Введение 3
Глава 1. Изучение Холокоста от Нюрнберга до Перестройки 9
1.1. Основные тенденции развития исследований о Холокосте на
Западе 9
1.2. Изучение Холокоста в Советском союзе 16
Глава 2. От Перестройки до наших дней 23
2.1. Основные тенденции развития исследований о Холокосте на
Западе 23
2.2. Изучение Холокоста после распада Советского союза 30
Заключение 39
Список источников и литературы 44
Великая Отечественная война является частью Второй мировой войны. Для российской исторической памяти она стала ключевым событием. Холокост тоже часть истории Второй мировой войны, как и Великая Отечественная война, он имеет большое, если не ключевое значение для исторической памяти Израиля и Германии, а также является одной из важных тем исследований историков.
Можно сказать, что для XX и XXI вв. тема Холокоста это практически сакральная тема добра и зла, справедливости и ответственности за поступки. И хотя это не единственный геноцид, случившийся на земле, он выделяется по многим причинам, в том числе и политическим и в какой-то мере, размышления о Холокосте касаются и всех геноцидов мира. Это событие стало своего рода символом того, до чего человечество может само себя довести.
При этом события Второй мировой войны, частью которых является Холокост, не потеряли своей актуальности, но для некоторых стран они стали еще одним кирпичиком национальной идентичности. Например, для России тема Великой отечественной войны имеет большое значение, поскольку становится практически единственным историческим событием, формирующим российскую идентичность. Но это событие принято рассматривать скорее в парадном виде - как исключительно героическую и радостную страницу российской истории, хоть и печальную.
Холокост является одной из теней этого парадного портрета войны. Он поднимает такие вопросы как цена человеческой жизни, на что способен человек.
Особая острота проблемы, которая ставит вопросы перед всем миром и имеет большую историческую значимость для государств- участников Второй мировой войны, делает невозможным раскрытие смыслов российских исследований о Холокосте без отрыва от западной историографической традиции.
Степень изученности темы.
Составление библиографии по Холокосту в Западных странах началось в конце 80-х годов. В 1985 году вышла книга Давида М. Сеньи «Холокост: библиография и указатель источников с комментариями». Через год опубликована работа Абрахама и Гершеля Эдельхайт «Библиография литературы по вопросам холокоста». Еще одна библиографическая работа была опубликована в 2004 году, ее автор Дэн Стоун. В настоящее время ведутся работы по глобальному историографическому обзору литературы о Холокосте мемориальным центром Яд Вашем.
Западными исследователями было сделано достаточное количество историографических обзоров в разное время, однако практически все они не доступны читателю. Более ранние работы отсутствуют как в русскоязычных базах и библиотеках, так и в доступных из России базах иностранной литературы. Из списка литературы, которая предложена Яд Ва Шемом по теме историография, доступна книга Дэна Стоуна (на английском) и пособие Дана Михмана (на русском).
Первый историографический обзор, советской историографии истории Холокоста был сделан И. Арадом в статье «Катастрофа европейского еврейства в советской историографии» в сборнике «Уничтожение евреев СССР в годы немецкой оккупации (1941-1944)», вышедшем в 1991 году . Последний историографический обзор был сделан в 2009 году И.А. Альтманом в «Энциклопедии Холокоста» .
Среди историографических работ также можно упомянуть статью С.А. Кропачева “Становление отечественной историографии Холокоста и проблема численности его жертв ”, в которой помимо работ, посвященных проблеме численности жертв, рассматривается и общая историография Холокоста. Эти историографические работы перечисляют основных исследователей, работающих по данной тематике и их работы.
В целом, в русскоязычных исследованиях о Холокосте историографических работ достаточно много. Большая часть из них представляет собой краткий конспект англо- и немецкоязычной литературы. В этой части проблем с доступом к работам практически нет.
Попытки выявления тенденций и закономерностей в исследовании Холокоста в России обычно ограничиваются советской историографией. Некоторое исключение, пожалуй, составляет историографический обзор И. Альтмана, сделанный в работе «Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР» . Причем некоторые оценочные суждения, источником которых, вероятно, является оценка советской историографии, сделанная И. Арадом, кочуют из работы в работу. В частности мысль о замалчивании и целенаправленном не изучении данной проблемы в Советском Союзе.
