Организационно-педагогические условия разработки онлайн-курса для молодежи по социальному предпринимательству
|
Аннотация 2
Введение 3
1 Основы организационно-педагогических условий разработки онлайн-курса по социальному предпринимательству: «Социальное предпринимательство: введение» 9
1.1 Историко-культурный анализ феномена и этапов социального
предпринимательства среди молодежи в современной России 9
1.2 Опыт и перспектива использования открытых образовательных
платформ в России 23
1.3 Педагогический дизайн онлайн-курса «Социальное предпринимательство:
введение» 36
Выводы по главе 1 50
2 Анализ опытно-экспериментальной работы и апробации онлайн-курса
«Социальное предпринимательство: ведение» 52
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы по реализации
онлайн-курса «Социальное предпринимательство: ведение» 52
2.2 Цифровой компетентностный профиль социального предпринимателя 63
2.3 Расчет индекса предрасположенности молодежи к социальному
предпринимательству, используя цифровой компетентностный профиль 73
2.4. Оценка мотивационной готовности к социальному предпринимательству в онлайн-курсе «Социальное предпринимательство: введение» (на платформе Stepik).... 83
Выводы по главе 2 96
Заключение 98
Список использованных источников и литературы 101
Приложение А Компетенции социального предпринимателя, описание, характеристики 113
Введение 3
1 Основы организационно-педагогических условий разработки онлайн-курса по социальному предпринимательству: «Социальное предпринимательство: введение» 9
1.1 Историко-культурный анализ феномена и этапов социального
предпринимательства среди молодежи в современной России 9
1.2 Опыт и перспектива использования открытых образовательных
платформ в России 23
1.3 Педагогический дизайн онлайн-курса «Социальное предпринимательство:
введение» 36
Выводы по главе 1 50
2 Анализ опытно-экспериментальной работы и апробации онлайн-курса
«Социальное предпринимательство: ведение» 52
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы по реализации
онлайн-курса «Социальное предпринимательство: ведение» 52
2.2 Цифровой компетентностный профиль социального предпринимателя 63
2.3 Расчет индекса предрасположенности молодежи к социальному
предпринимательству, используя цифровой компетентностный профиль 73
2.4. Оценка мотивационной готовности к социальному предпринимательству в онлайн-курсе «Социальное предпринимательство: введение» (на платформе Stepik).... 83
Выводы по главе 2 96
Заключение 98
Список использованных источников и литературы 101
Приложение А Компетенции социального предпринимателя, описание, характеристики 113
Актуальность исследования
В современных быстроменяющихся экономических, экологических, социальных и политических условиях существует потребность в инновационных решениях для решения ключевых проблем устойчивого развития. Ландшафт образования в современном мире меняет свои очертания. С развитием модернизации образовательных технологий онлайн- образование сделало большой скачок в своем развитии. Онлайн-образование — это метод распро странения информации и быстрого обучения при помощи информационных технологий и интернета.
Развитие онлайн - образования — это возможность сделать среду образования одинаково доступной, как для развитых стран, как и для стран с отстающей экономикой и уровнем развития. Что дает возможность студентам конкурировать в дальнейшем в области трудоустройства с гражданами развитых стран. Онлайн - образование дает возможности для развития не только студентам, но и экономике страны в перспективе.
Глобализация XXI века стала «переломным моментом» в экономике, что не могло не отразиться на высшем образовании. По мере изменения экономической среды во всем мире, меняются культуры и привычные парадигмы. Благодаря разрушительным последствиям внедрения новых инновационных технологий впервые в истории мы об наружили насколько глобальна сила желания самоутверждения поколения миллениалов, которые имели возможность продемонстрировать свое желание быть активными гражданами в нем. Эта возможность самореализации личности до сих пор тесно связана с возможностями культуры, в которой живет индивидуум. Условия смягчаются, создавая больше возможностей для реализации. Культуры, более свободные в управлении пронизаны политикой ценности индивидуализма. Эти ценности пронизывают все сферы жизни общества в той или иной степени.
Развитие социальной и молодежной политики в России рассматривается как приоритетное в XXI веке. Молодежная политика страны и процессы экономического развития в предпринимательской отрасли, в свою очередь, направлена на включение граждан в социальные процессы, что повышает гражданскую позицию у людей , уровень патриотизма и включенности в решение социально-значимых проблем. Одним из механизмов по реализации данных задач является социальное предпринимательство, которое за последние несколько лет сформировалось в российском обществе и успело вовлечь в этот процесс незначительную 3
часть молодежи.
