ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПРАВОСЛАВНЫХ ДУХОВНЫХ СЕМИНАРИЙ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
1.1. Историко-педагогический анализ подготовки студентов
православных духовных семинарий к педагогической деятельности (до 1990 г.) 13
1.2. Теория и практика Русской Православной Церкви по духовно-нравственному просвещению молодежи (1990-2020 гг.) 26
1.3. Модель педагогической подготовки студентов православных
духовных семинарий к педагогической деятельности 53
1.4. Выводы 65
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ 66
2.1. Организация ОЭР по апробации модели педагогической
подготовки студентов православной духовной семинарии 66
2.2. Проведение ОЭР по апробации модели педагогической
подготовки студентов православной духовной семинарии и анализ ее результатов 79
2.3. Выводы 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 114
ПРИЛОЖЕНИЕ А 114
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 150
ПРИЛОЖЕНИЕ В 156
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 189
В современной России существует множество общественных организаций, которые заняты социальной и психологической работой с разными группами населения. Наиболее крупная из них, обладающая представительствами практически в каждом населенном пункте страны - это Русская Православная Церковь (РПЦ). Особое значение она имеет ещё и потому, что стоит у истоков формирования российской государственности и языка.
Пастыри Церкви заняты работой с различными представителями всех возрастных групп, уровней достатка, родов деятельности и даже конфессиональных принадлежностей. В целом, получается довольно высокая доля населения, на которую по роду своей деятельности священник может оказывать влияние. К примеру, по данным ВЦИОМ, 64% россиян считают, что «Русская православная церковь наиболее заметно влияет на духовно- нравственное состояние общества» [73]. Это говорит о том, что большая часть населения страны действительно прислушивается к мнению клириков Церкви и признает Её авторитет.
В послании Президента Российской Федерации, адресованном Федеральному собранию (2007), подчеркнуто что: «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность» [86]. В этом документе, как и во многих других, таких как «Национальная доктрина образования РФ» [47] 2018, «Стратегия воспитания до 2025» [91] 2015 и пр., роль Православной Церкви в жизни российского общества также заметно подчеркнута.
Данные обстоятельства создают перспективу реализации тезисов Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, актуализирующей «воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» [15, 12]. Для выполнения этих сложных задач у всех исполнителей, включая священнослужителей, должна иметься соответствующая подготовка, что делает исследования на данную тему актуальными.
Духовному образованию отводится важная роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, повышении уровня доверия человека к жизни в России, согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. «Концепция высшего Духовного образования Русской Православной Церкви» [111] и «Церковный образовательный стандарт высшего образования специалиста в области православного богословия (Семинария)» [115] приняты Священным Синодом РПЦ 21 августа 2007 года.
Эти документы являлись отправной точкой в процессе реформирования духовного образования в Русской Православной Церкви. Своей целью данные реформы ставили приведение уровня отечественного духовного образования в соответствие с мировыми стандартами и вызовами современности.
Важность изучения педагогики в православных духовных семинариях (ПДС) в обусловлена следующими причинами:
- активное участие священнослужителей в светской системе образования;
- необходимость организации и проведения уроков воскресных школ на православных приходах;
- необходимость духовно-нравственно просвещения в среде педагогов.
Степень изученности
Анализ изученности темы показывает, что педагогической подготовкой студентов духовных семинарий занимались в той степени, в которой это соответствовало запросам времени.
В дореволюционной России этот вопрос исследовали Водовозов В.И., Тихомиров Д.И., Чарнолусский В.И., Фальброк Г.А., Чехов Н.В., Иванова А.Е, Паначина Ф.Г., Ободовский А.Г.
В советский период педагогика как дисциплина не находила отражения в учебных планах семинарии и была введена лишь в 90-е годы XX века. Тем не менее, некоторые исследования продолжали появляться за рубежом, как правило, в среде русской эмиграции. Самыми фундаментальными считаются труды прот. В. Зеньковского.
Более детально подготовка студентов семинарий в постсоветский период рассматривалась в трудах прот. Евгения Шестуна, Абрамова С.А., Скляровой Т.В., Дивногорцевой С.Ю., Костюковой Т.А. и других.