Объектом данного исследования являются научные представления российских исследователей о Холокосте в мировом контексте. Предметом исследования - процесс накопления и система научного знания о преследовании, убийствах, сопротивлении евреев во время Второй мировой войны.
Цель исследования: реконструировать процесс создания и развития научного знания в России о Холокосте и определить место российских исследований в мировой научной практике осмысления этого события. Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
- выявить круг тем, актуальных для исследователей;
- выявить наиболее значимых российских исследователей;
- выявить основные направления деятельности организаций, способствующих изучению Холокоста в России;
- определить место российской историографии в исследованиях Холокоста.
Хронологические рамки исследования охватывают период изучения и осмысления нацистских преступлений против евреев, начавшийся во время Нюрнбергского процесса и продолжающийся до настоящего времени. При этом следует учитывать, что накопление материала и первые отдельные попытки осмыслить происходящее начались еще во время войны, поэтому в некоторых моментах возможно обращение к более ранним, чем указано в хронологических рамках, работам и материалам.
Географические рамки исследования для советского периода охватывают территорию СССР, для российского - территорию РФ. Это связано с тем, что общее государство (СССР) определяло общую же политику, которая, однако, допускала некоторые вариации в зависимости от республики. Что касается постсоветского периода истории, то в странах бывшего СССР стали действовать различные силы, определяющие ситуацию и положение исследований, поэтому в работе рассматривается только положение исследований о Холокосте в Российской Федерации.
Исследования Холокоста в Украине и в Белоруссии после распада СССР тема отдельного исследования.
Однако рассмотрение историографии невозможно без понимания направлений развития исследований о Холокосте в западной историографии. В этом же ключе в работе рассматриваются зарубежные труды, переведенные на русский язык.
Научная новизна определяется спецификой объекта исследования: впервые сделала попытка определить место российской историографии в мировом исследовательском контексте и объяснить причины, которые определили это место.
Методология исследования. Историография Холокоста в данной работе рассматривается с применением общенаучного метода историзма. Формирование исследовательской традиции рассматривается в процессе становления во времени и в тесной связи с историческими событиями. Так, ключевыми событиями, оказавшими влияние на формирование историографической традиции, были создание государства Израиль, арабо-израильская война, Холодная война, распад СССР.
Сравнительно-исторический метод использовался для выявления общих и особенных тенденций в историографических традициях СССР и РФ в сравнении с западными.
Проблемно-хронологический метод положен в основу структуры работы, он позволяет наглядно представить изменения, происходившие с исследовательской традицией.
Источники. Источниковая база исследования достаточно широка. Ее можно разделить на несколько видов: научные исследования, которые подразделяются на статьи в научных журналах, монографии, диссертации; доклады и выступления на конференциях; отчеты (о проведении конференции, о деятельности фонда), энциклопедии.
Самая многочисленная группа источников - западные исследования, но она же и самая труднодоступная. Научные исследования следует разделить на две группы: историографического характера (статьи по историографии вопроса, реферативные статьи, рецензии на книги) и те, которые посвящены непосредственно исследованиям событий Холокоста. Большую часть исследований составляют работы историографического характера, которые описывают исследования западных, чаще всего англоязычных и немецкоязычных авторов. Меньшую часть составляют собственно исследования событий Холокоста, исторической памяти о Холокосте и источников.
Абсолютное большинство русскоязычной Источниковой базы составляют статьи, меньше - материалы конференций, небольшую часть составляют монографии. Кандидатская диссертация на тему Холокоста была защищена одна.
Структура работы.
Работа состоит из двух глав, разделенных по хронологическому принципу. Первая глава посвящена исследованиям Холокоста до распада Советского союза. Вторая глава: от начала 1990-х годов по настоящее время. Один из параграфов каждой главы посвящен исследованиям Холокоста на западе - трендам и тенденциям, характерным для соответствующего хронологического периода, второй параграф посвящен изучению Холокоста в России.
Такое деление обусловлено тем, что распад Советского союза имел большое значение для изучения Холокоста и в России, и на Западе. Во- первых, открылись закрытые ранее советские архивы, во-вторых, исследования, которые были проведены на основании этих новых данных позволили по-новому взглянуть на ранее обсуждавшиеся вопросы и задать новые, а также российская научная общественность с этого момента получила возможность находиться в мировом научном дискурсе.