Понятие «социального предпринимательства» в мире многозначно и привлекательно для множества научных кругов. Опыт социального предпринимательства начал активно накапливаться примерно с 1970-1980-х годов ХХ в., появившись почти одновременно в разных точках мира с разными экономическими и социальными условиями. Социальное предпринимательство также можно представить как одно из направлений, которое быстро развивается и нуждается в информационной и образовательной поддержке.
Исследования последних трех лет показали, что среди желающих открыть свой новый бизнес представители возрастной категории: 18-35 лет. В России к ранним
предпринимателям были отнесены 1,7 %, ведущим деятельность совместно со своим работодателем, несмотря на это доля владельцев независимых молодых бизнесов составила 6,6 %, что сопоставимо с результатами 2020 года. Группа 25-34 года стала лидером в 2021 году по предпринимательской активности, а также она стала единственной возрастной группой, которая смогла показать рост относительно 2020 года. (2020-13,7 %, 2021-15,8 %). Заметный рост заметен среди возрастной категории 18-24 года, ее показатели возросли в два раза за один год, с 1% на 2%.
Респонденты, вовлеченные в трудовую деятельность по найму, испытывают больше возможностей и успехов в вовлеченности в предпринимательские процессы. И данная тенденция прослеживается на протяжении 2020-2022 годов. Однако, предприниматели не используют (или не активно используют) цифровые технологии в реализации свои бизнес- идей. Что создает перспективную нишу для дальнейшей реализации в этой сфере в России. Большинство предпринимателей планируют применение цифровых технологий в ближайшие 6 месяцев.
Противоречием исследования является несогласованность между современными тенденциями в образовательном процессе (включая цифровизацию образования) и реализуемыми формами обучения молодежи. В свою очередь, это приводит к отсутствию единых образовательных требований для обучения молодежи в области социального предпринимательства.
Существование обозначенного противоречия позволяет сформулировать проблему исследования, которая заключается в отсутствии необходимой в предпринимательской среде единой образовательной базы для обучения молодежи социальному предпринимательству, как на локальном уровне (школа, техникум, университет), так и на городском, областном уровнях. Создание дистанционного курса обучения для молодежи Томской области может стать площадкой для повышения уровня знаний в области социального предпринимательства, для взаимодействия и налаживания коммуникаций между предпринимательскими организациями, фондами, НКО. Наличие дистанционного формата обучения повысит уровень знаний молодежи, проживающей в Томской области, что важно для развития единого пространства социального предпринимательства.
Цель: провести экспериментальную проверку возможности использования дистанционных технологий для обучения молодежи социальному предпринимательству
Объект исследования: технологии обучение молодежи социальному
предпринимательству.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия разработки онлайн- курса обучения молодежи социальному предпринимательству.
Гипотеза исследования: подготовка молодежи в области социального предпринимательства будет реализовываться эффективнее, если образовательный процесс будет организован с использованием дистанционных технологий обучения (на открытых образовательных платформах).
Задачи:
1. Рассмотреть феномен социального предпринимательства и его развитие в Российской Федерации.
2. Проанализировать технологии обучения социальному предпринимательству и их специфику в молодежной среде.
3. Выделить организационно-педагогические условия для разработки дистанционного курса обучения молодежи социальному предпринимательству.
4. Разработать и апробировать онлайн курс обучения молодежи г. Томска социальному предпринимательству
Методологической основой исследования послужили работы в области дистанционного обучения Н.Н. Абакумовой, Г.В. Можаевой, И.В. Борисова, Е.А. Колганова, Н.А. Корнеева, и пр., в целом подготовке предпринимателей и феноменологии социального предпринимательства в частности Е. Ливенцова, Р.А. Быков, И. А.Михайлов ,Н.А. Зверева Э. Гидденс, Ю. Хабермас , У Ламберт, Р Л., М. Стелкер, Т Варник, К. Бреснан, А.В. Кротенко, В. В. Потапов, Д. Джастин, Д. Борнстейн, Р Грилоя, А. К. Морейра, Цисин Ян, Цзячунь Чен, Чжэньхуань Лю и др.
