ТРАНСЛЯЦИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ В
РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА
(В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА SMM-ПРОДВИЖЕНИЯ ТОМСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ
ОБЩЕРОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
«АЗЕРБАЙДЖАНСКОЕ МОЛОДЕЖНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РОССИИ»)
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 4
1. КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ВОСПРОИЗВОДСТВО ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА 11
1.1. Специфика SMM-продвижения в контексте трансляции этнической идентичности у целевой аудитории 11
1.2. Томское отделение «АМОР»: объект SMM-продвижения и анализ целевой аудитории
сообщества 16
1.3. Конкурентный анализ азербайджанских национальных сообществ, продвигаемых
в социальной сети
ВКонтакте 24
1.4. Концепция проекта SMM-продвижения Томского отделения «АМОР» в социальной сети ВКонтакте 36
2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА SMM-ПРОДВИЖЕНИЯ ТОМСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ «АМОР» В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ВКОНТАКТЕ 41
2.1. Перечень этапов реализации проекта с их содержанием работ, способов и форм, с
указанием времени 41
2.2. Целевые показатели эффективности 49
3. ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА SMM-ПРОДВИЖЕНИЯ ТОМСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ «АМОР» В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ВКОНТАКТЕ 55
3.1. Отчет о реализации программы SMM-продвижения Томского отделения
«АМОР» 55
3.2. Рекомендации по дальнейшему развитию программы SMM-продвижения в
контексте воспроизводства этнической идентичности азербайджанской молодежи 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 1-13 65-90
Приложение 1. Поэтапный план реализации проекта 65
Приложение 2. Группы, где есть целевая аудитория сообщества 66
Приложение 3. Конкурентный анализ 69
Приложение 4. Примеры трансляции культуры: кухня, религия 72
Приложение 5. Пример использования национального языка в общении 73
Приложение 6. Пример трансляции, проведенного мероприятия на Родине 74
Приложение 7. Примеры трансляции юмора, который понятен только азербайджанской молодёжи 76
Приложение 8. Примеры анонимных историй соотечественников и поддержка/совет в комментариях 77
Приложение 9. Гайд интервью с молодёжью, проживающей в России (на примере
азербайджанской диаспоры) 79
Приложение 10. Пример онлайн интервью с молодёжью, проживающей в России (на примере азербайджанской диаспоры) 81
Приложение 11. Медиаплан реализации проекта SMM-продвижения Томского отделения АМОР в социальной сети
ВКонтакте 84
Приложение 12. Контент-план 85
Приложение 13. Примеры публикаций, транслирующих этническую идентичность в сообществе 87
Феномен идентичности сегодня многими авторами осмысляется как сложная и многогранная проблема современного человека, что обусловлено рядом социальноэкономических процессов. При общей тенденции глобализации, возрастающих темпе и масштабе общественных изменений, происходит утрата идентичности на разных уровнях ее проявления: от национального, этнического до индивидуального, личностного.
«Этническая идентичность - это осознание своей принадлежности к определенной этнической общности, это результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем определенного этноса, определенная степень отождествления себя с ним и обособления от других этносов»1. На современном этапе развития общества Интернет занимает важное место в коммуникации между индивидами, «изменяются самоидентификация и организация отношений с отправляющим / принимающим сообществом и диаспорой мигранта, который в ситуации мобильности становится крайне чувствительным к любым изменениям в сфере средств коммуникации . На фоне глобальных изменений этническая идентичность мигранта также адаптируется под изменяющиеся условия общества.
Одним из популярных и легкодоступных платформ для коммуникации между людьми, находящимися на дальних расстояниях, являются социальные медиа. «Исследователи Андреас Каплан и Михаэл Хайляйн определяют социальные медиа, как группу интернет-приложений на той или иной идеологической и технологической базе Web 2.0, которые позволяют участникам социальных сетей создавать содержание («контент») и обмениваться им. В отличие от традиционных медиа, опирающихся на авторитет, социальные средства коммуникации взывают к чувству принадлежности пользователя к определенному сообществу» .
Ключевая особенность социальных медиа состоит в том, что пользователь внутри этого пространства является как аудиторией, так и источником информации. Это значит, что коммуникация с аудиторией значительно упрощается, а получение обратной связи от пользователя ускоряется.
