Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Редакционно-издательская подготовка вузовских электронных учебных изданий (на материале учебного пособия И.А. Айзиковой и др. «Проблема читателя в Томске и Томской губернии в конце XIX - начале XX в.»)

Работа №192701

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы138
Год сдачи2020
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 8
Глава 1 Теоретические, исторические и правовые аспекты вузовского электронного книгоиздания 19
1.1 Основные определения и типология электронных
учебных изданий для высшей школы 19
1.2 Становление и развитие электронного книгоиздания
в российских вузах 30
1.3 Правовая составляющая вузовского электронного книгоиздания
и существующие проблемы авторского права на примере ТГУ 44
Глава 2 Электронное учебное книгоиздание: основы производства, моделирования и редактирования вузовских электронных изданий 56
2.1 Основные факторы, влияющие на формирование
учебного электронного книгоиздания в вузах 56
2.2 Форматы и программное обеспечение в практике
вузовского электронного книгоиздания 65
2.3 Основные этапы создания и подготовки вузовского
электронного учебного издания 74
Глава 3 Практика создания электронного учебного издания в НИ ТГУ
(на примере учебного пособия «Проблема читателя в Томске и Томской губернии в конце XIX - начале ХХ в.» / отв. ред. Т. Л. Воробьева) 80
3.1 Видо-типологическая характеристика учебного пособия
«Проблема читателя в Томске и Томской губернии
в конце XIX - начале ХХ в.» 80
3.2 Выбор формата и программного обеспечения
для создания электронного учебного издания 84
3.3 Алгоритм подготовки и моделирование интерфейса
электронного учебного издания в НИ ТГУ 92
3.4 Разработка принципов организации деятельности вузовских издательств по созданию, конструированию электронного учебного
издания с учетом кадровых и технологических ресурсов вуза 105
Заключение 111
Список использованных источников и литературы 115
Приложение А Примеры вузовских электронных учебных изданий - победителей конкурса «Университетская книга» в номинации «Лучшее электронное издание» 131

Издательско-полиграфическая деятельность относится к процессам, обеспечивающим жизнедеятельность университета. В этой связи основным фактором, влияющим на ее формирование, является государственная стратегия развития высшего образования. В эпоху тотальной цифровизации определяющими трендами в развитии образования становятся информационные технологии, цифровые архивы и платформы, которые на систематической основе интегрируют научно-образовательный контент и формируют для образования и науки условия эффективной деятельности по созданию и распространению знаний.
Стартовал Национальный проект «Современная цифровая образовательная среда», и преподаватели вузов получили возможность размещать авторский образовательный контент на образовательной платформе университетов (в большинстве вузов РФ это LMS Moodle), не прибегая к услугам издательских подразделений. В марте 2020 года на сессии в Сколково ректор ТГУ Э. Галажинский представил концепцию цифровой трансформации Томского государственного университета, в которой предусмотрена цифровизация и коренная модификация всех процессов жизнедеятельности ТГУ. В сложившихся обстоятельствах включение вузовских издательств в процесс производства цифрового образовательного и научного контента, перестройка процессов издательской деятельности, пересмотр внутренних взаимоотношений между подразделениями вузов, изменение формата их взаимодействия есть часть процесса оптимизации электронного книгоиздания.
Для издательских подразделений вузов назрела необходимость определить свое место в системе подготовки электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
В этой связи актуальность данного исследования определяется: во-первых, необходимостью оперативного формирования цифровой образовательной среды университета, в том числе за счет производства издательскими подразделениями собственных электронных образовательных ресурсов (ЭОР);
во-вторых, отсутствием общих принципов проектирования и редакционной подготовки электронного учебного издания в процессе цифровизации издательского дела.
Степень изученности темы Комплексный характер исследуемой проблемы определил теоретическую базу, основанную на источниках из разных научных областей.
Первая группа источников - литература, отражающая основные категории и понятийный аппарат, относящийся к электронному книгоизданию, типологию электронного книгоиздания.
Вторая группа - литература, характеризующая становление и развитие вузовского учебного электронного книгоиздания в России,
Третья группа - публикации, посвященные проблемам редакционно-издательской подготовки электронного учебного издания, его проектированию, выбору форматов и ПО.
