Введение 3
1 Общая внешняя политика и политика безопасности Европейского Союза.
1.1 Основные вызовы и угрозы. Международный терроризм 10
1.2 Направления деятельности в борьбе с терроризмом 17
2 Внутренний аспект деятельности Европейского Союза в борьбе с международным терроризмом.
2.1 Деятельность ЕС в обеспечении внутренней безопасности 3 0
2.2 Основные органы безопасности и организации, занимающиеся борьбой с
терроризмом внутри ЕС, их эффективность 5 4
3 Внешний аспект деятельности Европейского Союза в борьбе с международным терроризмом.
3.1 Международные организации и партнеры ЕС в борьбе с терроризмом 64
3.2 Достижения и проблемы контртеррористической политики ЕС 76
Заключение 89
Список источников и литературы 92
Актуальность. 11 сентября 2001 года в США произошли террористические акты, которые стали точкой перелома в подходах к противодействию международному терроризму на международном уровне. В результате возросла необходимость более активного взаимодействия между государствами в данной сфере, так как международный терроризм приобрел менее контролируемые формы и стал глобальной угрозой. В этом контексте Европейский Союз столкнулся с рядом важных задач в области обеспечения безопасности своих граждан и территории от угрозы терроризма.
Хотя координированные усилия ЕС в борьбе с терроризмом, осуществленные после террористических актов 9/11, имеют определенные результаты, существует ряд факторов, которые делают данное исследование актуальным. Изменение геополитической обстановки и актуализация проблематики террористических угроз в контексте региональных конфликтов. Помимо прочего, наличие новых вызовов и угроз, таких как кибертерроризм и радикализация через социальные сети оказало немаловажное влияние на изменение контртеррористической политики Евросоюза. В контексте все большего использования цифровых технологий, контртеррористическая политика ЕС адаптируется к современным реалиям, пытаясь предотвращать процессы радикализации и вербовки через интернет. Последствия миграционный кризиса, охватившего Европейский Союз с 2014-2015 года, до сих пор остаются достаточно ощутимыми. Связь между неконтролируемыми миграционными потоками и террористическими рисками требует анализа и разработки новых подходов к решению этой проблемы. В связи со многими ощутимыми изменениями на мировой арене, необходимость актуализации международного сотрудничества в области контртерроризма все еще остается приоритетной для Ес. Актуальность вопросов международного сотрудничества и обмена опытом между различными странами в контексте борьбы с терроризмом заметно выросла. Внутренняя актуализация политического и правового поля ЕС, связанная с такими явлениями, как Brexit и нараставший евроскептицизм. Для поддержания стабильности и противодействия таким вызовам, политика безопасности ЕС и контртерроризма столкнулись с серьезными изменениями.
Таким образом, актуальность темы обусловлена динамикой мировых процессов, которые поставили перед ЕС новые вызовы и требуют исследования политики безопасности с точки зрения внешних и внутренних аспектов борьбы с международным терроризмом. Анализ подходов и стратегий, адаптация к новым условиям и определение факторов эволюции контртеррористической политики ЕС позволят определить возможные направления для ее дальнейшего развития в данной области.
Объект исследования - проблема международного терроризма по отношению к Европейскому Союзу.
Предмет исследования - правовые документы, а также меры и инструменты, используемые Европейским союзом, по борьбе с международным терроризмом.
Цель исследования - Рассмотреть и выявить основные факторы эволюции внутренних и внешних аспектов деятельности Европейского Союза в борьбе с международным терроризмом и определить основные проблемы и достижения европейской политики безопасности в период с 2001 по 2022 гг.
Задачи:
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) Выявить определение и характеристику международного терроризма.
2) Определить направления деятельности Европейского Союза в борьбе с терроризмом.
3) Определить степень участия ЕС в международных контртеррористических операциях.
4) Охарактеризовать основные органы ЕС, занимающиеся вопросами контртерроризма.
5) Выявить основные проблемы и недостатки контртеррористической политики безопасности Европейского Союза.
6) Выявить основные достижения контртеррористической политики безопасности Европейского Союза.
