Аннотация 2
Введение 3
1 Теоретические аспекты системы государственной финансовой поддержки МСБ 7
1.1 Экономическое содержание и необходимость ГФП МСБ 7
1.2 Методический инструментарий ГФП МСБ и его характеристика 18
1.3 Оценка эффективности системы ГФП МСБ 28
2 Анализ использования государственной финансовой поддержки в России 37
2.1 Анализ использования прямых методов ГФП МСБ 37
2.2 Анализ использования косвенных методов ГФП МСБ 46
2.3 Анализ использования методов ГФП на примере ООО «Томские Бани» 57
3 Анализ оценки эффективности государственной финансовой поддержки МСБ 67
3.1 Количественная оценка эффективности ГФП МСБ 67
3.2 Качественная оценка эффективности ГФП МСБ 78
3.3 Пути совершенствования системы ГФП МСБ 88
Заключение 96
Список используемых источников и литературы 101
Приложение А Перечень основных нормативно-правовых актов в сфере предпринимательства 114
Приложение Б Перечень банков, участвующих в программе льготного кредитования МСБ 115
Приложение В Сравнительная характеристика специальных налоговых режимов в РФ 116
Приложение Г Рэнкинг банков по величине кредитного портфеля МСБ 117
Приложение Д Перечень конкурсных федеральных программ 118
Актуальность темы исследования. Актуальность исследования проблем
государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса (далее - МСБ) в Российской Федерации обусловлена целым рядом обстоятельств.
Во-первых, присутствует неудовлетворенность руководства государства и объединений предпринимателей характером и недостаточной эффективностью поддержки развития МСБ в нашей стране. МСБ пока не стал основой промышленного и инновационного развития России, практически не имеет доступа к новым технологиям, самостоятельно не создает их и не развивает. Отсюда очевидна необходимость научных исследований для выработки эффективных механизмов государственной финансовой поддержки (далее - ГФП) МСБ для решения этой важной научной и практической задачи.
Во-вторых, продолжает сохраняться довольно высокая степень зависимости МСБ в нашей стране от государственных инвестиций. Финансово-кредитная система медленно переориентируется на запросы и интересы МСБ. Сохраняются многочисленные административные барьеры в процедурах формирования и развития МСБ. Поэтому актуальным является создание взаимовыгодной модели взаимодействия финансово-кредитных организаций, представителей МСБ и официальных лиц, принимающих решения.
В-третьих, несмотря на попытки органов власти систематизировать меры ГФП МСБ, российское законодательство в данной области остается запутанным и сложным, а деятельность фискальных органов - выборочной и закрытой для общества. Решение данной проблемы требует доработки законодательных и нормативных актов, создания условий для полноценной реализации принципа гласности государственного финансового контроля.
В какой-то степени существующие проблемы МСБ говорят о недостатках государственной поддержки, которая безусловно необходима. Ведь именно субъекты МСБ наиболее чувствительны к изменениям окружающей экономической среды, и так как внешняя среда в современной экономике довольно подвижна и изменчива, это значительно затрудняет деятельность МСБ.
Таким образом, вопрос ГФП МСБ заслуживает особого внимания. Деятельность МСБ является важной составляющей экономического и социального развития большинства развитых и развивающихся стран, эффективное регулирование и содействие развитию МСБ является одним из ключевых государственных приоритетов на современном этапе развития экономики.
Состояние научной проработанности проблемы. Основные теоретические положения о предпринимательстве и бизнесе нашли свое отражение в научных трудах В.В. Алещенко, А.М. Блудова, В.В. Буева, В.Ю. Бурова, А.В. Вершининой, О.С. Железовской, Г.Б. Клейнера, Г.Н. Франовской, Ю.А Чепуренко, С.М. Якунина.
Формы и методы государственной поддержки малых форм хозяйствования рассмотрены в работах Е.М. Ашмариной, И. Гречиковой, А.А. Мельникова, И.Н. Мысляевой, Ф. Шамхалова, А.И. Шлафмана.
Теоретические и методические подходы к оценке эффективности программ поддержки проработаны в исследованиях В.С. Буева, А.А. Дадашева, Е.А. Збиняковой, Е.В. Мерцаловой, С.В. Мигиной, В.Б. Онучак, И.В. Такмашевой.
