Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: город Москва.
Выборка: 124 человека.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 8
1.1. Основные теоретические подходы в изучении эмоционального выгорания в зарубежной и отечественной психологии 9
1.2. Особенности проявления эмоционального выгорания в профессиональной деятельности17
1.3. Анализ исследований синдрома эмоционального выгорания у представителей различных специальностей IT-индустрии в научной литературе 27
Выводы по первой главе 41
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ IT-ИНДУСТРИИ 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 46
2.2.1. Описательная статистика исследования проявления эмоционального выгорания у представителей различных специальностей IT-индустрии 47
2.2.2. Сравнительный анализ исследования эмоционального выгорания среди представителей различных специальностей IT-индустрии 55
2.2.3. Результаты корреляционного анализа исследования эмоционального выгорания среди представителей различных специальностей IT-индустрии….60
2.2.4. Факторный анализ исследования эмоционального выгорания среди представителей различных специальностей IT-индустрии 71
2.3. Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания представителей различных специальностей IT-индустрии. 76
Выводы по второй главе 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 95
Актуальность исследования. В последние годы термин «выгорание» стал предметом повышенного внимания и обсуждения, создавая впечатление, что данное явление закрепилось в жизни современного человека. Тематика выгорания все чаще освещается как в научных журналах, так и в популярных изданиях.
Впервые термин «выгорание» упоминается в романе Грэма Грина «Выгорание» 1961 года, в котором разочарованный архитектор бросил свою профессию, чтобы жить в африканских джунглях (Greeene, 1961). А в середине 1970-х годов Х. Дж. Фрейденбергер, который считается основоположником исследования эмоционального выгорания, разработал модель двенадцати стадий выгорания. Также неразрывно связана с выгоранием К. Маслач, совместно с С. Джексон они разработали методику тестирования, используемую для измерения выгорания (Maslach & Jackson, 1981). Наиболее активными зарубежными исследователями синдрома эмоционального выгорания являются А. Баккер, В. Шауфели, Д. Энцманн, С. Леоне, Р. Калимо, М. Буриш, И. Рёзинг. В отечественной психологии изучение синдрома выгорания началось несколько позднее, в начале двухтысячных годов. Над исследованиями работали Т.И. Ронгинская, Н.Е. Водопьянова, Н.В. Козина, А.Ю. Серебрякова, Е.С. Старченкова, Г.С. Абрамова. При этом большая часть исследований в этой области проводилась среди специалистов здравоохранения, образования и других социономических профессий. Известные исследователи выгорания, а также основные справочники и энциклопедии расходятся во мнениях относительно определения выгорания. Но, учитывая текущие результаты исследований выгорания, можно сделать вывод, о том, что все профессии, где люди умственно вовлечены в свою деятельность, потенциально могут быть затронуты выгоранием. Выгорание перестало быть синдромом только помогающих профессий и уже давно проникло в другие предметные области. Учитывая задачи, часто требующие высокого уровня концентрации и интенсивных методов работы, а также очень высокую среднюю мотивацию к выполнению, это может быть применимо к большей части IT-профессий. В настоящее время в IT-отрасли все больше ощущается нехватка квалифицированных кадров, поскольку быстро растущий спрос на IT-специалистов не удовлетворяется общим количеством выпускников вузов и других профессиональных учебных заведений. В связи с чем, существует избыточный спрос на рынке труда в IT-сфере, рост нагрузки, основной причиной которого является нехватка работников. Наряду с этим резко возрастает дефицит времени, т.к. широко распространены сверхурочная работа и работа в выходные дни. Падение производительности может быть связано с выгоранием, вызванным увеличением нагрузки и экономическим давлением, требующим оперативного завершения проектов. Выгорание в сфере IT стало достаточно распространенным явлением, с которым специалисты сталкиваются весьма часто.
Наше исследование приобретает актуальность в связи с ограниченным количеством исследовательских работ, посвященных проблеме выгорания среди специалистов IT-индустрии. Этот дефицит исчерпывающих данных затрудняет формирование четких выводов о причинах возникновения синдрома выгорания именно в этой профессиональной группе.