Несмотря на достаточно широкий круг источников, многие вопросы педагогической подготовки студентов ПДС недостаточно изучены, что порождает противоречия между:
- потребностью подготовки священнослужителей РПЦ, обладающих необходимыми педагогическими знаниями, умениями, навыками, и недостаточной оформленностью содержания педагогических курсов и практик в духовных школах Русской Православной Церкви;
- необходимостью использовать в работе священнослужителя современные образовательные технологии и организационно-педагогические формы в катехизисо-просветительской деятельности и не включенностью их в базовую педагогическую подготовку студентов духовных семинарий.
Этими противоречиями обусловлена проблема исследования, состоящая в необходимости отбора актуального педагогического содержания, форм и методов его изучения, вытекающих из культурных традиций Русской Православной Церкви и современного уровня педагогического знания.
Объект исследования: образовательный процесс в православных духовных семинариях.
Предмет исследования: подготовка студентов православных духовных семинарий к педагогической деятельности.
Цель исследования состоит в разработке и апробации модели эффективной подготовки студентов духовных семинарий к педагогической деятельности.
Гипотеза исследования исходит из предположения о том, что подготовка студентов духовных семинарий к педагогической деятельности будет эффективна, если:
- во время обучения в семинарии студенты получат углубленную теоретическую подготовку, базирующуюся на достижениях светской и богословской науки;
- будут созданы условия, при которых полученные студентом теоретические знания закрепляются на практике;
- студентам предоставляется возможность рефлексии полученного педагогического опыта.
Задачи исследования:
1. Провести историко-педагогический анализ подготовки студентов духовных школ к педагогической деятельности (до 1990 г.).
2. Проанализировать теоретические и практические аспекты педагогической деятельности Русской Православной Церкви по духовно-нравственному просвещению молодежи (1990¬2020 гг.).
3. Разработать и апробировать опытно-экспериментальным путем модель педагогической подготовки студентов духовных семинарий к педагогической деятельности.
В процессе исследования использовались следующие теоретические и эмпирические методы исследования. Теоретические: сравнительно¬
исторический анализ; моделирование; анализ литературы, архивных материалов и документов; анализ базовых понятий исследования; причинно¬следственный анализ изучаемых явлений; прогнозирование. Эмпирические: сбор и накопление данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, анализ документов и продуктов деятельности, опыта работы учителей и др.); оценивание (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); контроль и измерение (шкалирование, срезы, тесты); изучение педагогического процесса в измененных и точно учитываемых условиях (педагогический эксперимент и опытная проверка выводов исследования в условиях духовной семинарии); обработка данных (математические, статистические, графические, табличные).
Анализ опубликованных источников позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день в православном богословии, как и в светской науке, не существует законченных исследований на тему педагогической подготовки священнослужителей, которые бы отвечали вызовам современности.
Научная новизна диссертации состоит в том, что:
1. Установлено, что духовные образовательные учреждения в
православной России появились по инициативе государства как сословные учреждения, прототипом которых стали католические иезуитские коллегии, что было обусловлено потребностью подготовки священнослужителей РПЦ, обладающих
необходимыми педагогическими знаниями, умениями, навыками для массового преподавания в образовательных учреждениях «Закона Божьего», выполняющего мировоззренческую функцию.
2. Выявлено, что на современном этапе в содержании школьного образования в целом ряде европейских стран широко используются традиционные духовные ценности. В России этот процесс идет с большим трудом. Отсюда собственно педагогическая подготовка в духовных семинариях затруднена мотивационной составляющей, как для обучающих, так и обучающихся.
3. Разработана модель педагогической подготовки студентов православных духовных семинарий к педагогической деятельности, целью которой является формирование профессиональной компетенции будущего пастыря в сфере его пастырско-педагогического взаимодействия с личностью, приходом, социумом и семьей, представляющая собой комплекс практических мер по формированию необходимых компетенций у студентов.
4. Доказано, что педагогическая подготовка студентов духовных семинарий, осуществленная по разработанной авторской модели, является целенаправленным процессом обучения и воспитания будущих пастырей, и отвечает необходимости духовно¬нравственного просвещения и миссии Русской православной церкви, если опирается на содержательный, деятельностный и рефлексивный критерии.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что оно может дать качественный толчок к дальнейшим исследованиям в области духовного образования, в целом, и педагогической подготовки будущих священнослужителей, в частности, что является важнейшей задачей в деле духовно-нравственного развития граждан Российской Федерации.