Зарубежный опыт реализации государственной политики развития МСБ освящен в работах А.М. Блудова, А.М. Гринберга, С.М. Якунина.
В работах по государственной поддержке МСБ в основном рассматриваются сразу все направления поддержки (финансовая, имущественная, консультационная, инфраструктурная). Или же выбран конкретно один инструмент, например, налоговая система. Работы, направленные на подробное исследование финансовых инструментов, отсутствуют. В основном все труды направлены либо на исследование существующих мер поддержки, либо на оценку эффективности данной системы.
Обширный перечень исследований в области поддержки МСБ не исчерпывает исследовательский потенциал обозначенной проблематики. Все перечисленное выше определило цель и задачи работы, объект и предмет, рабочую гипотезу исследования.
Область исследования. Диссертационное исследование выполнено в рамках специальности - 38.04.08 Финансы и кредит, «Финансы и учет в организациях», магистр.
Объект исследования. Система государственного регулирования и финансовой поддержки МСБ в России.
Предмет исследования. Комплекс мер государственной финансовой поддержки МСБ и оценка их эффективности в России.
Объект наблюдения. Деятельность законодательных и исполнительных органов власти и управления федерального уровня Российской Федерации и Томской области в области государственной финансовой поддержки МСБ.
Научная гипотеза исследования базируется на предположении, что комплекс предложенных мер по совершенствованию ГФП МСБ, позволит повысить эффективность существующей системы господдержки, решить проблемы субъектов МСБ.
Цель исследования - дополнить теоретические и разработать методические аспекты ГФП МСБ для их дальнейшего развития и совершенствования.
В соответствии с заявленной целью необходимо решить следующий комплекс задач:
- раскрыть экономическое содержание и обосновать необходимость ГФП МСБ для успешного применения теоретических положений на практике;
- изучить методический инструментарий ГФП МСБ для выявления лучших российских и мировых практик его использования;
- исследовать систему показателей оценки эффективности системы ГФП МСБ для применения ее в анализе и оценке по группам инструментов в России;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы ГФП МСБ в России.
Теоретическую и методическую основу исследования составили труды зарубежных и российских ученых и специалистов в области теории и методологии ГФП МСБ. Теоретическое обоснование ГФП МСБ основывалось на экономической теории, и таких прикладных экономических дисциплинах, как государственное регулирование национальной экономики, планирование и прогнозирование в рыночной экономике, стратегическое планирование, бюджетная система и бюджетное планирование, предпринимательская деятельность, финансовые рынки и институты.
В процессе исследования использованы такие методы научного познания, как индукции и дедукции, анализа и синтеза, исторического и логического сопоставления. Также использовались методы и процедуры эмпирического исследования: экономико¬
статистические, экономико-математические и сравнительные методы. С целью осуществления расчетов были использованы стандартные средства MsOffice.
Информационную и эмпирическую базу исследования составили нормативно - правовые акты РФ и Томской области, регламентирующие вопросы ГФП МСБ, официальные данные Министерства финансов РФ, Департамента финансов Томской области и г. Томска. Были использованы материалы научно-практических конференций и семинаров, научные статьи и монографии по проблеме исследования, ресурсы Интернета.
Научная новизна результатов исследования заключается в приращении теории и методической базе ГФП МСБ, для выработки практических мер, направленных на совершенствование технологий ГФП МСБ, призванного достигать уникальных результатов и обеспечивать качественное изменение объектов управления.
Наиболее существенные результаты исследования, обладающие научной новизной и полученные лично соискателем:
- разработана классификация методов государственной поддержки МСБ;
- предложена методика оценки эффективности мер ГФП МСБ;
- выявлены недостатки существующей системы ГФП МСБ;
- разработаны рекомендации совершенствования системы ГФП МСБ.
Теоретическая значимость работы определяется актуальностью постановки проблемы, и состоит в приращении научных знаний в области теоретических и методических положений ГФП МСБ.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения выводов, представленных в виде конкретных предложений, базой для конкретных рекомендаций по развитию малого предпринимательства региона и оценке потенциала развития. Исследование может быть использовано региональными и муниципальными органами управления при разработке программ социально-экономического развития и формирования региональной политики занятости населения в малом бизнесе.
Апробация результатов исследования осуществлялась на научных семинарах, международных, всероссийских и региональных научных конференциях, а именно на: Международном экономическом симпозиуме «Интеграция Сибири в глобальное социально-экономическое пространство», региональной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Экономика глазами молодых».