Целью данной работы является выявление характерных особенностей эмоционального выгорания у работников IT-индустрии.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания.
Предмет исследования: психологические характеристики эмоционального выгорания сотрудников IT-индустрии.
Гипотезы исследования:
1. Существуют статистические значимые различия и взаимосвязи в проявлениях эмоционального выгорания у различных специалистов IT-индустрии;
2. Эмоциональное выгорание у различных специалистов IT-индустрии обусловлено рядом факторов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть феномен «эмоциональное выгорание» и определить характерные особенности проявления эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, в том числе и у различных специалистов IT-индустрии.
2 Эмпирически определить и проанализировать специфику проявлений эмоционального выгорания у представителей различных специальностей IT-индустрии.
3. Определить ряд факторов, характеризующих проявления эмоционального выгорания у представителей различных специальностей IT-индустрии.
4. Представить практические рекомендации по профилактике и коррекции проявлений синдрома эмоционального выгорания у представителей различных специальностей IT-индустрии.
Методологическая основа исследования:
Методы и методики исследования: теоретический анализ научной литературы, тестирование, методы математико – статистической обработки данных (корреляционный анализ – коэффициент ранговой корреляции Спирмена; сравнительный анализ – непараметрический U – критерий Манна – Уитни, факторный анализ с вращением Varimax). Обработка данных осуществлялась с помощью статистического программного обеспечения Jamovi и MS Excel. Сбор данный осуществлялся с помощью следующих конкретных методик исследования:
1. Диагностика эмоционального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой);
2. Опросник поведения и переживания, связанного с работой (AVEM – Arbeitsbezogenes Verhaltens – und Erlebensmuster) (У. Шааршмидт, А. Фишер, в адаптации Т.И. Ронгинской );
3. Методика определения доминирующего состояния (ДС) Куликова Л.В.
Практическая значимость работы: состоит в том, что его результаты могут быть применены в работе с профессионалами из различных областей IT-индустрии. Результаты исследования позволяют более обоснованно и целенаправленно осуществлять оказание специализированной психологической поддержки работникам IT-индустрии, что способствует более эффективной организации психологического сопровождения сотрудников на их рабочих местах.
Эмпирическая база исследования: сотрудники IT компании в г. Москве. Всего в исследовании приняли участие 124 человека, в основу деления специалистов на две группы был положен критерий профессиональной направленности: 62 человека - сотрудники, занятые в программировании (веб-разработчики, фронтенд-разработчики, бэкенд-разработчики, фулстек-разработчики, мобайл-разработчики, аналитики данных, системные администраторы ) и также 62 человека - работники, представляющие смежные с IT специальности без программирования (тестировщики, бизнес-аналитики, проджект-менеджеры, веб-дизайнеры, специалисты технической поддержки); 100 – мужчин и 24 – женщины; возраст испытуемых составляет от 21 до 48 лет; с разным профессиональным стажем от 1 до 14 лет.
Структура выпускной квалификационной работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе представленной работы рассматривается теоретический аспект исследования эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной психологии. Изучены подходы к определению понятия синдрома эмоционального выгорания. Изучены характеристики эмоционального выгорания среди различных профессий и специалистов IT-индустрии.
Во второй главе представлено эмпирическое исследование особенностей проявления эмоционального выгорания специалистов IT-индустрии на примере сотрудников IT-компании. А также проанализированы результаты исследования особенностей проявления эмоционального выгорания среди представителей различных специальностей IT-индустрии.
В заключении отражены основные выводы работы.
Исследуя проявление эмоционального выгорания среди различных представителей IT-индустрии, стало возможным сделать ряд важных выводов, подчёркивающих актуальность и многогранность проблемы.
Современные исследователи обращают внимание на рост числа случаев выгорания, это обусловлено возрастанием темпов технологического прогресса и изменений, происходящих в профессиональной среде. Что свидетельствует о его глобальном признании как значимой психологической проблемы.
