Аннотация 2
Перечень условных обозначений 3
Введение 4
1. Обзор литературы 7
1.1 Значение адаптивной физической культуры для развития личности и
здоровья детей 7
1.2 Психофизиологические особенности развития детей с ОВЗ 10
1.3 Методологические основы формирования физической безопасности
средствами адаптивной физической культуры 21
2. Методы и организация исследования 25
2.1 Организация исследования 25
2.2 Методы исследования 25
3. Результаты и обсуждения 28
3.1 Возможности гимназии «Пеленг» в реализации программы АФК 28
3.2 Реализация программы АФК в гимназии «Пеленг»: организация, опыт и
оценка эффективности 32
3.3 Оценка предпосылок к АФК: здоровье и физическая подготовка
учащихся 48
3.3.1. Анализ имеющихся заболеваний учащихся 5-9 классов гимназии
«Пеленг» 48
3.3.2 Анализ физической подготовки по нормативам ОФП в начале и в конце учебного года 59
Заключение 65
Список литературы 66
Приложение А 92
Приложение Б 93
В настоящее время вопросы физического воспитания и здоровья детей становятся все более актуальными. Одно из составляющих аспектов в данной сфере является внедрение адаптивной физической культуры в образовательные учреждения - это позволяет уделять должное внимание потребностям детей с различными особенностями развития и здоровья. Обеспечение равного доступа к физической активности и спорту для всех детей без исключения - задача, как государства, так и его структуры, а значит и специалистов в сфере физического воспитания. [69]
Существуют проблемы, которые связанны с недостаточной интеграцией адаптивной физической культуры в образовательный процесс. Они включают отсутствие адаптированных программ, нехватку квалифицированных педагогов и недостаточную инфраструктуру для обеспечения физического воспитания учащихся. [8, 82]
Внедрение адаптивной физической культуры в образовательное учреждение напрямую связано с оздоровлением учащихся, поскольку эта форма физической активности позволяет улучшать физическое состояние детей с ограниченными возможностями, развивать моторику и укреплять здоровье в целом. Адаптивные программы учитывают индивидуальные потребности каждого ребенка, что способствует формированию персонализированного подхода, необходимого для успешного спортивного и оздоровительного процесса. [2]
Также, адаптивная физическая культура создает условия для вовлечения учащихся с ОВЗ в массовые спортивные мероприятия, что способствует их социальной интеграции, формированию чувства командного духа и повышению самооценки. Спортивные мероприятия служат средством демонстрации достижений учащихся, что способствует популяризации спорта среди детей с ограниченными возможностями. [74]
Помимо улучшения физической подготовки, целью адаптивной физической культуры является поддержка социальной адаптации детей, что помогает развивать навыки взаимодействия со сверстниками, улучшать коммуникационные способности и искать своё место в социальной среде, особенно в контексте инклюзивного подхода к образовательному процессу. [15, 30] Включение элементов туристской активности в программу адаптивной физической культуры может значительно обогатить опыт учащихся с ОВЗ, так как занятия на природе, такие как пешеходные прогулки, способствуют развитию физических способностей, формированию новых навыков и углублению связи с природой. Это не только улучшает физическое состояние, но и положительно сказывается на психоэмоциональном благополучии детей. Таким образом, тема исследования подчеркивает важность внедрения адаптивной физической культуры в образовательные учреждения и ее значимость для здоровья и социальной адаптации детей с ОВЗ. [13]
В первой главе диссертации рассматриваются теоретические основы адаптивной физической культуры, ее значение для развития и здоровья, а также аспекты физического воспитания детей с ограниченными возможностями и временными медицинскими ограничениями. Вторая глава посвящена организации и методам. В третьей главе происходит анализ проблем реализации и перспектив внедрения адаптивной физической культуры в образовательное учреждения, гимназию «Пеленг», включая анализ имеющихся заболеваний и физической подготовки учащихся в начале и в конце учебного года.