У человека, который переехал на постоянное место жительства в другую страну, происходит утрата связей с людьми и культурой своей родины. Данные изменения мешают формированию и развитию этнической идентичности человека, находящегося в другом культурном пространстве. Носители культуры, эмигрировавшие из родной страны, активно используют социальные медиа - становятся участниками сообществ в социальных сетях, которые так или иначе отражают «культурный код» родной страны, тем самым пользователи сохраняют свою этническую идентичность.
Социальные медиа стали эффективной площадкой для коммуникации, территорией для развития общественных организаций, целью которых является защита общих интересов, достижения уставных целей членами организаций. Одним из таких сообществ является Томское отделение общероссийской общественной организации «Азербайджанское молодежное объединение России» (далее Томское отделение «АМОР»). Сообщество АМОР создано инициативными молодыми людьми, направленное на формирования информационной сетки общения, знакомств, и самое главное, обмена информации между Азербайджанской молодежью, находящейся в России.
АМОР, как любая организация, находится в условиях конкуренции с другими площадками в социальных сетях, отражающие этническую идентичность Азербайджана. Следовательно, организация прибегает к методам Интернет-маркетинга, в частности к такому направлению, как Social media marketing (SMM). В переводе с английского - это комплекс мероприятий по использованию социальных медиа в качестве каналов для продвижения организации и решения других бизнес-задач.
SMM-продвижение заключается в разработке комплекса мероприятий по использованию социальных медиа для презентации базисного субъекта . Наиболее распространенными целями SMM-продвижения является формирование лояльности, узнаваемости базисного субъекта, управление репутацией организации. Задача SMM- продвижения состоит в формировании заинтересованности пользователей, привлечение пользователей на ресурс, путем поддержания общения с ними и публикации полезного
контента. Однако, при выстраивании интернет коммуникации между этническими мигрантами, достаточно трудно провести мероприятия по продвижению сообществ среди такого узкого сегмента целевой аудитории. При SMM-продвижении этносообществ важно учитывать национальные особенности целевой аудитории для поддержания эффективного процесса коммуникации, а соответственно и высокой заинтересованности ресурсом пользователями.
Объект исследования - интернет-коммуникация азербайджанской молодежи, проживающих в России.
Предмет исследования - трансляция этнической идентичности в процессе интернет- коммуникации азербайджанской молодежи при реализации проекта SMM-продвижения Томского отделения «АМОР».
Гипотеза исследования заключается в предположении, что оформление группы, создание контент-стратегии, а также такие способы SMM-продвижения как френдинг и посев в партнерских сообществах наиболее эффективны для выстраивания интернет- коммуникации этнических мигрантов.
Цель исследования заключается в описании способов трансляции этнической идентичности при реализации проекта SMM-продвижения сообщества Томского отделения «АМОР» в социальной сети ВКонтакте.
Для реализации существующей цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить специфику SMM-продвижении этносообществ.
2. Провести анализ внутреннего и внешнего окружения Томского отделения «АМОР»: целевая аудитория, анализ других этносообществ Азербайджана в ВКонтакте.
3. Провести коммуникационный аудит в различных этносообществах азербайджанской молодежи в ВКонтакте.
4. Выявить особенности этнической идентичности азербайджанской молодежи и способов их самопрезентации в социальной сети.
5. Разработать концепцию продвижения сообщества Томского «АМОР» в ВКонтакте с учетом особенностей этнической идентичности азербайджанской молодежи.
6. Внедрить комплекс SMM-продвижения сообщества АМОР в ВКонтакте.
7. Провести оценку эффективности продвижения сообщества АМОР в ВКонтакте.
8. Разработать рекомендации по дальнейшему развитию программы SMM- продвижения в контексте трансляции этнической идентичности азербайджанской молодежи.
Методология исследования.
Автор данного исследования на фундаментальном уровне придерживается подхода, при котором этническая идентичность рассматривается как комплекс представлений 6
человека о своей этнической принадлежности, а также сумму чувств и намерений, связанных с этими представлениями.
Теория идентичности легла в основу исследований в целом ряде дисциплин, таких как, философия, психология, социология, этнология, антропология, а также, на современном этапе данной темой интересуются исследователи в области рекламы и связей с общественностью.
Концепция идентичности зародилась в рамках психоаналитической традиции в работах 3. Фрейда, Э. Фромма и К.-Г. Юнга, С. Московичи, Дж. Финни, Э. Эриксон и др. Окончательно оформилась в когнитивной психологии и связана с именами Дж. Тернера, Г. Тэжфела, Э. Эриксона. Согласно принятому у данных авторов подходу идентичность определяется через сравнение своей группы с другими группами по ряду значимых параметров. Таким образом, идентичность проявляется, с одной стороны, во взаимодействии с другими людьми, а с другой, в саморефлексии личности. Подобное понимание сущности идентичности также представлено в работах X. Абельса, Дж. Мида.