Теоретический анализ подходов к определению компетентности в области социального предпринимательства был основан на исследованиях И. В. Рожневой, Е. Ю. Левинцовой, Л. Э. Орхей, Ш. Нандром, Ю. Винке. Изучен опыт Канадского форна социального предпринимательства, исследования Д. Бакли, Г. Диз, Т Лайонс, Б. Дрейтона, Б. Доши, П. С. Лайт, Х. Хок, П. Трейси, А. В. Кротенко, Р. Л. Мартин, М. Д. Стекер, Т Л. Варнеск, К. М. Бренхан, А. Гурто, И. Борисова, Е. Колганов, Н. Корнеевой, Дж. Аустин, Дж. Борнстейн, и материалов Университета 2035.
Методы исследования:
В данном исследовании использованы методы:
- теоретические: анализ педагогической, психологической и экономической литературы, анализ методов и технологий обучения предпринимательству; феноменологический анализ; историко-педагогический анализ обучения социальному предпринимательству;
- эмпирические: формирующий эксперимент; моделирование, анкетирование, экспертная оценка содержания онлайн-курса.
Основные этапы исследования:
1. Подготовительный этап: определение проблемного поля, постановка цели и задач исследования, выбор методик проведения исследования и разработка подробного плана реализации.
2. Основной этап: сбор и анализ материалов для дистанционного курса, обобщение теоретических и практических материалов , оформление дистанционного курса, проведение бета-тестирования и итоговая апробация.
3. Заключительный этап: оценка полученных результатов, анализ обратной связи от слушателей курса, формулирование итоговых выводов.
Научная новизна исследования заключается в разработке оснований для отбора предметного содержания онлайн-курса и диагностики его результатов в области социального предпринимательства на открытой образовательной платформе
Теоретическая значимость заключается в разработке педагогического дизайна онлайн-курса на открытой образовательной платформе в области социального предпринимательства.
Практическая значимость исследования: разработан онлайн-курс «Социальное предпринимательство: введение» на открытой образовательной платформе «Stepik». Разработан диагностический инструментарий, позволяющий оценить: мотивационную готовность к решению профессиональных задач в области социального предпринимательства.
Достоверность и обоснованность теоретических выводов и полученных результатов исследования обеспечиваются опорой на передовой педагогический опыт в области онлайн- образования и социального предпринимательства, психологии, менеджмента, экономики, статистики.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Педагогический дизайн онлайн - курса отражает логику и структуру действий, направленных на подготовку молодежи к будущей деятельности в области социального предпринимательства.
2. Содержание онлайн-курса обучения молодежи включает такие аспекты, как история развития социального предпринимательства, определение понятий и нормативно-правовую базу, современные тренды развития различных направлений социального предпринимательства, профориентация участников в целях формирования единого понятийного контекста предпринимательской деятельности.
3. Использование открытых образовательных платформ как пространства для реализации онлайн - курса подготовки социальных предпринимателей способствует созданию площадки для обсуждения и формирования сообщества с едиными взглядами на предпринимательскую деятельность.
Основные идеи и результаты исследования получили отражение в докладах на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях:
• VI Международная научно-практическая конференция «Цифровые трансформации в образовании» (20-21 апреля, Новосибирск),
• XXIV Международная конференция молодых ученых «Актуальные проблемы социальных наук» (20-21 апреля, Томск),
• IV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы стратегического управления территориальным развитием 2022» (18¬19 мая 2022, Краснодар),
• Международная научн о-практическая конференция «Приверженность вопросам психического здоровья» (6-7 октября 2022г , Москва),
• XXI Международная научно-практическая конференция молодых исследователей образования «Науки об образовании в меняющемся мире: перспективы исследований для решения глобальных и локальных проблем» (20 - 21 октября 2022г, Москва),
• VIII Всероссийская Научно-практическая конференция «Молодежные инициативы как основа развития гражданского общества в Российской Федерации» (27.10.2022 г , Москва),
• V Молодежный Сибирский психологический Форум "Трансдисциплинарные измерения в современной науке и образовании"(региональная научная конференция) (24.11.2022, Томск),
• Х Антропологические чтения (21.12.2022, Томск)
Внедрение результатов
В качестве учебных занятий проводилось введение в курс для первого курса студентов факультета экономики и физической культуры на базе ТГУ Помимо образовательных организаций, внедрение результатов проводилось и в государственной организации: в Федеральном агентстве по делам молодежи. Экспериментальная база исследования: открытая образовательная площадка «Stepik».
