Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Просмотр кинофильмов как копинг-стратегия у молодого поколения (Российский Государственный Гуманитарный Университет)

Работа №192710

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы40
Год сдачи2025
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 50 человек в возрасте от 18 до 25 лет

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОПИНГ–СТРАТЕГИЙ И РОЛИ КИНО 5
1.1. Понятие и виды копинг–стратегий 5
1.2. Молодежь как группа повышенного стрессового воздействия 8
1.3. Кино как инструмент психологического воздействия 11
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 15
ГЛАВА 2. КИНО КАК КОПИНГ–СТРАТЕГИЯ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 17
2.1. Методология исследования 17
2.2. Анализ результатов исследования 22
2.3. Обсуждение результатов исследования 32
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Современное общество характеризуется возрастающим уровнем стресса, особенно среди молодого поколения, которое сталкивается с многочисленными вызовами, такими как учебные нагрузки, профессиональная неопределенность и сложности социализации [23, с. 45]. В этих условиях поиск эффективных копинг–стратегий становится особенно актуальным. Одним из таких механизмов психологической адаптации может выступать просмотр кинофильмов, который сочетает в себе развлекательную, терапевтическую и эскапистскую функции [14, с. 67].
Актуальность исследования обусловлена значительной ролью киноиндустрии в современной культуре, а также ростом стрессогенных факторов, влияющих на молодежь [39, с. 12]. Кино, как мощный инструмент медиавоздействия, способно не только отвлекать от повседневных проблем, но и помогать в переосмыслении жизненных ситуаций, что делает его потенциально эффективной копинг–стратегией [26, с. 89].
Целью данного исследования является изучение связи копинг–стратегий и кинопредпочтений молодежи. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
– рассмотреть теоретические основы копинг–стратегий, опираясь на работы Р. Лазаруса и С. Фолкмана;
– проанализировать особенности стрессового воздействия на молодежь;
– изучить функции кино как инструмента психологического влияния;
– провести эмпирическое исследование, направленное на выявление связи между уровнем стресса и использованием кино в качестве копинг–стратегии.
Объектом исследования выступает процесс использования кинематографа в качестве копинг–стратегии в условиях современного стрессогенного общества.
Предметом исследования является связь между копинг–стратегиями и кинопредпочтениями молодежи.
Методы исследования:
– Теоретический анализ научной литературы по проблеме копинг–стратегий и психологического воздействия кино.
– Эмпирические методы: анкетирование, тестирование, опрос, анализ данных.
– Статистические методы: корреляционный анализ, обработка результатов с помощью программного обеспечения.
Методики исследования:
– «Опросник совладания со стрессом, COPE–30» (авторы: C. Carver, M. Scheier, J. Weintraub, 1989; адаптация: М. А. Одинцова, Н. П. Радчикова, Л. А. Александрова, 2022);
– «Шкала воспринимаемого стресса, PSS–14» (авторы: S. Cohen, G. Williamson, 1988; адаптация: А. А. Золотарева, 2023);
– «Уровень субъективного контроля, УСК» (авторы: Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд, 1984).
Гипотеза исследования заключается в том, что просмотр кинофильмов является эффективной копинг–стратегией для молодежи, помогающей снижать уровень стресса, причем выбор жанров и мотивы просмотра связаны с индивидуальными психологическими потребностями и уровнем стрессового воздействия.
Практическая значимость работы связана с возможностью использования полученных результатов в психологической практике, для разработки рекомендаций по кинотерапии. Перспективы дальнейшего изучения темы включают углубленный анализ влияния конкретных жанров кино на психологическое состояние зрителей [36, с. 78].
Таким образом, данное исследование направлено на раскрытие потенциала кино как инструмента психологической поддержки молодого поколения в условиях современного стрессогенного общества.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволило затронуть феномен использования кинематографа в качестве копинг–стратегии современной молодежью. Полученные результаты убедительно демонстрируют, что кино играет значительную роль в системе психологической адаптации молодого поколения к стрессовым ситуациям. Ключевым выводом работы стало подтверждение гипотезы о том, что кинопросмотры выполняют не только развлекательную, но и терапевтическую функцию, выступая эффективным инструментом эмоциональной саморегуляции.
В результате проведенного исследования полное подтверждение получили эмпирические гипотезы № 2 и №5, что указывает на значимость просмотра фильмов в качестве копинг-стратегии по совладанию со стрессом. Гипотеза №3 была частично подтверждена, что свидетельствует о различиях личностных кинопредпочтений и незначительных колебаниях при выборе жанра. Гипотеза №1 и №4 не получили статистически достоверного подтверждения, что может быть связано с такими факторами как ограниченность изучаемой выборки, несбалансированность распределения или значительная индивидуальная вариативность ответов внутри группы.
Все цели, поставленные в исследовании, были достигнуты. Работа включала тщательный обзор соответствующей литературы, разработку и проверку гипотез, а также количественную оценку выбора жанров кино и используемых копинг-стратегий при совладании со стрессом. Кроме того, были установлены статистически значимые корреляции между ключевыми переменными.
Практическая значимость исследования проявляется в нескольких аспектах. Во–первых, полученные результаты могут быть использованы при разработке программ психологической помощи студенческой молодежи. Во–вторых, выявленные закономерности позволяют усовершенствовать методы кинотерапии, делая их адресными и эффективными. В–третьих, материалы исследования могут найти применение в образовательном процессе, способствуя развитию медиаграмотности и осознанному потреблению кинопродукции.
Полученные результаты подчеркивают значимость просмотра фильмов в качестве способа совладания со стрессом и профилактики различных стрессовых состояний. В дальнейшем целесообразно проведение исследования на более широком массиве данных с учетом дополнительных факторов. Кроме того, при анализе кинопредпочтений стоит включить такие аспекты, как мотивация и ожидания от просмотра, а также включить в исследование качественные методы (интервью, контент-анализ) для глубинного изучения личностных кинопредпочтений. Особого внимания заслуживает разработка критериев дифференциации адаптивного и дезадаптивного использования кино как копинг–стратегии.