Изучение Холокоста началось еще в процессе войны. Отдельные разрозненные размышления, свидетельства очевидцев, документы аккумулировались для первого этапа осмысления на Нюрнбергском процессе.
Основной круг тем исследований Холокоста в мире складывается к началу 80-х годов: в поисках ответа на вопрос, как такое могло произойти, ученые исследуют административную машину нацистской Германии, положение евреев в концентрационных лагерях, истории спасения и сопротивление. Кроме того исследователи задаются вопросами о влиянии Холокоста на создание государства Израиль.
В советском союзе пытаются дать характеристику оккупационному режиму, дать оценку сионизму и нацизму. Большое влияние на советские исследования оказывает идеология, налагая определенные ограничения. Преследования по национальному характеру (равно как и по политическому) не вписывалось в идею дружбы народов, как не вписывалась в них и роль коллаборационистов. Уничтожение политических противников, которое вылилось в борьбу с космополитизмом и дело врачей и привело, помимо всего, к миграции еврейского населения из СССР, тоже не способствовало популяризации исследований о Холокосте, как и внешнеполитические причины - СССР занял сторону арабов в арабо-израильском конфликте.
На самом первом этапе, когда политика СССР и Западных стран следовала более-менее в одном русле, тенденции исследования Холокоста в СССР не отличались от Западных - эта тема была актуальна, особенно она актуализировалась Нюрнбергским процессом, а ее первыми исследователями стали люди, принимавшие непосредственное участие в войне, сопротивлении, документировании преступлений нацизма. В конечном итоге будущее исследований Холокоста, что в СССР, что в Западных странах определялось политическим положением.
Развал Советского союза и падение “Железного занавеса” привело к новым веяниям в исследованиях. Значимым для западных историков событием стало открытие советских архивов. Российские исследователи получили доступ к западным исследованиям. А кроме того западные исследователи были заинтересованы в сотрудничестве с российскими исследователями. В Россию потекли деньги на исследования.
Появляется большое количество работ, посвященных оккупационному режиму, пересматриваются старые темы с учетом новых документов и обстоятельств.
В России основатель центра и фонда Холокост предложил вести исследования по трем направлениям: евреи и их судьба, люди других национальностей, спасавшие евреев и изучение еврейского сопротивления.
Однако в конечном итоге исследователи чаще обращались к темам оккупационного режима, коллаборационизма, отношения советского правительства к Холокосту.
В целом российские исследования к тематическом плане вполне следуют в русле западных исследований.
Холокост интересует российских исследователей, в основном, в рамках исследований историческом памяти. Кроме того часто встречаются обзорные работы по западной историографии.
В мире и в СССР после войны наметились две противоположные тенденции: на Западе создавались организации, целью которых было сбор информации и исследования преступлений против евреев; в СССР, наоборот, ЕАК, дополнительным направлением деятельности которого стало документирование нацистских преступлений во время войны, был распущен, а его деятели репрессированы.
Исследования Холокоста в России занимают особое положение: с одной стороны международная актуальность события достаточно высока, эта тема прочно занимает свое место в мировой исследовательской повестке, с другой стороны, для Российских исследователей она не является остро актуальной.
Сбор информации о преступлениях нацизма против евреев в Советском Союзе начался еще во время войны литераторами еврейского происхождения. Затем часть этих материалов была использована во время Нюрнбергского процесса.
До конца существования Советского союза тема Холокоста продолжала существовать в рамках исследований по истории Второй мировой войны.
Падение режима и открытие границ вкупе с интересом западных исследований к информации, хранящийся в архивах бывшего СССР и ставшей теперь доступной, интересом к травматическому прошлому и благоприятной атмосферой для начала обсуждения этого прошлого, западными грантами привело к повышению интереса российских исследователей к теме Холокоста.
Западные организации стали оказывать поддержку исследованиям на территории бывшего СССР, в том числе и в России. Наиболее активно действовали Яд Вашем и Сэфер. Кроме того в России появилась и своя организация - центр и фонд Холокост с филиалами в городах России.
Однако постепенно интерес к событию начинает утрачиваться. Исследовательские проекты заменяются на образовательные. Исследования же по Холокосту возвращаются в рамки исследований Великой Отечественной и Второй мировой войн. Исследования представлены чаще всего статьями о российской и зарубежной историографии, небольшую долю занимают исследования Холокоста на территории РФ и стран бывшего СССР, попавших под немецкую оккупацию - за все время в России защищена только одна диссертация по истории Холокоста.
