Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСНОВАНИЯ МИНИМАЛИЗМА В WEB-ДИЗАЙНЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Работа №192670

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы82
Год сдачи2024
Стоимость5820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
Введение 3
1 Концептуальные основания минимализма 14
1.1 Минимализм как реакция на постмодерн 14
1.2 Минимализм как реакция на информационное общество 26
2 Минимализм в web-дизайне 37
2.1 Особенности минимализма в web-дизайне 37
2.2 Сочетание пользы и красоты в минимализме в web-дизайне 64
Заключение 72
Список используемой литературы 76

Актуальность
Темой моего исследования является анализ такого направления web- дизайна как минимализм и обоснование его возникновения в рамках социально-философского подхода. Актуальность данного исследования объясняется несколькими факторами. Во-первых, сам интерес к дизайну как объекту научного исследования связан с тем, что современное общество огромное внимание уделяет визуальной составляющей, например, логотипам, сайтам и т.д. И зачастую человек обращает своё внимание именно на визуализацию, таким образом, с самого начала человек попадает в определенную культурную среду и окружен продуктами дизайна, в котором преобладают знаковые системы как средства коммуникации. Дизайн становится способом гармонизации окружающей среды, средством организации массовых коммуникаций и культурой потребления 1. Во-вторых, актуальность данного исследования тесно связана с быстро меняющимся миром и его феноменами, с цифровизацией и компьютеризацией, так как именно в контексте информационного общества дизайн приобретает новые смыслы. Постоянное развитие СМИ, технических средств обучения и т.д. несут за собой изменения способов получения, распространения и применения информации, оказывая влияние на тренды дизайна . И, в-третьих, дизайн как феномен проникает во все сферы человеческой жизни и является междисциплинарным феноменом, который приобретает универсальный мировоззренческий характер, что в свою очередь, делает его одним из значимых свидетельств истории развития духа человечества. Через анализ дизайна возможно прийти к пониманию общества и его культуры .
Обращение именно к минимализму связано с тем, что данное направление в дизайне имеет множество применений и размытые границы определения. Сложно даже сказать, кто именно ввел данный термин: музыкант Стив Райх приписал критику Майклу Найману изобретение этого термина и его применение к музыке в 1970-х годах; его коллега Филип Гласс принял Тома Джонсона за создателя этого термина. Однако, искусствовед Барбара Роуз уже применила этот термин (вместе с собственной концепцией «ABC-art») к музыке Янга и хореографии Театра танца Джадсона осенью 1965 года. Затем Б. Роуз приписывает официальное введение этого термина статье Воллхейма в январе 1965 года в журнале Arts Magazine. Д. Джадд использовал этот термин, описывая работу Морриса в марте 1964 года. Единственное, что мы может утверждать в данном случае, что термин «минимализм» привлек внимание общественности в 1960-е годы и постепенно вытеснил другие конкурирующие ярлыки . Именно происходящие события, художественные движения положили начало минимализму, как философской и художественной концепции, так как в более ранних культурах были иные ценности, ресурсы были ограничены, искусство наполнялось изобилием украшений и декораций, что противоречит основной идеи минимализма «меньше значит больше».
Определения минимализма варьируются от частного до широкого, от временного до технического и единственное, что можно утверждать так это то, что минимализм обозначает что-то минимальное то, что настолько уменьшено, что нет ничего, что могло бы быть меньше. Таким образом, минимализм часто ассоциируется с чем-то неясным и упрощенным. Однако, минимальное искусство кажется упрощенным только в том случае, если следствие рассматривается без рассмотрения причины: минимализм - это не только набор практик, но и образ мышления, который подчеркивает важное качество минималистской перспективы: она привлекает внимание к крайностям . И стоит отметить, что выбор именно социально-философского анализа для исследования дизайна и его тенденций связан с тем, что дизайн играет роль всеобщего средства проектирования в современной материальной культуре. Вещественная культура становится ключевым элементом в процессе эстетизации и семантизации всех сфер жизни, сохраняя при этом свою функциональность. Дизайн в современном обществе отвечает за формирование материальной культуры и коммуникации , объединяя в себе красоту и функциональность. Минимализм, в свою очередь, является убежищем от ненужных предметов, избытка информации и хаоса, помогая сконцентрироваться на важном. Таким образом, в современном дизайне мы можем найти ряд ответов на современные проблемы философии.
