Аннотация 2
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО, КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН 8
1.1 Сиротство, как социальное явление: понятие, виды, причины появления, основные
характеристики проблемы, исторические предпосылки возникновения, динамика развития 8
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА 27
2.1 Цели, задачи, основные субъекты системы, нормативно-правовые основы
профилактики социального сиротства 27
2.2. Региональные аспекты деятельности системы профилактики социального сиротства 38
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА (на примере Чаинского района Томской области) 54
3.1 Взаимодействие агентов системы профилактики социального сиротства на уровне сельского муниципального района (на примере Чаинского района Томской области)...54
3.2 Роль Центра социальной помощи семьи и детям в системе профилактики социального сиротства (на примере ОГКУ «Центр помощи семье и детям Чаинского
района Томской области) 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 95
Приложение А Интервью со специалистами учреждений системы профилактики 102
Приложение Б Интервью с родителями из семей, находящихся на сопровождении в связи с открытием «случая» 120
Приложение В Кейсы по открытию «случая» 132
Приложение Г Гид интервью для экспертов 177
Приложение Д Программа развития ОГКУ «Центр социальной помощи семье и детям
Чаинского района» 194
Проблема функционирования организаций, которые занимаются вопросами профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства имеет на современном этапе острый характер, что обусловлено недостаточной эффективностью деятельности, рядом противоречий как законодательно-правового, так и правоприменительного регулирования, и в целом практического механизма снижения уровня сиротства в нашей стране и в конкретных субъектах Российской Федерации, в частности.
Актуальность темы исследования. Семья играет огромное значение в жизни каждого человека, способствуя развитию личности с самого рождения. Именно семья обеспечивает ребенку безопасность, любовь и уважение. Но в силу различных ситуаций и обстоятельств ребенок может остаться без попечения родителей.
На сегодняшний момент очень животрепещущими являются вопросы, связанные с социальным сиротством. По данным Российской газеты численность детей, оставшихся без попечения родителей, на начало 2021 года составила 406 138 человек с учетом того, что численность детского населения в стране составляет 30,3 млн. человек.
Одной из причин большого количества социальных сирот являемся усиление поляризации доходов, имущественного расслоения, кризиса института семьи и общественных ценностей в определённых слоях населения. Социальные сироты - это особая социально-демографическая группа детей, которые формально имеют родителей, но в силу социальных, экономических, морально-психологических и физических причин фактически лишены родительской опеки. Главным образом причинами распространения социального сиротства можно рассматривать кризис института семьи, свидетельствующий о негативном влиянии общества на формирование личности в социальном, нравственном и физическом аспектах. Социальное сиротство порождает ряд следствий, обусловливающих девиантный и, в ряде случаев, делинкветный характер социализации детей, оставленных без родительского попечения, а исходя из масштабов распространения социального сиротства в России, негативно сказывается в дальнейшем на состоянии общества.
Государственная политика в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, нацелена на устройство детей не в детские дома, а в семьи. На сегодняшний день, это сфера пристального внимания политических деятелей, работников различных ведомств и учреждений, а также представителей конкретных организаций. Одной из главных целей государственной социальной политики Российской Федерации является создание условий, которые позволили бы вернуть ребенка, попавшего в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью. С внесением 4
поправок в Конституцию Российской Федерации защита прав детей усилена. ч.4. ст.67.1 Конституции Российской Федерации установлено, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России».
В науке на данный момент не уделяется достаточного внимания методологии решения проблем социального сиротства с учетом особенностей регионального и муниципального развития Томской области. Между тем, это направление интересно как с практической, так и с теоретической стороны. Жизнеустройство социальных сирот в Томской области имеет специфику, своеобразие социально-экономических явлений и процессов в субъекте РФ.
На основании вышеизложенного проблема, касающаяся системы профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, является актуальной и значимой. Прежде всего это связано с необходимостью повышения эффективности практической работы сотрудников социальных служб.
Объект исследования: система профилактики социального сиротства в условиях сельского муниципального района
Предмет исследования: особенности развития системы профилактики социального сиротства в условиях сельского муниципального района.
Цель исследования: анализ развития системы профилактики социального сиротства в условиях сельского муниципального района.
