Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование управления бизнес-процессами организации

Работа №192671

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы108
Год сдачи2020
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы управления бизнес-процессами 11
1.1 Понятие и сущность бизнес-процессов, их классификация 11
1.2 Предпосылки появления процессного подхода, его отличительные
особенности и преимущества в управлении организации 22
1.3 Современные механизмы совершенствования управления бизнес-
процессами 30
2. Методические подходы к совершенствованию управления организациями
на основе процессного менеджмента 40
2.1 Методические подходы к совершенствованию управления
организациями на основе процессного менеджмента 40
2.2 Регламентация основных бизнес-процессов организации 46
2.3 Экономическая оценка эффективности функционирования бизнес-
процессов 54
3. Разработка направлений совершенствования управления бизнес-
процессами организации 62
3.1 Моделирование управления бизнес-процессами 62
3.2 Информационная поддержка системы управления бизнес-процессами 79
3.3 Совершенствование управления отдельными бизнес-процессами 88
Заключение 93
Литература 96

Анализ степени актуальности и изученности исследования. Современное состояние отечественной экономики, сложность и высокая динамичность внешней среды, возрастающее влияние со стороны конкурентов требуют от организаций непрерывного, системного развития и активной реализации своего потенциала. Одной из самых важных проблем, стоящих перед топ-менеджментом, является создание системы управления с высоким экономическим эффектом, способной обеспечить прорывы в ключевых бизнес-процессах и добиться высоких финансовых результатов. Универсального алгоритма для создания такой системы не существует, однако для поиска альтернатив имеется широкий спектр теоретических разработок отечественных и зарубежных авторов.
В число наиболее передовых разработок, получивших широкое распространение в условиях активного внедрения системы менеджмента качества на российских предприятиях, входит процессный менеджмент, суть которого состоит в выделении на предприятии сети бизнес-процессов и управлении ими для достижения максимальной эффективности деятельности. Особенность процессного подхода заключается в соединении двух направлений - моделирования процессов и их автоматизации, что создает условия и инструменты для эффективного управления предприятием в условиях нестабильности рыночной ситуации.
До 80-х годов двадцатого века идеологической парадигмой управления была модель разбиения производственного процесса на элементарные задачи и дальнейшего их совершенствования на основе специализации исполнителей на каждой из задач. Этот принцип лег в основу всех последующих систем управления и был доминирующим до тех пор, пока главным для перспективного развития предприятий не стали такие качества как гибкое приспособление к изменениям рынка, ориентированность на
клиента, возможность выдерживать ценовую конкуренцию,
инновационность технологий в условиях модернизации производства.
Функционально-ориентированная система управления стала замедлять развитие, поэтому в управлении организации главный упор стали делать не на функции, а на бизнес-процессы и возникла новая методология управления процессами - реинжиниринг бизнес-процессов. Серьезным недостатком данного подхода является осуществление в его рамках коренных преобразований существующих бизнес-процессов, что невозможно делать многократно. Поэтому на смену данной методологии появился новый, более мягкий подход - концепция непрерывного совершенствования, основанная на эволюционном проведении изменений.
Формулировка целей, задач, объекта и предмета исследования. Целью исследования является развитие теоретических аспектов и методических положений управления бизнес-процессами и выработка практических рекомендаций по совершенствованию управления бизнес-процессами организаций. Поставленная цель определила необходимость решения следующих основных задач, последовательность которых отражает основные этапы диссертационного исследования:
• исследовать научно-методические подходы к совершенствованию системы управления бизнес-процессами, обобщить основные направления совершенствования и произвести их сравнительную оценку;
• рассмотреть механизм управления бизнес-процессами, его основные элементы для выделения и регламентации ключевых бизнес-процессов организации в целях их эффективного моделирования, исключающего излишнее дублирование операций и должностных обязанностей участников бизнес- процесса;
• исследовать методику отбора процессов в целях их оптимизации и произвести комплексную диагностику оценки качества бизнес- процессов в целях выявления перечня процессов, нуждающихся в оптимизации;
Объектами исследования является совокупность организационно-экономических отношений, возникающих между различными субъектами в процессе управления бизнес-процессами в организации.