Предложенные мероприятия в области оценки эффективности мер ГФП МСБ внедрены в практику работы Департамента финансов г. Томска. Акт внедрения прилагается.
Публикации по теме диссертации. По теме диссертации автором опубликована статья: «Государственная финансовая поддержка малого и среднего бизнеса в Сибири и ее развитие»; «Основные проблемы активизации малых и средних предприятий Томской области и направления их решения».
Объем и структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы из 127 наименований, содержит 118 страниц, в том числе 113 страниц основного текста, 21 таблицы, 27 рисунков и 5 приложений. Структура диссертации определяется логикой исследования, соответствует поставленным цели и задачам, уровню разработки предмета исследования, теоретической и практической значимости исследуемых проблем.
В большинстве развитых стран малье предприятия являются неотъемлемой частью экономики. Они волнуют ряд важнейших социально-экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства.
Вклад малого и среднего бизнеса в общие экономические показатели в России существенно ниже, чем в большинстве развитых стран. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП находится на уровне 20 - 21 %, в структуре занятости населения - около 25 %.
Целью работы было дополнить теоретические и разработать методические аспекты ГФП МСБ для их дальнейшего развития и совершенствования. Для достижения поставленной цели был реализован ряд задач, некоторые выводы которых представлены ниже.
Значение государственной поддержки МСБ очень велико, так как именно малым предприятиям свойственно быстро реагировать на внезапные изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потреблении, создавать дополнительные рабочие места и увеличивать число граждан со средним доходом, балансировать цены, создавать конкуренцию, мотивирующую на создание новых технологий и повышение качества производства товаров и оказания услуг. Тем не менее, макроэкономические показатели не отражают ожидаемых финансовых результатов. Чего не скажешь о малых предприятиях зарубежных стран. Поэтому поддержка со стороны государства есть и остается главным источником совершенствования механизмов форм и методов развития малого бизнеса.
Под поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства понимается:
а) деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) субъектов РФ и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства;
б) деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемая в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства.
В общем виде государственная поддержка малого бизнеса заключается в следующем:
• создание основ функционирования механизмов поддержки малого предпринимательства;
• обеспечение благоприятных условий использования представителям малого бизнеса государственными финансовыми, материально-техническими, информационными и другими ресурсами, в том числе научно-техническими разработками и технологиями;
• упрощение регистрации субъектов малого предпринимательства, получения лицензии в деятельности, сертификатов продукции;
• упрощенное представление статистической, бухгалтерской и налоговой отчетностей;
• поддержка в развитии внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, а именно, торговых, научно -технических производственных и информационных связей с другими городами, зарубежными странами;
• помощь в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров малых предприятий.
Благоприятный предпринимательский климат создается как прямыми государственными мерами через законы о поддержке предпринимательства, так и через опосредованные меры общего характера, направленные на регулирование экономики. Исходя из сущности государственного регулирования экономики и с учетом специфики предпринимательской деятельности, нами определено, что государственное регулирование и поддержка предпринимательства, являясь составной частью социального, организационно - правового и политического участия государства в экономических процессах, представляет собой совокупность мер поощрения предпринимательской активности в нужном для общества направлении и защиту от нежелательных последствий.
Сегодня финансовая поддержка малого и среднего бизнеса, оказываемая государством, имеет разные направления и методы, а также принципы и инструменты. В работе была разработана классификация инструментов государственной поддержки по прямым и косвенным методам. Исследование проводилось только по финансовым инструментам. К прямым финансовым инструментам поддержки относятся: квотирование, государственные и муниципальные заказы, прямое бюджетное финансирование, меры государственного финансового контроля. К косвенным методам, прежде всего, относятся: налоги и режимы налогообложения, банковские кредиты, бюджетные кредиты и государственные и муниципальные гарантии, льготы, межбюджетные трансферты (дотации, субсидии, субвенции), развитый рынок инвестиций, ставка рефинансирования.
Несмотря на наличие значительного числа критериев в государственных программах и в научных разнообразных исследованиях, которые характеризуют эффективность государственной поддержки малого бизнеса, комплексная система таких критериев, пригодная для управления по результатам, до сих пор не создана.