Актуальность данного исследования также тесно связана с тем, что минимализм отражает также такую идею как функционализм в дизайне, то есть к вопросу о взаимоотношениях полезного и прекрасного. До сих пор нет однозначного ответа о соотношении и приоритетности полезности и красоты в дизайне, а также о влиянии эстетики на удобство использования или полезность элементов . Некоторые исследователи пытаются преодолеть данный дуализм, например Д. Гелернтер представил концепцию, в которой так называемая «красота машины» включает в себя как полезность элементов, так и положительные эмоции, которые приносит использование данной «машины». Красота машины создается за счет сочетания мощности и простоты. Таким образом, красота - это нечто большее, чем просто чувство, которое нужно измерить; это объяснение внутреннего качества «инструментальности», которое излучает «хороший» дизайн . Таким образом моя работа позволить ответить на вопрос о роли функционализма в минималистично web-дизайне.
И наконец, исследовать обращение к минимализму наиболее удобно будет на примере web-дизайна, так как в современном мире можно предположить, что минималистский стиль стал одним из общепринятым языком web-дизайна, по мере роста популярности среди основной аудитории. В исследовании, проведенном в 2015 году командой Google и AnswerLab, было проанализировано взаимодействие пользователей из Чикаго и Сан-Франциско с мобильными версиями сайтов. Участники оценивали удобство использования сайтов, и исследование показало, что пользователи предпочитают простоту и наглядность элементов интерфейса, включая краткое меню, простые элементы и минимальное количество полей для заполнения. .
Однако, как и во многих других отраслях искусства и дизайна, определение явлений и тенденций в web-дизайне в значительной степени зависит от субъективных толкований экспертов в этой области. Даже тот факт, что минималистские дизайны сайтов в современности распространены, мнения дизайнеров разделяются относительно того, что определяет интерфейс как минималистичный . В результате, я смогу не только продемонстрировать истоки минимализма через исследование его философских предпосылок, но и продемонстрировать каким образом минималистичный стиль воплощается в web-дизайне.
Степень разработанности темы
В своей работе я обращаюсь к исследователям постмодерна Ж. Бодрийяр , Ж. Лиотар , Р. Барт , а также к исследователям информационного общества Э. Гидденс , М. Кастельс , Э. Тоффлер .
Также я опираюсь на статьи и учебные пособия, рассматривающие дизайн и философию дизайна: книги Д. Норманна «Дизайн привычных вещей» и М. Белецкого «Дизайн и современность» , в которых поднимается вопрос о современном дизайне и его влиянии на повседневную жизнь человека, Д. Норманн анализирует, как дизайн влияет на пользовательский опыт и как создание удобных и функциональных предметов может улучшить нашу жизнь, а М. Белецкий исследует более широкий контекст современного дизайна, обсуждая его социальные, культурные и экономические аспекты; К. М. Кантор и его работа «Правда о дизайне» , в которой рассматривается дизайн в качестве проектной и практической деятельности человека; учебные пособия по философии дизайна А. И. Лойко, Е. К. Булыго, Е. Б. Якимович и Т. Ю. Быстровой .