Предметом исследования являются системы управления организации ООО «Аграрная Группа - Управляющая компания».
Теоретическо-методическую основу исследования составили концептуальные положения, научные разработки в области теории организации, менеджмента, анализа и моделирования бизнес-процессов в условиях непрерывного совершенствования системы управления, материалы периодических изданий по теме исследования. При проведении расчетов, построения таблиц и рисунков использованы современные программные продукты. В процессе выполнения исследования применялись методы системного анализа, экспертных оценок, принципы и методы моделирования. Исследовались объекты на мезо- и микроуровнях экономики на основе комплексного анализа их взаимодействия.
Концепция процессного подхода к управлению предприятием, само определение понятия «бизнес-процесс», их моделирование и изложение принципов процессного управления организациями нашли отражение в трудах российских и зарубежных ученых.
Исторический экскурс в теорию менеджмента свидетельствует, что двести лет назад Адам Смит сделал выдающееся открытие: индустриальное производство должно быть разбито на простейшие и самые базовые операции, поскольку разделение труда способствует росту его производительности. Но, несмотря на то, что люди, вовлеченные в процесс производства, мыслили в терминах производственных процессов в течение многих десятилетий, теория бизнес-процессов впервые появилась меньше двадцати лет назад и не получила распространения. Многие теоретики и практики менеджмента выражали скептицизм в отношении ее реальных достоинств, и только в связи с массовым внедрением идеи «всеобщего качества» в организациях парадигма управления бизнес-процессами начала набирать обороты.
Хотя медленно и болезненно, но промышленным предприятиям пришлось признать, что они тратят громадные деньги и время на управление своей функциональной иерархией. По мнению Б. Андерсена, для большинства менеджеров - это единственная цель их трудовой жизни. Но работа не движется вверх и вниз вдоль функциональной иерархии, она течет сквозь организацию в виде набора бизнес-процессов, которые в большинстве организаций никем не управляются, никто за них не отвечает [5].
Рыночные отношения привели к изменению принципов производства и потребления материальных благ. Переход от общества производителя к обществу потребителей привел к тому, что ответы на вопросы «что и как производить» диктует потребитель продукции. И основная идея выживания бизнеса в новых постиндустриальных условиях - это реинтеграция отдельных операций в единые бизнес-процессы, то есть наборы операций, которые, взятые вместе, создают результат, имеющий ценность для потребителя [90].
Первоначально идея использования процессного подхода к описанию деятельности организации рассматривалась в теории административного управления А. Файоля. Дальнейшее распространение данный подход получил лишь в конце XX века, когда применяемый функциональный подход к организации производства и управлению предприятием перестал быть прогрессивным. Вопросы реинжиниринга бизнес-процессов рассматриваются в работах М. Хаммера, Ю. Ф. Тельнова, Д. Харрингтона и др.
М. Хаммер и Дж. Чампи в монографии «Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе» впервые ввели понятие бизнес-процесса. В дальнейшем этой проблеме были посвящены труды многих авторов [90].
Построению систем процессного подхода и его внедрению в управление предприятиями, разработке методик процессного управления посвящены труды Ю.П. Анисимова, Ю.В. Журавлева, Дж. Джестона, В.М. Ковалева, В.В. Репина, и др. Вопросы повышения эффективности систем управления предприятиями рассматривались в научных работах В.П. Воронина, М.С. Кузьминой, О.С. Рудаковой, JI.B. Шульгиной и др.
Процессное управление основано на систематическом, последовательном применении общих законов и принципов управления системами к бизнес-процессам. Однако, несмотря на значительное число публикаций, многие аспекты управления бизнес-процессами организации остаются нерешенными, нуждаются в продолжении исследований.