Целевая аудитория: выпускники школ, абитуриенты и студенты, социально активная молодежь России.
В современных быстроменяющихся экономических, экологических, социальных и политических условиях существует потребность в инновационных решениях для решения ключевых проблем устойчивого развития. Ландшафт образования в современном мире меняет свои очертания. С развитием модернизации образовательных технологий онлайн- образование сделало большой скачок в своем развитии. Онлайн-образование — это метод распро странения информации и быстрого обучения при помощи информационных технологий и интернета.
Развитие онлайн - образования — это возможность сделать среду образования одинаково доступной, как для развитых стран, как и для стран с отстающей экономикой и уровнем развития. Что дает возможность студентам конкурировать в дальнейшем в области трудоустройства с гражданами развитых стран. Онлайн - образование дает возможности для развития не только студентам, но и экономике страны в перспективе.
Глобализация XXI века стала «переломным моментом» в экономике, что не могло не отразиться на высшем образовании. По мере изменения экономической среды во всем мире, меняются культуры и привычные парадигмы. Благодаря разрушительным последствиям внедрения новых инновационных технологий впервые в истории мы об наружили насколько глобальна сила желания самоутверждения поколения миллениалов, которые имели возможность продемонстрировать свое желание быть активными гражданами в нем. Эта возможность самореализации личности до сих пор тесно связана с возможностями культуры, в которой живет индивидуум. Условия смягчаются, создавая больше возможностей для реализации. Культуры, более свободные в управлении пронизаны политикой ценности индивидуализма. Эти ценности пронизывают все сферы жизни общества в той или иной степени.
Развитие социальной и молодежной политики в России рассматривается как приоритетное в XXI веке. Молодежная политика страны и процессы экономического развития в предпринимательской отрасли, в свою очередь, направлена на включение граждан в социальные процессы, что повышает гражданскую позицию у людей , уровень патриотизма и включенности в решение социально-значимых проблем. Одним из механизмов по реализации данных задач является социальное предпринимательство, которое за последние несколько лет сформировалось в российском обществе и успело вовлечь в этот процесс незначительную 3
часть молодежи.
Понятие «социального предпринимательства» в мире многозначно и привлекательно для множества научных кругов. Опыт социального предпринимательства начал активно накапливаться примерно с 1970-1980-х годов ХХ в., появившись почти одновременно в разных точках мира с разными экономическими и социальными условиями. Социальное предпринимательство также можно представить как одно из направлений, которое быстро развивается и нуждается в информационной и образовательной поддержке.
Исследования последних трех лет показали, что среди желающих открыть свой новый бизнес представители возрастной категории: 18-35 лет. В России к ранним
предпринимателям были отнесены 1,7 %, ведущим деятельность совместно со своим работодателем, несмотря на это доля владельцев независимых молодых бизнесов составила 6,6 %, что сопоставимо с результатами 2020 года. Группа 25-34 года стала лидером в 2021 году по предпринимательской активности, а также она стала единственной возрастной группой, которая смогла показать рост относительно 2020 года. (2020-13,7 %, 2021-15,8 %). Заметный рост заметен среди возрастной категории 18-24 года, ее показатели возросли в два раза за один год, с 1% на 2%.
Респонденты, вовлеченные в трудовую деятельность по найму, испытывают больше возможностей и успехов в вовлеченности в предпринимательские процессы. И данная тенденция прослеживается на протяжении 2020-2022 годов. Однако, предприниматели не используют (или не активно используют) цифровые технологии в реализации свои бизнес- идей. Что создает перспективную нишу для дальнейшей реализации в этой сфере в России. Большинство предпринимателей планируют применение цифровых технологий в ближайшие 6 месяцев.
Противоречием исследования является несогласованность между современными тенденциями в образовательном процессе (включая цифровизацию образования) и реализуемыми формами обучения молодежи. В свою очередь, это приводит к отсутствию единых образовательных требований для обучения молодежи в области социального предпринимательства.