Источниковая база
В качестве источников в данной работе были использованы основные контртеррористические документы Евросоюза, такие как контртеррористическая Стратегия ЕС 2005 года 1, Европейская Стратегия безопасности “Безопасная Европа в лучшем мире” 2009 года , Европейская повестка дня в области безопасности 2015
года „Доклад о борьбе с терроризмом 2017 года , Директива о борьбе с терроризмом 2017 года , Новая стратегия Союза Безопасности ЕС 2020 года, Повестка дня ЕС по борьбе с терроризмом: предвидеть, предотвращать, защищать, реагировать 2020 года ,
Стратегический компас безопасности и обороны 2022 года , в них прописаны все основное положения контртеррорисчтической политики Европейского Союза, при помощи которых, получилось выявить основные факторы эволюции, повлиявшие на ЕС.
Документация, предоставленная Европейской Комиссией, Европейским Парламентом, Советом Европейского Союза, Европейским Советом содержит подробные сведения о том, кто несет ответственность за те или иные сферы обеспечения безопасности ЕС, кто отвечает за реализацию пунктов стратегий и программ по борьбе с терроризмом. Информация, содержащаяся в документах и отчетах, несет основную ценность для исследования, поскольку они включают описание недостатков в процессе реализации программ и стратегий. Кроме того, по этим источникам можно отследить эволюцию контртеррористической политики ЕС и ее развитие в течение двух десятилетий.
Помимо этого, основные документы, договоры и отчеты ближайших для ЕС международных организаций, таких как НАТО, ООН, Совет Европы, ОБСЕ позволяет изучить степень вовлеченности данных организаций в совместные с ЕС контртеррористические действия, как они осуществляют свое взаимодействие в этой сфере и определить насколько совместные действия позволяют ЕС осуществлять контртеррористическую политику, не только внутри своих границ, но и за рубежом.
Также, отчеты Европола, Евроюста, Европейского контртеррористического центра, Фронтекс, Сети по информированию о радикализации позволяют изучить как именно Европейский Союз осуществляет свою контртеррористическую политику, что является проблемой, что нет, как эти организации взаимодействуют между собой и насколько их деятельность изменилась под влиянием факторов эволюции контртеррористической политики ЕС.
В данной работе рассматриваются труды как зарубежных, так и отечественных авторов. Зарубежная литература, в большинстве представленная европейскими авторами и дает объективное понимание контртеррористической политики Евросоюза, механизмов ее реализации и основных положений, а также предоставляет немалый перечень экспертных оценок. Отечественная литература дает альтернативное видение и понимание контртеррористической политики Союза в целом.
Из Российских авторов, хотелось бы выделить работу Долгова Б. В. , в которой раскрываются корни исламского терроризма в Европе, в деталях описывается его идеология, причины возникновения. Много внимания в работе уделено характиристике международного терроризма, а также политике европейских стран и США на Ближнем Востоке, которая способствовала формированию террористических организаций.
Работы Стародубцевой М. А., Мазурова В. А. и Шушаковой Е. А. , которые проанализировали основные направления деятельности ЕС, закрепленные в его Стратегии 2005 года, а также отметили первые основные достижения и недостатки проделанной работы Евросоюзом, указывая на отсутствие комплексного подхода к контртеррористической политике, а также на недостаточность узких определений террористической угрозы.
Луппов И. Ф. и Новикова О. Н. рассмотрели основные проблемы и перспективы развития контртеррористической политики ЕС после взрывов в Мадриде и нападений в Лондоне. Обозначив террористические угрозы в Европе и США, авторы рассматривают факторы, которые оказали влияние на работу правоприменительных органов и структур ЕС по борьбе с терроризмом. Также авторы рассмотрели основные достижения и проблемы, принятых органами ЕС мер по борьбе с терроризмом.
Также стоит выделить работы Потемкиной Ольги Юрьевны , которая осветила тему террористической угрозы в европейском контексте, а также рассмотрела методы противодействия терроризму в рамках Евросоюза. На основании анализа документов, предоставленных агентствами ЕС, и изучения отчета о результатах работы Комиссии в области безопасности, автор рассматривает результаты усилий государств -членов по противодействию террористической активности. Также, в работе описаны возникшие противоречия между институтами ЕС в ходе принятия решений и акцентируется внимание на проблеме возвращения иностранных боевиков из зон военных конфликтов в страны ЕС, а также взаимодействия ЕС с третьими странами по данной проблеме.
