РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
ПО ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ ЭКСКУРСОВОДОВ НА БАЗЕ
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА (НА
ПРИМЕРЕ НЦ «РОССИЯ»)
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы подготовки юных экскурсоводов 7
1.1 Понятие и специфика экскурсоведения как формы культурнопросветительской деятельности 7
1.2 Российский и зарубежный опыт подготовки юных экскурсоводов 12
1.3 Нормативно-правовые и методические основы подготовки юных
экскурсоводов 15
2 Анализ содержания и этапов реализации образовательного проекта «Школа
Юного Экскурсовода» 19
2.1 Концептуальные положения проекта и цели его внедрения 19
2.2 Этапы реализации проекта «Школа Юного Экскурсовода» 21
2.3 Содержательные блоки программы обучения проекта «Школы Юного
Экскурсовода» Национального центра «Россия» 39
2.4 Вовлечение родителей, наставников и партнёров 69
3 Результаты и перспективы реализации проекта 73
3.1 Методика оценки результативности проекта 73
3.2 Достижения участников проекта 77
3.3 Воздействие проекта на образовательную среду 79
3.3 Проблемы и пути дальнейшего развития 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ А Преподавательский состав проекта «Школа Юного
Экскурсовода» Национального центра «Россия» 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Положение о проекте «Школа Юного Экскурсовода»
Национального центра «Россия» 100
ПОЛОЖЕНИЕ В Подтверждение публикации научной статьи «Методы и упражнения для подготовки профессиональных экскурсоводов» 107
В современном мире особую значимость приобретает развитие культурно-просветительских инициатив, направленных на формирование гражданского самосознания и патриотизма у подрастающего поколения [5, 60].
Таким образом по инициативе правительства был создан Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» — один из национальных проектов в России на период с 2021 по 2024 годы с целью комплексного развития отрасли туризма в стране и созданию условий для удобных и безопасных путешествий внутри России. Впоследствии был продлен до 2030 года.
Важным направлением в России в сфере туризма считается развитие образовательных программ и обучение нового кадрового состава. Сейчас в сфере туризма работает около 1 млн человек, однако отрасли требуется дополнительно 250 тыс. специалистов. К 2030 году этот показатель возрастет до 400 тыс. человек. Об этом сообщили в Минэкономразвития на совещании по подготовке кадров для туриндустрии, прошедшем в Российском государственном университете туризма и сервиса (РГУТИС).
Нехватка специалистов сказывается на развитии внутреннего туризма и реализации крупных инвестиционных проектов, таких как «Пять морей и озеро Байкал», отметил зампред правительства России Дмитрий Чернышенко. Также Максим Решетников, министр экономического развития, подчеркнул, что подготовка специалистов должна учитывать интеграцию со средним профессиональным образованием, а также взаимодействие с региональными вузами [37, 38]. Эффективным механизмом реализации этого проекта выступают образовательные проекты, встраиваемые в действующие культурные институции. Национальный Центр «Россия» как знаковое пространство, объединяющее в себе историю, достижения и образ будущего страны, предоставляет уникальные возможности для реализации подобных инициатив.
В Национальном Центре «Россия» я занимаю должность ведущего экскурсовода и методиста, и со своей командой мы разработали проект «Школы Юного Экскурсовода» (далее возможно сокращение - ШЮЭ, к июню 2025 года проведя первый выпуск детей по этой образовательной программе (рисунок 1). Представленный федеральный проект является первым в своём роде, и важным для регионов страны проектом, в рамках развития туризма, целью которого стало воспитание будущих проводников культурного знания и носителей патриотической идентичности — детей, способных в доступной форме рассказывать о достижениях своей страны.
Важно подчеркнуть, что в 2025 году уже появляется 5 региональных филиалов Национального Центра «Россия», а в последующем и во всех 89 субъектах. В городе Томске так же будет создан филиал, в котором будет проходить обучение в Школе Юного Экскурсовода.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разработки эффективной модели образовательного сопровождения детей в процессе освоения экскурсионной деятельности, а также недостаточной разработанностью подобных программ в современной педагогической практике.
Цель исследования — разработка и реализация образовательного проекта по подготовке юных экскурсоводов в условиях культурно - образовательного пространства Национального Центра «Россия».
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы экскурсоведения и особенности детской аудитории в рамках просветительской деятельности, включая примеры в российском и зарубежном опыте;
2. Разработать структуру и содержание образовательной программы Школы Юного Экскурсовода;
3. Оценить эффективность реализации проекта в условиях Центра;
Объект исследования — процесс подготовки юных экскурсоводов в культурно-образовательной среде.
Предмет исследования — методика проектирования и реализации образовательной программы подготовки юных экскурсоводов.
Методы исследования: теоретический анализ, сравнительно- сопоставительный метод, метод кейс-анализа, анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент.
Научная новизна исследования заключается в систематизации подходов к подготовке юных экскурсоводов и создании уникального образовательного проекта в условиях культурного центра федерального значения, а затем и подобных центров с соответствующими программами по всей стране.
Практическая значимость — разработанная модель может быть внедрена в других культурно-просветительских учреждениях страны, в том числе в музеях, домах культуры и образовательных учреждениях.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, библиографию и приложения. В главах содержатся теоретические и практические материалы, схемы, инфографики и рекомендации для практического использования.
В ходе исследования была достигнута поставленная цель — разработана и реализована образовательная программа по подготовке юных экскурсоводов в условиях культурно-образовательного пространства Национального Центра «Россия». Работа позволила сформировать целостную модель подготовки, адаптированную под особенности детской аудитории и современные культурные практики. По итогам исследования можно выделить следующие выводы в соответствии с поставленными задачами:
1. Выявлено, что вовлечение детей в экскурсионную деятельность требует не только знания основ экскурсоведения, но и учёта возрастной психологии, коммуникативных стратегий и игровой природы восприятия. Установлено, что эффективное обучение юных экскурсоводов возможно при сочетании академических подходов с практико-ориентированными методами.
2. Проведён сравнительно-сопоставительный анализ программ, реализуемых в учреждениях США, Великобритании, Германии, стран Азии и России. Установлено, что большинство зарубежных программ строится вокруг принципов персонализации обучения, вовлечения в реальные экскурсионные практики и акцента на универсальные навыки (т.н. soft skills). Эти подходы были адаптированы и внедрены в разработанную программу проекта.
3. Разработана и апробирована структура образовательной программы «Школа Юного Экскурсовода». Программа включает три логических блока: вводно-теоретический, практико-ориентированный и проектный. В неё интегрированы современные цифровые инструменты, задания на развитие речи, памяти, исследовательских и творческих навыков. Материалы программы учитывают специфику культурной среды Центра и обеспечивают гибкость для адаптации в других учреждениях.