Также, для моей работы значимы исследования посвященные минимализму: статьи Г. В. Мелихова «Философский минимализм» , В. Н. Хлопотниковой «Минимализм: «Искусство первичных структур»« , М. Н. Бакуменко «Философско-эстетические приоритеты минимализма: между авангардом и постмодернизмом» , А. А. Ролдугиной «Предпосылки и дальнейшее развитие минимализма» , в которых авторы рассматривают философские и эстетические аспекты минимализма, проводят анализ искусства,
дизайна, архитектуры и философии минимализма, обсуждая его влияние на восприятие и понимание окружающего мира; статья К. О. Абубекеровой, Н. А Гуровой «Минимализм в дизайне и web-дизайне» , посвященная прикладному применению минимализма при конструировании сайтов; а также работы Х. Обендорфа «Минимализм создает простоту» , где он исследует, как простота может привести к эффективности и удобству использования, К. Мейер «К определению минимализма: Принципы минималистичного визуального
дизайна в web-интерфейсах» , в которой автор акцентирует свое внимание на применении минимализма в web-дизайне, обсуждая принципы и методы создания минималистичных визуальных интерфейсов. Рассмотрение различных стилей в web-дизайне и их особенностей представлено в работах К. Клонингера , Н. Ж. Ганижевой .
Функционализм становится предметом рассмотрения в следующих работах: статьи И. И. Крысенко И. И. «Функциональный дизайн как
направление художественно-проектной культуры» , в которой анализируется функциональное проектирование как течение дизайнерской деятельности, З. Суан и др. «Исследование функционализма в художественном дизайне на фоне новой эры» , где рассматривается современный дизайн с точки зрения функций, которые он выполняет, и автореферат О. В. Пигулевского «Функционализм и минимализм в современной культуре» , посвященный взаимосвязи функционализма и минимализма.
Вопрос о соотношении красоты и пользы исследуется в работах Д. Х. Гелернтера «Красота машин: элегантность и сердце технологии» , в которой автор утверждает, что в современности для создания качественного дизайна необходимо уметь выражать технологии через ее красоту; а также в статье П. А. Валюта «Соотношение красоты и пользы в дизайне» , утверждающей о необходимости стремления к гармонии между красотой и пользой в современном дизайне.
Таким образом, тема моего исследования является малоизученной в связи с тем, что написано мало работ, которые рассматривали бы минимализм в web- дизайне с позиции критики постмодерна и информационного общества и связывали бы его с функционализмом.
Объект и предмет исследования:
Объект исследования - социально-философские основания стиля минимализма в современной культуре.
Предмет исследования - социально-философские основания стиля «минимализм» в современном web-дизайне.
Цель и задачи
Цель данного исследования заключается в прояснении границ и оснований стиля минимализм в web-дизайне с точки зрения социальнофилософского анализа.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Показать, каким образом стиль минимализма становится убежищем для человека в современном обществе, посредством изучения особенностей постмодерна и анализа минимализма как критики постмодерна.
2. Задать временные границы термина минимализм XX-XXI веками, а также сформулировать смысловые основания минимализма посредством проведения исследования информационного общества и проверкой предположения, что минимализм является следствием (то есть реакцией) на информационное общество.
3. Обозначить границы стиля минимализма в web-дизайне, что позволит на конкретных примерах продемонстрировать релевантность полученных в первых двух задачах результатов.
4. Выявить отличия стилей минимализма и классицизма через рассмотрение соотношения пользы и красоты в этих двух стилях.
Методы
В своем исследовании я использую следующие методы - историкофилософская и концептуальная реконструкции и интерпретация для первых двух задач, а также общенаучные методы анализа, синтеза и компаративного анализа для выполнения всех задач работы.
Новизна
Новизна данного исследования заключается в междисциплинарности, а в частности в выявлении связи эстетических идей ХХ-ХХ1 века с цифровыми технологиями современного мира на примере минимализма в web-дизайне. Подобных попыток не было предпринято ранее. Существуют отдельные работы посвященные функционализму и минимализму, и социально-философскому подходу к ним, однако акцент исследования на web-дизайне, а также обоснование тезиса, что минимализм является реакцией на постмодерн и информационное общество, делается впервые.
Проблема
К проблеме я подхожу с двух сторон.