Сегодня существует разнообразие трактовок синдрома эмоционального выгорания. Он может быть объяснён как совокупность эмоционального, физического и психического истощения возникающих в результате длительного воздействия стрессогенных факторов.
Классификации симптомов эмоционального выгорания по группам: поведенческие, социальные, интеллектуальные, физические и эмоциональные - позволяют более точно диагностировать и выявлять профили выгорания, что способствует созданию индивидуальных программ профилактики и вмешательства.
Расширение исследований в области эмоционального выгорания через разработку диагностических методик, тестов и других инструментов анализа проявлений выгорания сыграло значительную роль. Это позволяет углублять понимание данной проблемы и разрабатывать адаптированные программы поддержки специалистов, исходя из их профессиональных особенностей.
Область социономических профессий наиболее хорошо изучена в контексте эмоционального выгорания. Тем не менее, важно активизировать исследовательскую работу по изучению этого явления среди специалистов других профессиональных категорий, например, тех, кто работает в области "человек-знак" и "субъектно-информационных" профессий.
В контексте IT-индустрии актуальность изучения проявления эмоционального выгорания приобретает особую значимость. Профессионалы сталкиваются с быстрым темпом изменений и необходимостью постоянно обучаться новому, что приводит к значительным профессиональным и личным вызовам. Ввиду этого, изучение эмоционального выгорания среди специалистов IT-индустрии становится необходимым для разработки эффективных стратегий поддержки и предотвращения выгорания, что способствует не только улучшению благосостояния работников, но и их профессиональной продуктивности.
Согласно проведенному эмпирическому исследованию можно заключить, что эмоциональное выгорание является важной проблемой для специалистов в сфере IT-индустрии, независимо от их конкретного профессионального профиля. Повышенные уровни эмоционального истощения и редукции личных достижений, выявленные среди обеих групп респондентов, свидетельствуют о необходимости более детального анализа условий труда и поиска эффективных мер по снижению стресса и перегрузки. Это может помочь не только улучшить психоэмоциональное состояние специалистов, но и повысить их производительность и удовлетворенность работой.
Однако стоит обратить внимание и на различия в проявлениях выгорания между программистами и сотрудниками смежных с IT специальностей. Высокий уровень деперсонализации у последних говорит о необходимости более детального изучения их рабочих условий и поиска путей для повышения уровня включенности и взаимодействия. Возможно, такие различия связаны с характером работы, уровнем ответственности или объемом взаимодействия с коллегами и клиентами.
Анализ результатов демонстрирует, что эмоциональное выгорание является сложным и многогранным феноменом, который по-разному проявляется в зависимости от специфики работы и личных характеристик специалистов IT-сферы. Программисты, несмотря на высокую работоспособность и мотивированность, подвергаются значительному риску из-за профессиональных и эмоциональных нагрузок. Их самокритичность и стремление к совершенству могут играть двойственную роль, балансируя между поддержанием продуктивности и провокацией эмоционального выгорания. С другой стороны, специалисты смежных с IT специальностей сталкиваются с дополнительными вызовами, такими как эмоциональная отстраненность и снижение мотивации на фоне истощения. Их усилия поддерживать стабильное эмоциональное состояние зачастую обходятся ценой личностной удовлетворенности и социальных взаимодействий. Эти различия подчеркивают необходимость индивидуального подхода к профилактике и управлению эмоциональным выгоранием в различных IT-специальностях.
Результаты исследования подтверждают гипотезу о том, что проявление эмоционального выгорания у различных специалистов IT-индустрии обусловлено рядом факторов. У программистов основными составляющими факторами эмоционального выгорания стали «отношение к себе» и «отношение к профессиональной деятельности». Эти факторы подчеркивают важность поддержания психологического благополучия и равновесия между вовлеченностью в работу и умением сохранять профессиональную дистанцию. Это позволяет не только предотвратить истощение, но и сохранить здоровое отношение к своей профессиональной жизни. Что касается сотрудников смежных с IT специальностей, у них было выявлено наличие трех факторов, влияющих на эмоциональное выгорание: «фактор отношение к себе», «фактор отношение к профессиональной деятельности», и «фактор профессиионланой удовлетворенности». Здесь основной акцент необходимо сделать на важности поддержания эмоциональной устойчивости и активности, чтобы справляться с тревожностью и усталостью, вызванных конфликтом между ожиданиями и достижениями.