Характеризуя первую группу источников, приведем наиболее значимые публикации, в которых отражена концепция развития данного направления исследований (Р. С. Гиляревский, А. А. Гречихин, К. С. Загаров, Ю. А. Ершова и др.). Непрерывное развитие электронного и дистанционного обучения обусловило тот факт, что классификация и терминология этого сегмента издательской деятельности находятся в постоянном движении. Например, значение термина «электронная книга» хотя и является основополагающим, не отражено в стандартах и поэтому интерпретируется довольно широко - от «устройство для чтения» до «изданное произведение».
Р. С. Гиляревский (1999) отмечает, что электронная книга, сочетая текст с аудио-, видеоинформацией и стереозвуковыми эффектами, приобретает характеристики динамичного и интерактивного издания . К. С. Загаров в статье «Электронная книга: определение, виды, проблема доступа», приводит такое определение: «Электронная книга - технически обусловленный феномен, предполагающий, кроме авторского текста и его читателя, адекватные технические составляющие: электронное устройство и программное обеспечение» . Одна из последних дефиниций принадлежит Ю. А. Ершовой («.. .опубликованный электронный документ с неизменяемой структурой... предназначенный для функционирования в системах групповой и массовой коммуникаций и использования на компьютере, планшете, смартфоне или других электронных устройствах. ) и предполагает, что к данной категории относятся электронные издания, содержащие интерактивные и мультимедийные материалы, аудиокниги, цифровые копии печатных книг и т.д. Можно сказать, что исследование явления «электронная книга» находится в стадии развития.
Приведем хронологию развития дефиниции другого базового термина отрасли - «электронное издание». Первое его определение дано в 1991 г. в Стандарте ISO 9707: «.документ, публикуемый в машиночитаемой форме и доступный для потребителей.» . ФЗ РФ от 29 декабря 1994 г. № 77 определяет электронные издания как документы, в которых информация представлена в электронно-цифровой форме и которые прошли редакционно¬издательскую обработку, имеют выходные сведения, тиражируются и распространяются на машиночитаемых носителях. В 1998 г. А. Б. Антопольский и К. В. Вигурский предлагают свое определение этого понятия, в котором сформулированы его конкретные признаки: возможность использования любыми пользователями независимо от издателей (самостоятельность) и неизменность информации (законченность) . Дальнейшую эволюцию определений можно проследить в работах В. Н. Агеева («...результат преобразования авторского произведения, представленного в некоторой системе знаков, систему, в удобную для хранения и обработки в компьютере и для передачи по линиям связи») , В. А. Вуля («.полностью сверстанное и подготовленное к печати издание, которое хранится в памяти компьютера или на специальном запоминающем устройстве долговременного типа») . И. Е. Баренбаум предлагал определять книгу как разновидность документа, «.который может существовать в любой форме и на любом материальном носителе» .
Основные типологические характеристики электронного и печатного изданий идентичны. Типопология современных электронных изданий для высшей школы базируется на ГОСТ 7.083-2013 . В. А. Вуль предложил несколько иную классификацию электронных изданий. из наиболее существенных, на его взгляд, признаков (периодичность; круг потребителей продукции; вид издания; способ распространения). А. А. Гречихин, рассуждая о типологизации электронных учебных изданий, утверждал, что при переходе учебного издания в электронный формат сохраняются такие его типоформирующие признаки, как издатель, целевое назначение, читатель , а классификацию учебных электронных изданий легко свести к трём видам - учебная программа, учебник и учебное пособие . Ю. А. Ершова оптимизировала типологию электронных учебных изданий, предложив свою типологическую модель электронных образовательных ресурсов , которая включает все виды электронных учебных изданий . М. Э. Жебит, Е. П. Шеметова считают, что стандарты искусственно ограничивает понятие «электронное издание и следует продолжить работу по формированию их классификации .
