Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАНСФОРМАЦИЯ ЧЕЛОВЕКО-МАШИННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРФЕЙСОВ

Работа №192712

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость5800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Специфика интерфейсов в человеко-машинном взаимодействии 12
1.1. Взаимодействие человека с технологиями в историко-философском контексте 12
1.2. Становление исследовательского направления Взаимодействие человека и
компьютера (Human-Computer Interaction) 17
1.3. Интерфейсы цифровых технологий: определение и классификация 23
1.3.1 Подходы к определению понятия 23
1.3.2 Классификация интерфейсов 25
1.4. Тренды проектирования пользовательских интерфейсов 35
1.5. Этические и антропологические аспекты человеко-машинного взаимодействия ....39
1.6 Человеко-машинное взаимодействие в рамках концепции ноосферы Вернадского 43
Глава 2. Рефлексия пользователей об интерфейсах
человеко-машинного взаимодействия 47
2.1. Анализ исследований пользовательских аттитюдов человеко-машинного
взаимодействия 47
2.2. Рефлексия пользователей о процессе взаимодействия с технологиями 51
2.2.1 Анкетирование 51
2.2.2 Эксперимент 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ А 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Теоретик СМИ Стивен Джонсон, рассуждая о современной культуре средств коммуникации, пришел к выводу, что вся культура - есть культура интерфейсная. Интерфейс начинает трансформацию от эффективной системы к форме подлинного искусства. Культура интерфейса интерпретирует действительность и по мере развития цифровых технологий начинает занимать центральное место в интеллектуальной деятельности .
Цифровая среда, требующая обязательного наличия интерфейса, безусловно, повышает его значимость в коммуникативных актах. Сегодня процессы дигитализации приводят к смешению виртуальных и реальных миров. Такие технологические концепции как Интернет Вещей начинают встраивать цифровые объекты в повседневную реальность. В такой ситуации весомая часть процессов коммуникации попадает в зависимость от интерфейса.
Рынок Интернета Вещей показывает высокие темпы роста, объем которого, по данным аналитического агентства International Data Corporation (IDC), по итогам 2018 года составляет $646 миллиардов , а к 2022 должен достигнуть $1,2 триллиона, по данным Bain&Company $0,6 триллиона, а аналитики из Gartner прогнозируют рост до $3,4 триллионов уже к 2020 году . Интернет Вещей предлагает пользователям инновационный способ взаимодействия - с помощью технологий невидимого интерфейса. Кроме того, у традиционного графического пользовательского интерфейса начинает появляться конкуренция других типов взаимодействия, например, голосовой интерфейс. Технический директор компании Citrix предсказывает смену основного канала взаимодействия с пользователем: С приходом Siri, Cortana, Bixby, Google Assistant и Amazon Echo мы видим следующее поколение интерфейса для взаимодействия человека и компьютера, основанного на технологии распознавания речи и обработки естественного языка.
Вполне возможно, что эра клавиатуры и мыши подходит к концу . Кардинальным образом может изменить человеко-компьютерное взаимодействие нейрокомпьютерный интерфейс, рынок которого к 2022 году достигнет $1,72 миллиарда . Таким образом, технологические компании начали закладывать базу для радикальных преобразований в области человеко-машинного взаимодействия, предлагая уйти от традиционных графических пользовательских интерфейсов к интерфейсам естественным.
В складывающихся условиях перед обществом предстают следующие вызовы:
1) внедрение естественных пользовательских интерфейсов;
2) реализация концепции Интернета Вещей.
Настоящие вызовы требуют гуманитарного анализа текущих и предстоящих трансформаций человеко-машинного взаимодействия и их последствий для человека и общества в целом. Важно оценить, как меняется характер взаимодействия в условиях использования естественных пользовательских интерфейсов, его этические и социальные проблемы и их последствия. Все вышесказанное обуславливает актуальность настоящего исследования, связанную с перспективами внедрения естественных пользовательских интерфейсов
Объектом данного исследования является человеко-машинное взаимодействие, предметом - естественный пользовательский интерфейс и его возможное влияние на человеко-машинное взаимодействие.
Цель исследования - определить возможные социокультурные перспективы внедрения естественных интерфейсов и их влияние на процесс человеко-машинного
взаимодействия.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть основные подходы к человеко-машинному взаимодействию в социокультурном и историко-философском контексте.
2. Определить понятия интерфейса и естественного интерфейса.
3. Определить место естественных интерфейсов в системе пользовательских интерфейсов цифровых технологий.
4. Определить основные тенденции и возможные перспективы развития человекомашинного взаимодействия.
5. Выявить рефлексию пользователей о трансформации процесса взаимодействия с технологиями и естественных интерфейсах.