Таким образом, для предотвращения эмоционального выгорания у представителей различных специальностей в IT-индустрии важно развивать и поддерживать психологическое благополучие, самореализацию и активное участие в работе. Это позволит специалистам сохранять эффективную самооценку и управлять уровнем стресса, что в конечном итоге приведет к улучшению их профессиональной жизни и благосостояния.
1. Абрамова И. В., Рихтер Т.В., Методы формирования профессиональных компетенций у будущих программистов //Карельский научный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34) С.5-8.
2. Байрамкулова Л., Перфильева О., Демидов О. Дефицит ИТ-кадров: глобальные тренды, национальные меры /Аналитический обзор. АНО «Цифровая экономика». 2022. С.11-21.
3. Балашова В. А., Кравцов О. Г., Позин А. И. Эмоциональное выгорание как условие изменения индивидуально-психологических особенностей сотрудников полиции //Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. С. 230–234.
4. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб: Питер, 1999 – 105с.
5. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996 – 472 с.
6. Бонкало Т. И., Полякова О. Б. Эмоциональное истощение как фактор возникновения и развития невротических состояний //The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2020. №1208-1214 С. 208-214. (Special Issue)
7. Верещагина Л.А., Погребицкая В.Е., Чугаева А.В. Доминирующие потребности и профессиональные мотивы специалистов в сфере информационных технологий //Петербургский психологический журнал, № 7 2014. С. 3-30.
8. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008 - 336 с.
9. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика : практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт. 2024. — 299 с.
10. Водопьянова Н.Е., Гофман О.О., Джумагулова А.Ф. К проблеме мультифакторной детерминации синдрома выгорания IT специалистов /Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Под редакцией И.П. Краснощеченко, И.И. Пацакула. Калуга. 2022. С. 258-268.
11. Водопьянова Н.Е., О.О. Гофман, Чесноков В. Б. Развитие субъекта труда в 21 веке: тенденции и проблемы цифровизации общества/Абдурахимов Р.А., Алдашева А.А., Бабий Л.В., Баев М.С. [и др.] Психология труда, организации и управления в условиях цифровой трансформации общества. Тверь: Тверской государственный университет. 2021. С.137-150.
12. Водопьянова Н. Е., Чесноков В. Б. Специфические риски выгорания специалистов IT-сферы: факты, гипотезы, перспективы исследования //Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2022. № 1 (18). С.58–62.
13. Глущенко О.П., Н.В. Петрова Эмоциональное выгорание как детерминанта посттравматических стрессовых расстройств у сотрудников полиции //Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. №3. С.33.
14. Гурьева М.В. Профессиональное выгорание сотрудников ОВД // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 3. С.38-43.
15. Гофман О.О., Водопьянова Н.Е., Джумагулова А.Ф., Никифоров Г.С. Проблема профессионального выгорания специалистов в сфере информационных технологий: теоретический обзор// Организационная психология. 2023. Т. 13. № 1. С. 117–144.
16. Дворак В.Н., Елисеева А., Сравнительный анализ профессионального выгорания у программистов и специалистов по техподдержке //Сборник научных трудов выпуск. 2022. №10. С.85-89
17. Достаева Н.А. Стрессоустойчивость и эмоциональное выгорание у сотрудников полиции /Сборник статей Международной научно - практической конференции Научно – издательский центр «Аэтерна». Пермь. №2 (1). 2018. С.198-202.
18. Забара И.В. Предикторы эмоционального выгорания у программистов с ценностным отношением к профессиональной деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 325–326.