Существование обозначенного противоречия позволяет сформулировать проблему исследования, которая заключается в отсутствии необходимой в предпринимательской среде единой образовательной базы для обучения молодежи социальному предпринимательству, как на локальном уровне (школа, техникум, университет), так и на городском, областном уровнях. Создание дистанционного курса обучения для молодежи Томской области может стать площадкой для повышения уровня знаний в области социального предпринимательства, для взаимодействия и налаживания коммуникаций между предпринимательскими организациями, фондами, НКО. Наличие дистанционного формата обучения повысит уровень знаний молодежи, проживающей в Томской области, что важно для развития единого пространства социального предпринимательства.
Цель: провести экспериментальную проверку возможности использования дистанционных технологий для обучения молодежи социальному предпринимательству
Объект исследования: технологии обучение молодежи социальному
предпринимательству.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия разработки онлайн- курса обучения молодежи социальному предпринимательству.
Гипотеза исследования: подготовка молодежи в области социального предпринимательства будет реализовываться эффективнее, если образовательный процесс будет организован с использованием дистанционных технологий обучения (на открытых образовательных платформах).
Задачи:
1. Рассмотреть феномен социального предпринимательства и его развитие в Российской Федерации.
2. Проанализировать технологии обучения социальному предпринимательству и их специфику в молодежной среде.
3. Выделить организационно-педагогические условия для разработки дистанционного курса обучения молодежи социальному предпринимательству.
4. Разработать и апробировать онлайн курс обучения молодежи г. Томска социальному предпринимательству
Методологической основой исследования послужили работы в области дистанционного обучения Н.Н. Абакумовой, Г.В. Можаевой, И.В. Борисова, Е.А. Колганова, Н.А. Корнеева, и пр., в целом подготовке предпринимателей и феноменологии социального предпринимательства в частности Е. Ливенцова, Р.А. Быков, И. А.Михайлов ,Н.А. Зверева Э. Гидденс, Ю. Хабермас , У Ламберт, Р Л., М. Стелкер, Т Варник, К. Бреснан, А.В. Кротенко, В. В. Потапов, Д. Джастин, Д. Борнстейн, Р Грилоя, А. К. Морейра, Цисин Ян, Цзячунь Чен, Чжэньхуань Лю и др.
Теоретический анализ подходов к определению компетентности в области социального предпринимательства был основан на исследованиях И. В. Рожневой, Е. Ю. Левинцовой, Л. Э. Орхей, Ш. Нандром, Ю. Винке. Изучен опыт Канадского форна социального предпринимательства, исследования Д. Бакли, Г. Диз, Т Лайонс, Б. Дрейтона, Б. Доши, П. С. Лайт, Х. Хок, П. Трейси, А. В. Кротенко, Р. Л. Мартин, М. Д. Стекер, Т Л. Варнеск, К. М. Бренхан, А. Гурто, И. Борисова, Е. Колганов, Н. Корнеевой, Дж. Аустин, Дж. Борнстейн, и материалов Университета 2035.
Методы исследования:
В данном исследовании использованы методы:
- теоретические: анализ педагогической, психологической и экономической литературы, анализ методов и технологий обучения предпринимательству; феноменологический анализ; историко-педагогический анализ обучения социальному предпринимательству;
- эмпирические: формирующий эксперимент; моделирование, анкетирование, экспертная оценка содержания онлайн-курса.
Основные этапы исследования:
1. Подготовительный этап: определение проблемного поля, постановка цели и задач исследования, выбор методик проведения исследования и разработка подробного плана реализации.
2. Основной этап: сбор и анализ материалов для дистанционного курса, обобщение теоретических и практических материалов , оформление дистанционного курса, проведение бета-тестирования и итоговая апробация.
3. Заключительный этап: оценка полученных результатов, анализ обратной связи от слушателей курса, формулирование итоговых выводов.
Научная новизна исследования заключается в разработке оснований для отбора предметного содержания онлайн-курса и диагностики его результатов в области социального предпринимательства на открытой образовательной платформе
Теоретическая значимость заключается в разработке педагогического дизайна онлайн-курса на открытой образовательной платформе в области социального предпринимательства.
Практическая значимость исследования: разработан онлайн-курс «Социальное предпринимательство: введение» на открытой образовательной платформе «Stepik». Разработан диагностический инструментарий, позволяющий оценить: мотивационную готовность к решению профессиональных задач в области социального предпринимательства.