Вторая группа публикаций отражает тенденции развития вузовского электронного учебного книгоиздания. В России история цифрового представления текстов началась в начале 1990-х годов с крупных библиотек, которые приобретали в плановом порядке на компакт-дисках аналитические обзоры и библиографические базы данных . А. Ильницкий в книге «Книгоиздание современной России» делает попытку осмысления сущностных изменений, произошедших в российском книгоиздании в конце XX-начале XXI века и заключает, что «отправной точкой в возникновении современного книгоиздания стало принятие летом 1990 г. закона «О печати и других средствах массовой информации». Закон... снял идеологические ограничения... заложил базовые предпосылки. книгоиздания на новых рыночных принципах» (С. 7). Серьезными источниками для понимания закономерностей развития этого сегмента учебной литературы являются учебник В. А. Вуля «Электронные издания», в котором всесторонне освещены проблемы, связанные с созданием, хранением и распространением электронных изданий, и впервые рассматриваются перспективы использования электронных изданий в учебном процессе в режиме дистанционного обучения, а также монография Л. В. Зиминой «Взаимодействие информационных технологий и электронного книгоиздания» - первое систематическое исследование концептуальных, институциональных, технологических условий процесса современного книгоиздания. Автор приводит основные составляющие образовательного потенциала информационных и телекоммуникационных технологий, в числе которых сетевая инфраструктура научно-образовательных ресурсов; мультимедийные способы репрезентации учебного материала, в том числе в режиме удаленного доступа; использование технологий виртуальной реальности и компьютерной симуляции некоторых видов деятельности и пр., и делает заключение, что по своему воздействию на культуру новые способы представления текста и его распространения вполне сопоставимы с революцией Гутенберга .
Обширный материал по проблемам становления и развития вузовского учебного электронного книгоиздания в России содержится в статьях периодических российских печатных и сетевых изданий («Высшее образование сегодня», «Университетская книга», «Инновации в образовании», «Текст. Книга. Книгоиздание» и др.). К. В. Баринова в публикации «История электронного книгоиздания в Дальневосточном федеральном университете» анализирует путь развития данного сегмента издательского репертуара вуза. Все этапы его становления (создание ИДО, ориентированного на развитие дистанционных форм обучения и подготовку ЭОР в формате онлайн-курсов; формирование электронной библиотеки из электронных копий печатных изданий университета) хронологически совпадают с историей большей части вузовских издательств. Статья Ю. А. Ершовой в журнале «Научная периодика: проблемы и решения» содержит развернутый анализ состояния и перспектив развития вузовского электронного книгоиздания, одна из которых - цифровая трансформация компетенций специалистов издательских подразделений вузов. В. Харитонов в публикации «Книга в вебе. Далее везде» перспективы развития университетского учебного электронного книгоиздания видит в активном включении издательств в деятельность по созданию контента для онлайн-обучения, в освоении новых форматов представления изданий. Р. М. Сафуанов и соавт. считают, что цифровизация учебного процесса не ограничится оцифровкой учебных материалов, она внесет изменения в квалификационные требования к сотрудникам университетов, включая издательские подразделения, и затронет вопрос их традиционной роли.
Третья группа источников - публикации, посвященные проблемам редакционно-издательской подготовки электронного учебного издания, его проектированию, выбору форматов и ПО. Определяя для себя в начале работы над проектом этапы создания электронного учебника, мы обратились к публикациям П. Монастырева и Е. Аленичевой , которые предлагали такой алгоритм подготовки издания, который практически совпадал со стандартной схемой подготовки печатного издания (за исключением этапа тиражирования), а также к работе В. М. Черкашиной , в которой была предложена другая структура этапов подготовки электронного учебного издания, более сложная и требующая постоянного участия программиста. В итоге методической основой реализации нашего проекта стала работа «Как подготовить мультимедиа курс» ; на основании представленных в ней рекомендаций был разработан алгоритм подготовки электронного учебного издания, адаптированный к условиям ТГУ. Следующий шаг - определение формата издания; В. В. Харитонов напоминает, что именно формат будет определять программное обеспечение и дистрибуцию . Ю. А. Ершова в своей
статье приводит классификацию форматов по принципам графического содержания, доступности (при подключении к сети), редактировании пользователем и на основе статистического исследования запросов форматов книг в российском интернет-пространстве делает заключение, что популярными форматами в России являются TXT, EPUB и FB2. В нашем случае EPUB оказался оптимальным форматом. В аскетичных условиях, сложившихся в сфере вузовской издательской деятельности, для решения поставленных задач наиболее подходящими специалисты ИДО посчитали программы-конструкторы электронных образовательных ресурсов, (типа Articulate 360). Выстраивая технологический сценарий проекта, мы обращались к работам
В. П. Демкина Г. В. Можаевой , Е. И. Григорьева, И. М. Ситдикова , в которых прописаны рекомендации по выстраиванию материала на принципах интерактивности, мультимедийности, по структурированию материала на содержательные уровни, а также к пособию Н. Д. Изергина и др. , в котором авторы делают заключение о том, что издания подобного типа стимулируют развитие дидактических способностей и интеллектуального потенциала занимающихся.