Произведенный анализ литературных источников и изучение практического опыта постановки процессного управления на предприятиях показал, что методов однозначного определения границ бизнес-процесса не существует, не может быть и однозначного описания бизнес-процессов какой-либо компании, не говоря уже об однозначной оптимизации. Отсюда можно сделать очевидный вывод, что все формальные описания бизнес- процессов начинаются с субъективного определения границ бизнес- процессов, и все результаты оптимизации зависят, в первую очередь, от той позиции, которую занимает конкретное лицо, проводящее эту работу, от его квалификации, практического опыта, творческих способностей.
К определению границ бизнес-процессов имеются следующие основные подходы:
• по сложившейся структуре компании;
• по результату бизнес-процесса - продукту;
• по цепочке создания ценности.
При использовании первого подхода описывают укрупненные процессы структурных подразделений верхнего уровня, затем каждый из этих процессов описывается как совокупность процессов более низкого уровня и т.д.
При втором подходе в первую очередь описывается продукт компании на всех стадиях его жизненного цикла. Наиболее известными моделями, использующими данный подход, являются тринадцати- и восьми¬процессные универсальные модели, а также модель Шера. Их особенность заключается в четком соответствии «процесс-результат». К недостаткам данного подхода следует отнести то, что его применение усложняет разработку и внедрение, а к преимуществам — то, что ориентация на конечный продукт позволяет в действительности оптимизировать деятельность предприятия, внедрить эффективное бюджетирование, резко снизить непроизводительные расходы, придавать «прозрачность» и управляемость бизнесу.
Третий подход основан на описанной М. Портером цепочке создания ценности, в которой выделяются основные (первичные) бизнес-процессы, обеспечивающие создание потребительской ценности продукта, и поддерживающие (вспомогательные) бизнес-процессы, обеспечивающие функционирование бизнеса и сопровождающие создание продукта на всем протяжении его жизненного цикла.
Б. Андересена не ограничивает методику выделения границ бизнес- процессов тремя подходами, но отмечает их важность для понимания сути проблемы и понимания того, что очень многое зависит от того конкретного специалиста, который будет вести эту работу
Элементы научного вклада заключаются в разработке автором теоретико-методических основ совершенствования управления бизнес- процессами предприятий и выработке практических рекомендаций для предприятий. Это подтверждается следующими наиболее существенными научными и практическими результатами:
• произведена сравнительная оценка направлений совершенствования управления бизнес-процессами и обоснована необходимость поэтапного моделирования на основе системной оптимизации, отличающееся от имеющихся положений комплексным подходом к процедурам моделирования и экономической целесообразностью проводимых изменений;
• исследован механизм управления бизнес-процессами в целях
выделения и регламентации ключевых бизнес-процессов организации, под которым в работе понимается совокупность организационно - распорядительных, координационных и мотивационных методов
управления бизнесом, позволяющая своевременно реагировать на неопределенность внешней среды и обеспечивать высокий
экономический результат функционирования основных и обеспечивающих бизнес-процессов и предприятия в целом;
• исследована и апробирована процедура идентификации и декомпозиции бизнес-процессов в целях их эффективного моделирования, произведена комплексная диагностика качества ключевых бизнес-процессов методом рейтингования и с учетом их важности, проблемности и затратоемкости на примере крупного предприятия, что позволило выявить перечень проблемных процессов и обосновать необходимость их оптимизации;
• предложена оптимизация бизнес-процесса «Закупки», основанная на алгоритме отбора поставщиков по критерию максимального качества и минимальной цены, что позволяет исключить факты злоупотребления непосредственными исполнителями при принятии решения о закупке. Для других бизнес-процессов было принято решение отложить оптимизацию, ввиду нецелесообразности, так как она будет дорогой и скорее всего не принесет положительных результатов в кратко- и среднесрочной перспективе.
Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, литературы из 100 наименований. Основные результаты работы изложены на 106 страницах основного текста, содержат 12 рисунков, 16 таблиц.