1. Авдеев Д.М. Психология медиавосприятия: кино как инструмент рефлексии. М.: Академический проект, 2020. 256 с.
2. Александрова Л.А. Копинг–стратегии в юношеском возрасте. СПб.: Речь, 2019. 184 с.
3. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека. СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2018. 560 с.
4. Баженов Е.Л. Нейропсихология эмоций: современные исследования. М.: ИНФРА–М, 2021. 320 с.
5. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2017. 320 с.
6. Белинская Е.П. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2020. 301 с.
7. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 2019. 323 с.
8. Большаков И.В. Медиапсихология: основы теории. СПб.: Питер, 2021. 288 с.
9. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 2018. 413 с.
10. Вацлавик П. Психология межличностных коммуникаций. СПб.: Речь, 2020. 280 с.
11. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 2019. 352 с.
12. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон–Пресс–Ц, 2020. 304 с.
13. Грачев Г.В. Информационно–психологическая безопасность личности. М.: РИПОЛ классик, 2021. 304 с.
14. Демидов А.А. Кинотерапия: теория и практика. СПб.: Скифия–принт, 2020. 192 с.
15. Дженкинс Г. Культура конвергенции. М.: Новое литературное обозрение, 2019. 424 с.
16. Жижек С. Искусство невозможного. М.: Ад Маргинем Пресс, 2021. 240 с.
17. Зимбардо Ф. Эффект Люцифера. М.: Альпина нон–фикшн, 2020. 768 с.
18. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. СПб.: Питер, 2019. 640 с.
19. Карвер Ч.С., Шайер М.Ф. Теории личности. СПб.: Питер, 2018. 720 с.
20. Келли Г. Психология личности. Теория личных конструктов. СПб.: Речь, 2021. 249 с.
21. Ковпак Д.В. Как избавиться от тревоги и депрессии. СПб.: Наука и Техника, 2020. 288 с.
22. Коул М. Культурно–историческая психология. М.: Когито–Центр, 2019. 432 с.
23. Лазарус Р.С. Психологический стресс и копинг–процессы. М.: Медицина, 2018. 208 с.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2020. 352 с.
25. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: ПЕР СЭ, 2019. 384 с.
26. Маклюэн М. Понимание медиа. М.: Кучково поле, 2021. 464 с.
27. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2020. 352 с.
28. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Класс, 2019. 256 с.
29. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения. М.: Аспект Пресс, 2021. 160 с.
30. Одинцова М.А. Психология жизнестойкости. М.: Прометей, 2020. 330 с.
31. Перлз Ф. Гештальт–подход и свидетель терапии. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2019. 224 с.
32. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 2018. 255 с.
33. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2020. 144 с.
34. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. М.: Эксмо–Пресс, 2021. 512 с.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2019. 720 с.
36. Соколов Е.Г. Анализ глубинных структур киноискусства. М.: РГГУ, 2020. 264 с.
37. Тарасов К.А. Социология кино. СПб.: Алетейя, 2019. 400 с.
38. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Речь, 2020. 320 с.
39. Фолкман С. Психология совладающего поведения. М.: Институт психологии РАН, 2018. 480 с.
40. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». СПб.: Азбука, 2021. 192 с.
41. Фромм Э. Искусство любить. М.: АСТ, 2020. 224 с.
42. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2019. 448 с.
43. Хорни К. Невроз и личностный рост. СПб.: Питер, 2021. 400 с.
44. Шостром Э. Анти–Карнеги, или Человек–манипулятор. М.: АСТ, 2020. 320 с.
45. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2019. 352 с.
46. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 2021. 304 с.
47. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 2020. 576 Электронные ресурсы:
48. Орестова В.Р., Ткаченко Д.П., Гасс О.К. Кинематограф как дополнительное пространство переживания ситуации неопределенности. Электронный ресурс: Новые психологические исследования, 2021. URL: https://newpsyresearches.ru

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