Означает ли это, что тема Холокоста замалчивается? Скорее нет, чем да. В России переводятся и публикуются наиболее нашумевшие западные труды, существуют исследователи, работающие по данной теме. Их работы публикуются, но не вызывают общественного резонанса.
В общем и целом, развитие исследований по истории Холокоста в России следует в русле западных исследований. В России есть небольшое количество исследователей вроде И. Альтмана и П. Поляна, которые признаются мировым сообществом. В основном же российские исследователи чаще обращаются к историографии вопроса, чем к исследованию самого вопроса.
Деятельность организаций (центр и фонд Холокост, Сэфер) сегодня больше направлена на образовательные и просветительские проекты, чем на исследовательские. Хотя и исследовательская деятельность присутствует.
В то же время и на западе, и в России приобретает популярность исследования по исторической памяти. Изучение исторической памяти о Холокосте, в отличие от изучения самого Холокоста, является достаточно популярной исследовательской темой и для России.
Изучение исторической памяти направлено на осмысление и переосмысление события и его значения для идеологии государства. В этом случае нет ничего удивительного, что изучение исторической памяти о Холокосте заняло центральное место во всех исследованиях Холокоста в России и в исследованиях по исторической памяти в России. Холокост выступает как часть памяти о Второй мировой и Великой Отечественной войне.
Подводя итог можно сказать, что российская историография в основном следует в русле западных тенденций. Исследования по Холокосту ведутся, но и до мирового уровня большинству из них далеко. Для такого положения дел есть несколько веских причин.
Первая из них лежит в советском прошлом, когда из-за давления идеологии сложилась определенная исследовательская традиция - Холокост не рассматривался как исключительное событие в мировой истории, а только как небольшая часть истории Второй мировой войны.
Вторая причина лежит в современности - большая часть оккупированных территорий, на которых происходил Холокост, после развала СССР осталась в составе Украины и Белоруссии.
Поэтому хотя в 90-е годы и наблюдался всплеск исследований данной тематике, сейчас тема Холокоста раскрывается в основном в исследованиях исторической памяти.
1. Arad, Yitzhak. Concentration of refugees in Vilna on the eve of the Holocaust. - Jerusalem: Yad Vashem, 1973. - p. 201-214
2. Arad, Yitzhak. Jewish armed resistance in Eastern Europe. - [Jerusalem]: [Yad Vashem], 1976. -517p.
3. Arad, Yitzhak. Jewish family camps in the forests - an original means of rescue. - N.p.: n.p., 1977. -190 p.
4. Arad, Yitzhak. The murder of the Jews in German-occupied Lithuania (1941-1944). - Amsterdam: Rodopi, 2004. - 203 p.
5. Bauer, Yehuda. From cooperation to resistance. - N.p.: n.p., 1966. - pp. 182-210
6. Bauer, Yehuda. The Holocaust and the struggle of the Yishuv as factors in the establishment of the State of Israel. - [Jerusalem]: [Yad Vashem], 1976.-611-632p.
7. Bauer, Yehuda. They chose life. - New York: American Jewish Committee, 1973. -61 p.
8. Cooper, Leo. In the shadow of the Polish eagle. - Basingstoke, Hampshire: Palgrave, 2000. - xiv, 255 p.
9. David-Fox, Michael. The Holocaust in the East. - Pittsburgh, Pa.: University of Pittsburgh Press, 2014. - xii, 265 p.
10. Gilbert, Martin. British government policy towards Jewish refugees. - Jerusalem: Yad Vashem, 1979. - pp. 127-167
11. Gushee, David P.. The Righteous Gentiles of the Holocaust. - Minneapolis: Fortress Press, 1994. - xiv, 258 p.
12. Hilberg, Raul. Taeter, Opfer, Zuschauer. - Frankfurt a.M.: S. Fischer, 1992.-367p.
13. Hilberg, Raul. The destruction of the European Jews. - New York:
Holmes & Meier, 1985. - 360 p.
14. Paldiel, Mordecai. Sheltering the Jews. - Minneapolis: Fortress Press, 1996. - viii, 224 p.
15. Poliakov, Leon. Harvest of hate. - London: Bestseller Lib., 1960. - 255 P-
..142