В связи с широким использованием лазеров, в том числе, лазеров высокой мощности, возрастает интерес к поиску материалов для разных нелинейно-оптических (НЛО) применений. Требуются материалы для управления и преобразования лазерного излучения (ЛИ) методами нелинейной оптики, а также его детектирования. Отдельно можно выделить материалы для защиты от интенсивного ЛИ.
В зависимости от области применения, НЛО материалы должны обладать определёнными функциональными свойствами и структурой. Так для фазосогласованного преобразования частоты за счёт нелинейных эффектов, связанных с поляризацией среды второго порядка, например, генерации второй гармоники (ГВГ), подходят только нецентросимметричные кристаллы, обладающие двулучепреломлением. К нелинейным кристаллам для преобразования частоты также предъявляются требования физической и химической стабильности и оптической прозрачности в используемом диапазоне длин волн. Немаловажно и наличие хотя бы потенциальной возможности выращивания высокочистых объёмных монокристаллов [1]. К важным общим характеристикам всех нелинейных материалов относятся хорошая лучевая стойкость, а так же параметры, влияющие на эксплуатационные качества (гигроскопичность, твёрдость, теплопроводность и др.).
Помимо разработки совершенно новых материалов, сейчас наблюдается тенденция расширения существующих (например, за счёт увеличения спектрального диапазона) и поиска новых применений для уже известных оптических материалов в нелинейной оптике. Перспективность таких исследований связана с тем, что для уже существующих материалов хорошо отработаны технологические процессы их получения и обработки и изучены многие свойства. Таким образом, учитывая все вышесказанное, актуальность данного исследования определяется необходимостью расширения номенклатуры многофункциональных оптических материалов для решения задач нелинейной оптики.
В последние годы в оптических и лазерных технологиях, в т.ч. в нелинейной оптике, проводится все больше исследований материалов на основе органических соединений. Это связано, как с потенциально большим разнообразием таких материалов по сравнению с неорганическими, так и с их уникальными свойствами, например, с высокими коэффициентами нелинейных восприимчивостей различных порядков, отвечающих за мультифотонное поглощение и преобразование частоты излучения. К такому классу материалов относятся объект исследования данной работы - органический молекулярный кристалл на основе триглицинсульфата (ТГС). Монокристалл ТГС - известный эффективный
сегнетоэлектрик, используется в пироэлектрических детекторах низкоинтенсивного излучения широкого спектрального диапазона из-за его высокого пироэлектрического коэффициента и относительно низкой диэлектрической проницаемости. Кристалл ТГС обладает фазовым переходом при температуре Кюри Tc (около 50 °C). При увеличении температуры исходная структура, принадлежащая к полярной пространственной группе P21 (моноклинная сингония, класс 2), переходит в центросимметрчиную форму, относящуюся к пространственной группе P2i/m (класс симметрии 2/m) [2]. А сам кристалл ТГС из
сегнетоэлектрика становится параэлектриком.
Технология роста кристалла ТГС хорошо отработана, а получаемые кристаллы имеет высокое оптическое качество и большие размеры (до десяти см и более). Кристалл прозрачен во всем видимом диапазоне и части ИК области спектра. Возможность нелинейного преобразования частоты кристаллом ТГС была показано на примере ГВГ рубинового лазера в [3], однако определённые нелинейные коэффициенты были невелики. Вместе с тем, в связи с развитием мощных фемтосекундных лазеров и необходимостью детектирования ЛИ в широких диапазонах спектра возрастают перспективы практического использования ТГС.
Цель настоящей работы: знание нелинейно-оптических свойств органического кристалла ТГС при возбуждении нано- и фемтосекундными лазерными импульсами ближнего ИК диапазона спектра и вывод о пригодности применений кристалла ТГС в современных лазерных технологиях.
Достижение указанной цели осуществлялось посредством решения следующих задач:
• Определение кристаллической структуры исследуемого кристалла и его физико-химических характеристик.
• Определение спектральных характеристик в широком диапазоне от УФ до ИК.
• Исследование лучевой стойкости и нелинейного поглощения при возбуждении нано- и фемтосекундными лазерами ближнего ИК диапазона.
• Исследование возможности ГВГ кристалла ТГС в порошках при нано- и фемтосекундном возбуждении.
Для выполнения поставленных задач были использованы следующие методы:
• Рентгенофазовый анализ (РФА), Дифференциальная сканирующая калориметрия (ДСК), и спектроскопия комбинационное рассеяние света (КРС).
• УФ, видимая, и ИК спектроскопия.
• Накачка-зонд (pump-probe), z-сканирования (z-scan) и прямого нелинейного пропускания (NLT).