Теоретической базой нашего исследования стали работы ученых, которые первыми обратились к осмыслению человеко-машинного взаимодействия: О. Шпенглер, М. Хайдеггер, Н. Бердяев, Х. Ортега-и-Гассет, Н. Винер, Ю. Хабермас, Ж. Бодрийяр, Дж. Вейценбаум. Перечисленные авторы анализировали человеко-машинное взаимодействие актуальное на момент XX столетия и большая часть из них не застала эпохи компьютера. Нами были использованы и современные исследования, посвященные анализу различных гуманитарных аспектов человеко-компьютерного взаимодействия: D. Fallman, J. Knight, S. Ahmed, А. Островского. Авторы данных работ сфокусировали свое внимание на различных аспектах интеракций человека с компьютером. Кроме того,
междисциплинарность работы предполагает использование трудов исследователей новых медиа: Л. Манович, С. Джонсон, А. Галлоуэй; и специалистов в области проектирования интерфейсов: Я. Нильсен, А. Купер, Дж. Раскин, Г. Кришна и др.. В качестве эмпирической базы использовались результаты экспериментов зарубежных ученых и собственные исследования.
Методами эмпирических исследований в нашей работе были анкетирование и эксперимент.
Основные результаты исследования
В настоящей работе нам удалось отследить эволюцию представлений в социокультурном дискурсе о технике, если в XIX веке фокус был на ее сущности, то уже в первой половине XX века для исследователей становится важным культурологическая и экзистенциальная составляющая техники. После Второй Мировой войны философы начинают осмыслять новое явление в мире техники - компьютер. Особое внимание исследователей сосредоточено на этических вопросах, связанных с техникой. С 80-х годов XX века начинается активное изучение рефлексии отношений человек-компьютер. Научные работы в это время затрагивают философские, этические, эстетические аспекты человеко-компьютерного взаимодействия.
В ходе анализа мы смогли выделить несколько подходов к понятию интерфейса, а именно: культурный интерфейс, интерфейс-медиатор, интерфейс-граница, интерфейс- процесс. В работе представлены собственные понятия интерфейса и естественного пользовательского интерфейса. Кроме того, предложена классификация пользовательских интерфейсов, в основе которой лежит категория естественности.
Нами были выделены основные этические проблемы пользовательских интерфейсов, проведен анализ Интернета вещей в контексте концепции ноосферы В. Вернадского. Подобный анализ позволил показать трансформацию коммуникации в социуме на всех его уровнях под влиянием Интернета Вещей, помогающих осваивать человеку новые пространства и изменять их под свои потребности. Однако сделан вывод о том, что Интернет Вещей может превратиться из простого инструмента достижения ноосферы в его движущую силу.
Анализ исследований в области Интернета Вещей показал их техническую направленность, а исследований гуманитарного характера, направленных на выявление рефлексии пользователей - единицы. В имеющихся исследованиях отмечена тенденция к положительному восприятию самой концепции Интернета Вещей, но выявлены проблемы с юзабилити. Собственные эмпирические исследования показали восприятие и рефлексию пользователей о происходящих трансформациях в человеко-машинном взаимодействии и о невидимом интерфейсе. Так, переход к естественному взаимодействию еще не состоялся, однако уже сейчас намечена тенденция к использованию голосового канала для ввода данных. При выводе данных пользователи продолжают традиционно использовать визуальный канал, вследствие чего у них возникает чувство подконтрольности и прозрачности взаимодействия.
В целом, стоит сказать, что естественные пользовательские интерфейсы обозначили процесс сокращения дистанции между человеком и технологией. Дальнейшее внедрение подобных интерфейсов будет способствовать ликвидации границы между человеком и компьютером, а это в свою очередь приведет к процессу смешения объективной и виртуальной реальностей. Кроме того, нами была отмечена трансформация ролей человека и компьютера в коммуникации, где компьютер начинает преимущественно исполнять роль инициатора взаимодействия, человек - реципиента.
Научная новизна исследования состоит в том, что в рамках диссертации рассматриваются возможные социокультурных последствия внедрения естественных пользовательских интерфейсов не только на основе теоретической базы, но и с привлечением эмпирических исследований рефлексии пользователей текущих трансформаций.
Теоретическая значимость обусловлена обобщением и систематизацией социогуманитарного осмысления человеко-компьютерного взаимодействия, которые могут быть полезны не только для исследователей, но и для проектировщиков интерфейсов. Кроме того, в работе представлена авторская классификация пользовательских интерфейсов.
Практическая значимость заключается в том, что данное исследование с гуманитарных позиций может определить возможные векторы развития человекокомпьютерного взаимодействия. Результаты могут служить источником материала для образовательных курсов. Сфокусировать внимание профессионального сообщества на социокультурных аспектах интерфейса могут помочь результаты эмпирических исследований.
Структура диссертационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения, в котором помещены результаты эмпирических исследований.