Достоверность и обоснованность теоретических выводов и полученных результатов исследования обеспечиваются опорой на передовой педагогический опыт в области онлайн- образования и социального предпринимательства, психологии, менеджмента, экономики, статистики.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Педагогический дизайн онлайн - курса отражает логику и структуру действий, направленных на подготовку молодежи к будущей деятельности в области социального предпринимательства.
2. Содержание онлайн-курса обучения молодежи включает такие аспекты, как история развития социального предпринимательства, определение понятий и нормативно-правовую базу, современные тренды развития различных направлений социального предпринимательства, профориентация участников в целях формирования единого понятийного контекста предпринимательской деятельности.
3. Использование открытых образовательных платформ как пространства для реализации онлайн - курса подготовки социальных предпринимателей способствует созданию площадки для обсуждения и формирования сообщества с едиными взглядами на предпринимательскую деятельность.
Основные идеи и результаты исследования получили отражение в докладах на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях:
• VI Международная научно-практическая конференция «Цифровые трансформации в образовании» (20-21 апреля, Новосибирск),
• XXIV Международная конференция молодых ученых «Актуальные проблемы социальных наук» (20-21 апреля, Томск),
• IV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы стратегического управления территориальным развитием 2022» (18¬19 мая 2022, Краснодар),
• Международная научн о-практическая конференция «Приверженность вопросам психического здоровья» (6-7 октября 2022г , Москва),
• XXI Международная научно-практическая конференция молодых исследователей образования «Науки об образовании в меняющемся мире: перспективы исследований для решения глобальных и локальных проблем» (20 - 21 октября 2022г, Москва),
• VIII Всероссийская Научно-практическая конференция «Молодежные инициативы как основа развития гражданского общества в Российской Федерации» (27.10.2022 г , Москва),
• V Молодежный Сибирский психологический Форум "Трансдисциплинарные измерения в современной науке и образовании"(региональная научная конференция) (24.11.2022, Томск),
• Х Антропологические чтения (21.12.2022, Томск)
Внедрение результатов
В качестве учебных занятий проводилось введение в курс для первого курса студентов факультета экономики и физической культуры на базе ТГУ Помимо образовательных организаций, внедрение результатов проводилось и в государственной организации: в Федеральном агентстве по делам молодежи. Экспериментальная база исследования: открытая образовательная площадка «Stepik».
Целевая аудитория: выпускники школ, абитуриенты и студенты, социально активная молодежь России.
В ходе исследования была достигнута основная цель - экспериментальная проверка возможности использования дистанционных технологий для обучения молодежи социальному предпринимательству.
Проведенный анализ литературы показал, что уровень развития социального предпринимательства напрямую зависит от уровня развития общества в целом, а также заинтересованности го сударства в реализации программ по поддержки предпринимательства в стране. Социальное предпринимательство рассматривается в исследовании как применение практик традиционного предпринимательства для до стижения социальных целей или выполнения социальной миссии.
Результаты феноменологического анализа демонстрируют, что социальное предпринимательство способствует расширению социальных гарантий населению. Происходит увеличение количества и видов организаций, решающих социальные проблемы - увеличение объема услуг в социальной сфере, а в ряде случаев - рост конкуренции на рынках социальных услуг. По мере развития социального предпринимательства происходит его дифференциация. Проведенный в исследовании анализ востребованных форм социального предпринимательства показал увеличение занятости и профессиональной адаптации социально уязвимых групп населения.
В опытно-экспериментальной работе были выделены и обоснованы следующие психолого-педагогические условия разработки онлайн-курса курса:
1. индивидуализация (анализ результатов работы в онлайн-курсе обучающегося проводится персонифицировано. По результатам обучения для обучающегося выстраивается индивидуальная образовательная траектория для формирования необходимых компетенций в области социального предпринимательства);
2. регулируемый темп работы с учебным материалом (скорость и время работы с учебным материалом курса определяется обучающимся самостоятельно);
3. специальный диагностический инструментарий для оценки результатов работы в курсе (матрица компетенций, индивидуальный компетентностный профиль, расчет индекса предрасположенности к социальному предпринимательству и оценка мотивационной готовности обучающегося к социальному предпринимательству).