В источниковую базу диссертации также вошли государственные стандарты СИБИД по электронному книгоизданию и некоторые стандарты группы «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» (ГОСТ 7.83-2001, ГОСТ Р 7.0.83-2013, ГОСТ Р 7.0.94-2015, ГОСТ Р 52653¬2006, ГОСТ Р 53620-2009), результаты экспертной оценки вузовских электронных изданий, представленных на конкурсах «Университетская книга» в 2010-2017 гг., результаты очного и заочного анкетирования читательской аудитории и работников вузовских издательств.
Приведенные выше источники обосновывают необходимость и своевременность включения в репертуар вузовских издательств редакционно¬издательской подготовки электронных учебных изданий.
Объектом исследования выступает вузовское электронное издание.
Предмет исследования: разработка принципов организации деятельности вузовских издательств по созданию, конструированию электронного учебного издания с учетом кадровых и технологических ресурсов вуза.
Цель исследования: определить общие принципы организации деятельности вузовского издательства по подготовке электронного учебного издания.
Задачи исследования отражают его цель:
• рассмотреть типологию современных электронных изданий;
• охарактеризовать состояние современного вузовского электронного книгоиздания;
• проанализировать и обобщить опыт подготовки электронных учебных изданий в российских вузах;
• разработать алгоритм организации деятельности вузовского издательства по подготовке электронного учебного издания (на примере учебного пособия)
• разработать схему взаимодействия подразделений Издательского Дома ТГУ (ИД ТГУ) и Института дистанционного образования ТГУ (ИДО ТГУ) в процессе подготовки электронного образовательного контента в Томском государственном университете.
Научная новизна: разработка принципов редакционно-издательской подготовки электронного учебного издания в вузовских издательствах, описание модели проектирования и создания электронного учебного издания с учетом кадровых и технологических ресурсов вуза.
Практическая значимость исследования заключается в разработке алгоритма взаимодействия подразделений университета, обеспечивающих высокую эффективность подготовки электронного учебного издания, и определение их функций в этом процессе.
Методологию исследования можно охарактеризовать как комплексную и междисциплинарную. Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы исследования (анализ, синтез, обобщение, моделирование, описание), а также книговедческие (типологический метод и редакторский анализ текста).
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
В первой главе «Теоретические, исторические и правовые аспекты вузовского электронного книгоиздания» освещены проблемы становления типологии электронных учебных изданий, обусловленные внедрением в образование новых технологий обучения и совершенствованием в этой связи нормативно-методической базы. Дана краткая историческая справка о становлении и развитии электронного книгоиздания в российских вузах, охарактеризованы некоторые тенденции его эволюции. Приведен перечень важных законодательных инициатив, которые оказали влияние на процесс развития электронного книгоиздания. Отмечены отдельные правовые проблемы, с которыми сталкиваются издательские подразделения вузов.
Во второй главе. «Электронное учебное книгоиздание: основы производства, моделирования и редактирования вузовских электронных изданий» приведены основные факторы, влияющие на внедрение в образовательный процесс электронных учебных изданий. Перечислены наиболее распространенные в практике современного электронного книгоиздания электронные форматы (EPUB, FB2, AZW от Amazon и PDF). Описаны основные этапы создания и подготовки вузовского электронного издания, дано их графическое отображение.
В третьей главе «Практика создания электронного учебного издания в НИ ТГУ на примере учебного пособия "Проблема читателя в Томске и Томской губернии в конце XIX - начале ХХв."» (под ред. Т. Л. Воробьевой) описан опыт Издательского Дома ТГУ по созданию и конструированию электронного учебного пособия. Дана видо-типологическая характеристика данного издания и подробно описана процедура выбора электронного формата и программного обеспечения для его создания. Приведен алгоритм подготовки электронного учебного издания в ТГУ, основанный на взаимодействии двух подразделений - Издательского Дома и Института дистанционного образования. Представлен Регламент взаимодействия двух подразделений Томского государственного университета - Издательского дома и Института дистанционного образования.
