АННОТАЦИЯ 2
ОГЛАВЛЕНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Историческая и культурная память: определение, историография 8
2.2 Лор, бэк, канон и их специфика в рамках Warhammer 40000 17
3.1 Анализ внутренней истории Империума Человечества 24
3.1.1 Император и Примархи 31
3.1.2 Империум внутри 37
3.1.3 Адептус Астартес и Астра Милитарум 41
3.1.4 Адептус Механикус. Легио Титаникус. Дома Квесторис 47
3.2 Анализ фракции «Хаос». Хаос как явление. Боги Хаоса 52
3.2.1 Анализ фракции «Демоны Хаоса» 60
3.2.2 Анализ фракции «Астартес Хаоса» 63
3.3 Анализ фракции «ксеносы» 68
3.3.1 Анализ фракции «Эльдар (Аэльдари)» 71
3.3.2 Анализ фракции «Некроны» 75
3.3.3 Анализ фракции «Тираниды» 77
3.3.4 Анализ фракции «Космические орки» («орки») 81
3.3.5 Анализ фракции «Империя Тау (Империя Т'ау)» 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 92
«Всё новое - это хорошо забытое старое.»
Этот лаконичный афоризм освещает суть взаимоотношений историка с традиционными контрагентами исторического исследования - литературой и искусством. И историография (в широком смысле - историческая наука), и литература (в широком смысле - искусство) имеют одну и ту же цель, исполняемую разными способами - воздействие на историческое сознание. Обе этих отрасли имеют один и тот же фактический базис - прошлое, но не как конструкта, который создаётся человеком в зависимости от его актуальных возможностей и потребностей, а как корпуса исторических событий и фактов, имевших место в прошедшем времени. Однако, если история идёт по пути научной интерпретации базиса и сохранение его в коллективной памяти в форме исторического нарратива, то искусство и культура более располагают к эмоциональной интерпретации базиса и его репрезентации. Согласно утверждению Алейды Ассман, «предпосылкой и основой культурной памяти служит фиксация воспоминаний и непосредственного опыта на материальных носителях. Культурная память не существует без кодифицированных знаков и символов, без оформления в виде текстов и визуальных образов. Иначе говоря, базой культурной памяти являются репрезентации.»1
В этой связи нельзя не упомянуть об одной из недавно проявившихся проблем взаимодействия историографии и памяти является изменение функций историка в обществе. Если ранее именно он являлся главным компонентом механизма формирования взгляда на исторический опыт, и как следствие - исторической памяти, то сегодня у него появились конкуренты. В этих условиях важным становится выявление всех контрагентов историка, изучение их взаимосвязей, а также их влияния на память и саму историографию. Высокие темпы технологического развития последнего столетия создали серьёзное количество дополнительных контрагентов и изменили взаимодействие с уже имеющимися. Помимо традиционного контрагента историка, коим являлось государство, значительную роль начали приобретать СМИ (которые в определённых кругах приобрели звание «четвёртой власти»), а также стремительно развивающийся Интернет, который выделяется в отдельную категорию из-за специфики его развития. Огромную роль сегодня играют такие организации, как издательства, задающие тип и направленность публикуемых материалов, а также грантодающие организации, определяющие направления исследований и таким образом расставляющие акценты среди определённых направлений поисков.
Репрезентация образа в произведениях культуры и искусства может быть источником различной информации в зависимости от временной направленности исследования. В перспективе репрезентация исторического факта или сохранившегося в коллективной памяти воспоминания о нём способна определить дальнейшее восприятие репрезентированного материала и может служить основой для научных и культурных прогнозов развития общества. В ретроспективных исследованиях же репрезентация становится источником информации о паттернах мышления и установках, имеющихся в коллективной памяти людей того времени.
Одним из образцов для подобного анализа могут являться носители культурной памяти, как передаваемые и воспроизводящиеся культурные объективации в виде символов, артефактов, медиаторов, практик и их институций, в которых индивидуумы, будучи существами смертными, сменяют друг друга, однако передача и традиции обеспечивают долгосрочную значимость этих объективаций. В сфере массовой культуры одним из наиболее значимых типов объективаций являются комплексы взаимосвязанной между собой медиапродукции, носящие название медиафраншизы (или просто франшизы). Их значимость обусловлена двумя происходящими параллельно процессами создания и получения информации. С одной стороны, коллектив создателей медиапродукции репрезентует определённые образы исторического прошлого в медиапродукте. С другой стороны, сформировавшийся коллектив потребителей зачастую предоставляет «обратную связь», которая является не только реакцией на полученную от авторов культурную объективацию, но и сама по себе является воплощением культурной памяти локальных групп потребителей продукта.