Среди теорий информационного общества важной для исследования стала концепция общества-сети М. Кастельса, в которой главная роль в функционировании современного общества отводится электронным коммуникациям, образующих коммуникативное пространство социальных сетевых структур.
Методологическая база исследования общенаучного уровня сформирована под влиянием постмодернистской философии. Наиболее продуктивным для данного исследования является конструктивистский подход к этничности (Б. Андерсон, Э. Хобсбаум, В.А. Тишков). Положение о возможности использования этничности как особого ресурса требует обращения к концепции инструментализма. В отечественной науке подобную проблему проанализировал В.А. Малахов. В исследовании использовалась концепция «границы» группы (Ф. Барт, П. Бурдье, Р. Брубейкер). Также принят тезис о символической природе этничности. Рассмотрение роли Чужого при конструировании символических границ предполагает обращение к семиотическому подходу и специфике репрезентативных практик этничности (Т.Б. Щепанская, Е. Омельченко).
Специально-научный уровень методологии исследования подкреплен идеей М.Н. Бычковой об «открытости» коммуникативного пространства Интернет и феномен «цифровых диаспор», отраженный в монографии «Социальная сеть как пространство дискурса идентичности» под ред. И.П. Кужелевой-Саган. Также опыт описания В. Н. Щербиной сетевых сообщества в ракурсе социологического анализа помогли в исследовании.
В рамках прикладного уровня исследования для разработки и реализации SMM- продвижения были полезны работы таких авторов как: Д. Румянцева, О. Борисова, С. Федюнин, Д. Халилов, Й. Бергер, И. Манн, Г. Вайнерчук, М. Мейерсон, Э. Розен, Д. Зарелла.
Методы данного исследования строятся на общих методологических принципах (объективность, историзм, комплексность) и аналитических методах, широко применяемых в общественных науках: анализ и синтез, сравнение, обобщение.
Семиотический подход позволяет проанализировать составляющие этнической идентичности как составляющей образа азербайджанской молодежи в социальных медиа (Р Барт, О.А. Шайн, Ю.В. Белоусова). При рассмотрении идентификационных структур и характера межгруппового взаимодействия применялись социально-психологические теории социальной идентичности (Г. Тэжфел, Э. Эриксон, X. Абельс, В.А. Ядов).
В ходе выполнения данной работы использованы следующие методы: полуструктурированное интервью в сети Интернет с представителями данных социальных групп, контент-анализ профилей и сообществ азербайджанской молодежи. Так же был применен метод дискурс-анализа коммуникаций азербайджанской молодежи в Интернет- пространстве.
Анализ источниковой базы.
Для обоснования научности данной работы, при написании используются научные и ненаучные источники литературы. В этот список входят выжимки из фундаментальных работ таких авторов, как Ж. Аттали «На пороге нового тысячелетия», У. Митчелл «Я++: человек, город, сети» и т.д.
Также, в список источников вошла коллективная монография под руководством И. П. Кужелевой-Саган «Социальная сеть как пространство дискурса идентичности и квазиинститут этничности центральноазиатских мигрантов» и «Цифровые диаспоры» мигрантов из Центральной Азии: виртуальная сетевая организация, дискурс «воображаемого сообщества» и конкуренция идентичностей», и научные статьи А. П. Глухова, Г. А. Окушовой, Л. В. Ахметовой, М. Н. Бычковой, И.В. Гужовой, С. С. Носовой, Ю. М. Стаховской.
Были рассмотрены работы участников Факультета Психологии Национального Исследовательского Томского Государственного Университета с конференций «ConnectUniversuin»!! «ConnectUniversumJunior»: М. Валькевич, А. Габидулин, Я. Волошенко и других. Под изучение попали и популярные сообщества членов азербайджанской культуры в социальной сети ВКонтакте.
Цель проекта - разработка и реализация программы SMM-продвижения сообщества Томского отделения «АМОР» в социальной сети ВКонтакте как элемента трансляции этнической идентичности.
Для достижения существующей цели поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ существующей группы общественной организации в ВКонтакте:
— сбор статистики группы,
— составление цифрового профиля существующей целевой аудитории,
— контент-анализ группы, анализ конкурентов.