Из зарубежных авторов, стоит выделить работы М. Ден Боер , Дж. Оккипинти и Л. Тие , которые рассмотрели зарождение и основные изменения контртеррористической политики Европейского Союза после 11 Сентября, в том числе М. Ден Боер раскрыла основные возможности международного взаимодействия, которые появились для политики ЕС после ужасных терактов в Нью-Йорке, Дж. Оккипинти оценил возможности кооперации европейских национальных правоохранительных органов до принятия
Контртеррористической Стратегии ЕС 2005 года, а Л. Тие рассмотрела основные изменения, которые произошли в контртеррористической политике ЕС после терактов в Мадриде.
Г. де Врис в своих трудах рассмотрел возможности и потенциал сотрудничества контртеррористической политики ЕС с другими международными организациями, такими как ООН и НАТО, а также с третьими странами после принятия ЕС ее контртеррористической Стратегии 2005 года. В дополнение Ж. О. Энжен сделал детальный анализ террористической угрозы в Европе, вплоть до 2007 года, дав характеристику международному терроризму, а также изучив основные причины и предпосылки столкновения ЕС с проблемой терроризма.
Р. Боссонг , в своей работе разобрал основные проблемы ЕС после принятия Плана действий по борьбе с терроризмом, оценивая его возникновение, как результат лихорадочного процесса политического предпринимательства Европейской комиссии и других субъектов, стремящихся к интеграции, что перегрузило возможности ЕС по выработке политики и способствовало политическому конфликту, в то время как стратегическое измерение игнорировалось.
Й. Монар , Х. Аргоманиз , Л. Блок , Д. Биго, Э. Брауэр и С. Карреро рассмотрели основные достижения и провалы контртеррористической политики ЕС после терактов 2015 года, которые стали вторым переломным моментом в истории контртеррористической политики ЕС, раскрывшие основные проблемы взаимодействия стран-участниц в этой сфере и показали несостоятельность некоторых элементов данной политики.
Также, в работе Д. Биго и Э. Гильд рассматривается взаимоотношение контртеррористической политики ЕС и основных прав и свобод человека в Европе, а также то как ЕС взаимодействует со странами партнерами для поддержания баланса между использованием в борьбе с терроризмом необходимых противоречивых политических мер и невмешательством в частную жизнь и защитой других прав европейских граждан.
Особенно хотелось бы выделить работы О. Буреса в которых он сделал детальный анализ политики ЕС борьбы с терроризмом, дав ей критическую оценку и рассмотрев ее проблемы и критические недочеты после принятия Стратегии 2005 года, а также оценив состоятельность роли Европейского Союза, как международного борца с терроризмом, как внутри своей территории, так и на международной арене.
В качестве методов, использованных для данного исследования, можно выделить общенаучные методы анализа и синтеза, сравнения, а также исторический мет од. Исторический метод исследования в данной работе стал основным при анализе концептуальных подходов реализации контртеррористической политики Европейского Союза. Сравнительный метод был использован для проведения сравнения современной ситуации и состоянию на начало-середину 2000гг. по проблеме международного терроризма и политики ЕС в отношении контртеррористических мер. Анализ документов, а также реализуемых программ Европейского союза позволил определить основные особенности и подходы в реализации политики по борьбе с международным терроризмом.
Научная новизна заключается в комплексном анализе контртеррористической политики Европейского союза, а также анализе современных программ, стратегий, методов и инструментов борьбы с терроризмом, утвержденных Союзом в 2022 году.
Хронологические рамки исследования. Хронологические рамки исследования включают временной период с 2001 по 2022 гг. Нижняя граница обусловлена началом первого переломного момента, а именно событиями 11 Сентября, которые непосредственно повлияли на зарождение и укрепление политики ЕС в отношении террористических угроз. 2022 год обуславливается верхней границей, которая позволяет оценить, насколько контртеррористическая политика ЕС изменилась с годами и в каком состоянии пребывает на данный момент.
Борьба с терроризмом является политической сферой, где национальные политики и бюрократии склонны защищать свои интересы. Роль ЕС в борьбе с терроризмом крайне ограничена в поддержке и координации национальных агентств и политики. Решения Совета в области юстиции и внутренних дел блокировались единогласным решением до Лиссабонского договора (2009 г.), а полномочия Комиссии были крайне слабыми. В результате разработка и реализация политики часто шли медленно, но крупные террористические атаки в Мадриде (2004 г.), Лондоне (2005 г.), Париже (2015 г.) и Брюсселе (2016 г.), привели к прогрессу в борьбе с терроризмом, однако когда положительное внимание общественности и средств массовой информации исчезало, исчезало и рвение политиков развивать европейский контртерроризм.