Практическая значимость заключается в том, что представленная в данном исследовании модель педагогической подготовки может быть внедрена в практику духовных семинарий в части освоения педагогической науки будущими священнослужителями, что качественно повысит уровень педагогической компетентности будущих пастырей, сделав их главными помощниками светской системы образования в деле духовно-нравственного просвещения молодежи.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются опорой на фундаментальные исследования в области светской и православной педагогики, применением системного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов к изучению педагогического процесса, совокупностью методов исследования, соответствующих цели и задачам данной научной работы; полученными релевантными положительными результатами внедрения в образовательный процесс Томской духовной семинарии модели педагогической подготовки будущих пастырей Русской Православной Церкви.
Результаты исследования апробировались в процессе участия во Всероссийских и региональных конференциях, таких как:
- «Международный Оптинский форум». Калуга, 2019;
- «Апгрейд социальных проектов: стартапа. Обновление 2025». Москва, 2019;
- «XXVIII Духовно-исторические чтения памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия». Томск, 2019;
- «Международная научно-богословская конференция «Бог- человек-мир»». Москва, 2021.
Доклады, сделанные на данных научных конференциях, имели своё логическое продолжение в следующих публикациях:
1. «Феномен подвига как основа педагогической деятельности». -
Калуга: Материалы международной научной конференции
(Международный Оптинский форум), 2019;
2. «Неформальное образование как ресурс стимулирования педагогической подготовки студентов духовных школ». - Москва: Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Апгрейд социальных проектов: стартапа. Обновление 2025», 2019;
3. «Размышления о факторах религиозного самоопределения молодежи». - Томск: Материалы XXVIII Духовно-исторических чтений памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2019;
4. «Современные коммуникационные технологии, как «катализатор» ориентации на ровесников». - Москва: Материалы
Международной научно-богословской конференции «Бог-
человек-мир» 2021, (В печати).
Разработанная модель педагогической подготовки будущих пастырей внедрена в образовательный процесс Томской духовной семинарии. В исследование были включены результаты обучения студентов очного и заочного секторов обучения в Томской духовной семинарии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Историко-педагогический анализ показывает, что появление собственно педагогической подготовки в православных учебных заведениях было обусловлено необходимостью духовного просвещения подрастающих поколений, начиная со школьной скамьи, что потребовало корректировки содержания образования в семинариях, где приоритет отдавался пастырско-богословским дисциплинам. Учебные пособия по педагогике, которые бы отвечали вызовам того времени и представляли своеобразный «сплав» светского и богословского знаний, так и не были созданы.
2. Анализ руководящих церковных документов, наряду с государственными актами за подписью президента Российской Федерации, обнаруживает высокие требования к компетентности рядового священнослужителя, но уровень педагогической подготовки самих священнослужителей, как и церковная практика работы с молодежью не отвечают вызовам современности.
3. Модель педагогической подготовки студентов православных
духовных семинарий к педагогической деятельности включает 3 блока: целевой (цели, принципы, подходы), содержательный (теоретическую и практическую часть) и диагностико-результативный (уровни, показатели диагностики развития
педагогических компетенций) блоки.
Структура диссертации определяется логикой проведенного исследования и состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы в объеме 116 источников, из них 5 на иностранном языке 4 приложений которые включают в себя таблицы и диаграммы.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Историко-педагогический анализ подготовки студентов духовных школ к педагогической деятельности до 1990 г. позволяет утверждать, что предмет Православная педагогика для духовных семинарий так и не был в достаточной степени разработан, хотя уже имелась на то острая необходимость самой Церкви, а также того требовал социальный заказ со стороны Империи. В советские годы, в связи со сменой государственной идеологии и негативным отношением к Церкви, духовное образование в России до 1943 года было разрушено. К моменту развала Советского Союза в Русской Православной Церкви насчитывалось всего три высших духовных учебных заведения, Московская и Санкт-Петербургская духовные академии, и Одесская духовная семинария, существенного развития богословской науки в которых не могло быть по причине государственной политики в отношение к религиозному образованию.
2. Изучение теории и практики РПЦ по духовно-нравственному просвещению молодежи 1990-2020 показало, что к пастырю Церкви предъявляются существенные требования в плане педагогических компетенций для объемной и качественной работы с молодежью, что отражено в руководящих документах. Но при этом церковная практика работы с молодежью реализована в недостаточном объеме и редко носит системный характер. Кроме того, тот уровень педагогической подготовки, который предлагается будущему священнослужителю в стенах православных духовных семинарий, совершенно не соответствует тому уровню требований, который к нему предъявляется.