Во введении отражены актуальность, разработанность, цель, задачи, предмет, объект и методы исследования, научная новизна. В первой главе «Теоретические основы управления бизнес-процессами» рассмотрены сущность, отличительные особенности и преимущества процессного подхода, определены приоритетные направления в совершенствовании управления бизнес-процессами, дана их сравнительная характеристика и обоснована необходимость поэтапного моделирования бизнес- процессов на основе системной оптимизации. Во второй главе «Методические подходы к совершенствованию управления организациями на основе процессного менеджмента» рассмотрена методика идентификации бизнес- процессов, их декомпозиции до низших уровней, особенности поэтапной регламентации и стандартизации бизнес-процессов на основе разработки нормативно- методической документации (НМД). Особое внимание уделено методике определения показателей оценки бизнес-процессов, поскольку она является менее проработанной с позиций процессного менеджмента. В третьей главе «Разработка направлений совершенствования управления бизнес-процессами организации» исследована система управления ООО «Аграрная Группа - Управляющая компания» на основе методики системной оптимизации выявлен перечень бизнес-процессов, нуждающиеся в совершенствовании, проведена их регламентация и оптимизация. Изучены программные продукты для автоматизации управления и моделирования бизнес-процессов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенные исследования совершенствования управления бизнес- процессами предприятий позволили сделать следующие выводы:
1. Процессный подход появился в результате эволюции теории управления и возникновении системы менеджмента качества, и представляет собой реинтеграцию отдельных операций в единые бизнес- процессы, их регламентацию с использованием различных методов (текстового, табличного, графического) и непрерывное совершенствование. Характерными особенностями бизнес-процесса являются наличие владельцев процесса, входов и выходов; создание продукта, представляющего ценность для потребителя; наличие «добавленной стоимости».
В работе систематизированы и охарактеризованы основные направления совершенствования управления бизнес-процессов, такие как методология непрерывного совершенствования, оптимизация и реинжирининг бизнес- процессов, а также такие новые направления как гринфилд, бенчмаркинг, проведена их сравнительная оценка и предложено для исследуемой компании в силу характерных особенностей ее функционирования применить методику системной оптимизации бизнес- процессов, отличающуюся от имеющихся положений комплексным подходом к процедурам моделирования и экономической целесообразностью проводимых изменений;
2. Установлено, что эффективность бизнес-процессов определяет ценность предложения компании, а также конкурентоспособность и эффективность используемой технологии, от которых зависит достижение всех целевых показателей. Механизм управления бизнес-процессами можно представить как совокупность организационно-распорядительных, координационных и мотивационных методов управления бизнесом, позволяющая своевременно реагировать на неопределенность внешней среды и обеспечивать высокий экономический результат функционирования основных и обеспечивающих бизнес-процессов и промышленного предприятия в целом. Выявление и регламентация ключевых бизнес- процессов, предполагает, их подразделение на четыре категории: основные, обеспечивающие, бизнес-процессы управления и развития. Моделирование и анализ процессов позволяют развить организацию, улучшить ее эффективность и качество работы в целях повышения удовлетворенности клиентов.
3. Рассмотрена методика идентификации бизнес-процессов, их декомпозиции до низших уровней, что позволяет представить каждый бизнес- процесс максимально детализировано. Моделирование бизнес- процессов предполагает формирование состава функций бизнес-процессов, определение границ и организационной ответственности подразделений, взаимодействия бизнес-процессов между собой. Построение модели процесса позволяет устранить дублирование операций и неэффективное распределение должностных обязанностей.
Проведенные исследования совершенствования управления бизнес- процессами предприятий позволили сделать следующие выводы:
1. Любой оптимизации бизнес-процессов предшествует отбор процессов, которые нуждаются в совершенствовании на основе анализа их эффективности путем оценки таких критериев как важность, проблемность и затратоемкость бизнес-процесса. Для указанных целей возможно применять поэтапное сопоставление бизнес-процессов с критическими факторами успеха для определения степени вклада в достижение стратегических целей компании. Степень проблемности бизнес-процессов определяется с точки зрения соответствия их желаемого и текущего состояния, а выявление барьеров для оптимизации охарактеризует возможность и стоимость проведения изменений бизнес-процессов.
Для исследуемого предприятия была применена комплексная диагностика оценки качества бизнес-процессов определения важности,
проблемности и возможности проведения изменения бизнес- процессов. Было выявлены бизнес-процессы, для которых необходима оптимизация - П5 «Закупки» и П10 «Производство», П8 «Управление финансами».