В-первых, интересен вопрос о том, кто является основными потребителями этого стиля, то есть на удовлетворение чьих потребностей он направлен? Можем ли мы говорить о том, что минимализм - это стиль для людей XX-XXI века, которые перегружены информацией, но для которых она же выступает наивысшей ценностью? Или же никаких потребностей кроме функциональных минимализм не закрывает? Если ответ на первый вопрос будет положительным, мы можем зафиксировать минимализм как симптом современного общества.
Во-вторых, я еще раз обращусь к тому, что несмотря на популярность минималистичных web-интерфейсов, эксперты по дизайну расходятся во мнениях относительно того, что именно определяет интерфейс как минималистичный? В результате, без уточнения границ понятия невозможно прогнозировать его возможное развитие, а также исследовать как одно из значимых направлений в дизайне.
В общем, виде проблема может быть сформулирована в виде следующего вопроса - Каковы границы и смысловые основания стиля минимализма?
В рамках данной работы я буду рассматривать только один аспект этого вопроса - а именно каковы границы и смысловые основания стиля минимализма в Web-дизайне с точки зрения социально-философского анализа?
По моему мнению, именно социально-философский анализ сможет не только задать границы стиля, но и дать выход на более широкую перспективу значения минимализма для современного человека.
Теоретическая значимость исследования
Исследование основ минимализма в web-дизайне с социальнофилософским анализом имеет высокую теоретическую значимость в современном мире, так как в условиях информационного общества пользователи все чаще сталкиваются с огромным информационным потоком. Моя работа позволяет понять, какие ценности и принципы лежат в основе создания простых, функциональных и лаконичных пользовательских интерфейсов. Такой анализ также помогает рассмотреть вопрос о последствиях излишества информации, визуальном шуме и перегруженности контентом, которые являются распространенными проблемами современности. Таким образом, исследование основ минимализма в web-дизайне с учетом социальнофилософского анализа способствует более глубокому пониманию взаимосвязи между дизайном, человеческим восприятием и социокультурным контекстом. И наконец, данная работа вносит вклад в разработку теоретических оснований прикладного дизайна.
Практическая значимость исследования
Исследование о границах стиля минимализма в web-дизайне значимо для разработчиков и дизайнеров, работающих над созданием сайтов. Минимализм в дизайне позволяет создавать понятные и приятные визуальные решения, которые обычно легче воспринимаются пользователями и создают положительный пользовательский опыт. Рекомендации, сформулированные в результате исследования, могут быть использованы дизайнерами для разработки качественных сайтов, которые будут не только эстетически привлекательными, но и удобными в использовании, функциональными, а также основанными на значимых теоретических основаниях. Это способствует улучшению пользовательского опыта и увеличению привлекательности сайтов для посетителей, что может повысить их эффективность и конверсию. Таким образом, практическая значимость исследования заключается в возможности определить оптимальные границы стиля минимализма в web-дизайне, что поможет повысить качество создаваемых сайтов и сделать их более привлекательными и удобными для пользователей.
Положение выносимое на защиту
Минимализм как стиль в web-дизайне является реакцией на постмодерн и информационное общество, отвечая потребностям современного человека и защищая его от «шума», переизбытка информации и т.д., что в дальнейшем проявляется в принципах минималистичного дизайна.
Апробация
Выступление на XXV Международной конференции молодых ученых Актуальные проблемы социальных наук (21-22 апреля 2023 г.), публикация в сборнике по итогам конференции. Выступление на XXVI Международной конференции молодых ученых Актуальные проблемы социальных наук (26-27 апреля 2024 г.).