Обозначенные выше вопросы обуславливают собой социальную актуальность настоящего исследования. Помимо процесса развития франшизы и динамики внутренней наполненности, входящей в неё медиапродукции, внутреннее наполнение франшизы в определённый момент времени также может представлять интерес для исследования исторической и культурной памяти в качестве источника исследовательского материала и примера функционирования коллективной памяти её создателей - а значит, опосредованно, и социальных групп, в которых они состоят. Научная актуальность данного исследования обуславливается тем, что тематика памяти получила своё развитие не так давно, и фундаментальные работы по изучению теории исторической памяти были написаны во второй половине XX века, а разработка теоретических аспектов и общих концепций нуждается в дальнейшем уточнении и апробировании на эмпирическом материале. Научная актуальность исследуемой проблемы проявляется как в новизне базиса для исследования, так и его объекта, изучением которого с точки зрения памяти ранее не занимались.
...
Резюмируя проведённое исследование, посвящённое феномену исторической памяти и его проявлениям, целью которого было выявление устойчивых образов, конструкций и явлений исторической и культурной памяти в материалах вселенной Warhammer 40000, можно заключить, что внутри материалов франшизы присутствуют не только случайные (или псевдо-случайные) исторические совпадения, но и основные повествовательные мотивы, которые не только сами по себе являются проявлением общеевропейской исторической памяти в целом и британской коллективной памяти в частности, но также задают тон - и в определённой степени, динамику - развития дальнейших материалов франшизы.
По мере выполнения поставленных перед исследованием задач, итоговой из которых является обобщение по теме, был сделан ряд нижеприведённых выводов.
Практики и определения, сформулированные Пьером Нора, Морисом Хальбваксом, Яном и Алейдой Ассман и другими авторами, органично сочетаются в рамках одного исследования как инструменты рассмотрения одного и того же явления с различных точек зрения - что и было проделано при формировании определения аллюзии (или отсылки). В рамках исследования в этом определении были объединены признаки коллективной и культурной памяти, о которых упоминали в своих исследованиях Ян и Алейда Ассман; она имеет привязку к определённому произведению, написанному в определённый момент времени определённым человеком и несёт определённый смысл - а значит, опосредованно, может как являться квази-«местом памяти», теорию которого развил в своём произведении Пьер Нора, так и указывать на действительное «место памяти». Наконец, отсылка, на основе которой может зародиться определённая идея или произведение, с помощью описывающего определённое событие произведения закрепляется в сознании определённой группы людей - как и утверждал Морис Хальбвакс.
Для большей точности исследования материалов вселенной Warhammer 40000 было выведено определение гримдарка как жанра художественных произведений. Так как сама вселенная и стала прародителем подобного жанра, исследование её самой с точки зрения выведенного определения позволила не только выявить определённую динамику развития и выхода материалов, но и сделать определённые выводы об осевых мотивах вселенной и особенностях их подачи.
Таким образом, можно сделать итоговый вывод о том, что вселенная Warhammer 40000 не только представляет собой продукт синкретичного слияния различных художественных концептов, а также исторических фактов, явлений и событий, но и является фактором формирования коллективной памяти по Хальбваксу - согласно его концепциям индивидуальная память является продуктом влияния коллективной памяти (носителем которой во всём её многообразии и является сеттинг Warhammer 40000) на сознание индивида. Кроме того, вселенная является ярким проявлением коллективной памяти населения Британии в частности и Европы в целом - категорий, к которым принадлежит подавляющее число работников Games Workshop и создателей вселенной. Различная степень репрезентации обнаруженных в материалах франшизы исторических фактов, явлений и событий связана не только с необходимостью связности повествования, но и с субьективным восприятием - или скорее, вспоминанием - данного «исторического материала» авторами и редакторами. Кроме того, репрезентация определённых черт представленных во вселенной фракций (ксенофобия, крайняя милитаризованность, зашоренность мышления и т.д.) и само возникновение жанра гримдарка как такового, является опосредованным проявлением политики забвения и замалчивания, а если точнее - вытеснения определённых негативных аспектов исторической памяти в медиапространство и сглаживания конфликтных моментов.
Подобная работа может служить как репрезентативным материалом по истории развития данной вселенной, но и быть источником информации о коллективной памяти жителей Великобритании в частности и жителей Европы в целом. Следует, впрочем, отметить важный момент: данная проблема освещена далеко не полностью и имеет огромны потенциал для дальнейшего разновекторного изучения - не только по причине фрагментарного охвата материалов вселенной в данной работе, но и по причине продолжающегося выпуска вышеупомянутых материалов .