19. Забара И.В. Взаимосвязь между личностными особенностями и эмоциональным выгоранием у программистов с различным ценностно-смысловым отношением к профессиональной деятельности/ И.В. Забара, К.Г. Твердоступ // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 11 (101). Часть 2. С. 135–139.
20. Засядько К.И., Тафинцева Л.М., Маскалянова С.А., Шакула А.В., Сыркин Л.Д., Васина А.Н. Профессиональное выгорание как фактор нарушения профессиональной адаптации социальных работников// Ярославский педагогический вестник. 2024. № 2 (137). С. 203–211.
21. Казарян К., Сайкина М., Теленков Р., Чичакян Р., Гришина Ю., Стратегические направления развития ИИ в 2022 – 2023 гг. в России и мире// Аналитический обзор. АНО «Цифровая экономика». 2023.
22. Кауфман В. Ш. Языки программирования. Концепции и принципы. — 2-е изд., эл. - Москва : ДМК Пресс. 2023. 465 с.
23. Кот А.С. и Качина А.А. Профессиональное благополучие специалистов сферы информационных технологий //Организационная психология. 2024. Т. 14. № 1. С. 134–157.
24. Куприянов Р.В., Кузьмина Ю.М. Психодиагностика стресса: практикум/ сост. Р.В.Куприянов, Ю.М.Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол. ун-т. - Казань: КНИТУ, 2012. С. 30-43
25. Люсова Т.А., Биопсихологические детерминанты профессионального выгорания сотрудников следственных подразделений органов внутренних дел /Личностные ресурсы антистарения: монография/ кол. авторов; общ. ред. Т.Н. Березиной, А.В. Литвиновой. Москва: РУСАЙНС. 2024. С.116-129.
26. Михайлова О.Б., Кущазли М.И. Особенностей проявления и стратегий преодоления профессиональных деформаций у педагогов //Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. №34 (2) С. 37-42.
27. Муравьевa О.И., Козлова К.В. Профессиональное выгорание программистов: специфичность феномена //Сибирский психологический журнал. 2019 № 73. С. 98–110.
28. Муртазин, Д. Ю. Анализ причин эмоционального выгорания специалистов IT-сферы /Муртазин Д. Ю.// Электронные системы и технологии: 55-я юбилейная конференция аспирантов, магистрантов и студентов. Минск. 2019 г.: сборник тезисов докладов/ Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники. – Минск: БГУИР, 2019. – С. 538 -542
29. Никитенко Е.И. Особенности профессионального выгорания у IT-специалистов //Актуальные вопросы современной экономики. 2022. № 7.
С. 44-47
30. Орёл В.Е., Лукьянова В.В., Водопьянова Н.Е., Подсадный С.А., Юрьева Л.Н., Игумнов С.А. Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.А. Подсадного, Л.Н. Юрьевой, С.А. Игумнова. Курск. гос. ун-т. – Курск. 2008 – 336 с.
31. Платонова Т.А., Голубкова А.А., Скляр М.С., Шахова К.В. Эмоциональное выгорание сотрудников медицинских организаций в условиях пандемии COVID‑19: состояние проблемы и пути решения // Вестник УГМУ. 2023. № 3. С. 22–34.
32. Прохорова Л.В. Взаимосвязь эмоционального выгорания и уровня тревожности сотрудников IT-индустрии //Психологические науки. 2024. №2 (38) С.41-42.
33. Ракицкая А. В. Синдром эмоционального выгорания как предмет социально-психологических исследований //Технологии информатизации и управления: сб. науч. статей. 2011. №2. С. 430–434.
34. Резниченко С.И., Подтягина П.О. Офисная среда и параметры профессионального опыта как предикторы профессионального выгорания у специалистов IT-индустрии //Экспериментальная психология 2024. Том 17. № 1. С. 181–197
35. Ронгинская Т. И. Специфика синдрома выгорания в профессиях с высоким уровнем стресса //Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2016. №2. С. 107–121.