Ввиду этого для оценки эффективности государственной поддержки малого бизнеса предложена система количественных и качественных критериев эффективности ГФП МСБ. А также описана технология проведения аудита эффективности бюджетных средств применительно к программам поддержки МСБ.
Вектор развития системы поддержки МСБ в России задает Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. Для реализации поставленных стратегией задач функционирует национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Анализ использования прямых и косвенных методов ГФП МСБ выявил, что существует большое количество мер поддержки малого предпринимательства, все они разнообразны по содержанию, направлению и объемам. Но не все реализуются в должной мере, сохраняется большинство проблем субъектов МСБ. Необходимо непрерывно развивать и совершенствовать существующую систему, до тех пор, пока существующие проблемы не минимизируется. Для этого можно опираться на зарубежный опыт, и самое главное анализировать эффективность применяемых мер, прислушиваться к мнениям предпринимателей.
Проанализированы меры поддержки, использованные одним из Томских представителей МСБ - ООО «Томские Бани» и даны рекомендации на перспективу, исходя из их дальнейших целей развития.
Противоречивые тенденции в развитии МСБ выявила количественная оценка эффективности ГФП, полученные данные свидетельствуют, с одной стороны, о результативности ряда применяемых органами власти мер, с другой стороны, об отсутствии комплексной системы создания условий для развития данного сегмента предпринимательской деятельности. Достижение главных целевых показателей в установленные сроки практически невозможно, так как средства на развитие получают единицы из десятков тысяч, помочь всем и сразу невозможно. Выбранные целевые индикаторы подпрограмм зачастую слабо взаимосвязаны с эффектом от определенной меры поддержки, например, количество предпринимателей может сократиться не из-за неэффективных мер поддержки, а из-за экономической ситуации в стране. Это свидетельствует о том, что выбранные целевые индикаторы не позволяют определить проблемные места, а соответственно сформировать необходимые мероприятия, улучшающие — среду для ведения предпринимательской деятельности, и на показатели состояния малого и среднего бизнеса региона в большей степени влияют факторы, несвязанные с государственной поддержкой.
Проведенная оценка качественных показателей эффективности государственной финансовой поддержки подкрепляет выводы предыдущего абзаца. За последние года количество предпринимателей, считающих, что деловая среда улучшилась - уменьшается, большинство же считают, что она либо не меняется, либо ухудшается. Рейтинг RSBI также свидетельствует о снижении деловой активности. Конкуренция, один из главных факторов развития экономического потенциала, остается на среднем уровне, в некоторых отраслях требуется ее повышение. Повышение эффективности мер финансовой поддержки может ее усилить.
Повысилась доступность финансирования, что является несомненно положительным эффектом, достигнутым прежде всего за счет снижения ключевой ставки и введения льготных программ для кредитования МСБ.
Особого внимания требуют налоговые инструменты. Несмотря на то, что в течение последних лет в стране проводится активная фискальная политика, направленная на вывод МСБ из тени и повышение собираемости налогов и включающая введение онлайн-касс и меры по легализации самозанятых, налоговые каникулы и мораторий на проверки - доля уклоняющихся от налогов МСБ и безработных остаётся не маленькой.
В значительной мере снижает эффективность поддержки осведомленность субъектов МСБ о такого рода мерах. Большинство предпринимателей либо «не слышали», либо «что -то слышали» об организациях, оказывающих поддержку, еще меньшая доля обращалась за поддержкой. Многие не верят, что им помогут, что поддержка действительно оказывается, либо совсем не знают о подобных мерах.
Анализ существующей системы государственного регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса в России свидетельствует о средней эффективности. Несмотря на регулярное финансирование за счет бюджета и обилие организаций инфраструктуры поддержки, прорывные результаты в данном сегменте не наблюдается, ряд показателей показывает отрицательную динамику. В связи с эти дана общая рекомендация: уйти от устойчивой формулировки «поддержка малого и среднего бизнеса» к созданию условий для развития малых и средних предприятий.