• Куртц-Перри (К-П, Kurtz-Perry).
Предметом исследования является теория НЛО явлений: преобразование новых световых частот, нелинейное поглощение.
В результате выполнения поставленных в работе задач были сформулированы следующие научные положения, выносимые на защиту:
1. Лазерная стойкость кристалла ТГС: при импульсах длительностью 7 нс на длине волны 1064 нм составляет ~ 1 ГВт/см2, при импульсах длительностью 140 в диапазоне 750-850 нм > 6,8 ГВт/см2.
2. В кристалле ТГС отсутствует выраженное нестационарное поглощение (поглощение из возбуждённых состояний) в спектральном диапазоне 360-600 нм и нелинейное поглощение в диапазоне 680-1080 нм.
3. Согласно порошковому тесту Куртца-Перри, кристалл ТГС при комнатной температуре:
- генерирует вторую гармонику (532 нм) наносекундного излучения Nd:YAG лазера, работающего в моноимпульсном режиме с эффективностью преобразования до 50% по отношению к кристаллу KDP.
- не генерирует вторую гармонику излучения фемтосекундного титан сапфирового лазера (720-1080 нм), работающего при частоте следования импульсов 80 МГц.
Достоверность первого положения определяется совпадением результатов измерений, получаемых разными методами (прямого нелинейного пропускания и z -сканирования) (с погрешностью не более 10 %), и также подтверждается проверкой применяемых установок, исследованием материала с известными характеристиками (GaSe [4]).
Достоверность второго положения: Определяется проверкой использованной
установки метода (pump-probe) исследованием нестационарного поглощения в Антрацене [5] и полиметиновых красителях [6] для которых хорошо известны НЛО характеристики [7] для первой части. А для второй части определяется проверкой использованной установки метода z-сканирования исследованием нелинейного поглощения в полиметиновых красителях [8], для которых хорошо изученное нелинейное поглощение.
Достоверность третьего положения определяется:
- сравнением с результатами измерений стандартного образца KDP, с известными нелинейными коэффициентами второго порядка [9], и совпадением результатов с погрешностью определения интенсивности ГВГ не более 10 %, получаемых по измерениям разными приборами (спектрометр S100 (Solar, Белоруссия) и фотодиод DET100A (Thorlabs)).
- непротиворечивостью с литературными данными [3] о более низкой эффективности ГВГ (в 1,5-4 раза) по отношению к кристаллу KDP для мультидоменного кристалла ТГС при наносекундном возбуждении.
Из вышесказанного, новизна заключаются в:
• Определении лучевой стойкости ТГС при воздействии нано- и фемтосекундных импульсов ближнего ИК диапазона.
• Проверке отсутствия нелинейного поглощения в определённых диапазонах спектра в кристалле ТГС
• Оценке эффективности ГВГ в кристалле ТГС в сравнении со стандартным нелинейнооптическим кристаллом (НК) (KDP).
• Определении условий параметров ЛИ, которое можно преобразовать на ВГ кристаллом ТГС при комнатной температуре.
Получаемые в работе научные положения имеют научную ценность для развития потенциала дальнейшего использования ТГС в нелинейной оптике.
Таким образом, практическая значимость научных положений заключается в том, что они создают основу для рекомендации ТГС в качестве эффективного приёмника ЛИ в широком спектральном диапазоне спектра, а также как преобразователь частот.
Логика работы, достижения цели и решения поставленных задач обусловливает структуру работы, которая имеет следующий вид: введение, три главы, заключение и список литературы. Во введении традиционно обоснована актуальность, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования. В первой главе обобщаются теоретические основы нелинейно-оптических явлений, представлены методы исследования линейных и нелинейнооптических свойств порошковых проб и объёмных образцов органического молекулярного кристалла ТГС. Вторая и третья глава посвящены описанию экспериментальных методов, применяемых в магистерской диссертации, а также представлению результатов исследований структуры, спектральных и нелинейно-оптических свойств кристалла ТГС..
В результате данной работы были исследованы НЛО свойства органического кристалла ТГС при возбуждении нано- и фемтосекундными лазерными импульсами ближнего ИК диапазона спектра и на основании полученных результатов сделана оценка о возможных путях практического использования кристалла ТГС в современных лазерных технологиях.
Запланированные в работе задачи решены полностью.
• Проведена характеризация кристалла, определена его кристаллическая структура при комнатной температуре, точка фазового перехода в центросимметричное состояние.
• Изучены спектры поглощения в широком диапазоне от УФ до ИК, определена ширина запрещенной зоны и области прозрачности материала.