В заключении представлены результаты исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современных условиях технологической изменчивости мира под влиянием быстро развивающихся инновационных технологий, меняющих привычные модели поведения и деятельности людей, образование становится одной из ключевых сфер подготовки будущего. Современные аналитики Mc Crindle Research выделяют следующие устойчивые тренды в процессе обучения современных студентов, представителей поколения Z: совместное обучение, геймификацию и цифровизацию - применение онлайн площадок для хранения, передачи материалов, цифровых инструментов и т.п.
Процесс цифровизации образовательной среды, начавшийся в 1980-е годы с компьютеризации, обучения компьютерной грамотности, сегодня вышел на новый этап - цифровую трансформацию образования как комплексного изменения базовых принципов образовательных организаций на основе цифровых технологий. Ключевой составляющей этого процесса является цифровая подготовка учебного контента, обеспечивающего неограниченный доступ к электронным ресурсам и возможности внедрения новых моделей продвинутого технологизированного обучения.
В связи с этим важнейшей задачей становится трансформация вузовской издательской деятельности, направленной на создание цифрового контента высокого качества. Проведенное исследование позволило выявить общие базовые принципы редакционно-издательской подготовки электронного учебного издания, которое в новых условиях становится одним из важнейших инструментов внедрения в образовательный процесс цифровых технологий. На основе анализа российского опыта по созданию электронных ресурсов был сделан вывод о том, что, несмотря на востребованность электронных учебников в современном образовательном процессе, электронное вузовское книгоиздание находится пока на ранних этапах своего становления, при этом ведущей формой цифровой продукции остаются электронные копии традиционных печатных изданий. Процесс цифровой трансформации вузовского книгоиздания предполагает не только активное включение издательств в освоение новых форматов изданий, но и существенную перестройку самого процесса редакционно-издательской подготовки, успешность которого должна определяться активным сотрудничеством и координацией деятельности разных вузовских подразделений (структурой, отвечающей за дистанционное образование, и издательства).
На основе обобщения результатов социологического исследования, организованного журналом «Университетская книга» среди студентов и сотрудников издательских подразделений вузов, были выделены и охарактеризованы основные факторы, влияющие на процесс развития электронного книгоиздания: финансовые, технико-технологические, кадровые, организационно-управленческие и правовые. Так, одной из проблем, с которыми сталкиваются издательские подразделения вузов при подготовке электронных учебных изданий, является недостаточная оснащенность издательских подразделений программным обеспечением для производства наиболее популярных цифровых форматов, а также отсутствие штатных IT-специалистов. Серьезной проблемой является и несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей электронное книгоиздание.
На материале опыта ТГУ было установлено, что ключевые проблемы в сфере правового обеспечения электронного книгоиздания - это легитимность размещения копий печатных изданий большого объема в репозитории Научной библиотеки, вопросы авторского права на служебное произведение (один из проблемных аспектов взаимоотношений автора и издателя), проблема превентивной защиты авторских прав на электронные образовательные ресурсы как результат интеллектуальной деятельности. На наш взгляд, становится очевидной необходимость совершенствования нормативно¬правовых актов в сфере электронного книгоиздания, что обеспечит дальнейшее развитие этой отрасли и соблюдение столь важного баланса интересов между автором, работодателем и пользователями ЭОР.
Важнейшая идея данного научного исследования связана с необходимостью командной деятельности по проектированию, конструированию и подготовке к выпуску электронного учебного издания, основными звеньями которой являются автор, программист, редактор и ритейлер. Успех реализации издательского проекта во многом зависит от распределения функций участников, а также от координационной работы редактора. При редакционно-издательской подготовке электронного учебного издания следует учитывать его специфику, отличающую цифровой продукт от печатного издания: преимущества внутренней структуры, сочетающей учебную и контролирующую части, выбор необходимого электронного формата, возможности гипертекстуальности и мультимедийности.
Апробацией изложенных в исследовании теоретических аспектов рассматриваемой темы стал проект создания электронного учебного пособия «Проблема читателя в Томске и Томской губернии в конце XIX - начале ХХ в.» (авторы: И.А. Айзикова, Т.Л. Воробьёва, В.А. Есипова, Т.П. Карташова, Е.А. Макарова, Е.И. Тулякова).