Рассматривая роль Европейского Союза в борьбе против международного терроризма можно подчеркнуть, что существует четыре способа повышения эффективности данной борьбы: укрепление национального потенциала, содействие сотрудничеству, развитие коллективного потенциала и сотрудничество с международными партнерами. В каждой из этих областей ЕС стал играть все более значительную роль, что привело к достижению значительных результатов. В настоящее время половина расходов ЕС связана с исследованиями, направленными на обеспечение безопасности в Европе. Если в 2001 году только шесть государств -членов обладали специальным законодательством, касающимся уголовного наказания за терроризм (Франция, Греция, Италия, Португалия, Испания и Соединенное Королевство), то на данный момент 27 государств -членов действуют на основе единых юридических определений терроризма и общих условий, которые охватывают направления от защиты критически важной инфраструктуры до противодействия финансированию террористических организаций. Давление со стороны европейских коллег привело к созданию национальных координирующих структур по борьбе с терроризмом в некоторых государствах-членах. Важную роль в повышении коллективного потенциала и сотрудничества сыграли Европол и Евроюст. Обмен информацией в масштабах ЕС значительно увеличился, а общие базы данных и инструменты, такие как SIS II и Европейский ордер на арест успешно используются для предотвращения террористических актов и привлечения к ответственности тех, кто виновен или подозревается в соучастии или поддержке таких актов.
Роль Европейской комиссии в использовании своих полномочий для разработки предложений по законодательству, а также активное поощрение борьбы против террористической пропаганды в Интернете заняло важное место в усилении 89
контртеррористического потенциала ЕС. Стратегия ЕС 2005 года о борьбе с терроризмом стала признанным аспектом деятельности ЕС, который с годами и кризисами только улучшился, помимо успехов были и существенные провалы. В частности, более успешными аспектами были "Преследование" и, в меньшей степени, "Защита", в то время как "Предупреждение" и "Реагирование" продолжали демонстрировать недостаточный прогресс. Серьезные пробелы, такие как отсутствие общего подхода к безопасности пассажиров на железнодорожном транспорте и отсутствие политики обмена вакцинами в случае ХБРЯ-атак, а также, хоть и несмотря на улучшение, но отказ от обмена важной информацией информацией и другими проблемами во взаимодействии между национальными органами безопасности не был полностью преодолен. Помимо этого, с развитием национального и европейского правового регулирования борьбы с терроризмом уменьшаются гражданские свободы. На территории всей Европы свобода слова, представляющая фундаментальное право, находится под давлением, также как и право на конфиденциальность личной жизни. При этом, для борьбы с терроризмом некоторые страны прибегают к применению пыток и цензуры, продолжая сотрудничество со спецслужбами ЕС. Государства-члены ЕС стремятся к цензуре экстремистского и террористического контента в сети Интернет, однако на каком этапе цензура должна быть остановлена, вопрос все еще открытый. С развитием “популярности” исламского терроризма в Европе, публичные мероприятия в Европе ужесточились, а антимусульманские предубеждения стали политически актуальны, тогда как напротив, правый терроризм не получил необходимого политического внимания, в большинстве же случаев европейские политики сами разжигали ненависть к мусульманам, обвиняя их в терактах (прим. Национальное движение во Франции и Альтернатива для Германии).
Суды слишком часто становятся последней инстанцией защиты прав и свобод, которые гарантированы правительствами Европы и Европейским союзом. Тенденция расширения миссии спецслужб и правоохранительных органов приводит к тому, что эффективные механизмы надзора больше не считаются необходимыми на уровне ЕС и национальном уровне. Терроризм представляет серьезную угрозу, и ему необходимо решительно противостоять. Однако, борьба с терроризмом может не только защитить, но и навредить, подвергая баланс между безопасностью и свободой риску. Утраченные свободы трудно восстановить, и это является сложным и деликатным вопросом. Разумеется, государства-члены Европейского Союза могут гордиться своими успехами в борьбе против международного терроризма, однако им стоит в равной степени стремиться к поддержанию баланса между защитой от международного терроризма и защитой прав человека, чтобы не перейти ту грань, когда человеческие права попираются в угоду обеспечения абсолютной защиты и контроля над ситуацией.