Задачи исследования:
- изучить сиротство, как социальное явление: понятие, виды, причины появления, основные характеристики проблемы, исторические предпосылки возникновения, динамика развития;
- рассмотреть задачи, методы и формы деятельности системы поофилактики социального сиротства;
- проанализировать региональные аспекты деятельности системы профилактики социального сиротства в Томской области;
- проанализировать взаимодействие агентов системы профилактики социального сиротства на уровне сельского муниципального района (на примере Чаинского района Томской области);проанализировать деятельность Центра социальной поддержки семьи и детей в системе профилактики социального сиротства (на примере ОГКУ «Центр помощи семье и детям Чаинского района Томской области). Исследовательская проблема: В чем заключаются особенности развития
системы профилактики социального сиротства в Чаинском районе ?
Гипотеза исследования: Методы раннего выявления семейного неблагополучия слабо используются в деятельности субъектов системы профилактики социального сиротства в Чаинском районе.
Теоретическая разработанность темы исследования. Теоретико¬методологическую базу исследования составили труды отечественных ученых, посвященные анализу проблем развития системы профилактики социального сиротства, в том числе в условиях сельского муниципального района.
Основными теоретико-методологическими подходами, на основании которьсх написано исследование, являются:
- теория объектных отношений, которая обосновывает негативные последствия нарушенных отношений ребёнка с матерью, что отражено в работах таких исследователей как: Р.Фейербейн, Д.Винникот, М.Клайн, М.Балинт;
- теория депривации, представленная работами Й. Лангмайера и 3. Матейчик, по мнению которых, только избавившись от депривации, ребенок сможет в дальнейшем чувствовать себя уверенно и комфортно в окружающем мире;
- подходы и принципы работы с неблагополучной семьей, что отражено в исследованиях: С.А.Беличевой, М.И.Буянова, Б.Н.Гурова, И.Ф.Дементьевой,
A. И.Захарова, Т.В.Лодкиной, А.Е.Рацимор, В.Сатир, А. С. Спиваковской.
B. М.Целуйко, Э.Г.Эйдемиллер, М.В.Шакуровой, Т.И.Шульга, В.В.Юстицких;
- личностно-ориентированный подход в рамках исследований: А.Г. Асмолова, Е.В. Бондаревской, М.А. Викулиной, И.А. Зимняя, В.А. Караковского, В.Б. Серикова, А.П. Тряпицыной, Ю.И. Турчаниновой, И.С. Якиманской.
Методологические подходы, использованные в упомянутых работах, используются при анализе развития системы профилактики в Чаинском районе Томской области. .
Методами исследования являются нормативно-логический, аналитический, описательный.
Эмпирическая база исследования:
- -материалы глубинных индивидуальных полуформализованных интервью с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации
- -анализ документов ОГКУ «Центра социальной помощи семье и детям Чаинского района»
- -материалы глубинных индивидуальных полуформализованных интервью со специалистами, руководителями учреждений и органов системы профилактики социального сиротства (КДН и ЗП Администрации Чаинского района, управления образования администрации Чаинского района, Администрации Чаинского района; Отдела опеки и попечительства , ОГУ «Центра социальной помощи семье и детям Чаинского района»)
Научная новизна работы :
Были проанализированы возможности использования системы ранней диагностики социального сиротства на муниципальном уровне.
Научно-практическая значимость работы :
Расширены представления о динамике развития деятельности системы профилактики социального сиротства на муниципальном уровне;
Разработаны рекомендации по совершенствованию данного процесса, а также разработаны предложения по совершенствованию работы по профилактике социального сиротства ОГКУ «Центр помощи семье и детям Чаинского района;
Результаты исследования могут быть внедрены в практику деятельности органов и учреждений, занимающихся профилактикой социального сиротства.
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Анализ развития системы профилактики социального сиротства в стране целом, и в Томской области в частности, основан на преемственности развивающегося законодательства в социальной сфере и на постоянном совершенствовании работы учреждений системы профилактики семейного неблагополучия. Ситуация в Чаинском районе развивается в соответствии с социальной политикой в Томской области в целом.
Главным приоритетом этого процесса является стремление сохранения детей в кровной семье. Такая постановка вопроса делает особенно актуальной работу по рессоциализации родителей в семьях группы риска. В населенных пунктах Чаинского района, как и в других районах Томской области к сожалению существует не мало примеров родителей, которые не проявляют по отношению к своим детям необходимой заботы. Дети нередко поставлены на грань выживания, беззащитны перед равнодушием и безобразным поведением взрослых. Но если раньше таких взрослых лишали родительских прав, а детей отправляли в детские дома и приемные семьи, то теперь делается все возможное для того чтобы вернуть этих родителей к детям, заставив родителей выполнять свои обязательства.