2. Предложена оптимизация бизнес-процесса «Закупки», основанная на алгоритме отбора поставщиков по критерию максимального качества и минимальной цены, а также на предоставлении дополнительной информации о средних ценах на материалы и сырье за последние три года, что позволяет исключить факты злоупотребления непосредственными исполнителями при принятии решения о закупке.
3. Для других бизнес-процессов было принято решение отложить оптимизацию, ввиду нецелесообразности, так как она будет дорогой и скорее всего не принесет положительных результатов в кратко- и среднесрочной перспективе.
Таким образом, проведенный анализ позволяет увидеть, над какими бизнес-процессами следует производить изменения, какие процессы стоит оставить до тех пор, пока не появится новых путей решения проблем. По многим бизнес-процессам компания ведет постоянную оптимизацию, данные изменения являются зачастую небольшие, их влияние зачастую сложно заметить, но тут работает эффект накопления, со временем от количества таких изменений будет заметный эффект.



1. Аакер Д.А. Стратегическое рыночное управление [Текст]. Пер. с англ. Под ред. Ю..Н. Каптуревского. - СПб: Питер, 2002. - 544 е.: ил. - (серия «Теория и практика менеджмента».
2. Абдикеев, H. М. Реинжиниринг бизнес-процессов [Текст]: учебник / H. М. Абдикеев, Т. П. Данько, С. В. Ильдеменков, А. Д. Киселев. - М.: Экс-мо, 2007. - 592 с.
3. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебник для студ. вузов (гриф УМО) /под ред. Позднякова В. Я. - М.: Инфра-М, 2009. - 617 с. - (Высшее образование).
4. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие [Текст] /Под ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. - М.: Омега-Л, 2008. - 408 с.
5. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования [Текст] /Б.Андерсен - М.: РИА «Стандарты и качество», 2008.
6. Анисимов, Ю. П. Управление бизнес-процессами выпуска новой продукции [Текст]: Монография /Ю. П. Анисимов, Ю. В. Журавлев, C.B. Шапошникова; под ред. Ю. П. Анисимова. - Воронеж: Воронеж, гос. технол. акад.,2003. - 456 с.
7. Бабушкин, В., Белова, С. О бизнес-процессах и их инжиниринге [Электронный ресурс] /http://www.inter-solar.ru/st_0014.htm
8. Баутин, В.М. Социальное партнерство инвесторов как фактор решения социально-экономических проблем региона / В.М. Баутин, М.В. Филатова, C.B. Олейников // Вестник ВГТА. Серия экономика и управление, 2009, №4. С. 31-34
9. Беккер, Й. Менеджмент процессов [Текст]. / Й. Беккер, JI. Вилков, В. Таратухин, М. Кугелер, М. Роземанн - М.: Эксмо, 2008.
10. Бобылева, А.З. Финансовый менеджмент: проблемы и решения: учеб. пособие. [Текст] -М.: Дело, 2007.
11. Богомолова, И.П. Механизмы адаптивного управления корпоративными структурами. Монография [Текст] /И.П.Богомолова, J1.T. Печеная- Воронеж: Тип. «ИСТОКИ», 2007. - 240 с.
12. Богомолова, И.П. [Текст] Адаптивное развитие предприятий на основе инноваций (на примере предприятий винодельческой отрасли) [Текст]: монография /И.П. Богомолова, Е.И. Кривенко. -Воронеж: Истоки, 2009. -182 с.
13. Большой юридический словарь [Текст] / под ред. А. В. Малько. - М.: Проспект, 2009. - 704 с.
14. Бородин А.И. Методология и инструментальные средства для проведения реинжиниринга. [Текст] / А.И.Бородин. // Менеджмент в России и за рубежом. №3, 2003, С.37-45
15. Веснин, В.Р. Менеджмент: Учебник [Текст]. - М.: ТД «Элит- 2000», 2003. -546 с... 100


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