Цель: оценить возможности и перспективы внедрения адаптивной физической культуры в частном общеобразовательном учреждении на основе анализа состояния здоровья учащихся, уровня адаптации образовательной среды и результатов физической подготовки.
Задачи:
1. Изучить возможности образовательного учреждения, участвующего в исследовании, с учетом инфраструктуры и наличия ресурсов для проведения адаптивной физической культуры;
2. Изучить структуру заболеваемости учащихся 5-9 классов, выявить основные проблемы и потребности в области физического воспитания;
3. Провести анализ физической подготовки по нормативам ОФП в начале и в конце учебного года.
Объект исследования:учащиеся с ОВЗ 5-9 классов
Предмет исследования: заболевания и физическая подготовка учащихся с ОВЗ 5-9 классов
Гипотеза исследования: внедрение адаптивной физической культуры в частное образовательное учреждения, с учетом индивидуальных потребностей учащихся с ОВЗ и с использованием специализированных средств и методов, приведет к улучшению их физической подготовки, а также к повышению уровня социальной адаптации и общего здоровья учеников.
1. В ходе анализа материально-технической и организационно-методической базы гимназии «Пеленг» было установлено, что данное учреждение обладает всеми необходимыми условиями для реализации программ АФК. Малочисленные учебные группы, наличие тьюторов, индивидуальный подход в обучении, развитая система внутришкольного управления и современное оборудование обеспечивают эффективное и безопасное проведение занятий для детей с ОВЗ
2. Медико-педагогический анализ показал разнообразие заболеваний среди учащихся: от временных медицинских ограничений до хронических состояний. Выявлены основные группы заболеваний: заболевания опорно - двигательного аппарата, задержка психического развития, нарушения зрения и слуха, бронхиальная астма и др. Это подтвердило необходимость системного подхода к планированию индивидуальных программ АФК и постоянного обновления медицинских заключений.
3. Анализ результатов физической подготовки учащихся до и после реализации программы адаптивной физической культуры показал положительную динамику по большинству нормативов. Расчёт дельты (А) и процент учащихся с улучшением позволили выявить наиболее эффективные направления физического развития.
Наибольшее улучшение зафиксировано по нормативу номер 9 (метание теннисного мяча) - 92,8% учащихся, что связано с доступностью упражнения и развитием координации и силы. Второе место заняли нормативы 4 (подъём туловища за 1 мин.) и 10 (бег 60 м) - по 78,6% улучшений, что отражает рост выносливости и скорости. Третье место - нормативы 7 (прыжки в длину с места) и 8 (прыжки через скакалку), с показателем 71,4% направленные на развитие координации, выносливости и взрывной силы. Четвертое место - норматив 11, бег 1000 метров с показателем 64,3%. Пятое место нормативы 1 и 2 (выпрыгивания и приседания), 3 (отжимания) с показателем 50%. Шестое место нормативы 5 и 6 (подтягивания) - 35,7%.
1. Абдуллина А. И. Занятия спортом при бронхиальной астме / А. И.
Абдуллина, Е. А. Волкова // Теория и практика современной науки. - 2024. - № 1 (103). - URL: https://cyberleninka.ru/article/nyzanyatiya-sportom-pri-
bronhialnoy-astme (дата обращения: 23.04.2025).
2. Акрамова Г.М. Как физическая культура в школах приносит пользу учащимся / Г.М. Акрамова // Academy. - 2020. - № 10 (61), С. 41-44.
3. Андреенко Т. А., Артамонова А. Д. Лечебная физическая культура при аутоиммунном гепатите / Т. А Андреенко, А. Д. Артамонова // Наука. - 2020. - 2018. - №7 (23). - URL: https://cyberleninka.ru/article/nZlechebnaya- fizicheskaya-kultura-pri-autoimmunnom-gepatite (дата обращения: 13.06.2024).
4. Аникина К. А. Значимость физической культуры при лечении и профилактике сколиоза / К. А. Аникина //Бюллетень медицинских интернет - конференций. - Общество с ограниченной ответственностью «Наука и инновации». - 2021. - Т. 11. - №. 10. - С. 227-227.