2. Разработать, ориентируясь на полученные данные, поэтапное SMM- продвижение группы общественной организации в ВКонтакте с учетом особенностей этнической идентичности азербайджанской молодежи:
— оформление сообщества,
— контент-план.
3. Реализовать поэтапное SMM-продвижение группы общественной организации в ВКонтакте.
4. Оценить эффективность разработанного и реализованного плана SMM- продвижения группы общественной организации в ВКонтакте.
Ресурсы проекта. Проект реализуется Гасановой Флорой Ариф кызы, магистрантом второго года обучения по направлению «Реклама и связи с общественностью» ФП НИ ТГУ. Гасанова Флора выступает в роли руководителя проекта, основные функции которого заключаются в осуществлении контроля за реализацией проекта и достижением показателей эффективности, соблюдением календарного плана проекта.
Также Флора Ариф кызы является менеджером проекта. Основные функции: организация мероприятий по запуску проекта, планирование работ по проекту, формирование регулярной отчетности, формирование завершающего отчета по проекту.
Автор выполняет еще несколько важных ролей: PR-менеджера, копирайтера, технического специалиста, дизайнера, специалиста по сбору информации, SMM- специалиста.
Для выполнения проекта использованы следующие материальные ресурсы: помещение 18 кв. м., 1 компьютеризированное рабочее место с выходом в сеть Интернет, орг. техника с возможностью цветной печати, телефон с подключением междугородней связи. Информационные: Интернет, прикладная литература, программы: Photoshop, Microsoft Office, Редактор фотографий FOTOR, Adobe.
Продуктом проекта является программа SMM-продвижения общественной организации АМОР в городе Томск в социальной сети ВКонтакте.
Перечень этапов реализации проекта представлен в Приложении 1, стр. 65.
Критерии оценки эффективности реализации проекта измеряются комплексом количественных и качественных показателей о подписчиках, просмотрах и комментариях в группах ВКонтакте, свидетельствующее о формировании интереса среди целевой и других аудиторий.
На качественном уровне оценки эффективности применяется метод экспертного опроса руководителей сообщества и пользователей группы, получение обратной связи о важности и эффективности коммуникационной площадки. Также проводится полуструктурированное интервью в сети Интернет с представителями социальных групп, контент-анализ профилей и сообществ азербайджанской молодежи.
Риски проекта:
№ Описание риска Тип риска Предложения по минимизации
риск а (внешний/ внутренний)
1. Отсутствие взаимодополняемости материалов, содержащихся в сообщениях и информационноновостных материалах, содержащихся в социальных сетях (в т.ч. дублирование материалов). Внутренний Необходимо очертить широкий круг тем содержания информационно-новостных материалов в социальной сети за счет использования в анонсах рассылки гиперссылок, графических материалов. Использование различных креативных технологий в ведении групп в социальных сетях (визуальных и текстовых), способствующих возникновению интереса пользователя к информации и побуждающих к коммуникации.
2. Общее сопротивление инициативам данного проекта из-за невнимания к новым возможностям, открывающимся при активном взаимодействии участников интернет- коммуникации. Внешний Написание плана публикаций, позволяющих привлечь пользователей к активному взаимодействию с аудиториями.
1. Оформление сообщества должно отражать уникальность сообщества, т.е. использование утвержденного фирменного стиля общественной организации: логотип, фирменные цвета - обязательно. Для быстрой и эффективной идентификации пользователями необходимо максимально точно составить описание сообщества с контактными данными организации, что бы мигрантам в ситуации острой необходимости могли обратиться к председателю или куратору общественной организации АМОР.
2. Количество постов, размещаемых в сообществе, должно составлять не менее единицы в день. Необходимо вести коммуникацию с подписчиками на ежедневной основе, для этого разработан контент-план публикаций АМОР, где прописаны время размещения материалов, тематика и тип контента. Наибольший отклик имеют материалы, размещенные в момент, когда аудитория группы онлайн. По данным статистики - это утреннее и вечернее время по будним дням и по выходным.
3. Для того чтобы понимать эффективность работы площадок необходимо на ежемесячной основе вести учет статистических показателей, например: прирост подписчиков или «Уровень вовлеченности» подписчиков (ER). Позволит анализировать активность в группе и оптимизировать контент под потребности целевой аудитории. Для этого можно использовать различные сервисы аналитики, типа Popsters или «Статистика и аналитика сообщества Вконтакте».
