знания учащихся о функционировании и трансформации жанров в интернет- коммуникации, а также будет способствовать развитию жанровой компетенции.
Таким образом, исследование жанровых характеристик телеграм-каналов является актуальным и перспективным направлением в современном языкознании, которое может способствовать расширению теории речевых жанров, более глубокому пониманию жанровой системы интернет-дискурса и разработке эффективных методов преподавания РКИ, направленных на развитие жанровых компетенций учащихся в актуальных для современной коммуникации форматах.


1. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): учеб. пособие для студ. фак. иностр. яз. вузов. / Е.Е. Анисимова - М.: Academia, 2003. - 128 с.
2. Асмус Н. Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства : дис. ... канд. филол. наук / Н.Г. Асмус. - Челябинск, 2005. - 266 с.
3. Ахренова Н. А. Лингвистические особенности микроблогов // Альманах современной науки и образования. - 2001. - № 9. - С. 119-122.
4. Ачкасов А.В. Жанровый подход к изучению второго языка // Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты: сб. статей по материалам XVIII межд. науч. конф. / под ред. Г.Д. Ахметовой. Чита: Забайкальский гос. ун-т, 2015. С. 96—99.
5. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 т. Т. 5. Работы 1940-х - начала 1960-х годов. - М.: Русские словари, 1996. - С. 159-207
6. Бондаренко О.В. Телеграм-каналы как новый вид коммуникации с общественностью // Век информации. 2018. №2 (2). С. 170-172
7. Васильева Т.В., Левина Г.М., Ускокова О.А. Еще раз о коммуникативной компетенции: возвращение к истокам // Русский язык за рубежом. 2012. № 4 (233). С. 17-23.
8. Волков В. В., Гладилина И.В. Художественный текст в преподавании русского языка как иностранного: учеб. пособие. Тверь : Тверской гос. ун-т, 2014. 156 с.
9. Волкова Н.В. «Прикладное книговедение» как проблема обиходных и профессионально-терминологических знаний о книге и книжном деле // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2015. № 1. С. 237241.
10. Галичкина, Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Астрахань, 2001. 22 с.
11. Галичкина Е. Н. Характеристики компьютерного дискурса // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2004. - № 10. - С. 55-59.
12. Гладилина И. В., Скаковская Л. Н. Вопрос о репертуаре речевых жанров в преподавании русского языка как иностранного // 188Вестник ТвГУ. Серия «Филология». 2017. № 1. С. 188-195.
13. Гольдин В. Е. Проблемы жанроведения / В. Е. Гольдин // Жанры речи. - 1999. - № 2.
14. Гольдин В. Е. Теоретические проблемы коммуникативной диалектологии: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Саратов, 1997.
15. Горина Е.В. Дискурс Интернета: определение понятия и методология исследования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 11. - С. 64-67....108


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