3. Модель педагогической подготовки студентов духовных семинарий
к педагогической деятельности, которая была разработана для данного исследования, включила в себя теоретический курс, который содержит три модуля: Исторические основы педагогического знания, Введение в теоретическую (светскую) педагогику и Основы пастырско-педагогической практики.
Также модель включила в себя практическую работу, которая осуществляется путем внедрения в учебный процесс внеаудиторной работы (беседы на духовно-нравственные темы с учениками Гимназии №26 г. Томска и интеллектуальные игры формата «Дебаты» со студентами светских учебных заведений). В дополнение к этому курс завершается самостоятельной подготовкой и проведением студентами занятия в воскресной школе и разработкой и осуществлением с учениками средних общеобразовательных школ «Рождественского мастер-класса» на базе Томской духовной семинарии.
4. Апробация данной модели педагогической подготовки студентов духовных семинарий к педагогической деятельности показала свою эффективность. Уровень овладения компетенциями существенно вырос за время прохождения курса, что подтверждается первичными и контрольными срезами знаний и анкетированием. Рефлексивное анкетирование, которое ставило перед собой цель, выявить отношение к курсу со стороны студентов, помогло раскрыть сильные и слабые стороны курса.
5. Проведенное исследование показало, что условиями, при которых педагогическая подготовка пастырей Церкви может быть эффективной, являются следующие:
- будущий пастырь должен в полной мере обладать всей теоретической базой теологического и педагогического знаний в области духовно-нравственного просвещения и педагогики;
- пастырь должен владеть навыками применения этих знаний на практике, что должно быть учтено программой педагогической подготовки студентов православных высших духовных учебных заведений;
- пастырь должен иметь инструменты рефлексии и критической оценки своей педагогической деятельности, как церковные, так и научные;
- содержание педагогической подготовки пастыря Церкви должно отвечать не только церковной традиции и святоотеческому наследию, но и последним научным разработкам в данной области.
Таким образом, после проведенного эксперимента, полученные результаты позволяют утверждать, что эффективность разработанной модели является доказанной.
1) Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. - М. : Российское Библейское Общество, 2011. - 1371 с.
2) Абрамов Я.В. Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее / Я.В. Абрамов. - СПб. : Типография М. Меркушева, 1900. - 351 с.
3) Адамов М.А. Становление и развитие духовных семинарий Русской Православной Церкви XVIII - начала XX веков // Научные ведомости. - 2010. - № 7. - С. 103-110.
4) Бухарова Г.Д. Опытно-поисковая, опытно-экспериментальная работа и педагогический эксперимент в диссертационных исследованиях // Научные исследования в образовании. - 2012. - № 11. - С. 56-63.
5) Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943-1948 гг. / О.Ю. Васильева. - М. : Российская академия наук, 2001. - 214 с.
6) Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения / В.И. Водовозов. - М. : Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1958. - 632 с.
7) Высочайше утвержденный проект устава духовных семинарий // ПСЗРИ. Собрание первое. Т. XXXII. 26674. - 1830. - 1135 с.
8) Высочайше утвержденный устав православных духовных семинарий // ПСЗРИ. Собрание второе. Т. XLII. Отделение первое. 44571. - 1871. - 1209 с.
9) Вяткин В.В. История Пермской епархии в XIX - XXI века: формы и методы церковной деятельности, государственно-церковные отношения : Дис. ... канд. ист. наук / В.В. Вяткин. - Пермь, 2005. - 316 с.
10) Галинова Н.В., Фомин А.А. Латино-русский словарь / Н.В. Галинова, Фомин А.А. - Екб. : Издательство Уральского университета, 2014. - 184 с.
11) Гомперц Т. Греческие мыслители / Т. Гомперц. - СПб. : Алтейя, 1999. - 878 с.
12) Гончаров М.А., Плохова М.Г. Духовно-учебные заведения и их место в формировании образовательного пространства России XVIII¬XIX вв. // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2012. - № 3. - С. 120-130.
13) Горбунова И.Б. Педагогический эксперимент: статистическая обработка результатов выполнения контрольных заданий // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 2. - 302-307 с.
14) Горячева А.А. Пастырство и учительство. Нужен ли духовной семинарии предмет «Педагогика»? // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2010. - № 4. - С. 81-96.
15) Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно¬нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков. - М. : Просвещение, 2009. - 24 с... 119