Структура работы
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на 4 параграфа (по два параграфа в каждой главе), заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, подводя итог своей работе, я отмечу, что минимализм сложно трактовать однозначно, поэтому из двух возможных вариантов понимания данного феномена - минимализм как принцип существования, минимализм как направление в искусстве и философии - я сосредоточусь именно на второй концепции, так как именно данное рассмотрение выбранного мною феномена возможно в контексте анализа характеристик минимализма как дизайнерского стиля. Для того, чтобы определить минимализм я обращаюсь к постмодерну и информационному обществу, так как именно происходящие события второй половины XX века, художественные движения положили начало минимализму, как философской и художественной концепции, так как в более ранних культурах были иные ценности, ресурсы были ограничены, искусство наполнялось изобилием украшений и декораций, что противоречит идеи минимализма «меньше значит больше».
В контексте постмодерна минимализм критикует его по нескольким характеристикам. Во-первых, минимализм возникает в ответ на перенасыщенность формами, знаками и предметами, которая характерна для современного общества. Минималисты стремятся создавать произведения, не вдохновленные идеями деконструкции постмодерна, а ориентированные на воздействие на аудиторию, независимо от ее опыта, сосредоточенные на конструкции и лишенные эмоций, что помогает освободиться от иллюзорного пространства. Работы минималистов ограничивают свободу интерпретации, устанавливая четкие правила для создания конечного продукта. о-вторых, простые объекты минимализма проникают сквозь символическое пространство, указывая на иллюзорность стремления к симулякрам. В-третьих, постмодернизм ограничивает коммуникацию и самовыражение за счет смешения существующих идей для восстановления целостности, в то время как минимализм предлагает уникальные концепции, удовлетворяющие потребности личности в коммуникации, духовном развитии и культурных аспектах. На основании этого я предполагаю, что минимализм выступает в качестве убежища для современного человека.
В контексте информационного общества минимализм может помочь обеспечить быстрый и простой доступ к ключевым сведениям, уменьшая необходимость в излишних деталях и сконцентрировавшись на сути. Также в связи с развитием сетевой связанностью и количеством информации, пользователи могут ценить простоту и эффективность восприятия информации. Минималистичный дизайн помогает сделать информацию более доступной и легкой для понимания в условиях быстротечной связанности. В информационном обществе требуется адаптивный и функциональный дизайн, который соответствует разнообразным потребностям пользователей и позволяет эффективно использовать мобильные устройства и цифровые технологии. Минимализм в дизайне способствует созданию универсального и адаптивного пользовательского интерфейса.
Ограничив стиль минимализм именно XX - XXI веками, так как этот стиль значим именно для современных людей, которые перегружены информацией и для которых она же и является одной из важных ценностей, что позволяет предположить, что минимализм выступает таким симптомом современного общества.
Говоря о минимализме в web-дизайне, я делаю вывод о том, что он отличается использованием отрицательного пространства, фото или видео, плоских узоров и текстур, а также ограниченной цветовой палитрой и действий пользователя. Указанные характеристики и есть фундамент
минималистического дизайна - минимальность средств, минимальность смысла, минимализм конструкции, обеспечивая функциональность и эстетику в восприятии сайта. В данном контексте также можно отметить, что для минимализма будет значимо обращение к функционализму, который предоставляет возможность каждого элемента выполнять большое количество функций. Потребность в простоте объясняется желанием людей видеть дизайнерские вещи наиболее простыми, естественными, понятными и легкими для восприятия.
Таким образом, минимализм в web-дизайне, основанный на функциональной красоте, помогает преодолеть дуализм красоты и пользы, создавая дизайн, который является одновременно привлекательным и практичным для пользователей, что возможно благодаря способности минимализма упрощать, фокусировать и оптимизировать. Путем устранения излишеств и лишних деталей минималистичный подход создает привлекательный визуальный образ, который при этом является функционально ориентированным и удобным для пользователя. Фокус на сущности и ясность коммуникации позволяют минимализму создавать дизайн, который не только привлекателен, но и удобен в использовании, что в итоге предоставляет качественное взаимодействие для пользователей web-сайтов. Причем, связь технологий и ценностей в стиле минимализм в web-дизайне наталкивает на мысль о том, что для современного дизайна будет характерно выстраивание произведений исходя скорее из машинной логики, а не из логики человека, как это было характерно для классического стиля.