Проект был реализован на основе интеграции кадровых и технологических ресурсов двух подразделений ТГУ - Издательского Дома и Института дистанционного образования. Порядок взаимодействия данных подразделений в процессе редакционно-издательской подготовки издания закреплен разработанным нами внутриуниверситетским нормативно¬правовым документом - Регламентом взаимодействия ИДО ТГУ и ИД ТГУ по вопросам конструирования электронных учебных и научных изданий.
Такая взаимовыгодная интеграция в дальнейшем будет способствовать эффективной деятельности ИД и предотвратит кадровую недостаточность и невостребованность.
Полученные в ходе проведенного научного исследования результаты могут стать рекомендательной базой на пути совершенствования деятельности современного вузовского электронного книгоиздания. Перспективы исследования видятся в дальнейшем изучении особенностей подготовки цифрового образовательного контента, в частности, других типов учебных изданий (учебников, практикумов и др.), а также в разработке новых форматов представления учебных материалов - образовательных лонгридов, пособий с дополненной и виртуальной реальностью и т.п.



1. Проблема читателя в Томске и Томской губернии в конце XIX - начале ХХ в. [Электронный ресурс] : учеб. пособие / под ред. Т. Л. Воробьевой. - Электрон. дан. - [Томск, б. г.]. - URL: https://rise.articulate.com/share/ 3a14cWYwMcaZMg9ThCCCzO1HlEKOreQW#/_(дата обращения: 18.03.2020).
2. Чупров, А. Г. Инженерное обеспечение строительства. Геодезия [Электронный ресурс] : курс лекций : мультимедийное учебное издание /
А. Г. Чупров. - Владивосток : ДФУ, 2015. - Ч. 1. - 1 CD-rom.
Нормативная база
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18.12.2006 № 230-ФЗ // Парламент. газ. - 2006. - 21 дек. ; Рос. газ. - 2006. - 22 дек. ; СЗ РФ. - 2006. - № 52, ч. 1. - Ст. 5496. - С. 14803-14949.
4. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон РФ от 29.12.2012 273-ФЗ // Рос. газ. - 2012. - № 303.
5. Об обязательном экземпляре документов [Электронный ресурс] : федеральный закон РФ от 29.12.1994 № 77-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 № 278-ФЗ) // КонсультантПлюс. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_5437 (дата обращения: 14.03.2020).
6. О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон РФ от 27.09.2013 № 253-ФЗ (последняя ред.) // КонсультантПлюс. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152351/ (дата обращения 05.06.2020).
7. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г. [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2020. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
8. О внесении изменения в Положение о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 10.02.2020 № 119 // Государственная система правовой информации. - Электрон. дан. - [М., 2020]. - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/ ?docbody=&prevDoc=102472978&backlink=1&&nd=102675451 (дата обращения 05.06.2020).
9. Об утверждении лицензионных нормативов к наличию у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно¬информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности образовательным программам высшего профессионального образования [Электронный ресурс] : приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 05.09.2011 № 1953 : принят 11 нояб. 2011 // Рос. газ. - Электрон. дан. - М., 2011. - URL: https://rg.ru/2011/11/18/rosobrnadzor-dok.html (дата обращения: 23.03.2020).
10. ГОСТ Р 7.0 (60)-2019. Издания. Основные виды. Термины и определения [Электронный ресурс] : первая редакция национального стандарта // Российская книжная палата. Филиал ИТАР-ТАСС. - М., 2018. - URL: http: //www.bookchamber.ru/n 19 .html?fbclid=IwAR0QYLY60j iogX7 Qh7Z- OP5uwh9x8-HbuZ1P3qopvXKXb8 gem3AC9XA4hzI (дата обращения: 01.03.2020).
11. ГОСТ Р 7.0.60-2019. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения [Электронный ресурс] // Стандартинформ, 2019. - Электрон. версия печати. публ. - URL: http://docs.cntd.ru/document/ 1200104766 (дата обращения: 25.04.2020).
12. ГОСТ Р 7.0.83-2013. Система стандартов по библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2020. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
13. ГОСТ Р 7.083-2012. СИБИД. Электронные издания Основные виды и выходные сведения. - Введ. 07.01.2013. - М. : Стандартинформ, 2012. - 21 с.
14. ГОСТ Р 53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2020. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
15. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2020. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та... 125


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