36. Рудницкий, В.А. Эмоциональное выгорание как фактор снижения творческой активности в деятельности инженеров-программистов компаний IT/В.А. Рудницкий, Е.И. Бараева, Т.Ю. Шлыкова, Е.А. Демьянчик// Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. статей. 2015. №15. С. 183–192.
37. Селье Г. На уровне целого организма. – М.: Наука. 1972. – 122с.
38. Смахтина Т.А., Кубекова А.С. Особенности эмоционального выгорания педагогов и медицинских работников // Казанский педагогический журнал. 2021. №5. С. 261-265.
39. Суркова И., Андрющенко О., Сорокина Н. Профессиональное выгорание сотрудников социальных служб: организационные предикторы в условиях кризиса// Журнал исследований социальной политики, 2024. №4, С. 1-14.
40. Тимофеева М.Г. Профессиональное выгорание у социальных работников //Серия «Вестника СВФУ» № 1 (29). 2023. С. 64-72.
41. Хохлова О.И., Васильченко Е.М., Верш В.А., Лажинцева О.Б., Арчибасова Ю.В., Тюлькина Н.В., Жестикова М.Г. Синдром профессионального выгорания у медицинских и социальных работников// Вестник восстановительной медицины. 2023. №22(1). С. 87-97.
42. Шадеркина В.А., Красняк И.В. Профессиональное выгорание врачей: скрытый кризис здравоохранения. Данные интернет-опроса врачей// Российский журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2022. № 8(4). С.7-20.
43. Шлыкова Т.Ю., Бараева Е.И., Кулыба В.В., Демьянчик Е.А. Эмоциональное выгорание как фактор снижения эмоционального интеллекта в деятельности инженеров-программистов компаний IT // Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. статей. – Минск: РИВШ. 2017. №6 С. 427-435.
44. Brill, P.L. The need for an operational definition of burnout. Family & Community Health. 1984. № 6. рр. 12-24.
45. Burisch, Matthias Das Burnout-Syndrom. Theorie der inneren Erschöpfung (4. Auflage). Berlin: Springer Verlag. 2010
46. Carmona Marina García, María Dolores Marín, Raimundo Aguayo Burnout syndrome in secondary school teachers: a systematic review and meta-analysis. Social Psychology of Education. 2019. №22 (1). P.189–208.
47. Cherniss, C. Staff Burnout. Job Stress in the Human Services. Beverly Hills: Sage. 1980.
48. Cordes, C.L. & Dougherty, T.W. A review and an integration of research on job burnout. Academy of Management Review. 1993. № 18 (4). P.621-656.
49. Enzmann, D. & Kleiber, D. Helfer-Leiden: Streß und Burnout in psychosozialen Berufen. Heidelberg: Asanger. 1989 - 215p.
50. Enzmann, D. Gestreßt, erschöpft oder ausgebrannt? Einflüsse von Arbeitssituation, Empathie und Coping auf den Burnoutprozeß [Zugleich Dissertation an der Freien Universität Berlin (1995) unter dem Titel: Streß, Burnout, Empathie und Coping]. München: Profil. 1996. 348 s.
51. Freudenberger, Herbert J. & Richelson, Geraldine. Ausgebrannt. Die Krise der Erfolgreichen - Gefahren erkennen und vermeiden. München: Kindler Verlag. 1982. 456 s.
52. Freudenberger, Herbert.J. & North, Gail. Burnout bei Frauen. Über das Gefühl des Ausgebranntseins. Frankfurt: Krüger Verlag. 1992. P.38
53. Freudenberger, H.J. (1974). Staff burnout. Journal of Social Issues, № 30, P.159-165.
54. Gamsjäger Erich. Burnout. Eine empirische Studie über das Ausbrennen der HauptschullehrerInnen im Bundesland Salzburg unter Berücksichtigung situativer Variablen in Abhängigkeit zu Persönlichkeitsmerkmalen und Bewältigungsstrategien. Dissertation, Universität Salzburg, Salzburg. 1994.