На сегодняшний день подобную работу в Чаинском районе нельзя считать завершенной или даже особенно успешной. Но, тем не менее, за последние годы количество социальных сирот удалось сократить с 12 детей в 2018г. до 1 ребенка на 01.03.2021г.
Нелегкий процесс сокращения социальных сирот идет через использование новых социальных технологий работы с семьей. Наиболее сложным и в то же время наиболее перспективным представляется метод ранней профилактики семейного неблагополучия. В этом отношении очень важно межведомственное взаимодействие различных структур района. Важно чтобы и школьные учителя, и специалисты социальных служб, и органов опеки, и органов внутренних дел во взаимодействии друг с другом чутко реагировали на ситуацию в семьях, умея отличить обычные семейные нелады от ситуаций, которые могут угрожать физическому и нравственному здоровью детей. Интегратором этого процесса должна быть районная и поселковая администрации. Главными их инструментами должны быть хорошие знания проблем на местах, кадровая политика, социально-экономические программы, направленные на развитие производства, создание новых рабочих мест, развитие детской досуговой инфраструктуры.
Сегодняшняя ситуация в Чаинском районе подтверждает гипотезу о том, что методы раннего выявления семейного неблагополучия все еще слабо используются в деятельности субъектов системы профилактики социального сиротства. Тем немее использование технологии работы со «случаем» позволили находить решения для купирования семейных кризисов, позволяя избегать наиболее опасных ситуаций распада семьи и лишения родителей родительских прав.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).// Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
Поправки, внесенные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ, вступили в силу 4 июля 2020 года (Указ Президента РФ от 03.07.2020 № 445) // Собрание законодательства 2020. № 11. ст. 1416.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред от 06.02.2020)//СЗ РФ 1996. № 1. ст. 16.
Отчеты
Отчеты № 103-РИК РФ за 2016г,2017г.,2018г., 2019 г., 2020г. Банк данных//
[Электронный ресурс]:
https://docs.edu.gov.ru/document/b7b4176c2b3349c8370eclf393aa2071/ (дата обращения 04.05.2021г.)
Отчет № 103 -РИК Томской области за отчетный 2019 год //[Электронный ресурс]: // https://depsd.tomsk.gov.ru/otchetv-doklady-statisticheskie-dannve-o-deia.telnosti (дата обращения 03.05.2021г.)
Отчет о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области за 2019 год // [Электронный ресурс]: // https://www.tomsk.gov.ru/otchet-
o-dejatelnosti-v-2019-godu (дата обращения 03.05.2021г.)
Отчет о ходе выполнения мероприятий, проводимых в Томской области в рамках Десятилетия детства, в 2020 году // https://depsd.tomsk.gov.ru/desjatiletie-detstva
Отчет о ходе выполнения мероприятий, проводимых в Томской области в рамках Десятилетия детства, в 2020 году//[Электронный ресурс]: // https://depsd.tomsk.gov.ru/desiatiletie-detstva (дата обращения 20.04.2021г.)
Распределение численности малоимущих домашних хозяйств в зависимости от размера и наличия детей. // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: // https://rosstat.gov.ru/folder/13723?print=l (дата обращения 15.04.2021г.)
Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума в целом по России и по субъектам Российской Федерации. // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: // https://rosstat.gov.ru/folder/13723?print=l (дата обращения 15.04.2021г.)
Электронные ресурсы открытого доступа
составная часть сайта
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 2000 г. // [Электронный ресурс]: https://www.un.org/ru/documents/declconv/declarations/decl child90.shtin.l (дата обращения 05.10.2020г.).
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.07.2018г. №1375-р от 6 июля 2018 г. № 1375-р [Электронный ресурс]: // http://static.government.i~u/media/files/sZlPt6qoNGaXsiXVpTXIS.Ic3svtwE2HE.pdf (дата обращения 15.04.2021г.)
Десятилетие детства. Совершенствование государственной политики в сфере защиты детства. Матепиалы парламентских слушаний. - М.: Издание Государственной Думы, 2018. - 240 с. // [Электронный ресурс]: http://duma.gov.ru/media/files/HlAUPSONhp3cBVolnjMHKdAUikCuVUi6.pdf (дата обращения 15.04.2021г.)