Необходимо разработать систему качественных показателей эффективности и совершенствовать количественные, а именно:
- количественные показатели эффективности поддержки, то есть результаты от реализации программ, должны отражать не только общее развитие малого и среднего бизнеса, но и именно эффект от оказания непосредственных мер. Показатели, которые четко отразят связь: принятые меры (или вложенные средства) - результат;
- ввести качественные показатели эффективности, разработать методику их оценки;
- законодательно закрепить регулярность оценки эффективности господдержки для анализа и необходимой коррекции программ поддержки, которые не способствуют повышению эффективности господдержки;
- проводить выявление и анализ причин неэффективности инструментов и мер государственной поддержки, результаты которого необходимо включить в процедуру мониторинга российских программ государственной поддержки.
Кроме того, для совершенствования финансовых мер поддержки дан ряд рекомендаций по следующим направлениям:
1) Стимулирование коммерческих банков к расширению кредитования малого и среднего предпринимательства;
2) Развитие микрофинансирования;
3) Развитие национальной гарантийной системы поддержки МСБ;
4) Субсидирование затрат субъектов МСБ;
5) Развитие инструментов прямого финансирования;
6) Развитие долгосрочного финансирования;
7) Развитие прочих инструментов финансирования;
8) Меры по совершенствованию налогообложения МСБ
Таким образом, предложенные меры, на наш взгляд, повысят эффективность государственной финансовой поддержки МСБ, и экономика России будет развиваться в новом для нашей страны направлении. Несмотря на то, что часть мер принесет свои плоды только в долгосрочной перспективе, эффективная поддержка МСБ уже через несколько лет начнет оказывать позитивное влияние на темпы экономического роста.
При введении каких-либо новых мер, государственные органы должны учитывать сложившиеся к этому времени социально-экономическое положение в малом и среднем бизнесе, интересы занятых в нем работников, степень их приверженности к рыночным отношениям, характер ожидаемых перемен и предполагаемые перспективы. Только в таком случае государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России окажется максимально продуктивной и начнет способствовать его дальнейшему становлению и развитию в интересах экономики всего государства, а не отдельных хозяйственных групп и структур.
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 1 [Электронный ресурс] : федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ : (в ред. от 29.12.2017) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2013. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Электронный ресурс] : федер. закон от 05 августа 2000 № 117-ФЗ (в ред. от 01.05.2019) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2020. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. Национальный проект Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы [Электронный ресурс]: акт правительства Российской Федерации от 24 декабря 2018 № 16 // Правительство РФ. - Электрон. дан. - М.,
2018. - URL: http://government.ru/projects/selection/738/ (дата обращения: 01.06.2020).
4. О концессионных соглашениях [Электронный ресурс] : закон Российской Федерации от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2020. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5. О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] : пост.от 4 апреля 2016 № 265 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2020. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. О развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации [Электронный ресурс] : закон Российской Федерации от 24 июля 2007 № 209-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2020. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
7. О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства [Электронный ресурс] : пост. Правительства РФ от 30.12.2011 № 1605 // Гарант : информ.-правовое обеспечение. - Электрон. дан. - М., 2002. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
8. Об утверждении государственной программы Российской федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» [Электронный ресурс] : пост. правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 316 // КонсультантПлюс : справ. правовая система.
- Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2020. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
9. Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации [Электронный ресурс] : пост. Правительства РФ от 02 августа 2010 № 588 (ред. от 05.04.2016) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2020. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
10. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и
поддержка предпринимательской инициативы» [Электронный ресурс] : утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) // Правительство РФ. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL: http://static.government.ru/media/files/qH8voRLuhAVWSJhIS8XYbZBsAvcs8A5t.pdf (дата
обращения: 01.06.2020).
11. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] : госуд. программа от 02.06.2016 № 1083-р // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2020. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
12. Автономов В. С. Предпринимательская функция в экономической системе / В. С. Автономов. - М. : Экономика, 2002. - 322 с.
13. Агеева О. А. Особенности развития малого бизнеса в России на современном этапе / О. А. Агеева, А. В. Девянина // Экономика: проблемы, решения, перспективы. - 2017.
- №6. - С. 60-66.
14. Аналитический отчет о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов
государственных внебюджетных фондов за I полугодие 2019 года [Электронный ресурс] // Счетная палата Российской Федерации. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL:
http://audit.gov.ru/promo/analytical-report-federal-budget-2019-2/index.html (дата обращения: 03.05.2020).
15. Антонова М. П. Развитие малого и среднего предпринимательства в России в контексте реализации национального проекта / М. П. Антонова, В. А. Баринова, В. В. Громов и др. - М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. - 88 с... 127