55. Greene Graham. A Burnt Out Case. München: Heinemann Verlag. 1961 -192с.
56. Kleiber, D. & Enzmann, D. Burnout: Eine internationale Bibliographie – An nternational Bibliography [zweisprachig deutsch/englisch]. Göttingen: Hogrefe. 1990.
57. Klusmann Uta , Dirk Richter, Oliver Lüdtke Teachers' Emotional Exhaustion Is Negatively Related to Students' Achievement: Evidence From a Large-Scale Assessment Study. Journal of Educational Psychology. American Psychological Association. 2016. №108 (8). P.1193–1203
58. Lazarus, R.S. Psychological stress in the workplace. In R. Crandall & P.L. Perrewé (Hrsg.), Occupational stress. Washington, DC: Taylor & Francis. 1995. P.3-14
59. Leiter Michael P. Burnout as a developmental process. In: Schaufeli, Wilmar B., Maslach, Christina & Marek, Tadeusz (Eds.). Professional Burnout. Recent developments in theory and research. Washington, DC: Taylor & Francis. 1996. P. 237-250
60. Maslach, Christina & Jackson, Susan E. The measurement experienced burnout. Journal of Occupational Behaviour. № 2. 1981. P.99-113.
61. Maslach, C. Burnout: A multidimensional perspective. In W.B. Schaufeli, C. Maslach & T. Marek (Hrsg.), Professional Burnout: Recent Developments in Theory and Research. Washington DC: Taylor & Francis. 1993. P.19-32
62. Maslach, C. & Schaufeli, W.B. Historical and conceptual development of burnout. In W.B. Schaufeli, C. Maslach & T. Marek (Hrsg.). Professional Burnout: Recent Developments in Theory and Research. Washington DC: Taylor & Francis. 1993. P.1-16
63. Maslach, C. Burned-out. Human Behavior. № 5. 1976. P.16-22.
64. Maslach, C., Leiter, M. P. Understanding the burnout experience: Recent research and its implications for psychiatry [special article]. 2016. World Psychiatry. № 15(2). P. 103–111.
65. Mellblom Emanuel, Isar Arason, Lucas Gren, Richard Torkar/ The Connection Between Burnout and Personality Types in Software Developers. 2019.1-6.
66. Petzold Hilarion G. Arbeitspsychologische und soziologische Bemerkungen zum Gastarbeiterproblem in der BRD. Zeitschrift f. Prakt. Psychol., 7. 1968. P.331-360.
67. Pines, A.M., Aronson, E. Career Burnout. Causes and Cures. New York. 1988.
68. Pines, A.M. Burnout: An existential perspective. In W.B. Schaufeli, C. Maslach & T. Marek (Hrsg.), Professional Burnout: Recent Developments in Theory and Research. Washington DC: Taylor & Francis. 1993. P.33-51.
69. Robert F., Lefteris A., Richard T. Links between the personalities, views and attitudes of software engineers //Information and Software Technology. – 2010. № 52. P. 611–624.
70. Rösing, Ina. Ist die Burnout-Forschung ausgebrannt? Analyse und Kritik der nternationalen Burnout-Forschung (2. Auflage). Kröning: Asanger Verlag. 2008 – 72p.
71. Schwarzer, R. & Kleiber, D. Professional burnout. Anxiety, Stress, and Coping. № 9. 1996. P.181-184.
72. Selye H. Stress in Health and Disease. Boston: Butterworth. 1967 –
66 p.
73. Shirom, A. Burnout in work organizations. In C.L. Cooper & I. Robertson (Hrsg.) International Review of Industrial and Organizational Psychology 1989. Chichester: John Wiley & Sons. P.25-48.
74. Singh P., Suar D. Health consequences and buffers of job burnout among soft-ware developers // Psychological Studies. 2013. P. 20–32.
75. Vićentić Sreten, Aleksandar Jovanović, Bojana Dunjić, Zorana Pavlović, Milutin Nenadović, Nenad Nenadović Professional stress in general practitioners and psychiatrists--the level of psycologic distress and burnout risk, Vojnosanit Pregl. 2010. 67(9):741-6.