4. Налаживание качественной обратной связи с участниками сообщества задача нелегкая. Поскольку для достижения уставных целей, АМОР ставит перед собой следующие задачи и реализует такие проекты, как:
— организация лекций, выставок, ярмарок, конгрессов;
— проведение мероприятий культурного и спортивного характера;
— осуществление информационной деятельности в средствах массовой информации.
Вся эта деятельность организации и ее содержание должны находить отражение в группе в виде фотоотчетов, опросов, анонсов мероприятий, подведение итогов и т.д.
5. Налаживание сотрудничества с другими сообществами социальной сети также будет полезно как для привлечения новой аудитории в группу, создания новых информационных поводов, так и разнообразие контента. Сотрудничать можно с представителями АМОР из других регионов, также с сообществами, которые могут быть интересны молодежи Азербайджана (интересные места, мероприятия, учебные заведения и т.д.).
6. Использование хэштегов при публикации материала значительно облегчает поиск информации, могут быть использованы для выделения слов в тексте или группировки сообщений. хэштеги могут быть как на русском языке, так и на азербайджанском, что будет способствовать сохранению этнической идентичности среди молодого поколения Азербайджанцев.
1. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия [Электронный ресурс]. URL:
http://modernlib.net/books/attali zhak/na poroge novogo tisyacheletiya/read 7/ (дата
обращения: 27.10.2017).
2. Белозерова М. В. Региональные национальные общественные организации в
структуре гражданского общества [Электронный ресурс]// Научный диалог, 2013.- №6 (18). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnye-natsionalnye-
obschestvennye-organizatsii-v-strukture-grazhdanskogo-obschestva (дата обращения: 20.09.2017).
3. Броган К., Смит Д.,Формула эффекта. Как получить реальный результат в социальных медиа. — М.: Издательство «Питер», 2002. - 161с.
4. Васильев Г.А., Забегалин Д.А., Электронный бизнес. Реклама в Интернете. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Издательство «ЮНИТИ_ДАНА»,
2008. - 183 с.
5. Вешняковская, Е. Скажи мне, кто твой френд...: [социальные сети, терминология]. - СПб: «Издательство Литрес», 2010. - 203 с.
6. Визуальные коммуникации в новых медиа: эффекты, возможности, риски : междисциплинарный подход : материалы [V] Международной научнопрактической Интернет-конференции Connect-Universum-2014, 20-22 мая 2014 /[науч. ред. Г. А. Окушова ; редкол. И. П. Кужелева-Саган, И. В. Гужова, Е. В. Полянская ; Том. гос. ун-т, Каф. соц. коммуникаций].
7. Глухов А. П. Виртуальная этнонациональная идентичность мигранта: отражение в
зеркале российских социальных сетей [Электронный ресурс]/ А. П. Глухов // Ceteris paribus. 2015. - № 4. - С. 142-144. - URL:
http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000548331 (дата обращения: 18.03.2018).
8. Глухов А. П. Ключевые функции этносообществ социальных сетей в трансляции и воспроизводстве виртуальной этнонациональной идентичности и сохранении национальной культуры / А.П. Глухов, Е.А. Окушова // Социальные сети как площадка этнической коммуникации и средство предписания этнонациональной идентичности: Сборник материалов исследования. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2015. - С. 62-90.
9. Гримов О.А. Самопрезентация и самоидентификация личности в социальных сетях // Психология и социология. 2013. Вып. 12. С. 34 - 39.
10. Далворт М., Социальные сети. Руководство по эксплуатации. Строим и развиваем сети связей - личные, профессиональные и виртуальные. - СПб.: Издательство «Манн, Иванов, Фебер»; 2014. - 306с.
11. Джонсон Дж., Умный дизайн. Простые приемы разработки пользовательских интерфейсов. — СПб.: Издательство «Питер», 2012. - 126с.
12. Дробижева Л.М. Этническое самосознание народов СССР на рубеже последнего десятилетия XX века (в конце 80-х - начале 90-х гг.) // Духовная культура и этническое самосознание / Л.М. Дробижева. - М., 1991. Вып. 2. - С. 65-82.
13. Игнатьева Э.А., Софронова Н.В. Психологические особенности взаимодействия людей в информационном обществе. М.: Спутник+, 2014. 158 с.
14. Интернет-маркетинг по науке: Что, где и когда делать для получения максимального эффекта / Дэн Заррелла, 2012. - 140 с.
15. Койнова.Н., Оформление сообществ в социальных сетях - М.: Издательство «Литрес», 2011. - 94с.
..60