В первой главе рассматривается историко-философский экскурс человекокомпьютерного взаимодействия и становление Human-Computer Interaction как отдельной дисциплины. Выделены различные теоретические подходы к понятию интерфейса, особое внимание уделено классификации пользовательских интерфейсов. Автором проанализированы основные тренды и перспективы развития человеко-машинных интерфейсов. Сделаны основные выводы о том, что происходит трансформация роли человека в человеко-компьютерном взаимодействии, где компьютер начинает выступать инициатором коммуникации, а человек выполнять преимущественно роль реципиента.
Во второй главе исследуется рефлексия пользователей о взаимодействии с невидимыми интерфейсами, являющихся, по мнению специалистов в области компьютерных наук, вершиной развития человеко-компьютерных интерфейсов. Рассматриваются зарубежные исследования пользовательского восприятия интерфейсов Интернета Вещей. Проведен анализ собственных эмпирических исследований восприятия и рефлексии пользователями трансформации человеко-компьютерного взаимодействия. По итогам главы делается вывод о том, что пользователи склонны к позитивному восприятию концепта Интернета Вещей и осознают имеющиеся проблемы с юзабилити, кроме того, нами были отмечены тенденции к началу использования естественных интерфейсов и нейтрализации восприятия технологий невидимого интерфейса.
В заключении представлены основные выводы диссертационного исследования. В них изложены суждения о том, что трансформация человеко-машинного взаимодействия ведет к смешению виртуального и реального миров, где человек превращается в реципиента взаимодействия. В приложениях находятся вопросы, которые были использованы в эмпирических исследованиях.
Общий объем диссертации составляет 79 страниц с учетом приложения. Список литературы состоит из 115 источников, в том числе в работе использованы зарубежные исследования за последние 5 лет.
Апробация результатов исследования
Материалы настоящего исследования были представлены на конференциях международного уровня:
1. XXV международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», Москва, 2018 год;
2. 56-й международная научная студенческая конференция Новосибирского государственного университета, Новосибирск, 2018 год;
3. Второй международный молодежный конвент Уральского гуманитарного института УрФУ, Екатеринбург, 2018 год;
4. Вторая зимняя школа по гуманитарной информатике Балтийского федерального университета им. Э. Канта, Калининград, 2018 год;
5. XX международная конференция молодых ученых «Актуальные проблемы
социальных наук», Томск, 2018 год;
6. XXI международная конференция молодых ученых «Актуальные проблемы
социальных наук», Томск, 2019 год;
Основные положения диссертации опубликованы, в том числе в изданиях, входящих в перечень изданий РИНЦ:
1. Алексеев С.А. Применение эвристик юзабилити в анализе невидимых пользовательских интерфейсов // Социология: Материалы 56-й Междунар. науч. студ. конф. 22-27 апреля 2018 г. / Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2018 - C.50-51.
2. Медведева Е.Н., Алексеев С.А. Интерфейсы взаимодействия человека с
искусственными нейронными сетями в контексте творческой деятельности // Многомерность общества: человек в социальном взаимодействии : 2-й
молодежный конвент: материалы международной студ. конф. 29-31 марта 2018 года. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018 - С. 326-328.
3. Зильберман Н.Н., Алексеев С.А. Категория «естественность» в классификации пользовательских интерфейсов // Гуманитарная информатика. - 2018. - № 14. - С.6-17.
4. Алексеев С.А. Роль этики в пользовательском интерфейсе // Вторая зимняя школа по гуманитарной информатике : сб. тез. докл. - Калининград : Изд-во БФУ им. И. Канта, 2018 - С.3-9.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Философы еще в XX веке отметили формирование зависимости человека от техники, трансформирующейся из инструмента достижения целей в инструмент формирования культуры, намечая тем самым круг экзистенциальных, культурологических и этических аспектов техники, где последние приобретают еще большую роль с изобретением компьютера. Так, гуманитарная рефлексия отношений человек-компьютер начинается с 80-х годов XX века, где для философии одной из самых важных проблем становятся моральные последствия человеко-компьютерного взаимодействия. Исходя из той позиции, что в коммуникации человека с машиной определяющую роль играет интерфейс, нами была разработана классификация пользовательских интерфейсов. Она позволила увидеть эволюцию пользовательских интерфейсов, которую можно рассматривать как «приближение» пользователя к машине и ликвидацию посредников между человеком и машиной.
Так текущие трансформации человеко-машинного взаимодействия поставили этические и антропологические вопросы. Мы пришли к выводам, что интерфейс способен моделировать поведение человека, следовательно, это ставит вопрос об этической ответственности дизайнеров интерфейсов как проектировщиков социальной реальности. Кроме того, для исследования антропологического влияния трансформации человекомашинного взаимодействия нами был рассмотрен Интернет вещей с позиций антропоцентричной концепции ноосферы В. Вернадского. Так, «умные вещи» трансформируют коммуникативную модель общества и помогают человеку в освоении новых пространств, но при этом Интернет Вещей начинает претендовать на «геологическую роль», отведенную Вернадским человеку.