5. Атаева В. Ю. Готовность детей с задержкой психического развития
к обучению в школе / В. Ю. Атаева // Вестник науки. - 2023. - № 10 (67). - URL: https://cyberleninka.ru/article/nygotovnost-detey-s-zaderzhkoy-
psihicheskogo-razvitiya-k-obucheniyu-v-shkole (дата обращения: 14.04.2024).
6. Аутоиммунный гепатит [Электронный ресурс] // Медскан. - [Б.м.], 2025. - URL: https://www.yamed.ru/services/gepatologiya/autoimmunnyy-gepatit/ (дата обращения: 13.06.2024).
7. Афонина К. М. Роль физической культуры при лечении
плоскостопия / К. М. Афонина, А. А. Кокорина, Н. В. Колесникова // Вестник науки. - 2023. - № 12 (69). - URL: https://cyberleninka.ru/article7n/rol-
fizicheskoy-kultury-pri-lechenii-ploskostopiya (дата обращения: 10.04.2024).
8. Афраимов А. А. Уровень развития профессионально - педагогического мышления, способность к анализу педагогических явлений и процессов в сфере физического воспитания / А. А. Афраимов // Scientific Progress. - 2021. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uroven-razvitiya- professionalno-pedagogicheskogo-myshleniya-sposobnost-k-analizu- pedagogicheskih-yavleniy-i-protsessov-v-sfere (дата обращения: 10.04.2024).
9. Баулина Н. В. Адаптивное физическое воспитание младших школьников с бронхиальной астмой / Н. В. Баулина, Т. П. Бегидова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2022. - Т. 27. - № 3.
- С. 697-704. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptivnoe-fizicheskoe-
vospitanie-mladshih-shkolnikov-s-bronhialnoy-astmoy (дата обращения:
10.04.2024).
10. Бегидова Т. П. Социально-педагогическая помощь подросткам с умственной отсталостью / Т. П. Бегидова, Е. Ю. Малыш // Вестник ТГУ. - 2024. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskaya- pomosch-podrostkam-s-umstvennoy-otstalostyu (дата обращения: 23.04.2025).
11. Белоусова И. М. Эффективность применения средств адаптивной физической культуры в коррекции и профилактике сколиоза детей среднего школьного возраста / И. М. Белоусова, Н. Г. Георгиева, Е. Н. Медведева, Ю. Э. Витенко // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2023. - № 4 (218). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-primeneniya-sredstv- adaptivnoy-fizicheskoy-kultury-v-korrektsii-i-profilaktike-skolioza-detey- srednego-shkolnogo (дата обращения: 10.04.2024).
12. Березовская А. Л. Понятие и сущность системы управления физической культурой и спортом / А. Л. Березовская // Символ науки. - 2020.
- №11. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-sistemy-
upravleniya-fizicheskoy-kulturoy-i-sportom (дата обращения: 04.09.2025).
13. Блинникова А. Б. Адаптивная физическая культура как фактор социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья / А. Б. Блинникова, Д. С. Приходов // Science Time. - 2023. - №4 (111). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7adaptivnaya-fizicheskaya-kultura-kak-faktor- sotsialnoy-integratsii-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 23.04.2025).
14. Бойко Н. А. Оценивание предметных результатов на уроке
физической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / Н. А. Бойко // Ученые записки университета Лесгафта. - 2022. - № 4 (206). - URL:
https://cyberleninka.ru/article/nyotsenivanie-predmetnyh-rezultatov-na-uroke- fizicheskoy-kultury-obuchayuschihsya-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami- zdorovya-i (дата обращения: 04.04.2024).
15. Болезнь Шейерманна-Мау // СМ-Клиника. - [Б.м.], 2025. - URL:
https://www.smclinic.ru/diseases/bolezn-sheyermana (дата обращения:
13.06.2024)...150