Источники:
1. 5 EU terrorism situation and trend reports (TE-SAT 2013-2014), The Hague:
European Police Office, 2012-2013, [Электронный ресурс] URL:
https://www.refworld.org/docid/587b584613.html (дата обращения 14.06.23)
2. A Counter-Terrorism Agenda for the EU: Anticipate, Prevent, Protect, Respond,
2020, European Commission, [Электронный ресурс] URL:
https://www.refworld.org/docid/60db097d4.html (дата обращения: 11.05.2023)
3. Communication from the Commission to the European Parliament and the Council on an Action Plan for strengthening the fight against terrorist financing, [Электронный ресурс] URL: https://eur-lex. europa.eu/legal -content/en/ALL/?uri=CELEX%3 A52016DC0050 (дата обращения: 11.05.2023)
4. European Union: Council of the European Union, Council Framework Decision 2002/475 on Combating Terrorism, 13 June 2002, 2002/475/JHA, [Электронный ресурс] URL: https://www.refworld.org/docid/3f5342994.html (дата обращения: 11.05.2023)
5. Council of Europe Convention on Laundering, Search, Seizure and Confiscation of the Proceeds from Crime and on the Financing of Terrorism (CETS No. 198), Council of Europe, [Электронный ресурс] URL: https://www.coe.int/en/web/conventions/full-list?module=treaty- detail&treatynum=198 (дата обращения: 11.05.2023)
6. Council of the European Union (2001). " Council Common Position of 27 December 2001 on the application of specific measures to combat terrorism (2001/931/CFSP)." Official Journal of the European Communities, L 344/93, [Электронный ресурс] URL: https://www.refworld.org.ru/docid/61829d464.html (дата обращения: 11.05.2023)
7. Council of the European Union (2009). Council conclusions on strengthening
chemical, biological, radiological and nuclear (CBRN) security in the European Union: EU CBRN Action Plan. 12 November. 15505/1/09 Rev 1, [Электронный ресурс] URL: https://eur-
lex. europa. eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3 A52010IP0467 (дата обращения:
11.05.2023)
8. Council of the European Union (2014). Revised EU Strategy for Combating Radicalisation and Recruitment to Terrorism . 19 May. 9956/14, [Электронный ресурс] URL: http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-9956-2014-INIT/en/pdf (дата обращения: 11.05.2023)
9. Council of the European Union. The European Union Strategy for Combating Radicalisation and Recruitment to Terrorism, 14781/1/05 (2005), 3, [Электронный ресурс] URL: https://www.refworld.org/docid/47fdfb28d.html (дата обращения: 11.05.2023)
10. Directive (EU) 2017/541 of the The European Parliament and of the Council of 15
March 2017 on combating terrorism and replacing Council Framework Decision 2002/475/JHA and amending Council Decision 2005/671/JHA, The European Parliament and the Council of the European Union, [Электронный ресурс] URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32017L0541&from=EN (дата обращения: 11.05.2023)
11. European Commission, Communication from the Commission to the European
Parliament and the Council, Directive on combating terrorism, 2017, European Commission , [Электронный ресурс] URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/?uri=CELEX:32017L0541 (дата обращения: 11.05.2023)
12. European Agenda on Security, 2015, European Commission, [Электронный
ресурс] URL: https://home-affairs.ec.europa.eu/system/files/2020-
09/eu_agenda_on_security_en_0.pdf (дата обращения: 11.05.2023)
13. European Commission, “European Commission Action Paper in Response to the
Terrorist Attacks on Madrid,” 19.3.2004, [Электронный ресурс] URL:
https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/MEMO_04_66 (дата обращения:
11.05.2023)
14. European Commission, Proposal for a Directive of the European Parliament and of the Council on combatting terrorism and replacing Council Framework Decision 2002/475/JHA on combatting terrorism (COM/2015/0625 final), [Электронный ресурс] URL:http://www.europarl.europa.eu/news/en/newsroom/20170210IPR61803/preventing- terrorism-clampdown-on-foreign-fighters-and-lone-wolves . (дата обращения: 11.05.2023)
15. European Commission, Proposal for a Regulation regarding Europol, COM(2020)
796 final, 9 December 2020, p. 2, [Электронный ресурс]
URL:https://www.refworld.org/pdfid/59536ec64.pdf (дата обращения: 11.05.2023)... 47