В эмпирических исследованиях мы попытались определить, присутствует ли в социуме рефлексия текущих изменений человеко-машинного взаимодействия с внедрением естественных и невидимых интерфейсов. Анализ зарубежных исследований по Интернету Вещей показал позитивное восприятие пользователями самой концепции Интернета Вещей, однако при этом присутствуют и проблемы с юзабилити, где пользователей беспокоит неподконтрольность и агентство умной системы, а также формирование зависимости от нее. Проведенное нами анкетирование показало тенденции к использованию речи для ввода данных и визуального канала для вывода, что обуславливает подконтрольность и прозрачность взаимодействия. Нами была отмечена «нейтрализация» восприятия технологий использующихся в невидимом интерфейсе, что мы смогли подтвердить и с помощью интервью, проведенного нами в рамках эксперимента. Кроме того, эксперимент показал, что только половина пользователей воспринимают невидимый интерфейс как интерфейс, была обнаружена склонность к обращению пользователей к аддитивным модальностям при взаимодействии с ним.
В целом стоит отметить, что текущие процессы трансформации человеко-машинного взаимодействия ведут к смешению объективной и цифровой реальностей, где меняется ролевая модель взаимодействия: человек становится реципиентом, а машина инициатором интеракций. Нарастающие тенденции будут вести к зависимости человека от сформированной технологиями социокультурной реальности. Все это уже сейчас ставит вопрос не только об этическом переосмыслении происходящих трансформаций, но и об этической ответственности дизайнеров интерфейсов и технических специалистов, формирующих сегодня новую социокультурную реальность. Тем самым антропоцентричный мир приобретает черты техноцентризма, где место человека начинают определять за него технологии. Все это требует внимания исследователей на настоящих и будущих трансформациях человеко-компьютерного взаимодействия, стремящегося стать невидимым и начинающего определять социокультурную реальность современного общества уже сейчас. Так еще в 1990 году Дональд Норман сказал: Основная проблема интерфейса в том, что это интерфейс. Интерфейсы — это препятствия на пути. Я не хочу сосредоточивать свои силы на интерфейсе. Я хочу сосредоточиться на работе... Я не хочу осознавать себя использующим компьютер, я хочу осознавать себя делающим дело .



1. 2019 UI and UX DesignTrends - UX Planet [Электронный ресурс]. - URL: https://uxplanet.org/2019-ui-and-ux-design-trends-92dfa8323225 (дата обращения: 20.05.19).
2. 25 Trends: The definitive guide to turn-of-the-decade UX. (Part 1) [Электронный ресурс]. - URL: https://uxplanet.org/5-trends-the-definitive-guide-to-turn-of-the-decade-ux- part-1-6c3672827845 (дата обращения: 20.05.19).
3. 31 Must Know Mobile Voice Usage Trends for 2019 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.stonetemple.com/voice-usage-trends (дата обращения 10.05.19).
4. Аристотель. Метафизика / Пер. А.В. Кубицкого. Ростов-н/Д.: Феникс, 1999. - 602 с.
5. Бердяев Н. А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // Вопросы философии. -1989. - №. 2. - С. 147-162.
6. Бодрийяр Ж. Система вещей / пер. с франц. С. Зенкина. - 1995. - 319 с.
7. Вейценбаум Д. Возможности вычислительных машин и человеческий разум (от суждений к вычислениям). - М. - 1982. - 363 c.
8. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. — М.: Айрис-пресс, 2012. — 576 с.
9. Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере [Электронный ресурс]. - URL: http://vernadsky.lib.ru/e-texts/archive/noos.html (дата обращения: 05.05.19).
10. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. - М:Наука, 1983. - 344 с.
11. Воройский Ф.С. Информатика. Энциклопедический систематизированный словарь- справочник: введение в современные информационные и телекоммуникационные технологии в терминах и фактах. - 2006. - 945 с.
12. Главные тренды UX-дизайна в 2018 году [Электронный ресурс]. - URL: https://www.uplab.ru/blog/trends-in-ux-design-in-2018/ (дата обращения: 20.05.19).
13. Каплан А. Я. Нейрокомпьютерный симбиоз: движение силой мысли // Наука из первых рук. - 2012. - №. 6 (48). - C.27-39.
14. Капп Э., Нуаре Л., Эспинас А. Роль орудия в развитии человека. - Л: Прибой,1925.
- 192 c.
15. Котюжанский Л. А. Интерфейс бесконтактного управления // Фундаментальные исследования. - 2013. - №. 4-1. - С. 44-48.
..115


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