• Определена лучевая стойкость и исследовано нелинейное поглощение при возбуждении излучением наносекундного Nd:YAG лазера (1064 нм) и перестраиваемого фемтосекундного титан-сапфирового лазера (720-1080 нм).
• Исследована возможность ГВГ кристалла ТГС в порошках методом К-П при нано- и фемтосекундном возбуждении. Получена ГВГ при наносекундном возбуждении, показано и объяснено отсутствие ГВГ в кристалле при частотном фемтосекундном возбуждении.
Полученные результаты показывают, что кристалл ТГС за счёт высокой лучевой стойкости и наличия нелинейности второго порядка может использоваться для преобразования частот (ГВГ), однако эффективность такого процесса невелика, т.к. при комнатной температуре кристалл находится вблизи фазового перехода в центросимметричное состояние. Поэтому перспективны дальнейшие исследования нелинейно-оптических свойств данного кристалла при охлаждении. Кроме того, кристалл ТГС может быть использован в широком спектральном диапазоне, как эффективный пироэлектрический приёмник ЛИ.
Список конференций, основанных на результатах работы, представлен в приложении 2.
1. Halasyamani P.S., Zhang W.Z. Viewpoint: Inorganic Materials for UV and Deep-UV Nonlinear-Optical Applications // Inorg. Chem. - 2017. - V. 56, № 20. - P. 12077 12085.
2. Kartheeswari N., Viswanathan K. IR and Raman Spectral Studies of Pure and Doped TGSZC Crystals // Elixir Crystal Growth. - 2013. - V. 60. - P. 16194 16202.
3. Suvorov V. S., Sonin A. S. Second harmonic generation in triglycine sulfate crystals. // Soviet Physics Jetp. - 1968. - Vol. 27. - №. 4. - P. 557-560.
4. Guo J., Xie J.-J., Li1D.-J., , Yang G.-L., Chen F., Wang C.-R., Zhang L.-M., Andreev Y. M., Kokh K. A., Lanskii G. V., Svetlichnyi V. A. Doped GaSe crystals for laser frequency conversion // Light: Science & Applications. - 2015. - № 4. - Р 12.
5. Вусович О.В., Лапин И.Н., Светличный В.А., Сультимова Н.Б., Чайковская О.Н. Сравнение фотолиза ванилина и изованилина под действием различных источников облучения // Известия ВУЗов. Физика. - 2013. - Т. 56. - № 11. - C. 72-75.
6. Светличный В. А., Базыль О. К. Кашапова Э. Р., Деревянко Н. А., Ищенко А. А. Влияние поглощения из возбуждённых синглетных состояний на генерационные характеристики полиметиновых красителей // Квантовая электроника. - 2009. - Т9, № 8. - С. 739-744.
7. Carmichael I., Hug G.L. Triplet-triplet absorption spectra of Organic Molecules in Condensed Phases // J Phys Chem Ref Data. - 1986. - V. 15 No. 1 P. 1-250.
8. Светличный В. А. Экспериментальное исследование нелинейного поглощения растворов полиметиновых красителей методом Z-scan // Квантовая электроника. - 2006. - Т36, №1. - С. 51-55.
9. Гурзадян Г.Г., Дмитриев В.Г., Никогосян Д.Н. Нелинейно-оптические кристаллы. Свойства и применение в квантовой электронике // М.: Радио и связь, 1991.— 160 с.
10. New G. Introduction to Nonlinear Optics / G. New. - Cambridge : Cambridge University Press, 2011. - 257 p.
11. Дмитриев В. Г. Прикладная нелинейная оптика / В. Г. Дмитриев, Л. В. Тарасов. - 2е изд., перераб. и доп. - М. : ФИЗМАТЛИТ, 2004. - 512 с.
12. Цернике Ф. Прикладная нелинейная оптика / Ф. Цернике, Дж. Медвинтер перевод с английского под ред. С. А. Ахманова. - М. : Мир, 1976. - 261 с.
13. Gunter P. Nonlinear optical effects and materials / P. Gunter (ed.). p.cm. - Springer series in optical sciences, v. 72, 2000. - 541 p.
14. Dmitriev V. G. Effective nonlinearity coefficients for three-wave interactions in biaxial crystals of mm2 point group symmetry / V. G. Dmitriev, D. N. Nikogosyan // Optics Communications. - 1993. - Vol. 95. - P. 173-182.
15. Ferraro J. R. Introductory Raman Spectroscopy, Second Edition / J. R. Ferraro, K. Nakamoto, C. W. Brown. - Elsevier Science, 2003. - 434 p.
..55