Закон Томской области от 16.12.2004 N 253-03 "О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей" // [Электронный ресурс]: // https://dszn.tomsk.gov.rU/documents/ffont/view/id/l 1.53 (дата обращения 03.05.2021г.) Закон Томской области от 08.10.2014 №130-03 "Об оказании материальной помощи в Томской области"// [Электронный ресурс]: // https://dszn.tomsk.gov.ru/documents/frcnt/view/id/19075 (дата обращения 03.05.2021г.)
Распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 25 ноября 2005 года № 693-р «О создании системы профилактики социального сиротства в Томской области» // [Электронный ресурс]: https://docs.cntd.ru/document/951814115 (дата обращения 20.04.2021г.)
Распоряжение Губернатора Томской области от 29 декабря 2008 года № 407-р «О взаимодействии исполнительных органов государственной власти Томской области с иными органами и организациями по вопросам выявления детей, нуждающихся в государственной защите, и устранения причин нарушения их прав и загсе иных интересов» [Электронный ресурс]: https://docs.cntd.ru/document/951826794 (дата обращения 25.04.2021г.)
Распоряжение Губернатора Томской области от 29 декабря 2008 года № 407-р «О взаимодействии исполнительных органов государственной власти Томской области с иными органами и организациями по вопросам выявления детей, нуждающихся в государственной защите, и устранения причин нарушения их прав и законных интересов» [Электронный ресурс]: https://docs.cntd.ru/document/951826794 (дата обращения 25.04.2021г.)
Постановление Губернатора Томской области от 7 декабря 2012 г. N 175 Положение о Департаменте по вопросам семьи и детей Томской области /Официальный сайт Департамента по вопросам семьи и детей Томской области //[Электронный ресурс]: // https ://depsd. tomsk. gov.ru/Polnomochiya (дата обращения 20.04.2021г.)
Постановление Администрации томской области от 1.12.2014г. №447а, Об утверждении государственной программы "Социальная поддержка населения Томской области"// [Электронный ресурс]: https://dszn.tomsk.gov.ru/documents/ifont/view/id/18933 (дата
обращения 03.05.2021г.)
Постановление Мэра города Томска от 06.10.2008 N 750 "О реализации на территории города Томска подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по
обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 20! 0 годы" (вместе с "Положением "О реализации на территории города Томска подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы")// [Электронный ресурс]: И
http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base:=:RLAW091&ii^33686&dst:^100 013#01996815924630042 (дата обращения 03.05.2021г.)
Паспорт регионального проекта Томской области «Финансовая поддержка семей с детьми» И [Электронный ресурс]: https://storage.strategv24.ru/files/project/202006/36122ba06dbfl400f5e02f9dc3050ae7.pdf (дата обращения 03.05.2021г.)
Приказ Департамента по вопросам семьи и детей Томской области от 22.02.2019 Об утверждении ведомственной целевой программы Томской области «Организация работы по профилактике семейного неблагополучия»// [Электронный ресурс]: https://depsd.tomsk.gov.ru/documents/front/view/id/45185 (дата обращения 03.05 2021г.)
Распоряжение О внесении изменений в распоряжение Департамента по вопросам семьи и детей Томской области от 01.06.2016 №201 -р И [Электронный ресурс]: //
https://depsd.tomsk.gov.ru/documents/ffont/view/id/41958 (дата обращения 25.04.2021г.)
Информация об основных направлениях и результатах деятельности Департамента по вопроса м семьи и детей Томской области 2018 - 2019г. //[Электронный ресурс]: file:///C:/Users/nHporoBa/Downloads/floKnan%20o%20pe3ynbTaTax%20neaTenbiiocTH0/o20201 7-2019%20годы.рб1? (дата обращения 03.05.2021г.)
Устав областного государственного казенного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям Чаинского района» //[Электронный ресурс]: // http://ogkuchain.ru/wp- content/uploads/2019/03/Устав (дата обращения 26.05.2021г.)
сайт в целом
Википедия, Чаинский район //[Электронный ресурс]: // https://ru.wikipedia.org/wiki/4aHHCKHH район (дат обращения 15.05.2021г.)
Википедия, Население Томской области, //[Электронный ресурс]: //
https://ru.wikipedia.org/wiki/Haceление Томской области (дата обращения 03.05.2021г.)..26