В исследовании была определена открытая образовательная платформа Stepik для реализации онлайн-курса для молодежи в области социального предпринимательства. Возможности выбранной платформы позволили обучающимся определить самостоятельный график обучения, выбрать форму обучения, изучить собственные результаты деятельности, выявить проблемные зоны, спланировать дальнейшую траекторию обучения в правильном направлении.
Разработан онлайн-курс «Социальное предпринимательство: введение». Онлайн-курс содержит задания, которые позволяют оценить структуру личности будущего социального предпринимателя, совершенствовать показатели, формирующие потенциал социального предпринимателя. Продемонстрированы особенности программы курса «Социально предпринимательство: введение» для молодежи. Особенность включает в себя комплекс заданий, направленных на формирование мотивационной готовности обучающегося к социальному предпринимательству. В онлайн-курсе реализована система оценки мотивационной готовности к социальному предпринимательству у обучающихся. В курс включен диагностический инструментарий, способствующий оценке мотивационной готовности к социальному пр едпринимательству.
Использование психолого-педагогического сопровождения в онлайн-курсе «Социальное предпринимательство : введение» на открытой образовательной платформе Stepik способствовало формированию мотивационной готовности решений профессиональных задач в области социального предпринимательства.
По результатам апробации курса были получен ы следующие результаты: высокий уровень мотивационной готовности был рассчитан у шести обучающихся, средний у четырех, низкий у шести о бучающихся.
Использование в диагностике матрицы компетенций позволяет наглядно увидеть сформированные компетенции, которые будут необходимы для начала работы в области социального предпринимательства. Низкий уровень был отмечен в блоке Soft-skills у 30% обучающихся, в блоке Hard-skills у 20% обучающихся. Что свидетельствует о том, что особое внимание при составлении индивидуальной карты будет уделено на развитие soft-skills.
Результаты реализации онлайн-курса показали, что цифровой компетентностный профиль позволяют сформировать компетенции, которыми должен владеть современный специалист в о бласти социального предпринимательства: целеустремленность, командообразование, креативность, умение решать социально-значимые проблемы и т.д. В онлайн-курсе такими компетенциями владели 70% обучающихся.
Основываясь на этих данных, происходит расчет индекса предрасположенности к социальному предпринимательству у обучающегося, был рассчитан индивидуально по каждому обучающемуся.
Так средний уровень индекса предрасположенности составляет: 0, 856481481 (86%).
Формирование уровня мотивационной готовности среди обучающихся на курсе «Социальное предпринимательство: введение», как показателя уровня заинтересованности и готовности обучающегося к социальному предпринимательству, происходит благодаря комплексному подходу психолого-педагогического дизайна онлайн-курса «Социальное предпринимательство: введение»,который создан на основе многофункциональной системы оценки качества обучения, сформированной в процессе исследовательской деятельности в области социального предпринимательства.
Цель исследования достигнута, основные задачи - решены. Гипотеза исследования, о том, что подготовка молодежи в области социального предпринимательства проходит эффективнее, когда образовательный процесс организован с использованием дистанционных технологий обучения (на открытых образовательных платформах) подтвердилась.
Проведенный анализ литературы показал, что уровень развития социального предпринимательства напрямую зависит от уровня развития общества в целом, а также заинтересованности го сударства в реализации программ по поддержки предпринимательства в стране. Социальное предпринимательство рассматривается в исследовании как применение практик традиционного предпринимательства для до стижения социальных целей или выполнения социальной миссии.
Результаты феноменологического анализа демонстрируют, что социальное предпринимательство способствует расширению социальных гарантий населению. Происходит увеличение количества и видов организаций, решающих социальные проблемы - увеличение объема услуг в социальной сфере, а в ряде случаев - рост конкуренции на рынках социальных услуг. По мере развития социального предпринимательства происходит его дифференциация. Проведенный в исследовании анализ востребованных форм социального предпринимательства показал увеличение занятости и профессиональной адаптации социально уязвимых групп населения.
В опытно-экспериментальной работе были выделены и обоснованы следующие психолого-педагогические условия разработки онлайн-курса курса:
1. индивидуализация (анализ результатов работы в онлайн-курсе обучающегося проводится персонифицировано. По результатам обучения для обучающегося выстраивается индивидуальная образовательная траектория для формирования необходимых компетенций в области социального предпринимательства);
2. регулируемый темп работы с учебным материалом (скорость и время работы с учебным материалом курса определяется обучающимся самостоятельно);
3. специальный диагностический инструментарий для оценки результатов работы в курсе (матрица компетенций, индивидуальный компетентностный профиль, расчет индекса предрасположенности к социальному предпринимательству и оценка мотивационной готовности обучающегося к социальному предпринимательству).