Таким образом, подводя итог своей работе, я предполагаю, что минимализм как стиль в web-дизайне является реакцией на последствия постмодерна и информационного общества, отвечая потребностям современного человека и его убежищем от шума, переизбытка информации и т.д., что в дальнейшем проявляется в принципах минималистичного дизайна.
Исходя из моего исследования можно дать конкретные рекомендации, которые дают возможность преодолеть дуализм красоты и пользы следующими способами:
• при помощи проектирования с учетом пользовательских потребностей, то есть дизайн должен быть ориентирован на обеспечение удобства использования и решение конкретных задач пользователей.
• при помощи упрощения и визуальной ясности минимализм позволяет снизить визуальный шум и лишние элементы, чтобы сосредоточиться именно на том, что важно для пользователя. Это создает дизайн, который одновременно является привлекательным и удобным в использовании.
• акцент на структурной красоте, так как минималистичный дизайн может быть красивым благодаря ясной структуре, правильному балансу элементов и использованию пространства. Это обеспечивает гармонию и привлекательность, сохраняя при этом удобство для пользователя.
• форма должна быть подчинена функции. Это позволяет создавать изящный и привлекательный дизайн, в то же время сохраняя прагматичность и простоту в использовании.



1. Абубекерова К. О., Гурова Н. А. Минимализм в дизайне и web-дизайне // Вестник дизайнерского образования. - 2016. - С. 7.
2. Андреева Е.Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины XX - начала XIX века. - СПб. : Азбука-классика, 2007. - 488с.
3. Бакуменко М. Н. Документальный видеомузыкальный театр Стива Райха в контексте коммуникативных поисков минимализма : автореф. дис. ... канд. иск. / М. Н. Бакуменко. - Новосибирск, 2012. - 24 с.
4. Бакуменко М. Н. Философско-эстетические приоритеты минимализма:
между авангардом и постмодернизмом // Идеи и идеалы. - 2011. - №2. - С. 140-152. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofsko-esteticheskie-prioritety- minimalizma-mezhdu-avangardom-i-postmodernizmom (дата обращения:
20.09.2023).
5. Балюта П. А. Соотношение красоты и пользы в дизайне // Омский научный вестник. - 2013. - №. 5 (122). - С. 268-270.
6. Барт Р. Семантика вещи. - М., 2003. - С.416-426.
7. Белецкий М. Дизайн и современность // Advertology. - [Б.м.], 2006. - URL: http://www.advertology.ru/article31001.html (дата обращения 18.04.2024) .
8. Бодрийяр Ж. Эстетика иллюзий и эстетика утраты иллюзий // Gtmarket. - URL: https://gtmarket.ru/library/articles/3090 (дата обращения 12.11.2022).
9. Бородаев Д. Тенденции возникновения и развития стилей в Веб-дизайне //
Библиотека Интернет Индустрии I2R. - [Б.м.], 2005. - URL:
http://www.i2r.ru/static/255/out_23054.shtml (дата обращения 18.04.2024).
10. Быстрова Т. Ю. Философия дизайна : учеб.-метод. пособие. -
Екатеринбург, 2015. - 128 с.
11. Гайд по направлениям и стилям в веб-дизайне // Web-valley. - [Б.м.], 2020-2024. - URL: https://web-valley.ru/articles/stili-veb-dizajna (дата обращения 18.04.2024).
12. Ганижева Н. Ж. Стили сайтов в web-дизайне // Проблемы научнопрактической деятельности. поиск и выбор инновационных решений. - 2022. - С. 5-6.
13. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. - М. : Академический Проект, 2005. - 528 с.
14. Джеймисон Ф. Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма. - М. : Изд-во Института Гайдара, 2019-- 808 с.
15. Евстафьев Д. Г. Кризис современного информационного общества как отражение кризиса глобального мира //Свободная мысль. - 2021. - №. 1 (1685). - С. 163-176.
...53


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