В исследовании была определена открытая образовательная платформа Stepik для реализации онлайн-курса для молодежи в области социального предпринимательства. Возможности выбранной платформы позволили обучающимся определить самостоятельный график обучения, выбрать форму обучения, изучить собственные результаты деятельности, выявить проблемные зоны, спланировать дальнейшую траекторию обучения в правильном направлении.
Разработан онлайн-курс «Социальное предпринимательство: введение». Онлайн-курс содержит задания, которые позволяют оценить структуру личности будущего социального предпринимателя, совершенствовать показатели, формирующие потенциал социального предпринимателя. Продемонстрированы особенности программы курса «Социально предпринимательство: введение» для молодежи. Особенность включает в себя комплекс заданий, направленных на формирование мотивационной готовности обучающегося к социальному предпринимательству. В онлайн-курсе реализована система оценки мотивационной готовности к социальному предпринимательству у обучающихся. В курс включен диагностический инструментарий, способствующий оценке мотивационной готовности к социальному пр едпринимательству.
Использование психолого-педагогического сопровождения в онлайн-курсе «Социальное предпринимательство : введение» на открытой образовательной платформе Stepik способствовало формированию мотивационной готовности решений профессиональных задач в области социального предпринимательства.
По результатам апробации курса были получен ы следующие результаты: высокий уровень мотивационной готовности был рассчитан у шести обучающихся, средний у четырех, низкий у шести о бучающихся.
Использование в диагностике матрицы компетенций позволяет наглядно увидеть сформированные компетенции, которые будут необходимы для начала работы в области социального предпринимательства. Низкий уровень был отмечен в блоке Soft-skills у 30% обучающихся, в блоке Hard-skills у 20% обучающихся. Что свидетельствует о том, что особое внимание при составлении индивидуальной карты будет уделено на развитие soft-skills.
Результаты реализации онлайн-курса показали, что цифровой компетентностный профиль позволяют сформировать компетенции, которыми должен владеть современный специалист в о бласти социального предпринимательства: целеустремленность, командообразование, креативность, умение решать социально-значимые проблемы и т.д. В онлайн-курсе такими компетенциями владели 70% обучающихся.
Основываясь на этих данных, происходит расчет индекса предрасположенности к социальному предпринимательству у обучающегося, был рассчитан индивидуально по каждому обучающемуся.
Так средний уровень индекса предрасположенности составляет: 0, 856481481 (86%).
Формирование уровня мотивационной готовности среди обучающихся на курсе «Социальное предпринимательство: введение», как показателя уровня заинтересованности и готовности обучающегося к социальному предпринимательству, происходит благодаря комплексному подходу психолого-педагогического дизайна онлайн-курса «Социальное предпринимательство: введение»,который создан на основе многофункциональной системы оценки качества обучения, сформированной в процессе исследовательской деятельности в области социального предпринимательства.
Цель исследования достигнута, основные задачи - решены. Гипотеза исследования, о том, что подготовка молодежи в области социального предпринимательства проходит эффективнее, когда образовательный процесс организован с использованием дистанционных технологий обучения (на открытых образовательных платформах) подтвердилась.
Подобные работы
- Психологические особенности учебной мотивации студентов вуза в условиях онлайн обучения (Российский государственный социальный университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022 - Разработка стратегии продвижения образовательного бренда в онлайн–среде при помощи SMM (Московский государственный лингвистический университет)
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Разработка программно-методического обеспечения отраслевых дисциплин по специальности «Информационные системы (по отраслям) среднего профессионального образования
Магистерская диссертация, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ НКО
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2021 - Организация и методическое обеспечение формирования предпринимательских компетенций обучающихся в общеобразовательных организациях (Государственный Университет Просвещения)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНЫХ ДЕСТРУКТИВНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (НА ПРИМЕРЕ «ГРУПП СМЕРТИ»)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ МОЛОДЕЖНЫХ ФОРУМОВ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2024 - Мировой рынок образовательных услуг и участие в нем России
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ПОДХОДА К ПОВЫШЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020





